» » Почему даже в жаркий день выйдя. Почему я постоянно мерзну? Причина, по которой человек все время мерзнет. Синдром сауны или железодефицитная анемия

Почему даже в жаркий день выйдя. Почему я постоянно мерзну? Причина, по которой человек все время мерзнет. Синдром сауны или железодефицитная анемия

В изобразительном искусстве термин «батальный жанр» относится к картинам, изображающим сцены войны. На полотне отображены люди в динамике, отмечается высокий уровень внимания к деталям. Батальный жанр посвящен всем событиям, связанным с войной: походы, сражения – сухопутные и морские.

Цели

Задачи и цели художников, работающих в этом жанре:

  • Демонстрация важности исторического момента, битв, быта солдат времен войны;
  • Запечатление наиболее знаковых моментов сражений;
  • Демонстрация героики солдат;
  • Развитие чувства патриотизма, долга.

Отображение на полотне реальных военных действий и исторических событий, связанных с ними, сближает батальный жанр с историческим. Присутствуют черты бытового направления – демонстрация обычной жизни, вне поля битвы, но связанной с боевыми действиями.

История формирования

Официальное формирование направления произошло в 16 веке, но работы, демонстрирующие сцены баталий, характерны для искусства древних времен:


Аллегория как жанр в живописи

Художники

Известные художники представители батальной живописи:

Александр Зауервейд

Художник первой половины 19 века, баталист, работы отличаются большим вниманием к общему расположению объектов на картине. Руку художника легко узнать по изображению лошадей. Работы: «Битва у Лейпцига», «Осада Варны». Изображения считаются слишком обобщенными, без деталей – мастер передавал общую картину, без внимания к нюансам.

Богдан Виллевальде

Баталист, профессор, типичный представитель направления первой половины 19 века. В творчестве находился под большим влиянием немецких живописцев. Его работы не имеют особых отличий от аналогичных полотен художников батального жанра. Картины: «Кульм», «Перед Парижем», «Лейпциг», «Фершампенуаз».

Известный иллюстратор романов Жюля Верна, французский баталист. Полотна отличаются выразительным духом патриотизма, реалистичностью передачи объектов, динамичностью. Особенности работ – практически все картины передают тревожность, погоню, внезапное нападение, преследование. Работы: «Бурже», «Кладбище Сен-Прива», «Защита ворот Лонгбуайо».

Портрет в живописи

Один из ярчайших баталистов России, литератор. Путешествовал по миру, получил отличное художественное образование. Его перу принадлежит одна из известнейших работ в батальном направлении изобразительного искусства – «Апофеоз войны». Батальный жанр представляют работы: «Религиозная процессия на празднике Мохаррем в Шуше», «Бывшее укрепление Кош-Тигермень», «Въезд в город Катта-Курган», «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной», «Подавление индийского восстания англичанами».

Николай Каразин

Баталист и писатель. Внимание уделял деталям быта, обстановке. Рисовал с натуры, будучи военным корреспондентом во время Сербско-турецкой и Русско-турецкой кампаний. Каразин считается творцом особого стиля акварельной живописи – его работы легко узнать, благодаря особой манере создания световых эффектов, контрастов, построению композиции, мрачности. Картины: «Взятие Ташкента», «Вступление русских войск в Самарканд 8 июня 1868 г.», «Первое появление русских войск на Аму-Дарье. Переправа Туркестанского отряда у Шейх-арыка», «Текинская экспедиция 1881 года. Штурм Геок-Тепе».

Пастораль в живописи

Профессор живописи, баталист, панорамист, основатель российской школы панорамной живописи. Он создал около 200 гениальных монументальных работ. Масштабность – главная черта живописи Рубо. Картины художника: «Оборона Севастополя», «Штурм аула Ахульго», «Бородинская битва».

Митрофан Греков

Баталист, один из наиболее известных представителей направления. Большинство работ принадлежит к советскому времени. Он сам был непосредственным участником сражений Первой мировой и Гражданской войн, откуда привез зарисовки, сделанные с натуры. Работы: «Трубачи Первой конной», «Бой при Егорлыкской», «Замерзшие казаки генерала Павлова», «Штурм Перекопа». Над последней панорамной работой трудился творческий коллектив, возглавляемый Грековым.

