» » Юлия гледко - общее землеведение. Землеведение

Юлия гледко - общее землеведение. Землеведение
Мильков Ф.Н. Общее землеведение: Учеб. для студ. географ. спец. вузов. - M.: Высш. шк., 1990. - 335 c.
ISBN 5-06-000639-5
Скачать (прямая ссылка): obsh_zemleveden.pdf Предыдущая 1 2 > .. >> Следующая
Общее землеведение принадлежит к числу фундаментальных географических наук. Его нельзя рассматривать как введение в физическую географию.
По существу, это методологическое вступление в мир географии в целом. Учение о географической оболочке - та призма, которая помогает определить географическую принадлежность изучаемых предметов, процессов и целых научных дисциплин. Например, земная кора, если изучать только ее физические свойства, представляет собой предмет геофизики; земная кора с точки зрения ее состава, строения и развития изучается геологией; и та же земная кора как структурная часть географической оболочки исследуется географией, точнее, общим землеведением. To же самое относится к атмосфере, изучением которой занимается геофизическая наука метео-
1 Гагарин Ю. Вижу Землю. M., 1971. С. 56.
5

рология. Однако ее нижние слои (тропосфера), входящие в географическую оболочку, служат носителями климата и изучаются одной из отраслевых географических дисциплин - климатологией. Принципы и методы изучения географической оболочки как целостной динамической системы являются сквозными для всех других физико-географических наук - страноведческих и отраслевых. Системный же подход с анализом взаимосвязей между структурными частями объекта, широко используемый при установлении закономерностей общего землеведения, сохраняет свое значение во всех подразделениях не только физической, но и экономической географии.
Современная география, подобно биологии, химии, физике и другим фундаментальным наукам, представляет сложную систему обособившихся в разное время научных дисциплин. Какое же место занимает общее землеведение в системной классификации географических наук? Отвечая на этот вопрос, сделаем одно пояснение. У каждой науки различаются объект изучения и предмет изучения. При этом предмет изучения науки становится объектом изучения целой системы наук на более низкой классификационной ступени. Таких классификационных ступеней - таксонов - четыре: цикл, семейство, род, вид (рис. 1).
Вместе с географией в цикл наук о Земле входят биология, гео-югия, геофизика, геохимия. У всех этих наук один объект изучения- Земля, но каждая из них имеет свой предмет изучения. У биологии это органическая жизнь, у геохимии - химический состав Земли, у геологии - ее недра, а у географии - земная поверхность как неразрывный комплекс естественного и социального происхождения. На уровне цикла мы видим предметную сущность единства географии, о чем давно уже писал В. А. Анучин (1960). Географию обособляет в цикле наук о Земле не один предмет изучения, но и основной метод - описательный. Старейший и общий для всех географических наук описательный метод продолжает усложняться и совершенствоваться вместе с развитием науки. В самом названии география (от греч. ge-Земля и grapho - пишу), заключен и предмет и основной метод исследования этой науки.
География на уровне цикла - это нерасчлененная география, родоначальница всех других географических наук. Она изучает наиболее общие закономерности и нерасчлененной называется потому, что ее выводы одинаково распространяются на все последующие подразделения географической науки.
Семейство географических наук образуют физическая и экономическая география, страноведение, картография, история и методология географической науки. Все они имеют один объект изучения - земную поверхность, предметы же изучения -разные. Предметом изучения физической географии служит географическая оболочка Земли, экономической географии - хозяйство и население в форме территориальных социально-экономических систем. Науки
6

[,Ландшафтная] сфера
Ландшафтное страноведение Общее ландшафт оведение Морфология ландшафтов Картирование ландшафтов Геофизика ландшафта Геохимия I ландшафта 1 Биофизика ландшафта
Вид ландшафтоведч еоких наук
Рис. 1. Место общего землеведения в системной классификации географических
наук
7

географического семейства в той или иной мере связаны с науками других семейств цикла наук о Земле. Физическая география немыслима без знания основ геологии, биологии, геофизики. Особенно далекие «внецикловые» взаимосвязи свойственны экономической географии - общественной науке, опирающейся во многом на законы политической экономии. И все же теснее всего она связана с физической географией, своей «соседкой» по семейству наук. Приходится сожалеть, что в недалеком прошлом было затрачено много усилий не на поиски системных взаимосвязей физической географии с экономической, а на их различия, даже противопоставление, что вело к разрыву этих близких наук.
Наиболее полное выражение синтез физической географии с экономической находит в страноведении. На уровне семейства оно имеет общегеографический - триединый (природа, население, хозяйство) - характер. Одни из лучших страноведческих монографий этого типа - «Киргизия» (1946) С. Н. Рязанцева, «Центральная Европа» Э. Мартонна (1938), «Северная Америка» А. Боли (1948), «Индия и Пакистан» О. Спейта (1957).
В семействе географических наук особое место занимает история и методология географической науки. Это не традиционная история географических открытий, а история географических идей (разумеется, на фоне расширявшихся географических открытий), история становления современных методологических основ географической науки. Первый опыт создания лекционного курса по истории и методологии географической науки принадлежит Ю. Г. Ca-ушкину (1976).

Семейство географических наук образуют физическая и экономическая география, страноведение, картография, история и методология географической науки. Все они имеют единый объект - земную поверхность, но разные предметы: физическая география - географическая оболочка Земли, экономическая - хозяйство и население в форме территориальных социально-экономических систем. Страноведение - синтез физической и экономической географии, на уровне семейства оно носит общегеографический триединый (природа, население, хозяйство) характер.

