» » Коучинг на тему "талантливые и одаренные". Коучинг "одаренные и талантливые" Коучинг занятие выявление талантливых и одаренных детей

Коучинг на тему "талантливые и одаренные". Коучинг "одаренные и талантливые" Коучинг занятие выявление талантливых и одаренных детей

Тема занятия

«Талантливые и одаренные какие они? »

Общие цели

Учителя понимают значения понятия “одаренность” и “талант”.

Объясняют различия между одаренностью и талантом.

Анализируют как могут выявить одаренных и талантливых учащихся в своем классе.

Ожидаемые результаты

узнают о различных приемах технологии критическое обучение, целенаправленное применение различных технологии в процессе обучения.

Результаты обучения

Понимание сути условий, которые необходимо создать для талантливых и одаренных учеников. Понимание того, какие изменения необходимо внести в задания, включающие интеллектуально стимулирующие задания для талантливых и одаренных учеников. Умение планировать для талантливых и одаренных учеников трудные групповые задания, при выполнении которых учащиеся проявляют свой потенциал.

Выявить различные навыки, которые помогут использовать учителю во время работы с детьми разных способностей при выполнении совместных заданий.

Ключевые идеи

Потребности талантливых и одаренных учеников можно удовлетворить посредством создания коллаборативной среды.

Совместная групповая работа может быть использована для критической оценки потенциала талантливых и одаренных учеников.

Задания высокой сложности и интенсивности могут быть применены для критической оценки потенциала талантливых и одаренных учеников.

Подход, основанный на совместной работе

Работа в группах

Обсуждение в парах подходов, которые в большей степени развивают одаренных и талантливых учеников

Материалы и оборудование

Мультимедийное оборудование, компьтер, доска, проектор, презентация; ватман для групп, маркеры, клей, стикеры (разных цветов), листочки для выполнения задания, цветы для деления на группы; фотоаппарат, видеоролик.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Этапы занятия

Время

90 минут

Действия коуча и действия участников коучинга

Для позитивного настроя коллег на работу

2 мин.

Учителя выберают себе цветы из букета.

Приветствие

2 мин.

Слушают музыку, настраиваются на работу

Психологический настрой

5 мин.

Коуч предлагает всем образовать круг и сказать друг другу комплимент,даря при этом свой цветок.

Деление на группы

2 мин.

Коуч предлогает разделится на группы по цвету цветка каждого участника.

Разминка.

(Налаживание эмоционального настроя)

5 мин.

Звучит музыка участники рассаживаются по местам.

Вызов

10мин.

Работа с фотографиями (в группах).

4-фото – для совместного обсуждения

“как вы думаете, кто из детей на снимке одаренный?”

“можно ли измерить одаренность?”

6-фото – участникам нужно постараться определить где одаренные,а где талантливые

дать свое определение “одаренности” и “таланту”

Рефлексия коллег.

Формулирование темы занятия

2 мин.

Как бы Вы сформулировали тему нашего занятия?

Формулируют тему занятия.

Коуч объявляет тему и просит участников заполнить в бортовом журнале графу “что я знаю по теме ”

Рефлексия

3 мин.

Из ваших слов можно сформулировать вывод словами Артура Шопенгауэра: «Каждый ребенок отчасти гений, а каждый гений отчасти ребенок».

Теоретический материал

5 мин.

Презентация (Талантливые и одаренные какие они?)

Работа в группах

5 мин.

Участники сравнивают свои определения и понятия, которые раскрываются после просмотра

презентации. Выбирают спикера.

Защита постеров

10 мин.

Защита группами постеров.

Разминка

5 мин.

Коуч предложил физ минутку. Участники принимают активное участие.

Работа на при мение критического мышлеия

5 мин.

Коуч предлагает написать характеристики.

1 группа – талантливого ученика

2 группа – одарённого ученика.

Наблюдаю за работой групп.

Защита проектов

5 мин.

Группы представляют свои проекты.

Наблюдаю, слушаю защиту проектов.

Рефлексия

5 мин.

  • Какие способности может развить учитель у ученика?
  • Сделайте вывод по работе в группе.

Работа в группах

10 мин.

Коуч предлагает посмотреть презентацию « Множественные интелекты Гарднера.»

Соотнесите с каждым типом интеллекта профессии: учитель, скрипач, инженер, эколог, писатель, танцор, скульптор

Рефлексия

5 мин.

