» » Третий исаакиевский собор. Легенды и факты в истории исаакиевского собора

Третий исаакиевский собор. Легенды и факты в истории исаакиевского собора

Сто пятьдесят лет из чуть более чем двухсотлетней истории имперского Петербурга строился и перестраивался . Ныне существующий грандиозный храм — четвертый по счету, он возводился несколько десятилетий.

Петр Первый родился 30 мая, в день святого Исаакия Далматского, византийского монаха. В его честь в 1710 году и был отдан приказ построить рядом с Адмиралтейством деревянную церковь. Здесь Петр I венчался со своей женой Екатериной I. Позже, в 1717 году, было начато строительство новой каменной церкви, которую из-за оседания грунта разобрали.

В 1768 году по приказу Екатерины II начинается строительство очередного Исаакиевского собора по проекту А. Ринальди, который был возведен между Исаакиевской и Сенатской площадью. Строительство было завершено уже после смерти Екатерины II к 1800 году. Позже храм стал ветшать и пришелся «не ко двору» императору.

Преподобный Исаакий Далматский

Святой Исаакий Далматский, которого Петр I почитал своим небесным покровителем, жил в IV веке, был монахом (в чине преподобных Церковь прославляет только монашествующих), подвизался в пустыне. Претерпел гонения в годы правления императора Валента (364—378), рьяного сторонника ереси Ария, отрицавшего единосущие Бога-Сына Богу-Отцу (Арий утверждал, что Бог-Сын сотворен Богом-Отцом и, следовательно, в сравнении с Ним является существом низшего порядка). После гибели Валента и восшествия на престол императора Феодосия Великого преподобный Исаакий основал близ Константинополя монастырь, где и скончался в 383 году. После смерти Исаакия игуменом этого монастыря сделался преподобный Далмат, по имени которого впоследствии стали называть и обитель, и самого ее основателя.

После Отечественной войны 1812 года по приказу Александра I начинается проектирование нового храма. Проект архитектора предполагал использовать часть конструкций собора А. Ринальди: сохранение алтарной части и подкупольных пилонов.

Разборке подлежали колокольня, алтарные выступы и западная стена собора. Южная и северная стены сохранялись. Собор увеличивался в длину, а его ширина оставалась прежней. Здание в плане приобрело прямоугольную форму. Высота сводов тоже не изменялась. С северной и южной сторон планировалось построить колонные портики. Сооружение должны были венчать один большой купол и четыре малых по углам. Император остановил свой выбор именно на проекте пятиглавого храма в классическом стиле, автором которого был Монферран.

Строительство нового Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге было начато в 1818 году и продолжалось 40 лет. Было построено одно из высочайших купольных сооружений в мире.


Саша Митрахович 20.01.2016 12:14


Устройство в Петербурге первого храма во имя преподобного Исаакия Далматского, которого Петр I, появившийся на свет в день его памяти (30 мая по старому стилю), считал своим небесным покровителем, относится к самым ранним годам существования северной столицы.

Первый , очень скромный, назывался церковью и был на скорую руку переделан из деревянного чертежного амбара и находился приблизительно на том месте, где стоит сейчас главное здание Адмиралтейства.

Именно в этом храме в 1712 году состоялось венчание государя и Екатерины Алексеевны, бывшей «портомои», которой судьба уготовила русский трон и имя императрицы Екатерины I.


Саша Митрахович 27.12.2016 08:51


Деревянная Исаакиевская церковь быстро обветшала, и уже в 1717 году Петр I собственноручно заложил первый камень в основание второго храма во имя Исаакия Далматского.

Второй Исаакиевский храм, решенный в стилистике петровского барокко, строился десять лет и имел очень много общих черт с Петропавловским собором.

Второй храм стоял ближе к Неве, чем первый, почти на набережной, и это предрешило его недолгий век: река, еще не закованная в гранит, подмывала берег, разрушая церковь, и уже через несколько десятилетий она пришла, как сказали бы сейчас, в аварийное состояние. Вдобавок в 1735 году в шпиль колокольни попала молния, и храм сильно пострадал от пожара.

Исаакиевскую церковь отремонтировали, но произведенные работы не решили главной проблемы. Грунт продолжал давать осадку, разрушая фундамент храма. Новый Исаакиевский собор решено было отстраивать дальше от берега.


Саша Митрахович 27.12.2016 08:56


В 1761 году руководителем строительства назначили С. И. Чевакинского, создателя Никольского Морского собора, однако начало работ пришлось отложить из-за государственных «неустройств». В 1762 году в результате дворцового переворота на престол взошла Екатерина II, а вскоре Чевакинский подал в отставку. В итоге закладка третьего состоялась только в 1768 году. Проект храма подготовил талантливый итальянский зодчий Антонио Ринальди, много потрудившийся над архитектурным обликом Петербурга и его пригородов.

Согласно проекту Ринальди, Исаакиевский собор должен был быть великолепен. Пятикупольный, с высокой колокольней, облицованный мрамором, он полностью отвечал замыслу Екатерины II, желавшей почтить память Петра Великого. Но строительство двигалось медленно, и к моменту кончины государыни здание довели лишь до карниза. Павел I не вдохновился дорогостоящей задумкой матери и, нимало не огорчившись отъездом Ринальди за границу, поручил архитектору Винченцо Бренна как можно скорее достроить собор, приказав при этом мрамор, заготовленный для облицовки его верхней части, передать на строительство своей новой резиденции — Михайловского замка.

Бренна, торопясь окончить строительство, вынужден был исказить первоначальный замысел Ринальди, и собор вышел неказистым, кургузым. На мраморном основании, приготовленном для торжественного пятиглавия, Бренна выстроил кирпичное «нечто» с одной главой, дав повод насмешникам сложить эпиграмму: «Се, памятник двух царств,/ Обоим столь приличный./ На мраморном низу/ Воздвигнут верх кирпичный». В краткую павловскую эпоху за такие вирши вполне можно было переселиться из Петербурга в Сибирь. Но очевидное не спрячешь: третий Исаакиевский собор действительно не гармонировал с парадным обликом петербургского центра. Да и, при крайней экономии, проявленной при его завершении, очень быстро стал приходить в негодность: уже вскоре после освящения собора (в 1802 году) со стен начала кусками отваливаться штукатурка.


Саша Митрахович 27.12.2016 09:16


История возведения четвёртого, заключительного варианта, Исаакиевского Собора в Санкт-Петербурга началась в 1809 году, когда Александр I объявил конкурс на проект приведения в надлежащий вид.

Поначалу существовала надежда, что удастся обойтись перестройкой лишь верхней его части, приискав «форму купола, могущую придать величие и красоту столь знаменитому зданию», однако все архитекторы предлагали государю проекты новых соборов, и спустя несколько лет он оставил лишь одно требование к проекту: сохранить существующую алтарную часть.

Кончилась Отечественная война, был заключен Священный союз, а вопрос о перестройке Исаакиевского собора все еще оставался открытым. Только в 1818 году молодой французский , никому не известный не только в России, но и у себя на родине, представил Александру I проект, предусматривавший сохранение алтарной части Исаакиевского собора и подкупольных пилонов.

