» » Как добавить объекты в ментальную карту. Что такое ментальные карты. Какие программы использовать для их построения. Ошибки при построении ментальных карт

Как добавить объекты в ментальную карту. Что такое ментальные карты. Какие программы использовать для их построения. Ошибки при построении ментальных карт

Сейчас практически каждому известно выражение «бизнес-тренинг». Их применяют повсеместно в крупных компаниях и небольших фирмах. Как правило, с их помощью пытаются как можно эффективнее организовать работу всего персонала. Придумали их не так давно, но именно с помощью метода визуализации тренинги стали намного результативнее. Ментальная карта - это наилучший способ обозначить цель и средства. Она значительно облегчает детализирование и организацию всех элементов.

История создания

Систему популярных сегодня ментальных карт придумал известный психолог и писатель Тони Бьюзен. Он опубликовал уже несколько сотен статей и книг об интеллектуальном развитии, психологии и проблемах человеческого мышления. Конечно же, он не стал первопроходцем в визуализации поставленных целей и приемов их достижения. С помощью специальных диаграмм и графических рисунков Япония в 70-е годы смогла практически осуществить революцию в экономике. Но именно Бьюзен представил всему ученому миру в 1974 году собственную усовершенствованную теорию радиантного мышления. Ментальная карта стала хитом на смене тысячелетий.

Тони смог эффективно объединить психологию, нейролингвистику, мнемонику и способность к скорочтению, а также множество научных теорий и методов для развития и усовершенствования творческого мышления. Например, при конспектировании он ввел всего два цвета в графику, и запоминать их стало намного легче, а также интереснее. Совместно с братом Бьюзен смог собрать по кусочкам и выстроить в стройную теорию все научные наработки. Так и появились современные интеллект-карты.

Сферы использования разработанной программы

Метод ментальных карт нашел свое практическое применение в самых разнообразных сферах человеческой деятельности. Майндмэппинг будет полезен руководителю, сотрудникам любой компании, преподавателям, журналистам и т. д. Кроме того, его можно использовать и в повседневной жизни для решения различных бытовых и организационных проблем.

Наиболее подходящей эта методика будет для развития собственных творческих способностей и самоанализа. Это позволит обнаружить и побороть все недостатки, а также выделить направления для дальнейшего развития и совершенствования.

Ментальные карты будут особенно удобны в таких областях:

  • запоминание (подготовка ко всевозможным экзаменам, заучивание списков, таблиц и т.д.);
  • обучение (оптимизация конспектов, написание творческих заданий и лучшее усвоение учебников);
  • мозговой штурм (коллективная работа, новые идеи);
  • презентация (выделение главного и эффективная передача общей цели и мысли);
  • планирование (разработка собственных проектов и стратегии поведения, а также умение качественно планировать собственное время);
  • принятие решений (глубокий анализ, взвешенные и обоснованные выводы).

Эффективность интеллект-карт

Использование этой методики позволяет увидеть многие скрытые ранее вещи и нюансы. При этом открываются новые творческие возможности, задействуется Все это помогает решать неразрешимые проблемы и находить изящный выход из самых запутанных ситуаций.

Готовые ментальные карты позволяют хранить и постоянно возвращаться к важной информации и целям, структурировать и совершенствовать собственное "Я". При этом информация, изложенная радиантным способом, легко воспринимается и быстро запоминается. Основная работа происходит в процессе создания интеллект-карт. Впоследствии хватает одного взгляда, чтобы вспомнить все необходимые подробности. Это может пригодиться и в выполнении глобальных задач, и в повседневных заботах, когда трудно сосредоточиться на поставленной цели.

Особый интерес вызывает и то, что у любого человека ментальная карта совершенно особенная. Это как отражение индивидуального мышления, отпечаток работы конкретного мозга.

Основные правила создания ментальных карт

У каждого метода есть свои принципы функционирования и порядок работы. Вот и составление ментальных карт имеет собственные правила, которые определил сам Тони Бьюзен:

  1. Начинать следует с красочной цветной картинки в центре.
  2. Все слова должны быть написаны большими буквами.
  3. Конструктивно все предложения должны быть визуально связаны между собой.
  4. Не нужно слишком часто использовать ключевые слова. Оптимально использовать один ключ на одну строчку.
  5. Картинки и знакомые символы только придадут наглядности карте.
  6. Лучше использовать несколько ярких цветов в проекте.
  7. Не нужно пытаться ограничить собственное мышление. Требуется фиксировать абсолютно все, что приходит в голову по заданной теме.

Некоторые особенности построения эффективных ментальных карт

Также в процессе создания и использования интеллектуальной карты есть еще несколько особенностей, требующих озвучивания и выделения:

  • Для визуализации целей и задач понадобится лист стандартного формата А4. Тогда ментальная карта будет хорошо восприниматься и вместит всю интересующую информацию.
  • Ключи должны располагаться прямо над линиями. Это способствует наглядности.
  • Использовать нужно печатные буквы.
  • Длина нарисованной ветки должна соответствовать ключу.

Ментальная карта: как составить

Создать mind card достаточно просто. Ведь это своего рода древовидная диаграмма, где центральная ветка представляет основную идею.