В семействе географических наук особое место занимает история и методология географической науки. Это не традиционная история географических открытий, а история географических идей, история становления современных методологических основ географической науки. Первый опыт создания лекционного курса по истории и методологии географической науки принадлежит Ю.Г. Саушкину (1976).

Род физико-географических наук представлен общим землеведением, ландшафтоведением, палеогеографией и частными отраслевыми науками. Эти разные науки объединяет один объект изучения - географическая оболочка; предмет же изучения каждой из наук специфичен, индивидуален - это какая-либо одна из структурных частей или сторон географической оболочки (геоморфология - наука о рельефе земной поверхности, климатология и метеорология - науки, изучающие воздушную оболочку, формирование климатов и их географическое распространение, почвоведение - закономерности образования почв, их развитие, состав и закономерности размещения, гидрология - наука, изучающая водную оболочку Земли, биогеография изучает состав живых организмов, их распространение и формирование биоценозов). Задача палеогеографии - изучение географической оболочки и динамики природных условий в прошлые геологические эпохи. Предметом изучения ландшафтоведения является тонкий, наиболее активный центральный слой ГО - ландшафтная сфера, состоящая из природно-территориальных комплексов разного ранга. Предметом изучения общего землеведения (ОЗ) являются структура, внутренние и внешние взаимосвязи, динамика функционирования ГО как целостной системы.

Общее землеведение - фундаментальная наука, изучающая общие закономерности строения, функционирования и развития ГО в целом, ее компонентов и природных комплексов в единстве и взаимодействии с окружающим пространством-временем на разных уровнях его организации (от Вселенной до атома) и устанавливающую пути создания и существования современных природных (природно-антропогенных) обстановок, тенденции их возможного преобразования в будущем. Другими словами, общее землеведение - это наука или учение о той окружающей человека среде, где осуществляются все наблюдаемые нами процессы и явления и функционируют живые организмы.

Географическая оболочка в настоящее время сильно изменилась под воздействием человека. В ней сосредоточены области наивысшей хозяйственной активности общества. Сейчас ее уже невозможно рассматривать без учёта воздействия человека. В связи с этим в работах географов стало формироваться представление о сквозных направлениях (В.П. Максаковский, 1998). В общем землеведении как фундаментальной науке особенно выделена важность данных направлений. Во-первых, это гуманизация, т.е. поворот к человеку, всем сферам и циклам его деятельности. Гуманизация - новое мировоззрение, утверждающее ценности общечеловеческого, общекультурного достояния, поэтому география должна рассматривать связи «человек - хозяйство - территория - окружающая среда».

Во-вторых, это социологизация, т.е. повышение внимания к социальным аспектам развития.

В-третьих, экологизация - направление, которому в настоящее время придаётся исключительно важное значение. Экологическая культура человечества должна включать навыки, осознанную необходимость и потребность соизмерять деятельность общества и каждого человека с возможностями сохранения позитивных экологических качеств и свойств окружающей среды.

В-четвертых, экономизация - направление, характерное для многих наук.

В системе фундаментального географического образования курс общего землеведения выполняет несколько важных функций:

  • 1. Этот курс вводит будущего географа в его сложный профессиональный мир, закладывая основы географического мировоззрения и мышления. Процессы и явления рассматриваются в системной связи между собой и с окружающим пространством, тогда как частные дисциплины вынуждены изучать их, прежде всего, отдельно друг от друга.
  • 2. Землеведение - это теория географической оболочки как целостной системы, являющейся носителем географической и иной информации развития материи, что имеет принципиальное значение для географии в целом и позволяет использовать положения землеведения в качестве методологической основы географического анализа.
  • 3. Землеведение служит теоретической базой глобальной экологии, которая сосредоточивает усилия на оценке текущего состояния и прогнозирования ближайших изменений географической оболочки как среды существования живых организмов и обитания человека с целью обеспечения экологической безопасности.
  • 4. Землеведение является теоретической базой и основой эволюционной географии - огромного блока дисциплин, исследующих и расшифровывающих историю возникновения и развития нашей планеты, ее окружения и пространственно-временную неоднородность геологического (географического) прошлого. Общее землеведение обеспечивает правильность понимания прошлого, аргументированность причин и следствий современных процессов и явлений в географической оболочке, корректность их анализа и переноса на аналогичные события былого.
  • 5. Землеведение - это своеобразный мост между географическими знаниями, навыками и представлениями, полученными в школьных курсах, и теорией ГО.

В настоящее время концепция землеведения, которая сложилась как системное учение о целостном объекте - ГО, заметно трансформировалась - от познания фундаментальных физико-географических закономерностей к исследованию на этой основе «очеловеченной» природы с целью оптимизации природной среды (природно-антропогенной) и управления процессами, в том числе, обусловленными человеческой деятельностью и ее последствиями на планетарном уровне .

Развитие общего землеведения как науки неотделимо от развития географии. Поэтому задачи, стоящие перед географией, являются в той же мере и задачами общего землеведения.

Всем наукам, в том числе и географии, свойственны три ступени познания:

  • · сбор и накопление фактов;
  • · приведение их в систему, создание классификаций и теорий;
  • · научный прогноз, практическое применение теории.

