» » "три сестры": когда жизнь проходит мимо

"три сестры": когда жизнь проходит мимо

Источником конфликта в пьесе является мотив одиночества современного человека в своей семье, среди людей, которых он любит и которые любят его. Но это не физическое одиночество, когда никого нет рядом в прямом смысле. Это отсутствие родственной души, которая понимала бы все душевные настроения, которой были бы близки надежды и мечты.

В пьесе Чехова все герои - сестры Прозоровы, их брат Андрей, друзья их дома – разобщены и одиноки, несмотря на то, что они любят друг друга. Эти герои беспомощны: они не могут понять ни себя, ни окружающих.

Безусловно, в пьесе важное место занимают проблемы семьи и любви, именно вокруг них действуют все герои. Но все же главным для всех остается вопрос: «Как жить?» В первом действии звучат радостные слова Ирины: «Когда я сегодня проснулась, встала и умылась, то мне вдруг стало казаться, что для меня все ясно на этом свете, и я знаю, как надо жить». Но наивность этих слов выясняется уже в следующем действии: «…Но оказалось все вздор, вздор!».
Так же разочарована и Маша, но только в любви. Ей все казалось, что она нашла именно то, что нужно, нужного человека. О муже она говорит: «Он казался мне тогда ужасно ученым, умным и важным. А теперь уж не то, к сожалению». О Вершинине Маша отзывается: «Он казался мне сначала странным, потом я жалела его, … потом полюбила». А в конце пьесы она говорит: «Неудачная жизнь.. Ничего мне теперь не нужно…».

Сходны с этими словами и мысли Андрея: «Когда я женился, я думал, мы будем счастливы, все счастливы… Но боже мой... (плачет)». Свои мечты и у Ольги, которые тоже оказываются несбывшимися.

Растерянность, разочарование, осознание обманутости объединяет всех главных героев пьесы. Их разрозненные возгласы сливаются воедино: «как идет время», «что если бы начать жизнь снова», «как обманывает жизнь!», «жизнь промелькнула, как молния». Стремление сестер «В Москву! В Москву!» и его неосуществимость становятся в пьесе символом обманутых надежд.

Главные герои «Трех сестер» несчастливы, но смысл пьесы не сводится к изображению несчастливой жизни несчастных людей. Кстати, именно в этом обвиняла Чехова современная ему критика. Автор позволяет увидеть, глубоко проникнуть в причины несчастий своих героев. Своеобразие конфликта этой пьесе заключается в том, что, сталкивая разных героев или группы героев, автор настаивает, что все они связаны, хотя и скрытно.



Здесь многие герои одновременно и сами являются несчастными, и являются причиной несчастья других. Поэтому Наташа, Соленый, Чебутыкин, Кулагин не противостоят остальным героям. У каждого из них свое представление о счастье, своя жизненная программа. И каждый из них пытается донести свою «правду» до остальных.

Но другим эта «правда» кажется или смешной, или глупой, или странной. И встречает со стороны окружающих насмешку, или грубость, или равнодушие. Тузенбах говорит Ольге: «Такой вы вздор говорите, надоело вас слушать» на ее откровение о том, как она была бы счастлива не работать и выйти замуж. А когда Ольге о своей любви будет говорить Маша, уже Ольга назовет это глупостями. Тузенбах, мечтающий работать и найти взаимность у Ирины, постоянно наталкивается на ее холодность. Еще холоднее Ирина отвечает на признание Соленого в любви к ней.

И у остальных героев происходит такое же непонимание друг друга. Каждый поглощен своим взглядом на вещи, не способен понять точку зрения другого. В ответ на свои изменения или откровенность он встречает лишь насмешку или грубость.

Здесь автор говорит о мнимости священных для человека форм: о семье, о детях, об интеллигентской вере в труд, в страдания ради будущих поколений. Разговоры героев в пьесе о будущем, о смысле жизни, о необходимости веры в счастливое будущее находятся в контрасте с нелепостью их реального положения, с их повседневным поведением.

Именно здесь автор показывает проявление иронии жизни. Но к концу пьесы становится ясно, что все споры, мечты, надежды – это необходимая часть жизни этих людей. Вопреки всему им «хочется жить чертовски», «надо жить», «и хочется жить!». И пока остается у героев это желание жить, столь же естеств естественно для них и стремление верить, пытаться заглянуть в будущее.