Для начала должна быть определена основная мысль. Затем потребуется чистый лист бумаги формата А4. На нем легко поместится вся ментальная карта. Как составить древо, подскажет подсознание. В середине должна быть основная идея, а от нее идут логически взаимосвязанные ответвления. Чтобы правильно нарисовать карту, достаточно следовать простым правилам, изложенным самим Тони Бьюзеном. Кроме того, ментальная карта может быть дополнена многочисленными заметками, чтобы не упустить ничего важного.

Как известно, большую часть жизни мы чему-либо учимся: в школе, в профильном институте, на работе и даже дома. Но запоминать и, главное, практически применять полученные знания могут не все. Слишком большие объемы информации и ограниченность времени не позволяют учиться и запоминать информацию полноценно. Одним из решений подобных проблем можно назвать ментальные карты в образовании. Этот способ применялся еще на заре разработки теории Тони Бьюзена и показал ошеломляющие результаты.

Прежде всего метод пригодится в создании простых и запоминающихся конспектов, визуализации лекций, написании курсовых и рефератов и т. д. Одним из ярчайших примеров применения интеллект-карт в международном образовании признан Cisco CCNA Exploration. Суть этой программы заключается в том, что академия поделила всю работу на несколько частей, глав и подглав. При этом каждый элемент обучения подается в виде ментальной карты, выделенной определенным цветом. Это значительно упростило подачу и запоминание информации, а также вдвое сократило время на преподавание теории. Легкие и понятные курсы пользуются особой популярностью у студентов и преподавателей.

Программы для создания различных ментальных карт

Мы все-таки живем в век высоких и продвинутых технологий. Сейчас можно использовать не только собственную креативность и творчество, но и специальные шаблоны и компьютерные утилиты. Существуют также специальные программы для создания ментальных карт. Их можно легко найти в Интернете, при этом программки бывают платными и бесплатными, сложными и простыми. Это дает право самостоятельно выбрать помощника. Популярнейшие из них:


Ошибки при построении mind card

Когда впервые что-то делаешь самостоятельно, не исключены небольшие помарки и просчеты. Это же утверждение относится и к построению Чтобы их избежать, нужно изучить самые распространенные ошибки, возникающие при работе:

  • Слишком сложная и многоуровневая ментальная карта (лучше всего пользоваться своеобразными заметками, а карты оставлять максимально упрощенными и понятными).
  • Одинаковые рисунки, цвета и шрифты для различных уровней и ветвей (каждый уровень и ключ должен быть соответствующе выделен, чтобы визуально отличаться).
  • Отсутствие рисунков и иконок (именно эти элементы обеспечивают функциональность карты. Но выбирать их нужно заранее).
  • Двусмысленность и беспорядок (все элементы должны быть логически связаны между собой. Иначе это всего лишь список).

Каждого из нас окружает море информации. И на протяжении всей жизни мы только и делаем, что чему-то учимся и генерируем новые идеи… Иногда кажется, возможности уже исчерпаны; голова забита не только «полезностями», но и ерундой; а очередной пласт важных знаний в нее попросту не поместится.

Однако есть способы подключить скрытые ресурсы своего мозга. И один из наиболее действенных - ментальная карта! Именно с ее помощью знаменитые ученые, бизнесмены, актеры в короткие сроки запоминают большой объем информации и генерируют новые идеи.

«Менталка» первая моя…

Откуда еще брать примеры, как не из собственной жизни! Впервые с ментальной картой я, сама того не ведая, столкнулась в далеком детстве. А точнее, в первом классе. Я никак не могла выучить наизусть стихотворение, которое задал учитель.

Больше двух часов повторяла незамысловатые строчки, а толку – никакого… Дело дошло до слез, и тогда вмешался папа. Он перечитал несколько раз стишок, взял лист бумаги и карандаши. И нарисовал то, что было в стихотворении. Птица, парящее в синем небе; легкая струйка пара вдали; девушка в длинном платье, шагающая по траве, и солнце… с красными елками на нем!

С тех пор эта картинка стоит в моей голове, и стихотворение Василия Жуковского вспомню, если даже проснусь среди ночи. Вот оно:

Жаворонок
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны!

Теперь ясно, почему на картинке моего папы деревья произрастали прямо на Солнце и были окрашены в ярко красный цвет?.. Вот и мне все стало предельно понятно. Тем более что папа ради максимальной смысловой прозрачности подписал «who is» девушка в длинном платье (сама Весна). Что за птичка порхает в небе (тот самый жаворонок). И обозначил, что птичка не просто летает, но и поет (то самое облачко, которое так часто встречаешь в комиксах, - только с нотами вместо слов).

В общем, сам того не подозревая, папа сумел освоить новый для себя метод и создать настоящую (хоть и абсолютно примитивную) «менталку», которая выполнила свою задачу на «5+»! И, кстати, использовал при этом самые правильные инструменты. Какие именно – расскажу дальше.

Ветки вам в помощь

Американцы называют «менталку» mind map, что в переводе означает «интеллектуальная карта». На мой взгляд, это название более полно характеризует данный метод обработки, структурирования и запоминания информации.

