» » Как помочь ребенку заговорить консультация (младшая группа) на тему. Действенные заговоры, чтобы ваш ребенок заговорил Как помочь ребенку заговорить предложениями

Как помочь ребенку заговорить консультация (младшая группа) на тему. Действенные заговоры, чтобы ваш ребенок заговорил Как помочь ребенку заговорить предложениями

Речь необходима для полноценной жизни ребенка. Начинать ее развивать важно с младенчества, помогая крохе познавать многообразие родного языка.

О чем нужно подумать заранее

Полноценного развития ребенка не получится без овладения речью. От этого у крохи зависим интеллект, память, способность к саморазвитию, склонность к самообучению, сознательному принятию решения.

Если ребенку уже два года, а он почти ничего не говорит – это упущение родителей .
Заблуждение считать, что он «разговорится». Речь пускать на самотек нельзя. Ребенок научится говорить при условии, что его научат. Это по плечу его родителям и близким даже без помощи специалиста.

Начинать процесс обучению речи нужно еще до рождения ребенка. Со второй трети гестационного периода малыш реагирует на звук. Когда с ребенком разговаривают, поют песенки, читают вслух, рассказывают, как рады его появлению, – это и есть процесс обучения речи.

Выделим 4 этапа обучения:

1 возрастной период: от рождения до полугода

3 возрастной период: 1-1,5 года

В этот период малыш пытается сначала произносить слова-заменители, затем усваивает правильную форму. Полезно называть все, что видите, не поддаваясь искушению сюсюкать.

Тут помогут несложные фразы. Новые для чада слова обязательно закрепляйте , постепенно расширяя лексикон.

Например : кубик — кубик красный — кубик квадратный — кубик лежит — кубик падает на пол и стучит. Лучше всего проводить обучение в игровой форме.

4 возрастной период: 1,5-3 года

Если малыш упорно не желает разговаривать, это может быть показателем проблемы с речью и развитием. Словарный запас (активный и пассивный) тут доходит до 200 единиц.

Однако эти слова чадо искажает, шепелявит, переставляет звуки в словах.

Причина – в неумении пользоваться речевым аппаратом .

Для минимизации этого важно

Начинайте развивать через игры мелкую моторику у ребенка и спрячьте подальше пустышку
  • не пользоваться пустышкой, которая создает затруднения с артикуляцией;
  • чтение малышу улучшает его произношение;
  • развивать мелкую моторику. В этом помогут пазлы, мозаика, застегивание пуговиц, рисование, удержание ручки и ложки. Разрешайте крохе рисовать мукой, переливать воду, откручивать крышечки, лепить из теста.
  • скороговорки в интересной, шутливой форме помогают детям постичь родной язык. Они способствуют устранению большинства дефектов речи. Хорошо сопровождать разучивание картинками, обсуждать смысл произносимого.

10 способов научить ребенка говорить уже к 2-м годам

  1. Повторы . Каждый раз называйте собственные действия, предметы дома и на улице.
  2. Повторение за ребенком . Превращайте в игру повторение слогов, гласных.
  3. Развивайте мелкую моторику . Для игры используйте различные предметы – круглые, шершавые, мягкие, шуршащие, гладкие. Часто ребенок охотно играет не дорогостоящей игрушкой, а баночками, крышечками, лоскутками, коробочками, пуговицами, нанизанными на нитку.
  4. Избегайте объяснения жестами , когда чадо перешагнет порог «годовасия». Научите ребенка простым словам: дай, на, спасибо.
  5. Активно используйте звукоподражание животным.
  6. Общайтесь с говорящими детьми сверстниками малыша и ребятами постарше.
  7. Пойте песни! Намеренно путая слова, провоцируйте детей поправить вас.
  8. Ритмичные и простые стихи – отличное обучение. Неожиданно «забывайте» фразы – дети продолжат их.
  9. Слушайте вопросы малыша внимательно. Этим вы стимулируете его много рассказывать. Поддакивайте и удивленно переспрашивайте.
  10. Чтобы ребенок активно играл, не следует заменять мячи, кубики, машинки, пирамидки электронными игрушками.

8 полезных советов по установлению эмоционального контакта с ребенком

Для успешного обучения необходимо, чтобы малыш при этом не скучал. Тут необходимо помнить такие правила:

  1. Улыбайтесь, пойте, говорите с переменными интонациями, четко и правильно.
  2. Рассказывая ребенку обо всем, делайте паузу – на его ответ.
  3. Целенаправленно рассказывайте малышу про различные предметы.
  4. Учите чадо читать целыми словами. Сначала показывайте карточки с ними, затем вместе читайте, используйте в помощь интерактивные пособия.
  5. Дополняйте слова малыша.
  6. Выберете несколько различных предметов, объединенных одним признаком – цветом, формой, размером. Покажите их и объясните, что у них общего, постепенно расширяя комментарии.
  7. Рассказывайте стихи и пойте песенки, многократно повторяя их. Дайте возможность крохе самому закончить строчки.
  8. Используйте специальные стихи-игры: ладушки-ладушки, гуси-гуси и т.п. Не забывайте считалочки, прибаутки.
Возьмите за правило везде разговаривать с ребенком
  • Говорите с ребенком много и везде – в быту, на прогулке, выполняя гигиенические действия.
  • Знакомьте ребенка с разнообразными звуками.
  • Разрешите малышу играть с мелкими предметами: фасолью, горохом, бусинками, монетками (конечно, под контролем). Их можно перебирать, перекладывать, пересыпать с помощью чашек, баночек, подносов, ложечек, совочков. Играйте с песком.
  • Читайте сказки, рассказики, стишки, пойте песенки.
  • Проводите инсценировки. Для этого пригодятся не только игрушки и самоделки, но и предметы повседневного обихода, продукты.
  • Просите малыша побольше рассказывать, осторожно поправляя его речь.
  • Побуждайте называть предмет, когда малыш тянет к нему ручку, требует его и, не стараясь назвать, мычит. Предложите ему рядом стоящую вещь. Если он отказывается, объясните, что не поняли его.
  • Поощряйте общение малыша с другими детьми – организуйте маленькие праздники, групповые занятия.

Как проводить с малышом занятия по развитию речи

Эти правила подходят фактически любым детишкам.

  1. Становитесь на один уровень с малышом, дабы был визуальный контакт, крошек же вообще надо брать на колени.
  2. Занятия нужно проводить ежедневно, не более четверти часа.
  3. Дошкольникам надобно игровое обучение.
  4. Ежедневно проводите массаж лица малыша и артикуляционную гимнастику с ним. Упражнения по звукопроизношению и скороговоркам стоит распределить по дням.
  5. С детьми до полутора лет говорите громко, утрировано широко открывая рот. С ребятами постарше – обычным голосом, четко произнося звуки.
  6. Не забывайте глаголы. Накапливайте также и признаки предметов.
  7. Читая книжки, обсуждайте их героев.
  8. С двух лет любимой игрой детей становится «что это?». В нее особенно интересно играть на улице.

Подведем итоги

Разговаривайте с малышом еще до его появления на свет . Развитие речи ребенка напрямую связано с мелкой моторикой, частотой и качеством общения со старшими и сверстниками.

Позволяйте чаду играть интересующими его мелкими предметами под вашим контролем, объясняйте ему свои действия, читайте книжки, обсуждая их.

Слушайте музыку, пойте, шутите, играйте, поощряйте любую речевую активность малыша и вы убедитесь, что научить ребенка говорить в 2 года – это реальная цель.

Как научить ребенка подражать мимике взрослого через тренировки мышц лица смотрите в видеоуроке.

Вконтакте

Ребенок растет, и вы с нетерпением ждете, когда же он начнет говорить. Пускать процесс формирования речи на самотек и просто ждать, когда малыш сам заговорит - не самая лучшая тактика родителей..

Не упустите драгоценное время

Развивать речь ребенка нужно с самого его рождения. Наверняка каждая мама помогает ему в этом, сама того не подозревая. Материнское сердце подсказывает, что с ребенком нужно разговаривать, рассказывать о том, что с ним происходит. Носите ребенка по квартире и объясняйте, что он видит. Конечно, сначала зрение ребенка развито недостаточно, чтобы все видеть, но ему очень важно слышать ваш голос, вашу речь.

В первый год жизни ребенка формируются центры мозга, отвечающие за речь, поэтому эти первые двенадцать месяцев являются фундаментом речевого развития.

В три года речевые области мозга практически полностью сформированы, а значит, завершен благоприятный период в развитии речи ребенка. Именно поэтому важно не упустить время и заниматься речевым развитием малыша.

Развитие руки и речь

Отечественные ученые пришли к выводу, что кисть руки является таким же органом речи, как и артикуляционный аппарат. Чтобы стимулировать развитие речи, необходимо с раннего детства проводить массаж каждого пальчика, каждой фаланги.

Специалисты утверждают, что развитием мелкой моторики детей нужно начинать заниматься с двухмесячного возраста. Вы можете делать массаж пальчиков, не применяя силу, это может быть поглаживание, легкое растирание. Продолжительность таких занятий не должна превышать двух-трех минут. Не забудьте, что при этом обязательно нужно разговаривать с малышом, улыбаться ему.

Подросшему ребенку можно предложить собирать пирамиду, лепить из пластилина, рисовать, играть в различные игры (например, «Ладушки», «Сорока-ворона»), перебирать крупы, надевать бусины на нитку и так далее. Присутствие взрослых в это время обязательно.

Можно поиграть с малышом пупырчатым мячиком. Познакомьте его с разными типами поверхностей – гладкими, шершавыми, колючими, мягкими, деревянными.

То, насколько рано начнет говорить ребенок, зависит только от родителей. Он начнет воспроизводить речь только тогда, когда в его пассивном словаре накопится достаточно для этого слов. Говорите с ребенком четко и понятно, обратите внимание на правильность своей речи. Если родители не будут разговаривать с малышом, объяснять, что происходит вокруг, как называются окружающие его предметы и каковы их свойства, речь ребенка будет скупа, и процесс ее становления значительно затянется.