Задачи, которые ставила перед собой география, по мере развития науки и человеческого общества изменялись.

Античная география в основном имела описательную функцию, занималась описанием вновь открытых земель. Эту задачу география выполняла до Великих географических открытий 16-17 вв. Описательное направление в географии не потеряло своего значения и в настоящее время. Однако в недрах описательного направления зарождалось другое направление - аналитическое: первые географические теории появились в античное время. Аристотель (философ, учёный, 384-322 до н.э.)- основоположник аналитического направления в географии. Его труд «Метеорологика», по существу курс общего землеведения, в котором он говорил о существовании и взаимном проникновении нескольких сфер, о круговороте влаги и образовании рек за счёт поверхностного стока, об изменениях земной поверхности, морских течениях, землетрясениях, зонах Земли. Эратосфену (275-195 до н.э.) принадлежит первое точное измерение окружности Земли по меридиану - 252 тыс. стадий, что близко к 40 тыс. км.

Большую и своеобразную роль в развитии общего землеведения сыграл древнегреческий астроном Клавдий Птолемей (ок. 90-168 н.э.), живший в период расцвета Римской империи. Птолемей различал географию и хорографию. Под первой он подразумевал «линейное изображение всей ныне известной нам части Земли, со всем тем, что на ней находится», под второй - подробное описание местностей; первая (география) имеет дело с количеством, вторая (хорография) - с качеством. Птолемеем были предложены две новые картографические проекции, его заслуженно считают «отцом» картографии. «Руководство по географии» (в основе геоцентрическая система мира) Птолемея из 8 книг завершает античный период в развитии географии.

Средневековая география основывается на догмах церкви.

В 1650 году в Голландии Бернхард Варений (1622 - 1650) публикует «Всеобщую географию» - труд, с которого можно вести отсчёт времени общего землеведения как самостоятельной научной дисциплины. В нем нашли обобщение результаты Великих географических открытий и успехи в области астрономии, опирающейся на гелиоцентрическую картину мира (Н. Коперник, Г. Галилей, Дж. Бруно, И. Кеплер). Предмет географии, по Б. Варению, составляет земноводный круг, образованный взаимопроникающими друг в друга частями - землёй, водой, атмосферой. Земноводный круг в целом изучает всеобщая география. Отдельные области - предмет частной географии.

В 18 - 19 вв., когда мир был в основном открыт и описан, на первое место вышли аналитическая и объяснительная функции: географы анализировали накопленные данные и создавали первые гипотезы и теории. Через полтора столетия после Варения развёртывается научная деятельность А. Гумбольдта (1769 - 1859). А. Гумбольдт - учёный-энциклопедист, путешественник, исследователь природы Южной Америки - представлял природу как целостную, взаимосвязанную картину мира. Величайшая заслуга его состоит в том, что он вскрыл значение анализа взаимосвязей как ведущей нити всей географической науки. Пользуясь анализом взаимосвязей между растительностью и климатом, он заложил основы географии растений; расширив диапазон взаимосвязей (растительность - животный мир - климат - рельеф), обосновал биоклиматическую широтную и высотную зональность. В своем труде «Космос» Гумбольдт сделал первый шаг к обоснованию взгляда на земную поверхность (предмет географии) как особую оболочку, развивая мысль не только о взаимосвязи, но и о взаимодействии воздуха, моря, Земли, о единстве неорганической и органической природы. Ему принадлежит термин «жизнесфера», по своему содержанию аналогичный биосфере а также «сфера разума», получивший много позже название ноосфера.

В одно время с А. Гумбольдтом работал Карл Риттер (1779 - 1859), профессор Берлинского университета, основатель первой кафедры географии в Германии. К Риттер ввел в науку термин «землеведение», стремился количественно оценить пространственные соотношения между различными географическими объектами. К. Риттер был чисто кабинетный учёный и, несмотря, на большую известность его трудов по общему землеведению, природоведческая часть их неоригинальна. Землю - предмет географии - К. Риттер предлагал рассматривать как жилище рода человеческого, однако решение проблемы природа - человек вылилось в попытку совместить несовместимое - научное естествознание с богом.

Развитие географической мысли в России в 18 - 19 вв. связано с именами крупнейших учёных - М.В. Ломоносова, В.Н. Татищева, С.П. Крашенинникова В.В. Докучаева, Д.Н. Анучина, А.И. Воейкова и др. М.В. Ломоносов (1711 - 1765) в отличие от К. Риттера был организатором науки, великим практиком. Он исследовал солнечную систему, открыл атмосферу на Венере, изучал электрические и оптические эффекты в атмосфере (молнии). В труде «О слоях земных» учёный подчеркнул важность исторического подхода в науке. Историзм пронизывает все его творчество, независимо от того, говорит ли он о происхождении чернозёма или о тектонических движениях. Законы формирования рельефа, изложенные М.В. Ломоносовым, до сих пор признаются учёными-геоморфологами. М.В. Ломоносов является основателем МГУ.

В.В. Докучаев (1846 - 1903) в монографии «Русский чернозём» и А.И. Воейков (1842 - 1916) в монографии «Климаты земного шара, в особенности России» на примере почв и климата вскрывают сложный механизм взаимодействия компонентов географической оболочки. В конце 19 ст. В.В. Докучаев приходит к важнейшему теоретическому обобщению в общем землеведении - закону мировой географической зональности, он считает зональность всеобщим законом природы, который распространяется на все компоненты природы (в том числе и неорганические), на равнины и горы, сушу и море.