Михаил Авилов

Советский художник-баталист. Воевал на фронтах Первой мировой войны. Его картины были удостоены высочайших оценок за реалистичность, идейность, дух патриотизма, внимание к деталям. Авилов был членом студии, которую основал Митрофан Греков – в ее составе участвовал в создании работы «Штурм Перекопа». Создавал плакаты, графические рисунки. Работы Михаила Авилова: «Прорыв польского фронта Первой Конной армией в 1920 году», «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле».

Историческая живопись

Рудольф Френц

Советский живописец, баталист, педагог, руководитель мастерской, которая занималась батальной живописью – ЛИЖСА имени И.Е.Репина. занимался разными направлениями живописи, но известность принесли именно батальные работы. Создавал диорамы, панорамные картины, акварельные работы, пейзажи, портреты. Батальный жанр представлен картинами: «На Знаменской площади в Февральские дни 1917 года», «Штурм Зимнего дворца», «Совместные действия танков, авиации и кавалерии. Комбинированная атака», «М. В. Фрунзе руководит переправой через Сиваш», «Штурм Зимнего», «Сталинград. 2 февраля 1943 года».

Батальный жанр также представляют: Н.Самокиш, И.Владимиров, Р.-К.Зоммер, Ю.Коссак, В.Мазуровский, А.Соколов.

Характерные черты

Батальные картины характеризует:

  1. Масштабность.
  2. Особое внимание уделяется деталям.
  3. Реалистичность передачи объектов.
  4. Напряженность, эмоциональность, динамичность.
  5. Историческая достоверность.
  6. Идейная направленность.

Исторический и батальный жанр в живописи и графике

Исторический жанр, которому свойственна монументальность, долгое время развивался в настенной живописи. С эпохи Возрождения до 19 в. художники использовали сюжеты античной мифологии, христианских легенд. Часто реальные исторические события, изображаемые на картине, насыщались мифологическими или библейскими аллегорическими персонажами. Исторический жанр переплетается с другими — бытовым жанром (историко-бытовые сцены), портретом (изображение исторических деятелей прошлого, портретно-исторические композиции), пейзажем ("исторический пейзаж"), смыкается с батальным жанром. Исторический жанр находит воплощение в станковых и в монументальных формах, в миниатюрах, иллюстрациях. Зародившись в древности, исторический жанр соединял реальные исторические события с мифами. В странах Древнего Востока даже существовали типы символических композиций (апофеоз военных побед монарха, передача ему власти божеством) и повествовательных циклов росписей и рельефов. В Древней Греции были скульптурные изображения исторических героев (Тираноубийцы, 477 до н.э.), в Древнем Риме создавались рельефы со сценами военных походов и триумфов (колонна Траяна в Риме, ок. 111-114). В средние века в Европе исторические события находили отражение в миниатюрах хроник, в иконах.
Батамльный жанр (от фр. bataille - битва) - жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов. Художник стремится запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, показать героику войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает батальный жанр с историческим. А сцены военного быта (в походах, казармах, лагерях) зачастую связывают его с бытовым жанром.

Игорь-князь с могучею дружиной
Мила брата Всеволода ждет.
Молвит буй тур Всеволод: "Единый
Ты мне брат, мой Игорь, и оплот!
Дети Святослава мы с тобою,
Так седлай же борзых коней, брат!
А мои, давно готовы к бою,
Возле Курска под седлом стоят.
2
А куряне славные -
Витязи исправные:
Родились под трубами,
Росли под шеломами,
Выросли как воины,
С конца копья вскормлены.
Все пути им ведомы,
Все яруги знаемы,
Луки их натянуты,
Колчаны отворены,
Сабли их наточены,
Шеломы позолочены.
Сами скачут по полю волками
И, всегда готовые к борьбе,
Добывают острыми мечами
Князю - славы, почестей - себе!"
Отрывок из "Слово о полку Игореве".
- В России активное развитие батального жанра начинается в XVIII веке - со времени грандиозных побед Петра I и его полководцев. Это картины “Куликовская битва”, “Полтавская баталия” приписываемые И.Н. Никитину (ок. 1690-1750), гравюры А.Ф.Зубова с морскими сражениями.

