» » Диоскорид о лекарственных веществах читать. "о лекарственных веществах". Венский Диоскорид и другие справочники

Диоскорид о лекарственных веществах читать. "о лекарственных веществах". Венский Диоскорид и другие справочники

Диоскорид древнегреческий военный врач, фармаколог и натуралист. Считается одним из отцов ботаники и фармакогнозии, а также автором одного из самых полных и значительных собраний рецептов лекарственных препаратов, дошедших до наших дней, известным под названием De Materia Medica.

Диоскорид грек по происхождению, Диоскорид много странствовал вместе с римской армией при императоре Нероне, занимаясь военной медициной, коллекционированием и определением растений и других медицинских веществ различного происхождения.

«De Materia Medica» была закончена в 77-78 годах нашей эры. В основу этой работы были положены рецепты из ещё более древних собраний греческого врача и фармаколога, который был личным врачом понтийского царя Митридата VI Евпатора около 100 года до нашей эры.
Фармакологические рецепты Диоскорида упоминаются в трудах Галена, Авиценны и всех врачей Средневековья. Дословное воспроизведение некоторых записей Диоскорида у Плиния, возможно, указывает на использование одних и тех же источников.

Основная работа Диоскорида - De Materia Medica (О лекарственных веществах) содержит описания более 1000 различных медицинских препаратов. В том числе 813 растительного,101 животного и 102 минерального происхождения, и состоит из пяти книг:
1. Специи, масла, мази и деревья, а также соки, смолы и фрукты.
2. Животные, мед, молоко, жиры, зерна и овощи
3. Корни, соки, травы и семена
4. Остальные травы и корни
5. Вина и металлы

Автор сгруппировал описания по морфологическим признакам. Для многих веществ указал места распространения и нахождения, привёл синонимы на разных языках, изложил способы добывания и приготовления лекарственных средств, привёл сведения о ряде химических процессов. До открытия Нового Света, а с ним и новых растений и других видов фармакологических веществ, De materia medica считалась основным и полным источником по ботанике и фармакологии.

Описания Диоскорида, в отличие от описаний Плиния Старшего, свободны от грубых ошибок, предрассудков и магических толкований. Многие из названий растений, которые используются сегодня, были взяты Карлом Линнеем из произведений Диоскорида.

В честь Диоскорида названо несколько родов растений
Диоскорея (Dioscorea L.) из семейства Диоскорейные,
Диоскореофиллум (Dioscoreophyllum ENGL.) из семейства Луносеменниковые,
Диоскоридея (Dioscoridea BRONNER) из семейства Виноградные.
Диоскоридом впервые описано важнейшее практическое достижение греко-египетских алхимиков - явление амальгамирования металлов.

«De materia medica» («О лекарственных веществах») содержит описание 600 лекарственных растений и 1000 различных медицинских препаратов.

Она состоит из пяти книг и содержит сведения «по приготовлению, свойствам и тестированию лекарств» (как сам Диоскорид пишет в Предисловии к первой книге), каждая глава посвящена описанию одного вещества, его характеристике, приготовлению и лечебным свойствам.

В отличие от своих предшественников Диоскорид отличался исключительной недоверчивостью к чужому мнению, ему было чуждо преклонение перед авторитетами, поэтому всю полученную информацию он проверял лично, и действие каждого растения и препарата исследовал самостоятельно на себе и на воинах римской армии (благо, недостатка в больных он не испытывал).

В труде «De materia medica» («О лекарственных веществах») Диоскорид подразделил все растения на 4 группы: благовонные, пищевые, медицинские и винодельные.

Медицинские (или лекарственные) растения по-Диоскориду делятся на «терапевтические группы по лекарственному действию динамического, кинетического характера»: разогревающие, вяжущие, смягчающие, сушащие, охлаждающие, сгущающие, расслабляющие, питательные.