Метода mind map может пригодится в самых разных ситуациях. Конспект лекции; краткое содержание книги или кинофильма; создание «живой» презентации для деловых переговоров; фиксация очередной идеи, которая только ожидает своего воплощения в жизнь… Ситуаций, когда практически безграничные возможности mind map могут прийти на помощь, множество.

Но как выглядит среднестатистическая «карта ума»? Обычно в ее основу ложится одна-единственная тема. Ее необходимо вынести в центр листа, выделить ярким цветом, обозначить крупными буквами, заключить в замкнутый контур – одним словом, чтобы тема бросалась в глаза по максимуму. Она станет неким ядром, от которого в разные стороны расползаются «щупальца» - подтемы либо ключевые слова.

Дальше – больше. От крупных «веток» идут более тонкие «отростки». Каждое слово или мысль, ложащиеся в их основу, должны быть максимально емкими и запоминающимися. В результате мы получаем яркую схему, похожую на разросшееся дерево со множеством мелких веточек.

Mind map помогает разложить «по полочкам» практически любую тему; главное – опыт составления и чтения интеллектуальных карт. А это уже - дело наживное.

Каждому – своя карта

Примеры, выхваченные из жизни, наглядней всего демонстрируют эффективность ментальных карт. Так, моя двоюродная сестра Катя решила освоить данный метод, чтобы изучить иностранный язык и выйти замуж за жителя Германии.

Из-за того, что немецкий язык был для нее абсолютно чужд, она начинала с самого простого: пополнения словарного запаса. Для этого обозначала в центре каждой ментальной картины тему (к примеру, «продукты питания» - «LEBENSMITTEL»), и от этого ядра «простирала» в сторону стрелки. Это были «фрукты» («früchte»), «овощи, зелень» («gemüse»), мясо («fleisch) и т. д.

Естественно, что она не только обозначала наименования тех или иных продуктов либо предметов, но и рисовала их.

Эти ментальные карты Катя развешивала в разных комнатах своего дома; в офисе; где работала; возила в бардачке автомобиля. Как результат – постоянное «видение» незнакомых слов и их изображений помогло ей в максимально сжатые сроки расширить словарный запас. Данный метод помог ей и на дальнейших, более сложных этапах освоения немецкого языка.

На самом деле, конструирование ментальных карт не требует каких-либо особых навыков. Главное – следовать собственной интуиции и не копировать те mind map, которые вы видели раньше. Ведь карта, которая будет понятна одному человеку, совершенно не поможет другому. Этот метод чрезвычайно индивидуален и, если ваша цель – составление ментальных карт, не стоит звать на помощь подружку.

«Интеллектуалка» и ее особенности

Есть несколько нюансов, позволяющих создать максимально эффективную «менталку».

Вот они:

  • лист бумаги должен находиться в горизонтальном состоянии. Так мы получаем максимальное пространство, которое можно заполнить яркими образами и ключевыми словами.
  • не забывайте о картинках. Они являются основной составляющей каждой «карты ума», так как врезаются в память намного более эффективно, чем буквы или цифры.
  • конструирование ментальных карт подразумевает использование красок. Создавайте разноцветные картинки, подписывайте их карандашами разных оттенков. Чем ярче будет ваше произведение, тем быстрее и отчетливей «ляжет» в пространство памяти.
  • подписывая те или иные сюжеты, используйте разные шрифты. Данный метод только приветствует любые проявления собственного «я». Неслучайно специалисты называют составление интеллектуальных карт «графическим отображением работы мозга».
При этом очень важно избавить ментальную карту от каких либо лишних элементов. Забудьте о витиеватых рамочках, бессмысленных цветочках и сердечках. Все, что лишено информативности, но при этом перенасыщено эмоциональностью, - изгоняем из нашего интеллектуального полотна без лишних сомнений!

Зная, как сделать ментальную карту, мы экономим время, нервы и деньги. Так что берите бумагу, цветные карандаши – и вперед, метод mind map вас ждет!

Это отличный способ создать подробный перечень задач для проекта. Вместо записи перечня действий списком, в линейном, пошаговом формате, используется двумерная (часто цветная) диаграмма, которая представляет мысли, идеи и планы нелинейным образом. Это и называется интеллект карты (ментальные карты, карты ума, mind map).

Вот примеры того, как это может выглядеть.

Ментальная карта примеры



В составлении карты ума принимают участие оба полушария головного мозга. В результате получается мощный инструмент для планирования, организации и коммуникации в ходе подготовки долгосрочного проекта.

С mind map и вы также можете объективно оценить свои навыки, способности и имеющиеся ресурсы. Все, что вы можете сделать для организации рабочей стратегии, приближает вас к своевременному завершению проекта.

Создание интеллект карты — не такая уж сложная задача.

Как сделать ментальную карту

Вот простой план из семи пунктов, как сделать ментальную карту:

1. Планирование времени в mind map.

Отведите 30-45 минут в день для каждого крупного проекта. Не обязательно жестко закреплять временные рамки, ведь одни проекты требуют минимального количества времени, а другие требуют обдумывания многих параметров. Основное правило — выделять не менее получаса в день для каждого проекта.

2. Задайте четыре ключевых вопроса.

Создание интеллект карты начинается с глубокого понимания каждого из ваших проектов. Начните с четырех вопросов:

Какие действия нужны для достижения основной цели?