Картина Сурикова "ПЕРЕХОД СУВОРОВА ЧЕРЕЗ АЛЬПЫ"


Русский батальный жанр (картины батальная живопись) проникнут особым духом патриотизма, стремится выразить преклонение перед героизмом и мужеством воинов. Победы Суворова и Кутузова вдохновляли русских художников живописцев на написание картин и полотен прославляющих мужество и героизм русских воинов.
Эту традицию сохранили и художники-баталисты XX века. Новый подъем батальный жанр пережил в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы - в плакатах и “Окнах ТАСС”, фронтовой графике, живописи, а позднее и в монументальной скульптуре.
Особо в батальном жанре и картины батальной живописи отечественной школы можно выделить создание диарам и панорам посвященных историческим битвам и сражениям.
История России наполнена и насыщена войнами и сражениями. В связи с этим русскими баталистами создано много прекрасных произведений искусства отечественного и мирового значения.
Картины батальная живопись одна из составляющих батального жанра. Прекрасные батальные картины написанные маслом на холсте выдающимися русскими художниками представлены в музеях Москвы и Санкт-Петербурга.
Общий пафос работ отечественных художников на тему ратного подвига, выполненных в разных техниках и жанрах, можно выразить словами Н.К.Рериха: “Самые многочисленные враги земли Русской бывали посрамлены несломимым духом воинства русского и жертвенным самоотвержением всего народа”.

- Но восходит солнце в небеси -
Игорь-князь явился на Руси.
Вьются песни с дальнего Дуная,
Через море в Киев долетая.
По Боричеву восходит удалой
К Пирогощей богородице святой.
И страны рады,
И веселы грады.
Пели песню старым мы князьям,
Молодых настало время славить нам:
Слава князю Игорю,
Буй тур Всеволоду,
Владимиру Игоревичу!
Слава всем, кто, не жалея сил.
За христиан полки поганых бил!
Здрав будь, князь, и вся дружина здрава!
Слава князям и дружине слава!
(Слово о Полку Игореве)


Фаворский В. А.
к "Слову о полку Игореве". 1954. Гравюра на дереве

Батальный жанр в искусстве существует с древнейших времён – человечество постоянно воевало и продолжает воевать до сих пор.

Изображения битв и походов находят на рельефах Древнего Востока, на фронтонах зданий, на древнеримских триумфальных арках и колоннах, на вазах Древней Греции и т.д.

Значение термина

Слово «bataille» в переводе с французского языка означает «битва». То есть батальный жанр посвящён военной тематике. Это могут быть сцены сражений, военных походов, героических подвигов – современных или прошлых лет и веков.
Если художник не только показывает сцену битвы, но и раскрывает смысл происходящего, приводит зрителя к осознанию значения того или иного исторического события, то такую картину можно отнести не только к батальному, но и к историческому жанру.
Если же на картине мы видим изображение быта и жизни военных или моряков, то батальный жанр здесь сочетается с бытовым.
Батальный жанр может включать элементы других жанров: портретного, пейзажного, анималистического, натюрморта.

История батального жанра

Возрождение

В эпоху Возрождения изображения битв мы видим на полотнах Паоло Уччелло, Пьеро делла Франческа, Тициана, Тинторетто, на фресках Леонардо да Винчи, Микеланджело и др.

Леонардо да Винчи (копия Рубенса) фреска «Битва при Ангиари» (1503-1506)
Фреска была заказана Леонардо да Винчи в честь восстановления Флорентийской республики после изгнания Пьеро Медичи. Для батальной сцены да Винчи выбрал сражение, произошедшее 29 июня 1440 г. между флорентийцами и миланскими войсками под командованием кондотьера Никколо Пиччинино. Несмотря на численное превосходство, миланцы были разгромлены небольшим флорентийским отрядом. Д. Вазари так писал об этой картине: «...выполненной с большим мастерством из-за удивительнейших наблюдений, применённых им в изображении этой свалки, ибо в этом изображении люди проявляют такую же ярость, ненависть и мстительность, как и лошади, из которых две переплелись передними ногами и сражаются зубами с не меньшим ожесточением, чем их всадники, борющиеся за знамя...».

Формирование батального жанра

В XVI в. начинает формироваться батальный жанр в живописи. Вообще, что такое жанр? Это исторически сложившееся деление произведений живописи в соответствии с темами и объектами изображения. И хотя само понятие «жанр» появилось в живописи сравнительно недавно, жанровые различия существовали с тех пор, как человек начал рисовать. Формирование жанра как системы началось именно в XVI в.

Тинторетто «Битва при Заре» (около 1585). Венеция, дворец Дожей
Тинторетто ввёл в картину массу людей, вовлечённых в битву.
Глубоко осмысливал военные события испанский художник Д. Веласкес .