Именно в этом и заключается своеобразие конфликта пьесы. Все сложные, общечеловеческие, казалось бы, неразрешимые конфликты между героями в конце пьесы сводятся к простому желанию - «Жить!». Это позитивное отношение к будущему особенно ценно в пьесе.
Барон Тузенбах обрусевший немец, родившийся в Петербурге, «холодном и праздном», - самый счастливый человек в пьесе. Он остро чувствует «рубежность», «переломность» настоящего времени и всем своим существом устремлен к надвигающейся «громаде», «здоровой, сильной буре», которая «сдует с нашего общества лень, равнодушие, предубеждение к труду, гнилую скуку».
В горячей убежденности Тузенбах в необходимости труда, последовательной, обязательной для каждого человека работы («Через каких-нибудь двадцать пять - тридцать лет работать будет уже каждый человек. Каждый!») сказывается его «немецкая» здоровая любовь к «порядку», к разумному устройству жизни, его вера в осмысленный, созидательный труд, преобразующий общество и человека. Тут обнаруживается близость образу Штольца («Обломов» И.А.Гончарова).
Тузенбах лишен скепсиса и не склонен смотреть на теперешнее состояние жизни как на безнадежное. Он считает, что и в будущем «жизнь останется все та же, жизнь трудная, полная тайн и счастливая». Ему в высшей степени присущ «дар проникновения в жизнь», дар любви к жизни, дар быть счастливым даже в безответном чувстве к Ирине. Ему понятна и близка ее «тоска по труде». И он не устает своим бодрым верованием в жизнь поддерживать душевные силы Ирины.
Тузенбах не только мечтает о «новой жизни», но и готовится к ней: выходит в отставку, выбирает работу инженера на кирпичном заводе и собирается, обвенчавшись с Ириной, уехать туда: «Я увезу тебя завтра, мы будем работать, будем богаты, мечты твои оживут. Ты будешь счастливой». Но нелепая, обычная, «всегдашняя» стычка с Соленым привела к дуэли. Прощание Т. с Ириной абсолютно лишено «преддуэльной лихорадки» (ср.: «Дуэль»Чехова, «Поединок» Куприна). Напротив, обычно мягкий, всегда примирительно настроенный Т. обнаруживает мужество и громадную «сосредоточенность спокойствия и боли» (П.А.Марков). Будто впервые увидев красоту окружающей природы, ощутив живой трепет осенних листьев, Тузенбах произносит слова, ставшие итогом его жизненной веры: «Какие красивые деревья и в сущности какая должна быть около них красивая жизнь!»

СОЛЁНЫЙ - центральный персонаж драмы А. П. Чехова "Три сестры» (1900). Штабс-капитан С. по типу характера, по строению психики относится к тем людям, которых принято называть тяжелыми. В его облике, поведении, в идущих вразрез с общим диалогом репликах, каком-то "ритуальном» опрыскивании рук и груди духами - есть какая-то "сочиненность», бросающаяся в глаза "неподлинность»; от застенчивости он сочинил себе образ "ужасно страшного человека», бретера и теперь вынужден его постоянно подтверждать и поддерживать. В критике отмечено его сходство с "подпольными» героями Достоевского (напр., Ганя Иволгин в "Идиоте»), проанализирован его "мещанский байронизм», дешевое подражание Лермонтову. "Случай С.» - это случай "идеи, попавшей на улицу», т. е. в голову плохо образованного, малокультурного человека, и приведшей к искажению его личности. "Он слишком мало образован и слишком мало поэт, чтобы подражать Лермонтову» (Вл. И.Не-мирович-Данченко). С. тяготит его ожесточенность, и, вероятно, ему хочется вырваться из того круга одиночества, в который он заключил себя. Ведь наедине с кем-нибудь, с тем же Тузенбахам, он бывает "и умен и ласков». С. надеется, что Ирина поможет ему разорвать этот круг: "Вам видна правда… Только вы одна можете понять меня». Но его любовь - такая же гнетущая и тяжелая, как и он сам, - пугает Ирину, и она холодно просит не говорить ей о любви. С. поклялся "всем святым», что "убьет соперника», - и сделал это. Действительно, "тараpa бумбия» какая-то: убит прекрасный человек, надежды милой интеллигентной женщины разбиты, а за С. теперь будет числиться уже не три, а четыре дуэли.
По словам Чехова, «ужасно трудно было писать «Трех сестер»». Ведь три героини, каждая должна быть на свой образец, и все три - генеральские дочки». Образованные, молодые, изящные, красивые женщины - «не три единицы, а три трети трех», одна душа, принявшая «три формы» (И.Ф.Анненский). В «триединстве» героинь - виртуозная трудность построения пьесы.
Время действия - время жизни сестер - показано Чеховым в разрывах: в «клочках», «отрывках», «случайностях». Весенний полдень первого акта; зимние сумерки второго; летняяночь, озаренная отблесками бушующего в городе пожара; и снова день, но уже осенний, прощальный - в четвертом действии. Из этих фрагментов, обрывков судеб возникает внутренняя, непрерывная в «подводном течении» пьесы «кантилена жизни чеховских героинь» (И.Н.Соловьева).
Сестрам дано острое чувство текучести жизни, идущей мимо или/и мнимо, проживаемой «начерно». Помимо воли и желания сестер она складывается «не так»: «Все делается не по-нашему» (Ольга); «Эта жизнь проклятая, невыносимая», «неудачная жизнь» (Маша); «Жизнь уходит и никогда не вернется», «Уходишь от настоящей прекрасной жизни, уходишь все дальше и дальше в какую-то пропасть» (Ирина). Течение жизни сестры воспринимают как «громадную инертную реку» Немирович-Данченко), уносящую лица, и мечты, и мысли, и чувствования в забвение, в исчезающее из памяти прошлое: «Так и о нас не будут помнить. Забудут».