В 1884 г. Д.Н. Анучин (1843 - 1923) в МГУ организует кафедру географии и этнографии. В 1887 г. кафедру географии открывают в Петербургском университете, год спустя - в Казанском. Организатором кафедры географии в Харьковском университете в 1889 г. стал ученик В.В. Докучаева А.Н. Краснов (1862 - 1914), исследователь степей и зарубежных тропиков, создатель Батумского ботанического сада, в 1894 г. стал первым в России доктором географии после публичной защиты диссертации. А.Н. Краснов говорил о трёх чертах научного землеведения, отличающих его от старой географии:

  • · научное землеведение ставит задачей не описание разрозненных явлений природы, а отыскание взаимной связи и взаимной обусловленности между явлениями природы;
  • · -научное землеведение интересует не внешняя сторона явлений природы, а их генезис;
  • · -научное землеведение описывает не неизменную, статичную природу, а природу изменяющуюся, имеющую свою историю развития .

Дарлинг, Муррей

Модуль Землеведение

Введение. Общее землеведение в системе географических дисциплин.

·Общее землеведение в системе географических наук.

·История географических исследований. Великие географические открытия.

·Географическая оболочка и ее компоненты.

1. Общее землеведение в системе географических дисциплин .

География – древняя и вечно юная наука, хорошо знакомая по школьному курсу. В ней неувядаемая романтика странствий удивительным образом сочетается с особым, глубоко научным видением мира. Едва ли найдется другая наука, которую в равной степени интересовали бы вода и суша, рельеф Земли и атмосферные процессы, живая природа и территориальная организация жизни и деятельности людей. Синтез этих знаний и характеризует современную географию.

Современная география – система взаимосвязанных наук, подразделяющихся прежде всего на науки физико-географические и экономико-географические.

Физико-географические науки (физическая география) относятся к наукам естественным, изучающим природу.

Объектом изучения физической географии является комплексная или , сформировавшаяся в результате соприкосновения, взаимопроникновения и взаимодействия литосферы, гидросферы, атмосферы и организмов. По-другому, ГО - географическая оболочка Земли это арена сложного взаимодействия и переплетения самых различных явлений и процессов живой и неживой природы, человеческого общества . В силу этого объект географии отличается от объектов других наук своей комплексностью, разнообразной системной организацией.

Знание общепланетарных географических закономерностей необходимо для понимания особенностей любой части планетарного комплекса, для расчета, учета, прогноза и регулирования воздействий общества на ГО.

Изучением участков ГО, составляющих ее природный комплекс, измененных и не измененных деятельностью людей, занимается раздел общего землеведения – ландшафтоведение. Общее землеведение и ландшафтоведение неразрывно связаны: предмет их изучения – природный комплекс. Иногда ландшафтоведение путают с физическим страноведением, которое занимается изучением участков ГО в «случайных границах», например, административных. Особого, своего предмета исследования физическое страноведение не имеет. Страноведческие работы важны тем, что они дают физико-географические сведения об определенной территории, необходимые практике.

Изучением компонентов ГО занимаются частные (компонентные) физико-географические науки. К ним относятся:

Геоморфология (от греч. geо – «Земля», morphe – наука, изучающая верхнюю, воздействующую с другими компонентами ГО часть литосферы . Результатом этого воздействия является рельеф земной поверхности. Изучает разнообразные формы рельефа, их происхождение и развитие.

Климатология (от греч. кlima – «наклон», logos – «учение») – наука о закономерностях формирования и развития в пространстве и времени воздушных масс атмосферы в результате их взаимодействия с другими компонентами ГО.

Океанология комплексная наука о Мировом океане как специфической части ГО Земли.

Гидрология наука о природных водах Земли – гидросфере . В узком смысле – наука о водах суши, исследующая разнообразные водные объекты (реки, озера, болота) с качественной и количественной характеристикой их положения, происхождения, режима в зависимости от состояния других компонентов ГО.

Почвоведение наука об особом материальном теле Земли – почве . Почва – реальное проявление взаимодействия всех компонентов ГО.

Биогеография синтетическая наука, которая выявляет закономерности географического распределения организмов и их сообществ, исследует их экосистемную организацию .

Гляциология – (от лат. glacies – «лед» и греч. logos – «учение») и

мерзлотоведение (геокриолитология) – науки об условиях возникновения, развития и формах различных наземных (ледники, морские льды, снежники, лавины и т.д.) и литосферных (вечная мерзлота, подземное оледенение) льдов.

Для понимания современного состояния ГО, всех составляющих ее природных комплексов необходимо знание истории их развития. Этим и занимаются палеогеография и историческая география.

Палеогеография и историческая география науки, исследующие тенденции развития географических объектов в прошлом.

Если «общее землеведение» наука естественная, то экономическая география относится к общественным наукам, т.к. изучает структуру и размещение производства, условия и особенности его развития в различных странах и районах.

На стыке географии со смежными науками возникают новые направления: медицинская, военная, инженерная география.

Географические исследования немыслимы без применения карт, картографирования.

Карта, методы ее создания и использования составляют предмет изучения самостоятельной географической науки картографии.

2. История географических исследований.

Землю открывали сообща. Самая первая документально подтвержденная экспедиция была организована женщиной.