Диоскорид впервые классифицировал лекарственные растения по их терапевтическим группам, на основе сходства лекарственного (сейчас мы бы сказали – фармакологического) действия. Этот организационный формат явился огромным вкладом в науку и, по сути, был предвестником создания фармакопеи.

В Средние века «De materia medica» считалась основным источником знаний по ботанике и фармакологии.

Многие названия растений, которые используются сегодня, были даны Диоскоридом. Только в XVI столетии, когда знания о природе стали более обширными, ботаники начали составлять свои собственные описания растений, без оглядки на Диоскорида.

Труды Диоскорида упоминаются у Галена, Плиния и в страницах Канона медицинских наук Авиценны.
В отличие от многих античных авторов труды Диоскорида не нуждались в повторном «открытии» в эпоху Ренессанса, поскольку никогда не исчезали из круга профессионального интереса.

Существуют многочисленные греческие рукописи, а также арабские и латинские переводы его трудов. На протяжении 1500 лет они неоднократно переписывались с добавлением иллюстраций, комментариев, вставок из арабских и индийских источников. Многие из таких манускриптов сохранились до наших дней, самые ранние из которых относятся к V–VII векам нашей эры.

Самый известный из них – «Венский Диоскорид», созданный в начале VI века в Константинополе и сегодня хранящийся в Австрийской национальной библиотеке. Благодаря 435 тщательно выполненным рисункам растений и животных, «Венский Диоскорид» представляет собой не только научный, но и художественный памятник, образец византийского стиля.
В 1997 году ЮНЕСКО внесло «Венский Диоскорид» в международный реестр «Память мира».

Педаний [греч. Διοσκορίδης; лат. Dioscorides Pedanius] (ок. 40, Аназарв, Киликия - 90), рим. военный врач греч. происхождения, автор трактата Περ ὕλης ἰατρικῆς (De materia medica, О лекарственных растениях), известного во мн. списках, в т. ч. иллюминированных, самый знаменитый из к-рых - т. н. Венский Диоскорид.

Д., один из основоположников ботаники, получил образование в Тарсе или Александрии. Очевидно, имел возможность познакомиться в Александрийской б-ке с трудами своих предшественников, в т. ч. греч. авторов Кратея, Дионисия, Метродора, создавших иллюстрированные гербарии, упоминаемые Плинием Старшим в «Естественной истории» (Plin . Sen . Natur. Hist. XXV 4). Во время военных походов императоров Нерона (54-68) и Веспасиана (69-79) в Греции, Италии, М. Азии и Провансе он сочетал медицинскую практику с собиранием и изучением растений. Трактат «О лекарственных растениях» был написан между 50 и 78 гг. и посвящен его учителю Арею из Тарса. Вероятно, нек-рые сведения для этой работы были почерпнуты из соч. Теофраста (ок. 372-286 гг. до Р. Х.) «Исследование о растениях». В трактате, состоящем из 5 книг, кратко описывается более 600 растений, их ареал, а также ок. 1 тыс. рецептов приготовления лекарств из них и более 4,7 тыс. способов их применения в медицинской практике; упоминаются также лекарства минерального и животного происхождения.

Удобство и новизна изложения в сочетании с практическими сведениями способствовали популярности сочинения Д. на протяжении средневековья. Основной блок комментариев исследования возник в X-XIV вв. в Византии, что было связано с открытием новых лекарственных свойств ряда растений. Оно было переведено на латынь, араб. и арм. языки и до эпохи Возрождения оставалось одним из главных источников знаний по ботанике и фармакологии на территории от Сев. Атлантики до Индийского океана.

Самым ранним рукописным текстом без миниатюр, принадлежащим Д., является маленький фрагмент палимпсеста V-VI вв. из Неаполитанской национальной б-ки (Lat. 2. fоl. 62, 65).

Т. н. Венский Диоскорид содержит рукопись (Vindob. Med. gr. 1), созданную ок. 512 г. в К-поле для Аникии Юлианы , дочери Флавия Аникия Олибрия (в 464 был консулом, в 472 в течение 7 месяцев - августом Зап. Римской империи) и Плацидии, дочери имп. Валентиниана III. Манускрипт был преподнесен Аникии Юлиане жителями к-польского предместья Гонораты в благодарность за постройку ею церкви. В посвятительной надписи, имеющей форму акростиха, воздается хвала благотворительнице и храму. На л. 6v помещено изображение Аникии Юлианы, восседающей в кресле в окружении аллегорий Великодушия (μεγαλοψυχία) и Мудрости (φρόνησις), у ее ног представлена аллегория Благодарности искусств (εὐχαριστία τεχνῶν). Это самое древнее из сохранившихся донаторских изображений в визант. искусстве. Рукопись из Вены включает также текст «Carmen de herbis» (Стихи (?) о растениях), приписываемый Руфу из Эфеса и представляющий собой переложение трактата Дионисия Филадельфийского (?), а также парафраз «Териаки» (сочинения о змеях и противоядиях от змеиных укусов) Никандра.

Манускрипт украшен 383 полностраничными изображениями растений (возможно, их было 435). Первоначальное расположение статей изменено: они следуют друг за другом в алфавитном порядке. Трактат о птицах из 3 книг тоже иллюстрирован: в первых 2 изображения птиц размещаются между фрагментами текста, а в 3-й на л. 483v представлена таблица, состоящая из 24 ячеек, в каждой из к-рых помещена птица. В начале рукописи находятся 2 полностраничные миниатюры, на к-рых изображены 7 знаменитых фармакологов, среди к-рых на л. 3v представлен Д. Он же на л. 4v изображен сидящим в кресле и указывающим на корень мандрагоры, к-рый держит стоящая перед ним аллегория Открытия (εὕρεσια). Еще одно изображение Д., пишущего в книге, лежащей на коленях, находится на л. 5v. За его спиной - портик с нишей с аллегорией Изобретения (ἐπινοια), держащей в руках корень мандрагоры. Мандрагору рисует с натуры сидящий за мольбертом художник.

Рукопись сменила мн. владельцев, о чем свидетельствуют пометки на ее полях: на лат. (сделаны с 1204 по 1261), евр. и араб. (относятся к времени после 1453) языках. До падения Византии манускрипт находился в К-поле и, очевидно, неоднократно копировался. Одна из копий была выполнена мон. Неофитом в сер. XIV в. в мон-ре св. Иоанна Предтечи в К-поле (Paris. gr. 2286). Еще одна рукопись, близкая к венской как по составу текстов, так и по иллюстративному принципу и, возможно, с нее скопированная, находится в Нью-Йорке в б-ке Пирпонта Моргана (M 652). Она была создана в X в. в К-поле и иллюстрирована более чем 750 изображениями растений и животных.

Алфавитный порядок статей сохранен и в рукописи кон. VI - нач. VII в., хранящейся в Неаполе в национальной б-ке (Ms. ex-Vind. Gr. 1), выполненной предположительно в Равенне. В ней изображения растений занимают верхнюю часть листа, ниже находятся их описания, расположенные в 2 или 3 столбца.

Миниатюры венского и неаполитанского кодексов позволяют идентифицировать растения, но, вероятно, они выполнены не с натуры. В неаполитанской рукописи они более реалистичны. В позднейших копиях изображения становятся менее узнаваемыми, схематичными. Иногда рядом с растениями появляются фигурки людей, может быть пациентов. Так оформлена рукопись, по-видимому созданная в кон. VIII в. в Египте или Палестине (Paris. gr. 2179).

Мн. греч. рукописи Д., в т. ч. хранящаяся в Вене, содержат на полях надписи и комментарии на араб. языке, свидетельствующие об их использовании в мусульм. среде.

Изд.: De codicis Dioscuridei Aniciae Iulianae, nunc Vindobonensis Med. gr. 1: Historia, forma, scriptura, pictoris / Ed. J. de Karabacek. Leiden, 1906; Pedanii Dioscuridis Anazarbei: De Materia Medica Libri Quinque / Ed. M. Wellmann. B., 1958. 3 vol.; The Greek Herbal of Dioscorides / Illustr. by a Byzantine A. D. 512, Englished by J. Goodeaer, A. D. 1655, еd. R. T. Gunther. Oxf., 1934. N. Y., 1968r; Dioscurides: Codex Vindobonensis Med. gr. 1 / Komment. v. H. Gerstinger. Graz, 1965-1970. 5 Bde; Dioscurides Neapolitanus: Biblioteca Nazionale di Napoli. Cod. ex Vindob. Gr. 1 / A cura di C. Bertelli, e. a. R.; Graz, 1992; Der Wiener Dioskurides: Cod. Med. Gr. 1 / Komment. v. O. Mazal. Graz, 1998-1999. 2 Tl.; Dioscorides: De Materia Medica: A New Indexed Version in Modern English / Introd. by T. A. Osbaldeston. Johannesburg (S. Africa), 2000.

Лит.: Spatharakis I . The Portrait in Byzantine Illuminated Manuscripts. Leiden, 1976. P. 145-151; Mazal O . Pflanzen, Wurzeln, Säfte, Samen: Antike Heilkunst in Miniaturen des Wiener Dioskurides. Graz, 1981; Riddle J . M . Byzantine Commentaries on Dioscorides // DOP. 1984. Vol. 38. Р. 95-102; idem . Dioscorides on Pharmacy and Medicine. Austin (Texas), 1985; Beck L . Y . Dioscorides. De Materia Medica. Hildesheim: Olms, 2005; Nickel D . Text und Bild im antiken medizinischen Schrifttum // Akademie-Journal. Mainz, 2005. Bd. 1. S. 16-20; Сорокина Т . С . История медицины. М., 20065. С. 170.

И. А. Орецкая

«De materia medica» («О лекарственных веществах») содержит описание 600 лекарственных растений и 1000 различных медицинских препаратов .
Она состоит из пяти книг и содержит сведения «по приготовлению, свойствам и тестированию лекарств» (как сам Диоскорид пишет в Предисловии к книге 1), каждая глава посвящена описанию одного вещества, его характеристике, приготовлению и лечебным свойствам.
В отличие от своих предшественников Диоскорид отличался исключительной недоверчивостью к чужому мнению , ему было чуждо преклонение перед авторитетами, поэтому всю полученную информацию он проверял лично, и действие каждого растения и препарата исследовал самостоятельно на себе и на воинах римской армии (благо, недостатка в больных он не испытывал).

В труде «De materia medica» («О лекарственных веществах») Диоскорид подразделил все растения на 4 группы: благовонные, пищевые, медицинские и винодельные.
Медицинские (или лекарственные) растения по-Диоскориду делятся на «терапевтические группы по лекарственному действию динамического, кинетического характера »: разогревающие, вяжущие, смягчающие, сушащие, охлаждающие, сгущающие, расслабляющие, питательные .
Диоскорид впервые классифицировал лекарственные растения по их терапевтическим группам, на основе сходства лекарственного (сейчас мы бы сказали – фармакологического) действия. Этот организационный формат явился огромным вкладом в науку и, по сути, был предвестником создания фармакопеи.
В Средние века «De materia medica» считалась основным источником знаний по ботанике и фармакологии.

Многие названия растений, которые используются сегодня, были даны Диоскоридом . Только в XVI столетии, когда знания о природе стали более обширными, ботаники начали составлять свои собственные описания растений, без оглядки на Диоскорида.

Труды Диоскорида упоминаются у Галена и Плиния.
В отличие от многих античных авторов труды Диоскорида не нуждались в повторном «открытии» в эпоху Ренессанса, поскольку никогда не исчезали из круга профессионального интереса.
Существуют многочисленные греческие рукописи, а также арабские и латинские переводы его трудов. На протяжении 1500 лет они неоднократно переписывались с добавлением иллюстраций, комментариев, вставок из арабских и индийских источников. Многие из таких манускриптов сохранились до наших дней, самые ранние из которых относятся к V–VII векам нашей эры.
Самый известный из них – «Венский Диоскорид», созданный в начале VI века в Константинополе и сегодня хранящийся в Австрийской национальной библиотеке. Благодаря 435 тщательно выполненным рисункам растений и животных, «Венский Диоскорид» представляет собой не только научный, но и художественный памятник, образец византийского стиля.
В 1997 году ЮНЕСКО внесло «Венский Диоскорид» в международный реестр «Память мира».

Афоризм Диоскорида : «Последним из того, что мы скидываем перед смертью, являются одеяния славы».

Старинные, средневековые и современные книги по травам (травники) – это книги, включающие перечень лекарственных растений, их описание и применение.

С самых давних времен люди использовали растения для лечения различных заболеваний. Изучением свойств растений всегда занимались врачи, астрологи и маги. Поэтому в книгах-травниках описываются лечебные, астрологические и магические свойства растений.

До наших дней сохранилась информация о древних, средневековых и более поздних книгах-травниках и их авторах. Современные травники во многом опираются на древние и средневековые источники по травам.

Ниже мы приведем самые известные старинные книги-травники.

Старинные книги-травники и их авторы

Шень-Нун (3216 г. до н.э.) – китайский император, собрал все имеющиеся в то время сведения о лечебных растениях и составил книгу «Бен-Цао» («Книга о травах»). В этой книге он обобщил опыт применения лекарственных растений в Китае. Эта книга считается первоисточником восточных сочинений по медицине.

«Папирус Эберса» (около 1570 г. до н.э.) – древнеегипетский травник. Содержит описание многих растений и их лечебное применение при разных заболеваниях.

Диоклей (IV в. до н. э.) – труды о лечебных растениях.

Кратеус (I в. до н. э.) – труды о лечебных растениях.

Авл Корнелий Цельс (конец I века до н. э. – начало I века н. э.) – написал 8 томов о медицине, в которых обобщил все знания о медицине своего времени. Описал лекарственные растения и способы их применения при лечении заболеваний.

Педаний Диоскорид (1 век н.э.) – древнеримский врач греческого происхождения. Занимался изучением лекарственных растений. Написал сочинение из 5 томов «Materia medica» («О лекарственных средствах»). Он описал около 800 лекарственных растений и как они действуют.

Кай Плиний Старший (23 — 79 гг. н. э.). В своем труде «Естественная история», состоящем из 37 книг, он собрал более 2000 работ разных авторов. Описал растения и дал рекомендации об их лекарственном применении.

Ларг Скрибоний (первая половина 1 века н.э.) – древнеримский врач, занимающийся астрологией. Написал лечебник (сборник рецептов трав), составленный по зодиакальному принципу. Известен удачным гороскопом, сделанным императору Тиберию.

Клавдий Гален (129 — 201 н.э.) – древнеримский врач и фармацевт. Переработал сочинения предшественников и создал новое учение об активных веществах в лекарственных растениях. Предложил извлекать активные вещества из растений путем приготовления настоев, отваров, настоек и экстрактов. Рекомендовал смешивать разные вещества, чтобы усилить их действие. Написал около 200 трудов по медицине, из них – два травника, которые переводились на многие языки. Его идеи и сейчас не потеряли своего практического значения. До сих пор отвары, настои, настойки и экстракты называют галеновыми препаратами.

Апулей (1У век н. э.) – составил самый известный в то время древнеримский (латинский) травник.

Гиппократ (460 — 377 гг. до н.э.) – известный древнегреческий врач. В своей врачебной деятельности использовал препараты из лекарственных растений. Первое собрание сочинений по медицине, которые приписывались Гиппократу, появились в III веке до нашей эры. Предположительно, это собрание работ разных авторов – последователей Гиппократа. По этим работам можно судить о медицинских знаниях того времени. Считается, что Гиппократ описал 236 видов лечебных растений. Ему приписывается известное высказывание, что болезни происходят от недостатка или избытка в организме того или иного элемента.

Средневековые книги-травники и их авторы

Известная поэма «Одо из Мена» (Х век) – о лечебных свойствах более 100 видов растений.

Авиценна (Ибн Сина) (980 — 1037 гг.) – ученый, философ и врач, выдающийся представитель арабской медицинской школы. Написал «Канон врачебной науки» в пяти томах, который в средние века был настольной книгой для врачей. И сейчас «Канон врачебной науки» имеет огромную ценность. В своем труде Авиценна описал около 900 видов лекарственных растений.

Хнльдегард фон Бинген (XII в.) – сочинение «Физика».

Альберт Великий (XIII в.) – сочинение «Естественная история».

Томас де Кантипрато (ХУ в.) – написал «Книгу природы».

Парацельс (1493 — 1541) – выдающийся врач. Создал учение, согласно которому каждая трава по окраске и внешнему виду имеет указание о своем лечебном назначении. Например, желтый цвет растений говорит об их эффективности при лечении заболеваний печени и желчного пузыря, а форма листьев, внешне похожих на внутренние органы человека, указывает на их способность лечить болезни этих органов. Это учение было очень популярным, хотя, как выяснилось позже, оно не соответствует действительности.

Леонарт Фукс (1501 — 1566) – профессор медицины. В 1542 году вышел его труд по лекарственным растениям.

Петрус Андреас Маттиолус (1500 — 1577) – врач. Опубликовал травник в 1554 году.

Якоб Теодор Табернемонтанус (1520-1590) – издал травник в 1613 году.

Ли Ши Чжень (1522 — 1596) – ученый-фармаколог. Опубликовал 52 тома «Бэн-цао-ган-му» («Основы фармакогнозии»), в которых дал характеристику 900 видам целебных растений. Указал способы и время сбора лечебных трав, методы приготовления и дозы употребления.

Николас Кальперер (1616 — 1654) – английский медик-астролог, знаток траволечения. Разработал принципы астрологического траволечения. Систематизировал травы по знакам Зодиака и планетам. Его системой пользуются до сих пор. При лечении назначал травы, относящиеся к планетам-антагонистам планет, ответственных за данное заболевание. Например, назначал травы Солнца при болезнях Сатурна и Марса.

Седир «Магические растения» 1655 г. (русский перевод 1909 г.)

Себастьян Кнайпп (1821 — 1897) – в своих трудах переработал уже известные знания по травам и добавил собственный опыт. Лечил настоями и соками трав.

Первые переводы древних травников Диоскорида, Галена и Апулея на европейские языки (итальянский, французский, английский, немецкий) появились в IX и X веках. Средневековые европейские травники впервые появились в 15-16 веках. Информация в них была в основном заимствована из более древних античных или арабских источников.

В средние века кроме известных «травников» издавалось множество малоизвестных «лечебников», содержащих сведения о лекарственных растениях и их использовании. Множество новых травников были копиями известных средневековых книг.

Русские старинные книги-травники

«Изборник Святослава» (1073 г.) – древнерусский источник, включающий в себя описание лекарственных растений и рекомендации по их применению.

Травники «Аристотелевы врата» – 15 век. Включали в себя перечень лекарственных растений и способы их применения.

Н. Любчанин (? — 1548 гг.) – перевел на русский язык немецкий травник 1534 г. Пропагандировал астрологию.

«Вертограды» (ХУ — XVII вв.) – распространенные старорусские лечебники-травники, включающие описания растений и лекарственных препаратов из них. Являлись переводами европейских травников.

«Лечебник Строгановских лекарств» – травник, перевод с греческого языка (перевел врач Кайбышев, служивший на солеварне у Строгановых).

Н.Сахаров (1841 г.) – «Сказания русского народа». Сочинение включает раздел об употреблении трав.

Н. М. Амбодик-Максимович (18 — 19 вв.) – опубликовал многотомный труд «Врачебное веществословие», в котором описал и зарисовал многие лекарственные растения.

А. П. Нелюбин (18 — 19 вв.) – профессор Медико-хирургической академии, издал «Фармакографию» в 2 томах.

Современные книги по травам

Современных книг по травам достаточно много. Приведем некоторые из них:

В. Орехов «Зеленая аптека»

П.М. Куренков «Русский народный лечебник»

Минеджян Г.З. «Сборник по народной медицине и нетрадиционным методам лечения»

Землинский С.Е. «Лекарственные растения СССР»

Махлаюк В.П. «Лекарственные растения в народной медицине»

Самылина И., Ермакова В. и др. «Фармакогнозия: атлас»

Соколов С.Я, Замотаев И.П. «Справочник по лекарственным растениям»

Турова А.Д. «Лекарственные растения СССР и их применение»

В пяти из них он говорит о лекарственных травах, растениях, благовониях и изготовлении масел и мазей. Он также рассматривает животных и пользу, которую можно извлечь из некоторых их органов; деревья, соки, которые они дают, мед, а также молоко, травы, растения, которые называются злаки или овощи, корни растений, кустарников и трав и польза их соков для медицины или питания. Кроме того он достаточно полно рассматривает вина и металлы, и большинство этих предметов он намерен обсудить (внешний вид, свойства предметов и места, где их можно найти) очень подробно, так что тему можно признать исчерпанной; он говорит о пользе меньше, чем о том как можно их сделать, или он описывает поиск с меньшей тщательностью. В этой части он также дает различные способы применения вин.
В шестой книге он обсуждает лекарства: те которые опасны, и те которые нападают на болезнь. В седьмой, которая также является последней книгой его исследования, он предпринимает исследование ядовитых животных и средства, благодаря которым, те кто столкнется с этими животными, получат облегчение, и даже полное исцеление.
Такова общая цель работы. Эта книга полезна не только для медицинской практики, но для философских умозрений и естественных наук. Из всего этого, поскольку Диоскорид писал о простейших, некоторые только скопировали его труд, другие даже не удосужились переписать его точно, но разрушили единство учебного пособия по каждой теме для того, чтобы сгруппировать в одной части факты о внешнем виде, природе и размножении простейших, а в другой части описать в подробностях их применение и пользу.
Александр, Павел и Аэций и другие писатели подобного рода даже не брались за отчеты о внешнем облике растений, но только извлекали сведения об их использовании для включения в свои трактаты; кроме того Павел оставил то, что сказал Диоскорид о пользе растений, и собрал ряд фактов о применении и пользе предметов, которые последний не упомянул. Аэций не только ничего не добавил, но пропустил, не знаю почему, многое из того, что написал Диоскорид. И даже Орибазий, который, кажется, самый многословный из них, не переписал в своих сборниках всего того, что написал Диоскорид, но он разделил применение и природу.
И Гален, не говоря уже о том, что пропустил большое число фактов о растениях, переписал только сведения о действии и пользе предметов им упомянутых: он только дает невнятное оправдание своего пропуска формы и природы. Хотя, обсуждая лекарственные травы, он говорит о них более подробно нежели Диоскорид, превзойдя репутацию этого писателя в полезности этой одной части, не самую последную по важности, но все равно он не превзошел его в остальном, потому что проявил себя хуже в своем трактате о растениях. Насколько мне известно, в отношении вещей, что касаются проявленных познаний природы и происхождения этих растений, нет автора более полезного чем Диоскорид.
По свидетельству Галена автор был из Аназарбы. Сам я нашел в рукописях, что он назывался в одно и то же время и из Аназарбы и из Педы