Д. Веласкес «Сдача Бреды» (1634)
Эту картину можно отнести и к батальному, и к историческому жанру, а также назвать её психологической, потому что на ней психологически точно показаны чувства победителей и побеждённых.
Сюжет картины: губернатор Юстин Нассауский передаёт ключи от города главнокомандующему испанскими войсками Амброзио Спиноле 5 июня 625 г., это всего лишь сцена передачи ключа от крепости Бреда. Почему же картина относится к батальному жанру? Но этому моменту предшествовала многомесячная осада города испанскими войсками под командованием Амброзио Спинолы. 80 лет Испания боролась за сохранение власти Габсбургов над испанскими Нидерландами. Амброзио Спинола, использовав паузу в войне, осадил крепость. С военной точки зрения осада Бреды была бесполезной, но с точки зрения политики имела большой эффект. Вся Европа пристально следила за развитием событий под Бредой. И вот наступила развязка: ключи от Бреды передаются победителям.
Разбитые голландцы и их предводитель поставлены в унизительное положение и вызывают сочувствие. Предводитель показан ниже ростом, в мешковатой одежде и стоптанных сапогах. Но он старается принять случившееся с достоинством. Победитель выше побеждённого, вся его фигура выражает снисхождение, он успокаивающе похлопывает по плечу своего противника, он почтительно уважителен. Лошади на этой картине как бы подчёркивают особенности своих хозяев: спокойная скромная лошадь принадлежит побеждённому, а грациозная игривая лошадь Спинолы – под стать победителю.

Русский батальный жанр

В XVIII в. появились произведения русского батального жанра. И здесь прежде всего хочется вспомнить работу В.М. Ломоносова «Полтавская баталия», хотя она принадлежит к мозаичной живописи.

«Полтавская баталия». Мозаика М. В. Ломоносова в здании Академии Наук. Санкт-Петербург (1762-1764)
Полта́вская би́тва – крупнейшее сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII. Битва состоялась утром 8 июля 1709 г. в 6 верстах от города Полтава. Разгром шведской армии привёл к перелому в Северной войне в пользу России и к концу господства Швеции в Европе.
10 июля в честь победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении считается Днём воинской славы России.
Русский батальный жанр всегда проникнут особым духом патриотизма и стремится выразить преклонение перед героизмом и мужеством воинов.
Война с Наполеоном отразилась в творчестве многих художников, т.к. в ней проявились все лучшие качества русских людей: бесстрашие, самопожертвование, патриотизм.

Ф. Рубо, полотно панорамы «Бородинская битва»
Панораму «Бородинская битва» художник написал к 100-летию Отечественной войны 1812 г. по заказу императора Николая II. Работа над ней шла при участии И. Г. Мясоедова.

Франц Алексе́евич Рубо́ (1856-1928) – русский художник-панорамист, академик и руководитель батальной мастерской Академии художеств, создатель трёх батальных панорам: «Оборона Севастополя», «Бородинская битва», «Штурм аула Ахульго». Он является основоположником отечественной школы панорамной живописи, автором почти 200 монументальных полотен.

Ф. Рубо «Осада ереванской крепости русскими войсками в 1827 г.»
Наполеоновские войны нашли отражение в творчестве многих художников. Вот ещё одна картина, изображающая сцену войны.

Б. Виллевальде «Подвиг конного полка в сражении при Аустерлице в 1805 году» (1884). Центральный военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург

Богда́н (Го́тфрид) Па́влович Виллева́льде (1818-1903) – русский живописец, академик, заслуженный профессор батальной живописи, член Совета Императорской Академии художеств. Любимой темой его творчества была Отечественная война 1812, он хорошо изучил эпоху Наполеона и возвращался к этой теме постоянно. Его работы отличаются мягким юмором, умением изображать живые военно-бытовые сцены.

Б. Виллевальде «Встреча офицеров русской гвардейской кавалерии с жителями одного из европейских городов»
Виллевальде был руководителем баталического класса Академии художеств до реформы её в 90-х годах XIX в., его отличному преподавательству обязаны своим художественным развитием почти все наши новейшие баталисты.

Никола́й Дми́триевич Дми́триев-Оренбу́ргский (1837-1898) – русский батальный живописец, график, академик и профессор батальной живописи Императорской академии художеств. Он создал целый цикл картин о Русско-турецкой войне (1877-1878 гг.).

Н. Дмитриев-Оренбургский «Бой под Плевной 27 августа 1877 года» (1883)
Васи́лий Васи́льевич Вереща́гин (1842-1904) – русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов.