Важно не упустить этап раннего формирования речи. Никогда не принижайте способности своего ребенка, даже если вы считаете, что он еще слишком мал и многого не понимает: занятия с малышом в раннем возрасте – залог успешного развития его речи. Будьте уверены, ваши старания окупятся сполна.

Марина Карамашева

Интересные факты
Учёные Франции и Китая сообщили, что полным успехом увенчались операции по пересадки лица. Даже несмотря на то, что были не обнадеживающие прогнозы о психологических непреодолимых проблемах, которые связаны с пересадкой лица, в результате длительных наблюдений, результаты, которые были получены, первоначальные опасения развеяли. Стало ясно, что пациенты привыкают достаточно легко к новой внешности, один из них даже видел себя во сне с новым лицом.

Своевременное и полноценное владение речью для ребенка является одним из важных условий его развития как личности. Процесс формирования речи состоит из нескольких возрастных этапов, но, пожалуй, каждый из родителей хочет, чтобы малыши начали разговаривать с пеленок. Причем строили свои предложения правильно. Возможно ли это и как этого добиться?

Чтобы ребенок быстрее заговорил, нужно дать попробовать кусочек селедки

Что на это можно сказать? Можно дать сразу горчицы, или соуса чили, тогда первое слово, которое произнесет ребенок, скорее всего, будет нецензурным. Шутки шутками, но на самом деле вопросу формирования речи отдается большое значение, и порой родители поднимают необоснованную панику.

Масла в огонь подливаются в ходе разговоров среди мамочек, которые делятся своими успехами. Довольно часто можно слышать о том, что малыши начинают говорить уже в 1,5 - 2 года. Мамочки украшают свою речь красочными преувеличениями о цитировании поэмы Мцыри. Найдутся и бабушки с тетушками, которые начнут причитать о том, что соседская Танечка уже давно говорит, хотя ей всего лишь годик, а вот наш Митенька молчит, хотя он намного старше.

Читайте также: Правильно ли ваш ребенок учится говорить

Родителям сразу стоит приучиться дифференцировать все подобные высказывания, и большую часть из них не принимать близко к сердцу. И тем более начинать посещать всех невропатологов города, психологов и логопедов. Самая главная задача родителей выяснить, как именно происходит формирование речи у ребенка, что зависит от малыша, и что от него совершенно не зависит и ложиться полностью на плечи родителей.

Первое что нужно запомнить, а лучше записать, что единых сроков развития речи у ребенка не существует! Формирование речи носит абсолютно индивидуальный характер. Кстати, вопреки распространенному мнению, первое слово малыша может быть не мама, как обычно считают мамы, а например дай! .

Существенную помощь в формировании речи у ребенка может оказать живая речь родителей или близких с малышом. Важно чтобы это была именно общение с ребенком, а не услышанные речи с телевизора или радио - пользы от этого существенной нет.

Существуют определенные нормы, которые соответствуют возрасту ребенка, опять же эти нормы считаются средними.

Нормы формирования речи ребенка

Считается нормой, что годовасик произносит от 2 - 10 слов - это весь его словарный запас. Но, довольно часто, примерно, до двух лет, малыши ограничиваются лепетом или небольшим количеством слов. А еще чаще просто предпочитают молчать. Но и этот факт не является поводом для огромного количества исследований, и тем более паники родителей.

Развитие речи ребенка формируется из нескольких составляющих - активного. который подразумевает произношение слов и предложений, и пассивного, т. е. непосредственно понимание слов. Пассивная речь развивается на порядок быстрее, именно поэтому карапуз так внимательно слушает взрослых, понимает их речь, выполняет все порученные задания, но при этом может вообще не говорить, либо ограничиваться парой фраз. Специалисты утверждают, если малыш выполняет простые просьбы - принеси, отнеси, подай - то поводов для беспокойства нет, развитие речи протекает нормально.

Примерно с года и до 3 - 4 лет ребенок овладевает основными законами языка. К 3 - 4 годам словарь малыша составляет около 1000 слов, если младшие малыши могут использовать облегченные слова и просто подражать звукам, то к этому возрасту речь становится чистой.

Признаки благополучного развития речи

На осмотре доктор оценивает не только развитие речи ребенка, которое чаще соответствует средним нормам. Также оценивается и общее, физическое развитие малыша. Среди признаков благополучного развития речи особое значение имеет отсутствие неврологических заболеваний, малыш должен активно общаться с родителями и родственниками, но может стесняться разговаривать с посторонними.

Малыши могут активно повторять слова за родителями и решать свои проблемы при помощи речи, например, сказать, что кроха голоден, или не хочет играть с определенными игрушками или наоборот. Помимо этого, существуют и признаки неблагополучного развития речи.

Признаки неблагополучного развития речи

Могут формироваться, если сам малыш развивается с задержкой или малыш перенес тяжелое заболевание, или есть неврологическое заболевание. Обычно малыши неохотно повторяют слова и предложения за родителями или вовсе отказываются это делать. Кроме того, страдает и пассивная речь малыша, т. е. ребенок может не реагировать на просьбы родителей и делать вид, что не слышит и просто уходить.