Место действия - дом сестер Прозоровых, облагороженное ими пространство жизни, полное любви, нежности, душевной близости, надежд, тоски и нервного беспокойства. Дом возникает в пьесе как пространство культуры, жизни духа, как оазис человечности и «массы света» среди «душевной темноты» (ср. дом Турбиных в «Белой гвардии» М.А.Булгакова). Это пространство хрупко, проницаемо и беззащитно под напором торжествующей в лице Наташи провинциальной пошлости.
Развитие действия в пьесе связано с постепенным оскудением живой радости жизни у сестер Прозоровых, с нарастанием ощущения досадной неполноты бытия и с растущей жаждой понимания смысла проживаемой ими жизни, - смысла, без которого для них невозможно счастье. Чеховская мысль о праве человека на счастье, о необходимости счастья в человеческой жизни пронизывает изображение жизни сестер Прозоровых.
Ольга - старшая из сестер, служащая учительницей в гимназии, - живет с постоянным чувством усталости от жизни: «Чувствую, как из меня выходят каждый день по каплям силы и молодость». Она духовный остов дома. В ночь пожара, «мучительную ночь», когда О. кажется, что она «постарела на десять лет», она принимает на себя нервные срывы, признания, откровения и объяснения сестер и брата.

Она слышит, чувствует, воспринимает не только сказанное ими, но и невысказанную внутреннюю боль - поддерживает, утешает, прощает. А в совете Ирине «выходить за барона» прорывается и ее невысказанная мысль о замужестве: «Ведь замуж выходят не для любви, а только для того, чтобы исполнить свой долг». И в последнем действии, когда полк уходит из города и сестры остаются одни, она словами ободрения и утешения как бы раздвигает мрак сгущающейся духовной пустоты: «Музыка играет так весело, так радостно, и, кажется, еще немного, и мы узнаем, зачем мы живем, зачем страдаем…» Наперекор торжествующей, наглядной, расползающейся пошлости (сюсюкающая Наташа, ссутулившийся над коляской Андрей, всегда довольный Кулыгин, «тара-pa бумбия» Чебутыкина, которому давно «все равно») голос О. звучит тоскующим призывом: «Если бы знать, если бы знать…»
Маша - самая молчаливая из сестер. В 18 лет она вышла замуж за учителя гимназии, который представлялся ей «ужасно ученым, умным и важным». За свою ошибку (муж оказался «самым добрым, но не самым умным») М. расплачивается преследующим ее чувством пустоты жизни. Она носит драму в себе, сохраняя свою «обособленность» и «отдельность». Живя в высоком нервном напряжении, М. все чаще поддается «мерлехлюндии», но не «киснет», а только «сердится». Любовь М. к Вершинину, выраженная с отважной открытостью и страстной нежностью, восполнила мучительную для нее неполноту бытия, заставила искать смысл жизни, веру: «Мне кажется, человек должен быть верующим или должен искать веры, иначе жизнь его пуста, пуста…». Беззаконный роман М. с женатым человеком, отцом двух девочек, заканчивается трагически. Полк переводят из города, и Вершинин уезжает навсегда. Рыдания М. - предчувствие того, что жизнь опять станет «пустой»: бессмысленной и безрадостной. Преодолевая охватившее ее чувство душевного одиночества, М. заставляет себя верить в необходимость продолжения жизни. Уже сама жизнь становится для нее долгом по отношению к себе самой: «Мы останемся одни, чтобы начать нашу жизнь снова». Ее слова «Надо жить, надо жить» звучат в унисон с Ольгиными «Если бы знать, если бы знать…».