Каковы мои текущие преимущества и ресурсы?

Какие есть препятствия на пути к успеху?

Какие дополнительные навыки мне нужно развивать для достижения главной

Вспомните ваш прошлый опыт с аналогичными проектами. Проанализируйте свои успехи и неудачи. Используйте эту информацию при создании интеллект карты.

3. Создание интеллект карты.

Возьмите лист ватмана (или используйте программное обеспечение, речь о котором пойдет ниже). Для начала возьмите ватман обычной бумаге, потому что там достаточно места для записи всего, что необходимо для проработки проекта.

В общем, когда вы приготовили все инструменты, начинайте составление интеллект карты.

Вот несколько способов, чтобы наметить свои идеи:

Используйте ключевые слова, линии, цвета и изображения для выражения своих идей. Ментальная карта — визуальное выражение взаимосвязанной информации, которую легко рассмотреть и вспомнить. Ваш мозг работает ассоциативно, поэтому отображенная нелинейным образом информация поможет определить конкретные действия, которые необходимо выполнить.

Развивайте ваши идеи естественным образом. Начните с простого выражения вашей идеи в одно предложение. Расположите его в центре диаграммы и расположите вокруг вспомогательные блоки, включающие мини-проекты/идеи, необходимые к завершению в рамках проекта.

Используйте соответствующие ключевые слова/изображения для каждого блока.

Ключевые слова записывайте строчными буквами — так их легче запомнить.

Главный блок связан с дополнительными блоками с помощью линий. Используйте разные цвета для выделения различных тем и ассоциаций.

Используйте стрелки, чтобы детально разработать каждую идею. От каждого дополнительного блока проведите стрелки, которые разветвляются.

Используйте стрелку, чтобы объяснить, что нужно сделать. Вы можете добавлять новые идеи и действия по мере развития проекта. Это плавающая диаграмма, поэтому вы можете добавлять или удалять пункты в ходе работы над проектом.

4. Идентификация проблем.

Важная часть mind map — в идентификации проблем, препятствующих успеху.

Есть три основных типа проблем:

1. Препятствие, связанное с истинным результатом проекта.

Проект должен быть совместимым с вашими долгосрочными планами или действительно важной для вас работой. Если они будут конфликтовать, вы вряд ли достигнете успеха.

Например, если вы реализуете проект для того, чтобы кому-то угодить, у вас не будет внутренней мотивации, достаточной для ежедневной работы над таким проектом. Мой совет — избегайте проектов, которые только лишь похожи на то, что вы должны сделать.

2. Страхи.

Страх неудачи, неуверенность в себе, дефицит доверия и другие страхи могут сдерживать вас в осуществлении последовательных действий.

Выделите страхам определенную область на mind map. Определите время на обдумывание «сдерживающих факторов». Затем придумайте несколько возможных решений. Скорее всего вы обнаружите, что преодолеть страх не тяжело — как только поймете причину своих ощущений.

3. Контрольно-пропускные пункты.

Иногда внешние факторы могут мешать завершению проекта. Когда это происходит, важно идентифицировать фактическую проблему. Просто рассмотрите каждый такой фактор и подумайте, как вы отреагируете, если с ним столкнетесь.

5. Избегайте цензуры в свой адрес.

Записывайте идеи, как только они появятся — не пытаясь обдумывать или анализировать их. Конечно, некоторые из них могут казаться неважными, однако они могут натолкнуть вас на последующие мысли, которые окажут удивительный эффект на осуществление вашего проекта. Позвольте себе осуществить каждую идею.

Поместите каждую их них в блоки и под-блоки, и с них затем начинайте работу над проектом.

6. Сегментируйте интеллект карты.

Наш мозг наиболее эффективно работает во время пяти- или семи- минутных всплесков мозговой активности. Во время этих всплесков вы можете захватить максимум идей и записать их быстро с помощью ключевых слов, символов, образов и цветов. После сделайте перерыв на несколько минут и снова вернитесь к диаграмме.

Повторите так достаточное количество раз, чтобы убедиться, что вы достаточно полно проработали каждую из возможных идей.

7. Превратите mind map в планы действий.

После мозговой атаки превратите ваши идеи в списки конкретных действий. Об этом Вы сможете более подробно узнать в статье «Как все успевать и чувствовать себя полным сил и энергии ». Просто продумайте, какие задачи должны быть завершены в хронологическом порядке, затем запланируйте их в своем календаре для контроля сроков исполнения.

Это — действительно все, что нужно вам для создания карт. Это простое упражнение, которое занимает всего 30 минут. Сделайте это для всех пяти целей, генерируйте лавины идей с помощью этого многомерного процесса.

Ресурсы для создания карт. Ментальные карты программы.

Вот несколько инструментов, которые вы можете использовать для этого процесса:

1. iMindMap – англоязычное программное обеспечение, разработанное Тони Бузаном, которого многие считают изобретателем техники mind map. Эта программа имеет несколько иной подход к созданию mind map, чем другие программы.

iMindMap — платный продукт, но вы можете использовать его семидневную демо-версию.

2. FreeMind — англоязычная программа, использующая java-скрипт, с обширной поддержкой Wiki, которая объясняет, как пользоваться приложением, создавать собственные сочетания клавиш и максимизировать опыт создания интеллект карты.