Малыши чаще всего решают проблемы самостоятельно, не обращаясь за помощью к родителям, так как необходимо с ними говорить. Малыш предпочитает говорить на своем собственном языке, и остается безразличным к просьбе родителей повторить получше.

И никак отсутствие речи, или ее задержка не связана с употреблением в пищу селедки или еще какого-либо продукта.

Уютный журнал По-женски

Вы хотите, чтобы ребенок побыстрее заговорил?

Можно ли ему помочь в этом? Вот об этом и немного, о другом пойдет сегодня речь на странице Женского журнала По-женски

Как стимулировать ребенка на его первые словечки?

Чтобы ребенок заговорил, нужно конечно же, общаться!
Разговаривайте с крохой, чем больше, тем лучше. При этом вы должны быть очень чуткими к своему чаду, к его потребностям, эмоционально отзывчивыми. Разговаривайте с малышом как со взрослым, но с другой планеты, который ничего не знает о нашей жизни, о нашем мире, ребенку надо показывать предметы, находящиеся вокруг, говорить как они называются, и что с ними можно делать, и для чего они нужны. Это и послужит базой для научения и дальнейшего развития речи ребенка. Чем больше вы будете знакомить малыша с окружающим миром, тем быстрее он заговорит.
Есть одно правило, которое касается всех родителей: малыш должен слышать правильную речь. Говорите четким и выразительным голосом. И никаких сюсюканий!

Чтобы научить ребенка говорить, общайтесь с ним правильно

  • Поете малышу колыбельную? Здорово! Попробуйте напевать мелодию на звук а. Этот звук стимулирует речевые зоны мозга.
  • Малыш вас позвал криком? Хвалите его!
  • Подражайте крохе, когда он гулит. И это вызовет у него желание разговаривать с вами. А так как он этого делать не умеет, в ответ вы услышите его доверчивое гуление. Это его способ разговаривать с вами.
  • Подражая малышу в произносимых им звуках, ребенок хорошо должен видеть ваше лицо и в особенности губы. Подрастая, ему будет проще подражать вашим словам: звукам вашей речи. Ведь он уже будет знать по губам, как выглядят звуки.
  • Ваш малыш начал что-то произносить, повернитесь к нему лицом, если надо наклонитесь. Важно чтобы ребенок видел ваше лицо и губы. Постарайтесь произносить абсолютно в точности все, что скажет кроха. Это должно быть похоже на разговор, поэтому меняйте громкость голоса, интонацию.
  • Взяли малыша на руки, постарайтесь вызвать его на разговор. Улыбайтесь ему, произносите и звуки, которые он уже знает. Подождите пока ребенок вам ответит и продолжайте такой разговор, пока кроха не устанет.
  • Озвучивайте игрушки. К примеру, катаете машинку, говорите: Би-би. А когда будете подавать ребенку игрушку, спросите как она говорит.
  • Озвучивайте, происходящее вокруг. Показывайте как говорят домашние животные.
  • Подскажите малышу, как говорят домашние животные: собачка, кошечка и другие. А затем спросите малыша, как они говорят.
  • Просите малыша показать где, что стоит. Например, кроватка, стол, стул
    Куда закатился мячик, или где котик? При этом сами сделайте вид, что ищите. Попросите малыша чтобы он вам что-нибудь принес. Если он не понял, помогите ему и сделайте это вместе.
  • Чаще произносите такие слова, как дай, возьми, покажи. Когда ребенок кушает, подаете еду и озвучиваете как называется данное блюдо.
    Играете, попросите подать какую-нибудь игрушку, называя ее своим именем.
  • Когда читаете малышу книжки, просите показать на картинках персонажей, о которых вы читаете. И тут же можно спросить, как говорит это животное (если сказка про животных). Если кроха не отвечает, ответьте за него. При этом не забывайте хвалить малыша.

Как учить ребенка говорить на прогулке

1. Встретили животное или птицу, спрашиваем либо сами рассказываем: какого цвета, как разговаривает? Что кушает? Как называют детенышей? Где они живут? Почитайте малышу стихи про кошек и собак.
2. Если вы едете в транспорте, то расскажите ребенку какой марки? Какого цвета? Зачем нужны автобусы, автомобили?
3. Вы зашли с малышом в магазин, расскажите, кто здесь работает? Что продается? Как называется место, где выставлен товар?
Процесс развития у каждого индивидуальный и происходит он индивидуально и скачкообразно. Внешне ребенок может и не меняться, но внутри него идет постоянная работа. И если сегодня ребенок еще не говорит, не расстраивайтесь, завтра он может вам такое выдать

Посмотрите еще

Краткое содержание: Ребенок учится говорить. Отставание речевого развития. Если ребенок не начинает говорить. Как помочь ребенку заговорить. Упражнения и игры для развития речи у детей.

Когда же дети начинают говорить? С одной стороны, ответ на этот вопрос очень прост - уже давно установлено, что после полутора лет у ребенка появляются первые слова, и к двум годам дети, как правило, начинают разговаривать. Причем овладение речью имеет характер "взрыва".