Ирина - младшая из сестер. Она купается в волнах любви и восхищения. «Точно на парусах», ее несет надежда: «Покончить все здесь и в Москву!» Ее жажда жизни питается мечтой о любви, о проявлении своей личности в труде. По прошествии трех лет Ирина работает на телеграфе, уставая от отупляющего безрадостного существования: «Труд без поэзии, без мыслей - это совсем не то, о чем я мечтала». Любви нет. А Москва - «снится каждую ночь», и забывается, «как по-итальянски окно или вот потолок».
В последнем акте И. - повзрослевшая, серьезная - решает «начать жить»: «выйти за барона», быть «верной, покорной женой», работать на кирпичном заводе учительницей. Когда глупая, нелепая гибель Тузенбаха на дуэли обрывает и эти надежды, И. уже не рыдает, а «тихо плачет»: «Я знала, я знала…» и вторит сестрам: «Надо жить».
Потеряв дом и близких, расставшись с иллюзиями и надеждами, сестры Прозоровы приходят к мысли о необходимости продолжения жизни как об исполнении нравственного долга перед нею. Смысл их жизни просвечивает сквозь все утраты - духовной стойкостью и противостоянием житейской пошлости.
ВЕРШИНИН - центральный персонаж драмы А.П.Чехова «Три сестры» (1900). Подполковник В., батарейный командир - тот самый русский человек, который, по его собственным словам, «с женой замучился… с домом замучился…», «терпит и только жалуется». Приходя с визитом к сестрам Прозоровым, В. оказывается в родном для него пространстве - душевной теплоты, культуры, врожденной дворянской деликатности. Он восхищается их «чудесною квартирой» и признается, что в жизни ему всегда не хватало именно такой квартиры - «с цветами, с массою света…». Проживающий свою жизнь «начерно», В. жалеет, что «молодость прошла», оставив ему умение терпеть тягости жизни и привычку «философствовать» по поводу и без повода. Его главная мысль о жизни, которую он не устает повторять, - это мысль о том, что «через двести-триста лет жизнь на земле будет невообразимо прекрасной, изумительной» и человек должен «предчувствовать ее, ждать, мечтать, готовиться к ней». На «теперешнюю жизнь» В. смотрит как бы из этого отдаленного будущего - как в перевернутый бинокль. Он убежден, что в настоящем счастье немыслимо, невозможно. И он не очень верит в способность Тузенбаха быть счастливым уже сейчас: «Счастья нет, не должно быть и не будет для нас».

Из жалоб, доверительных разговоров, споров и «философствований» неизвестно, как и почему пробилась прекрасная, высокая любовь Маши и озарила его жизнь счастьем. В. еще утверждает, что молодость прошла, еще упрямится и возвращается к мыслям о том, что будет «через двести-триста лет». Но его уже охватывает новое, особенное настроение: «Хочется жить чертовски…» В ночь пожара - «мучительную» ночь нервных срывов, душевного утомления - прекрасно и мощно звучит объяснение в любви Маши и В.: «Любви все возрасты покорны…» Эта любовь поколебала убежденный философский пессимизм В. Перед разлукой навсегда он «философствует» в последний раз: «Жизнь тяжела. Она представляется многим из нас глухой и безнадежной, но все же, надо сознаться, она становится все яснее и легче…»

Существует мнение, что люди делятся на две категории. Якобы есть счастливые люди, у которых не жизнь, а малина. Они богаты, удачливы, радостны и всегда пребывают в прекрасном настроении. Есть и другие люди, они постоянно несчастны, у них жизнь тяжела: нет денег, все не складывается, вокруг одни недоброжелатели, а о радости вообще нет речи. Большинство из нас, конечно, определяет себя где-то посредине, но все же с тяготением ко второй категории: жизнь время от времени подкидывает неприятности и в сердце поселяется боль, обида, страх, разочарование, депрессия. Как же, наконец-то, начать нормально жить и перейти в разряд "постоянно счастливых"?

Почему так тяжело жить? Почему жизнь часто несправедлива и неправильна?
Как изменить свою жизнь? Как начать жить нормально? Как жить полноценной жизнью?
Можно ли постоянно быть счастливым?

Человечество уже много столетий пребывает в погоне за несбыточной мечтой - за сытой, прекрасной, беззаботной жизнью, где нет места тяжестям, боли и страданиям, а есть только счастье и радость. Однако это устремление, каким бы чистым и прекрасным оно ни было, всегда наталкивается на реалии жизни, способные сразить наповал даже самого целеустремленного человека. Существует множество негативных факторов, которые время от времени, а случаются с каждым из нас, причем совершенно без нашего согласия.

Естественным продолжением размышлений на эту тему может стать вывод, что мол человеку на роду написано быть несчастным. Злой рок, злая судьба - как противовес счастью и радости - вот причина всех наших бед и несчастий. Якобы коварный Бог или злые-презлые сильные мира сего специально так задумали - устроить мир полный боли и страданий, порабощая человечество в цепкой хватке несчастья. Есть даже люди, которые в порыве собственных страданий начинают задумываться о суициде , как способе уйти от всех несчастий разом.