  • Тонкий вопрос – Какой из интеллектов развит у вас?
  • Толстый вопрос – Почему не всегда можно обнаружить одаренных и талантливых детей?

Рефлексия

5 мин.

Просмотр Ералаш «Школа моей мечты.»

Одарён ли этот ученик?

  • Охарактеризуйте вашу деятельность на занятии.

Участники обмениваются мнениями как прошло занятие, что еще они хотели бы узнать.

Эмоциональная рефлексия

5 мин.

Участники заполняют бортовой журнал в графе «что узнал нового.»

Эмоциональный, психологический настрой

Звучит приятная музыка. Коллеги обмениваются впечатлениями от состоявшегосся взаимодействия.

Продолжительность

90 мин.

Предварительный просмотр:

Коучинг-занятие № 2

«Новые подходы в обучении. Диалоговое обучение»

Тема занятия:

Новые подходы в обучении

Общие цели:

Дать представление о новых подходах в обучении: «Диалоговое обучение».

Результаты изучения:

Учителя будут информированы о новых подходах в обучении: «Диалоговое обучение». Будут применять полученные знания на практике.

Ключевые идеи:

Диалоговое обучение – подход в преподавании и обучении построенный с учетом определенных регулятивных правил подготовки учебного материала и проведения сообщающей беседы, с целью объяснения учебного материала учителем и усвоения его учащимися. Диалоговое обучение предполагает побуждение учащихся к участию в постановке проблем и их решении, активизацию их учебной деятельности;

Учителя сосредоточат усилия и внимание не на своем собственном преподавании, а на развитии у обучающихся умений обучаться;

Образовательная среда способствует активному участию в учебном процессе, а не пассивному восприятию информации.

  • диалоговое обучение
  • спор
  • кумулятивная беседа
  • исследовательская беседа

1 мин

7 мин

3 мин

5мин

3мин

3 мин

2мин

5 мин

5 мин

5мин

2 мин

5 мин

5 мин

Ход коучинга

Слайд №1 Создание позитивного настроя

Вызов интереса-показ видиоролика « Почему дети не хотят учится»

Мозговой штурм

Выскажите свое мнение о услышанном. (пару человек)

Поднимите руки кто согласен с точкой зрения профессора

Кто не согласен

Кто затрудняется

Создание коллаборативной среды и деление на группы. По ответу. Правила работы, распределение ролей в группах.

Слайд №2. «Мозговой штурм». У каждой группы есть таблица, заполняя ее вы доказываете свою точку зрения. (Время выполнения 6 мин.)

Традиционный урок

Современный урок

подходы

Формы методы

подходы

формы

методы

Проблемный. Деятельностный Системно-деятельный

Классический и нетрадиционный лекция

1. Турслет

2. Брейнринг

3. Коллективно - творческие дела

4. Выставка

5. Информационные поездки

6. Литературные чтения

7. Смотр знаний

8. Коммуникативные игры

9. Урок - лекцию

10. Урок - исследование

11. Урок - опровержение

12. Урок - игра

13. Урок - путешествие

14. Урок - зачет

15. Урок - семинар

16. Урок - конференция

17. Урок - практикум

18. Урок - соревнование

19. Деловые и ролевые игры

20. Методики КТД

21. КВН

Презентация

Приходим к общему мнению о необходимости использования новых технологий.

Обсуждая информацию в группах как выдумаете какой вы использовали подход.

(если не догадались то показываем ролик о разговоре двух близнецов)

Вывод: новый подход в обучении- «Диалоговое обучение».

Какой метод диалогического обучения является ведущим? (Беседа)

Вознаграждение конфетой

СЛАЙД 3 Диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении Мерсер, Литлтон, 2007

Слайд №4 О видах беседы по Мерсеру

Индивидуальное задание:

1 .Напишите в тетради рецепт одного салата, затем каждый прочитает его остальным.(1.Каждый член группы предлагает свой рецепт салата и зачитывает его внутри команды.)

2.Коуч:

Что вы наблюдали, когда выполняли это задание?(2.Ответ:

Каждый зачитывал свой рецепт, а остальные внимательно слушали.)

3.Коуч:

Какому типу соответствуют ваша беседа? (3.Ответ:

Кумулятивная беседа)

4.Коуч:

Теперь пусть каждый из вас предложит по одному ингредиенту, и в группе создайте один общий салат. (4.Создают один общий салат, используя компоненты, предложенные членами команды).

