» » Покровитель имени: фазан. Князь Ярослав (Константин) Святославич Полные жития благоверных князей Константина и сыновей его, Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев

Покровитель имени: фазан. Князь Ярослав (Константин) Святославич Полные жития благоверных князей Константина и сыновей его, Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев

Краткие жития благоверных князей Константина и сыновей его, Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев

Князь Кон-стан-тин (Яро-слав Свя-то-сла-вич) был по-том-ком рав-ноап-о-столь-но-го кня-зя Вла-ди-ми-ра. Он про-сил у сво-е-го от-ца, кня-зя Свя-то-сла-ва Чер-ни-гов-ско-го, дать ему в удел го-род Му-ром, на-се-лен-ный языч-ни-ка-ми, чтобы про-све-тить эту стра-ну све-том хри-сти-ан-ской ве-ры. Сы-на сво-е-го Ми-ха-и-ла князь от-пра-вил к му-ром-цам в ка-че-стве сво-е-го по-слан-ца, но языч-ни-ки его уби-ли. Ко-гда князь Кон-стан-тин по-до-шел к го-ро-ду со сво-ей дру-жи-ной, жи-те-ли сми-ри-лись и при-ня-ли его. Не при-нуж-дая языч-ни-ков си-лой к при-ня-тию ве-ры Хри-сто-вой, князь не оста-вил, од-на-ко, мыс-ли об их про-све-ще-нии и преж-де все-го по-стро-ил храм Бла-го-ве-ще-ния на ме-сте уби-е-ния сво-е-го сы-на, а вско-ре и дру-гую цер-ковь, в честь свв. Бо-ри-са и Гле-ба. В то же вре-мя сам он не раз при-зы-вал к се-бе ста-рей-шин го-ро-да и убеж-дал их пе-ре-ме-нить ве-ру, с про-по-ве-дью о Хри-сте об-ра-ща-лось к му-ром-цам и ду-хо-вен-ство, при-быв-шее с кня-зем.

Од-на-жды тол-па ярых языч-ни-ков, недо-воль-ных кня-зем, под-сту-пи-ла к его до-му, гро-зя кня-зю смер-тью. По-мо-лив-шись Бо-гу, князь сме-ло вы-шел к тол-пе бун-тов-щи-ков с ико-ной Бо-го-ма-те-ри. Это так по-ра-зи-ло языч-ни-ков, что они са-ми по-же-ла-ли при-нять Кре-ще-ние. Кре-ще-ние му-ром-цев бы-ло со-вер-ше-но тор-же-ствен-но, с те-ми же об-ря-да-ми, как при св. Вла-ди-ми-ре в Ки-е-ве. В рас-про-стра-не-нии Хри-сто-вой ве-ры бла-жен-но-му кня-зю Кон-стан-ти-ну рев-ност-но по-мо-гал его сын, князь Фе-о-дор. В 1129 г. князь Кон-стан-тин скон-чал-ся и был по-гре-бен в церк-ви Бла-го-ве-ще-ния ря-дом с сы-но-вья-ми, бла-жен-ны-ми Ми-ха-и-лом и Фе-о-до-ром.

Полные жития благоверных князей Константина и сыновей его, Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев

Бла-го-вер-ный ве-ли-кий князь Кон-стан-тин Свя-то-сла-вич про-ис-хо-дил из ро-да ве-ли-ко-го кня-зя Вла-ди-ми-ра, кре-стив-ше-го зем-лю Рус-скую. Он хо-тел иметь сво-им уде-лом го-род Му-ром, на-се-лен-ный языч-ни-ка-ми, чтобы про-све-тить эту стра-ну све-том хри-сти-ан-ской ве-ры. Род-ствен-ник кня-зя Кон-стан-ти-на, сын ве-ли-ко-го кня-зя Вла-ди-ми-ра бла-го-вер-ный князь Глеб, ко-то-ро-му на-зна-чен был во Вла-ди-ми-ре го-род Му-ром, упо-тре-бил мно-го уси-лий, чтобы овла-деть им и скло-нить его жи-те-лей к при-ня-тию Свя-то-го Кре-ще-ния, но не смог это-го сде-лать и два го-да жил вда-ли от него на рас-сто-я-нии двух по-прищ (12 верст) на ре-ке Ишне. По-сле то-го, как свя-той Глеб был убит, Му-ром дол-го оста-вал-ся без кня-зя хри-сти-ан-ско-го, и язы-че-ство оста-лось там в си-ле. Меж-ду тем со-се-ди, бол-га-ры, ве-рою ма-го-ме-тане, ста-ра-лись рас-про-стра-нить свое вли-я-ние на Му-ром. «Князь Кон-стан-тин, слы-ша о Му-ро-ме, яко ве-лик и сла-вен и мно-же-ство лю-дей жи-ву-щих в нем и бо-гат-ством вся-ким ки-пя-щий», ис-про-сил у от-ца сво-е-го Свя-то-сла-ва Чер-ни-гов-ско-го этот го-род в удел се-бе. Отец не хо-тел от-пус-кать его по силь-но-му опа-се-нию, как бы не умерт-ви-ли его. Но Кон-стан-тин ре-шил-ся на все для свя-той ве-ры.

И в 1192 го-ду вме-сте с сы-но-вья-ми сво-и-ми кня-зья-ми Ми-ха-и-лом и Фе-о-до-ром, ду-хо-вен-ством, вой-ском и слу-га-ми из слав-но-го го-ро-да Ки-е-ва он при-шел в Ря-зан-скую зем-лю к го-ро-ду Му-ро-му.

При-бли-жа-ясь к Му-ро-му, свя-той бла-го-вер-ный князь Кон-стан-тин по-слал сы-на сво-е-го Ми-ха-и-ла убеж-дать му-ром-цев, чтобы при-ня-ли кня-зя без со-про-тив-ле-ния. Упор-ные языч-ни-ки уби-ли по-слан-но-го кня-зя и бро-си-ли те-ло его за го-ро-дом, а са-ми ста-ли го-то-вить-ся к бою. Ко-гда князь Кон-стан-тин по-до-шел к го-ро-ду со сво-ей боль-шой дру-жи-ной, жи-те-ли хо-те-ли сра-жать-ся, по-том сми-ри-лись, со-гла-си-лись при-нять кня-зя, но за-ме-нить свое язы-че-ство на его ве-ру не по-же-ла-ли. Не при-нуж-дая языч-ни-ков си-лой к при-ня-тию ве-ры Хри-сто-вой, князь не оста-вил, од-на-ко, мыс-ли о их про-све-ще-нии и преж-де все-го по-стро-ил храм Бла-го-ве-ще-ния на ме-сте уби-е-ния сво-е-го сы-на, а вско-ре и дру-гую цер-ковь свя-тых Бо-ри-са и Гле-ба. В то же вре-мя сам он не раз при-зы-вал к се-бе ста-рей-шин го-ро-да и убеж-дал их к пе-ре-мене ве-ры; с про-по-ве-дью о Хри-сте об-ра-ща-лось к му-ром-цам и ду-хо-вен-ство, при-быв-шее с кня-зем. И вот од-наж-ды тол-па ярых языч-ни-ков, недо-воль-ная кня-зем, под-сту-пи-ла к его до-му, гро-зя кня-зю смер-тью. По-мо-лив-шись Бо-гу, князь сме-ло вы-шел к тол-пе бун-тов-щи-ков с ико-ной Бо-го-ма-те-ри. Это так по-ра-зи-ло языч-ни-ков, что они сми-ри-лись и по-же-ла-ли при-нять Кре-ще-ние. Об-ра-до-ван-ный князь воз-дал бла-го-да-ре-ние Гос-по-ду и Пре-чи-стой Его Ма-те-ри и на-зна-чил день для сбо-ра всех непро-све-щен-ных. Тор-же-ствен-но бы-ло Кре-ще-ние му-ром-цев, и, как неко-гда Днепр, ре-ка Ока ста-ла ку-пе-лью для всех жи-те-лей го-ро-да. Бла-го-вер-ный князь осы-пал де-тей Бо-жи-их раз-ны-ми по-дар-ка-ми, од-них - одеж-дой, дру-гих - день-га-ми, а луч-ших - и вот-чи-на-ми. Так бла-го-вер-ный князь Кон-стан-тин в го-ро-де Му-ро-ме «ве-ру утвер-ди» и жи-те-лей «от пре-ле-сти идоль-ския из-ба-ви», в чем сын его Фе-о-дор был ему рев-ност-ным по-мощ-ни-ком.

Те-перь над-ле-жа-ло по-за-бо-тить-ся и о по-стро-е-нии и умно-же-нии хра-мов. И «за-по-ве-да ста-ви-ти церк-ви в го-ро-де и в се-лах и мо-на-сты-ри муж-ския и жен-ския», и учре-дил в сво-ем го-ро-де епи-скоп-скую ка-фед-ру. По ле-то-пи-си, в 1098 го-ду ви-дим в Му-ро-ме Спас-ский мо-на-стырь, по-стро-ен-ный, без со-мне-ния, про-све-ти-те-лем Му-ро-ма.

Скон-чал-ся свя-той князь в 1129 го-ду, про-вед-ши жизнь свою в ис-тин-ной ве-ре и непо-роч-но-сти во всем, яв-ля-ясь все-гда за-щит-ни-ком бед-ных и си-рот. Его кон-чи-на при-чи-ни-ла ве-ли-кую скорбь на-ро-ду. Все опла-ки-ва-ли его как от-ца и по-хо-ро-ни-ли у по-стро-ен-ной им церк-ви Бла-го-ве-ще-ния, вбли-зи сы-но-вей его, бла-го-вер-ных кня-зей Ми-ха-и-ла и Фе-о-до-ра.

Впо-след-ствии род-ствен-ник свя-то-го кня-зя Кон-стан-ти-на бла-го-вер-ный князь Ге-ор-гий Яро-сла-вич воз-об-но-вил пер-во-на-чаль-ную цер-ковь Бла-го-ве-ще-ния Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, и с то-го вре-ме-ни про-сла-вил Гос-подь свя-тых кня-зей Кон-стан-ти-на и сы-но-вей его, так как у гро-бов их ста-ли со-вер-шать-ся чу-де-са.

Спу-стя мно-го лет по-сле это-го, в 1553 го-ду, царь всея Рос-сии Иоанн Ва-си-лье-вич, идя в по-ход про-тив нече-сти-вых та-тар к го-ро-ду Ка-за-ни, за-шел в го-род Му-ром и про-был здесь две неде-ли. Со-вер-шив мо-леб-ствие у гро-бов свя-тых чу-до-твор-цев, он дал обе-ща-ние по-стро-ить ка-мен-ную цер-ковь. И ко-гда ста-ли ко-пать рвы для этой церк-ви, то на-шли мо-щи свя-тых кня-зей це-лы-ми и ни-сколь-ко не по-вре-жден-ны-ми. По окон-ча-нии по-строй-ки церк-ви в ни-ше цер-ков-ной сте-ны бы-ло устро-е-но осо-бое ме-сто, где и по-ло-же-ны бы-ли свя-тые мо-щи их. Царь Иоанн Ва-силь-евич по-ве-лел то-гда Ря-зан-ско-му епи-ско-пу Гу-рию освя-тить но-во-по-стро-ен-ный храм и при-слал к освя-ще-нию его раз-лич-ную цер-ков-ную утварь. Храм был освя-щен, уст-ро-ен при нем мо-на-стырь, и с тор-же-ством бы-ло от-празд-но-ва-но это со-бы-тие. В то вре-мя у гро-бов свя-тых кня-зей со-вер-ши-лось мно-го чу-дес, ко-то-рые со-вер-ша-ют-ся и до-ныне во сла-ву Хри-ста Бо-га.

Молитва благоверным князьям Константину (Ярославу) и чадом его, Михаилу и Феодору, Муромским

О, хра́брый во́ине и избра́нный воево́до небе́снаго Царя́ Христа́, победи́вый пре́лесть идолослуже́ния си́лою Свята́го Ду́ха и просвети́вый град Му́ром святы́м креще́нием, святы́й благове́рный кня́же Константи́не! Усе́рдно предстоя́ще честне́й ра́це многоцеле́бных моще́й твои́х, со слеза́ми мо́лим тя, прося́ще прия́ти нам твои́м к Бо́гу хода́тайством грехо́в оставле́ние. Предста́ни, свя́те, я́ко име́яй дерзнове́ние ко Святе́й Тро́ице, и подви́гни с собо́ю на моли́тву преудобре́нныя своя́ две о́трасли, благове́рнаго кня́зя Михаи́ла послу́шнаго тебе́ до сме́рти и кровь свою́ пролия́вшаго за град сей и я́ко незло́биваго а́гнца заколе́на бы́вша (тща́шеся бо тьмы душ обрати́ти ко Го́споду спаса́емых), и благове́рнаго кня́зя Фео́дора, ревни́теля благоче́стию. Еще́ со слеза́ми смире́нно про́сим: сохрани́те, блаже́ннии, невреди́м град сей, его́же возлюби́сте и свободи́сте от рабо́ты де́монския. Оби́тель же сию́, и живу́щия и тружда́ющияся в ней, соблюди́те невреди́мо от всех ко́зней и стрел де́монских. Да́руйте, святи́и, ца́рствующим градо́м, гра́ду сему́, вся́кому гра́ду и стране́ ми́рное и немяте́жное житие́ и изоби́лие плодо́в земны́х. По мо́рю пла́вающим и путеше́ствующим, и к ра́це моще́й ва́ших с ве́рою прибега́ющим, безбе́днии прави́телие бу́дите: злых свобожде́ние, ми́рное и ра́достное в до́мы их возвраще́ние, моли́твами ва́шими да́руйте, да вси с ра́достию взыва́ем: о благове́рнии на́ши засту́пницы! Соблюди́те всех без напа́стей, да вси, прибега́юще с ве́рою к цельбоно́сней ра́це моще́й ва́ших исцеле́ние душа́м и телесе́м на́шим прие́млюще, прославля́ем вас, на́ша засту́пники, сла́вяще Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

    Князь черниговский (умер в 1129 г.), сын князя Святослава Ярославича. На съезде князей в Любече (1097) вместе с братьями (Олегом и Давидом) получил Черниговское княжество; княжил также в Муроме и Рязани. В 1110 г. Ярослав был изгнан из… … Биографический словарь

    - (г. рожд. неизв. 1129) сын черниговского князя Святослава Ярославича. После смерти отца поддерживал брата, Олега Святославича, в его борьбе с Владимиром Всеволодовичем Мономахом (нападение в 1096 на Ростовскую землю). По решению Любечского съезда … Советская историческая энциклопедия

    Князь черниговский († в 1129 г.), сын князя Святослава Ярославича. На съезде князей в Любече (1097) вместе с братьями (Олегом и Давидом) получил Черниговское княжество; княжил также в Муроме и Рязани. В 1110 г. воевал с Мордвою и был разбит. В… … Большая биографическая энциклопедия

    Кн. черниговский (†1129), сын кн. Святослава Ярославича. На съезде князей в Любече (1097) вместе с братьями (Олегом и Давидом) получил Черниговское княжество; княжил также в Муроме и Рязани. В 1110 г. воевал с Мордвою и был разбит. В 1127 г. Я.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Князь Ярослав Ярослав Александрович (ум. 1344) князь Пронский, великий князь Рязанский. Ярослав Александрович (ум. 1435) князь Городецкий. Ярослав Владимирович Мудрый (около 978 1054) великий князь Киевский. Ярослав… … Википедия

    Ярослав Владимирович Ярослав Мудрый 8 й Великий князь к … Википедия

В 1096 г. Олег, собрав войско в Смоленске, двинулся на Муром и потребовал от Изяслава уйти из его вотчины в вотчину Владимира Мономаха - в Ростов и Суздаль. Но Изяслав собрал войско для обороны Мурома из ростовцев, суздальцев и белозерцев.
В битве под стенами Мурома 6 сентября 1096 г. Изяслав погиб.
«В лето 6604... Изяславъ же исполчися предъ градомъ на поли. Олегъ же поиде к нему полкомъ, и сступишася обои, и бысть брань люта. И убиша Изяслава, сына Володимеря, внука Всеволожа, месяца семтября в 6 день... Олег же вниде в городъ и прияша и горожане. Изяслава же вземше, положиша и в монастыри святаго Спаса...»

Князь Константин Муромский

Ярослав Святославич (в крещении Панкратий, в местных святцах упоминается как Константин (Ярослав) - сын киевского князя Святослава Ярославича и Оды, вероятно дочери маркграфа Луитпольда Бабенберга, внук Ярослава Владимировича Мудрого.
По некоторым сведениям, воспитывался в Германии.

Князь муромский: 1096 - 1123 гг.
Впервые появляется на страницах летописи в 1096 г., когда он помогал Олегу Святославичу Гориславичу овладеть Ростово-Суздальской землей. Святославичи были тогда разбиты под Ростовом братьями Мстиславом Владимировичем и Вячеславом Владимировичем. После поражения Ярослав ушёл в Муром.

Датой основания города Рязани считается ее первое упоминание в летописи в 1096 г. Ярослава Святославича. Иловайский считает первым независимым Рязанским князем. От него пошли линии независимых Муромских и Рязанских князей.
В 1097 г., вместе с братьями Олегом и Давыдом участвовал в съезде князей в Любече, на котором они получили Черниговское княжество.

Крещение Мурома

Именно князя Ярослава и его семейство историки и церковное предание отождествляют с крестившими муромскую землю святым князем Константином, княгиней Ириной, убиенным муромскими язычниками княжичем Михаилом (сын) и княжичем Феодором (второй сын).
«Повесть о водворении христианства в Муроме» рассказывает, что муромские жители пребывали в язычестве, соблюдали свои обряды. Они считали своим пророком «Моамефа» и приносили в жертву собственных детей, поклонялись рекам, озерам, потокам, колодцам и деревьям, мертвых хоронили по обычаям, отличным от христианских.
Ревнуя об утверждении христианства на Руси, князь Константин хотел иметь своим уделом город Муром, населенный язычниками, чтобы просветить его жителей светом христианской веры. "Князь Константин, слыша о Муроме, яко велик и славен, и множеством людей живущих в нем, и богатством всяким кипящий", испросил у своего отца Святослава этот город себе в удел. Отец не хотел отпускать Константина, опасаясь за его жизнь. Но Константин решился на все ради святой веры.

В 1097 г. сын киевского князя Святослава князь Константин испросил благословения на просвещение муромских язычников вместе со своими сыновьями, князьями Михаилом и Феодором, и супругой Ириной, епископом Василием , духовенством, воинами и слугами из славного города Киева пришел к городу Мурому.
Святой благоверный князь Константин послал сына своего Михаила для увещания в покорности и обещал дары, отчины и легкие оброки. Муромцы обманом призвав князя Михаила в город для мирных переговоров, убили его, и тело бросили за городом, а сами затворились в городе и стали приготовляться к бою. Вскоре подступил к стенам Мурома Константин со всем своим войском и по осаде, взял город без кровопролития.

На месте, где лежало «извергнутое из города» тело убиенного князя Михаила, существовала деревянная божонка или часовня, «рубленая в клетку, съ шатровымъ верхомъ, возстановляемая время отъ времени въ прежнемъ виде», позже была заменена каменной церкви-часовни.


Рисунок деревянной часовни на месте убиения князя Михаила


Каменная церковь-часовня на месте убиения князя Михаила



Памятный крест на месте убиения князя Михаила около Благовещенского монастыря

Когда же князь подошел к городу со своей большой дружиной, жители смирились и согласились принять его, но заменить свое язычество на православную веру не пожелали.

Не принуждая язычников силой к принятию веры Христовой, князь Константин не оставил, однако, мысли об их просвещении. Прежде всего он построил в Муроме храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и похоронил там своего сына, а вскоре воздвиг и другую церковь во имя святых Бориса и Глеба . Он не раз призывал к себе старейшин города и убеждал их переменить веру. С проповедью о Христе обращалось к муромцам и духовенство, прибывшее с князем.

Однажды толпа язычников, недовольная князем, подступила к его дому, грозя смертью. Горожане поклялись убить или выгнать князя, но христианства не принимать. Святой Константин с сыном Феодором и княгиней Ириной заперлись в Благовещенском храме и усердно молились, пока не услышали голос: «Константине! Услышана молитва твоя, дерзай, не бойся. Аз есмь с тобою». Князь вышел с иконой Пресвятой Богородицы к мятежникам. Чудесное сияние лилось от иконы. Пораженные Божественным сиянием, мятежники согласились принять Святое Крещение. «И тако крестишася вся люди града Мурома во имя Отца и Сына и Святого Духа, радующеся и славяще Бога», - повествует летописец.

После общего поста князь «повеле всем людям идти на реку, глаголемую Оку. И тако все люди с великой радостию идяху на реку с женами и детьми, и всяк возраст града Мурома мужеский пол и женский бродяху в реке… пресвиторы же, по берегу стоящи, молитвы глаголаху». По местному преданию, крещение муромцев проходило в озере Кстово, соединенном с рекой Окой. Название Кстово произошло от слова «крестить» («кстить»). Теперь этого озера нет, а находилось оно недалеко от современной пристани. Чудотворная икона Богоматери после этого чудесного крещения муромцев получила название Муромской.


Благоверные князья Константин (Ярослав) и чада его Михаил и Феодор Муромские

После крещения муромцев надлежало позаботиться об умножении храмов. Святой Константин «заповеда ставити церкви в городе и в селах и монастыри мужские и женские», и учредил в епископскую кафедру.
Согласно летописи, в 1098 г. в Муроме уже был построен Спасо-Преображенский монастырь.

В 1101 г. Ярослав вместе с другими князьями собрался в Золотче и участвовал в заключении мира с половцами.
В 1110 г. потерпел поражение от мордвы.

До смерти Давыда в 1123 г. Ярослав владел Муромским княжеством, в которое входила в то время и Рязань.

Князь черниговский: 1123 - 1127 гг.


В 1127 г. Всеволод Ольгович выгнал Ярослава Святославича из Чернигова, а дружину всю его посёк и разграбил.
Князь киевский Мстислав Владимирович, объединившись с братом Ярополком Переяславским, пошёл на Всеволода, требуя, чтобы тот вернул Чернигов Ярославу. Всеволод же действовал более не оружием, а подарками, задаривая киевских бояр, чтобы они были ему заступниками перед великим князем, и так тянулось до самой зимы.
Зимой Ярослав пришёл из Мурома в Киев и стал торопить Мстислава, моля его о помощи. Мстислав, ещё прежде обещавший защищать Ярославову Вотчину и целовавший на том крест, совсем уже было собрался в поход, но тут игумен Андреева монастыря Григорий, всем известный, как человек праведный и честный, отговорил его. Мстислав помирился со Всеволодом, а Ярослава отослал в Муром, не вернув ему вотчину.

Самостоятельность Муромо-Рязанского княжества

В самостоятельное княжество Муромско-Рязанская земля выделилась из состава Черниговского княжества в 1127 г. при князе Ярославе Святославиче.

Скончался святой князь в 1129 г. Его кончина причинила великую скорбь народу. Все оплакивали его, как отца. Похоронили у построенной им Благовещенской церкви, рядом с сыновьями Михаилом и Феодором.


Муромский Свято-Благовещенский собор


Рака с мощами князя Константина и сыновей его Михаила и Федора в Свято-Благовещенском мужском монастыре

Святой благоверный князь Константин и его чада Михаил и Федор Муромские
Юрий Кузнецов. Точечная техника, 60х45. Дерево, левкас, темпера, лак

В 1345 г. потомок святого князя Константина, благоверный князь Георгий Ярославич, восстановил первоначальную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. С того времени Господь прославил святых князей Константина и его сыновей, так как у гробов их стали совершаться чудеса.
В 1547 г. на Соборе, созванном святителем Макарием, Митрополитом Московским, святые благоверные князья Константин, Михаил и Феодор были прославлены в лике святых. В Муроме местно чтилась и память княгини Ирины, супруги князя Константина.
В 1553 г. царь Иоанн Васильевич Грозный, идя в поход против татар к городу Казани, зашел в город Муром и пробыл там две недели. Совершив молебен у гробов святых чудотворцев, он дал обещание построить монастырь, если возвратится из похода с победой. С Божией помощью он взял Казань и, возвратившись в Москву, повелел у гробов святых чудотворцев построить каменную церковь. Когда стали копать рвы для этой церкви, нашли мощи святых князей целыми и невредимыми. По окончании постройки церкви в нише церковной стены было устроено особое место, где и положили святые мощи. Царь Иоанн Васильевич повелел рязанскому епископу Гурию освятить новопостроенный храм и прислал к его освящению различную церковную утварь. Храм был освящен, и при нем устроен монастырь.

Память

3 июня/21 мая - память святые благоверных князей Константина и чад его Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев (XII).
23 июня/6 июля в Соборе Владимирских святых .

Молитва благоверному князю Константину и чадам его Михаилу и Феодору

О храбрый воине и избранный воеводо Небеснаго Царя Христа, победивый прелесть идолослужения силою Святаго Духа и просветивый град Муром святым крещением, святый благоверный княже Константине! Усердно предстояще честней раце многоцелебных мощей твоих, со слезами молим тя, просяще прияти нам твоим к Богу ходатайством грехов оставление. Предстани, святе, яко имеяй дерзновение ко Святей Троице, и подвигни с собою на молитву преудобренныя своя две отрасли: благовернаго князя Михаила, послушнаго тебе до смерти, и кровь свою пролиявшаго за град сей, и, яко незлобиваго агнца, заколена бывша, и благовернаго князя Феодора, ревнителя благочестию. Испросите своими молитвами стране нашей мир, на враги победу и одоление. Еще со слезами смиренно просим: сохраните, блаженнии, невредим град сей, егоже возлюбисте и свободисте от работы демонския. Обитель же сию и живущия и труждающияся в ней соблюдите невредимо от всех козней и стрел демонских. Даруйте, святии, царствующим градом, граду сему, всякому граду и стране мирное и немятежное житие и изобилие плодов земных. По морю плавающим и путешествующим и к мощем вашим с верою прибегающим безбеднии правителие будите; злых свобождение, мирное и радостное в домы их возвращение молитвами вашими даруйте, да вси с радостию взываем: о благовернии наши заступницы! Соблюдите всех без напастей, да вси прибегающе с верою к цельбоносней раце мощей ваших исцеление душам и телесем нашим приемлюще, прославляем вас, наши заступники, славяще Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4:

Константин днесь весело ликовствует, предстоя престолу Святыя Троицы, видя отечествие свое, мастию духовною сияющее, емуже последоваша Михаил и Федор, сынове его, и молятся вси трие вкупе о душах наших.

Кондак, глас 8:

Изрядному воеводе и правоверному князю Константину с сынома его вкупе отечество его, хваляся, вопиет, имеюще его начальника и заступника, яко избавльшееся им от прелести и скверны идольския. Сего ради вопием ему сице: радуйся, княже Константине преблаженне.


Икона Муромских святых князя Константина со чадами

Ирина Муромская (ок. +1129, память 21 мая) – жена святого князя Константина (Ярослава) Святославича Муромского.

Всеволод Давыдович

Всеволод Давыдович сын Черниговского и Муромского князя Давыда Святославича.

Князь Муромский: 1123 - 1127 гг.
С переходом Ярослава из Мурома в Чернигов в 1123 г. в Муроме сел Всеволод Давыдович.
1124 г.- Женитьба в Муроме Всеволода Давыдовича - племянника кн. Ярослава на полячке.
"В лето 6632... В се же лето ведена бысть Леховица в Муромъ за Давидовича Всеволода" ПСРЛ. - Т.7. - Воскресенская летопись. - СПб., 1856. - С.26.

Князь Ярослав (Константин) Святославич

Князь Муромский: 1127 - 1129 гг.
В 1127 г. пришел в Муром князь Ярослав Святославич, изгнанный из Чернигова Всеволодом Ольговичем.
"В лето 6635... И приде Ярослав из Мурома и поклонися Местиславу, река: "Хрестъ еси ко мне целовал, поиди на Всеволода" ПСРЛ. - Т.1. - Лаврентьевская летопись. - СПб., 1846. - С.130.
В 1129 г. умер и погребен князь Ярослав Святославич.
"В лето 6635... а Ярославъ седе на Муроме и на Рязане и сиде два году и преставися и положенъ в Муроме. А на Муроме и на Рязани остались дети его... Ростиславъ да Святославъ были на Рязани, а Юрий на Муроме" ПСРЛ. - Т.7. - С.242.

Юрий Ярославич

Князь Муромский: 1129 - 1143 гг.
В 1129 г. после кончины князя Ярослава Святославича на муромский стол сел его сын - Юрий (Феодор) Ярославич.

Братья:
- Святослав (умер 1145) - князь рязанский (1129-1143) и муромский (1143-1145).
- Ростислав (умер 1153) - князь пронский (1129-1143), рязанский (1143-1145) и муромский (1145-1153).
- Михаил - почитается общероссийским святым; погиб в Муроме в малолетстве от рук язычников.
- Фёдор - почитается общероссийским святым; историки отождествляют его со старшим братом Юрием.
Сведений о жене и потомстве Юрия Ярославича не сохранилось.

В 1131 г. произошло столкновение муромо-рязанских князей с половцами.

Святослав Ярославич

Святослав Ярославич - сын св. муромского князя Ярослава (Константина) Святославича.

Князь рязанский: 1129 - 1143 гг.
После смерти Юрия Ярославича в 1129 г., Рязанская земля досталась Святославу вместе с братом Ростиславом в совместное владение. Святослав княжил в Рязани, а Ростислав - в Пронске.

Князь Муромский: 1143 - 1145 гг.
В 1143 г. после смерти старшего брата Юрия занял муромский престол, одновременно передав рязанский престол младшему брату Ростиславу.

Святослав Ярославич умер в Муроме в 1145 г.
"В лето 6653... Той же зиме умре Святослав, сын Ярославль, у Муроме, а братъ его Ростиславъ седе на столе" ПСРЛ. - Т.2. - С.21. Князь Глеб Владимирович . 988 - 1015 гг.
После Глеба Владимировича в Муроме сидели Киевские великокняжеские, затем черниговские наместники.
Князь Давид Святославич. 1076 - 1093 гг.
В 1088 г. Муром был сожжён.
Князь Олег Святославич Гориславич . 1094 г. и 1096 г.
Князь Изяслав Владимирович . 1095 - 1096 гг.
Князь Ярослав (Константин) Святославич. 1096 - 1123 гг. 1097 г. - крещение жителей Мурома.
Князь Всеволод Давыдович . 1123 - 1127 гг.
Князь Ярослав (Константин) Святославич. 1127 – 1129 гг.
Князь Юрий Ярославич. 1129 - 1143 гг.
Князь Святослав Ярославич. 1143 - 1145 гг.
Илья Муромец/ Илия Печерский . 1143 - 1188 гг.
Князь Ростислав Ярославич . 1145 - 1147 гг. и 1149 - 1153 гг.
Князь Владимир Святославич . 1147 - 1149 гг. и 1155 - 1161 гг.
Князь Юрий Владимирович . 1161 - 1176 гг.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Ярослав — славящий Ярилу или сильный и славный, или яркая слава (древнеславянское). Воистину княжеское имя, в настоящее время не очень распространенное.

Зодиак имени: Лев.

Планета: Солнце.

Цвет имени: алый.

Камень-талисман: янтарь.

Благоприятное растение: дуб, крапива.

Покровитель имени: фазан.

Счастливый день: воскресенье.

Счастливое время года: лето.

Основные черты: индивидуальность, честолюбие.

Именины, святые покровители

Народные приметы, обычаи

ИМЯ И ХАРАКТЕР

В детстве Ярик капризный, упрямый, неуравновешен-ный ребенок. С детьми часто ссорится, пытается навязать свои правила игры, обижается, когда его не слушают. Внешне он похож на мать, но по характеру ближе к отцу. Ребенок вспыльчивый, может совершать необдуманные поступки. Родителям необходимо завоевать его доверие, иначе он «уйдет в себя», и добиться от него чего-либо будет трудно. Настроение его часто меняется, он пере-борчив в друзьях, то приходит в восторг от одного из них, то слишком в нем разочаровывается, вплоть до ссоры. Ярик очень рано начинает читать и писать, любит сказки, поз-же приключения, фантастику, военные рассказы, сам меч-тает стать военным. Он очень самолюбивый, но по натуре добрый, поддаётся влиянию, и вырастает таким, каким его воспитают родители. Взрослый Ярослав также сильно зависит от окруже-ния. Он с трудом сдерживает свою гордыню, жизненные невзгоды встречает стойко, мобилизуется, не дает им себя сломать. Стремится приспособиться к самым суровым ус-ловиям жизни и довольствоваться малым.

Ярослава глубоко интересуют тайны мироздания, кос-мос, философия, психология, он натура тонкая и впечат-лительная. Нередко становится священником или серьез-но, с помощью науки, уходит в эти проблемы. Ярослав может быть также учителем, инженером, музыкантом, пи-сателем, рабочим, но всегда думающим о жизни, для чего он существует, что должен сделать.

В любом деле Ярослав талантлив, но скромен, жиз-ненного успеха добивается с трудом. Он человек утончен-ный, дипломатичный, всегда корректен, обожает детей, цветы, любит животных, держит в доме не обязательно породистую собаку, сам за ней ухаживает. Он очень чув-ствителен, остро переживает обиды и неудачи, не стесня-ется искать утешения у друзей и близких людей. Но если глубоко задеть его душевные струны, он может быть мсти-тельным, жестко расправиться с обидчиком, унизить его. Никто даже не ожидает, что Ярослав может показать себя с такой стороны. Это доказывает, что Ярослав — натура сложная, неоднозначная.Ярослав сексуально сильный мужчина, способный под-чинить себе женщину. Инициатива всегда принадлежит ему. Его возбуждает, когда женщина в его объятиях сла-бая и покорная. Первый брак у Ярослава чаще всего неудачен. Но лю-бит он обычно свою первую жену. Сравнивает с ней дру-гих, что не делает последующие браки счастливыми. Лишь после десяти лет второго или третьего брака он начинает особенно ценить ту, с которой живет и которая его любит. Вполне счастлив Ярослав с Анной, Ларисой, Светла-ной, Елизаветой.

Отчество: Ярославич, Ярославович, Ярославна, Ярос-лавовна.

Имя в истории и ИСКУССТВЕ

Ярослав Владимирович (982-1054) — великий князь Киевский и всея Руси, сын Владимира Святого и полоц-кой княжны Рогнеды, которая дала ему хорошее образо-вание, приставив к нему учителей греческих, болгарских, варяжских и латинских.

Будучи старшим сыном великого князя, Ярослав был за-конным наследником престола, но его занял силой Свято- гголк с нелестным прозвищем Окаянный, убивший князей Бориса и Глеба, а также Святослава, князя древлянского.

Ярослав, бывший князем в Новгороде, пригласил ва-рягов, вместе с ними и новгородцами пришел к Киеву и на реке Альте, на том самом месте, где погиб князь Бо-рис, победил своего сводного брата в 1019 году.

Еще один брат Ярослава — Мстислав, пришел вое-вать за Киевский престол. Его не зря называли Удалым, Мстислав выиграл сражение. Однако он не воспользо-вался своим счастьем, а предложил разделить Россию на две части по Днепру: все земли, лежащие по левую сто-рону реки, принадлежали Мстиславу, по правую — Ярос-лаву. Через десять лет Мстислав заболел и умер, после него не осталось наследников, и Ярослав стал один госу-дарем России.Ярослав был крупным государственным деятелем, дип-ломатом, градостроителем и военачальником. Под самы-ми стенами Киева в 1036 году сразился с печенегами. Битва продолжалась целый день, и Ярослав одержал самую сча-стливую для Отечества победу, навсегда освободив Рос-сию от постоянных жестоких набегов.

На месте сражения Ярослав заложил каменный собор, посвященный, как и главная церковь Константинополя, Святой Софии. В середине сороковых годов выросло вели-чественное здание, строгих совершенных пропорций, с полосатыми красно-белыми стенами и тринадцатью купо-лами. Освещенные восходящим или предзакатным солн-цем, они были видны далеко за пределами городской черты.Строгость внешнего облика сочеталась с ослепительной роскошью внутренней отделки. Современники сравнивали Св. Софию с воспетым в Библии храмом царя Соломона. Ярослав значительно расширил Киев, обнес его кре-постной стеной. Главным входом служили Золотые воро-та, трехпролетные, укрепленные, они выглядели как на-стоящее крепостное сооружение. Название «золотые» так-же связано с воротами Константинополя, на великолеп-ные сооружения которого равнялся в своем строительстве Ярослав.

Ярослав организовал первую на Руси библиотеку, ве-лел переводить священные книги с греческого на славян-ский язык, заводил школы в Киеве и Новгороде, уговари-вал подданных отдавать туда детей, вызывал из Византии художников для украшения церквей и дворцов. Ярослав собрал все законы, по которым предки его управляли зем-лей Русской, и приказал написать их — это была первая книга законов — «Русская правда». По инициативе Ярос-лава, прозванного «Мудрым», начал создаваться летопис-ный свод.