Ментальные карты

Майндмэппинг (mindmapping, ментальные карты) - это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и много чего еще. Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.

Традиционная система записи

В линейной записи обычно используются текст с заголовками, списки, таблицы и схемы. Вещи вроде бы простые и логичные. Однако всем знакомо усилие, которое приходится прилагать, вчитываясь в конспект, даже сделанный самолично. Почему?

    Записанное трудно запомнить и еще труднее восстановить в памяти. Это происходит потому, что визуально такая запись выглядит монотонно, с постоянно повторяющимися элементами - словами, абзацами, списками и т.д. А мы, когда у нас перед глазами плывут монотонные картинки, легко отключаемся.

    В таком конспекте трудно выделить главное . Обычно главные идеи мы запоминаем благодаря особым ключевым словам, которые для нас являются носителями впечатлений об идее. Этих слов немного и они теряются в массе ничего для нас не значащих, обычных слов.

    Время при такой записи расходуется очень неэффективно . Мы вначале записываем много ненужного, а потом вынуждены это ненужное читать и перечитывать, пытаясь найти те самые ключевые слова и определить степень их важности.

Последствия всего этого обширны и разнообразны: скука, рассеянность, неусвояемость информации, трата времени, ощущение собственной тупости, тихая ненависть к изучаемому предмету и так далее. Причем бывает так, что чем старательнее мы записываем, тем хуже результат, потому что мы вынуждены больше бороться с самими собой, а это утомляет.

Ментальные карты

Тони Бьюзен (Tony Buzan), автор техники ментальных карт, предлагает нам перестать бороться с собой и начать помогать своему мышлению. Для этого нужно только обнаружить неоспоримую связь между эффективным мышлением и памятью и спросить се6я, что именно способствует запоминанию.

Бьюзен предлагает действовать следующим образом.

    Вместо линейной записи использовать радиальную . Это значит, что главная тема, на которой будет сфокусировано наше внимание, помещается в центре листа. То есть действительно в фокусе внимания.

    Записывать не всё подряд, а только ключевые слова . В качестве ключевых слов выбираются наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «говорящие» слова.

    Ключевые слова помещаются на ветвях , расходящихся от центральной темы. Связи (ветки) должны быть скорее ассоциативными, чем иерархическими. Ассоциации, которые, как известно, очень способствуют запоминанию, могут подкрепляться символическими рисунками.

Пример

Эту карту я нарисовал, работая над идеями для дизайна настенных календарей на 2005 год. Чтобы посмотреть большую картинку, перейдите по ссылке, нажмите кнопку All Sizes (над картинкой) и выберите самый большой из доступных размеров.

Советы Тони Бьюзена по технике создания ментальных карт

Постепенно вы разовьете свой личный стиль майндмэппинга, но на первом этапе, для того, чтобы почувствовать дух этой техники, которая в корне отличается от привычной нам традиционной системы записи, необходимо придерживаться следующих правил.

    Важно помещать слова НА ветках , а не во всевозможных пузырях и параллелепипедах, на этих ветках висящих. Важно и то, что ветки должны быть живыми, гибкими, в общем, органическими. Рисование ментальной карты в стиле традиционной схемы полностью противоречит идее майндмэппинга. Это сильно затруднит движение взгляда по ветвям и создаст много лишних одинаковых, а следовательно монотонных, объектов.

    Пишите на каждой линии только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому склеивание слов уменьшает свободу мышления. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.

    Длина линии должна равняться длине слова . Это экономнее и чище.

    Пишите печатными буквами , как можно яснее и четче.

    Варьируйте размер букв и толщину линий в зависимости от степени важности ключевого слова.

    Обязательно используйте разные цвета для основных ветвей. Это помогает целостному и структурированному восприятию.

    Часто используйте рисунки и символы (для центральной темы рисунок обязателен). В принципе ментальная карта вообще может целиком состоять из рисунков:)

    Старайтесь организовывать пространство , не оставлять пустого места и не размещать ветви слишком плотно. Для небольшой ментальной карты используйте лист А4, для большой темы - А3.

    Разросшиеся ветви можно заключать в контуры , чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

    Располагайте лист горизонтально . Такую карту удобнее читать.

Обращайте внимание на форму получившейся ментальной карты - она многое выражает. Цельная, крепкая, живая форма показывает, что вы хорошо разобрались в теме. Бывает и так, что все ветви карты получились красивые, а одна - какая-то корявая и путаная. Это верный признак того, что этой части следует уделить дополнительное внимание - она может быть ключом к теме или слабым местом в ее понимании.

Философия

Чем индивидуальнее ваша ментальная карта, тем лучше. Ведь именно ваше личное мышление его осмысляет. Это выводит нас к вопросу о понимании, которое все-таки происходит в наших головах, а не в книгах и учебниках. И здесь очень к месту слова Мераба Мамардашвили:

«Мы попытаемся подойти к материалу так, чтобы в нем почувствовать те живые вещи, которые стоят за текстом и из-за которых собственно, он и возникает. Эти вещи обычно умирают в тексте, плохо через него проглядывают, но тем не менее, они есть. И читать тексты и рассуждать о них имеет смысл тогда, когда ты не догматической ученостью себя наполняешь, а восстанавливаешь именно живую сторону мысли, из-за которой они создавались. […] Лишь в этом случае, когда мы встречаемся с текстом через две тысячи лет после его создания, он оказывается для нас не элементом книжной учености, а, скорее, конструкцией, проникнув в которую, мы можем оживить те мысленные состояния, которые находятся за текстом и возникли в людях посредством этого текста.»