Почему выбрали именно эти ингредиенты? Обоснуйте свой ответ. (могут рассказать о полезных свойствах отдельных ингредиентов, чем полезен, состав витаминов)

5.Вопрос: Докажите, что новый салат полезный и вкусный. Ответ:

(-Исследовательская беседа.)

Вопрос: Какой тип беседы вы использовали?

Коуч акцентирует внимание на то, что кумулятивная беседа переходит на исследовательскую

Деление по группам -конфетой

Задание 2. Сейчас попробуем применить эти три вида беседы на примере сказки «Колобок»

1 гр- Беседа-дебаты

2 гр-Беседа кумулятивная (закрытые(тонкие) вопросы)

3 гр- Исследовательская беседа (открытые(толстые) вопросы)

Видиофизминутка «Колобок»

Слайд №5 Защита. Применение диологического обучения позволило…. Вывод: Необходимо применять подхода «Диалоговое обучение» - три типа беседы по Мерсеру.

2. Итоги занятия:
Рефлексия: «5+5+1» (один из методов критического мышления): Написать 5 предложении о сегодняшнем коучинг занятии
сократить до 5 слов
сократить до 1 слова

3 мин

  • Закончила коуч занятие «колесом желаний». Каждый называл свое желание, остальные говорили «Пусть сбудется». Такое действие настроило всех на благоприятную, немного праздничную атмосферу.

Слайд №6 Заключительное слово коуча:

Спасибо всем за прекрасную работу, проходившую в атмосфере взаимного доверия, сотрудничества и взаимодействия!

И того 57 минут

Предварительный просмотр:

Коучинг-занятие № 3

Приемы развития критического мышления

КГУ «Кривощековская средняя школа района Шал акына»

Учение без мысли - напрасный труд.

Конфуций

Тема: Приемы развития критического мышления

ЦЕЛЬ: Определить понятие "критическое мышление", научиться создавать условия для формирования навыков мыслительной деятельности учащихся; овладеть приемами и техниками для развития критического мышления школьников.

ЗАДАЧИ:

  1. Выявить уровень знаний учителей по данной проблеме.
  2. Рассмотреть различные подходы к формированию критического мышления учителя и учеников.
  3. Обосновать необходимость развития критического мышления для учителей и для учеников.
  4. Научить различным приемам развития критического мышления, которые можно использовать на различных этапах урока.

Ожидаемый результат:

Знания учителей о различных приемах и техниках развития критического мышления; умение применять их на различных этапах урока.

Критерии оценки:

Рефлексия по методу «Незаконченное предложение….».

Продукты деятельности учителей: постеры с примерами использования различных приемов и стратегий КМ (ромашка Блума, «Отсюда – сюда», Денотатный граф, концептуальные таблицы, кластеры – гроздья…)

Подходы к проведению занятия:

Коллаборативное обучение, основанное на активном включении каждого учителя в решение проблемы и достижение результата

Ход занятия:

  1. Вводная часть. (2-3 минуты) Учителя рассаживаются по группам в определенном порядке (в соответствии с геометрической фигурой).
  2. Определение целей и задач сессии.
  1. Слово коуча о стратегиях и приемах развития критического мышления.

Дает краткую характеристику некоторых приемов и стратегий, которые позволяют эффективно развивать умение школьников работать с любыми видами информации, преобразовывать полученную информацию, делать выводы.

  1. Работа в группах по выполнению заданий:

Задание 1. Мозговой штурм. (2-3 минуты) Подумайте и ответьте на вопросы:

Что такое мышление?

Что такое критическое мышление? Отличительные особенности критичности мысли. (Используя ключевые слова, определяющие понятие «мышление» и «критическое», дайте определение понятия «Критическое мышление»)

Каждая группа выдвигает свои версии. Активное обсуждение.

Задание 2. Применить один из приемов развития критического мышления.

В качестве материала (информации) предложена русская народная сказка «Колобок». Время на подготовку задания 7-10 минут. Затем каждая группа выбирает спикера, который будет представлять работу группы. Время на презентацию работы группы – 1 минута. За временем следит тайм – менеджер.

Задание группе №1: Прием «Ромашка Блума»

В составе группы придумайте вопросы к сказке «Колобок», соответствующие каждому уровню мышления, начиная от простого к сложному, используя таблицу – подсказку (вопросы – простые, уточняющие, интерпретирующие, оценочные, творческие, практические)

Какие вопросы вам было легко сформулировать?