Молчавший до этого малыш вдруг заговорил, да так, что остановить его невозможно. Некоторые ученые считают, что такая внезапность в овладении речью связана с тем, что дети в полтора года делают своего рода открытие: каждая вещь имеет свое название, которое можно узнать у взрослого. Бесконечные вопросы ребенка "это что?", казалось бы, подтверждают данное мнение. Но думать, что годовалый малыш способен открыть всеобщий закон - это значит сильно преувеличивать интеллектуальную мощь детей. Ни один ребенок не способен осознать в столь юном возрасте знаковую функцию слов, не владея речью. И все же скорость, с которой расширяется запас слов младенца, поразительна.

Вместе с тем определить точную дату появления первых слов ребенка не так-то просто. Дело в том, что по времени появления речи и по объему своего активного словаря дети так сильно различаются между собой, что средние данные никак не отражают реальной картины. Есть дети, которые уже в 11-12 месяцев говорят до 110-115 слов, а бывают случаи, когда и до двух с половиной лет ребенок упорно молчит, несмотря на нормальное в целом психическое развитие.

Столь существенные индивидуальные различия не позволяют установить хотя бы примерные возрастные нормы речевого развития. Уже не раз психологи пытались точно определить, сколько слов должны знать дети каждого возраста. Однако все эти попытки пока ничем не закончились, потому что между детьми от 1 года до 2 лет слишком большие различия. Чтобы как-то преодолеть эту трудность, ученые попытались подсчитать минимальный и максимальный словарь ребенка для каждого возраста. Оказалось, что и между этими величинами существуют огромные различия. Например, в 1 год и 3 месяца минимальный словарь ребенка - всего 4-5 слов, а максимальный - 232 (!). При этом среди обследованных детей не было ни одного вундеркинда или умственно отсталого.

Получается, что сроки и темпы овладения речью во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка и от того, по какому пути идет его речевое развитие.

Развитие речи имеет два основных направления: пассивное владение словом (т. е. понимание речи) и активное (т. е. говорение). Обычно пассивная речь опережает активную. Уже в 10-12 месяцев дети обычно понимают названия многих предметов и действий. Всем известны знаменитые детские игры в "Сороку-ворону" или "Козу". "Все понимает, - удивляются растроганные родители, - а сказать ничего не может". Действительно, до определенного времени число понимаемых слов значительно превосходит количество активно произносимых. И у некоторых детей этот период сильно затягивается. Ребенок может вплоть до 2 лет, хорошо понимая все, что говорят ему взрослые, не произносить ни одного слова - либо вообще молчать, либо объясняться с помощью лепетного говорения. И все-таки при этом, если ребенок живет в нормальных условиях, его речь развивается.

Обычно у таких детей переход к активной речи происходит резко и неожиданно. И это понятно. Ведь достаточно богатый запас понимаемых слов становится активным словарем ребенка. Бывает так, что дети, упорно молчавшие до 2 лет, уже в 3 года догоняют и перегоняют в своем развитии тех, кто начал говорить в 10 месяцев. Поэтому не стоит беспокоиться, если до 2 лет в активном словаре ребенка всего 2-3 слова. Если малыш понимает обращенную к нему речь, если вы создаете все необходимые условия для его нормального развития, значит, рано или поздно он заговорит. А вот как рано или насколько поздно - во многом зависит от вас.

Рассмотрим, как могут родители помочь ребенку заговорить.

Долгое время принято было считать, что детская речь возникает из прямого подражания речевым звукам взрослого - малыши запоминают слова взрослых, повторяют их и таким образом усваивают речь. "Скажи мама, скажи ляля, скажи ложка", - просят родители малыша и ждут от него соответствующих звуков. К их великой радости, многие малыши уже в 10-12 месяцев начинают отчетливо повторять за взрослым те или иные простые слова. Подражание действительно имеет место при овладении речью (ведь дети всегда начинают говорить на том же языке, что и их родители). Однако оно не является главным. Ребенок может легко воспроизводить то или иное слово по просьбе взрослого, но в то же время никогда не использовать его самостоятельно. Значит, умение подражать, воспринимать и воспроизводить чужие слова еще не ведет к появлению собственных слов ребенка.

В то же время очевидно, что первые слова возникают только в общении со взрослым. Но взаимодействие взрослого с ребенком не может сводиться к прямому копированию речевых звуков. Слово - это прежде всего знак, т. е. заместитель другого предмета. Значит, за каждым словом должен стоять какой-то обозначаемый им предмет, т. е. его значение. Если такого предмета нет, если мать и ребенок до полутора лет ограничиваются проявлениями взаимной любви, первые слова могут не появиться, как бы много мать ни разговаривала с малышом и как бы хорошо он ни воспроизводил ее слова. Если же мама играет с младенцем в игрушки, его действия и эти самые игрушки становятся предметом (или содержанием) их общения. Однако в том случае, если ребенок увлеченно играет с предметами, но предпочитает это делать в одиночестве, активные слова ребенка также задерживаются: у него не возникает потребности назвать предмет, обратиться к кому-либо с просьбой или выразить свои впечатления. Потребность и необходимость говорить предполагает наличие двух главных условий: 1) потребность в общении со взрослым и 2) потребность в предмете, который нужно назвать.