Проект Монферрана с самого начала вызывал недоверие специалистов, но 20 февраля 1818 года он все же был утвержден государем, а 26 июня 1819 года состоялась торжественная закладка нового Исаакиевского собора.

Не успела столичная публика восхититься гравированными видами будущего собора, выпущенными Монферраном, как у его проекта появился серьезный критик. Им оказался архитектор А. Модюи, являвшийся одним из членов Комитета по делам строений и гидравлических работ. В октябре 1820 года он представил в Академию художеств записку с замечаниями, сводившимися к тому, что по существующему проекту строить Исаакиевский собор не представляется возможным. Модюи справедливо указал на ошибку в расчетах, из-за которой диаметр огромного купола не вписывался в «квадрат» из четырех пилонов.

Строительство собора приостановили. Рассмотрением замечаний Модюи занялся специальный комитет, перед которым Монферрану пришлось оправдываться, «сваливая вину» на высочайшего заказчика. «Поскольку из нескольких проектов, — заявлял он, — которые я имел честь представить, предпочтение было отдано тому, который уже осуществляется, то... следует обсуждать этот вопрос не со мной; мне надлежит скрупулезно сохранить то, что приказано сохранить...»

Комитет подтвердил опасения Модюи, и проект 1818 года забраковали. Только к 1825 году Монферран представил новый проект, который и был утвержден 3 апреля, за несколько месяцев до кончины Александра I.

Исаакиевский Собор достраивал уже Николай I

Восшествие на престол совершалось при событиях смутных и нерадостных. Неудивительно, что об Исаакиевском соборе в первые месяцы нового царствования почти не вспоминали. Строительство приостановилось. Нужно было деятельное вмешательство императора, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки.

Чуть позже работы по возведению собора приобрели невиданный размах. Ежегодно строительная площадка поглощала до миллиона рублей из казны (для сравнения — вся постройка Троицкого собора на Измайловской площади обошлась в два миллиона рублей). Надо отметить, что Николай считал своим долгом не только выделять достаточные средства на строительство Исаакиевского собора, но и лично давать указания о том, как надлежит строить. Стремление императора возвести храм, равного которому не было бы по пышности, привели к утяжелению здания, его перегруженности декоративными элементами. К счастью, от самых неуместных предложений государя Монферрану удавалось отказываться: так, он убедил Николая переменить уже принятое им решение позолотить все наружные скульптуры Исаакиевского собора.

На строительство Исаакиевского собора не жалели ни денег ни человеческих жизней

«Стройка века», опекаемая государем, поражала воображение современников. Не останавливались ни перед затратами, ни перед жертвами. Чего стоит один только процесс вырубки и установки гранитных колонн! Их вырубали на каменоломне Петюрлакс неподалеку от Выборга, избранной благодаря большим запасам гранита и близости Финского залива. На отвесной гранитной скале отмечался контур заготовки, затем в отверстия, просверленные по контуру, вставляли железные клинья, и рабочие одновременно били по клиньям тяжелыми кувалдами. Удары повторяли до тех пор, пока в граните не появлялась трещина.


В трещину закладывали железные рычаги с кольцами, в которых были закреплены канаты. Каждый канат тянули сорок человек, отодвигая, таким образом, заготовку колонны от гранитной «основы». Затем в колонне пробивали отверстия и закрепляли в них крючья с канатами, соединенными со стоящими рядом воротами. При помощи этих нехитрых механизмов колонна окончательно отделялась от скалы и скатывалась на приготовленный заранее деревянный помост. И хотя Монферран отмечал, что подобные работы в России «не что иное суть, как ежедневное дело, которому никто не удивляется», все же они были чрезвычайно тяжелы.

Перевозили будущие колонны на плоскодонных судах, а с пристани в Петербурге их доставляли на строительную площадку по специально устроенному рельсовому пути (первому в России).

Для подъема колонн возвели леса, состоявшие из трех высоких пролетов, и установили 16 особых механизмов-кабестанов из чугуна. На каждом из таких кабестанов работало по восемь человек, а установка одной семнадцати метровой колонны (каждая из них весила 114 тонн) в вертикальное положение занимала приблизительно три четверти часа. Первая колонна была поднята 20 марта 1828 года в присутствии избранной публики (среди зрителей присутствовали и члены императорской фамилии), а к осени 1830 года все четыре колоссальных портика уже предстали изумленным взорам петербуржцев.

Мало кого из тех, кто любовался медленно, но неуклонно растущей громадой Исаакиевского собора, интересовали судьбы простых рабочих, принявших участие в сооружении главного храма империи. Согласно документам, таких «подневольных» творцов собора насчитывалось до полумиллиона. Были это государственные и крепостные крестьяне. Около четверти из них погибло на стройке из-за несчастных случаев или болезней. Только при позолоте купола собора, выполнявшейся в технике огневого золочения, умерли от отравления парами ртути 60 мастеров.

Смерть Монферрана

Говоря современным языком, Исаакиевский собор был «долгостроем». Сорок лет в центре Петербурга шла работа, сопоставимая, пожалуй, лишь с сооружением египетских пирамид. В 1840-е годы по городу уже позли слухи: Монферран-де не торопится достраивать храм, потому что ему нагадали смерть вскоре после окончания строительства. И действительно: не прошло месяца с торжественного освящения собора (30 мая 1858 года), как архитектор умер. Впрочем, был он уже не молод, так что дело, видимо, не в предсказании.

Монферран желал быть похороненным в отстроенном им соборе (неудивительно, ведь с ним была связана значительная часть его жизни), однако этому ожидаемо воспротивились и Святейший Синод, и император Александр II, поскольку Монферран являлся католиком. Поэтому вдове почившего пришлось везти его останки в Париж. Символическое прощание творца с его творением все же состоялось: погребальный кортеж с гробом Огюста Монферрана трижды объехал вокруг Исаакиевского собора.


Саша Митрахович 27.12.2016 09:27


Чудное зрелище представляла одна из величайших в мире площадей: направо от нас вздымал к небу свой золотой купол соборный храм; портики его были покрыты разнообразною толпою в блестящих мундирах; налево, за другой эстрадой, выстроенной у Адмиралтейского бульвара, блистала широкая лента Невы и развевались флаги судов; перед нами двигались пестрые массы войск, занимавших места свои. Большой колокол гудел торжественно...

Вскоре после того, как Государь Император, члены Августейшего Семейства и свита Их вошли в , где, в присутствии Их, совершен был обряд освящения храма, показался вдали крестный ход, предшествуемый певчими в разноцветных одеждах. Духовенство, в белых глазетовых ризах, с хоругвями, образами и святыми мощами, несомыми на главе архиереем, шествовало двумя рядами, впереди которых несли фонарь и крест.

По мере прохождения процессии мимо полков музыка играла гимн «Коль славен наш Господь в Сионе». Эта музыка, исполненная piano, производила удивительное впечатление: слышались не инструменты, а как будто несколько поющих в отдалении хоров. Все вместе — и эта трогательная музыка священного гимна, и эта тихая, торжественная, блестящая процессия, двигавшаяся посреди необозримой площади, уставленной войсками и обрамленной тысячами народа,— представляло зрелище, которого, конечно, не забудет во всю жизнь свою всякий, кому довелось видеть его.