Какие вопросы вызвали трудности и почему?

Обсудите в группе, какие вопросы могут оказаться самыми сложными для учащихся,

Почему?

Какую роль в обучении играют вопросы высокого и низкого уровней?

Когда их использование на уроке обосновано и эффективно?

Навыки

Что делают ученики

Глаголы-действия

Знание

Определяются знания, которыми владеют школьники, их ранее приобретенный опыт в процессе работы с информацией:

Устанавливаются ключевые понятия и термины, которые определяют основные идеи информации;

Устанавливается, какие понятия могут использоваться для формулирования собственной позиции

Слушает, запоминает, узнает

Назови, расскажи, перечисли

Осмысление (понимание)

Обобщаются основные идеи, которые следует извлечь из собранной информации; оцениваются понимание, интерпретация информации путем обсуждения:

Имеется полное представление, как информация разрабатывается, организуется и распространяется;

Проводится дифференциация между главными и вторичными источниками;

Осознается, что информацию можно построить на основе данных основного источника;

Чтение текста и отбор основных идей;

Переструктурирование текста своими словами и тщательный отбор данных;

Определение материала для цитирования;

Участие в дискуссиях;

Объясняет, переводит, демонстрирует

Опиши, расскажи своими словами, подчеркни, объясни, обсуди, сравни

Применение

Отбирается дополнительная информация; разрабатываются и применяются соответствующие стратегии:

Изучаются содержание и организация информации;

Разрабатывается план анализа, использования диаграмм, иллюстраций, классификаций с целью создания и демонстрации результатов исследования, сделанных выводов;

Определяются объем, качество и надежность поиска, чтобы определить, нужно ли использовать альтернативную информацию

Решает проблемы, демонстрирует знания

Примени, используй, продемонстрируй, объясни, выбери, интерпретируй

Анализ

Рассматриваются и применяются первоначальные критерии оценки как для информации, так и для ее источников:

Изучается и сравнивается информация из разных источников, с тем, чтобы оценить ее надежность, валидность, точность, авторитетность, актуальность, высказываемую в ней позицию или возможное отрицательное воздействие;

Анализируются структура и логика приводимой аргументации;

Распознаются предубеждения, обман, манипуляции;

Рассматриваются культурный, физический или другой контекст, в котором была подана информация, и осмысливается ее влияние на понимание информации

Анализирует, обсуждает, раскрывает

Ответьте почему, проанализируйте, разложите, сделайте диаграмму, упростите, проведите опрос, сравните

Обобщение (синтез)

Проводится обобщение основных идей для разработки новой концепции, нового взгляда на проблему; определяется, оказывает ли новое знание влияние на личностную оценку и предпринимаются ли попытки устранить различия:

Устанавливается взаимосвязь между различными позициями и проводится их объединение в первоначальные суждения с сопутствующими аргументами;

Первоначальные обобщения, суждения развиваются на более высоком уровне абстракции для формулирования новых гипотез, которые, возможно, потребуют дополнительной информации;

Рассматриваются различные точки зрения на проблему, имеющиеся в литературе;

Определяется, принять или отвергнуть встречающиеся точки зрения

Обобщает, формулирует, планирует

Составьте, постройте, придумайте, пересмотрите, формулируйте, сделайте, спланируйте

Оценка

Проводится сравнение нового знания с ранее приобретенным знанием, с тем, чтобы определить, что нового, значимого для решения проблемы было получено, выявить противоречия или другие ценные характеристики информации:

Определяется, соответствует ли информация изучаемой теме или требуется другая информация;

Определяется, не противоречит ли данная информация полученной ранее из других источников или, возможно, дополняет ее;

Делаются выводы, заключения на основе собранной информации;

Определяется возможная достоверность и обоснованность сделанного заключения;

Новая информация интегрируется с ранее полученной информацией или знанием;

Отбирается информация, которая обеспечивает доказательность рассматриваемой темы

Обсуждает, оценивает, выбирает

Задание группе №2: Прием «Концептуальные таблицы»

Концептуальная таблица составляется для анализа проблемы, возникшей при прочтении сказки «Колобок». Концептуальные таблицы используются для систематизации информации, выявления существенных признаков изучаемых явлений, событий

Концептуальные таблицы представляют собой матрицу, составление которой дает возможность более четкого сравнительного анализа (если необходимо рассматривать каждый из изучаемых процессов, объектов или явлений более детально) или комплексной оценки (в том случае, когда рассматриваемые процессы, объекты, явления или события изучаются как составляющие единой проблемы, события, объекта, процесса или явления)

Концептуальная таблица помогает наметить направления исследований

В заголовке таблицы размещается проблемный вопрос

Задание группе №3: Прием «Отсюда – сюда»

По мере прочтения сказки «Колобок» проследить алгоритм действий главного героя и составить схему, иллюстрирующую содержание рассказа.