Ни то ни другое в отдельности к слову еще не ведет. И только ситуация предметного сотрудничества ребенка со взрослым или содержательного, делового общения создает необходимость назвать предмет, а следовательно, произнести свое слово. Таким образом, главное - это не просто говорить, но играть с ребенком; разговаривать не просто так, а по поводу совместной игры. Для этого подходят кубики, пирамидки, мячики, машинки, картинки и многие другие предметы, с которыми можно играть вместе.

В таком предметном сотрудничестве взрослый ставит перед ребенком речевую задачу , которая требует перестройки всего его поведения: чтобы быть понятым, он должен произнести совершенно определенное слово. А это значит, что он должен отвернуться от желанного предмета, обратиться к взрослому, выделить произносимое им слово и употребить этот искусственный знак социально-исторической природы (каким всегда является слово) для воздействия на окружающих.

Суть речевой задачи заключается в том, чтобы побудить ребенка к активному использованию определенного слова в качестве единственно правильного средства воздействия. Первоначально у малыша нет никакой потребности назвать предмет словом. Такая потребность должна возникнуть, и научить его этому может только взрослый.

В процессе овладения словом можно выделить три основных этапа, каждый из которых имеет свой смысловой центр для ребенка.

На первом этапе таким центром является предмет . Малыш тянется к нему, сопровождая свои попытки мимическими и интонационно-выразительными движениями. В некоторых случаях, когда он не получает желанный предмет, эти проявления перерастают в гнев и даже в плач. Однако у большинства детей центр внимания постепенно сдвигается на взрослого.

На втором этапе центром ситуации становится взрослый . Обращаясь к нему, ребенок пробует разнообразные речевые и неречевые средства. Вместо попыток достать предмет появляются указательные жесты, активное лепетное говорение ("дай-дай-дай") и другие способы воздействия. Такое поведение направлено на то, чтобы вывести взрослого из состояния нейтралитета и обратить его внимание на свои попытки. Однако если взрослый "не сдается" и ждет нужного слова, ребенок наконец пробует его произнести.

На третьем этапе центром ситуации выступает именно слово . Ребенок начинает не просто смотреть на взрослого, но сосредоточивается на его губах, присматривается к артикуляции. Пристальное рассматривание "говорящих", шевелящихся губ явно свидетельствует о том, что ребенок не только слышит, но и "видит" нужное слово. Поэтому, разговаривая с маленькими детьми, важно отчетливо артикулировать каждый звук, чтобы было понятно, как этот звук производится. После этого обычно проявляются первые попытки произнести слово.

Важно подчеркнуть, что малыш сначала ориентируется в общем смысле ситуации. Он начинает понимать, что, для того чтобы обратиться к взрослому, нужно использовать конкретное слово, которое и становится средством обращения. Таким образом, восприятие и воспроизведение слова происходит, как мы уже говорили, на основе уже открытого смысла речевого общения и сотрудничества со взрослым. Без достаточно развитой потребности в общении со взрослым и совместной с ним игре первые слова появиться не могут.

Полностью развернутым процесс порождения слова бывает только вначале. В последующем этот процесс свертывается, ребенок сразу переходит к произнесению нового слова, к его артикуляции. Вместе с тем важно подчеркнуть, что речевая задача, т. е. задача передать что-то словами, впервые ставится перед малышом именно взрослым. Дети начинают активно произносить слова только под влиянием настойчивых воздействий взрослого, когда он превращает слово в центр внимания ребенка.

Однако благополучным и своевременным появление речи бывает не всегда.

Почему заговорить бывает трудно

В последнее время явное недоразвитие или вообще отсутствие речи у 3-4-летних детей становится все более серьезной проблемой для родителей и педагогов. Попытаемся рассмотреть основные, наиболее типичные причины таких проблем у детей 2-3 лет и, соответственно, способы их преодоления.

Первой и главной причиной отставания в речевом развитии является недостаточное общение ребенка со своими родителями. В последнее время многие родители ввиду своей занятости и усталости не имеют времени и желания общаться со своими детьми. Главным источником впечатлений (в том числе и речевых) служит для детей телевизор. Состояние молчания членов семьи в повседневной жизни и перед экраном телевизора оборачивается драматическими последствиями для овладения речью маленьким ребенком. Уже давно бьют тревогу врачи, которые в силу своей профессии имеют дело с нарушениями речи и слуха в детском возрасте. Еще в середине 90-х годов прошлого века немецкий врач Манфред Хайнеманн при помощи новых методов обследования наткнулся на неожиданно большое количество детей 3,5-4 лет, нуждающихся в лечении. В среднем у 25% детей было обнаружено нарушение развития речи. А сегодня в среднем каждый четвертый ребенок дошкольного возраста страдает замедленным развитием речи или его нарушением, независимо от уровня образования родителей или их принадлежности к определенным социальным слоям.