Идея Тони Бьюзена как раз и заключается в создании такой «несущей конструкции», призванной помочь восстановить живые мысли, находящиеся за скучным текстом, или создать их, если использовать майндмэппинг в качестве инструмента для создания новых идей. Ведь память и креативность - в сущности, две стороны одного процесса: память воссоздаёт прошлое, а креативность создаёт будущее.

Особое изящество идее придают параллели между организацией мышления посредством ментальных карт и устройством человеческого мозга: во-первых, сам нейрон выглядит как мини-майндмэп (ядро с ответвлениями), во-вторых, мысли на физическом уровне отображаются как «деревья» биохимических импульсов.

Как я уже сказал вначале, сфера эффективного применения майндмэппинга чрезвычайно широка. Это и планирование (например, дня, встречи, статьи, проекта), и обучение, и организация информации, и способ разобраться в проблеме, и создание идей, и даже сочинение сказок в семейном кругу (Бьюзен очень интересно об этом рассказывает). Майндмэппинг - это в каком-то смысле искусство, поэтому требуется практика для того, чтобы научиться рисовать красивые майндмэпы. Но это искусство естественно для нашего мышления и доступно каждому. И оно помогает жить

Источник: MindTools

Ментальные карты - это техника визуализации мышления. Применения ментальных карт очень разнообразны - например, их можно использовать для того, чтобы зафиксировать, понять и запомнить содержание книги или текста, сгенерировать и записать идеи, разобраться в новой для себя теме, подготовиться к принятию решения.

Как нарисовать ментальную карту: инструкция

    Возьмите лист бумаги и напишите в центре одним словом главную тему, которой посвящена карта. Заключите ее в замкнутый контур.

    От центральной темы рисуйте ветви и располагайте на них ключевые слова, которые с ней связаны.

    Продолжайте расширять карту, добавляя к уже нарисованным ветвям подветви с ключевыми словами, пока тема не будет исчерпана.

Правила работы с ментальными картами

Техника кажется интуитивно понятной, однако приведенные ниже правила помогают существенно повысить ее эффективность.

    Пишите одно слово на одной ветви. Такой подход значительно экономит время и место и способствует лучшей читаемости карты. Это сначала кажется непривычным, - у вас может возникнуть опасение, что вы забудете остальные слова. На самом деле не забудете, если выберете в качестве ключевых слов наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «цепляющие» слова.

    Располагайте лист горизонтально - такую карту будет удобнее читать.

    Пишите ключевые слова печатными буквами, черным цветом, как можно яснее и четче.

    Ключевые слова размещайте прямо на линиях, отображающих их взаимосвязь. Не заключайте их в какие-либо рамки. Пишите на каждой линии только одно ключевое слово.

    Длина линии должна быть равна длине слова - не делайте линии длиннее слов. Не прерывайте линий.

    Используйте разные цвета для основных ветвей, чтобы они не сливались визуально.

    Варьируйте размер букв в надписях и толщину ветвей в зависимости от степени удаленности от главной темы.

    Располагайте ветви равномерно - не оставляте пустого места и не размещать ветви слишком плотно.

    Используйте рисунки и символы (как минимум - для центральной темы, лучше - для всех основных ветвей).

    Если вы рисуете сложную карту, есть смысл вначале набросать мини-карту с основными ветвями, чтобы определить структуру будущей карты, поскольку выбор основных ветвей влияет на организация и читаемость карты.

Ментальные карты - это способ записи, альтернативный по отношению к тексту, спискам и схемам (например, «деревьям» или диаграммам связей). Главное отличие ментальных карт от других способов визуализации прежде всего тем, что ментальные карты активируют память . Списки, сплошной текст, деревья и схемы однообразны . Ментальные карты, наоборот, используют все возможные способы, чтобы активировать восприятие посредством разнообразия : разная толщина линий, разные цвета ветвей, точно выбранные ключевые слова, которые лично для вас являются значимыми, использование образов и символов. Техника ментальных карт помогает не только организовать и упорядочить информацию, но и лучше воспринять, понять, запомнить и проассоциировать ее.

Когда использовать ментальные карты?

    В самообучении . Изучение любого материала может идти быстрее, если фиксировать основные мысли в форме ментальной карты. Даже если вы просто читаете книгу, сделайте ментальную карту и вы увидите, насколько это удобный способ осмыслить прочитанное (не говоря уже о том, что эта карта может вам очень пригодиться, если вы впоследствии захотите быстро освежить в памяти содержание книги).

    Для создания идей . Напишите задачу в центре и располагайте на ветках идеи или ассоциации, от них - следующие ассоциации, все время задавая себе вопрос, как это может решить вашу задачу.

    Чтобы разобраться в новой области . Бывают ситуации, когда вы чувствуете, что тема ускользает от понимания. Напишите ее в середине и располагайте на исходящих из центра ветвях все, что к ней относится. Когда карта станет большой и хаотичной, перерисуйте ее, используя несколько основных ветвей в качестве структурных.