Задание группе №4: Прием «Денотатный граф»

Этот прием представляет собой способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.

Способ создания денотатного графа:

Выделение ключевого слова или словосочетания («Колобок»)

Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак (глаголы, обозначающие цель - направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.; глаголы, обозначающие процесс достижения результата - достигать, осуществляться; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата - основываться, опираться, базироваться; глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия)

Знать понятия одаренность, талант, гениальность. Уметь применять различные подходы к обучению одаренных детей в школе.

Ожидаемый результат:

Понимание сути условий, которые необходимо создать для талантливых и одаренных учеников. Понимание того, какие изменения необходимо внести в задания, включающие интеллектуально стимулирующие задания для талантливых и одаренных учеников. Умение планировать для талантливых и одаренных учеников трудные групповые задания, при выполнении которых учащиеся проявляют свой потенциал. Выявить различные навыки, которые помогут использовать учителю во время работы с детьми разных способностей при выполнении совместных заданий.

Целевая аудитория: учителя

Форма проведения: мозговой штурм, работа в группах, защита проектов, рефлексия.

Ресурсы: маркеры, презентация, стикеры, постеры, видеролики.


Этапы работы

Деятельность участников

Подготовительно-организационный.

Цель этапа: организовать позитивный настрой участников на эффективную работу на занятии.

создание позитивного настроя участников на эффективную работу на занятии;

обеспечить быстрое включение участников в работу.

беседа; вербальные и невербальные средства общения, способствующие созданию положительного настроя (улыбка, доброжелательный тон, взгляд).

Деление на группы.


Добрый день, уважаемые коллеги. Очень рада видеть Вас на занятии коуч - сессии.

Формулирование темы занятия

Сегодня мы поговорим об обучении талантливых и одаренных детей

Давайте приступим.

Коуч пускает по кругу листочки, на которых написаны буквы Т С О Г

Коуч задает вопрос: « Что вы подразумеваете под буквой...».

Выдает таблички с названием групп: талантливые, способные, одарённые, гениальные.


Просмотр видеоролика

Участники включаются в диалог, проявляют активную позицию. Настраиваются на организованную и эффективную

работу на занятии.

Объединившись по группам, садятся.

Видеоролик

4 летний вундеркинд

Карточки с буквами

Основная часть.

Цель этапа: обучение одаренных и талантливых детей.

Задачи: научиться применять новые подходы в обучении одаренных учащихся

Методы и формы: мозговой штурм, групповая, презентация, защита постеров


Коуч: Уважаемые коллеги, мы все стараемся уделять особое внимание на одаренных учащихся, но часто результаты обучения не устраивают ни нас, ни учеников. Давайте подумаем, какие подходы позволят нам достигать высоких результатов в обучении одаренных учащихся?

Из ваших слов можно сформулировать вывод словами Артура Шопенгауэра: «Каждый ребенок отчасти гений, а каждый гений отчасти ребенок».

Теоретический материал

Объяснение.

1 группа - Создайте модель талантливого, одаренного ученика

2 группа - Определение понятий одаренность, талант, гениальность и взаимосвязь между ними

3 группа - Способности и задатки, взаимосвязь между ними.

4 группа - Основные подходы к обучению одаренных и талантливых детей в школе.

Наблюдение за работой групп.

Наблюдаю, слушаю защиту проектов

Мозговой штурм. Незаконченное предложение

Талант – это …

Спикер группы отвечает на вопрос.

Просмотр презентации

Просмотр видеоролика

Работа в группах

Обсуждение

Группы представляют свои проекты.



Листы с предложениями

Видеоролик «Одаренные дети»

Постеры, маркеры


Заключительный этап.
Цель: проверка усвоения слушателями полученной информации.

Методы и формы: индивидуальная работа

Коуч: Уважаемые коллеги! Сейчас мы с Вами определились, с основными подходами по развитию одаренности учащихся Уважаемые коллеги, теперь давайте все вместе проанализируем нашу проделанную работу. Прошу Вас оставить свою рефлексию на стикерах.

