» » Конспект НОД «Поговорим о птицах» (подготовительная группа). Класс птицы

Конспект НОД «Поговорим о птицах» (подготовительная группа). Класс птицы

Конечно, прежде всего перьями. Ведь оперение есть только у птиц, и без него они не смогли бы подняться в воздух. Наряду с млекопитающими, рептилиями, рыбами птицы относятся к позвоночным животным. Наличием позвоночника и другими особенностями строения тела они похожи на этих своих родственников. Мы знаем, что птицы произошли в ходе эволюции от рептилий. Птица археоптерикс (от греческих слов архайос, археос - древний, птерикс - крыло), которая жила приблизительно 120 млн. лет назад, была по сути ящером величиной с голубя и бегала на задних ногах. У нее были птичьи перья, клюв, усаженный зубами, а длинный хвост, в отличие от короткого птичьего, состоял из 20 позвонков. С помощью пальцев с когтями, увенчивавших его передние конечности, археоптерикс мог карабкаться по скалам и деревьям - он был еще плохим летуном и, видимо, совершал планирующие перелеты. Следовательно, археоптерикс - одновременно и ящер, и птица, что доказывает тесное родство этих классов животных. Среди ныне живущих птиц когти на крыльях есть только у гоацинов, обитающих в Южной Америке.

Превращение древней рептилии в птицу, то есть постепенное изменение строения ее тела, происходило очень медленно. Голова, длинное тело и хвост ящерицы образуют одну линию. Все ее тело очень гибкое. Характерная черта скелета - длинный, вытянутый позвоночник, особенно его хвостовой отдел. Туловище несут две пары сравнительно коротких, довольно далеко отстоящих друг от друга ног. Их кости начинаются у плоских широких костей плечевого и тазового пояса, которые соединяют их с позвоночником. Крепкие мышцы есть не только на ногах. Они идут также вдоль всего позвоночника, и поэтому ящерицы могут двигаться, легко извиваясь всем телом. Кожа их покрыта роговыми чешуями. Сравнив скелеты ящерицы и птицы, мы увидим поразительные различия. Почему произошли те или иные изменения? Если бы у птиц осталось гибкое, как у ящериц, тело, во время полета потребовалось бы колоссальное напряжение всех мышц, чтобы в воздухе удерживать тело в нужном по отношению к крыльям положении. Поэтому кости поясничного и крестцового отдела срослись в сложный крестец. На грудине развился киль, а плоский таз прочно сросся с позвоночником. Плечевой пояс, таз и идущие от позвоночника к грудине подвижно сочлененные ребра, которые позволяют изменять объем грудной клетки при полете, образовали короткое, похожее на фюзеляж самолета туловище. Удлинившиеся кости передних конечностей составили остов крыла. Плечо и предплечье, хотя тоже вытянулись, почти не изменились. Любой летательный аппарат должен быть как можно более легким, и кости птиц стали полыми, хотя и прочными. Длинный хвост, как и гибкое длинное тело, - помеха в полете. Поэтому несколько хвостовых позвонков срослись в короткую копчиковую кость, или пигостиль. К ней прикреплены рулевые перья.Так хвост птиц стал и коротким, и легким.

Неузнаваемо изменилась и кисть передней конечности: у птиц она, по существу, состоит из одного длинного пальца (у ящериц- из пяти). Превратившиеся в крылья передние конечности уже не пригодны для бега или лазанья, но птица может расправлять их во время полета и махать ими вверх и вниз. В состоянии покоя она складывает крылья вдоль туловища. Ходить или стоять на месте птица, в отличие от ящерицы, может лишь на двух ногах, как и человек. Чтобы сохранялось устойчивое равновесие на двух ногах, направление силы тяжести тела не должно выходить за пределы площади опоры, как, например, у человека, туловище которого находится в вертикальном положении. У птиц туловище вытянуто по горизонтали, поэтому у них должно было измениться строение ног. У большинства живущих на земле позвоночных нога состоит из бедра, голени и ступни. У птиц от голени отходит прямой отрезок - цевка, покрытая обычно не перьями, а чешуями. На нижнем конце цевки есть суставы четырех пальцев, из которых три обычно направлены вперед, а один - назад. Когда птица стоит или ходит, то благодаря цевке пальцы оказываются под центром тяжести ее тела, и таким образом она удерживает равновесие.