Можно, конечно, продолжать в этом тупике сидеть и страдать от несправедливости. А можно поискать другой угол зрения на страдания - ведь не может быть, чтобы они были совсем уж бессмысленными.

Почему жизнь бывает такой тяжелой?

Мы чувствуем жизнь на смене состояний. Мы не можем обойтись без сравнений. Невозможно себе представить жизнь в чисто белом пространстве, нашему глазу необходимо хотя бы пятнышко желтого, а еще лучше, контрастного - черного, чтобы понять расстояние, перспективу, оценить красоту, вообще зацепиться мыслью. И чем более выражена противоположность, тем больше есть нам от чего отталкиваться.

Если присмотреться, мы не найдем ни одного примера в жизни, чтобы к нему не было сравнительной категории, через которую мы и познаем его. Хотим или не хотим, любим или ненавидим, он нас раздражает или волнует. Весь мир существует вокруг нас именно в спектре возможностей, где есть свою плюс и свой минус. Скажем, существует богатство - но сам факт его существования возможен только лишь при условии наличия бедности. Человек богат только относительно другого, у которого нет такого количества денег. Его богатство выражается в чем-то: количестве денег, машин, домов, яхт - все это можно посчитать и понять противоположность. Если бы у всех людей был одинаковый, равный достаток, то и самого понятия богатство не существовало бы, как предмета без противоположности.

Нет на свете человека, которому постоянно, как манна небесная, на голову падают только прекрасные события. Каждый из нас живет в череде событий и каждому из нас предназначены какие-то нехватки, боли, переживания. Другое дело, что для одного проблемы другого выглядят маленькими и смешными, а проблемы третьего - неподъемными и страшными, но это лишь взгляд со стороны. А если абстрагироваться от собственной личностной оценки, то мы увидим, что каждый человек живет жизнь в переменных, от нехватки к наполнению. И жизнь любого человека может быть довольно тяжела.

На самом примитивном уровне такой принцип можно увидеть в пище и воде. Мы ощущаем вкус пищи, только если перед этим испытаем голод, нагуляем аппетит. Мы наслаждаемся вкусом воды, только если почувствуем жажду, желание пить. Когда мы сыты, то еда уже не кажется такой вкусной. Когда мы переели и сидим с набитым животом, самая лучшая еда будет нам противна и неприятна. Чтобы вновь наслаждаться пищей, всеми переливами ее вкуса, необходимо дождаться появления голода.

Но пища - это примитивный, можно сказать, животный пример. Если же говорить о всех других аспектах жизни, то наши желания, когда наполняются, увеличиваются. Очень красочно описал эту особенность человеческой психики Александр Сергеевич Пушкин в "Сказке о золотой рыбке". Желание возрастает и не всегда вовремя наполняется - от этого ощущение нехватки растет, нас давит тяжесть нашей жизни.

Собственно говоря, именно поэтому и развивается наш мир. Именно поэтому мы ездим в автомобилях и можем отправить телескоп к Плутону, сфотографировать его. Желания человечества начинались с самых малых величин: покушать, не мерзнуть, сохранить потомство и получить чуточку развлечений. Сегодня реализация этих желаний достигла невероятных размеров, но вслед за этим, по принципу пульсации, возросли и наши желания. Мы страдаем и страдаем очень сильно. Бóльших нехваток, чем наше поколение, человечество еще никогда не испытывало. В век производственного изобилия, самых разных развлечений, развития медицины и техники, мы все по отдельности невероятно страдаем.

Как начать жить нормально?

Для начала необходимо осознать, что сам факт существования ощущения тяжести жизни - это не проблема, а тот подстегивающий элемент, который создан для нашего развития. Все нехватки, все проблемы, все трагедии, которые происходят в нашей жизни, созданы лишь по одной причине - чтобы мы развивались. И чтобы, добравшись до цели, смогли прочувствовать радость от наполнения.

Проблема не в том, что жизнь тяжела, а в том, что мы не видим, куда нам идти, как добраться до противоположного состояния. Так происходит потому, что это самое противоположное состояние часто не очевидно, а скрыто. Например, всем известно ощущение страха - неприятное, сводящее с ума. Какая у него противоположность? На первый взгляд - это отсутствие страха. Сотни тысяч людей по всему миру ищут рецепт "как перестать бояться? как изжить страх из своей жизни?" Но это ошибка. На самом деле противоположность страха - не его отсутствие, а ощущение сострадания и любви.