По освящении собор святого Исаакия Далматского объявили кафедральным. Торжественность соборных богослужений в церковные праздники и царские дни привлекала сюда массу народа. Исаакиевские диаконы и певчие славились в городе, а среди них наипаче — диакон Василий Малинин, служивший в соборе в 1863-1905 годах и обладавший, по воспоминаниям современников, феноменальным басом. Особенно любили богомольцы бывать «у Исаакия» в Великий четверг на Страстной седмице Великого поста, когда совершался обряд умовения ног — в воспоминание Тайной вечери, во время которой Спаситель умыл ноги своим ученикам.

С 1879 года, по инициативе соборного старосты генерала Е.В. Богдановича, собор стал издавать и распространять брошюры и листки нравственно-религиозного содержания, обращенные к простому и имевшие большую популярность. С 1896 года при главном храме империи действовало братство, содержавшее на свой счет несколько благотворительных учреждений, с 1911 года — общество хоругвеносцев. В 1909 году в Исаакиевском соборе — впервые в Санкт-Петербурге — служилась литургия, сопровождаемая всенародным пением.

Перед революцией служение в кафедральном соборе несли пять священников. Последним его настоятелем (с 1917 года) был протоиерей Николай Григорьевич Смирягин.

Маятник Фуко в Исаакиевском Соборе

Изобретение маятника, наглядно демонстрирующего вращение Земли, принадлежит французскому физику и астроному Жаку Фуко (1819—1868). Впервые публичный эксперимент с маятником Фуко был проведен в Париже в 1851 году. Тогда Фуко подвесил под куполом Пантеона металлический шар массой 28 килограммов (с прикрепленным снизу острием) на стальной проволоке длиной 67 метров. Маятник был устроен таким образом, что мог качаться не в одной плоскости (как часовые маятники), а во всех направлениях. Под маятником сделали круговое ограждение радиусом 6 метров с центром прямо подточкой подвеса, а внутри ограждения насыпали песок. Острие, прикрепленное к шару, прочерчивало песок на своем пути, и вскоре стало видно, что плоскость качания маятника поворачивается по часовой стрелке относительно пола: при каждом следующем качании острие сметало песок приблизительно в трех миллиметрах от предыдущего места. Так зрители могли увидеть своими глазами вращение Земли.
Маятник Фуко, действовавший в Исаакиевском соборе с 1931 года, сейчас демонтирован, однако в России есть несколько других подобных маятников, хотя и меньшего размера (в Санкт-Петербургском и Волгоградском планетариях, а также в Алтайском университете).

«Торжество науки над религией»

После революции кафедральный собор не избег общей для всех храмов участи. В 1922 году его буквально ограбили — под благовидным предлогом помощи голодающим. Большевистская программа изъятия церковных ценностей обошлась Исаакиевскому собору в 48 килограммов золота и 2200 килограммов серебра.

Неоднократно (в 1923 и 1927 годах) власти пытались закрыть собор, но увенчались успехом эти попытки только в 1928 году. Еще через два года с соборной звонницы сняли все колокола (их отправили в переплавку), а в самом соборе открылся антирелигиозный музей, гордостью которого стал маятник Фуко на подвесе длиной 98 метров. Маятник запустили в ночь с 11 на 12 апреля 1931 года, и тогдашние газеты преподносили это событие как «торжество науки над религией» — хотя, собственно говоря, Церковь никогда ничего не имела ни против Жака Фуко, ни против его маятника.

С началом Великой Отечественной войны Исаакиевский собор был приспособлен под хранение экспонатов из пригородных ленинградских музеев, а также из Летнего дворца Петра I и Музея истории города. О периоде блокады до сих пор напоминают следы вражеских снарядов, оставшиеся кое-где на колоннах.

В 1948 году в Исаакиевском соборе открылся одноименный музей, а после реставрационных работ 1950-1960-х годов на колоннаде собора была оборудована смотровая площадка для посетителей, подняться на которую — ради прекрасного вида на город — считают своим долгом почти все гости Петербурга.


Саша Митрахович 27.12.2016 09:53

Исаакиевский собор - крупнейший на момент постройки храм Российской Империи. Даже сегодня по высоте и объему он занимает почетное второе место после восстановленного Храма Христа Спасителя в Москве, причем по высоте отстает от него всего на полтора метра. Строительство собора велось без малого 40 лет, на работах по его возведению трудилось 400 тысяч человек, 100 тысяч из которых погибло. Результатом стал один из красивейших и величественнейших храмов мира, поражающий своими размерами, роскошью и качеством исполнения.

Исаакиевский собор расположен в центре города на Адмиралтейском острове в 500 метрах от самого сердца Петербурга, а некогда и всей империи - Дворцовой площади. Назван в честь преподобного Исаакия Далматского, небесного покровителя Петра I:

Храм поражает! Монолитная громада 101 метр высотой. Строительство такого объекта стало бы вызовом даже для современных архитекторов, а в середине XIX века это было настоящее чудо инженерной мысли:

Фасады собора украшает большое количество бронзовых скульптур. Они вполне могли бы стать произведениями искусства сами по себе, но здесь выступают как часть ансамбля:

Фронтоны украшены бронзовыми барельефами. Это южный фронтон и барельеф "Поклонение волхвов":

Западный фронтон "Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием":

Портики собора поддерживают 48 гранитных колонн. Все они высечены из цельного куска камня, высота каждой 17 метров, вес - 114 тонн. Когда в порт Петербурга доставляли гранитные заготовки, из которых на месте высекали колонны, на набережной случалось столпотворение, в XIX веке транспортировка столь тяжелых грузов казалась немыслимой. Из установки первой колонны на фундамент будущего собора организовали целую церемонию: была приглашена царская семья, иностранные гости, ведущие архитекторы того времени. Благодаря хитроумному механизму установка колонн в вертикальное положение занимала не более 45 минут:

Эхо Второй мировой войны:

Колонны и ступени западного портика пострадали от немецких снарядов:

Сколы и выбоины решили не заделывать, оставили как напоминание о самой кровопролитной войне в истории человечества:

Вдоль колонн проложены водостоки, качество подгонки материала поражает, несмотря на стыки и использование разных материалов, желоб выглядит как единое целое:

Проработка деталей в Исаакии на высоте, здесь даже двери - произведение искусства:

Целый пост можно было бы посвятить одним только дверям:

Качество исполнения просто поразительное, это апостолы Петр и Павел:

Украшение потолка портика:

Самое время подняться наверх, билет стоит всего 150 рублей, очередь в кассу:

Как сообщает стенд у входа, наверх ведут 262 ступени:

Для удобства счета некоторые пронумерованы:

Подъем наверх занимает около трех минут:

По винтовой лестнице посетители выходят к одной из колоколен собора:

Отсюда нужно подняться по металлической лестнице, переброшенной от колокольни к колоннаде:

В соседней колокольне сделан лифт, он, как и огороженная площадка слева, предназначен для инвалидов, которым недоступен пеший подъем на саму колоннаду:

Вот я и наверху, высота 43 метра, отсюда отличный вид на Петербург:

Дворцовая площадь, вдалеке виден разведенный Троицкий мост:

Шпили Адмиралтейства и Петропавловского собора:

Купол Казанского собора:

Храм Спаса-на-Крови - собор, построенный на месте убийства императора Александра II:

На переднем плане купол католической Базилики св. Екатерины, на заднем - непонятный стеклянный диск, похожий на летающую тарелку. Если кто знает что это за здание, подскажите в комментариях:

Вид на Исаакиевскую площадь. Здание с колоннами - Мариинский дворец, стоянка автобусов организована на Синем мосту - самом широком мосту в мире, при длине всего в 30 метров, его ширина составляет 97,5:

В центре площади стоит конный памятник Николаю I:

Апостол Павел приветствует прохожих внизу:

Теперь пару слов о самой колоннаде. Она находится на высоте 43 метров и состоит из 24 колонн, уменьшенных копий тех, что поддерживают портик внизу, масса каждой - 64 тонны. Как их поднимали 180 лет назад на высоту четырнадцатого этажа - уму непостижимо:

Над колоннадой находится ангельская балюстрада. 24 бронзовых ангела стоят на чугунных постаментах аккурат над каждой из колонн расположенной ниже колоннады:

На балюстраду с колоннады ведет узкая винтовая лестница. Помню, что в 1999 году я поднимался по ней, но сейчас доступ наверх закрыт по соображениям пожарной безопасности - обеспечить быструю эвакуацию по такой узкой лестнице не представляется возможным:

Последний взгляд на обитателей крыши собора. Статуи ангелов поддерживают металлические крепежи и тросы, за ними спрятаны прожектора и камеры наблюдения:

С земли всего этого не видно:

Перед входом на лестницу заметил странную конструкцию - бетонные перекрытия уложены на обычные железнодорожные рельсы, скорее всего это следы послевоенной реставрации:

Путь вниз:

Слуховые окна разрисованы и заклеены наклейками, отношение к памятнику архитектуры как в









Описание

Оказавшись в историческом центре Санкт-Петербурга на берегах Невы нельзя не заметить, что в ряду архитектурных ансамблей набережных выделяется здание, поражающее своими размерами и монументальностью – это Исаакиевский собор. При приближении к этому колоссу, восхищение от его мощи усиливается, осознание того, что это было создано гением человеческих мысли и труда, приводит в восторг. Наряду с Петропавловским собором, Исаакий, как архитектурный памятник, является одной из градообразующих доминант исторического центра города на Неве. Фото с парадными видами Исаакиевской площади публикуются во всех путеводителях по Санкт-Петербургу.

Высота Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге составляет 101,5 метра

Исаакиевский собор является самым грандиозным купольным сооружением в России. В мире по своим размерам он уступает лиш трем подобным сооружениям – Собору Святого Петера в Риме (его высота – 132 метра), собору Святого Павла в Лондоне (его высота – 111 метров) и Собору Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции (его высота – 114 метров).

История Исаакиевского собора

Вершиной деятельности архитектора Огюста Рикара де Монферрана и делом всей его жизни стало строительство одного из самых крупных купольных сооружений в мире - Исаакиевского собора, которое длилось 40 лет (1818 - 1858 г.г.), сегодня считающегося одним из главных символов и украшений Санкт-Петербурга.


Возведение первой деревянной Исаакиевской церкви.

История создания Исаакиевского собора неразрывно связана с историей строительства Санкт-Петербурга. Первая деревянная церковь была обустроена в бывшей Чертежной при Адмиралтействе на берегу Невы прямо перед Адмиралтейскими доками. Деревянный храм был основан по повелению Петра I, как домовая церковь и получила название в честь святого Исаакия Далматского – небесного покровителя царя. Летом 1707 года после незначительных переделок (над бревенчатой двухскатной крышей была сооружена четырехгранная башня со шпилем, пристроена алтарная апсида) домовая церковь семьи Романовых была освящена. Работами по сооружению шпиля и реконструкции церкви руководили выдающийся архитектор Доменико Трезини и инженер Герман Ванн Болес.


С возведенным храмом связаны важные события из жизни царской четы и города. Здесь 19 февраля 1712 года Пётр I венчался со своей супругой Екатериной Алексеевной.


К тому времени Северная столица бурно строилась и развивалась, на Заячьем острове возводится каменная Петропавловская крепость, застраивается Васильевский остров, на Левом берегу Невы в Летнем саду выстроен Летний Дворец Петра I, с Адмиралтейских верфей были спущены на воду первые корабли.

Вторая каменная Исаакиевская церковь.

В период царствования императрицы Екатерины I рядом с деревянной церковью по ее образу и подобию возвели новый каменный храм в стиле петровского барокко. К 1724 году конструкции сводов и стен изрядно обветшали. В результате реконструкции вокруг высокой колокольни была построена крытая галерея на высоких каменных столбах. Каменные своды церкви заменили деревянными конструкциями, стены укрепили металлическими связями. На высоком восьмигранном барабане был сооружен купол с башенкой и ангелом с крестом. Работами по реконструкции руководили архитекторы Трезини, Земцов, Усов, Еропкин. Освящение храма состоялось в 1727 году. После пожара, случившегося в 1736 году, храм восстанавливали и перестраивали вплоть до 1746 года.

Третий Исаакиевский собор.


Даже после реконструкции Исаакиевская церковь, расположенная в непосредственной близости от Невы рушилась на глазах из-за ошибок при строительстве и несовершенства конструкций.


Учитывая недостатки прежних построек, было решено строить Исаакиевский собор более основательно. Местом возведения был выбран Адмиралтейский луг.


В 1746 году по высочайшему повелению императрицы Екатерина II, архитектор Антонио Ринальди начинает строительство Исаакиевского собора. Архитектура нового храма напоминала предыдущий образец, однако отличалась большими размерами, идеальными пропорциями, торжественным внешним видом.


Возведение собора затянулось и заканчивал строительство уже при правлении императора Павла I архитектор Винченцо Бренна. Освящение Исаакиевского собора состоялось в 1802 году.

Четвертый Исаакиевский собор.

Из-за нехватки средств, экономили на строительных и отделочных материалах, в результате чего Исаакиевский собор начал ветшать на глазах.
Такое положение дел никак не соответствовало состоянию главного кафедрального собора Российской империи и амбициям нового императора Александра I.


Работы по возведению Исаакиевского собора начались после войны с Наполеоном 1812 года. Строительство было поручено инженеру-архитектору Огюсту Монферрану. Императору Александру был представлен проект, аналогами которого стали соборы Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне, Святой Марии во Флоренции.

Строительство собора.

Исаакиевский собор должен был превзойти по своим размерам все возведенные к тому времени храмы. Строительство собора было невиданным по масштабам и продолжительности.


В 1818 году состоялась торжественная закладка Исаакиевского собора. 5 лет ушло на разборку старого собора, забивку свай в количестве 10762 штук и устройство фундамента.


