» » Сознание и осознание. Осознанность, осознавать, осознанный: что это такое

Сознание и осознание. Осознанность, осознавать, осознанный: что это такое

В настоящее время довольно популярна литература о духовном мире человека. Осознание - одна из наиболее актуальных и обсуждаемых тем сегодня. Между тем точного его определения не существует. Попробуем разобраться с процессами осознания в статье.

Определения

По мнению Владимира Хорошина, , бытия является фундаментом сознательности человека. Автор полагает, что мудрые люди всегда ищут во всем смысл. Цель устремленного индивида - это осознание . Хорошин считает, что когда человек осознает полученное знание, он может передать его другим. Знания, приходящие без переживания, не могут применяться на практике.

По мнению Энтони де Мелло, информированность и осознание - это далеко не одно и тоже. В своих рассуждениях автор приходит к выводу, что человек, живущий осознанно, не может совершить злодеяние. В свою очередь, индивид, только информированный о различиях между злом и добром, знающий, какой поступок называется плохим, вполне может его совершить.

Из приведенных сведений можно сказать, что осознание - это :

  • Видение происходящего во внешнем и внутреннем мире. При этом имеется в виду простое наблюдение за ощущениями, мыслями. Осознание - это безоценочное видение. О нем нельзя ничего сказать, можно только войти в него и наблюдать за всем.
  • Непосредственное переживание, но не обдумывание происходящего. Оно не является ни мыслью, ни ощущением, ни чувством. Осознание можно считать чем-то, объединяющим это все.

Ключевой признак

Осознание - это состояние, включающее действие. Размышление не является осознанием. Его скорее можно назвать рефлексией, предполагающей суждение, оценку, обдумывание, поиск ответов, мотивов, определение, почему именно так, а не иначе что-то происходит. В таком случае человек совершает выбор.

При осознании несколько иная ситуация. Выбор никакой не совершается, поскольку сразу же появляется единственно верное для индивида решение. Если есть осознание деятельности , например, то вопросы "как делать?", "что делать?" не возникают.

Если человек не обладает необходимым опытом осознания, объяснить простыми словами его содержание нельзя. Осознание приходит подобно вспышке. У человека возникает способность глубоко видеть происходящее с ним.

Ментальный уровень

Обдумывание, размышление или ментальное осознание позволяет понять что-то фрагментарно. Индивид может осознавать мысли, но не осознавать действия или чувства.

В такой ситуации имеет место рассогласованность между тем, что человек говорит, чувствует и делает. Он может сказать, что что-то понимает, но при этом не может объяснить, что чувствует, какую реакцию эти ощущения вызывают, какие предполагают действия.

К примеру, человек понимает, что во время конфликта голос повышать не следует, поскольку это приведет к негативным последствиям. Однако когда возникает ссора, он автоматически начинает кричать. В этом состоит основная . При полном, безоценочном видении происходящего слова, действия, чувства будут ориентированы на разрешение конфликта.

Здесь важно понимать, что размышления, выстраивание логических цепочек и прочие умственные действия не могут привести человека к осознанию. Их результатом является увеличение объема знаний. Развитие осознания предполагает выход за рамки информированности и ума.

Согласованность внешних и внутренних факторов

Она считается еще одним важным признаком осознания. Согласованность действий, чувств, мыслей приводит к тому, что индивид становится свидетелем собственных действий, своего

При этом человек способен проследить появление мысли, чувств, действия. Он на всех уровнях - эмоциональном, физическом, ментальном - осознает свои модели поведения, стереотипные ответные реакции. Человек как бы со стороны наблюдает за происходящим во внутреннем мире, может проследить за представлениями, формирующимися в уме.

Цели осознания

Способность осознавать происходящее позволяет увидеть личность в ее исходном состоянии, такой, какой она является на самом деле. Это изменяет внутренний мир, понимание человека. Когда индивид наблюдает, он может изменять то, что видит.

Можно говорить о том, что осознание является своего рода "поворотом внутрь себя". Индивид начинает видеть, что говорит он об одном, а происходит на самом деле совершенно другое. Более того, человек начинает осознавать, что его стереотипы, шаблоны перестают работать, теряют эффективность, не приводят к желаемому результату.

Все это приводит к переоценке ценностей. Осознание позволяет изменить жизнь, не прилагая к этому никаких дополнительных усилий. Задача при этом одна - научиться беспристрастно наблюдать.

Человек на самом деле не нуждается ни в каких философских разговорах, ему не нужно объяснять, правильно что-то или нет, нужно что-то ему или он сможет обойтись без чего-то. Разнообразные курсы по формированию уверенности, повышению самооценки и пр. - трата времени. Осознание способствует развитию способности отличать что правильно, а что нет.

Человек как бы соприкасается с действительностью, оставаясь при этом сторонним наблюдателем. Он воспринимает явления отстраненно, не смешиваясь с ними, не комментируя и не оценивая их, даже не пытаясь что-то изменить. Если человек сможет так понаблюдать за событиями, он увидит, как внутри него идет процесс дезинтеграции.

Психотерапия

В рамках этого медицинского направления осознание отражает достижение пациентом полного понимания собственного "Я", своей психической жизни, взаимоотношений с окружающими людьми. Оно способствует формированию адекватного самовосприятия. Достигается это за счет объединения сознанием материала, ранее не осознаваемого пациентом.

В широком смысле осознание в психотерапии предполагает формирование адекватного понимания окружающего мира.

Почти во всех существующих в настоящее время психотерапевтических направлениях осознание занимает определенную позицию. Но его удельный вес и значимость, фокусировка представления о материале, ранее не осознаваемом пациентом, приемы, методы, применяемые для достижения адекватного представления о происходящем, в полной мере определяются базовой теорией.

Основы психоанализа

Вопросы осознания "своего Я" довольно подробно изучал З. Фрейд. В психоанализе используются приемы и особое понимание функционирования психики. Специфичный подход обеспечивает выбор терапии и схему ее применения.

Желаемый эффект достигается за счет специальных технических методов:

  • Свободного ассоциирования.
  • Анализа снов.
  • Высокой частоты сеансов.
  • Интерпретации защит и переноса и пр.

Эти приемы позволяют подвести пациента к осознанию защитных механизмов, активированных его психикой.

Цель психоанализа состоит также в определении характера травмирующих переживаний, личностных конфликтов и освобождение от них.