    Чтобы представить большое количество информации в емкой форме . Вы можете делать это для большей наглядности, например в ходе презентаций, или для себя самого (например, чтобы не забыть что-то важное во время выступления).

Старайтесь получать удовольствие от самого процесса рисования ментальной карты. Сделайте свою карту красивой, ведь для этого ведь нужно совсем немного - аккуратный текст печатными буквами, ровные линии той же длины, что и ключевые слова, разные цвета для ветвей, чтобы они не путались между собой, самые простые рисунки-символы, обозначающие важные для вас моменты… Разумеетс, степень «красоты» может варьироваться в зависимости от задачи, однако не жалейте времени, особенно в начале освоения техники. После определенной практики его будет уходить совсем немного.

Интересный момент в ментальных картах - то, что они являются не только средством наглядного представления процесса нашего мышления, но и одновременно его диагностикой. Сама форма карты, то, как она визульно выглядит, многое говорит о вашем отношении к теме, о том, насколько понятны вам ее отдельные аспекты (представленные основными ветвями), о вашем способе восприятия этой информации.

Очень рекомендуем начать с рисования ментальных карт руками. Для начинающих кажется быстрее и легче воспользоваться компьютерными программами, но это не дает ни навыков самого майндмэппинга, ни полезного эффекта организации собственного мышления в процессе этого. Программа для построения ментальных карт никогда не позволит вам нарисовать неправильно закомпонованную карту, и это на самом деле проблема, потому что, думая за вас, она лишает вас возможности диагностировать свое мышление. Дело в том, что благодаря рисованию руками Вы можете наглядно увидеть, как и насколько эффективно организовано Ваше мышление по какой-то теме.

Принципы

    Ментальная карта должна активировать восприятие и память.

    Стремление к большей четкости и удобочитаемости карты дает больше осознанности в мышлении.

    Анализ уже нарисованной вами карты дает подсказки к «устройству» вашего мышления по теме.

Идея ментальных карт основывается на сходствах между изображением процесса мышления при помощи ментальной карты и устройством человеческого мозга: во-первых, ментальная карта имеет, как и нейрон, радиальную структуру, а во-вторых, мысли на физическом уровне отображаются как «деревья» биохимических импульсов.

    Mind Map Inspiration - блог Пола Формана о ментальных картах с великолепными примерами автора

    Mind42 - онлайн-сервис для создания ментальных карт

    MindMeister - онлайн-сервис для создания ментальных карт (в бесплатной версии только 6 карт)

    Freemind - бесплатная программа для создания ментальных карт

    WikiMindMap - интерфейс к Википедии, который превращает статью Википедии в ментальную карту.

Книги по теме

    На английском: Tony Buzan. The Mind Map Book

    На русском: Тони Бьюзен. Интеллект-карты

Примеры

Приведенные ниже примеры, возможно, выглядят слишком профессионально, но их главная задача - продемонстрировать саму идею ментальных карт, а не художественное мастерство автора.

Законы майндмэппинга

Три метода майндмэппинга (Paul Forman )

50 вдохновляющих идей (Paul Forman )

Выбор пути из противоположностей (Paul Forman )

Тайм-менеджмент (Mindtools )

За пределами зоны комфорта (Paul Forman )

Перед вами образец простейшей ментальной карты, созданной с помощью бесплатной программы FreeMind . На нём представлена изначальная структура нескольких первых тренингов, подготовленных проектом . Её можно использовать, к примеру, во время презентации, поскольку такая карта является отличным решением для визуальной подачи информации, альтернативным способом записи (в противоположность линейной). Но нас они гораздо больше интересуют как метод организации системного мышления, поиска идей на основе ассоциаций. О таких диаграммах связей мы уже вкратце упоминали в уроке, посвящённом . Сегодня представляем вашему вниманию более детальный материал с описанием преимуществ mindmaps для каждого, указанием их отличий от других способов визуализации и конкретными примерами употребления.

Суть и история появления ментальных карт

Сразу оговоримся о значении термина. Понятие «ментальная карта» в научной литературе чаще встречается в психологии и связано с поведением человека. Касательно предмета нашей статьи этот термин не совсем удачный, поскольку не отображает сути английского «mindmap», от которого и происходит. Тем не менее, название «ментальные карты» широко употребляется, наравне с более правильными с филологической точки зрения категориями «диаграммы связей», «интеллект-карты», «карты мыслей». Поэтому условимся, что для большего удобства будем их использовать как синонимы.

Ментальные карты или диаграммы связей – эффективная техника альтернативной записи и визуализации. Современное представление о них было заложено в 70-е гг. прошлого века британским психологом и телеведущим Тони Бьюзеном. Он интересовался проблемами развития интеллектуальных способностей, . Добился незаурядных результатов – в 1997 г. в прямом эфире установил рекорд в запоминании многозначных чисел.