Следующие 2 года ушли на сооружение колоннад четырех фасадных портиков. Работами руководили русские мастера Самсон Суханов и Архип Шихин.


Цельные гранитные куски нужной формы вырубались из скалы под Выборгом, на месте вытесанные колонны высотой 17 метров и весом 114 тонн по Неве на суднах доставляли к месту строительства и устанавливали на свое место. Всего было возведено 48 колонн будущих портиков.

Каменные блоки, песок и щебень доставлялись по воде, остальные строительные материалы – по железной дороге. Возведение стен и подкупольных пилонов заняло 6 лет, еще 5 лет ушло на сооружение сводов собора, барабана центрального купола и четырех угловых колоколен.


Размеры собора грандиозны. Высота составляет 101,5 метра, общий вес здания 300 000 тонн. Все сооружение воздвигнуто на высокий стереобат, что придает ему большую торжественность. Внутренняя площадь собора составляет 4000 квадратных метров. Фасады облицованы мраморными блоками толщиной 40-50 сантиметров.

Купол собора.


Особое конструктивное решение было придумано для купола собора, образцом для которого послужил купол Святого Павла в Лондоне. Для распределения нагрузок и уменьшения веса Огюст Монферран применил металлическую конструкцию, состоящую из трех купольных частей. Первый внутренний, срезанный сверху купол опирается на четыре мощных пилона. Металлические конструкции обшиты досками, покрыты просмоленным войлоком и оштукатурены. Расписал интерьерные поверхности художник Карл Брюллов. Второй внутренний купол опирается на внутренний свод и поддерживает световой фонарик, он изнутри расписан под голубое звездное небо с золотыми лучами. Этот художественный прием придает всему подкупольному пространству легкость и праздничность при всех его громадных размерах. Третий внешний купол снаружи покрыт медными листами и позолочен. На золочение купола было потрачено 100 килограммов червонного золота. Венчает купол световой фонарик и золоченый крест, возведение которого состоялось в 1839 году.

Скульптурное убранство собора.


Главным скульптором Исаакиевского собора стал по настоянию Монферрана Иван Петрович Витали, который создал уникальные двери храма. По образцу «Золотых дверей» баптистерия в Риме работы великого итальянского мастера Гиберти, Витали отлил в бронзе барельефы для дверей собора. Так же были отлиты барельефы для фронтонов портиков. Фигуры ангелов с крыльями и стилизованными факелами в руках были установлены по четырем внешним углам высокого аттика. По большим праздникам в этих газовых факелах-светильниках зажигался огонь. В такие дни Исаакиевский собор приобретал еще большую монументальность и торжественность.

Внутреннее убранство собора.


Исаакиевский собор строился как домовой храм семьи Романовых, все работы по внутреннему убранству проводились при живейшем участии императора Николая I. На отделку и украшение интерьеров ушло 17 лет.


Главные иконописные сюжеты при оформлении иконостаса и внутреннего убранства посвящены небесным покровителям всех венценосных особ, в период царствования которых строились все четыре религиозных сооружения.


Все детали интерьера подчеркивают единение земной императорской власти с властью небесной, освященной самим господом богом. Иконостас сооружен в виде триумфальной арки, имперский стиль подчеркивают шесть десятиметровых малахитовых колонн, расположенных по обеим сторонам от царских врат.



Все иконы в соборе выполнены в технике флорентийской мозаики по живописным оригиналам художников Т. Неффа и Ф. Брюллова.


Поражает своей монументальностью расположенная над царскими вратами скульптурная композиция «Христос во славе», созданная скульптором П. Клодтом и художником Т. Неффом.


Роспись «Страшный суд», над иконостасом, написанная художником Ф. Бруни, наполнена трагизмом, ее колористическое и композиционное решение несут идею о всемогуществе Бога.


В соответствии с европейскими традициями выполнено грандиозное алтарное окно площадью 28 квадратных метров с витражным изображением Иисуса Христа в полный рост работы немецких мастеров. Внутренние поверхности стен и пилонов облицованы мрамором высотой в 43 метра до аттика. Выше аттика стены отделаны искусственным мрамором.



Площадь купольного плафона занимает монументальная роспись под названием «Богородица во Славе», созданная художником Карлом Брюлловым. Росписи на барабане купола, парусных подкупольных сводах и аттике по эскизам К. Брюллова выполнил художник П. Басин. Купол в его основании украшен монументальными статуями двенадцати апостолов.


Освещался собор с помощью семи бронзовых золоченых люстр и канделябров. В 1908 году была произведена электрификация внутреннего пространства. Интерьер Исаакиевского собора поражает своим величием и праздничностью, на отделку декора было потрачено 300 килограммов золота.

История собора после строительства.


Торжественное освящение собора преподобного Исаакия Далматского проходило 30 мая 1858 года в присутствии императора Александра II, членов Августейшего семейства, свиты их двора, почетных гостей иностранных посольств, высокопоставленных сановников и вельмож, дворянства и горожан разных сословий. На заполненной народом площади перед собором были построены полки в парадном строе, которые объехал Государь со свитой, приветствуя их. Вся Августейшая семья и их свита во главе с Императором вошла в Исаакиевский собор, где представителями высшего духовенства был совершен обряд освящения храма. Хроники того времени описывают это событие, как величайший праздник государственного значения. Образ мощи и величия государства и незыблемости престола был воплощен в архитектуре и монументальном убранстве собора.


Величественный силуэт Исаакиевского собора завершил парадный облик столицы Российской империи, став главной архитектурной доминантой наравне с Петропавловским собором.



В 1871 году грандиозное здание, требовавшее немалых ежегодных финансовых вложений, было передано государственному ведомству – Министерству внутренних дел. Так Исаакиевский собор стал нести одновременно две функции: как домовый храм царской семьи и как православный центр для проведения общегородских праздников.


При советской власти в1931 году Исаакиевский собор приобрел статус общедоступного музея.


Экспозиция состояла из трех разделов: история строительства собора, антирелигиозная работа музея и естественно-научная часть.


Во время Великой Отечественной войны в период вражеской фашистской блокады Исаакиевский собор выполнил свою важную миссию – стал главным хранилищем для наиболее ценных музейных экспонатов, вывезенных из пригородных дворцов и городских музеев.


После войны были проведены беспрецедентные по своим масштабам работы по реставрации собора.


Как напоминание об артиллерийских обстрелах города фашистами во время блокады, при которых пострадал Исаакиевский собор, на колоннаде западного портика, реставраторы оставили пробоины от вражеских снарядов.

Собор-музей

В1963 году историко-художественный собор-музей «Исаакиевский собор» был открыт для широкой публики. После реставрации открылись великолепные интерьеры храма, вновь мозаики и росписи мастеров девятнадцатого века предстали перед посетителями в своем неповторимом великолепии.



Особое место среди экспонатов музея занимал маятник Фуко, свисавший с купола собора. В определенное время маятник запускали, при колебании можно было увидеть его отклонение относительно нанесенных меток на полу – это подтверждало, что земля вертится.