Одним из важнейших умений психоаналитика считается его способность сопоставлять сознательные действия, мысли, импульсы, фантазии, чувства пациента с бессознательными их предшественниками.

Когнитивная психотерапия

Понимание вместе с выслушиванием пациента, ответом с последующим возвратом к выслушиванию считается одной из 4 стадий реализации методики выражения чувств и мыслей больного в процессе терапии.

Пациент всегда на начальных стадиях сопротивляется осознанию. Успешное преодоление этого сопротивления в ходе психотерапии заканчивается осознанием механизмов психологической защиты.

Ключевая цель когнитивной психотерапии состоит в подведении пациента к адекватному восприятию иррациональных установок ("автоматических мыслей") либо главных механизмов, провоцирующих рассогласованность между восприятием и его оценкой.

Основная мысль сводится к тому, что человек становится несчастным не от происходящих явлений, а от того, как воспринимает их. При столкновении с событием, провоцирующим проблемы в разных условиях, пациент начинает приходить к осознанию того, как иррациональные установки могут менять его восприятие.

Особенность психотерапевтического воздействия

Для описания явления, спровоцировавшего последствия, которые заставили обратиться к специалисту, не потребовалось бы особенных условий, если бы больной не смешивал само событие, свое восприятие и оценку.

При последующих столкновениях с явлением пациент учится менять свое видение происходящего. В результате у него вырабатывается стратегия рационального, многовариантного поведения. У пациента расширяется диапазон возможностей решения проблемы.

Здесь следует отметить, что обращение к психотерапевту обуславливается проблемой, вызванной, как правило, несколькими иррациональными установками. При этом между ними имеются определенные связи (параллельные, иерархические, артикуляционные и пр.). Главной задачей пациента и врача является как раз достижение осознания этих связей.

Выработка тактики

На начальной стадии вопрос о схеме действий решается обычно вместе с больным. Одним из основных приемов когнитивной психотерапии является изменение ракурса восприятия события. Этот метод позволяет подвести пациента к осознанию иррациональности установок.

Больной начинает концентрироваться не на явлении, вызывающем у него негативные эмоции, а на процессе их возникновения. По ходе терапии пациент начинает осознавать излишнюю широту использования иррациональных установок, чрезмерную их персонализацию. Вследствие этого у него формируется способность заменять их более гибкими и точными, реалистическими и адаптивными моделями.

Психотерапевту необходимо последовательно структурировать процессы, помогая больному в выработке нескольких альтернативных правил, которые он мог бы использовать.

Гуманистическая психотерапия

В рамках этого направления значение осознания и его ключевых механизмов раскрывается концепциями о личности, например, описанной Роджерсом. По его мнению, отдельные аспекты опыта, приобретенного индивидом в ходе развития, обретают характер, выраженный в осознании своего бытия и существования. Это то, что именуется Роджерсом "Я-опытом".

В процессе взаимодействия с окружающим миром, в особенности с его частью, значимой для индивида, "Я-опыт" постепенно трансформируется в "Я-концепцию". У человека формируется реальное представление о себе.

Идеальное "Я"

Это еще одно важнейшее звено развития личности. Идеальное "Я" формируется преимущественно под влиянием ценностей и норм, которые навязаны индивиду окружением. Далеко не всегда они согласуются с его личными потребностями и стремлениями, то есть, с его действительным, реальным "Я".

По ходу осознания этих обстоятельств у человека формируется потребность в получении положительной оценки. Роджерс считает, что эта потребность является ключевой для всех людей.

Чтобы сохранить положительную оценку со стороны окружающих, человек прибегает к фальсификации некоторых своих представлений, воспринимая их только по критериям ценности для других людей. Такая установка препятствует развитию психологической зрелости. В результате начинает формироваться невротическое поведение.

Тревожность

Она возникает вследствие фрустрации (неудовлетворения) потребности в получении положительной оценки. будет зависеть от уровня угрозы для "Я-структуры".

Если механизм защиты неэффективен, то переживание будет полностью символизироваться в осознании. Целостность "Я-структуры", в свою очередь, разрушается тревожностью, вследствие чего появляется состояние дезорганизации.

Реконструктивная психотерапия

Основные методы были выработаны отечественными специалистами Ташлыковым, Исуриной, Карвасарским в Психоневрологическом институте им. Бехтерева.

Осознание в рамках этого психотерапевтического направления принято изучать в трех аспектах: поведенческом, эмоциональном и интеллектуальном.

В последнем случае задачи специалиста сводятся к подведению пациента к осознанию:

  • взаимосвязей "личность-явление-заболевание";
  • генетического плана;
  • интерперсонального плана личности.

Осознание взаимосвязей между личностью, событием и болезнью определяющего влияния непосредственно на эффективность психотерапии не оказывает. Оно в большей степени способствует формированию устойчивой мотивации для активного, осознанного участия больного в процессе лечения.

В эмоциональной сфере при осознании больной начинает понимать свои чувства. В результате он может испытать к себе, раскрыть проблемы, которые его беспокоят, с соответствующими переживаниями. Кроме того, работа с эмоциональным фоном способствует самостоятельной коррекции больным своих отношений, реакций. Он приобретает способность изменять способ переживаний, восприятия взаимодействий с окружающими.

Выводы

Способность пациента корректировать неадаптивные ответные реакции, модели своих действий с учетом их роли, значения, функций в структуре психопатологических нарушений - основной результат процесса осознания в поведенческой сфере.

При использовании реконструктивной (личностно-ориентированной) психотерапии Ташлыкова, Карвасарского, Исуриной, в особенности в групповых формах, значение имеет не только осознание, но и становление адекватного самосознания, а также существенное расширение его пределов.

Почти во всех используемых в настоящее время психотерапевтических системах процессу осознания придается большое значение и уделяется особое внимание. С развитием технического прогресса, появилась возможность внедрять в практику видеотехнические средства. Это, в свою очередь, позволяет оказывать более направленное воздействие на процесс формирования осознания у пациента в разных сферах. Это, безусловно, способствует ускорению выздоровления, обеспечивает высокую эффективность психотерапевтических методик. Однако, разумеется, в нрастоящее время ведется работа по совершенствованию приемов индивидуальной и групповой психотерапии, осуществляется разработка новых концепций о личности.

Я много размышлял о различиях между знанием, осознанием и сознанием, а также о том, что в них общего. Один из способов объяснить различия между данными понятиями - сконцентрировать внимание слушателей на телесной локализации связанных с ними ощущений.

Знание возникает благодаря работе органов чувств: нос сигнализирует о неприятном запахе, кожа - о том, холодно или горячо телу, а уши сообщают о том, не слишком ли тихим или громким был звук. однако такое знание не всегда приводит к действию.

Знание связано с ощущением изменения среды. С констатацией факта. Не более того. Это всего лишь извлечение данных из ощущений и впечатлений.

Осознание - другое явление. оно связано с работой мозга. Вы извлекаете данные из ощущений и обдумываете их (преобразуете их в уме), желая понять, что же они означают: стоит ли есть данную пищу, если она плохо пахнет? Надеть ли мне свитер, раз на улице похолодало?

При переходе от знания к осознанию человек от данных переходит к информации.

Данные - это воспринимаемые организмом факты; информация же несет в себе понимание того, что может из них последовать. Мы экстраполируем последствия полученных данных и систематизируем их, чтобы принять решение.

Сознание - нечто иное. Оно не является продуктом деятельности мозга, а идет от сердца, вместилища души.

Сознание сопоставляет некую абсолютную ценность с тем, как она велит нам поступить с полученной информацией, и с тем значением, которое она для нас имеет .

  • Знание возникает как отчет об изменении.
  • Осознание проявляется в понимании последствий того, о чем мы узнали.
  • Сознание - это понимание значения и ценности того, что мы осознали.

Человек может знать о чем-то, но не осознавать это знание. Так, ребенок, понимающий, что ему холодно, не осознает реальную возможность заболеть, не надев свитера.

Человек может осознавать последствия своих действий, но подходить к ним с несознательной позиции. Как менеджер компании, который осознает, что его производство загрязняет окружающую среду, но не мучается угрызениями совести, даже понимая, что при этом могут пострадать люди.

Мне кажется, что знание является предпосылкой осознания, а осознание - предусловием сознания; невозможно что-то осознать, не зная об этом, и сознательно отнестись к чему-то, не осознавая последствий своих действий .

Полагаю, что все три составляющие присущи нам от рождения, но развиваются последовательно. Сначала приходит знание. С возрастом мы учимся преобразовывать свои впечатления. Этот навык позволяет нам видеть последствия и вырабатывать ответные действия. Так развивается осознание.

Аналогично пара «знание - осведомленность» служит первым этапом развития в бизнесе. Оно начинается с обучения ведению отчетности о прибылях и убытках, извлечения из первичных документов данных об оборачиваемости запасов и дебиторской задолженности.

Так накапливается знание о том, как (в общих чертах) устроен бизнес. Чтобы принимать решения в соответствии с полученными сведениями и знаниями, лидеры бизнеса должны обладать опытом. Руководители разных уровней со временем с помощью специалистов приобретают его. Вместе с опытом в них развивается осознание. (Но необязательно сознательность.)

Как и когда приходит сознательность?

Как повлиять на сознание ответственных лиц, чтобы они предотвратили загрязнение окружающей среды? Причем не из страха быть наказанными по всей строгости закона, а по велению собственной души!

Если человек хочет поступать сознательно, он должен пробудить свое сердце. Проблема образования в области менеджмента заключается в том, что мы учим будущих управленцев знаниям, пониманию тонкостей финансового анализа и результатов исследований рынка. Мы учим их осознавать последствия принимаемых решений, понимать значение информации и того, как изменится благосостояние организации, поступи они так или иначе. Мы развиваем их интеллект и умение работать с информацией. Прекрасно! Что же в отношении сознательности?

Мы не участвуем в развитии и воспитании сознания. Мы не воспитываем сердца. Мы не позволяем душам говорить.

Сердце - это мышца. Чем чаще вы его подключаете к рассуждениям, тем оно становится больше. И чем внимательнее вы к нему прислушиваетесь, тем лучше его слышите.

Мне кажется, сейчас мы делаем все наоборот. Все эти компьютерные игры, где ведется подсчет уничтоженных противников, и телевизионные программы, постоянно транслирующие убийства, разрушают нашу сознательность. Подавляют ее. Ослабляют.

Мы должны пробудить сердца наших будущих лидеров

У меня есть предложение. Включить в учебный план посещения больниц для раковых больных, путешествия в места обитания исчезающих видов животных, поездки в жилые кварталы гетто. Таким путем будущие руководители, возможно, научатся понимать, как их решения влияют на мир, в котором мы все живем. Дайте им увидеть и почувствовать жизнь, не замыкайте их в рамках изучения профессиональной литературы и анализа финансовых отчетов.

Мы должны пробудить сердца наших будущих лидеров , если хотим, чтобы они принимали лучшие решения. Нужно не только развивать интеллект, но и воспитывать их души. Воспитание сознательности - вот главная задача. Это нельзя сделать с помощью книг или дискуссий в аудиториях. Сознательность приходит с пережитым опытом.

  • Поскольку корпорации становятся все крупнее и сильнее, задумайтесь об опасности, которую несут обществу несознательные лидеры. Общество не может контролировать своими законами все. Миру грозит превратиться в тиранию. Нам нужны руководители, чьими действиями руководят их сердца, а не страх государственных штрафов.

В Бразилии у меня есть клиент, работающий в области тяжелой промышленности. Его компании предложили заказ на производство тяжелого вооружения. Он отказался, несмотря на выгодность этого предложения.

Я знаком со многими студентами, изучающими деловое администрирование, которые ни за что не станут работать на сигаретную компанию. Ни за какие деньги. И мы, специалисты Института Адизеса, не станем консультировать, а значит, оказывать помощь, компаниям, которые разрушают нашу планету. Пусть не молчит ваше сердце. Слушайте свою душу.

Адизес И.К. Новые размышления о личном развитии .

Приветствую Вас, мой читатель.

Сегодня речь пойдет с первого взгляда не о простой теме.

Прошу Вас сконцентрироваться и тогда многие вопросы разрешатся.

Статья пишется, как ответ на очень серьезные и глубокие вопросы.

Дело в том, что на пути одного активного и успешного человека очень остро встал вопрос осознания самого себя.

Философы предлагают огромное разнообразие ответов на данный вопрос, однако как-то от этого не становится легче.

Давайте вместе разберемся.

Тема « хоть и не простая, но так или иначе внутри каждого человека есть неосознанное движение в эту сторону.

Ведь мы не рождены, как говорит Фриман для того чтобы: «жрать, срать, ржать».

Переходим к разбору темы:

Сознание строит нам некую картину мира. И у каждого из нас она разная.

Почему так?

Популярная психология с пеной у рта начинает говорить о позитивном и негативном мышлении, кто-то начинает утверждать, что все зависит от того, как мы воспитаны и так далее… Точек зрения на самом деле множество.

Для того, чтобы разобраться, давайте рассмотрим функциональную структуру человека.

Подчеркиваю – функциональную, а не биологическую. Как говорят в Одессе, это две большие разницы.

Итак, как мы воспринимаем мир?

Ведь от того, как мы воспринимаем окружающий мир, зависит то, какую картину мира мы себе нарисуем, а как следствие, используя ее, как карту, будем действовать.

Итак, в первую очередь на первом месте у нас органы чувств.

Мы их все хорошо знаем: это слух, зрения, обаяние, осязание, вкус.

Чувства работаю в независимости от нашей воли, мы не можем управлять этим процессом.

В этом мы схожи с животными. Так как у любого живого организма, даже самого простейшего есть чувства.

И если человек опускает на данную платформу свое осознание, то его жизнедеятельность сводится к: еде, сну, совокуплению.

Все наше тело состоит из органов чувств, и мы стремимся наполнить их, это называют удовлетворение.

Но если бы наше функциональное тело состояло только из чувств и постоянного удовлетворения их, мы ничем не отличались от животных.

Однако различие колоссальное.

Так как у нас есть еще ум.

Очень многие школы и направления относят ум также к органу чувств. Но он скрыт от нас, то есть находится не на поверхности, как к примеру слух.

Ум любого человека занят сбором информации из органов зрения, слуха, осязания и так далее.

То есть глаза только – видят, уши – слышат… и вся эта информация как бы собирается в уме.

Что с ней делает ум?

Он все ощущает и хранит в себе, находясь постоянно в движение, так органы чувств раздражаются постоянно.

И у ума всего две функции, это принимать то, что нравится чувствам и отвергать все то, что не нравится. Он работает для разделения на нравится - не нравится, люблю - не люблю во вкусе, звуке, зрении.

Чувства, как бы постоянно давят на ум, а приятное он не может отвергнуть.

Если сознание помещается в ум, то человек не может отказаться к примеру от выпивки, несмотря на то, что это может быть вредным для его здоровья.

Ум формирует в жизни определенную зависимость от ощущений и удовольствия. Ум очень мощный механизм и если его оставить без контроля, то люди были бы похожи на мышек из эксперимента, которым к центру удовольствия подключили слабый ток, и нажимая на педаль, раздражался центр удовольствия. В итоге этим мышки преставали есть, пить и размножатся, а бесконечно долбили по педальке, чтобы получить серию удовольствия, пока не умирали.

Это ум без контролера.

Что же является контролером?

Это разум.

Разум, также как и ум имеет две функции, он принимает все то, что полезно и отвергает все то, что вредно.

И только разум может проконтролировать ум. Это высокая ступень развития.

По наблюдениям со стороны очень многие просветленные, гуру, учителя жизни говорят и учат с позиции сознания находящегося в разуме, однако люди, которые сове сознание держат на уровне чувств или ума просто не слышат их.

Они кивают башкой, понимают, что «да – так оно и есть и это истина», но идут и делают всё наоборот в своей жизни.

Но только разум, может заставит делать ум то, что ему не приятно делать.

Самый бытовой пример:

Когда с утра охота поваляться и понежиться, и уж точно не охота заниматься в течение часа физкультурой или бегать, это проявление ума. Однако разум может заставить ум заткнуться, и для поставленных целей достижения оптимальной физической формы и здоровья, с утра заняться зарядкой, бегом, обливанием, обтиранием.

И так со временем это входит в привычку.

На данном примере привычка – это перестраивание ума сопротивляться делать НУЖНЫЕ действия.

Таким образом, существует три позиции сознания. Оно находится или на уровне чувств, или на уровне ума, или на уровне разума.

Наше сознание очень гибко и может перемещаться по этим трем уровням.

К примеру, когда художник пишет свою картину, он концентрируется на уровне чувств – сосредотачивается только на форме и цвете.

Когда человек погружен в размышления (сознание в уме), то вокруг него по ощущениям перестает существовать время и пространства. Называется «ушел в себя надолго, вернусь не скоро».

Когда сознание на уровне разума, мы близки к максимальной эффективности и просветлению. Это движение ввысь.

Не люблю слова в духе просветления и тому подобные, ибо они ограничивают понимание данного уровня шаблонами образа неких гуру в балахонах вещающих истину. Однако иных слов подобрать не могу…

Это просто примеры для понимания.

Человек устроен так, что его тянет нестерпимо вниз в уровень чувств из-за удовольствий, а также в ввысь – на уровень высшего знания и просветления… Нас как бы разрывает на части. Отсюда масса заморочек и непонимания.

Поэтому мудрые люди говорят, что счастливы только полные идиоты и глупцы, это когда осознание себя, как человека на уровне чувств или мудрецы и святые, то есть осознание себя, как человека, на уровне разума.

Теперь не удивительно, что человек постоянно сталкивается с кучей проблем, которые его внутренние затыки мешают ему решить.

Мы рассмотрели с Вами кратко основные позиции. Можно сказать, провели теоретический ликбез.

Ведь осознание сознания слишком важно, так как от него зависит, сумеет ли человек развить Осознанность или так и дальше будет спотыкаться.

Ибо осознанность, это цель любого саморазвития и личностного роста.

Приветствуются от Вас вопросы и размышления на данную тему.

Предлагаю писать их ниже в комментариях, так как то, что Вы пишите мне в личку на самом деле очень часто бывает важно и интересно для иных читателей сайта.

Пусть всё возникает из вашей осознанности. И чудо осознанности в том, что ничего не говоря, ничего не делая, она просто растворяет всё, что уродливо в вас, превращая это в прекрасное

Бхагван Раджниш

Р азговор об осознанности - это разговор о вас, потому что в мире есть только осознанность, и находится она в центре человеческого существа. Остальное лишь заслоняет нам видимость. Поэтому, для того чтобы вернуться к центру, к пониманию нашей истинной сущности, потребуются некоторые усилия в виде упражнений, направленных на пробуждение сознания.

Осознанность, или пробуждение сознания

Осознанность как пробуждение сознания посредством отслеживания минимальных изменений на физическом, эмоциональном и ментальном плане практикуется в психологии. Но само понятие осознанности вовсе не было изобретением психологической науки, а является позаимствованной концепцией, которая ведёт начало из практик древних философских учений.