Специалисты подчеркивают, что рост числа нарушений развития речи в наше время объясняется не столько медицинскими факторами, сколько изменившимися социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети. У работающих родителей остается все меньше свободного времени для своих детей. Так, у матери имеется в среднем около 12 минут в день на то, чтобы поговорить со своим ребенком. Как следствие всего этого - растущее число детей, "осчастливленных" собственной теле- или видеоаппаратурой, и тогда время просмотра передач достигает 3-4 часов в день. Особенно внушает опасение тот факт, что даже маленькие дети 3-5 лет смотрят телевизор в среднем 1-2 часа в день. А некоторые - от 5 до 6 часов в день, когда им дополнительно показывают видеофильмы.

Но, казалось бы, малыш, сидя перед телевизором, постоянно слышит речь, причем громкую, разнообразную и выразительную. Что ему мешает усваивать ее? Дело в том, что речь, слышимая ребенком с экрана телевизора, не оказывает на него должного воздействия и не играет значимой роли в речевом развитии. Она не воспринимается детьми раннего возраста как адресованная им лично и не включена в их практическую активность, а потому не имеет для них никакого значения, оставаясь лишь фоном мелькающих на экране зрительных стимулов. Доказано, что маленькие дети не выделяют отдельных слов, не понимают диалогов и не вслушиваются в экранную речь. Даже самые лучшие телепередачи или видеокассеты не могут заменить общения родителей со своими детьми! Еще раз подчеркнем: только непосредственное воздействие взрослого и его участие в практической деятельности малыша способны обеспечить нормальное речевое развитие. Следовательно, для преодоления отставаний в развитии речи необходимы по крайней мере два условия:

Включенность речи в активную деятельность ребенка;

Индивидуальная адресованность речи, которая возможна только в живом непосредственном общении.

Для малыша, которому предстоит освоиться с миром речи, ни в коей мере не безразлично, кто и как произносит слова. Ведь только благодаря обращенному к нему слову он и может стать человеком в истинном смысле. Причем в первую очередь здесь подразумевается не передача информации, а нечто совсем иное, имеющее гораздо большее значение: взгляд в глаза, заинтересованное внимание, ответная улыбка, эмоциональная выразительность. Все это может дать ребенку только близкий взрослый.

Однако иногда отставание в речевом развитии связано и с избыточным пониманием близких взрослых. Взрослые, хорошо осознавая значение автономной речи ребенка, вместе с тем не стимулируют у него обращения к нормальной человеческой речи и не ставят перед ним речевую задачу, угадывая малейшие его желания. Они хорошо понимают, что хочет сказать ребенок, и удовлетворяются его "детскими словами" типа "бу-бу", "нюка", "люка" и т.п. При этом и сами родители с удовольствием используют детские слова в разговоре с малышом, поскольку такой детский язык (его иногда называют языком мам и нянь) выражает особую нежность и умиление перед ребенком. Но этот язык уместен только для младенца, поскольку он еще не вникает в значение слов. После года, когда начинается интенсивное усвоение речи, "детские слова" могут стать серьезным препятствием для развития нормальной человеческой речи, и ребенок надолго застрянет на этом этапе, довольствуясь несколькими "детскими словами". Если малыш до 3-4 лет остается на стадии говорения исключительно "детских слов", то впоследствии в его речи возможны различные нарушения, связанные с неполным овладением звуками родного языка, заменой звуков, их смешением и др. В начальной школе такое неправильное произношение может вызвать грубые ошибки в письме, поскольку "как слышится, так и пишется".

Итак, основных причин застревания ребенка на стадии автономной детской речи две. Во-первых, это ситуации, когда окружающие близкие взрослые охотно используют в общении с ребенком тот самый детский язык, повторяя его звуки и предлагая аналогичные свои слова типа "бибика", "ням-ням", "пи-пи" и пр. Во-вторых, это случаи, когда родители и бабушки, хорошо понимая не только своеобразный язык ребенка, но и все его желания, угадывают их буквально с полуслова и полувзгляда. В таких условиях у ребенка не возникает никакой потребности в настоящих словах. Соответственно для преодоления подобных проблем необходимо неукоснительно соблюдать два правила.

1. Не заменять разговор с ребенком языком "мам и нянь", т. е. не говорить с ним с помощью различных "бу-бу" или "пи-пи". Малышу необходима правильная человеческая речь, естественно, понятная ему. При этом, обращаясь к ребенку, следует четко и ясно произносить отдельные слова, привлекая его внимание к их артикуляции и добиваясь от него внятного произношения.

2. "Не понимать" автономных слов и невнятных вокализаций ребенка, побуждать его к правильному произношению и называнию нужных ему вещей и, таким образом, создавать речевую задачу. Необходимость, а затем потребность в человеческой речи возникает только в общении с близкими взрослыми.

В этой связи вспоминается известный анекдот про мальчика, который до пяти лет молчал, и родители уже считали его глухонемым. Но вот однажды за завтраком он сказал, что каша недостаточно сладкая. Когда изумленные родители спросили малыша, почему же он до сих пор молчал, мальчик ответил, что раньше все было в порядке. Так вот, до тех пор, пока тебя понимают без слов, никакой необходимости в них нет, и поэтому можно молчать или объясняться нечленораздельными звуками.