Царица Хатшепсут – в истории Древнего Египта отправила корабли в страну благовоний – Пунт (ок. 1493 – 1492 гг. до н.э.).

Долгое время мореплавание оставалось исключительно прибрежным, т.к. единственным орудием движения было весло.

Около 1150 -1000 гг. до н.э. греки познакомились с Черным морем. Уже в 8 веке до н.э. они открыли Колхиду, основали 1-е колонии.

Начиная с 8 века финикияне регулярно плавали к островам Блаженных (Канарские острова), добывали красители из особого вида лишайника и из смолы драконового дерева.

Около 525 г. до н.э. они попытались заселить западное побережье Африки (финикияне – первооткрыватели Африки). Их беспримерное плавание вокруг Африки из Красного моря в Средиземное было повторено лишь через 2000 лет.

4 век до н.э. Общеупотребительными стали 2 части света: Европа и Азия (Ассия), связанные с ассирийскими терминами «эреб» - закат, и «асу» - восход. Третью известную часть света греки назвали Ливией. Римляне, завоевав Корфаген (2 в. До н.э.), назвали свою провинцию «Afrika», т.к. там обитало берберское племя афригии («афри» - пещера).

Большинство античных географов говорили, что Земля шарообразна, вопрос о размерах вызывал споры (Эратосфен 276 – 195 гг. до н.э. – длина окружности – 252 тыс. стадий, Посийдоний – 180 тыс. стадий).

На карте Эратосфена были нанесены параллели с различными промежутками, соответствующими климатическим зонам (они были вычислены по продолжительности уже схематично).

Весь земной шар был поделен на 5 или 9 широтных поясов: экватор – необитаемый, вследствие жары, два полярных – также необитаемых, вследствие холода, и лишь 2 промежуточных пояса – умеренны и обитаемы.

Полагали, что обитаемая часть суши окружена единым беспредельным Мировым океаном (Страбон).

Постепенно, по истечении веков, античная идея о шарообразности Земли была заменена на библейскую: Земля – диск, закрепленный под водами и покрытый хрустальным небосводом.

Начиная с 8 века килевые корабли норманнов (викингов) бесстрашно бороздили Норвежское, Балтийское, Северное, Баренцево моря, Бискайский залив. Они проникали в Белое, Каспийское, Средиземное, Черное моря, грабили и разоряли поселения. Они захватывали Британские острова, укрепились в Нормандии, терроризировали Францию, создали норманнское государство в Сицилии, 2 столетия держали в страхе всю Европу.

Они открыли Исландию (ок. 860 г.), в 981 г. Достигли берегов Гренландии и в 1000 г. – берегов Америки.

Гренландия была открыта Эриком Рыжим. Лейф Эриксон открыл Америку.

В середине 14 века началось сильное похолодание. Произошло угасание гренландских колоний.

Норманнам удалось проникнуть внутрь Америки до Великих озер и верховьев Миссисипи. По полному праву в 1887 г. в Бостоне был воздвигнут памятник Лейфу Эриксону – как первооткрывателю Америки.

Открытия норманнов не привлекли внимания ученых, как и незамеченные путешествия арабов.

Марроканца Ибн Батуту часто называют «величайшим путешественником всех времен до Магеллана. За 24 года (1325-1349) по суше и морю прошел около 120 тыс. км. Его ценнейший труд – книга по описанию посещенных им городов и стран.

Карты арабских географов Идриси (ок. 1150 г.) и Ибн аль-Варди (13 в.) свидетельствуют о присутствии там Скандинавии, Балтийского моря, Ладожского и Онежского озер, Двины, Днепра, Дона, Волги. Идриси показал Енисей, Байкал, Амур, Алтайские горы, Тибет, страну Син и страну Инд.

Через 3 с лишним столетия португальцы обогнули мыс Доброй Надежды, доказав, что Индийское море – часть Мирового океана (тогда появилось очертание 3-го материка – Африки).

Юлия Александровна Гледко

Общее землеведение: учебное пособие

Допущено

Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов учреждений высшего образования по специальностям «География (по направлениям)», «Гидрометеорология», «Космоаэрокартография», «Геоэкология»


Рецензенты:

кафедра физической географии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка» (доцент кафедры физической географии кандидат географических наук О. Ю. Панасюк);

декан факультета естествознания, доцент кафедры географии и охраны природы учреждения образования «Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова» кандидат педагогических наук, доцент И.Н. Шарухо

Введение

Общее землеведение – это отрасль географии, изучающая закономерности структуры, функционирования, динамики и эволюции географической оболочки на разных территориальных уровнях: глобальном, континентальном, зональном, региональном, локальном. Роль общего землеведения в системе географических наук уникальна. Представления землеведения (зональность, целостность, системность, эндогенное и экзогенное происхождение ряда форм рельефа и т. д.) играют ведущую роль в формировании гипотез о строении внешних оболочек других планет Солнечной системы, определяющих программы их исследования с помощью космических средств. Большинство наук о Земле опираются на базисные представления землеведения о взаимосвязях атмосферы, гидросферы, растительности и рельефа, суши и океанов, различных природных зон.

Общее землеведение – основа географического образования, его фундамент в системе географических наук. Наиболее важной задачей дисциплины является изучение географической оболочки, ее структуры и пространственной дифференциации, основных географических закономерностей. Эта задача обусловливает теоретическое содержание дисциплины. Наиболее общим для географии является закон географической зональности, поэтому в курсе общего землеведения прежде всего рассматриваются факторы, формирующие географическую оболочку и основную ее структурную особенность – горизонтальную (широтную) зональность. Законы целостности, эволюции, круговоротов вещества и энергии, ритмичности рассматриваются для всех сфер географической оболочки с учетом экологических условий.

Концепция землеведения, которая сложилась как системное учение о целостном объекте – географической оболочке – главным образом на протяжении XX в., в настоящее время приобретает дополнительную основу в виде космического землеведения, изучения глубинного строения Земли, физической географии Мирового океана, планетологии, эволюционной географии, исследования окружающей среды, ее сохранения для человечества и всего биологического многообразия. В связи с этим направленность общего землеведения заметно трансформировалась – от познания фундаментальных географических закономерностей к исследованию на этой основе «очеловеченной» природы с целью оптимизации природной среды и управления процессами, в том числе обусловленными человеческой деятельностью и ее последствиями, на планетарном уровне.

Современным направлением землеведения является создание единой интегрированной цифровой модели географической оболочки, подобной уже существующим моделям климатической системы, океанов, подземных вод и др. Ставится задача моделирования отдельных оболочек с целью постепенной интеграции их в единую модель планеты. Ключевым в построении данной модели в отличие от моделирования климата, океанов, оледенения является включение человеческой деятельности как основной силы, изменяющей географическую оболочку и в то же время зависящей от изменений, в ней происходящих. Перспектива создания такой модели заключается в широком использовании компьютерных технологий, развитии геоинформационных систем разного профиля и назначения, разработке новых принципов и средств сбора, обработки, хранения и передачи данных. Возникает необходимость во все большем объеме привлекать новые источники информации: аэрокосмические съемки, автоматические наблюдения с наземных и морских станций. Использование материалов аэрокосмических съемок позволяет получить новые фундаментальные знания о строении и развитии географической оболочки, организовать мониторинг геосистем разного ранга, обновить фонды топографических и тематических карт, а также создавать новые картографические документы научного и прикладного значения.

Представления и модели землеведения, существующие в настоящее время, наиболее ярко проявляются в процессе решения глобальных проблем, затрагивающих интересы всего человечества. Так, с концепциями землеведения связаны проблемы загрязнения атмосферы и гидросферы, включая переход локальных воздействий в глобальные, структурно-динамические изменения, происходящие в литосфере, нарушение регуляторной функции биоты и т. д.

Таким образом, спектр стоящих перед землеведением теоретических и практических задач огромен: исследование эволюции географической оболочки Земли; изучение истории взаимодействия природы и общества; анализ стихийных катастрофических природных явлений в их связи с хозяйственной деятельностью человека; разработка сценариев для моделирования отдельных оболочек с целью объединения их в единую модель планеты, прогнозирование глобальных изменений с учетом связей в системе «природа – население – хозяйство».

Место общего землеведения в системной классификации географических наук

1.1. Общее землеведение в системе географических наук

Географией называется комплекс тесно связанных между собой наук, который делится на четыре блока (Максаковский, 1998): физико-географические, социально-экономико-географические науки, картографию, страноведение. Каждый из этих блоков, в свою очередь, подразделяется на системы географических наук.

Блок физико-географических наук состоит из общих физико-географических наук, частных (отраслевых) физико-географических наук, палеогеографии. Общие физико-географические науки делятся на общую физическую географию (общее землеведение) и региональную физическую географию.

Все физико-географические науки объединяет общий объект исследования. Большинство ученых пришли к единому мнению о том, что все физико-географические науки изучают географическую оболочку. По определению Н.И. Михайлова (1985), физическая география – наука о географической оболочке Земли, ее составе, структуре, особенностях формирования и развития, пространственной дифференциации.

Географическая оболочка (ГО) – сложная внешняя оболочка Земли, в пределах которой происходят интенсивные взаимодействия минеральной, водной и газовой сред (а после возникновения биосферы – и живого вещества) под воздействием космических явлений, прежде всего солнечной энергии. Единой точки зрения по поводу границ географической оболочки среди ученых не существует. Оптимальными границами ГО являются верхняя граница тропосферы (тропопауза) и подошва зоны гипергенеза – граница проявления экзогенных процессов, в пределах которых находится основная масса атмосферы, вся гидросфера и верхний слой литосферы с живущими или жившими в них организмами и следами человеческой деятельности (см. тему 9).

Таким образом, география не является наукой о Земле вообще (такая задача была бы непосильной для одной науки), а изучает только определенную и довольно тонкую ее пленку – ГО. Однако и в этих пределах природа изучается многими науками (биология, зоология, геология, климатология и др.). Какое же место занимает общее землеведение в системной классификации географических наук? Отвечая на этот вопрос, необходимо сделать одно пояснение. У каждой науки различаются объект и предмет изучения (объект науки – конечная цель, к которой стремится любое географическое исследование; предмет науки – ближайшая цель, задача, стоящая перед конкретным исследованием). При этом предмет изучения науки становится объектом изучения целой системы наук на более низкой классификационной ступени. Таких классификационных ступеней (таксонов) четыре: цикл, семейство, род, вид (рис. 1).

Вместе с географией в цикл наук о Земле входят геология, геофизика, геохимия, биология. Объектом всех этих наук является Земля, но предмет изучения у каждой из них – свой: для географии это земная поверхность как неразрывный комплекс естественного и социального происхождения; для геологии – недра; для геофизики – внутреннее строение, физические свойства и процессы, происходящие в геосферах; для геохимии – химический состав Земли; для биологии – органическая жизнь.

Курс предназначен для желающих получить начальные сведения о том, чем занимается географическая наука в целом.

Землеведение - раздел науки естествознания, в которую входят геология и биология. Изучает наиболее общие закономерности строения и развития географической оболочки Земли, её пространственно-временную организацию, круговорот вещества и энергии и т. д.

Данный термин был введен немецким географом К. Риттером в первой половине XIX века.

Введение, определение предмета

Землеведение - одна из фундаментальных географических наук. Задачей общего землеведения является познание географической оболочки как динамической структуры, ее пространственная дифференциация. Следует понимать, что по сути своей землеведение это прелюдия к «настоящей» географии. Учение о географической оболочке - та призма, которая позволяет определить принадлежность тех или иных предметов и явлений к сфере интересов географии. Так, составные части географической оболочки изучаются отраслевыми науками, в частности земная кора - геологией, однако как составная часть географической оболочки она является предметом изучения землеведения; итак, землеведение - наука о наиболее общих закономерностях географической оболочки. Общее землеведение тесно связано с ландшафтоведением, поскольку предметом изучения ландшафтоведения является ландшафтная сфера Земли - наиболее активная часть географической оболочки, состоящая из природно-территориальных комплексов (ПТК) различного ранга. Объединение идей землеведения и ландшафтоведения возможно при применении регионального подхода, ввиду избранного масштаба (не отдельный ландшафт, но и не вся географическая оболочка) - это нашло отражение в появлении физико-географического страноведения (к примеру, С. Н. Рязанцев «Киргизия» (1946 г.), А. Боли «Северная Америка» (1948 г.) и др.).

Литература по курсу

  1. Бобков В. А., Селиверстов Ю. П., Черванев И. Г. Общее землеведение. С.Петербург, 1998.
  2. Геренчук К. И., Боков В. А., Черванев И. Г. Общее землеведение. М.: Высшая школа, 1984.
  3. Ермолаев М. М. Введение в физическую географию. Л.: Изд. ЛГУ, 1975.
  4. Калесник С. В. Общие географические закономерности Земли. М.: Мысль, 1970.
  5. Калесник С. В. Основы общего землеведения. М.: Учпедгиз, 1955.
  6. Мильков Ф. Н. Общее землеведение. М.: Высшая школа, 1990.
  7. Шубаев Л. П. Общее землеведение. М.: Высшая школа, 1977.

Происхождение Земли и Солнечной системы

Солнечная система

Согласно современным научным представлениям, формирование Солнечной системы началось около 4,6 млрд лет назад с гравитационного коллапса небольшой части гигантского межзвёздного молекулярного облака. Большая часть вещества оказалась в гравитационном центре коллапса с последующим образованием звезды - Солнца. Вещество, не попавшее в центр, сформировало вращающийся вокруг него протопланетный диск, из которого в дальнейшем сформировались планеты, их спутники, астероиды и другие малые тела Солнечной системы.

Земля сформировалась около 4,54 млрд лет назад из протопланетарного диска пыли и газа, оставшегося после формирования Солнца.

Ядро планеты стремительно сжималось. Из-за ядерных реакций и распада радиоактивных элементов в недрах Земли выделялось так много тепла, что образующие её горные породы плавились: более легкие вещества, богатые кремнием отделились в земном ядре от более плотных железа и никеля и образовали первую земную кору. Спустя примерно миллиард лет, когда Земля существенно охладилась, земная кора затвердела и превратилась в прочную внешнюю оболочку нашей планеты, состоящую из твердых горных пород.

Остывая, Земля выбрасывала из своего ядра множество различных газов. В состав первичной атмосферы входили пары воды, метан, аммиак, углекислый газ, водород и инертные газы. В состав вторичной атмосферы - метан, аммиак, углекислый газ и водород. Часть водяных паров из атмосферы конденсировалась при охлаждении, и на Земле начали возникать океаны.

Предположительно 4 млрд лет назад, интенсивные химические реакции привели к возникновению самовоспроизводящихся молекул, и в течение полумиллиарда лет появился первый живой организм - клетка. Развитие фотосинтеза позволило живым организмам напрямую накапливать солнечную энергию. В результате в атмосфере стал накапливаться кислород, а в верхних слоях - формироваться озоновый слой. Слияние мелких клеток с более крупными привело к развитию сложных клеток. Настоящие многоклеточные организмы, состоящие из группы клеток, стали всё больше приспосабливаться к окружающим условиям.

Поверхность планеты постоянно менялась континенты появлялись и разрушались, перемещались, сталкивались и расходились. Последний суперконтинент распался 180 миллионов лет назад.

Общие статистические сведения

Площадь Земли:

  • Поверхность: 510,073 миллионов км²
  • Суша: 148,94 миллионов км²
  • Вода: 361,132 миллионов км²

70,8 % поверхности планеты покрыто водой, и 29,2 % занимает суша.