Ощущая страх, мы страдаем. Перестав ощущать страх, мы будем, как пустая банка, не ощущать ничего. И только преобразовав страх в сострадание и любовь , мы можем наполниться счастьем и радостью.

Через тернии к звездам

Удивительно, но жизнь действительно может ощущаться как сплошное счастье. Но не тогда, когда у нас не будет никаких проблем. А только в том случае, если мы сможем увидеть в испытаниях, в тяжестях жизни, которые выпадают на нашу судьбы указатели к собственному развитию.

«Жизнь тяжела. Она представляется многим из нас глухой и безнадежной, но все же, надо сознаться, она становится все яснее и легче, и, по-видимому, недалёко то время, когда она станет совсем светлой. (Смотрит на часы). Пора мне, пора! Прежде человечество было занято войнами, заполняя все свое существование походами, набегами, победами, теперь же все это отжило, оставив после себя громадное пустое место, которое пока нечем заполнить; человечество страстно ищет и, конечно, найдет. Ах; только бы поскорее! Пауза. Если бы, знаете, к трудолюбию прибавить образование,а к образованию трудолюбие (Смотрит на часы) Мне, однако, пора…» — в этом небольшом монологе Вершинина, подполковника, частого собеседника сестер Прозоровых, выражены основная тема, основная философия того маленького круга, который образовался вокруг трех сестер Андрея Прозорова — Маши, Ольги и Ирины. Все мысли, все беспорядочное скопление идей, все споры о смысле жизни как бы сфокусированы в трех концентрах: прошлом, настоящем и будущем. Если разобраться, удивляешься даже: до чего восприятие «Трех сестер» А. П. Чехова связано с нашим житьем — вчерашним, сегодняшним и завтрашним. Мотив времени вездесущ на протяжении всей пьесы. Сам образ времени разработан настолько детально, что любой персонаж пьесы оказывается с ним неразрывно связан, в буквальном смысле зависим от него. Связь каждого отдельного взятого персонажа с образом времени прослеживается от действия к действию в позиции развития «наоборот». Рассмотрим это на примере образа Ольги, одной из сестер. В первом действии в ней еще живы воспоминания: об отце, о матери, об их прежней жизни — «…пока одна мечта … скорее в Москву». Хотя признак увядания уже очевиден: «я уже состарилась, мне 28 лёт». Во втором действии, спустя определенное время, путина жизни все явственней захватывает ее: «я замучилась … начальница больна, теперь я вместо нее…» Третье действие апофеозно, это действие «пожара» в прямом и переносном смыслах. Огонь сжигает не только дома, но и души людей, вскрывает, обнажает все их скрытые чаяния, крушения надежд. «В эту ночь я постарела на десять лет», — эти слова Ольги символичны. Они одновременно символизируют взросление взглядов, утрату определенных иллюзий и старость души. Здесь мотив времени тесно связан с мотивом разочарования в жизни. Четвертое действие одинаково трагично и жизнеутверждающе. «Для нас начнется новая жизнь», — восклицает Ольга. Но только герои не знают, когда. Им неважно, в какой сущности они предстанут перед этой самой новой жизнью (это можно проследить на протяжении всей пьесы), но им очень хочется знать, когда она наступит. Чеховские герои мечтают о будущей жизни, вспоминая о прошлой как об этапе, когда «человечество было занято войнами», заполняя все свое существование походами, набегами, победами. Еще Андрей, брат трех сестер, говорит о прошлом как о периоде «несвободы», зависимости от отца («после его смерти я стал полнеть, и вот, располнел в один год, точно мое тело освободилось от гнета»). Упреку сопутствует благодарность за воспитание, но все равно, угнетение выше желания добра детям. Лишение свободы никогда не будет проигнорировано и прощено до конца. От прошлого остались лишь воспоминания («Я помню — три девочки. Лиц уж не помню… Как идет время») и фарфоровые часы покойной мамы Прозоровых, которые в третьем действии разбивает Чебутыкин: «Может, я не разбивал, а только кажется, что разбил. Может быть, нам только кажется, что мы существуем, а на самом деле нас нет». Мотив настоящего раскрывается именно в этих словах Чебутыкина, сумасшедшего доктора. Прошлое разбито, настоящего вроде как и вовсе нет. А что же с будущим? В течение действия пьесы все герои как-то бессознательно следят за временем. Они будто торопят его, пытаясь заглянуть за пределы собственной жизни. Вот почему все они так любят мечтать и философствовать на тему того, что будет через двести-триста лет. Одни из них идеализируют будущее, находя в нем надежду на прекрасную жизнь, где труд станет основой всему, другие говорят, что, возможно, изменится форма. Суть же человеческих взаимоотношений не изменится. Вот почему так важно ценить любовь сейчас, в настоящем, чтобы в будущем она могла вновь воплотиться уже в следующих поколениях. «Для любви одной природа нас на свет произвела!» — смеется Чебутыкин. Но прав и утопист Тузенбах, однако не в реальности своих идиллических предубеждений о великой силе труда. Он прав пророчески: «Пришло время, надвигается на всех нас громада, готовится здоровая, сильная буря, которая идет, уже близко и сдует с нашего общества лень, равнодушие, предубеждение к труду, гнилую скуку». Чехов открывал сущность, то, что внутри, в существе истории и человека. Он представил в предреволюционную пору людей, испытывающих решительное, полное отвращение к господствующему укладу жизни. Такие настроения были характернейшими для времени, передовыми, определяющими, хотя и не массовыми, не всеобщими. Чехов рассказал о русском интеллигенте — таком, каков он есть, и таком, который приходит к мысли: «Главное — перевернуть жизнь, а все остальное не нужно».