В стенах храма стоит великолепный бюст – скульптурный портрет архитектора Огюста Монферрана, изготовленный скульптором А.Фолетти, из тех же сортов мрамора, что были применены при отделке собора. В экспозиции музея выставлены макеты рассказывающие о строительстве здания и макет уменьшенной копии Исаакиевского собора, стенды с подробным описанием и гравюрами, архитектурными чертежами, документами того времени, связанные со строительством и личностью зодчего Огюста Монферрана.



Исаакиевский собор одновременно является музеем, где наиболее полно освещена жизнь и творчество великого зодчего Огюста Рикара де Монферрана. Здесь можно узнать не только о строительстве самого большого храма России, но и о другом не менее значимом и известном памятнике, воздвигнутым гением неподалеку на Дворцовой площади - Александровской колонне.


В процессе экскурсий проводимых в музее, посетители знакомятся с историей возведения собора, способами строительства того времени, инженерными изобретениями, которые впервые были применены при сооружении грандиозного здания. Особый интерес и восхищение у экскурсантов вызывают интерьеры собора, поражающие великолепием и богатством убранства - флорентийские мозаики, росписи, скульптурные композиции, элементы декора.


История жизни и творчества великого зодчего Огюста Монферрана и тех великих мастеров, которые создали этот шедевр архитектуры, будут не мене интересны в повествовании гидов, проводящих экскурсии.


С 1991 года в храме четыре раза в год совершаются церковные богослужения.


Сегодня Исаакиевский собор один из главных культурных центров Санкт-Петербурга, кроме культурно-просветительской и экскурсионной деятельности, здесь ведется большая научная работа в сфере изучения исторического, художественного, декоративно-прикладного и архитектурного наследия, постоянно проводятся и совершенствуются реставрационные работы с применением самых передовых технологий.



Строительство и история Исаакиевского собора неразрывно связаны с историей и жизнью нашего великого города с первых дней его существования по сию пору.


С недавнего времени Исаакиевский собор приобрел совершенно новый художественный облик, который создает подсветка фасадов и купола, рисуя его торжественный силуэт в светящейся панораме ночного города.


Гордость и восторг перед величием человеческого духа охватывают людей, когда они поднимаются на подкупольную колоннаду, где находиться смотровая площадка. С этой высокой точки перед взором гостей открывается прекрасная панорама Санкт-Петербурга и все основные архитектурные достопримечательности исторического центра. Колоннада собора является одной из самых удачных мест для фото и видео съемок парадных видов Петербурга с высоты птичьего полета.

Исаакиевский собор передача РПЦ

10 января 2017 года в средствах массовой информации появилась новость, которая всколыхнула культурную общественность Санкт-Петербурга – Исаакиевский собор передается Русской православной церкви. Это решение было принято правительством Санкт-Петербурга во главе с губернатором города Георгием Полтавченко.



Музейный комплекс Исаакиевский собор является одним из главных музеев и культурных центров России, где постоянно проводятся экскурсии, выставки, концерты и культурные программы. В Исаакиевском соборе ежегодно проводятся торжественные богослужения по большим православным праздникам.


Третий Исаакиевский собор был заложен 8 августа 1768 по проекту А. Ринальди, выполненному в духе раннего классицизма. Это было пятикупольное здание с высокой двухъярусной колокольней (позже колокола висели в боковых главках).
Деньги были отпущены, но строительство под руководством самого зодчего и его помощника А. Ф. Виста шло очень медленно, - к кончине Екатерины II собор был только подведен под карниз, хотя его стены внутри и снаружи уже были облицованы разного цвета финским и итальянским мрамором. Недовольный затянувшейся стройкой Павел I поручил арх. В. Бренна быстро завершить ее, упростив проект и заменив мрамор кирпичом. 30 мая 1802 митрополит Амвросий освятил в Высочайшем присутствии собор, который одновременно из придворного ведомства был передан епархиальному. Скульптурное убранство исполнили К. Альбани, П. П. Соколов и И. Шварц, лепное - Ф. Бернаскони, образа - Гуалтьери и А. И. Иванов, роспись - Ф. Д. Данилов.

Вопреки замыслу, вид наскоро завершенного собора оказался маловыразительным, и уже в 1809 среди столичных зодчих был объявлен конкурс на его перестройку, который не имел положительного результата. В 1816 из-за аварийного состояния собора службы в нем прекратили и перенесли в ближайшую сенатскую церковь , а в 1822 - в Адмиралтейство, где был устроен новый храм свт. Спиридона Тримифунтского с иконостасом из придела собора.

В 1818 Александр I неожиданно утвердил проект, составленный молодым и еще неизвестным французским архитектором О. Монферраном, и 26 июля 1819 митрополитом Михаилом в Высочайшем присутствии новый собор был заложен. По замыслу зодчего восточная часть прежней постройки сохранялась, а из разобранной предполагалось возвести ограду со статуями русских святителей.
В 1822 из-за технического несовершенства проекта работу по подготовке фундамента приостановили, и при Академии художеств была создана специальная комиссия по исправлению проекта, в которую вошли известные зодчие: В. П. Стасов, А. И. Мельников, братья Михайловы, В. И. Беретти.

Предложения комиссии Монферран учел в новом проекте, утвержденном в 1825, и строительные работы продолжились. В марте 1828 была поднята первая гранитная колонна портика, весившая 114 тонн и сделанная из цельного монолита. Согласно оригинальной идее Монферрана колонны портиков устанавливали до кладки стен. В 1836 началось возведение перекрытий и огромного металлического купола, одного из крупнейших в мире, на позолоту которого пошло около 100 кг червонного золота. Под смотрением валдайского мастера И. М. Стуколкина в Петербурге из старых медных пятаков были отлиты одиннадцать колоколов, самый большой из которых (и величайший в столице) весил 1860 пудов. К 1841 собор был вчерне готов, и началась его отделка.
Облицованное серым рускольским мрамором здание во фронтонах украшено бронзовыми барельефами Ф. Лемера ("Воскресение Христово" и "Прп. Исаакий перед Императором Валентом") и И. П. Витали ("Прп. Исаакий благословляет Императора Феодосия" и "Поклонение волхвов", исполнившего также статуи апостолов и евангелистов по углам, ангелов со светильниками и портальные двери. Рельефы в нишах принадлежат двум другим скульпторам: П. К. Клодту и А. В. Логановскому, ангелы на балюстраде купола - И. Герману.

В соборе после его возведения ничего не менялось, шли только мозаичные и реставрационные работы, в том числе выпрямление колонн портиков в 1873-1881 по плану М. Е. Месмахера и под руководством И. В. Штрома.

30 мая 1858, в престольный праздник, митрополит Григорий освятил собор, который был объявлен кафедральным, отчего в нем всегда торжественно отмечались церковные праздники и царские дни. Особенно привлекали богомольцев два обряда: Торжество Православия (в первое воскресенье Великого поста) и Умовение ног (в Великий четверг). В Пасху зажигались светильники на крыше собора, - об этом позднее вспоминали многие горожане. 19 февраля архиерейской службой праздновалась годовщина освобождения крестьян; 11 мая, в день свв. Кирилла и Мефодия, Славянское благотворительное общество служило молебен о единстве славян. 30 августа из собора шел великолепный крестный ход по Невскому проспекту к лавре. Ранее он начинался в Казанском соборе.