Плодотворной Вам работы и до новых встреч!


рефлексия

Просмотр видеоролика



Видеоролик

«Талантливые дети»



Список интернет – ресурсов

http://www. travellers. ru/youtube_video-4-letnijj-vunderkind

http://www. /watch? v=dojzmAMc5SM

http://go. mail. ru/search_video

Приложение 1

Мозговой штурм.

Незаконченное предложение

Талант – это …

Способным и талантливым ученикам в учебе …

Одаренным быть легко, потому что…

Гениальными становятся ученики, если…

Приложение 2

Презентация «Работа с одаренными детьми.»

Видеоролик «Одаренные дети»

Видеоролик «4 летний вундеркинд»

Видеоролик «Талантливые дети»

Разработка коучинг-занятия

учителя математики

Диммель Ольги Владимировны

КГУ «Общеобразовательная школа №25 г. Сатпаев»

на тему:

« Обучение талантливых и одаренных детей»

Тема:

Обучение талантливых и одарённых детей

Общие цели:

Учителя будут знать о формах и методах работы с одарёнными детьми

Результаты

обучения:

Учителя знают:

-формы и методы работы с одарёнными детьми

Понимают:

- что необходимо уделять особое внимание развитию способностей

Готовы:

-к разработке дифференцированных, разноуровневых и индивидуальных заданий для способных, одарённых и талантливых детей

Ключевые идеи: Целеполагание

Для того, чтобы клиенты (слушатели) смогли сформулировать желаемый результат, который может быть достигнут, необходимо задать вопрос «Что Вы хотите вынести из нашей встречи?»

Заинтересованность учителей в повышении своей компетентности в работе с одарёнными и талантливыми детьми

Приветствие

Уважаемые коллеги! Я рада видеть вас на сегодняшнем нашем занятии.

Я надеюсь в процессе совместной работы каждый из нас узнает что-то новое и захочет внедрить это в свою практику.

Задания

    Хочется представить вашему вниманию один из популярных мультфильмов.Просмотр мультфильма Маша и медведь (28 СЕРИЯ)

Уважаемые коллеги! Что мы можем сказать о Маше? (В данной серии мы видим, что Машу заинтересовалась игрой в шахматы, она просит научить её, в последствии она выигрывает одну игру за другой. Какой это ребёнок?

(Талантливый)

3 . Понятие «талант» тесно связано с понятиями «способность», «одарённость»

Я предлагаю вам изобразить и описать в виде кластера кто такой способный ребёнок, одарённый и талантливый. Что характерно для этих детей?

Давайте посмотрим, что общего между способным, одарённым и талантливым ребёнком? (У них есть интерес к учению или к какой-либо деятельности.) «…одаренность и способности не бывают врожденными. Врожденными могут быть только задатки, которые при соответствующем их развитии могут стать способностями, а те в свою очередь одаренностью». Таким образом, можно утверждать, что развивать задатки одаренности можно и нужно в детстве. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие "вундеркинды" с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.

Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.

В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают предприятия, с которыми не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.

Одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:

    Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.

    Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.

    Не могут четко развести реальность и фантазию.

    Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, "подковырки", часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов,

  • наносимых менее восприимчивыми людьми.

    Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока "не по зубам". С точки зрения их развития такие попытки полезны.

    Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.

    Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.

4. О СНОВНЫЕ МИФЫ ПО ПОВОДУ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ :

    - одаренные дети такие же, как обычные, только

    намного лучше;

    одаренный ребенок не является одаренным, если он плохо учится;

    учитель должен знать по своему предмету много больше, чем любой ученик, даже одаренный;

    одаренный ученик обязан хорошо учиться по всем предметам;

    Учитель не имеет права на ошибку.

    (опровергните или подтвердите утверждение)

Есть ли такие дети у нас в школе? Как часто мы с ними встречаемся?

Я хочу представить вашему вниманию слова Джона Леннона: Я был другим, всегда был другим. Почему же никто меня не заметил?

Действительно как показывает практика для того, чтобы раскрыть способности ребёнка, нужен особенный подход в обучении.

Какова наша цель при работе со способными, одарёнными, талантливыми детьми? (создание условий для реализации собственных внутренних потребностей ребёнка.)

Коуч:

Сейчас я предлагаю вспомнить такие формы организации обучения как разноуровневость, индивидуализация, дифференциация.