Понять, как расположены мышцы на теле птицы, можно, расправляясь с жареным цыпленком. Многие предпочитают грудку - прикрепленные с обеих сторон киля на грудине большие грудные мышцы. Есть любители окорочков - мышц, которые с верхней половины голени и бедра тянутся к тазу. В других частях тела цыпленка мясистых кусочков не найти. Слабо развиты мышцы на спине и крыльях. И уж совсем ничего не откусишь от нижней части ноги (цевки) и пальцев, Следовательно, все крупные мышцы расположены как можно ближе к вертикали, проходящей между лапками. Когда птица в полете машет крыльями, работают главным образом сильные мышцы груди. Сухожилия больших грудных мышц идут к плечевой кости. Их назначение - опускать крылья вниз. Находящиеся под большими малые грудные (подключичные) мышцы поднимают крылья вверх (их сухожилия проходят над головкой вороньей кости, как по ролику, и прикрепляются на верхней стороне плеча). Цевка и пальцы тоже двигаются благодаря длинным сухожилиям, которые тянутся от бедра к голени. Если птица согнет сустав между голенью и цевкой, пальцы сомкнутся, поскольку сухожилия, идущие сзади вдоль сустава между голенью и цевкой, сократятся. На сухожилии есть как бы насечки, которым соответствуют выступы на сумке сухожилий. У сидящей на ветке птицы это зажимное устройство действует автоматически и пальцы жестко фиксируются в согнутом положении.

В грудном отделе и ниже позвоночник птиц неподвижен, но часто шея у них довольно длинная и может изгибаться во все стороны. Когда ящерица охотится, у нее работает все тело. Птица же вытягивает вперед только шею и целится в жертву клювом. В состоянии покоя или в полете шея изогнута в виде латинской буквы S. Например, у летящей серой цапли шея выгибается так, что голова лежит на спине, а впереди между крыльями торчит лишь острый, как пика, клюв. Таким образом, голова оказывается близко к центру тяжести тела.

Людмила Вяткина
Конспект НОД «Поговорим о птицах» (подготовительная группа)

Цели занятия :

Углубить и расширить знания детей о птицах нашего города ;

Объяснить причину перелетов птиц (перелетные, зимующие, кочующие) ;

Учить отличать птиц от других животных ;

Обогащать и активизировать речь детей;

Воспитывать заботливое отношение к птицам ; желание помогать птицам в трудный для них период.

Предварительная работа :

Наблюдение за птицами на прогулке ;

Рассматривание иллюстрации с птицами ;

Разучивание подвижной игры «Птицелов » ;

Чтение художественной литературы о птицах .

Оборудование :

Демонстрационный материал «Птицы » ;

Модели – схемы для сравнения птиц с другими животными ;

Несколько перьев птиц ;

Ножницы, стаканчики с водой;

Карточки для дидактической игры «Где зимуют птицы ;

Кормушки и различный корм для птиц .

Ход занятия.

Воспитатель : здравствуйте, ребята! Вот и наступила осень. Какие изменения произошли в природе?

Дети : (перечисляют признаки осени) .

Воспитатель : почему стало мало птиц ?

Дети : исчезли насекомые, а птицы , которые питаются насекомыми, улетели в теплые края.

Воспитатель : ребята, чем отличаются птицы от других животных ?

Дети : (отвечают, опираясь на модели – схемы) .

Воспитатель : каких птиц вы знаете ?

Дети : (перечисляют птиц ) .

Воспитатель : куда улетают птицы осенью ?

Дети : на юг.

Воспитатель : как называются птицы , которые улетели на юг?

Дети : перелетные птицы .

Воспитатель : каких вы знаете перелетных птиц ?

Дети : …

Воспитатель : с наступлением холодов осенью начинается перелет птиц , вот как об этом написано в стихотворении Е. Благининой :

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели, улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел,

Аист крыльями полощет –

Улетает, улетел.

Лист качается узорный,

В синей луже на воде.

Ходят грач с грачихой черные

В огороде, по гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи,

Улетают, улетели, улетели и грачи.

Ребята, о каких птицах это стихотворение ?

Дети : о перелетных.

Воспитатель : первыми улетают от нас быстрокрылые птицы . Это стрижи, ласточки, скворцы, жаворонки. Они улетают в конце августа, т. к. пропадают многие насекомые. Эти птицы питаются насекомыми , они называются насекомоядными.

А сейчас вам задание, найдите насекомоядных птиц ?

В золотые осенние дни собрались к отлету журавли. Покружились они над родным болотом, собрались в косяки, потянулись в дальние теплые страны. Впереди летит самый сильный – вожак. Позднее всех улетают дикие гуси и утки – когда замерзают реки и озера. Эти птицы называются водоплавающие.

И опять вам задание, найдите водоплавающих птиц ?

Высоко летят стаи птиц , с неба слышим мы их прощальные клики. Словно они кричат : «До свидания ребята, до радостной встречи весной! Мы обязательно к вам вернемся!»

А сейчас предлагаю поиграть в игру «Прилетели птицы

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи…

(дети хлопают)

Воспитатель : Что не правильно?

Дети : мухи.

Воспитатель : А мухи – это кто?

Дети : насекомые.

Воспитатель : вы правы. Ну что ж продолжим.

Прилетели птицы :

Голуби, синицы.

Аисты, вороны,

Галки, макароны.

(дети хлопают)

Воспитатель : начинаем снова…

Прилетели птицы :

Голуби, куницы.

(если дети не обращают внимание на куниц, то воспитатель объявляет счет)

Воспитатель : один ноль в мою пользу. Куницы – вовсе не птицы . Продолжаем…

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галочки, стрижи,

Аисты, кукушки…

Даже совки – сплюшки…

(дети хлопают)

Воспитатель : что такое? Не плюшки, а совки – сплюшки!

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи

Комары, кукушки…

(дети хлопают и говорят что комары это насекомые)

Воспитатель :

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Даже совки – сплюшки,

Лебеди, скворцы…

Все вы молодцы!

Воспитатель : Ребята, а еще у всех птичек есть перышки, каждое перо имеет стержень, и если мы положим перышки на стол и на них подует ветерок, что случится?

Дети : перья полетят, они легкие.

Воспитатель : если стержень пера разрезать, то мы увидим, что внутри пусто, поэтому перья очень легкие.

Обмакните перо в стакан с водой, намокло ли перо, изменилось ли перо?

Дети : нет, вода скатилась капельками.

Воспитатель : перья защищают птицу от воды и сырости .

Подумайте, зачем нужны птицам большие перья ?

Дети : чтобы летать.

Воспитатель : для чего им нужны маленькие перышки?

Дети : для тепла.

Воспитатель : теперь рассмотрите окраску перьев. Что можете сказать?

Дети : перья разные по цвету. Они украшают птиц .

Воспитатель : часто можно встретить очень красивых птиц .

(воспитатель демонстрирует птиц с ярким оперением )

Воспитатель : вы наверно немножко устали, поэтому я предлагаю поиграть в подвижную игру «Птицелов » .

Играющие выбирают себе названия птиц , крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят , кружатся вокруг птицелова и произносят :

В лесу, во лесочке,

На зеленом дубочке,

Птички весело поют.

Ой! Птицелов идет !

Птицелов хлопает в ладоши , играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц . Тот, кого он нашел, подражает крику птицы , которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока .

Играющий становится птицеловом . Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.

Воспитатель : не все птицы улетают , есть те, которые остаются с нами зимовать. Как они называются?

Дети : зимующие, оседлые.

Воспитатель : каких вы знаете зимующих птиц ?

Дети : (перечислят зимующих птиц нашего края ) .

Воспитатель : предлагаю поиграть в игру «Где зимуют птицы

Перед вами карточки, на которых слева изображена снежинка, а справа – солнце. Ваша задача – из предложенных маленьких карточек выложить на левую сторону зимующих птиц , а где солнышко – перелетных.

(воспитатель вместе с детьми проверяет задание)

Воспитатель : молодцы, ребята, с заданием справились.

А почему говорят, что зима трудное время для птиц ?

Дети : (высказываются) .

Воспитатель : как можно проявить о них заботу зимой?

Дети : …

Воспитатель : что можно использовать в качестве корма для птиц зимой ?

Дети : …

Воспитатель : действительно, зима – трудное время для птиц , особенно если она морозная и многоснежная. Не найти птицам под снегом корма . Голодная птица сильно страдает от холода. Зимний день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом.

Нужно поддержать птиц , сделать для них кормушки и не забывать приносить в них корм. Это очень полезное дело.

Некоторые ребята со своими родителями и мы с вами тоже изготовили кормушки. И сейчас мы вместе выйдем на улицу и повесим их на дерево перед вашими окнами, а вы пообещайте, что каждый день будете выносить пищу и наблюдать, какие птицы прилетают к вашим кормушкам.

Воспитатель : но прежде чем это сделать напомните мне кто же из птиц остается на зимовку в нашей республике?

Дети : …

Воспитатель : каких вы запомнили перелетных птиц ?

Дети : …

Воспитатель : чем птицы отличаются от других животных?

Дети : …

Воспитатель : для чего птицам нужны большие перья ? А маленькие?

Дети : …

Воспитатель : спасибо, вы сегодня хорошо поработали. Вот вам кормушка и корм, кормите и берегите птиц .

Хоть птицы и принадлежат к царству Животных, но имеют ряд таких приспособлений и способностей, которые существенно отличают их от всех их «коллег» по таксону.

Кто такие птицы и животные

Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями, а передние конечности видоизменились в крылья. С их помощью птицы летают. На Земле живут около 10 тысяч видов птиц.
Животные – это грандиозное царство живых организмов, в которое входит 34 типа и около 50 миллионов видов существ разного уровня организации.

Сравнение птиц и животных

В чем же разница между птицами и животными?
Птицы – это теплокровные животные. Они умеют летать. Это умение определило морфологические и анатомические особенности этих организмов. Передние конечности птиц преобразовались в крылья. Дополнительными приспособлениями к регулированным полетам являются хвост и массивные, мускулистые ноги, помогающие животным при взлете и приземлении.
Животные могут быть теплокровными (птицы и млекопитающие), холоднокровными (рыбы, амфибии и рептилии). У большинства типов и видов животных кровь вообще отсутствует (губки, оболочники или плоские черви).
Тело птиц покрыто дифференцированными перьями, которые исполняют ряд функций – от обеспечения обтекаемости тела при полете до уменьшения потерь тепла маленького тела. Тело животных, кроме перьев, может быть покрыто эпидермой, чешуей, кожей, хитиновым покровом или защищено с помощью раковин.
Все кости птиц максимально облегчены, но прочны. Все отделы хребта, кроме шейного, отличаются сращением позвонков – это обеспечивает слитность и неподвижность тела птицы, важную для процесса полета. Только у птиц есть киль, а также длинная и весьма подвижная шея. Значительное количество типов и видов животных, кроме хордовых, вообще не имеют внутреннего скелета. Для членистоногих характерен внешний скелет.
Пищеварительную систему птиц открывает клюв. Обмен веществ у этих животных проходит в ускоренном режиме, чтобы обеспечить животных необходимой для полетов энергией. В таком же режиме «максимального КПД» работают кровеносная, дыхательная и выделительная системы уникальных летающих животных.
Птицы имеют развитый мозг и весьма высокий интеллект. Размножаются эти животные с помощью внутреннего оплодотворения, откладывая яйца, высиживая и обучая потомство.
Интеллект выше птичьего фиксируется лишь у представителей класса Млекопитающих. Для основной массы животных характерны внутреннее и внешнее оплодотворение, а также партеногенез. Общая масса животных может увеличивать количество особей живорождением, откладыванием яиц и яйцеживорождением.

TheDifference.ru определил, что отличие птиц от животных заключается в следующем:

Понятие «животные» более объемно, чем понятие «птицы», а количество видов птиц намного меньше общего числа видов животных.
Практически все птицы умеют летать, или же это делали их предки. Преобладающее количество животных не имеют этой способности.
Птицы – это исключительно теплокровные существа. Животные могут быть тепло- и холоднокровными, а также вообще лишенными крови.
Птицы способны летать с помощью крыльев, в отличие от остальной биомассы животного мира.
Скелет птиц имеет ряд уникальных приспособлений, обеспечивающих способность к полету.
Только у птиц есть перья и клюв.
Основные жизненные системы работают у птиц в ускоренном режиме.
В отличие от основной массы животных, у птиц зафиксирован интеллект.

В наши дни класс птиц насчитывает более 10 000 видов. Они покорили небо еще миллионы лет назад. Птицы бывают хищными и растительноядными, морскими и горными, перелётными и оседлыми, а некоторые из них вообще не умеют летать. Они - превосходные певцы и удивительные танцоры, умелые строители и запасливые хозяева, верные супруги и любящие родители, безжалостные хищники и, наконец, просто красавцы! И всё это - птицы.

Чем птицы отличаются от других животных?

Некоторые из вас без раздумий ответят: «Конечно же, умением летать!» И будут неправы. Ведь многие насекомые и даже отдельные млекопитающие (например, летучие мыши) тоже способны совершать полёт. И наоборот, есть птицы, которые давно утратили свои летательные навыки (например, страусы и ). Так что же объединяет всех пернатых? Перья! Этими роговыми накожными образованиями обладают только птицы, поэтому их и зовут пернатыми.

Так зачем же птицам нужны перья? Во-первых, оперение защищает пернатых от холода и сильных ветров, а также спасает от жары. Во-вторых, перья придают крыльям и телу птиц обтекаемую форму, благодаря которой они так виртуозно парят в воздухе. А в-третьих, меняя положение своих перьев, птица может управлять полётом.

Своеобразная у птиц и тонкая, сухая кожа. Она лишена каких бы то ни было желез. Единственная железа, которая имеется у птиц – копчиковая. Она располагается у основания хвоста. Ее маслянистый секрет выдавливается птицами клювом и наносится на оперение. Существует несколько гипотез о значении секрета копчиковой железы. Традиционно считается, что вещество, выделяемое копчиковой железой, служит для увеличения водоотталкивающих свойств, несмачиваемости пера. В последние годы появились исследования, указывающие на участие секрета копчиковой железы в поддержании эластичности перьев.

Что едят птицы?

Птицы по типу питания делятся на насекомоядных, растительноядных и хищных. Насекомоядные (дятлы, синицы, воробьи и другие) ловят насекомых. Они любят полакомиться короедами, мухами, комарами, стрекозами. Растительноядные пернатые (чижи, дрозды, щеглы и другие) питаются различными растениями, выискивают в земле корешки, добывают семена растений. Хищные птицы (орлы, совы, соколы, ястребы, коршуны, филины и другие) охотятся на мышей, зайцев, рыб, лягушек, змей и насекомых. Птицы-хищники имеют превосходное зрение, причем оно во много раз лучше, чем у человека. К примеру, орел способен с большой высоты разглядеть маленькую мышку, бегущую по лугу.

Какая птица умеет плавать под водой?

Самой известной птицей, которая свободно плавает под водой, но при этом совершенно не умеет летать, является . Несмотря на то, что любимая еда пингвинов — мелкая рыбешка, рачки, небольшие и т.д. — в основном находится на поверхности, тем не менее, пингвины при случае могут и нырнуть под воду на большую глубину за чем-нибудь более лакомым — или крупной рыбой. Дайвингом чаще всех занимаются императорские пингвины, некоторые из которых способны погружаться на глубину более полукилометра и охотиться в пучине, не всплывая на поверхность, более 20 минут. Ученые выяснили, что под водой сердце пингвинов начинает биться медленнее, все жизненные процессы от этого замедляются, и кислород расходуется очень экономно.

К классу птицы относятся теплокровные позвоночные животные, приспособленные к полету. Птицы - высокоорганизованные позвоночные, широко распространенные на Земле. Общее число видов более 8500.

От всех других животных птицы отличаются многими особенностями строения и биологии, связанными с полетом. Важный признак птиц - перьевой покров . Из перьев строится их летательный аппарат, с ними связаны многие жизненно важные процессы этих животных. Перья различны по строению и функциям. Лежащие снаружи перья с широкими и плотными пластинками называются контурными . Под ними расположены пуховые перья.

Основная часть контурного пера - длинный ствол. Толстый конец ствола, входящий в кожу, называется очин (его очиняли, когда писали перьями), выше очина ствол не имеет внутри полости, он называется стержнем , к которому прикрепляется опахало - широкая пластинка пера, образующая летательную поверхность. Каждая половинка опахала состоит из тонких роговых пластинок - бородок , от каждой из них отходят еще более тонкие отростки - бородочки , заканчивающиеся крючочками, с помощью которых они цепляются за бородочки соседних бородок (бородки I порядка, бородки II порядка). Перо такого строения оказывает воздуху большое сопротивление, и в то же время, является очень легким, что имеет значение при полете.

Под контурными перьями расположены пуховые перья , бородки которых не имеют крючочков и не соединяются друг с другом. Поэтому пуховые перья всегда «распушенные» и очень легкие. Между ними сохраняется воздух, отличающийся плохой теплопроводностью, благодаря чему тело птицы очень хорошо защищено от потерь тепла. Таким образом, перья служат не только для полета, но н для терморегуляции.

Контурные перья образуют летательную поверхность крыла, поэтому их называют маховыми . Роль руля у птицы выполняют длинные контурные перья, которые называются рулевыми .

При той большой работе, которую выполняют перья, они быстро снашиваются, с чем связано у птиц явление линьки (2-3 раза в год). Особенно болезненно проходит линька у гусей и уток, так как при этом у них выпадают сразу все маховые перья. Тогда птицы становятся совершенно беспомощными и нуждаются в особой охране их от браконьеров.

Голова у птиц маленькая и легкая, жевательные мышцы сильно уменьшены: челюсти тонкие, одеты легкими роговыми чехлами, образовав клюв . Подвижность головы обеспечивает развитая шея. Туловище плотное, обтекаемой формы. Передние конечности превратились в органы полета - крылья . Задние конечности у большинства птиц небольшие, в полете прижимаются к туловищу. Многие птицы на задних конечностях имеют по четыре пальца: три обращены вперед, а четвертый - назад (цевка ).

Трубчатые кости птиц, в отличие от других наземных позвоночных, не содержат костного мозга и заполнены воздухом. Они легки и очень прозрачны. Даже плотные и крепкие кости черепа птиц тонки и легки, срастаясь между собой, образуют очень прочный череп. Уменьшению массы скелета способствуют укорочение хвостового отдела позвоночника, отсутствие ряда костей. Таким образом, скелет птиц очень прочный и в то же время исключительно легкий. Кроме того, в скелете есть и другие приспособления к полету: поясничные и крестцовые позвонки прочно соединены, являясь опорой туловищу. К грудным позвонкам прикрепляются ребра, которые соединяются с брюшной стороны с грудиной, образуя грудную клетку. На грудине имеется большой выступ - киль , к нему прикрепляются хорошо развитые мышцы, приводящие в движение крыло. В черепе птиц различают крупную округлую мозговую коробку с большими глазницами и вытянутыми костями челюстей, лишенными зубов.

Кожа у птиц сухая. У основания рулевых перьев почти у всех птиц располагается копчиковая железа , выделяющая маслянистую жидкость. Птица смазывает ею перья, что предохраняет их от намокания и делает эластичными. Расположение мышц в организме птицы своеобразно: на спинной стороне их почти нет, основная масса находится на брюшной стороне и особенно сильно развиты грудные мышцы, а также мышцы голени и бедра.

В связи с отсутствием зубов у птиц имеется ряд особенностей в строении и работе органов пищеварения. Пищевод птиц образует выпячивание — зоб , где постепенно накапливается пища, здесь же она увлажняется и размягчается и затем поступает в желудок, состоящий из двух отделов: железистого и мускулистого . В железистом пища перерабатывается химически, под действием желудочного сока. В мускулистом отделе у птиц имеются мелкие камешки, которыми пища перетирается, размельчается и еще больше растворяется. Далее пища обрабатывается желчью печени и соком поджелудочной железы и, всасываясь стенками короткого кишечника, усваивается. Пищеварение проходит у птиц быстро, непереваренные остатки пищи не задерживаются в задней кишке и выбрасываются наружу. Все это имеет большое значение при полете.

Органы дыхания у птиц . Легкие птиц отличаются от мешкообразных легких земноводных и от ячеистых легких пресмыкающихся. Легкие птиц имеют губчатое строение. Входящие в них бронхи многократно ветвятся. Ряд разветвлений бронхов оканчивается в полости легких, а некоторые, выходя из них, расширяются, образуя воздушные мешки , которые расположены между мышцами, внутренними органами и в трубчатых костях. Дыхание в покое осуществляется посредством расширения и сужения грудной клетки. В полете такое дыхание невозможно. В это время оно осуществляется так: при каждом взмахе крыла воздушные мешки растягиваются и заполняются воздухом, при опускании крыльев мешки сжимаются и воздух через легкие выходит наружу. Благодаря этому воздух автоматически дважды проходит через легкие, и птицы даже при очень быстром полете не страдают от одышки.

Органы кровообращения у птиц . Сердце у птиц, в отличие от пресмыкающихся, четырехкамерное : состоит из двух предсердий и двух желудочков. Левая половина сердца содержит артериальную кровь, правая — венозную. Движение крови происходит, как у земноводных и пресмыкающихся, по двум кругам кровообращения. Но артериальная кровь никогда не смешивается с венозной. Благодаря этому у птиц постоянная температура тела , во многих случаях более высокая, чем у человека (40-45°C). Правда, у птенцов она колеблется, и их необходимо согревать. Птицы относятся к теплокровным животным.

Органы выделения птиц - парные почки . От них отходят мочеточники, по которым моча попадает в клоаку. Мочевой пузырь отсутствует.

Головной мозг птиц , по сравнению с таковым у рыб, земноводных, пресмыкающихся, развит сильнее, особенно мозжечок , обеспечивающий координацию движений, и большие полушария , что обусловливает более сложное поведение птиц. Из органов чувств наиболее развиты органы зрения и слуха. Глаза у птиц, как и у пресмыкающихся, снабжены тремя веками: верхним, нижним и мигательной перепонкой.

Орган слуха состоит из трех отделов: внутреннего , среднего и наружного слухового отверстия.

Размножение и развитие птиц

Птицы - раздельнополые. У самца развивается два семенника , у самки - один яичник . От органов размножения в клоаку тянутся выводковые трубки (два семяпровода или яйцевод). Яйца созревают постепенно и откладываются по одному через определенные промежутки времени. В отличие от пресмыкающихся, все птицы, кроме сорных кур, насиживают яйца .

Внутреннюю часть яйца составляет желток с находящимся на его поверхности зародышевым диском . Желток одет очень тонкой оболочкой и поддерживается в жидком белке двумя плотным белковыми канатиками . Подвешенный желток подвижен и располагается так, что зародышевый диск всегда находится наверху ближе к теплому телу насиживающей птицы. Подскорлуповая оболочка , одевающая белок, на тупом конце яйца расслаивается и образует небольшую воздушную камеру . Яйцо сверху покрыто известковой оболочкой , пронизанной порами, через которые осуществляется газообмен зародыша с внешней средой. Снаружи на скорлупе имеется тонкая пленка, защищающая яйцо от проникновения в него микробов.

Яйцо птицы может развиваться только при нагревании (насиживании) до температуры 38-40°C. Продолжительность насиживания у различных птиц разная: у голубя она длится 15-18 дней, у колибри - 10-12, у страусов - 55-60 дней, у других птиц - от 17 до 21 дня.

У развивающегося зародыша сначала образуются зачатки мозга и мышечных сегментов, далее обособляется громадная голова с зачатками жаберных щелей. Очень рано закладывается сердце. Конечности закладываются в виде выпячиваний, более близких к плавникам, чем к крылу и ноге. Еще через несколько дней они начинают напоминать лапки наземных низших позвоночных. Хвост закладывается коротким с самого начала, но по количеству позвонков он ближе к хвосту пресмыкающихся.

Постепенно формируются все органы. По строению они начинают становиться типичными для птиц. Наконец, израсходовав весь питательный материал яйца, птенец движением клювика, снабженного на конце крепким бугорком, продалбливает скорлупу и вылупливается.

В зависимости от уровня развития различают птенцов выводковых и птенцовых . Выводковые после вылупливания вполне развиты, могут самостоятельно передвигаться. Птенцовые - недоразвитые, голые, слепые, беспомощные, лишь слегка покрыты пухом. Их кормят родители до тех пор, пока они не станут самостоятельными.

Кроме того, ряд птиц проявляют особую заботу о птенцах. Это и подбор мест для гнездования, его обустройство, маскирование, насиживание яиц, обогревание и вскармливание птенцов, очистка гнезда и т. д. Существуют и другие формы заботы. Например, известно, что кукушка откладывает яйцо в гнезда других птиц, и хотя сама не насиживает яиц, но проявляет заботу о будущем птенце: смотрит за тем, чтобы хозяин гнезда не заметил подкидыша и не выбросил его из гнезда. Как правило, в гнезде кукушонок вылупливается первым и начинает сам о себе заботиться: выбрасывает оставшиеся яйца из гнезда или даже птенцов, обеспечивая себе полноценное питание до вылета из гнезда. Забота птиц проявляется и в том, что взрослые птицы в случае опасности подают сигнал тревоги птенцам, или же самка отвлекает «посягателя» на гнездо различными маневрами, притворяясь раненой, бьет крыльями по земле и другими способами.