Выпускник Морского кадетского корпуса, он всю жизнь был связан с армией: был в Самарканде во время его осады бухарцами; был в действующей русской армии во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг., где получил тяжёлое ранение. Когда началась русско-японская война, Верещагин поехал на фронт. Он погиб 31 марта 1904 г. вместе с адмиралом С. О. Макаровым при взрыве на мине броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура.
Им созданы серии батальных полотен: Туркестанская серия, «Наполеон в России», серия «Варвары». Цикл «Наполеон в России» включает 20 картин, а также этюды, рисунки и незаконченные композиции.

В. Верещагин «Перед Москвой в ожидании депутации бояр»

В. Верещагин «Наполеон на Бородинских высотах» (1897)

В. Верещагин «Конец Бородинского боя»
Одной из самых известных работ батального жанра вообще и работ художника является картина «Апофеоз войны».

В. Верещагин «Апофеоз войны» (1871). Холст, масло, 127 х 197 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
На раме этой картины сделана надпись: «Посвящается всем великим завоевателям - прошедшим, настоящим и будущим».
Изначально полотно называлось «Торжество Тамерлана». Замысел был связан с Тамерланом, войска которого оставляли за собой такие пирамиды черепов. По другой версии, эта картина была создана Верещагиным под впечатлением рассказа о том, как правитель Кашгара Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал положить его голову на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казненных людей.
Почему эту картину относят к батальному жанру, хотя на ней не изображены сцены битв, даже люди не присутствуют на полотне?
Это картина-аллегория, картина-протест против войн. Война – это всегда смерть и опустошение. Пирамида из человеческих черепов изображена Верещагиным на фоне разрушенного города и обугленных деревьев. Всё уничтожено, остались одни во́роны, но и им уже нечем поживиться здесь. Всe детали картины, в том числе жёлтый цвет полотна, символизируют смерть. Известный русский художественный критик В. Стасов считал, что этой картиной Верещагин выступает в роли историка и судьи человечества.

Митрофан Борисович Греков (1882-1934) – советский художник-баталист русского казачьего происхождения.
«Трубачи Первой конной» – самое известное его произведение.

М. Греков «Трубачи Первой конной»

По его идее 29 ноября 1934 г. была создана Студия военных художников, впоследствии названная его именем. Студия военных художников им. М. Б. Грекова – это уникальный творческий коллектив из 30 художников (живописцев, графиков и скульпторов). Все они – яркие творческие индивидуальности, профессионалы своего дела. Их объединяет идея служения своим искусством Отечеству, воссозданию в художественных образах знаменательных страниц доблести и славы русского оружия, истории армии и народа. В основе их деятельности – метод реализма.
Вот картина члена этой студии.

Андрей Вениаминович Сибирский «После задания. Ханкала. Чечня» (1998). Холст, масло. 130 х 200 см
Пётр Александрович Кривоно́гов (1910-1967) – советский живописец-баталист. В 1939 г. он был призван в армию. Великую Отечественную войну прошёл в действующих войсках от Москвы до Берлина. Наиболее известные его произведения – о Великой Отечественной войне.

П. Кривоногов «Защитники Брестской крепости» (1951)
В батальном жанре работали и непрофессиональные художники. Например, русский поэт и прозаик Михаил Юрьевич Лермонтов на протяжении всей своей короткой жизни увлекался рисованием и живописью, брал уроки живописи у П. Е. Заболотского, который написал маслом два портрета Лермонтова (в 1837 и 1840 гг.).

М.Ю. Лермонтов «Автопортрет» (1837-1838). Бумага, акварель. Литературный музей (Москва)
Одной из любимых тем Лермонтова-художника была военная тема. Лучшие его работы связаны с Кавказом и исполнены в духе романтической живописи.

М.Ю. Лермонтов «Атака лейб-гвардии гусар под Варшавой 26 августа 1831 г.». Картон, масло. 65,8 × 79,3 см

Возможно, про вас или ваших близких говорят «мерзляк» или «мерзлячка»: этим людям холодно и зимой, и летом, они постоянно ищут способы согреться. Некоторые действительно плохо переносят низкие температуры. Например, те, кто относится к генотипу южан, для которых холода неприемлемы в принципе. Но скорее всего виной будет одна из этих 10 причин.

Синдром сауны или железодефицитная анемия

Или еще проще: недостаточный уровень гемоглобина в крови. Он вызывает задержку в доставке кровью кислорода к внутренним органам и тканям. Организм пытается улучшить кислородное питание организма, и сосуды расширяются, чтобы усилить кровоток. Так же они ведут себя в том случае, если наступила удушливая жара или вы попали в сауну. Соответственно, усиливается теплоотдача — тело лишается необходимого запаса «отопления» и мерзнет.

То есть в жару наш организм пытается охладить тело, а тут то же самое он делает тогда, когда вы в этом не нуждаетесь.

Значит, вам нужно срочно повышать уровень железа в крови. Проще всего это сделать, подкорректировав свой рацион. Обогатите меню красным мясом, субпродуктами, свеклой, гречкой, орехами, яйцами. В крайнем случае, купите в аптеке гематоген и употребляйте его.
Суточная норма железа должна равняться 15 мг.

Нехватка жиров и витаминов А и Е

Именно эти вещества отвечают за баланс биохимических процессов в печени, способствующих обогреву. Их недостаток может привести к постоянной зябкости даже в теплую погоду.

Вообще некоторый объем данных веществ уже есть в нашем организме. Поэтому для начала стоит снова-таки ввести в свой рацион продукты, содержащие высокую концентрацию ретинола и токоферола. Больше кушайте морковь, тыкву, крупы, красные овощи и фрукты. При одобрении врача можно попить синтетические витаминные комплексы.

Также пересмотрите свое отношение к жирам. Главное — употреблять полезные жиры, которые, к слову, не только необходимы для организма, но и способствуют похудению. Это жирная рыба, сыр, яйца и т.п. Избегайте вредных трансжиров.

Излишняя худоба или полнота

Золотая середина потому и золотая, что ее трудно достичь. Излишне худым людям присуща «мерзлявость», поскольку им довольно тяжело накопить и сохранить тепло в тканях. Необходимо набирать массу, и необязательно жировую, больше мышечную. При отсутствии необходимого объема мышечной и жировой ткани холод проникает к костям быстрее.

Среди полных тоже полно «мерзляков». Излишние жировые отложения — это плотный компрессор. Сдавливая сосуды, он приводит к сужению кровотока, а значит, к неполноценному питанию внутренних органов кислородом. Снова усиливается теплоотдача — тепло уходит на сторону, и человек мерзнет. В этом случае необходимо худеть.

Проблемы со щитовидной железой

Например, причиной может быть гипотиреоз — дисфункция щитовидной железы. За регулирование энергетических процессов в организме — распределение запасов энергии, в том числе и на обогрев — отвечает именно этот орган.

Например, при гипотиреозе (дисфункция щитовидной железы) процессы обогрева нарушаются. Тормозится образование тепла из полученных с пищей калорий.

Понять, что дело именно в щитовидке, можно, обратив внимание на ноги — они холодные в любое время суток. Если вы замечаете такое за собой, нужно обратиться к эндокринологу.

Низкое давление и нарушение функций сосудов

Все же чаще всего холодные ноги (а иногда и руки) — это признак нарушения периферического капиллярного кровообращения. Тепло просто не доходит до конечностей.

Гипотоники (люди с низким давлением) знают, что такое повышенная «мерзлявость»: снижение давления приводит к нарушению кровоснабжения, что, опять-таки, становится причиной внутреннего «холода».

В этом случае стоит принять курс витаминов, увеличить физическую активность, добавить прогулок на свежем воздухе, скорректировать питание (добавить овощей и фруктов, убрать рафинированную пищу). Гипотоникам можно пить больше 1 чашки чая или кофе в день, чтобы немного повысить давление.

К слову, ухудшение сосудистых функций бывает связано с возрастом. Поэтому постоянная зябкость часто присуща пожилым людям.

Диабет

Такое заболевание становится причиной нарушения метаболизма, а также серьезных проблем с сердечно-сосудистой системой. В таких случаях пациенты часто жалуются на постоянно холодные ноги, которые при этом еще и теряют чувствительность. Об этом надо сообщить врачу-эндокринологу, который подберет адекватное лечение.

Стресс

Часто «мерзлявость» может быть связана с перегруженной нервной системой и стрессами. Причем мерзнуть человек начинает тем больше, чем сильнее волнуется, нервничает, пугается или злится.

Болезнь Рейно

Существует и специфический холодовый синдром — болезнь Рейно. Она выражается в нарушении артериального кровоснабжения конечностей. При малейшей эмоциональной нагрузке, а также под воздействием чересчур холодных или теплых температур у таких людей возникает сильный сосудистый спазм, нарушающий терморегуляцию.

Ослабление иммунитета и гормональный дисбаланс в организме могут стать причиной ощущения постоянного холода.

Чтобы точно выяснить причины своего дискомфорта, следует посетить эндокринолога, кардиолога, сосудистого хирурга, флеболога или невролога.

Подготовлено с использованием материалов: radostysnami.ru, aif.ru, mjusli.ru

Когда мы заболеваем, ощущение озноба является естественным. Теплая одежда и даже несколько одеял не становятся спасением, пока не начинает подниматься температура тела. По мере ее роста гибнут болезнетворные бактерии, а человека начинает кидать в жар. Здесь все понятно. А если здоровый внешне человек обращается к врачу и просит объяснить, что с ним творится. "Помогите, я постоянно мерзну". Причина может быть не одна, поэтому сегодня мы решили остановиться на этом вопросе подробней.

Гендерные особенности

Давайте вспомним, от кого чаще всего можно услышать подобные жалобы? Правильно, от пожилых людей. Каждый видел бабушек в теплых кофтах или даже пальто в жаркую погоду на улице. Это никого не удивляет, ведь от них частенько можно услышать: «Постоянно мерзну». Причина лежит в нарушении кровообращения, которая под собой имеет возрастные причины. Однако даже среди молодых женщин такое явление встречается намного чаще, чем среди мужчин. При этом подобное состояние нередко списывается на индивидуальные особенности организма, а единственная рекомендация, которая дается, это теплее одеваться. Однако корни могут лежать гораздо глубже, и с ними мы сегодня будем разбираться.

Тревожный звоночек

Можно смеяться над человеком, который твердит: «Я постоянно мерзну». Причина этого, однако, может быть вовсе не в желании показать свою изнеженность и привлечь внимание. Одновременно можно отметить, что очень редко такой симптом является самостоятельным проявлением болезни. Чаще всего это симптом какого-то нарушения в организме. А вот здесь придется потратить немало времени, чтобы найти истинную причину.

Чай, теплая ванна и шерстяные носочки

Приходилось ли вам, приходя домой с холода, еще длительное время ощущать холод в конечностях? Как будто кровь перестала циркулировать по ним. Это явление считается вариантом нормы. В ряде случаев достаточно принять горячую ванну, выпить чай и надеть теплую одежду, и состояние приходит в норму. Гораздо интересней получается, если находясь в теплом помещении, вы все равно не можете избавиться от ощущения зябкости. В этом случае точно стоит посетить доктора и сообщить ему: "Я постоянно мерзну". Причина может лежать в работе внутренних органов, нарушении обмена веществ и даже неправильной диете. Но в этом должен разбираться специалист.

Вегето-сосудистая дистония

Загадочное заболевание, причина которого психосоматическая. То есть стрессы приводят к нарушениям в работе вегетативной нервной системы, а она, в свою очередь, запускает ряд физиологических процессов, которые мы в конце концов и пытаемся лечить. В частности если у вас постоянно мерзнут ноги, то обратите внимание на то, в каких ситуациях это происходит. Если вам предстоит важное совещание, поход к директору или знаменательное событие, а вы наблюдаете у себя странное похолодание по телу, то, вполне возможно, что это ваша реакция на стресс. Человек с ВСД может также жаловаться на пониженное давление или проблемы с сердцем, у него постоянно мерзнут руки, но на самом деле корень бед лежит в неустойчивости к стрессовым ситуациям.

Дефицит железа или анемия

Обычно взрослый человек хорошо знает, если у него существует подобная проблема. Однако если до сих пор анализы крови были в норме, но последнее время постоянно мерзнут ноги, то рекомендуется сходить в лабораторию еще раз. Биохимический анализ крови покажет содержание гемоглобина. Острый дефицит железа - это самая частая причина того, что конечности мерзнут. Это легко объяснить, ткани страдают от недостатка кислорода и происходят спазмы мышц. Соответственно кровоснабжение ухудшается. Даже механическое растирание и горячие ванны дают только временный эффект расширения сосудов и наполнения их кровью.

Гипотиреоз или нарушение функции щитовидной железы

А мы продолжаем говорить о том, почему человек постоянно мерзнет. Причины могут лежать и в деятельности желез внутренней секреции. В частности, врачи хорошо знают, что при нехватке гормонов, вырабатываемых щитовидной железой, запускается ряд процессов в организме, которые серьезно меняют его работу. В частности, наблюдается слабость, снижение артериального давления, пониженная температура тела и значительное снижение частоты пульса.

Как следствие этого развивается повышенная потливость конечностей, но вместе с этим постоянно мерзнет тело, а руки и ноги вообще никогда не согреваются. Нарушения в работе щитовидной железы диагностирует врач-эндокринолог на основе анализов крови и УЗИ железы.

Аллергическая реакция на холод

На первый взгляд, это звучит странно, но такое явление действительно встречается. Механизмы здесь запускаются несколько другие, но в целом это та же самая аллергия, только ее причиной является пониженная температура воздуха. Страдающему человеку обычно сложно согреться, причем независимо от того, сколько слоев одежды на нем надето. Как можно понять, что причина именно такова? Если помимо конечностей у вас постоянно мерзнет спина, то, возможно, что это ваш случай. Параллельно наблюдается покраснение кожных покровов, растрескивание губ и появление отеков под глазами.

Погрешности в диете

Теплообмен нашего организма сильно зависит от массы тела. Если ваш вес в норме, значит, под кожей имеется тонкий слой жира, который прекрасно сохраняет тепло. Однако сегодня девушки увлекаются похудением, очень часто доводят себя практически до изнурения. Прибегая к жестким диетам и нагружая себя тренировками, они стараются достичь идеальных параметров, не задумываясь о последствиях. А в результате приходят к врачу с жалобами: «Я постоянно мерзну, что со мной?». А все достаточно просто. нехватка железа и йода - это приводит к таким последствиям.

Болезнь Рейно

Встречается она нечасто, но это не значит, что ее можно игнорировать. Дело в том, что в этом случае руки и ноги мерзнут из-за спазмов, которые возникают в мелких капиллярах конечностей. Происхождение этой болезни неизвестно, и много раз исследователи отказывались от выделения ее в отдельное заболевание, считая подобное проявление симптомом какого-то другого недуга. Но с развитием медицины накопилось достаточно эмпирического материала, чтобы понять, что это действительно самостоятельная болезнь, которая имеет свою клиническую картину.

Болезнь Рейно приводит к очень серьезным последствиям. Это может быть шелушение пальцев и потеря эластичности кожи, но главное - это непереносимость холода. Человек не испытывает удовольствие от прогулок на свежем воздухе, катания на лыжах, купания в море. Это неудивительно, мало того, что он сильно мерзнет на улице. Так еще и процесс отогревания сопровождается сильной болью. Руки и ноги опухают и краснеют.

Что можно предпринять

Как мы выяснили, какая бы причина не лежала в основе этого явления - это связано с проблемами капилляров и сосудов. Нарушение кровоснабжения тканей можно до определенной степени подкорректировать. Процедура не слишком простая, зато полезная. Чтобы не подвергать организм сильному стрессу, сначала стоит делать ванночки для ног: горячие или контрастные.

Чтобы укрепить сосуды, рекомендуется ходить в сауну или в баню. После парилки можно поплавать в холодном бассейне, это также очень полезно для здоровья. Контрастный душ - это процедура из той же оперы. Но нужно помнить, что любое подобное мероприятие - это стресс для организма и подходить к нему нужно осторожно.

Отказываемся от вредных привычек

И в первую очередь — это курение. Оно становится причиной того, что руки и ноги постоянно зябнут. А все потому, что никотин вызывает спазм сосудов. Чем быстрее вы избавитесь от этой привычки, тем лучше. Но это еще не все. Постарайтесь также ограничить употребление кофе и крепких алкогольных напитков, а также газировки. Это только прибавит здоровья вашего организму, а также серьезно улучшит самочувствие. А перед выходом на улицу рекомендуется пить куриный или говяжий бульон.

Питание и физическая активность

Ваш рацион должен быть полноценным, тогда у вас не будет дефицита железа и витамина B12. А значит, на столе должны постоянно быть курага и изюм, орехи, гранаты и геркулесовая каша, тыква и овощные салаты, свежие фрукты. Не забывайте про красное мясо и бобовые, они тоже богаты железом. Но особое внимание нужно уделить морепродуктам. Для вашего питания отлично подойдет рыба красных сортов - семга и скумбрия, салака и форель. Богатые йодом, они приводят в норму щитовидную железу. Витаминные и травяные отвары, компоты и морсы увеличивают циркуляцию крови. Именно поэтому их нужно пить каждый день. И последняя составляющая - это физическая активность. Зарядка вам необходима каждый день, это обязательный элемент лечения.