В конце 1919 собор перешел под управление "двадцатки", а три года спустя был ограблен при пресловутом „изъятии церковных ценностей“, когда чекисты вывезли 48 кг золота и 2200 кг серебра. В 1923 и 1927 власти пытались закрыть собор из-за якобы "неправильной эксплуатации", но преуспели в этом лишь 14 июля 1928, отняв здание у обновленцев под предлогом плохого его состояния. 10 декабря 1930 в нем открылся антирелигиозный музей, проработавший семь лет. В том же году сняты и отданы в переплавку все колокола.

В 1957 после больших реставрационных работ, которые продолжались и позже, собор открылся как музей-памятник, охраняемый государством.
В июне 1991 зарегистрирована церковная община, а через год было принято решение о „совместном“ использовании собора верующими и музеем. Службы в нем совершались только по особым дням с разрешения дирекции музея. Обычно это делалось в престольный праздник и вечером в третий день Рождества и Пасхи. 12 сентября 2002 в левом приделе св. Александра Невского начались регулярные богослужения. (. 2010 г.и.C.55-57)

У Исаакиевского собора, который уже 150 лет остается самым большим и красивым храмом Петербурга, одним из главных символов города, весьма драматичная судьба - его строили четыре раза…

Преподобный Исаакий Далматский - не очень известный на Руси святой. Но именно ему посвящен самый большой храм Петербурга — Исаакиевский собор. Это могло бы показаться странным, если не знать, что основатель города Петр I родился в день памяти этого святого.

Вот почему Исаакий Далматский пользовался в Петербурге особым почитанием. Четыре храма в честь этого святого сменяли один другого. В их истории, как в капле воды, отразилась история Петербурга.

Жизни первая и вторая


Первый храм в честь Исаакия Далматского возник в нашем городе в 1710 году. Находился он рядом с Адмиралтейской верфью, на Адмиралтейском лугу. В первые годы после своего основания Петербург строился на скорую руку, и Исаакиевская церковь не стала исключением.

Она даже не была зданием специальной постройки. Просто к бывшему чертежному амбару пристроили колокольню со шпилем, да небольшую главку над алтарной частью, и церковь была готова.

Церковь эта простояла не так уж долго, но успела войти в историю. Именно здесь 19 февраля 1712 года состоялось публичное венчание Петра I и Екатерины, будущей императрицы Екатерины I.

Церковь Исаакия Далматского. 1710 год. Литография с рисунка О. Монферрана.

Маленький деревянный храм не соответствовал величию столицы, и в 1717 году в присутствии Петра была заложена новая, теперь уже каменная Исаакиевская церковь. Располагалась она примерно на том месте, где сейчас стоит Медный всадник.

Проект ее разработал архитектор Георг Иоганн Маттарнови. Через несколько месяцев после закладки храма он умер, и церковь строили сразу несколько архитекторов: Н.Ф.Гербель, М.Г.Земцов, Г.Киавери, Д.Трезини. В 1727 году в присутствии Екатерины I церковь была освящена.

К сожалению, сохранилось очень мало изображений, по которым мы могли бы представить себе внешний вид этого здания. Судя по документам, оно представляло в плане равноконечный греческий крест. К однокупольному храму примыкала 40 метровая трехъярусная колокольня, которую украшали куранты.

Петр I специально заказал в Европе двое башенных часов — для колоколен Петропавловского собора и Исаакиевской церкви. Да и сам силуэт храма в панораме города напоминал Петропавловский собор.

И эта церковь тоже играла важную роль в истории Петербурга: согласно указу Петра I именно в ней принималась присяга «чинами Адмиралтейства и офицерами Балтийского флота».


Макет второй Исаакиевской церкви хранится в Исаакиевском соборе.

Однако и она простояла очень недолго. Причин этому было две. Во первых, место для строительства было выбрано неудачно. Из-за близости к Неве почва под храмом не отличалась устойчивостью, и вскоре в стенах появились трещины.

Второй же напастью стал огонь. Церковь дважды горела, в результате пожаров сгорел деревянный купол над алтарной частью, железная кровля с перекрытием обрушилась внутрь здания, были повреждены шпиль и часы на колокольне.

Невезучее здание пытались спасти: его ремонт занял более десяти лет. Но церковь продолжала разрушаться, и в 1758 году было решено разобрать ее и построить новую.

Жизнь третья


Указ, вышедший 15 июня 1761 года, гласил: «при строении Исаакиевской церкви быть архитектору Савве Чевакинскому».

В 1762 году Чевакинский представил в Сенат проект храма и смету на его постройку. Именно Савва Иванович выбрал для Исаакия то место, на котором он стоит в наши дни. Но в 1767 году Чевакинский подал в отставку, и его сменил Антонио Ринальди, который разработал свой собственный проект.



Проект третьего Исаакиевского собора Антонио Ринальди.

Самое лучшее представление о проекте Ринальди мы можем составить по модели, хранящейся в музее Академии художеств. Основной объем храма венчается куполом, который окружают четыре ажурные башенки-звонницы.

С запада к зданию примыкает трехъярусная колокольня. По проекту Ринальди храм должен был быть целиком облицован цветным мрамором — сибирским и олонецким.

Известный искусствовед и историк архитектуры В.Я.Курбатов писал в 1913 году: «Будь закончен Исаакий Ринальди, мы имели бы несравненный образчик зодчества совершенной эпохи барокко». Но, увы, судьба этого великолепного проекта оказалось печальной.

Средств на строительство в истощенной российской казне постоянно не хватало, и храм возводился черепашьими темпами. К 1796 году, когда на престол вступил Павел I, храм довели только до карниза.

26 декабря 1796 года Павел распорядился остановить отпуск средств на строительство собора. Драгоценный мрамор, собранный для его облицовки, отправили на украшение Михайловского замка.

Казалось, собор так и не будет достроен, но в марте 1797 года Павел поручает архитектору Винченцо Бренна довершить его возведение, однако ограничившись минимально возможными средствами. Наконец, 30 мая 1802 года, в присутствии уже следующего императора, Александра I, храм был освящен.



Третий Исаакиевский собор по проекту архитектора В. Бренна на гравюре И. А. Иванова. 1816 год.

Винченцо Бренна был талантливым архитектором, но что он мог сделать в таких условиях? Волей-неволей пришлось строить собор одноглавым, а колокольню ограничить двумя ярусами. Понятно, что ни о какой мраморной облицовке речь уже не шла.

Наиболее точно ситуация со строительством собора была выражена в эпиграмме, ходившей тогда по Петербургу: «Сей памятник двух царств, обоим им приличный: основа его мраморна, а верх его кирпичный!»

Третий храм в честь святого Исаака также прослужил недолго. 9 апреля 1816 года, во время пасхального богослужения, отсыревшая штукатурка рухнула со сводов на правый клирос и «падением своим сделала сильный удар и в народе содрогание». После этого храм закрыли.

Жизнь четвертая


Собор, построенный Ринальди и Бренна, вышел откровенно неудачным. И вскоре всем стало очевидно, что на таком ответственном месте требуется куда более красивый храм.