Строение Земли

Модель Земли в разрезе

Земля имеет слоистое внутреннее строение. Она состоит из твёрдых силикатных оболочек и металлического ядра. Внешняя часть ядра - жидкая, а внутренняя - твёрдая. Геологические слои Земли по глубине от поверхности:

  • Земная кора - это верхний слой Земли. От мантии она отделена границей с резким повышением скоростей сейсмических волн - границей Мохоровичича. Толщина коры колеблется от 6 км под океаном, до 30-50 км на континентах, соответственно, различают два типа коры - континентальная и океаническая. В строении континентальной коры выделяют три геологических слоя: осадочный чехол, гранитный и базальтовый. Океаническая кора сложена преимущественно породами основного состава, плюс осадочный чехол.
  • Мантия - это силикатная оболочка Земли, сложенная преимущественно перидотитами - породами, состоящими из силикатов магния, железа, кальция и т. д. Мантия составляет 67 % всей массы Земли и около 83 % всего объёма Земли. Она простирается от глубин 5 - 70 километров ниже границы с земной корой, до границы с ядром на глубине 2900 км.
  • Ядро - наиболее глубокая часть планеты, находящаяся под мантией Земли и, предположительно, состоящая из железо-никелевого сплава с примесью других сидерофильных элементов. Глубина залегания - 2900 км. Средний радиус сферы - 3,5 тыс. км. Разделяется на твердое внутреннее ядро радиусом около 1300 км и жидкое внешнее ядро радиусом около 2200 км, между которыми иногда выделяется переходная зона. Температура в центре ядра Земли достигает 5000 °C, плотность около 12,5 т/м3,давление до 361 ГПа. Масса ядра - 1,932·10 24 кг.

Географическая оболочка

Географическая оболочка - целостная и непрерывная оболочка Земли, в пределах которой соприкасаются, взаимно друг в друга проникают и взаимодействуют литосфера, гидросфера, нижние слои атмосферы и биосфера или живое вещество. Географическая оболочка включает в себя всю толщу гидросферы, всю биосферу, в атмосфере простирается до слоя озона, в земной коре охватывает область гипергенеза. Наибольшая мощность географической оболочки - около 40 км (ряд ученых за верхнюю границу принимает тропопаузу, за нижнюю - подошву стратисферы. Географическая оболочка отличается от других частей планеты наибольшей сложностью состава и строения, наибольшим разнообразием в степени агрегированности вещества (от свободных элементарных частиц через атомы, ионы до сложнейших соединений) и наибольшим богатством разными видами свободной энергии. На Земле только в географической оболочке есть организмы, почвы, осадочные породы, разные формы рельефа, концентрируется солнечное тепло, существует человеческое общество. Понятие географической оболочки сформулировал А. А. Григорьев. Близкими по значению понятиями являются ландшафтная оболочка (Ю. К. Ефремов), эпигеосфера (А. Г. Исаченко). Следует отметить, что в последнее время ряд ученых выдвигает тезисы о фактическом отсутствии географической оболочки, ее теоретическом характере (ввиду якобы обнаруженного отсутствия поверхности Мохоровичича (анализ данных с Кольской сверхглубокой скважины) и некоторых других свидетельств), однако это мнение не является устоявшимся и представляется не вполне удовлетворительно обоснованным.

Структура географической оболочки - внутренняя организация вещественного состава и энергетических процессов географической оболочки, проявляющаяся в характере взаимосвязей и сочетаний между различными ее компонентами, в первую очередь в соотношении тепла и влаги. Важнейшей структурной чертой географической оболочки в целом является её территориальная географическая дифференциация, подчиненная законам зональности, секторности, высотной поясности.

Составные части географической оболочки:

  • Литосфера - внешняя сфера планеты, включающая земную кору до поверхности Мохоровичича.
  • Гидросфера - прерывистая водная оболочка Земли, располагающаяся между атмосферой и земной корой и представляющая совокупность океанов, морей, континентальных водных масс. Гидросфера покрывает 70,8 % земной поверхностей. Объем гидросферы - 1370,3 млн км³, что составляет 1/800 общего объема планеты. Из общей массы гидросферы 98,31 % сосредоточено в океанах и морях, 1,65 % - в материальных льдах приполярных областей и лишь 0,045 % в пресных водах рек, озер, болот. Химический состав гидросферы приближается к среднему составу морской воды. Гидросфера находится в постоянном взаимодействии с атмосферой, земной корой и биосферой.
  • Атмосфера - воздушная оболочка, окружающая земной шар и связанная с ним силой тяжести; принимают участие в суточном и годовом вращении Земли. Состав, движение и физические процессы в атмосфере являются предметом изучения метеорологии. Атмосфера не имеет четкой верхней границы; на высоте около 3000 км плотность атмосферы приближается к плотности вещества в межпланетном пространстве. В вертикальном направлении атмосферу подразделяют на: нижний слой - тропосферу (до высоты в 8-18 км), вышележащие - стратосферу (до 40-50 км), мезосферу (до 80-85 км), термосферу, или ионосферу (до 500-600 км, по другим данным - да 800 км), экзосферу и земную корону. Система движений атмосферы в общепланетном масштабе называется общей циркуляцией атмосферы. Практически единственный источник энергии атмосферных процессов - солнечная радиация. Из атмосферы, в свою очередь, уходит в космическое пространство длинноволновая радиация; между атмосферой и земной поверхностью происходит постоянный обмен теплом и влагой.
  • Биосфера - совокупность частей земных оболочек, находящихся под воздействием живых организмов и занятая продуктами их жизнедеятельности.