5.. Рассмотрим следующие понятия: разноуровневость, индивидуализация, дифференциация . Как применить эти формы организации учебы?

5 минут-каждый думает сам

5 минут-обсуждение в парах

5 минут-обсуждение в группе

5 минут-сходить в гости

Что даёт такой подход в обучении ребёнку и учителю?

Какие выводы можно сделать для себя после проведенной нами работы? Как вы думаете, то что мы сегодня рассмотрели и обсудили, пригодится ли вам в вашей работе?

Рефлексия Хокку

ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ ХОККУ.
Правила простые. Первая строчка должна состоять из 5-ти слогов, вторая - из 7-ми слогов, третья - из 5-ти слогов

Возьми кусочек
Ведь на дороге счастье
Не валяется

душу очищу
только сперва согрешу
думает дева

г. Алматы Турксибский район КГУ ОШ №49

Коучинг для учителей

Учитель математики Штарк М.В./ первый продвинутый уровень/

Занятие Коучинг для учителей Дата занятия 24.08.15.

Тема занятия:

Талантливые и одаренные дети. Изучение модуля для открытия новых возможностей для работы с Т и О учащимися.

Содействие развитию навыков работы с Т и О учащимися

Актуализация представления учителей о работе с одаренными и талантливыми детьми;

Ознакомить с типами одаренности учащихся;

Рассмотреть психологические основы взаимодействия учителя с талантливыми и одарёнными учащимися;

Ожидаемый результат обучения:

Учитель должен:

Уметь выявлять одаренных и талантливых учащихся в своем классе с помощью наблюдения над поведением учащихся в процессе их обучения;

Понимать суть условий, которые необходимо создать для талантливых и одаренных учеников при обучении;

Уметь создавать учебные задания по таксономии Блума (анализ, синтез, оценка для развития мышления высокого уровня.

Методическое руководство для учителя-2012, раздаточные материалы, презентация, видео - ролики.

Ход занятия

Разминка:

Упражнение «знакомство, пожелания друг другу» - 3 минуты

на группы:

Формирование групп по стикерам, на которых изображены листики, бабочки, яблоки (Кому что нравится?) - 2 минуты Повторение правил работы в группе (правила вывешиваются на видном месте).

Ход занятия:

Погружение в тему

Видео – ролик «Одаренные дети».

Задание 1

Участники коучинга получают раздаточный материал для изучения:

Первая группа изучает свой текст. Участники составляют кластера «Образ талантливого и одаренного ребенка. Характеристики обучения, мышления, мотивации к обучению».

Вторая группа изучает свой текст. Участники составляют кластера «Образ талантливого и одаренного ребенка. Характеристики общественного лидерства, самостоятельности».

Третья группа изучает свой текст. Участники составляют кластера «Образ талантливого и одаренного ребенка. Виды одаренности».

Выступая при защите кластера, слушатели приводят свои критерии понимания.

По результатам идет обобщение ответов по следующим вопросам:

Каких детей можно называть одаренными?

Каких учеников нашей школы вы бы отнесли к талантливым?

Групповая

Задание 2 .

Просмотр презентации www.prezentacii.com «Одаренный ребенок. Кто он?»

Просмотрев слайды и дав определение одарённому ребёнку, сформулируйте определение каждого из типа одарённости.

1-ая группа – дать определение художественной и музыкальной одарённости;

2-ая группа – дать определение социальной и психомоторной одарённости;

3-ая группа – дать определение интеллектуальной и академической одарённости.

Составить образ ученика проявляющего способности в определённой сфере на уроке (на примере ученика из реального класса нашей школы)

Индивидуальная работа

Задание 3

«Определение психологических основ взаимодействия учителя со способными и одарёнными учащимися»

Прочитайте описание педагогической ситуации и дайте оценку организации процесса обучения отражённого в ситуации.

Ситуация «Красные кони на синей траве»/приложение 1.

Обсуждение ситуацию:

1. Прокомментируйте деятельность учителя в соответствии с темой занятия.

2. Составьте образ ученика.

3. Предложите свой вариант выхода из сложившейся ситуации.

Заслушиваются результаты работы, подводится итог.

Домашнее задание

Составьте задания, превышающие базовый уровень навыков мышления (по таксономии Блума) и включающие деятельность, требующую навыков высокого мышления - анализа, синтеза

Рефлексия:

Видео – ролик «Самые одаренные люди на земле»

/ очень позитивный/

Лист рефлексии/приложение 4/:

Была ли польза от работы лично вам, другим?