В ходе своих исследований Т. Бьюзен пришёл к выводу, что общепринятый способ восприятия текстовой информации не является оптимальным. По его утверждению, чтение страницы слева направо и сверху вниз представляется человеческому мозгу искусственным, ведь он устроен так, что воспринимает данные нелинейно и сразу целиком. Из критики «неудобств» линейного восприятия позже и появились ментальные карты как приём организации информации и альтернативный способ записи. Что значительно важнее, работа в направлении совершенствования концепции интеллектуальных карт показала возможность их применения как инструмента в технике «мозгового штурма» (хотя это и не стало открытием – прообразом пользовались и до этого), для поиска и генерации новых идей, запоминания, .

Метод Бьюзена начал широко применяться практически сразу после того, как был представлен широкой аудитории с помощью телепередачи «Думай головой» на канале ВВС, которую сам автор и вёл. Позже он написал ещё несколько книг о своей технике, ставших бестселлерами. Но изобретателем теории его можно назвать лишь с натяжкой. Подобные методы применялись уже мудрецами Древней Греции и Рима (Порфирий, Аристотель и др.), инженерами Нового времени. Безусловно, Бьюзен обозначил границы современного подхода, не скрывая, что опирался на труды предшественников.

Для завершения представления о сути ментальных карт отметим, в чём их отличие от других способов визуализации. От стандартных диаграмм и графиков диаграмму связей отличает отсутствие строгости. Вы создаёте свою древовидную схему так, как того требует задание, или как вам удобнее. Не нужно заботиться об иконографии, сухих числах или процентах. График чаще всего строится, чтобы показать какое-либо измеримое отношение, но принцип построения ментальной карты абсолютно другой – показать связь (часто неочевидную) какой её видит автор.

Последнее время приобретает популярность использование, в первую очередь дизайнерами и инженерами, концепт карт – графического инструмента, призванного показать отношение между понятиями. Но их главное отличие от майнд мэпов в том, что они создаются для одновременной работы сразу с несколькими идеями, а не одной, и описанием отношений между ними.

Применение диаграмм связей

Насколько эффективно применение ментальных карт? Была проведена серия исследований с участием студентов американских университетов. В результате выяснилось следующее:

  • 80% студентов уверены, что интеллект-карты помогают лучше понимать научные концепции и идеи;
  • Ментальные карты способствуют лучшему запоминанию материала;
  • Студенты с низким уровнем способностей лучше усваивают знания, добытые с помощью диаграмм связей.

Итак, области, в которых можно применить карты мысли с пользой:

Презентация

80% людей на планете – визуалы. Это значит, что они лучше воспринимают то, что можно увидеть. Памятуя об этом, следует готовить своё . Используйте иллюстрации, схемы, графики, в том числе и ментальные карты. Комбинированное использование различных способов подачи информации послужит удержанию внимания и лучшему усвоению материала.

Активизация творческого мышления. Мозговой штурм

Креативный процесс зачастую тесно связан с . Т. Бьюзен предложил использовать ментальные карты для его активизации: для этого в центре листа следует записать ключевое понятие или идею, а все ассоциации отмечать или рисовать на ветвях, идущих от главного понятия. В дальнейшем уже они обрастают новыми ассоциациями. Это позволяет не только расширить набор связей уже готовой идеи, но и сгенерировать новую, отыскать неочевидное.

Диаграммы связей пригодятся также для решения творческих задач, создания алгоритма поиска ответа. Запишите интересующий вас вопрос на листе в верхнем левом углу, а идеальное решение – справа внизу. Постройте цепочку с промежуточными действиями, которая позволит пройти путь от проблемы до идеального результата. Изучите и проанализируйте этот путь, найдите необязательные звенья, или те, которые можно объединить. Всё это кажется довольно простым, но порой именно понятной визуализации и не достаёт для того, чтобы найти необходимое заключение.

Обучение

Как говорилось выше, схематическое изображение материала способствует его лучшему усвоению. Попробуйте, обучаясь чему-либо, использовать не только учебники, но и таблицы, интеллект-карты, диаграммы. Создавать их можно даже самому – это и удобный способ , и техника запоминания (смотрите ниже).

Развитие памяти

Ментальные карты можно применять как . Записанная таким образом информация лучше запоминается, структурирует знания, позволяет выделять главное и удобно работать с большими объёмами данных.

Менеджмент (управление)

Диаграммы связей также используются в планировании и разработке проектов, построении органограмм. Они являются отличным решением для , где существует необходимость разделения областей ответственности.

Кроме того, ментальные карты пригодятся в деле проведения тренингов, при составлении , развитии интеллектуальных способностей.

Главные принципы техники построения диаграмм связи

1. Начните с центра листа, написав или нарисовав, по меньшей мере, тремя разными цветами, ваше ключевое слово.

2. Смело используйте изображения, символы, коды разных размеров для вашей карты.

3. Записывайте ключевые слова, используя и заглавные буквы, и буквы нижнего регистра.

4. Каждому слову или изображению должна соответствовать одна ветвь (линия).

5. Линии одной ветви должны быть соединены и становиться тоньше по мере отдаления от центра.

6. Длина линии должна соотноситься с длиной записанных на ней слов или нарисованных объектов.

7. Применяйте разные цвета для разных ветвей и групп ключевых слов.

8. Развивайте ваш собственный стиль создания ментальных карт.

9. Используйте ассоциации.

10. Чётко стройте свою карту на основе радикальной иерархии или контуров.