Уже в 1809 году был объявлен архитектурный конкурс на лучший проект Исаакиевского собора. Еще один такой конкурс был проведен через четыре года. Но, хотя состязались такие выдающиеся архитекторы, как Ч.Камерон, Дж.Кваренги, А.Д.Захаров, А.Н.Воронихин, Ж.Ф.Тома де Томон, Л.Руска, В.П.Стасов, братья Михайловы, удовлетворительного результата конкурсы не дали. Мешало выдвинутое Александром I требование сохранить существенную часть старого храма (как минимум алтарную часть).

Тогда Александр I решил пойти другим путем. В 1816 году он обратился к одному из своих приближенных, известному инженеру генералу Августину Бетанкуру с просьбой рекомендовать ему архитектора. Как раз незадолго до этого в Петербург прибыл молодой французский зодчий Огюст Монферран.


Анри Луи Огюст Рикар де Монферран — архитектор, строитель Исаакиевского собора и Александровской колонны в Санкт-Петербурге.

Он был зачислен в качестве старшего чертежника в возглавляемый Бетанкуром Комитет по делам строений и гидравлических работ, и Бетанкур решил «для пробы» поручить Монферрану разработать проект реконструкции собора.

Монферран понимал, что ему выпал шанс, который бывает только раз в жизни. В спешном порядке он создал двадцать четыре проектных варианта, выполненных в миниатюре в самых различных стилях: индийском, китайском, готическом, древнеримском, древнегреческом, ренессансном…

Рисунки были переплетены в альбом и поднесены Бетанкуром императору с просьбой «один из рисунков удостоить своим выбором». Альбом произвел требуемое впечатление (к сожалению, в архивах он не сохранился), и Александр I поручил Монферрану разработать проект собора. Проект был утвержден в феврале 1818 года, а с весны уже началось и строительство.

Однако утвержденный проект был откровенно недоработан (так, например, в комплекте чертежей отсутствовал поперечный разрез) и имел серьезные недостатки. Поэтому, когда проект опубликовали в печати, архитектор Антуан Модюи подверг его резкой критике.

Используя свои чертежи и расчеты, он доказывал, что собор, спроектированный Монферраном, рухнет. Возражения Модюи сперва пытались спустить на тормозах, однако он обратился к императору напрямую, и в феврале 1822 года строительство было приостановлено (продолжалась только заготовка материалов).

В 1824 году был проведен конкурс на лучшее исправление проекта Монферрана. В конкурсе на общих основаниях принял участие и сам Монферран, доработавший собственный проект и в результате победивший.



О. Монферран. Проект Исаакиевского собора. Фасад, вариант. 1825 г.

Впрочем, и эти изменения были не последними. Позднее Монферран дорабатывал свой проект в 1835 м (изменились конструкции портиков, а круглые боковые башни превратились в квадратные колокольни) и в 1837-38 годах (изменился проект купола: кирпичные своды заменила легкая и прочная конструкция из металла).



О. Монферран. Проект Исаакиевского собора. Фасад, вариант. 1835 г.

Возведение собора растянулось почти на 40 лет, так что у наших соседей, финнов, даже появилась поговорка: «Строится так же долго, как Исаакиевский собор».

О значимости строительства говорил тот факт, что членами Комиссии по перестройке Исаакиевского собора, осуществлявшей административное руководство, были самые высокопоставленные чиновники. А на всех наиболее важных этапах возведения собора присутствовали император и члены императорской фамилии.

На гигантское сооружение не жалели средств. На одну только архитектурную модель собора (ту, что хранится в музее Академии художеств) было потрачено 80000 рублей! А сам собор (причем без учета драгоценной церковной утвари) обошелся России в гигантскую сумму 23256852 рубля 80 копеек.



Вид строящегося Исаакиевского собора в 1838 г. Литография Ф.Бенуа.

Для сравнения, на возведение Троицкого (Измайловского) собора было затрачено всего около двух миллионов рублей — меньше, чем обошелся один только фундамент Исаакия.

После церемонии освящения храма, состоявшейся 30 мая 1858 года, Исаакиевский собор стал главным храмом Российской империи. Горячие споры вызывала принадлежность храма, ведь Церковь настаивала, чтобы собор был передан в ее ведение. Вопрос этот был передан на рассмотрение особой комиссии под руководством ректора Академии художеств.

Было решено, что Церкви будет не под силу содержать столь дорогой храм и обеспечить ему достойный уход способно только государство. Поэтому Исаакиевский собор был передан в ведение Министерства путей сообщения и публичных зданий (а с 1871 года — в ведение Министерства внутренних дел).

На поддержание собора в надлежащем виде не жалели средств. Причт Исаакия был больше, чем во всех остальных храмах Петербурга: протоиерей, 3 священника, ключарь, протодиакон, 2 диакона, 2 иподиакона, 5 псаломщиков, 2 пономаря, просвирня, 50 певчих и шестнадцать звонарей.

В большинстве храмов России причт жил на деньги от приходских доходов и на проценты с капитала, пожертвованного на храм, но причт Исаакиевского собора состоял на казенном жаловании. Кроме Исаакия казенное жалование получал причт только трех соборов Петербурга: Морского Богоявленского (Никольского), Троицкого и Смольного, но жалование в Исаакиевском соборе было выше примерно в 3-4 раза.

А всего на содержание собора выделялось в год 68858 рублей (не считая разовых дополнительных затрат). При этом в ведении причта собора оставлялись также и все сборы («кружечные», «свечные», «кошельковые»).



Северный фасад Исаакиевского собора. Литография Ф. Бенуа по рисунку О. Монферрана. 1845 г.

После Октябрьской революции из собора изъяли многочисленные ценности (было вывезено около 50 кг золота, свыше двух тонн серебра и множество драгоценных камней), но сам храм оставался действующим.

Однако обеспечивать гигантскому собору надлежащий уход без помощи государства община, естественно, была не в силах. Поэтому в 1928 году договор с церковной двадцаткой был расторгнут и храм передали Главнауке.

С 1928 по 1931 год в соборе провели ремонт, одновременно в храме открылся антирелигиозный музей, одной из главных достопримечательностей которого стал маятник Фуко, демонстрировавший вращение земли.

Собор сильно пострадал в годы блокады. Хотя прямых попаданий снарядов в храм не было, но фасады и наружные колонны испещрены следами от их осколков, а купол одной из звонниц был пробит авиабомбой.

Однако самый тяжелый урон храму нанесли не снаряды, а зима. Неотапливаемый собор промерз насквозь, на стенах выступил иней, и весной, во время его таяния, был нанесен огромный ущерб росписям.

Более всего была испорчена фреска Бруни «Адам и Ева в Раю», красочный слой которой смылся полностью. К несчастью, никаких фотографий или эскизов фрески не сохранилось, так что реставраторам пришлось просто нарисовать ее заново, подражая манере Бруни.

Первое богослужение в соборе после более чем шестидесятилетнего перерыва состоялось в 1990 году. И в наши дни Исаакий совмещает сразу две функции — храма и музея.