Заполнить листочками стикерами «+», «-»

Презентация, маркеры, постеры, стикеры

Распечатанный раздаточный материал из Руководства для учителя, интернета.

Приложение 1

Прочитайте описание педагогической ситуации и дайте оценку организации процесса обучения отражённого в ситуации.

Ситуация «Красные кони на синей траве».

Внук пришёл из школы грустный, задумчивый.- Что случилось?- спрашиваю. Передёрнул плечами.- Неужели двойку получил?- Вздыхает, не глядя на меня, говорит: - Дед, а дед. А какие кони бывают? Ну, какого цвета? - А причём тут кони?-Ну, какого?- Гнедой, значит, масти…-А что такое масть?-Это цвет шерсти. Гнедая лошадь – красновато-рыжая. Ещё есть буланая – светло-жёлтого цвета.-Скажи, дед, а красные лошади бывают. Вот трава синяя бывает. Я сам видел. В деревне. Ещё белый дым над ней плыл.-Ты хочешь сказать – туман?-Пускай туман. Понимаешь, под таким дымом трава синей бывает. Вот я и нарисовал красных-красных коней и синюю-синюю траву, на которой они паслись. А она…она…-Кто это «она».-Учительница. Говорит, так не бывает. Говорит, кони бывают рыжие, серые, чёрные. А трава- зелёная. Но я же видел, понимаешь, видел…Я не знал, как реагировать, ведь сказала учительница, а её слово должно быть авторитетным.-Хорошо, хорошо… Разберёмся. А из головы не выходило: «Красные кони… красные кони». Как у Петрова-Водкина – «Купание красного коня».Конечно, внук-второклассник этого художника ещё не знает. Но он видел своё и нарисовал как умел, как чувствовал. И хорошо, что мир для него так многокрасочен, что у мальчика своё собственное восприятие жизни. Ведь это по – моему, всем ясно. Но я всё же решил сходить в школу. Нет, не из-за двойки. Надо ведь когда-нибудь познакомиться с учительницей внука поговорить с ней. Короче, отправился в школу. Как раз началась большая перемена. Заглянул в класс. Учеников не было. Две молодые женщины, несомненно, учительницы, примеряли свитер. На меня не обратили внимания. Я вежливо кашлянул. Никакой реакции. Вышел, прикрыл дверь. Немного походил. Снова заглянул в класс.-Вам кого, мужчина? – с досадой и вызовом спросила одна из женщин. Я отрекомендовался, сказал, что мне нужна учительница внука Андрейки.-Это я, - не мигая сказала учительница и зачастила:- Мальчик – ничего, способный, успевает не плохо. Правда, много мух в голове.-Что? Каких мух? –не понял я.- Обыкновенных, - снимая, свитер сказала учительница.- Нарисовал, например, зачем –то красных лошадей. Разве такие бывают? Или синяя трава!.. Бред какой-то. Ведь трава всегда зелёная. Я ему двойку поставила.-Но, позвольте… Помните, «Купание красно коня» у Петрова-Водкина…-Ничего не помню. Небось какой-то авангардист… Сколько их сейчас развелось!-Но ведь это большой мастер. К тому же он давно умер.-Тем более срисовывать не позволено. Нужно самому, как оно в жизни есть.Разговор становился бессмысленным. Вторая учительница давно ушла. В класс стали заглядывать ученики. Прозвенел звонок.-Хорошо. Значит, солнце - жёлтое, снег – белый, небо – голубое…- А как иначе? – округлив глаза, недоумённо смотрела на меня учительница. – Как?.. Я не ответил. Попрощался. Мне было её жаль. Но больше жаль второклашек, которых она учила.

Приложение 2

Используемая литература:

Программа курсов повышения квалификации педагогических работников республики Казахстан АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012 г
2. Руководство для учителя, стр. 197-205, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012г

3. URL: www.prezentacii.com «Одаренный ребенок. Кто он?»

Приложение 3

Видео – ролики: «Одаренные дети», «Самые одаренные люди на земле».

Приложение 4

Лист рефлексии

1. Была ли польза от работы лично вам, другим? Какая?

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

2. Что было главным открытием для вас?

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

3. Что больше всего понравилось?

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

4. Что нужно учесть коучеру на будущее?

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

5. На какую тему предлагаете провести следующий коучинг?

_________________________________________________________