Жизнь – трудна

Мы все знаем, что жизнь трудна.

Представление о трудности жизни, трудности всего в этой жизни – одно из самых мощных представлений, вложенных в нас в детстве.

Мы выросли в этих представлениях. Мы получили их от наших родителей, от поколений людей, выросших в лишениях, страданиях и трудностях.

Мы все знаем, что просто так в жизни ничего не дается, что все дается тяжелым трудом. Поэтому всего надо «добиваться». Надо «отвоевывать» свое место под солнцем. Деньги зарабатывать тяжелым трудом. Даже счастье обязательно должно быть у нас выстраданное, иначе – какое это счастье?

У нас принято говорить: «счастливое детство», «светлое будущее»… А где же счастливое настоящее? О нем никогда не говорят. Как-то само собой разумеется, что после счастливого детства наступает трудная жизнь, а о светлом будущем остается только мечтать. Нас просто готовили к этому: «Веселись, детка, радуйся, пока мал… Вот вырастешь, и начнутся трудности…»

Нас воспитывали на убеждении, что в нашей жизни постоянно должны происходить битвы. Мы должны «добиваться» успеха. Мы должны в семье «отвоевывать» свое право делать то, что мы хотим. Мы воюем сами с собой, искореняя свои недостатки. Мы воюем с близкими, переделывая их в лучшую сторону. Мы строим трудные отношения, основанные на войне и доказательствах нашей правоты. Но, живя в ожидании «битвы», мы можем получить только битву. Мы сами создаем себе эту «битву».

В нас вложено настолько мощное представление о трудности жизни, что большинству из нас кажется нормальным, что мы живем такими трудными жизнями.

«А кому сейчас легко?» – расхожее выражение нашего времени.

И вот это ощущение нормальности ненормальностей, которые происходят в жизни, – одно из тяжелых последствий сформированных в нас социумом картин мира.

Потому что для большинства людей «нормально», что все плохо. Потому что так живут все – в проблемах, трудностях, страданиях.

Но все потому и живут так, что думают так.

И пока ты считаешь, что жизнь может быть только трудной, ты создаешь ее трудной. Ты в согласии с этим представлением будешь искать и находить себе трудности. И, как говорится, кто ищет, тот всегда найдет!

Ты будешь сам создавать себе проблемы, ты будешь нагружать себя сотней дел, ставить себе непомерные цели, привлекать к себе не своих партнеров и мучиться с ними, ты будешь создавать себе страдания и переживания, подтверждая убеждение: «Жизнь – трудна!»

Ты просто будешь заказывать себе трудную жизнь. И твое подсознание, Бог, Вселенная помогут тебе воплотить этот заказ в реальность. При этом, заметь, ты будешь заказывать не просто «трудный день», о чем мы говорили в начале книги. Ты будешь заказывать себе трудную жизнь – и тебе дадут эту трудную жизнь. Тебе помогут ее создать. Такой, чтобы, как говорится, «мало не показалось!».

И это будет продолжаться бесконечно, пока ты будешь считать, что жизнь должна быть трудной.

Но ты действительно хочешь в это верить?

Это твое убеждение? Или убеждение социума, людей, которые, даже не осознавая вред такого убеждения, продолжают насаждать его, делая людей несчастными, отягощенными трудными, проблемными жизнями.

Жизнь сама по себе – ни благо, ни зло: она вместилище и блага и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили ее.

Мишель Монтень

Жизнь есть то, во что ты веришь.

Из книги Проблемы души нашего времени автора Юнг Карл Густав

Дух и жизнь Связь духа и жизни относится к тем проблемам, обсуждение которых должно считаться со столь сложными факторами, что нам необходимо остерегаться опасности запутаться в словесной сети, с помощью которой мы собираемся уловить эту трудную загадку. Ибо как иначе мы

Из книги Как читать человека. Черты лица, жесты, позы, мимика автора Равенский Николай

Из книги Укроти дурной нрав! Самопомощь для взрывных автора Власова Нелли Макаровна

Жизнь как на вулкане – тоже жизнь Если довелось жить «как на вулкане», то нормальные люди не страдают от избытка радости. Но можно рассуждать иначе.Чем пребывание у вулкана отличается от езды на автотрассе, падения потолка, самолета, порвавшихся колготок? Мир

Из книги Трактат по Революционной Психологии автора Веор Самаэль Аун

Из книги Живите без проблем: Секрет легкой жизни автора Манган Джеймс

Жизнь ли это? Немногие из нас являются психопатами, также немного среди нас душевнобольных. Но тем не менее, кто мог бы сказать о себе, что совершенно здоров?Кто из вас полностью свободен от– боли,– проблем,– опасений,– ранимости,– возбуждения,– жажды борьбы– ссор,–

Из книги Анатомия страха [Трактат о храбрости] автора Марина Хосе Антонио

1. Чем трудна храбрость Я уже говорил, что храбрость позволяет нам поставить и осуществить великую задачу: облагородить человеческую природу. Но если так, то положение наше весьма шатко, ибо человек, давно утратив животную безмятежность, так и не обрел безмятежности в

Из книги Искусство быть лидером автора Власова Нелли Макаровна

Жизнь как на вулкане - тоже жизнь, считает лидер Экстремальность и есть настоящий тренажер настоящей жизни. Беспокоясь, мы теряем способность радоваться жизни. Смелость - это способность действовать, несмотря на страх.Лидер считает, что жизнь слишком коротка,

Из книги Зрелой женщине принадлежит мир [Как быть счастливой в мире мужчин] автора Лифшиц Галина Марковна

Жизнь каждого человека – это его собственная жизнь Мы обязаны отвечать за свою жизнь. Мы не можем позволить себе пренебрегать своими интересами. Когда-то давным-давно я выписала жесткую фразу психолога Фрица Перлза: «Я живу в этом мире не для того, чтобы оправдать твои

Из книги Интеллектика. Как работает ваш мозг автора Шереметьев Константин

Жизнь во сне В жизни человека сон играет настолько важную роль, что есть целая наука с красивым названием онейрология, которая изучает сон. Одним из ведущих онейрологов был выходец из России Натаниэль Клейтман. Видимо, правильное отношение ко сну хорошо сказывается на

Из книги Похвалите меня [Как перестать зависеть от чужого мнения и обрести уверенность в себе] автора Рапсон Джеймс

Почему осознанность трудна Тревожность воспринимается как эмоциональное состояние, и легко упустить тот факт, что одновременно это и биохимический феномен в нашем теле. Многие славные люди начали впитывать тревожность с молоком матери, а иногда еще раньше – с

Из книги Эссенциализм. Путь к простоте автора МакКеон Грег

Жизнь эссенциалиста – жизнь, которая действительно имеет значение Жизнь эссенциалиста полна смысла. Это жизнь, которая действительно имеет значение.Когда мне нужно напомнить себе об этом, я размышляю об одной притче. В ней убитый горем человек, у которого умерла

Из книги Мысль творит реальность автора Светлова Маруся Леонидовна

Жизнь – трудна Мы все знаем, что жизнь трудна.Представление о трудности жизни, трудности всего в этой жизни – одно из самых мощных представлений, вложенных в нас в детстве.Мы выросли в этих представлениях. Мы получили их от наших родителей, от поколений людей, выросших в

Из книги Большая книга о счастье автора Борманс Лео

Жизнь во лжи ВеликобританияКлэр БизлиПроведите тест. Посмотрите ситком, кинофильм или кинодраму по телевизору и заметьте, как много проблем появляется из-за чьей-то непорядочности. Драма невозможна безо лжи. Мы лжем как минимум от двух до пяти раз за обычный день. Иногда

Из книги Правила жизни от Альберта Эйнштейна автора Перси Аллан

16 Тот, кто верит, что жизнь его и жизнь подобных ему лишена смысла, не только несчастен, но и почти не способен жить Виктор Франкл, создатель логотерапии, сказал, что «жизнь каждого человека является последовательностью уникальных возможностей для познания

Из книги Или вы побеждаете, или вы учитесь автора Максвелл Джон

2. Жизнь трудна для всех Даже если мы скрепя сердце соглашаемся, что жизнь трудна для большинства людей, глубоко внутри нас таится надежда, что к нам это не относится. Сожалею, но очень даже относится: никто из людей не застрахован от проблем, поражений и утрат. Если мы

Из книги Мудрец и искусство жизни автора Менегетти Антонио