Психология умело применяет эту концепцию для создания позитивных изменений в психо-эмоциональном состоянии человека и, следовательно, использует её как прикладной метод для коррекции психики, забывая о том, что осознанность может быть и в действительности является самоценной. Она - вещь в себе, но не в смысле её непознаваемости, а в том, что она самоценна вне зависимости от того, знаем ли мы о её существовании или нет. Она есть.

Если мы принимаем осознанность как составляющий факт бытия, то мы впускаем её в свою жизнь, оживляя и наполняя смыслом окружающий мир. Если мы не признаём понятие осознанности, она тем не менее не перестаёт существовать в действительности, но в то же время наша жизнь течёт неосознанным образом, по инерции. Человек - это больше, чем набор физиологических и мыслительных функций. Он познаёт мир благодаря осознанности. Чем более он осознан, тем более ему всё становится открыто. Хорошо, что люди всё чаще задумываются над этим и развивают свою способность к осознанию путем различных методов и техник.

Техники осознанности и практика осознанности

Техник осознанности - целое море; главное, выбрать те, которые больше всего вам подходят. Большинство духовных практик направлены на развитие осознанности. Можно сказать, что одна из важнейших целей практик - это развитие максимальной осознанности, иначе никакое дальнейшее продвижение по пути ученичества не представляется возможным.

Адепт той или иной школы или учения должен научиться осознавать себя. Под этим подразумевают осознание физического, эмоционального и ментального тела, то есть первые 3 тела человека из 7, которые образуют физическо-энергетическую сущность человека. Осознание себя подразумевает следующее:

  • осознание своего тела (движений, состояния, температуры, телесных ощущений и т. д.),
  • осознание эмоций (их источник, окраска, развитие и затухание, изменение и т. д.),
  • осознание мыслей (происхождение, развитие, трансформация, переход одной в другую).

Йога предоставляет широкое поле для практики осознанности. Вы можете начать с любой ступени для того, чтобы начать развивать осознание. Одним из простых способов для начинающего станет практика йогических асан. Они формируют осознание не только своего физического тела, но и психологического состояния. Каждый раз, когда вы выполняете , ваше сознание устремлено на те части тела, которые в большей мере заняты в той или иной позиции.

Это по сути одно из упражнений на осознанность, которые советуют психологи. Они говорят о том, что необходимо сменить привычный ритм жизни или выбирать другие методы выполнения тех заданий и действий, на которые вы обычно даже и внимания не обращаете. Допустим, вы рисуете правой рукой, так как вы правша, а нужно попробовать выполнять это действие левой рукой. Направление вашего сознания сразу изменится.

В йоге то же самое. Вы обычно сидите на стуле или в кресле. Вы привыкли и уже не сосредотачиваетесь на этом. Для того, чтобы осознать процесс, примите позу Ваджрасаны. Вроде бы ничего сложного, сидишь на полу и хорошо себя чувствуешь, но непривычно. От этого сознание становится поглощенным этим процессом. Внимание привлечено к самой позе, положению рук, ног, ощущениям в коленях.

Осознанность эмоциональной сферы в практике йоги

Эмоциональная осознанность также практикуется наиболее естественно при занятиях йогой. На первых этапах практики вы будете замечать свои чувства, всплывающие в момент выполнения асан, без сосредоточения на них. Вы просто даёте им быть, возникать и так же естественно угасать. В итоге вы должны прийти к тому, что эмоции перестанут играть большое значение. Это всего лишь эмоции - психологический отклик нашего тела на внешние раздражители. Да, это даже не душевные порывы, как склонные к романтическим чувствам люди обычно характеризуют наплыв эмоций. Это психические изменения, тесно связанные с химическими реакциями, протекающими в организме.

Золотой и серебряный век литературы приучили нас относиться к эмоциональный сфере с особым пиитетом, но для наших целей достижения осознанности лучше сразу расставить вещи по своим местам. Оставим описание прекрасных или ужасающих чувств для литераторов, а сами обратимся к их осознанному наблюдению. Один только факт того, что вы начнёте отдавать себе отчёт в возникновении ваших чувств и эмоций, позволит уменьшить их безудержный поток и остановить неконтролируемые реакции.

Йога эффективно работает с эмоциональным телом. Что касается мыслительного процесса, то тут вряд ли найдётся практика, способная составить конкуренцию . В них обеих уделяется особое внимание концентрации мысли, направлению мыслительного потока в нужное русло. Вначале работают над тем, чтобы сделать мысли полностью осознанными, очищая этот процесс от налёта внутренней критики, и на следующем этапе переходят к остановке мыслительного процесса через практику глубокой медитации.

Как развить осознанность: упражнения для осознанности

Для того чтобы дать читателю возможность экспериментировать, давайте ознакомимся с несколькими упражнениями, которые можно применять ежедневно. Они не связаны прямым образом с практиками духовных учений, но тем не менее подготовят вас к ним, если вы захотите заниматься ими в будущем.

Этот список можно было бы дополнить, но с практикой вы сами научитесь создавать упражнения на развитие осознанности в реальной жизни. В следующем разделе мы перейдём к детальному рассмотрению некоторых из вышеописанных приёмов развития осознанности.

Упражнения по пробуждению осознанности с помощью внимания

Суть тренировки осознанности состоит в том, чтобы посвящать всего себя тому, чем вы заняты в определённый момент времени, избегать переключения внимания. Если оно перескочило на другой объект, верните его обратно и спокойно продолжайте заниматься, наблюдая за вашими действиями, теми ощущениями и мыслями, которые возникают в процессе. Так вы одновременно будете практиковать и осознанное мышление.

Осознание может быть направлено и на мысли, и на движения. Это даже ведёт к расширению осознания, выведению его на более высокий уровень, в то время как переключение внимания на другое занятие или объект противоречит практике осознания, так как внимание рассеивается, а ключ к практике осознания лежит именно в направленности внимания. Фактически вы делаете первые шаги в практике медитации, быть может, даже не зная об этом.

Осознанное внимание при общении с собеседником выражено в том, что вы не оцениваете его, как мы обычно привыкли это делать, но отключаете критика внутри и переключаете внимание на осознание того, во что одет ваш собеседник, как он говорит, как жестикулирует или что держит в руках и т. д. Вам нужно полностью запечатлеть его образ и одновременно осознать ваши мысли и чувства во время процесса наблюдения за собеседником.

Концентрация внимания, направленная на объект, очень сильно развивает осознанность, но, быть может, трудна в начале практики именно из-за простоты своего выполнения. Вам нужно подобрать небольшой объект - вещь, знакомую вам хорошо. Это могут быть ключи, часы, мобильный телефон и т. д. После этого вы начинаете рассматривать этот предмет, подмечая все его малейшие детали. Кто-то сочтёт это скучным, но сумев сконцентрировать внимание на обычной вещи, вы без труда разовьёте не только способность к глубокой направленной концентрации, но и заложите отличный фундамент для дальнейшей практики направленного внимания, известной в йогической традиции как дхарана.

Осознанное видение очень близко стоит к вышеописанной технике, однако акценты в этом упражнении несколько передвинуты. Вы не рассматриваете один объект полностью, вы выбираете какой-то аспект, чтобы останавливать внимание только на нём. Например, гуляя по улице, мысленно поставьте перед собой задание замечать и концентрироваться только на лицах проходящих людей в течение нескольких минут или отмечать и находить оттенок какого-то определённого цвета. Попытайтесь заметить и осознать как можно больше появлений этого оттенка в окружающем мире.

Развитие осознанности через практику упражнений осознанного движения

Под осознанным движением мы понимаем такой процесс, когда ваше внимание полностью устремлено на совершение определённых действий в настоящем. Вы можете идти, полностью сконцентрировав внимание на ритме шагов, осознании соприкосновения подошв обуви с поверхностью, по которой вы идёте. Это очень легко и одновременно увлекательно. Мы обычно не осознаём этот процесс, поэтому, когда вы направите ваше внимание только на него, вы увидите, как это необычно.

Также можно поэкспериментировать с осознанием ощущений, которые вы получаете от прикосновения к объектам: какие они на ощупь, теплые они или холодные, что при этом чувствует ваша рука; и одновременно наблюдайте за собой - как вы реагируете на ощущения. Такая практика тренировки осознания через движения автоматически исключает совмещение дел.

Если вы посвящаете себя чему-то одному, то вы просто не в состоянии делать одновременно ещё одно дело. Теоретически и даже практически это возможно в обыденной жизни. Люди то и дело этим занимаются, но в упражнениях на осознание это был бы нонсенс, так как сама природа осознанности исключает внутреннюю спешку и совмещение дел.

Состояние осознанности в повседневной жизни

Состояние осознанности может быть воспитано через направление внимания на определённые аспекты жизни, а также с помощью упражнений и занятий духовными практиками. В повседневной жизни практика осознанности поможет вам по-другому смотреть на вещи, сделает вашу жизнь более интересной, не говоря о том, что у вас неожиданно могут проявиться таланты, о которых вы и не подозревали.

Часто развитие осознанности сопровождается открытием в человеке творческих способностей, появляется тяга к творческой самореализации. Это есть не что иное, как манифестация высшего духовного начала человека на физическом плане. Как иначе она может проявиться, если мы живём в трёхмерной реальности. Мы не можем обойтись одним лишь образно-ментальным творением, нам нужно перенести образы, воплотить их в физическом мире - через искусство, чтение философской литературы или занятия духовными практиками.

Принцип осознанности, воплощённый через искусство постижения самого себя

Каким бы удивительным это ни казалось, но занятия духовными практиками очень тесно переплетаются с творчеством, так как оно направлено на творение самого себя: очищение образа себя от всего ненужного, разотождествление с какими-то общими стереотипами, нахождение и познание своей истинной сущности и предназначения.

Иначе можно выразить это словами Оскара Уайльда: «Цель жизни - самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность - вот для чего мы живём. А в наш век люди стали бояться самих себя».

Нужно перестать бояться исследовать внутреннюю суть самих себя, подойти к ней как можно ближе, осознать себя и понять, что мы и есть само осознание. Мы и осознание - одно и то же. Нет ничего в жизни кроме осознанности. Всё, что существует в мире, есть её проявление. Раз мы осознаём, значит, это существует для нас. Если бы мы не осознавали, то этого и не было бы для нас. С одной стороны, это удивительное умозаключение, и тем не менее многие древние духовные учения разделяли такую мысль. Тождество Брахмана с Атманом в философии веданты, отрицание самого существования «Я» в адвайте, буддистское растворение в нирване - это концепции, в основе которых лежит принцип осознавания.

Древние мыслители давно разгадали загадку смысла жизни - она в осознанности всего и вся, в многогранном, абсолютном постижении и применении этой концепции бытия. Поэтому мы даже не можем разделять понятие осознанности на теоретическое и практическое. Это один из тех феноменов, когда теоретическая составляющая может быть постигнута только через практический аспект.

Осознавайте себя, и вам откроется весь мир!

Осознание

Осознание - это видение работы обусловленного ума и дуальной личности с точки зрения нейтрального наблюдателя, который и является вашим Истинным «Я».

Осознание происходит не через физическое зрение.

Осознание не является манипуляцией.

Осознание - это целостное и непосредственное переживание происходящего, а не его обдумывание.

Осознание - это выход за пределы обусловленного ума и ложной личности.

Осознание - это сознание и подсознание, осознающие самих себя в дуальности их взаимодействия.

Полное осознание себя возможно при гармонизации всех функциональных центров человека.

Только сам человек может знать, осознаёт он себя в данный момент или нет. Только сам человек может знать истинную правду о самом себе.

Осознание - это результат практического опыта, а не веры.

Осознание - это прямое понимание без посредства обусловленного ума и слов.

Осознание - это изменение и расширение собственного восприятия. Нельзя перестать мыслить, чувствовать и действовать, но можно делать это осознанно. Осознавать себя, значит, видеть дуальную природу своего мышления, чувствования и поступков.

Если я хочу что-то узнать, то я вхожу, осознаю и выхожу. Пришел, увидел, осознал.

Духовность

На мой взгляд, любая система, которая претендует на звание духовной, должна работать с осознанием, если в ней нет осознания, то она не является духовной.

Ум и Сердце

Осознание - это высший уровень развития интеллектуального центра, а Безусловная Любовь - высший уровень развития эмоционального центра. Соединение Ума и Сердца - вот что очень важно для всех людей.

Осознание - это ключ к запертым дверям вашего сознания и подсознания.

Наблюдение

Почувствуйте состояние, которое похоже на нейтральную передачу в автомобиле. Когда вы в нём, то можете включать любую скорость. Состояние внутренней нейтральности и есть наблюдение. Из него можно войти в любое состояние, и это может получаться очень легко.

О ком вы говорите?

Мы всегда говорим только о себе, при этом думаем, что говорим о других. Осознание - это способность увидеть в себе то, что вы говорите о других.

Болевой опыт

Многим не просто даже признаться в том, что у них есть болевой опыт. Но это только первый шаг. Следующий шаг - начать его осознавать.

Осознание - это снятие масок. Но если я не могу даже увидеть свою собственную маску, то и не могу снять ее.

Первоисточник

Осознание связывает всё происходящее воедино. Осознание - это сила, удерживающая и объединяющая все части целого. Осознание не есть мысль, чувство, ощущение или действие. Оно есть то, что их объединяет. Осознание - это первоисточник всего, что в нас есть.


Расширение восприятия

Осознание - это расширение границ вашего восприятия, это целостное видение происходящего как взаимодействия противоположных сторон дуальностей.

Новое качество видения

Осознание никогда не повторяется, оно всегда новое.

Освобождение восприятия

Осознание - это освобождение своего восприятия мира.

Освобождение восприятия от ограничений двойственности и фрагментарности обусловленного ума возможно только через осознание самого себя. Осознающее сознание способно воспринимать себя и действовать в различных мирах, соответствующих своему уровню развития.

Надо увеличивать свое осознание, а не бороться со страхом.

Осознание - универсальная техника или универсальный ключ, который надо для чего-то применить. Зачем вам нужен этот золотой ключик?

Осознание - это рабочий инструмент изучения ума. Осознание - это возможность выйти за пределы всех фрагментов дуального ума и наблюдать за ними.

Осознание - это не суждение. Осознание - это наблюдение: ты просто наблюдаешь за тем, что с тобой происходит, и за своими суждениями по этому поводу.

Беспристрастное видение

Осознание не является ни мыслью, ни чувством, ни действием. Оно есть ясное видение или беспристрастное, эмоционально не включенное наблюдение за появляющимися мыслями, чувствами, ощущениями и совершаемыми действиями или поступками.

Свободное внимание

Осознание можно охарактеризовать величиной энергии свободного (неотождествленного) внимания.

Вовлечение без отождествления

Осознающий себя человек способен входить в любые процессы и события, не вовлекаясь в них, и выходить из них тогда, когда ему это надо. Неосознающий человек не может избежать вовлечения в определенные процессы и события и не способен выходить из них по своему намерению. Процессы и события, в которые он механически вовлекается, определяются характером дуальной обусловленности его ума и личности.

Прямое понимание

Осознание - это прямое понимание без посредства обусловленного ума, то есть дуальных представлений.

Мысли, Чувства, Действия

Возможно, вы осознаёте свои мысли, но не осознаёте свои чувства и действия. В этом случае для вас может быть характерно рассогласование того, что вы думаете и говорите, с тем, что чувствуете и делаете. Например, вы утверждаете, что вам нравится ваша работа, но почему-то не очень охотно ходите на нее. Или говорите о том, что любите читать, но не читаете. Возможно, вы лучше осознаёте свои чувства или действия, но мысли не осознаёте. При этом у вас обязательно будут рассогласования внешние и внутренние. Каждый человек включен в умственный, эмоциональный и физический поток энергии независимо от того, осознаёт он это или нет. Полное осознание себя как постоянно движущихся и изменяющихся энергетических потоков необходимо для того, кто хочет быть здоровым. Осознание себя - это прямой Путь к здоровой гармоничной жизни. Осознавать - это просто наблюдать без какого-либо выбора, а не определять или объяснять.

Сон и обычное так называемое «бодрствование» являются формами проявления подсознания и сознания, но не являются осознанием. Бодрствование является дуальной противоположностью сна. Таким образом, не осознающий себя человек всегда спит, то есть пребывает в мире иллюзий и грез.

Смотреть и видеть

В одном и том же предмете просто смотрящий и Осознающий наблюдают: один - внешнюю форму, другой - ее суть. Смотреть не значит видеть.

Поток событий

Осознание себя позволит вам воспринимать всё как поток событий ментальной, эмоциональной и физической энергии.

Осознание - это понимание без сомнения. Любое сомнение указывает на то, что вы находитесь в сфере двойственного ума. Понимание не двойственно и поэтому не может быть выражено дуальными понятиями. Вы можете пытаться передать его в словах, но всегда необходимо помнить, что знание, облеченное в словесные понятия, относительно. В физическом мире мы вынуждены пользоваться искаженным способом для передачи Знания, но нужно помнить о несовершенстве этого способа передачи.

Ясное видение

Ясное видение - это вспоминание того, что ты уже знаешь. Это знание заложено в закодированном виде в клетки человеческого тела.

Ясное видение - это непосредственное переживание происходящего, а не его обдумывание.

Ясное видение превышает любую концепцию, представление, то есть то, что является результатом работы обусловленного ума. Поэтому видеть может только тот, кто умеет находиться в состоянии недумания.

Искажение

Искажение ясного видения возникает тогда, когда человек осуждает увиденное. Ошибки вызваны вмешательством обусловленного, дуального ума.

Свободное внимание

Только через осознание себя возможно превращение отождествленного внимания в свободное внимание.

Свободное внимание - это ваша дверь и ключ для вхождения и выхода. Чем более свободно ваше внимание, тем больше ваши возможности и свобода. Чем больше отождествлено ваше внимание, тем меньше ваша свобода.

Свободное внимание - это энергия осознания, которую вы можете направлять и использовать, исходя из Намерения своего Высшего «Я».

Человек, не имеющий свободного внимания, является простым механизмом.

Понимание

Понимание представляет собой видение места и взаимосвязей данного события, процесса, человека, вещи с точки зрения той целостности, в которую они входят как часть.

Понимание - это восприятие частного из видения общего, а не наоборот.

Если ты смотришь на что-то, то это еще не значит, что ты понимаешь увиденное. Понимание требует особого состояния ума и возможно только при парадоксальном мышлении, не исключающем, а включающем противоположные точки зрения.

Понимание может нести оттенок интеллектуальный, эмоциональный или телесный. Это определяется тем, какая из этих функций является превалирующей у данного человека. Понимание, включающее все три компонента, характеризует целостного человека.

Понять что-то можно, только став этим. Став Единым Сознанием, ты поймешь все сущее. Так что же мешает тебе сделать это? Только то, что ты всё еще хочешь быть кем-то конкретным. За такое желание ты платишь возможностью быть всем.

Единственной преградой для понимания является ограниченность и обусловленность ума его дуальными убеждениями и верованиями. Понимание не требует какого-либо обучения, так как является естественным состоянием Высшего «Я». Необходимо одно - устранение того, что мешает находиться в состоянии понимания, то есть дуального восприятия обусловленного ума. У каждого человека свои дуальные ловушки, закрывающие понимание: это однобокие убеждения его ложной личности, скрепленные цементом веры в их истинность.

Понимание не дается тому, кто к нему не стремится. Путь к пониманию лежит через ясное видение заблуждений или иллюзий. Заблуждение - это блуждание в тюрьме дуальностей без понимания этого. Заблуждение - это обусловленность, темнота, которая существует ввиду отсутствия света. Свет понимания соединяет воедино дуальные представления, возникшие в результате обусловленного и фрагментарного восприятия. Понимание - это знание, существующее независимо от языка, концепции, то есть находящееся вне дуального мышления.

Действия

Действие, идущее из ясного видения, не требует обдумывания, рефлексии. Оно является реализацией такого видения.

Видение телом

Видение телом - это вспоминание информации, заложенной в клетки вашего тела, в которых содержится вся структура знаний о законах мироздания. Осознание себя - это доступ к такой информации.

Перепросмотр

Перепросмотр своего прошлого - это повторное проживание событий своей жизни, но теперь уже с полным осознанием происшедшего. Перепросмотр - это высвобождение и преобразование болевого опыта в энергию свободного внимания.

Дуальность

Через осознание вы можете видеть две противоположные стороны любого явления: актуализированную и скрытую. Актуализированная сторона - это та сторона явления, которая видна воспринимающему явление человеку. Скрытая сторона - это противоположная ей сторона, невидимая, скрытая от одностороннего восприятия данного человека.

Осознание себя - это овладение собственной энергией. Подавляющее большинство людей, имея энергию, не владеют ей. Они просто разбрасывают ее в разные стороны, даже не понимая этого. Осознавая свои мысли, вы можете направить их энергию в нужном вам направлении. Это же касается энергии чувства и физических действий. Вы не можете управлять тем, что вы не осознаёте. Управлять собой возможно, только осознавая себя.

Человек является постоянно движущейся энергией. Можно выделить энергии мысли, чувства, тела. Каждая из этих энергий имеет свои свойства и особенности. Осознание каждой из этих энергий в себе позволяет гармонизировать их. Осознание в себе характера процессов, в которые вовлекается каждая из трех энергий, дает возможность быть в состоянии гармонии, уравновешенности и здоровья. Целостный человек способен осознавать одновременно каждую из этих энергий в самом себе. Уделите внимание осознанию тех энергий, которые вы хуже знаете в самом себе.

Неосознанность

Когда вы не осознаёте что-то в себе, то это начинает очень сильно проявляться вовне, но вы этого не видите. А так как вы этого не видите, то не можете контролировать.

Осознанная неосознанность

Можете ли вы осознанно потерять осознанность?

Механистичность

Неосознанный человек не может уйти от какого-то переживания и опыта, которые ему заданы. И хочет он этого или нет, он будет их проходить тот опыт, который ему предназначен.

В том состоянии сознания, в котором находится большинство людей, понимание невозможно.

Плохое и хорошее

Не держитесь за состояние, пусть оно будет такое, какое будет, просто наблюдайте за ним. Это очень важно, потому что как только вы делаете попытку удержать то, что называете хорошим, обязательно придет плохое.

Для наблюдателя нет плохого или хорошего: что бы ни было, он просто наблюдает за этим.

Наблюдатель

Обусловленный ум будет оценивать, наблюдатель будет наблюдать за умом, который оценивает.

Для некоторых людей лучше не задавать вопросы вслух, а наблюдать за тем, как они возникают в их уме. Вы увидите, что ответы будут приходить из вас, причем только на нужные вопросы. В состоянии наблюдения у вас не будет тысячи ненужных вопросов, будет один, но тот, который нужен.

Толчки к осознанию

Если вы смотрите на свою жизнь и видите, что хотите одного, а имеете совсем другое, это повод задуматься о том, что вы делаете что-то не так, что ваши методы не работают. Тогда вы начинаете осознавать, как живете и к чему это приводит.

Самоосознание

Нет ничего важнее, чем самоосознание.

Движение в направлении самоосознания приведет к глобальным изменениям в человеческой цивилизации.

Ваше пробуждение от сна и механистического выживания не придет со временем, если у вас нет импульса самоосознания.

Развитие физического тела природой гарантировано, но этого нельзя сказать в отношении развития осознания. Нет программы, заложенной природой в человека, которая обеспечит вам это в связи с вашим взрослением. Более того, с возрастом идет большее, я бы сказал, отупение у всех, кто не имеет импульса самоосознания.

Самоосознание - это универсальная техника, с помощью которой можно увидеть себя целостно, это универсальная отмычка для любых ситуаций вашей жизни.

Ничего невозможно сделать с человеком, у которого нет импульса к самоосознанию, если же такой импульс есть, пусть даже в зачаточном состоянии, то его можно начать развивать. Если импульс развивается так, что ваше самоосознание становится необратимым процессом, то тогда возможно ваше пробуждение, вы можете стать целостным. Хотя пока это большая редкость.

Наблюдатель

Ум не может видеть самого себя, но имеется возможность выйти в наблюдателя и начать видеть из него, как работает ваш ум. Наблюдая за ним, ты видишь актуализированные твоей личностью двойственности и получаешь возможность переживать их противоположные стороны как две стороны одной медали.

Вспоминание себя

Вспоминание себя идет через активизацию дуальностей в своей личности и их осознание.

Переживание знания

Суть нашего процесса в том, чтобы, узнав о наличии дуальности в себе, переживать и осознавать эти дуальности. То есть осознание происходит только на основании переживания правильного знания о самом себе.

Соединение себя

Я использую для осознания всё, с чем встречаюсь, и таким образом соединяю самого себя.

Чтобы что-то ясно увидеть, надо выйти из этого.

Огонь осознания

Все работает на вас. Если в вас горит огонь осознания, то всё станет дровами для него.

Видение разделенности

Видение своей разделенности и ее проживание будет выталкивать вас в осознание.

Хотеть или быть

Хотеть осознания или быть осознанным? Это большая разница.

Вы уже знаете то, что хотите узнать.