Серьезным препятствием для развития речи может также стать повышенная импульсивность ребенка и нечувствительность к словам взрослого. Такие дети чрезвычайно активны, подвижны, они несутся куда глаза глядят и ни на чем не могут сосредоточиться. Они как бы не слышат обратившегося к ним взрослого и никак не реагируют на его слова. Даже свой протест они выражают как-то особенно: кричат, глядя в пустоту, а не обращаясь ко взрослому. Отсутствие необходимых связей со взрослым проявляется и в стремлении все делать самому: взрослый как партнер и как образец совершенно не нужен. Индивидуальные игры ребенка с предметами хотя и освобождают взрослых от назойливости детей, но никак не стимулируют речевого развития ребенка. В таких условиях заглушается сама потребность малыша в общении со взрослыми: он перестает обращаться к ним, погружаясь в стереотипные действия с предметами. В результате задерживается психическое развитие ребенка вообще и речевое в частности.

В подобных случаях нужно прежде всего вернуться к играм и занятиям, в основе которых лежит эмоциональный контакт с малышом. Это может быть ласковое поглаживание по головке, называние его по имени, простые младенческие игры типа "Ку-ку" или "Сорока-ворона". Важно установить контакт с ребенком, поймать его взгляд и получить ответную реакцию. Большое значение имеет и то, как именно взрослый вводит в жизнь ребенка различные предметы и игрушки. Всем предметным действиям следует по возможности придать "человеческий" характер: жалеть или укладывать спать куклу, посадить водителя в машинку и вести ее в гараж, лечить обезьянку и т. д.

Количество игрушек лучше сократить. Очень полезны игры, в которые нельзя играть одному, например катать мячик. Если ребенок не проявляет интереса к сотрудничеству, попробуйте организовать в его присутствии общую игру с другим партнером. Например, папа и мама могут катать друг другу мячик, по-детски ликуя и радуясь. Скорее всего, малыш захочет занять место одного из них или присоединиться к этому занятию. Полезны также игры с имитацией. Вы говорите в присутствии малыша за разных зверюшек, а ребенок, заражаясь общей обстановкой, повторяет вслед за вами. Все эти занятия направлены на то, чтобы остановить бессмысленную беготню ребенка и привлечь его к содержательному общению.

Еще одной, достаточно распространенной сегодня проблемой является стремительность речевого развития. Этот вариант нарушения нормального развития речи противоположен всем предыдущим. Он отличается тем, что первые слова детей не только не задерживаются, но, наоборот, опережают все возрастные сроки речевого развития. Ребенок в 1 год и 3 месяца вдруг начинает говорить почти развернутыми предложениями, с хорошей дикцией, используя совсем не детские слова. Сколько гордости вызывает у родителей их говорящее чудо! Как приятно продемонстрировать знакомым необыкновенные способности малыша! Поначалу возможности малыша кажутся безграничными. С ним постоянно разговаривают, его учат, ему рассказывают, ставят пластинки, читают книжки и т. д. И он все понимает, все с интересом слушает. Казалось бы, все идет прекрасно. Но вдруг такой ребенок начинает заикаться, трудно засыпает, его мучают беспричинные страхи, он становится вялым и капризным.

Все это происходит потому, что слабая, неокрепшая нервная система малыша не справляется с потоком информации, которая обрушивается на его голову. Ему трудно так быстро перестроиться и всего за несколько месяцев из младенца превратиться во взрослого человека. Повышенная возбудимость, ночные страхи, заикание свидетельствуют о том, что нервная система ребенка утомлена, что он не справляется с чрезмерной информативной нагрузкой. Значит, ребенку требуются отдых, свобода от лишних впечатлений (и прежде всего - речевых). Для того чтобы предотвратить развитие неврозов, нужно больше гулять с ребенком, играть в простые детские игры, приучать его к обществу сверстников и ни в коем случае не перегружать новой информацией.

Итак, случаи нарушения речевого развития весьма разнообразны. Но при любых ситуациях для нормального и своевременного развития речи необходимо достаточное и соответствующее возрасту общение ребенка со взрослым. Однако бывает, что никакие старания родителей не приводят к нужному результату - малыш до 3 лет продолжает молчать, или произносит какие-то нечленораздельные звуки, или избегает общения. В этих случаях необходимо обратиться к специалистам - логопеду, детскому психологу или невропатологу. Не забывайте, что речь - это один из главных показателей психического развития, поскольку в ней отражаются все достижения и проблемы маленького ребенка.

То мы очень рекомендуем вам его посетить прямо сейчас. Это лучший в интернете сайт с невероятно большим количеством бесплатных развивающих игр и упражнений для детей. Здесь вы найдете игры на развитие мышления, внимания, памяти у дошкольников, упражнения на обучение счету и чтению, поделки, уроки рисования и многое другое. Все задания разработаны при участии опытных детских психологов и педагогов-дошкольников. Если вас интересует тема развития речи у детей, обязательно посмотрите специальный раздел сайта "Сюжетные картинки для развития речи" . Здесь вы сможете скачать готовые наборы сюжетных картинок для составления рассказов. Каждый набор включает в себя две или три картинки, связанные общим сюжетом или причинно-следственными связями. Приведем для ознакомления примеры некоторых заданий: