» » Эротические фрески помпеи. Фрески Помпеи: основные сюжеты и стили. Фрески из храма Исиды

Эротические фрески помпеи. Фрески Помпеи: основные сюжеты и стили. Фрески из храма Исиды

ЕСЛИ ВЫ ЧЕЛОВЕК ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА И БЕЗУПРЕЧНОЙ РЕПУТАЦИИ,ТО ЭТА СТАТЬЯ ДЛЯ ВАС.

В Архелологическом музее Неаполя есть секретный кабинет,где собраны сексуальные фрески,мозаики,скульптуры и предметы быта.Коллекция Секретного кабинета, основанного в 1819 году, содержит фрески, рельефы, плиты с текстами и другие предметы эротического и порнографического характера, обнаруженные в Помпеях.

Ранее коллекцию было разрешено осматривать лишь узкому кругу лиц. Кабинет несколько раз открывался для публики, но всегда на непродолжительное время, а окончательное открытие состоялось только в 2000 году.

Вотивные предметы в Секретном кабинете.

Сухая рациональность эстетики классицизма не вязалась со многими помпейскими находками, особенно сделанными в городском лупанарии. Среди «неудобных» для экспонирования предметов были фрески и надписи Приапеи, скульптурные сцены содомии и зоофилии, домашняя утварь фаллической формы.

« Приап с кадуцеем»

Учёные терялись в догадках о том, как поступить с помпейской « порнографией», пока вопрос не был решён в 1819 г. сицилийским королём Франческо I, посетившим места раскопок в сопровождении супруги и дочери. Монарх был настолько возмущён увиденным, что потребовал увезти все «крамольные» предметы в столицу и запереть их в Секретном кабинете.

В 1849 г. дверь в кабинет была заложена кирпичом, потом доступ в него был всё же открыт «лицам зрелого возраста и безупречной репутации».


В самой Помпее фрески, которые не подлежали демонтажу, но оскорбляли общественную нравственность, были прикрыты завесами, которые разрешалось приподнимать только за плату для лиц мужского пола.

Эта практика существовала ещё в 1960-е годы. В конце 1960-х гг. была предпринята попытка «либерализации» выставочного режима и превращения Секретного кабинета в общедоступный музей, но она была пресечена консерваторами. Кабинет открывался для публики только на непродолжительное время.

Секретный кабинет как одно из последних проявлений цензуры воспринимался неоднозначно, а его содержание вызывало много толков. В 2000 году он был наконец открыт для всеобщего посещения совершеннолетними. Для посещения подростками требуется письменное разрешение родителей. В 2005 году собрание Секретного кабинета было окончательно передано в распоряжение дирекции Национального музея археологии.


В Помпеях существовал лупанарий.

Лупана́рий (также лупана́р , лат.lupānar или lupānārium ) — публичный дом в Древнем Риме, размещенный в отдельном здании. Название происходит от латинского слова «волчица» (лат.lupa ) — так в Риме называли проституток.

Он был обнаружен в 1862 году, с тех пор несколько раз реставрировался. Последняя реставрация закончилась в 2006 году , предпоследняя — в 1949. Это двухэтажное здание с пятью кубикулами (спальнями) на каждом этаже. В прихожей стены у потолка покрыты фресками эротического характера. В кубикулах нижнего этажа — каменные ложи (покрываемые матрацами) и граффити на стенах

Помимо лупанария в городе существовало как минимум 25 предназначенных для проституции одиночных комнат, часто они располагались над винными лавками. Стоимость данного вида услуг в Помпеях составляла 2—8 ассов. Персонал был представлен в основном рабынями греческого или восточного происхождения.

Ложе в лупанарии.


Обитательницы лупанариев принимали гостей в небольших комнатах, расписанных фресками эротического содержания. В остальном обстановка этих крохотных комнат была предельно проста, в сущности, это было одно узкое каменное ложе длиной около 170 см, которое сверху застилали матрасом.

По требованию властей все женщины легкого поведения носили приподнятые к груди и завязанные сзади красные пояса, называемые mamillare. .


Одна из фресок из лупанария.


В Помпеях подобные места старались не афишировать С улицы в лупанарий вела низкая и неприметная дверь. Однако найти лупанарий не представлялось сложным делом даже для заезжих торговцев и моряков.


Посетители ориентировались по стрелкам в виде фаллического символа, вырубленным прямо на камнях мостовой.

Они пробирались в лупанарий после наступления темноты, прикрываясь низко надвинутыми капюшонами. Специальный остроконечный головной убор, называемый cuculus nocturnus (ночная кукушка ), скрывал лицо благородного клиента борделя. Упоминание об этом предмете есть у Ювенала в рассказе о похождении Мессалины


Для занятия любовью жительницы Помпей собирали волосы в сложные укладки-прически, и никогда не обнажались полностью. На фресках видны браслеты, кольца и ожерелья. Помпеянки уже практиковали депиляцию, носили лифчики и даже...бюстгальтеры


Итальянский журналист Альберто Анджела,считает, что в Древних Помпеях обитатели жили просто-напросто полнокровной жизнью по принципу «лови момент и наслаждайся жизнью».


Итальянский журналист утверждает, что причиной тому была «жизнь, короткая и насыщенная, как сон». Продолжительность жизни в Древних Помпеях была 41 год у мужчин и 29 лет у женщин. Древнеримское божество, олицетворявшее жизнь, Kairòs , был представлен в виде юноши с крыльями – улетит, и не поймаешь!


Поэтому все то, что доставляло наслаждение – любовь, секс, еда, украшения, пиршества и танцы – являлось предметом вожделения и погони за наслаждениями.

Помпеянцы и помпеянки использовали приворотные зелья, любовные эликсиры, секс-игрушки, искусственные фаллосы, вырезанные из дерева и обшитые кожей. Бесплодные женщины пользовались услугами суррогатных матерей. Были специальные площадки для «съема» – цирки, форум, термы.


По мнению Альберто Анджела, в Древних Помпеях существовало «изысканное, утонченное общество, отличавшееся утонченным вкусом, страстями, эмоциями...достаточно одного лишь примера: в то время как древние римлянки уже пользовались противозачаточным настоем, приготовленным из растения сильфио, уже несуществующего в настоящее время, варвары-галлы все еще держали в доме головы убитых врагов!»








Амулеты.





Мраморная статуэтка, изображающая совокупление древнегреческого бога Пана с козой. Найдена на раскопках роскошной Виллы Папирусов.

Пан — древнегреческийбог пастушества и скотоводства, плодородия и дикой природы, культ которого имеет аркадийское происхождение. По гомеровскому гимну, он родился с козлиными ногами, длинной бородой и рогами, и тотчас же по рождении стал прыгать и смеяться.

Испуганная необычайной наружностью и характером ребенка, мать покинула его, но Гермес, завернув его в заячьи шкуры, отнес его на Олимп и до того развеселил всех богов, а особенно Диониса видом и живостью своего сына, что боги назвали его Паном, так как он доставил всем великую радость.


Использованы материалы открытых сайтов интернета.

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ,надеюсь вы будете корректными и воспитанными в своих комментариях.

Древнее здание Лупанарий (именно так назывались бордели в древнем Риме), погребенное 24 августа 79 года вместе с остальными городскими постройками под лавой Везувия, неплохо сохранилось до наших дней, передает CBC .

На его стенах все еще можно разглядеть фрески с откровенными сексуальными сценами, которые служили своеобразным «меню услуг» для посетителей древних итальянских борделей.

Археологи утверждают, что это место пользовалось огромной популярностью среди местных политиков и богатых торговцев.

Всего на территории Помпей было обнаружено около 200 борделей на 30 тысяч населения. Тогда считалось нормой, если женатый мужчина спит с другими, но замужней женщине изменять своему мужу запрещалось под страхом заключения

Этот Лупанарий был самым крупным из обнаруженных в Помпее. Его раскопали в 1862 году, но свои двери для туристов он открыл сравнительно недавно из-за затянувшейся реставрации. Это был самый крупный бордель в городе.

Это двухэтажное здание в самом центре Помпеи с пятью комнатами — по два квадратных метра каждая — вокруг вестибюля. В стены комнат были встроены каменные ложа с тростниковыми одеялами. Именно в таких комнатах трудились лупы («lupa» – проститутка).

Во всех комнатушках не было окон. Освещались они огненными фонарями круглые сутки. Археологи утверждают, что в помещениях стояла сильная вонь и духота.

Напротив входа располагалось отхожее место – одно на всех, а в вестибюле возвышался своеобразный трон, на котором восседала «мадам» – старшая лупа и привратница по совместительству.

Для особенных гостей были и VIP комнаты, которые находились на втором этаже. Но какого-либо отличия от нижних комнат они не имели, кроме балкона, с которого можно было зазывать клиентов.

В соответствии с законами, бордели открывались в 3 часа пополудни. Час пик приходился на поздний вечер – начало ночи.

За каждой проституткой была закреплена своя комната с выбитым над входом именем владелицы. Это дает возможность предположить, что местные лупы жили в других местах, а в бордель приходили только на работу.

Так же, как и во всем Древнем Риме, проститутки Помпеи должны были пройти государственную регистрацию для получения лицензии. Они платили налоги, и имели особый статус среди женщин. Их профессия не считалась чем-то позорным.

Подписывайтесь на Квибл в Viber и Telegram , чтобы быть в курсе самых интересных событий.

Были два города - Помпеи и Геркуланум. Неподалеку находился вулкан Везувий - и горожане были благодарны вулкану, у подножия горы земля всегда была теплой и плодородной, крестьяне снимали в год по два, а то и по три урожая, горожане купались в горячих источниках, которые исцеляли недуги тела и души.
И вот один богатый горожанин заказал для украшения стены своего дома портрет.
Портрет сделал мастер, приехавший из столицы, - так тогда было модно. Сначала тщательно подготовил стену. Рабы нанесли на нее несколько слоев штукатурки, выравнивая поверхность. К последнему слою добавили толченый алебастр, чтобы придать стене блеск. Потом художник писал портрет, комбинируя энкаустику — восковую краску — и темперу — краску, разведенную на яйцах.
Потом уже расписанную стену покрыли защитным слоем воска, чтоб краски не выцветали. Художник старался, чтобы его работа сохранилась надолго. Но он даже не подозревал, насколько долго сохранится это произведение.

Потом все кончилось... В 79 году н. э. город погиб. Везувий задушил его пеплом, разбомбил летящими камнями, завалил семью метрами пемзы и щебня.

Художник Giuseppe Laezza

Археологи начали раскапывать его в 1748 году.
Великолепные мозаики обнаружены во многих домах Помпеи. Среди них наиболее известны мозаики «дома Фавна», названного так по бронзовой статуе танцующего фавна, установленной во внутреннем дворике. За свое долгое существование этот дом принадлежал нескольким владельцам, одним из которых был Публий Сулла, племянник знаменитого римского диктатора.












В некоторых домах Помпеи сохранились росписи, относящиеся к разным периодам. Сюжеты большинства росписей взяты из древнегреческой мифологии, многие из них являются повторениями прославленных произведений греческой живописи, не сохранившихся до наших дней. Самым лучшим образцом помпейской живописи являются росписи виллы Мистерий.
Эта вилла находится за пределами Помпеи, в уединенном месте, на склоне холма, спускающегося к Неаполитанскому заливу. Как предполагают исследователи, хозяйкой виллы была жрица Диониса. Культ этого бога, в свое время весьма распространенный в Италии, был запрещен специальным указом римского сената. Вероятно, это обстоятельство побудило жрицу Диониса поселиться не в Помпеях, а в городском предместье, подальше от любопытных глаз и длинных языков. Среди шестидесяти комнат ее роскошной виллы выделяется «Зал дионисийских мистерий». На его стенах изображен ритуал посвящения в таинства культа Диониса. В этих великолепных росписях представлено двадцать девять персонажей, среди которых, как считается, есть и портрет хозяйки виллы.
Богатая палитра, необыкновенная светозарность и прочность красок до сих пор остаются секретом помпейских живописцев.
На свет были извлечены десятки картин-настенных фресок: «Жертвоприношение Ифигении», «Дедал и Пасифая», «Наказание Дирки», «Смерть Пентея», «Венера и Амур», «Покинутая Ариадна», «Ахилл и Брисеида»… их много.
Провинциальный городок Помпеи был расписан художниками очень красиво. Причем не только дворцы, но и обычные дома горожан. Например, дом Веттиев. Хозяева были не знатные люди, не патриции, а два бывших раба, которых отпустили на волю. Они разбогатели, сообща купили старинный особняк и заказали художникам расписать его.
Это один из самых красивых домов в Помпеях.
Когда замечательный французский художник Ренуар в 1881 году посетил Помпеи, его поразило сочетание простоты и виртуозности исполнения фресок. «Какой-нибудь торговец или куртизанка заказывали художнику роспись своего дома, и тот стремился оживить гладкую поверхность — вот и все. Никаких гениев! Никаких душевных переживаний!..»






















Загадки фресок из Помпеи — их удивительная сохранность. Конечно, пепел «законсервировал» на века эти росписи, но все равно за две тысячи лет краски должны были поблекнуть. А они сияют до сих пор! Считается, что больше нигде таких фресок не сохранилось, и это — за счет какого-то местного изобретения. Энкаустику и темперу применяли необычным способом… но никто не знает, как.
Вообще жители Помпей любили загадки и розыгрыши. Они даже изображали их на стенах своих домов. Например, один из залов виллы Мистерий (около 50 года до н. э.) расписан так, что кажется, будто персонажи, нарисованные на стене, на самом деле находятся в комнате рядом со зрителем. А комната Иксиона в доме Веттиев (название дано по фреске «Иксион, прикованный к огненному колесу») просто изобилует сюрпризами: фрески кажутся картинами в рамах, оштукатуренная стена изображает мрамор, а в нарисованных окнах видны нарисованные пейзажи.

Вилла Мистерий была вновь открыта в XVIII веке после извержения вулкана Везувий. То, что было найдено под тоннами лавы, изменило ход развития искусства всей Европы. Особенно восхитительной была комната посвящения, содержащая фрески с тайными ритуалами и обрядами. Что же было скрыто в этой живописной комнате?

Римская империя славилась большим количеством городов, но наиболее красивые из них - города Неаполитанского залива, одним из которых является Геркуланум. 24 августа 79 г. н.э. произошло извержения вулкана Везувия, повлекший исчезновение Помпеи, города Геркуланума и нескольких других селений.


Геркуланум был заново открыт в 1738 году, а Помпеи - в 1748 году. К середине XVIII века ученые совершили путешествие в Неаполь и нашли ряд находок, после чего Европа буквально загорелась открытиями. Философия, искусство, архитектура, литература и даже мода опирались на найденные открытия Помпеи и Геркуланума. Неоклассицизм начал свой новый путь благодаря обнаружению одной из красивейших вилл в Риме.
Вилла Мистерий была открыта весной 1909 года, после вскрытия более 30 футов вулканического пепла. Ошеломляющее убранство виллы было немедленно исследовано. Вилла Мистерий занимала около 40 000 квадратных футов и имела как минимум 60 комнат.

Как и многие древнеримские поместья, Вилла Мистерий функционировала как огромной комплекс для отдыха и развлечений. Там находились бани, сады, кухня, винодельня, святыни, мраморные статуи и залы для принятия гостей. Многие из этих комнат были покрыты фресками, фантастической архитектурой и пейзажами, в том числе со сценами жертвоприношений, богов и сатиров.

Тем не менее, эта Вилла имеет значимую особенность от других: комната посвящения, украшенная довольно мистическими сценами. Она имеет размеры 15 на 25 футов и расположена в передней правой части виллы. Свое название Вилла получила именно благодаря всемирно известным потрясающим фрескам, украшавшим таблинум (гостевую комнату).
Самая выдающаяся интерпретация этих фресок - посвящение женщины в культ Диониса, таинственный ритуал, созданный для подготовки невесты ко вступлению в брак.
Фрески на Вилле Мистерий дают зрителям возможность увидеть важное таинство для перехода на новый психологический этап помпейских женщин.

Сцена 1

Действие обряда начинается с того, что женщина переступает порог, ее правая рука находится на бедре, а левой она хочет снять свой платой. Она внимательно слушает мальчик, читающего свиток (правила обряда). Нагота мальчика может означать, что он божественен. Жрица-судья (позади мальчика) держит еще один свиток в левой руке и стилус в правой руке. Она собирается написать имя посвященной в список.
Девушка справа держит поднос со священной пищей. На голове у нее миртовый венок.

Сцена 2

Жрица (в центре) в головном уборе и венке из мирта снимает покрывало с корзины, которую держит придворная служанка. Содержимое этой корзины, по мнению ряда исслеователей, может включать лавр, змей или розовые лепестки. Вторая женщина в венке справа наливает священную воду в таз, в который жрица собирается окунуть веточку лавра. Мифологическое существо Силен (в древнегреческой мифологии - сатир, наставник Диониса) играет на десятиструнной лире.

Сцена 3

Молодой сатир играет на дудках, а нимфа сосет козу. Во многих ритуалах эта регрессия с помощью музыки необходима для достижения психологического состояния, необходимого для перерождения. Посвященная женщина напугана предстоящим ритуалом.

Сцена 4

Сатир Силен неодобрительно смотрит на испуганную женщину, держа в руках серебряную чашу. Молодой сатир смотрит в чашу, словно загипнотизированный. Другой молодой сатир держит в воздухе театральную маску (напоминающую самого Силен). Некоторые ислледователи предполагают, что эта маска и отражается в серебряной чаше. Это своего рода гадание: молодой сатир видит себя в будущем мертвым сатиром. Чаша, возможно, содержала опьяняющий напиток для участников Дионисийских мистерий.


Сцена 5

Центральная фигура фресок - образ Диониса - самого популярного бога для римских женщин. Он был источником их чувственных и духовных надежд на счастливое будущее. Дионис растянулся на руках у своей матери Семелы, которая восседает на троне. У него на голове венок из плюща, на теле лежит тирс (жезл и атрибут Диониса), перевязанный желтой лентой.

Сцена 6

Посвященная с посохом в руке возвращается из прошедшего ночного ритуала, что именно происходило ранее - для зрителей загадка. Справа - крылатое божество, возможно, Айдос - богиня скромности, почтения и уважения. Ее поднятая рука отвергает или отгоняет что-то. За посвященным стоят две фигуры женщин, которые, к сожалению, не сохранились. Одна женщина (крайняя слева) держит тарелку над головой посвященной.

Сцена 7

Главная мысль этой сцены, что измученная посвященная наконец завершила свой ритуал. В этот момент она находит утешение и жалость у служанки. Женщина справа готова дать ей тирс, жезл, символизирующий успешное завершение обряда.

Сцена 8

Эта сцена представляет собой завершение ритуальной драмы. Успешно посвященная готовится к свадьбе, молодая фигура Эроса держит зеркало, которое отражает образ невесты.

Сцена 9

Нижеприведенная фигура справа была идентифицирована как мать невесты, хозяйка виллы или сама невеста (так как она носит кольцо на пальце).

Сцена 10

Эрос, бог любви, является последней фигурой в повествовании ритуала, символизирует успешное завершение обряда.

Материалы данного поста могут показаться кому-то шокирующими, оскорбляющими его представления о морали, нравственности и прочих замечательных чувствах. В таком случае, лучше не смотреть.
Тем же, кто спокойно относится к различиям между культурами, сообщаю, что иллюстративный материал взят из книги
Catherine Johns. Sex or Symbol: Erotic Images of Greece and Rome

Часть краснофигурной росписи. Женщина поливающая фаллосы, растущие из земли. Вероятнее всего, обряд плодородия. 430-420 до н.э.


Слева: римский бронзовый амулет.
Справа: римский амулет в виде гладиатора атакуемого животным, которое является его же фаллосом I в. до н.э. - I в. н.э.

Бог Пан и коза. Эта небольшая мраморная группа из Геркуланума считается классикой античного эротического искусства I в. до н.э.

Любовники на постели. Помпейская роспись. I в н.э.

Леда и лебедь. Римская настенная роспись из Геркуланума I в н.э.

Леда (др.-греч. Λήδα) — в древнегреческой мифологии дочь этолийского царя Фестия и Евритемиды (или дочь Сисифа и Пантидии, по Евмелу Коринфскому), жена царя Спарты Тиндарея. Поразившись красотой Леды, на реке Эврот предстал перед ней в образе лебедя и овладел ею, она снесла два яйца, и плодом их союза были Полидевк и Елена

Деталь украшения серебряного блюда, изображающего Вакха и Силена с танцующими сатирами и менадами

Сатир и менада. Помпеи.

Терракотовая фигурка из Помпей, изображающая Пана или фавна. Возможно использовалась в качестве лампы. I в н.э.

Бронзовая статуэтка Меркурия с многочисленными фаллосами снабженными кольцами для колокольчиков. I в. н.э.

Глазастый фаллос
Конец VII века до н.э.

Отлично сохранившийся римский бронзовый амулет. Найден в реке Мозель близ Трира. I в. н.э.

Менада защищается тирсом от сатира

Деталь римского мраморного саркофага, изображающего женоподобного Пана и Пана на герме. Вторая половина II в. н.э.


Краснофигурная роспись. 500-475 гг. до н.э.

Чернофигурная роспись с гомосексуальной сценой. Середина VI в. до н.э.

Эллинистическая мраморная скульптура, изображающая Гермафродита, отдыхающего на ложе

Чернофигурная роспись. VI в. до н.э.

Часто повторяющиеся эротические сюжеты.
470 г. до н.э.

Сцены пира. Вторая половина VI в. до н.э.

Краснофигурная роспись. Последняя четверть V в. до н.э.

Краснофигурная роспись. 500-475 г. до н.э.

Небольшой мраморный рельеф из Помпей. Пара любовников. Середина I в. н.э.

Римская стенная роспись из Помпей. I в. н.э.

Кратер украшенный изображением женщины несущей огромную модель фаллоса. Вторая половина V в. до н.э.

Деталь краснофигурной росписи 470 г. до н.э.

Небольшая римская бронзовая статуэтка Гермафродита. I-II вв н.э.
Гермафродит - сын Гермеса и Афродиты, юноша необычайной красоты. Был вскормлен наядами в идейских пещерах. Во время странствий Гермафродита по родной Карии в возрасте 15 лет его увидела нимфа Салмакида и загорелась любовью к нему. Когда Гермафродит купался в источнике, в котором жила Салмакида, она прильнула к нему и попросила богов навеки соединить их. Он влюбился в неё. Боги выполнили её желание, и они слились в одно существо. По преданию, каждого, кто пил из этого источника, постигала судьба Гермафродита — если не буквально, то хотя бы в том смысле, что он становился болезненно женственным.

Краснофигурная роспись. Сцена танца вокруг фаллического символа - религиозный обряд. V в. до н.э.

Приап. Стоит у корзины с фруктами и занимается взвешиванием своего фаллоса.

Приа́п (др.-греч. Πρίαπος, также лат. Priapus) греческий бог плодородия; полей и садов — у римлян. Изображался с чрезмерно развитым половым членом в состоянии вечной эрекции.

Два персонифицированных фаллоса, символизирующие победу фаллоса над дурным глазом.

Небольшой бронзовый фаллический амулет-птица.

Чернофигурная роспись. Дионисийская сцена. Вторая четверть VI в. до н.э.

Мраморный рельеф. Пастух соблазняющий сирену.

Верх: сатир совокупляется с оленем
Низ: чернофигурная амфора со сценами ухаживания мужчин за юношами

Пара любовников. Вторая половина VI в. до н.э.

Римский кубок с гомосексуальной сценой. Рубеж I в. до н.э. I в. н.э.

Краснофигурная роспись. Скульптор создает герму. Последняя четверть VI в до н.э.