» » Что нужно было чарли чаплину. Что нужно было чарли чаплину для фильма. Любопытные факты про Чарльз Чаплин (Charles Chaplin). Заметки на полях о фашизме

Что нужно было чарли чаплину. Что нужно было чарли чаплину для фильма. Любопытные факты про Чарльз Чаплин (Charles Chaplin). Заметки на полях о фашизме

Chaplin’s World: «Чарльз и Чарли - две разные истории»

На старых фотографиях, в которых нет недостатка в швейцарском поместье Чарльза Чаплина, актер почти всегда в окружении детей. В какой-то момент семья даже напечатала специальную фотографию-открытку к Рождеству: в центре Чарльз Чаплин с женой Уной О’Нил.

Улыбающаяся Уна в маленьком черном платье, Чаплин с улыбкой на лице в шикарном костюме с галстуком и обязательным белоснежным платочком. За спинами родителей - восемь детей Чаплинов, четверо из которых не только выросли, но и родились здесь, в семейном поместье в Корзье-сюр-Веве, распложённом внутри огромного парка. Уна Чаплин носила пятого ребенка, когда они переехали.

«Мама любила рожать, а папа любил видеть ее беременной», - шутила старшая дочь Чаплина Джералдина.

{{ scope.counterText }}

{{ scope.counterText }}

i

{{ scope.legend }}

{{ scope.credits }}

Manoir de Ban - последняя резиденция «самого известного человека в мире». В Швейцарии Чарльз Чаплин прожил 25 лет после того, как покинул США, где в то время буйствовал сенатор Маккарти и велась «охота на ведьм». Там Чаплина преследовало ФБР, а некоторые журналисты и ассоциации даже призывали к бойкоту его фильмов.

Америка Чаплина и переезд

В Америке Чарльз Чаплин прожил около 40 лет, но так и не получил американского гражданства, путешествуя всю жизнь с паспортом гражданина Великобритании. В США Чаплин реализовал то, что называется «американской мечтой», и даже стал ее воплощением. Но там же Чарльза Чаплина осуждали за фильм «Великий диктатор». Мало кто знает, что снимать картину ему пришлось самому, на свои деньги вместе с братом Сидни.

Американские финансисты считали, что Германия была в то время защитой от коммунизма. Через шесть дней после того, как Франция и Великобритания вступили в войну с нацистской Германией, Чарльз Чаплин приступил к съемкам.

В США «Великий диктатор» вышел в конце 1940 года, а Европе нужно было ждать еще окончания войны, чтобы увидеть этот фильм…

«Я никогда не снял бы этот фильм, если бы в тот момент знал про лагеря», - говорил Чаплин потом.

Уна и Чарльз Чаплин подписали документы на покупку поместья с парком неподалеку от Женевы 31 декабря 1952 года. Manoir de Ban - здание 1850-х с 14 комнатами с прекрасной мебелью. Как писала швейцарская пресса того времени, «комната мадам - „Мари-Антуанетта“, комната месье - „Ампир“».

{{ scope.counterText }}

{{ scope.legend }} {{ scope.credits }}

{{ scope.counterText }}

i

{{ scope.legend }}

{{ scope.credits }}

«Две разные истории - Чарльз и Чарли»

Идея создания большого музея, посвященного Чарли Чаплину и его произведениям, родилась в 2000 году в Швейцарии в результате встречи швейцарца Филиппа Мейлана и канадца Ива Дюрана. Первый - архитектор и друг семьи Чаплинов, второй - большой фанат творчества Чаплина. Генеральный директор Chaplin’s World Жан-Пьер Пижон (Jean-Pierre Pigeon) рассказывает, что дом и музей специально разделили и что студия была построена не вплотную к дому актера.

«Когда вы смотрите на Мануар, дом Чарльза Чаплина, это место посвящено только семье, его личной жизни, а студия посвящена шедеврам Чарли, это две разные истории - Чарльз и Чарли» , - говорит он.

В доме Чаплина - домашние видео, которые снимала его жена Уна О’Нил. Если отталкиваться только от старых кинопленок, то покажется, что Чарльз Чаплин шутил без остановки.

Жан-Пьер Пижон: «Да. Он очень любил шутить, это видно, но в какой-то момент все же он стал отцом. Он не был шутником круглосуточно, конечно. Так, по крайней мере, говорят его дети».

{{ scope.counterText }}

{{ scope.legend }} {{ scope.credits }}

{{ scope.counterText }}

i

{{ scope.legend }}

{{ scope.credits }}

Однако британский писатель Питер Акройд в своей книге не прячет темных сторон биографии Чаплина. Так он писал, что в отношении женщин у Чаплина была настоящая «булимия» и обходился он с ними не всегда элегантно, в том числе и с женой Уной о’Нил. В работе он тоже был тираном, в жизни - достаточно экономным, панически боящимся потерять все свои накопления.

Трудное детство

Боязнь остаться без денег, видимо, была связана с крайне трудным детством Чарльза Спенсера Чаплина. То, что мы позже увидим в фильме «Малыш», Чаплин пережил сам - голод, холод, скитания по улицам, ночи в ночлежках. После развода родителей маленький Чарльз с братом Сидни остались жить вместе с матерью, Ханной Чаплин.

В музее Chaplin’s World первые залы тоже не выглядят радостными - таким, собственно, и было детство Чаплина. «Единственное, что Чаплин запомнил в цвете - это транспортные билетики, которые в Лондоне валялись повсюду, все остальные его воспоминания были черно-белыми» , - рассказывает в интервью RFI Генеральный директор Chaplin’s World Жан-Пьер Пижон.

Однако Чаплин никогда не попрекал бедностью своих родителей. Мать - бывшая эстрадная актриса, рассталась с отцом - некогда талантливым актером - из-за его пристрастия к вину.

© Roy Export SAS

В книге Чаплина «My Autobiography» (изд. Penguin Modern Classics), которую он написал в этом же доме в Швейцарии, работая по шесть-восемь часов в день, видно, насколько сильно Чарльз любил свою мать, даже в те моменты, когда она не могла содержать их. Жить было настолько тяжело, что из-за голода мать Чарльза Чаплина временно теряла рассудок и была вынуждена проходить курс реабилитации в психиатрических больницах. Но в своей автобиографии Чаплин написал матери целую оду.

Чарли Чаплин: «Каждый вечер, возвращаясь из театра, моя мама имела обыкновение выкладывать на столе сладости для Сидни (единоутробный брат Чарльза Чаплина, - прим. ред.) и для меня, утром мы находили кусочек пирога или конфеты - полагая, что мы не должны шуметь, потому как она обычно спала допоздна».

Однако такие времена были только в самом начале, потом мать отправляла мальчикам к соседям - семейству Маккарти. Чаплин любил туда ходить только потому, что там можно было сытно поесть, но даже несмотря на голод, он все равно предпочитал проводить время дома с мамой.

Чарли Чаплин: «Конечно, бывали дни, когда я оставался дома; моя мать заваривала чай и обжаривала хлеб на говяжьем жиру, я обожал это, потом в течение часа она читала со мной, потому что читала она прекрасно, и я открывал для себя счастье находиться рядом с ней, я отдавал себе отчет, что мне было куда приятнее оставаться дома, чем ходить к семейству Маккарти».

В мире Чаплина мать ассоциируется с детством, а значит еще и с грызущей бедностью. Он рассказывал, что даже самые бедные семьи в выходные могли позволить себе кусок запечённого на огне мяса - небывалая роскошь для их семьи, за это он долго злился на свою матушку и стыдился, что даже в выходные они не могли поесть нормально. Однажды им удалось накопить немного денег, чтобы купить кусок мяса, который они приготовили на огне. Мясо это ужалось до каких-то смехотворных размеров, но тогда мальчик почувствовал себя счастливым и был бесконечно благодарен своей бедной матушке.

Кроме того, именно Ханне Чаплин маленький Чарльз обязан своим первым выступлением на сцене. В книге «My Autobiography» он вспоминает, что у его матери во время сценических номеров из-за простуды и слабости часто срывался голос, и тогда публика поднимала бедную женщину на смех. В один из таких дней, когда Ханна Чаплин в очередной раз не смогла продолжить свое выступление, а зал освистал ее, на сцену вместо нее вышел 5-летний Чарльз и запел известную тогда песню про Джека Джонса…

Публика забросала малыша монетами, он тогда прервался ненадолго и сказал: подождите минуточку, пожалуйста, я сейчас быстренько подберу все деньги и снова продолжу петь. Зрители умирали от восторга и умиления.

Дом, где двери не закрывались

Майкл Чаплин, сын Чарльза Чаплина, который в день рождения отца, 16 апреля, присутствовал на инаугурации музея, рассказывал, что в доме Manoir de Ban в Корзье-сюр-Веве прошло все его детство.

Майкл Чаплин: «Я ходил в обычную школу рядом с домом. Иногда я приводил домой друзей, чтобы поиграть в нашем прекрасном парке. Я помню, как некоторые из них с сожалением констатировали, что мой отец - уже пожилой, седовласый человек. Это не Чарли, говорили они мне, плохо скрывая свое разочарование, что не встретили в этом доме Бродягу. К сожалению, его там не было. Этот бездомный бродяжка, этот цыган, который был вечно в пути, к сожалению, не жил тут. Но вместе с (музеем) Chaplin’s World, мы можем сказать, что он наконец обретет дом здесь. Теперь-то ему будет хорошо» , - объясняет Майкл Чаплин, президент Фонда Музея Чарли Чаплина. После смерти Чаплина паломничество со всего мира к дому актера не прекратилось, «кто-то даже кидался целовать стены, настолько сильно они были признательны ему за его фильмы. Так я понял, с какой силой искусство моего отца говорило с людьми из любой точки мира».

«Майкл Джексон приезжал сюда, а потом пригласил всю семью в Диснейленд. Сюрреализм!», - вспоминали близкие. «Цыгане стали нашими друзьями: они несколько раз возвращались сюда и устраивали нам огромные праздники», - рассказывает Майкл Чаплин. В доме часто устраивали большие полдники для соседских детей из трудных семей, а однажды даже для детей из Чернобыля, которых в Швейцарию привезли на реабилитацию…

От проекта до открытия

Так и получилось, что во время визита Chaplin’s World посетители с головой окунутся в черно-белый мир чаплиномании, а во время визита дома узнают о том, как жил «самый известный человек в мире».

Генеральный директор Chaplin’s World Жан-Пьер Пижон : «С поместьем Manoir de Ban связана целая эпопея! Чарльз Чаплин ушел из жизни 25 декабря 1977 года. А его жена Уна - в 1991. После чего двое детей Чаплинов поселились в этом доме вместе с семьями - Майкл и Юджин. В 2000 году они приняли решение продать Мануар. Когда друг семьи Филипп Мейлан узнал об этом, он сказал: „Нет, что вы! Это невозможно! Нужно сделать что-нибудь! Мы не можем позволить такому наследию уйти просто так“. Так состоялась их первая беседа, в ходе которой обсуждалась возможность превратить дом Чарли Чаплина в музей. Майкл и Юджин Чаплины тогда сказали, что им мы очень не хотелось, чтобы дом превратился в мавзолей, это было одним из их главных требований. Они хотели, чтобы это место по-прежнему оставалось местом для смеха и эмоций. В результате нескольких месяцев работы Филипп Мейлан написал проект страниц на сто и показал его семье Чаплина. Им он понравился, и они приняли решение продать дом через Фонд музея Чарльза Чаплина».

{{ scope.counterText }}

{{ scope.legend }} {{ scope.credits }}

{{ scope.counterText }}

i

{{ scope.legend }}

{{ scope.credits }}

От задумки до открытия прошло целых 16 лет. Изначально открытие музея было запланировано на 2005 год. Разработчики проекта - Ив Дюран и Филипп Мейлан - принялись улаживать формальности с планом на строительство, а в Швейцарии это часто очень долгие процессы. Более того, согласно швейцарским законам, местные жители могут оспорить любой проект. Что в какой-то момент и случилось: один из проживающий по соседству пожелал, чтобы проект Chaplin’s World закрыли, опасаясь большого наплыва туристов в спокойное местечко Корзье-сюр-Веве. Разбирательства с соседом длились пять лет. Дальше строительство задерживалось еще и по финансовым вопросам. В общей сложности на создание музея было потрачено около 60 млн швейцарских франков.

В самом начале съемок «Великого диктатора» Чаплин задавался вопросом - как снимать эту картину, потому как его персонаж - Чарли - не разговаривает. «И потом вдруг я нашел решение. Это было даже очевидно. Даже играя Гитлера, я мог разглагольствовать при помощи языка тела и быть говорливым настолько, насколько мне было нужно. И наоборот, когда я играл Чарли, я мог немного сохранять молчание» , - говорил Чаплин.

В Chaplin’s World есть целая комната, посвященная «Великому диктатору». «Гитлер был одним из величайших актеров, которых я когда-либо видел», - рассказывал Чарльз Чаплин. Позже, когда одному из сотрудников министерства культуры нацистской Германии удалось бежать, он встретился с Чарльзом Чаплиным и рассказал ему, что Гитлер посмотрел «Великого диктатора» в одиночестве.

«Я бы отдал, что угодно, чтобы узнать, что он о нем думает», - ответил ему Чаплин. Полагают, что именно из финальной сцены «Великого диктатора» Чаплин не смог продлить американскую визу и был вынужден уехать в Швейцарию, спасаясь от маккартизма.

Последние дни в Manoir de Ban

©Roy Export Сo Est

В Швейцарии Чарльз Чаплин так никогда и не выучил французский язык и сердился, когда за обедом кто-то из детей переходил на французский. Может показаться, что в Manoir de Ban Чарли Чаплин из воплощения американской мечты превратился в «обычного человека». Однако именно там он написал сценарии для своих двух последних фильмов «Король в Нью-Йорке» и «Графиня из Гонконга» с Марлоном Брандо и Софией Лорен. «Король Нью-Йорка» до 1973 года был запрещен к показу в США: из-за связи короля с мальчиком Рупертом, читающим Карла Маркса в одной из школ в Нью-Йорке, короля самого обвинили в связях с коммунистами. Так Чаплин высмеял выгнавший его из страны маккартизм.

Чарльз Чаплин до самой смерти не переставал писать, сочинять музыку в Швейцарии. «Работать - значит жить. И я хочу жить», - говорил он. Чарльз Чаплин ушел из жизни в своем доме Manoir de Ban в рождественский день 1977 года. Рядом с ним до последнего момента оставались Уна О’Нил и его дети.

Чарли Чаплин - американский и английский актёр, символ немого кино, наиболее известен благодаря роли бродяжки Чарли - над маленькими трагедиями которого до сих пор смеётся весь мир.

Тяжёлое детство и первые роли

Чарли Чаплин родился в семье актёров. Его отец в своё время был весьма известным исполнителем песен в лондонских мюзик-холлах. Но буквально через год после рождения Чарли, он ушёл из семьи. Мать также была певицей и актрисой. Он рос вместе со своим старшим братом Сидни, которого мать родила ещё до замужества. Но мальчик также носил фамилию Чаплин.

Первую свою роль Чарли Чаплин сыграл в 5 лет. Мать заболела - у неё начались проблемы с горлом, и выйти на сцену не могла. Тогда маленький Чарли вышел под свет софитов вместо неё и начал петь её песню. Восторженная публика восприняла малыша на ура: его забросали монетами и купюрами, которые он тут же начал собирать. Публику весьма развеселил такой номер, ведь мальчик даже не закончил песню. Но, пособирав деньги, он допел композицию и убежал.

Таким образом это было и первое выступление, и первые заработанные деньги.

Мать с тех пор на сцену так и не возвратилась: после ухода из семьи мужа, у неё начались проблемы с психикой и её поместили в лечебницу. Детей отдали в приют для бедных детей.

В 9 лет Чарли поступил в танцевальную группу для талантливых детей «Восемь ланкаширских парней», именно там ему впервые удаётся комическая роль, но группу придётся оставить уже через полтора года - нужно зарабатывать на жизнь. Поэтому мальчишка продаёт газеты на улицах, помогает знакомому врачу, подрабатывает в местной типографии - но дать постоянную работу маленькому мальчику не рискнул никто.

В 14 лет он наконец попадает в свою стихию: его берут посыльным в театр и предлагают маленькую роль в пьесе. Больше всего Чарли боялся, что ему скажут прочесть роль вслух - ведь он практически не умел читать, но старший брат помог справиться с этой проблемой.

Чарли-актёр и США

Уже с 16 лет Чарли начинает играть в театре постоянно, он принимает участие в постановках варьете. Кроме того усердно учится музыке - по четыре, а иногда и по 16 часов каждый день играет на скрипке и берёт дополнительные уроки у дирижёра театра.

В начале 1908 года он получает постоянное место актёра в театральном предприятии Фреда Карно - там поставляют скетчи и пантомимы почти для всех лондонских мюзик-холлов. Чарли хватается за шанс и вскоре становится одним из главных актёров в целом ряде постановок.

В 1910-1912 годах Чарли вместе с труппой Карно был на гастролях в США. Следующие несколько месяцев в Англии приводят его к мысли, что нужно возвращаться в Америку, поэтому когда труппа снова собирается туда на выступления, Чарли тоже едет. Но с твёрдым решением остаться там.

На одном из выступлений Чарли попался на глаза кинопродюсеру Маку Сеннету, и тот пригласил его попробовать себя в киноиндустрии. Первые роли не принесли успеха: Сеннет уже даже начал подумывать, что ошибся, но актриса Мэйбл Норманд уговорила его дать мальчику ещё один шанс. И была права - фильмы с Чаплином начали приносить доход. Но Чарли хотел сам создавать сценарии и сам делать кино.

Рождение «Бродяги» и популярность

В феврале 1914 года появился первый фильм с бродяжкой Чарли «Детские автомобильные гонки». Образ неуклюжего молодого человека сложился буквально за несколько минут: слишком широкие брюки, большие башмаки, но не по размеру маленький котелок и усики. Как объяснил сам Чарли: усы он приклеил, чтобы не казаться слишком молодым, но в то же время не хотел ничем скрывать свою мимику.

Но работать на кого-то Чаплину уже не хотелось. Поэтому он уходит от Сеннета и в том же 1914 году выпускает свой фильм, где был и сценаристом, и режиссёром, и актёром. Такая жизнь ему по душе: заработки также выросли в разы. Это уже не 150 долларов в неделю, а минимум 1 250, и это не считая бонусов за контракты.

В 1917 году Чарли Чаплин становится самым дороги актёром своего времени - он заключает контракт на 1 млн долларов с киностудией First National Pictures.


Первые независимые фильмы

В 1919 году Чаплин совместно с Мэри Пикфорд, Дугласом Фэрбэнксом и Дэвидом У. Гриффитом организовал свою студию United Artists. Он начинает снимать полнометражные фильмы.

Но уже первую его работу - фильм «Парижанка» — публика восприняла довольно прохладно. Люди не хотели глубоких драм, им больше нравился бродяжка Чарли, над которым можно посмеяться. А вот критики оценили кино по достоинству, они поняли, что хоть Чаплин и успешный актёр, но прежде всего он - автор.

Потом появились его шедевры: «Золотая лихорадка» в 1925 и «Цирк» в 1928.

Несмотря на то, что фильмы уже начали делать со звуком, Чаплин хранил верность немому кино. Его последней картиной в этом жанре стал антигитлеровский фильм «Великий диктатор», который вышел в 1940 году. Больше бродяжка Чарли в его фильмах не появлялся.

В то же время власти США начинают гонения против Чаплина. Его подозревают в коммунизме, поэтому ФБР собирает на него компромат. «Великий диктатор» сыграл в Чаплином злую шутку: в странах, где процветает нацизм, его считают «грязным евреем», а в Америке ему пеняют, что он «тычет в зрителей коммунистическим пальцем». Зрители писали ему письма с угрозами, а прокатчики отмахивались - брать такую картину в прокат они не решались из-за скользкой тематики.

Следующий его фильм «Месье Верду» вообще запретили выпускать в прокат.

Отъезд из США, последние годы жизни

Когда в 1952 году Чарли Чаплин уезжает в Англию, чтобы представить там свой новый фильм «Огни рампы», возвратиться в США он уже не может - ему запретили обратный въезд.

Поэтому актёр покупает дом в Швейцарии в городе Веве.

В следующий раз он попадёт в Америку лишь в 1972 году - ему дадут кратковременную визу ради церемонии вручения премии Оскар.

Последним фильмом Чарли Чаплина стала картина «Графиня из Гонконга», главные роли в которой сыграли Софи Лорен и Марлон Брандо.

Умер актёр во сне 25 декабря 1977 года, похоронен на местном кладбище города Веве. На берегу Женевского озера поставили памятник актёру.


Титулы и награды:

В 1954 году его наградили Премией Мира.

В 1965 году стал лауреатом премии Эразма - за вклад в развитие европейской культуры.

В 1975 году королева Елизавета II посвятила Чарли Чаплина в рыцари.

Чаплин получил три Оскара: в 1929, 1972 и 1973.

  • Чаплин однажды инкогнито принимал участие в конкурсе двойников Бродяги в театре Сан-Франциско и даже не смог пройти в финал этого конкурса
  • Чаплин очень гордился тем, что в его жилах течёт капля цыганской крови - его бабушка происходила из семьи цыган.
  • Знаменитая стойка Чарли Чаплина с тросточкой - дань памяти отцу. Именно таким Чарли запомнил его из фотографии, увиденной в детстве.
  • Чаплин был четыре раза женат и имел 12 детей.
  • После смерти гроб с телом Чаплина похитили с целью выкупа. Преступников поймали, а тело актёра перезахоронили под почти 2-метровым слоем бетона.

В Восемь неизвестных фактов о Чарли Чаплине

1. Во времена маккартизма Чаплина обвиняли в том, что он коммунист и никому об этом не рассказывает. Особенно активные борцы содрали с Аллеи славы плитку с росписью и отпечатками ноги и рук Чаплина. Она потерялась, так что вернуть ее на место не удалось.


2. Чаплин, уже будучи всемирно знаменитым актером, поучаствовал в конкурсе на лучшего «Двойника Чарли Чаплина» и проиграл, заняв только третье место.

3. Тело Чаплина была украдено из могилы. Похитители требовали с родственников выкуп и угрожали уничтожить добычу, если не добьются своего. 11 недель спустя полиция их поймала, тело актера вернули, но чтобы избежать повторения событий, могилу на этот раз не стали засыпать землей, а залили цементом.

4. Чарли Чаплин стал первым в истории актером, фотографию которого опубликовали на обложке журнала. 6 июля 1925 года это сделал журнал «Тайм».


5. Чарли Чаплину ни разу не удалось выиграть «Оскар» в актерской категории. Тем не менее он стал единственным в истории человеком, которому сначала вручили два «Оскара» за общий вклад в развитие кинематографа (обычно эту награду дают тем, кто уже закончил свою карьеру), а потом еще один в номинации «Лучшая музыка к фильму».
6. Чарли Чаплин был известным сердцеедом. Несколько женщин судились с ним, требуя компенсации на содержание их общих не очень законно рожденных детей. В 1940 году в суд подала актриса Джоан Барри, и несмотря на то, что отцовство Чаплина не было доказано, судья, утомленный тем, что ему приходится разбираться с женщинами Чарли по несколько раз в год, заставил актера выплачивать мисс Барри ежемесячные алименты в размере $75 (огромные деньги по тем временам) до тех пор, пока этот не его ребенок не достигнет совершеннолетия. И Чаплин выплачивал.
7. Образ «Бродяги» Чаплин считал настолько удачным, что использовал его в 70 фильмах в течение 26 лет. На все нападки о том, что он неоригинален, Чаплин отвел: «Это ваши претензии неоригинальны».
8. В своей автобиографии, которую Чаплин назвал просто «Моя автобиография», актер прописал 12 истин, познание которых сделает вас счастливым человеком:

Если вы сегодня не смеялись - считайте, что день потерян.

В мире все непостоянно - особенно неприятности.

Жизнь кажется трагической, только если смотреть на нее со слишком близкого расстояния. Отойдите и наслаждайтесь.

Мы слишком много думаем и слишком мало чувствуем.

Чтобы научиться по-настоящему смеяться, научитесь играть с тем, что делает вам больно.

Не привыкайте к роскоши. Это грустно.

Провалы совершенно ничего плохого не значат. Нужно быть очень смелым человеком, чтобы с треском проваливаться.

Только клоуны по-настоящему счастливы.

Красота - это то, что не нужно объяснять. Ее всегда видно и так.

Иногда нужно делать неправильные вещи в правильное время и правильные вещи в неправильное.

Не поддавайтесь отчаянью. Это наркотик, который делает с человеком самое страшное - он делает человека безразличным.

Только чокнутый может выжить в этом сумасшедшем мире. Не стесняйтесь себя.

Рост Чаплина был всего 165 см., а вес 60 килограм.

У Чаплина были голубые глаза и темные кучерявые волосы, но актер стремительно поседел к 35 годам.

Уже став миллионером, Чаплин долго продолжал жить в третьесортном гостиничном номере. Он так же хранил студийные чеки в старом чемодане на протяжении долгих месяцев.

Чаплин был левшой, и даже на скрипке играл с левой руки.

Чаплин получил постоянную работу в театре в возрасте 14 лет - раньше, чем научился читать.

Чаплин симпатизировал коммунистам, ФБР завело дело на Чаплина ещё в 30-х годах — после фильма «Новые времена».

Чаплин прожил в США 40 лет, но так и не получил гражданства. Более того, с 1952 году въезд в США был ему закрыт, а для получения визы ему было нужно ответить комиссии департамента иммиграции на ряд обвинений политического порядка, а также на обвинение в моральной распущенности.

В 1917 году Чарли Чаплин стал самым дорогим актером того времени, заключив со студией «Фёрст Нэшнл» контракт на $1 млн.

Любимым видом спорта Чаплина был бокс, а любимым танцем - танго. В фильме «Огни большого города» он «совместил» бой на ринге с танго.

Чаплин продал все свои акции в 1928 году, основываясь на данных о безработице — до наступления Великой депрессии.

Во время Второй мировой войны «Комитет помощи России в войне» пригласил Чаплина выступить на митинге Свою речь Чаплин начал с обращения «Товарищи!» и призвал как можно скорее открыть второй фронт. После этого выступления (из-за произнесённого слова «товарищи») Чаплина стали считать коммунистом.

Во время съёмок фильма «Великий диктатор» Чаплина предупреждали, что у фильма будут неприятности с цензурой. Чаплина просили отказаться от производства фильма, уверяя, что он никогда не будет показан ни в Англии, ни в США чтобы не навредить нейтральным отношениям между США и Германией. После нападения Германии на СССР давление «сверху» прекратилось, но стали поступать письма от зрителей с угрозами. В некоторых из них угрожали, что в кинотеатры, в которых начнут показывать «Диктатора», будут кидать бомбы с удушливым газом и стрелять в экран.

После выхода «Диктатора» на экраны нацистская пропаганда начала называть Чаплина евреем. Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности начала расследование деятельности Чаплина, одним из пунктов расследования была его национальная принадлежность.

По данным документального фильма «The Tramp and the Dictator» (2001 год), фильм «Великий диктатор» был послан Гитлеру, и Гитлер посмотрел этот фильм (этот факт подтверждается свидетелями).

Во время съёмок фильмов Чаплина произошёл всего один несчастный случай. Травму получил сам Чаплин на съёмках фильма «Тихая улица».

Чаплин имел питал слабость к молоденьким девочкам-подросткам, например:

Он женился на Милдред Харрис, когда ей было 16 лет, ему было 28 лет.

Ему было 35 лет, когда он женился на Лите Грей, ей было 16. Биограф Чаплина Джойс Милтон писал, что отношения Чаплина и Литы Грей стали основой романа Набокова «Лолита».

Ему было 44 года, когда он женился на Полетт Годдар, ей было 19.

Ему было 54 года, когда он женился на Уне О"Нилл, ей было 18. Кроме того, от брака с Уной у него было 8 детей. Последнего ребёнка Уна родила, когда великому комику было 72 года.



Чаплин был также и неплохим композитором. Музыкальное сопровождение для многих своих фильмов он написал сам.

Чаплин однажды инкогнито принимал участие в конкурсе двойников себя самого (образ Бродяги). По одной версии он занял в конкурсе второе место, по другой версии — третье.

Чаплин был женат четыре раза, у него было 11 детей.

В 1928 году Чаплин был награжден специальным Оскаром за гениальность сценария, актерского мастерства, режиссуры и продюссерства за фильм "Цирк".

В 1954 году Чаплин был награждён советской Международной премией Мира.

В 1975 году Чаплин был посвящён в рыцари королевой Елизаветой II.

Любимым комиком Чаплина в последние годы его жизни был британец Бенни Хилл. Когда Хилл в 1991 году посетил семью Чаплина, ему показали большую коллекцию видео с шоу Бенни Хилла, собранную Чаплином.

Чаплин был назван №79 среди "Ста самых великих звезд всех времен" журналом Empire (Великобритания).

Последний фильм «Графиня из Гонконга» Чаплин снял в 1967 году - за 10 лет до своей смерти. Главные роли в фильме исполнили Софи Лорен и Марлон Брандо. Сам Чаплин появляется в фильме в эпизодической роли старого стюарда.

В 1978 году гроб с телом Чаплина был выкопан и похищен с целью получения выкупа. Полиция арестовала преступников, и Чаплин был перезахоронен 17 мая 1978 года.

16 апреля 1981 год, в 92 день рождения Чаплина, ему был установлен памятник в Лондоне на Leicester площади. Статуя находится недалеко от памятника Шекспиру.

ЧАПЛИН ЧАРЛИ

Полное имя – Чарльз Спенсер Чаплин

(род. в 1889 г. – ум. в 1977 г.)

Выдающийся киноактер, режиссер, сценарист, продюсер. Исполнитель 80 ролей в фильмах. Обладатель почетных наград: рыцарского звания ордена Британской империи (1975), ордена Почетного легиона, специальных премий «Оскар» за неоценимые заслуги в области киноискусства, за музыку к фильму «Огни рампы» (1972), золотого приза на Международном Венецианском кинофестивале и др. Владелец «Киностудии Чаплина», фирмы «Чарльз С. Чаплин фильм корпорейшн», совладелец фирмы «Юнайтед Артисте». Автор мемуаров «Моя биография» (1964) и альбома «Моя жизнь в фильмах» (1974).

В истории американского кино нет никого, кто стал бы так дорог миру, как Чарли Чаплин. «Малейший жест Чаплина так легко вызывает человеческие эмоции, что его поистине можно назвать «киноволшебником», – писал историк кино Льюис Джекобе. Такие таланты, как Чаплин, рождаются раз в столетие.

«Пятнадцатого числа сего года прошлого месяца жена мистера Чарльза Чаплина (в девичестве Лили Харли) родила прелестного мальчика. Мать и сын чувствуют себя хорошо», – сообщила в мае 1889 г. лондонская газета «Мэгнит». Это бесспорное свидетельство точной даты рождения будущего великого артиста было найдено в конце 80-х годов. Сам же Чаплин праздновал свой день рождения 16 апреля.

В его биографии много таких непроверенных фактов, одни он придумывал сам (рождение во Франции), другие не всегда верно определяют его биографы.

Маленький Чарли родился в восточной части Лондона, Ист-энде. Его отец, певец, рано оставил семью и вскоре умер от алкоголизма. Мать была когда-то неплохой актрисой мюзик-холла, талантливой имитаторшей, мимисткой, многому научившей сына. Но сильное нервное расстройство не позволило ей больше выступать на сцене, она часто лечилась в психиатрической больнице и не могла прокормить своих сыновей. Дети бродяжничали, питались отбросами, спали на скамейках, жили в приютах.

Первой школой для Чарли стала улица. «Половина моего детства, – вспоминал он, – прошла среди шлака и мусора закопченных пустырей». Жизнь лондонских улиц была разнообразна и поучительна для мальчика: быт, нравы, типы и характеры этих людей остались в его памяти навсегда и воплотились в созданных им кинокартинах.

Чарли вместе с братом Сиднеем стал зарабатывать на жизнь, давая представления на грязных тротуарах Лондона, в детском ансамбле «Восемь ланкширских парней» (1897), в маленьких театральных труппах. Пытаясь выжить, он осваивал новые эстрадные профессии: певца, клоуна, акробата, танцора, музыканта (скрипка и виолончель).

Ангажемент в захудалой труппе принес ему постоянный заработок и поездки по стране. Особой популярностью в его исполнении пользовался мальчик-газетчик («Джим, любовь Кокни») и смышленый грум Билли («Шерлок Холмс»). С работы в фешенебельном Вест-эндском театре и «Цирке Кейси» к Чарли Чаплину пришло первое признание его как актера комедийного жанра.

Сидней, поступив в труппу пантомим Фреда Карно, пристроил в нее и талантливого младшего братишку – «тщедушного, бледного, печального юношу». Здесь Чарли обучили тщательно выверять жесты, владеть лицевыми мускулами, акробатическими движениями, доводя все до графической точности, как того требовала пантомима. Неотъемлемыми элементами фарсов «Похитители сосисок», «Уроки бокса», «Вечер в Лондонском клубе» были пинки, пощечины, летающие торты и предметы. Труппа беспрерывно гастролировала по городам Англии, Франции и США. В Париже, впервые увидев «первого комедийного короля экрана» Макса Линдера, юный Чаплин почувствовал интерес к кино.

В октябре 1912 г. группа артистов отбыла в турне по Америке. Чаплин собирался купить аппарат и снимать их спектакли, но не смог осуществить эту идею из-за отсутствия денег. Вскоре кинематограф сам раскрывает двери перед талантливым юношей. Руководство одной из голливудских кинокомпаний «Кистоун», специализирующейся на выпуске комедий, трижды предлагает артисту работу на киностудии. Но только в 1914 г. Чаплин, подписав устроивший его контракт, решается уйти из театра Карно. Голливуд встретил его неприветливо, как чужеродный элемент. С ним никто не хотел работать. И только глубокий интерес к искусству кино заставил Чаплина остаться на киностудии.

Герой первой его картины, «Зарабатывая на жизнь», был злобен, коварен, жаден. Фильм не имел успеха, и Чаплин с согласия режиссера Лермана меняет маску. В картине «Детские автогонки в Венисе» (1914) впервые появляется привычный для нас Чаплин: узенький котелок, разбитые башмаки, утиная походка. Образ не то безработного, не то бродяги постепенно шлифуется в фильмах «Необыкновенное затруднительное положение Мейбл», «Между двумя ливнями» и других, но только после десятого фильма – «Мейбл за рулем» актер окончательно выбрал персонаж. Так появился вначале Джони, а затем – Чарли (во Франции его звали Шарло, в Испании – Карлито, в Германии – Карлшен).

Чаплин начинает сам писать сценарии и становится режиссером. За три дня он придумал сюжет и план одночасовой комедии и снял «Двенадцать минут любви». Еженедельно выходила новая комическая картина. Успех актерских и режиссерских работ Чаплина закрепил его положение на студии, а затем сделал его ведущим актером, звездой фирмы. За год он снялся в 35 фильмах и по реакции зрителей понял, что «обладает способностью вызывать не только смех, но и слезы». Слава и радовала, и пугала Чаплина, его «не оставляла мысль, что мир сошел с ума, что в славе этой есть что-то ненастоящее».

В 1916–1917 гг. он работает с фирмами «Эссеней», «Мьючуэл» и «Ферст нейшнл», а затем первым из актеров создает собственную «Студию Чаплина». На ней он проработал 35 лет. За эти годы самая скромная в мире киностудия стала самой знаменитой в Голливуде.

Начав самостоятельную работу, Чаплин резко сократил количество фильмов до одного в месяц, сняв с 1918 по 1922 гг. только десять двух– и трехчасовых фильмов. В картинах этого периода доминировали уже не трюк, а мысль, показ социальной среды и внутреннего мира героя. В фильмах «Полиция», «Скиталец», «Работа», «Банк», «Завербованный», «Солнечная сторона» пустого, бездумного человечка, задиру и драчуна постепенно вытесняет трогательный, вечно несчастный, влюбленный во все прекрасное бездомный скиталец. Чарли был бродягой и полицейским, отцом семейства и беглым каторжником – словом, рядовым американцем, маленьким человеком, живущим в вечном страхе, но нежным, добрым, сострадающим. Уже в фильмах «Бродяга» и «Банк» появились драматические и трагические нотки, получившие сильное звучание в дальнейшем творчестве Чаплина. А вот картины «Иммигрант» (1917), «Собачья жизнь» (1918), «На плечо» стали прямым откликом актера на события американской действительности, критиковали многие пороки общества.

Придуманная актером маска Чарли создавала не шутовской, а реалистический образ, изменив все искусство кинокомедии. Многим было не по душе это новаторство, они мечтали, чтобы «Чаплин кончился, истощился». Он постоянно испытывал сильный прессинг со стороны власть предержащих, но с поражающим упорством продолжал работать, не идя ни на какие уступки. В шестичасовом фильме «Малыш» (1921 г.) актер впервые осуществил свое желание снять произведение большой формы. Эта мелодрама о безработном стекольщике и его приемыше проникновенно выражала мечту чаплинского героя о счастье. Особенно трогательно было внешнее сходство маленького героя с большим, создающее слитный образ.

В картинах «Скиталец» и «Малыш» счастливая мелодраматическая развязка свидетельствует о том, что Чаплин еще не расстался с некоторыми иллюзиями. Но уже в «Пилигриме» (1923) за комедийным сюжетом скрывается гневное обвинение ханжеской Америки. Артист показал, что никаких перспектив у «маленького человечка» нет. Реакционные круги негодовали, а у зрителя творчество мастера получало все большее признание.

На смену лирико-драматическим комедиям приходит фильм «Парижанка» (1923) со своей драматической сатирой. Во вступительных титрах к нему говорится: «Человечество состоит не из героев и предателей, а из простых мужчин и женщин». И потому персонажи фильма впервые не разделены на героев и злодеев. Это не абстрактные носители добра и зла, а самые обыкновенные люди. Сатирическое разоблачение окружающего их мира достигает здесь таких масштабов, что камерная драма поднимается до высот трагедии. Но фильм с горьким концом (самоубийство героя) не имел успеха у американского зрителя, так как живо напоминал о действительности.

Последней поэтической сказкой Чаплина стал фильм «Золотая лихорадка» (1925). Сцена из него «Муки голода» стала классикой кинематографии. Картина с колоссальным успехом прошла на всех экранах мира и заняла первое место в десятке лучших фильмов года. Однако и это не помогло актеру, которому не могли простить «Парижанку» и «Пилигрима». Травля Чаплина была развязана во время съемок фильма «Цирк». Поводом к ней послужил развод актера со второй женой Лиллитой Мак-Мюррей, а «целью» – укрепление нравственности. Только общественное мнение спасло его от высылки из страны. Разразившийся судебный процесс состарил Чарли на 20 лет и обошелся ему в 625 тыс. долларов.

Однако после него актер опять окунулся в работу. Трогательная любовь бродяги к слепой девушке в фильме «Огни большого города» (1931) разворачивается на фоне современной американской жизни с ее контрастами бедности и богатства. Это история гибели всех и всяческих иллюзий и бескорыстия человеческих отношений. В конце фильма герою остается только надежда на личное счастье. Этот шедевр чаплинского искусства едва не стал его последней работой из-за отказа руководства «Юнайтед Артистс» распространять фильм. Сохранить творческую независимость и донести до зрителей свои произведения ему помогла лишь единодушная поддержка деятелей кино многих стран мира.

Следующий фильм «Новые времена» (1936) явился логическим продолжением рассказа о судьбе «маленького человечка», впервые ставшего на путь протеста. Картина начинается с весьма символичного показа стада овец, гонимых на бойню, и сменяется огромной толпой людей, которая вливается в метро, а затем устремляется в ворота завода. Эта и многие другие сцены фильма показывали, что «мир стал местом больших скоростей, безработицы, голода, бунтов и угнетения». Они потрясали зрителя, но не устраивали хозяев киноиндустрии, и потому самые острые места из фильма были вырезаны.

С приходом в кинематограф звука перед Чаплином встала и проблема озвучивания своего персонажа. Он долго не решается дать голос Чарли, так как это могло бы изменить весь облик героя. «Это бы убило мою 20-летнюю работу над образом», – говорил актер. Но в картине «Великий диктатор» Чарли в облике маленького парикмахера, одетого в солдатскую форму, все же заговорил, призывая людей сражаться за свою свободу. В этом фильме Чаплин перешел от социальных проблем к политическим. Маленький человек стал большим – борцом против голиафов империализма. Чарли боролся на экране, а Чаплин – в жизни. На него обрушилась новая волна травли, возглавляемая германским посольством. От суда актера спас только налет японской авиации на Пёрл Харбор.

Философский фильм «Мсье Верду» (1947) имел подзаголовок «комедия убийств» и стал самой горькой из всех чаплинских картин. Ожесточившийся «маленький человечек» ради денег становится женоубийцей. Слова героя на суде: «Одно убийство делает человека злодеем, а миллион убийств делают из него героя. Масштабы все оправдывают», – заклеймили лживость, двуличие и хищничество американского общества. Прощения Чаплину от сильных мира сего уже не было. Его обвинили в антипатриотизме, вспомнив даже поддержку сражающейся России. В очередной раз воспользовавшись судебным разбирательством по ложному обвинению Чаплина во внебрачных детях, Америка изгоняла лучшего своего актера комедии. Делом Чаплина занималась комиссия по расследованию антиамериканской деятельности. Обвинений набралось на 400 страниц. Но и сам актер объявил «войну Голливуду». И пока она шла, Чаплин снял фильм о поэтической любви, о доброте и взаимопомощи. Более трех лет он работал над сценарием фильма «Огни рампы» (1952). Фильм стал гимном великой любви к человеку и к жизни, а также последней чаплинской картиной на студиях Голливуда. В 1952 г. Госдепартамент США запретил актеру въезд в страну. Чаплин признавался, что «никогда не думал, что удар будет таким сокрушительным». В 1953 г. Чаплин покинул Америку и поселился в Швейцарии.

Последнюю свою картину «Графиня из Гонконга» великий актер снял в 1966 г. в Англии. Главные роли в ней сыграли Марлон Брандо и Софи Лорен, а также четверо детей Чаплина. Сам он взял себе крохотную роль старого стюарда. Но картина оказалась неудачной и провалилась в прокате, а ее создатель навсегда распрощался с кино. Отныне он погружается в мир воспоминаний, работая над книгами мемуаров, и, как никогда раньше, уделяет время семье.

Нужно заметить, что личная жизнь Чарли Чаплина всегда протекала бурно, что создавало ему скандальную репутацию. Он был четырежды женат, имел многочисленные связи и романы с молоденькими актрисами и долгое время не мог соединить любовь и секс под крышей собственного дома. От второго брака с Лиллитой Мак-Мюррей у него остались двое сыновей – Чарльз и Сидней и громкий бракоразводный процесс. Третьей женой актера стала Полетт Годцар. Чаплин прославил ее ролью в «Новых временах», после чего они по-хорошему расстались.

И только на 55 году жизни он встретил семнадцатилетнюю Уну О’Нил, которая стала ему верной женой и матерью восьмерых детей. Уна оказалась его сказочной принцессой, и они были счастливы на протяжении 40 лет совместной жизни.

В 83 года вместе с женой Чаплин опять пересек океан, чтобы получить долгожданное признание на родине – специальный «Оскар» и самую долгую овацию в истории вручения этой награды. Штаты устроили настоящий праздник по поводу его возвращения. Он простил американцев, как детей, которые нашалили, и был счастлив.

Секрет фантастического таланта актера и небывалого долголетия его фильмов до сих пор так и не раскрыт, так же как не рассказана до конца история Чарли Чаплина. Ведь у нее не может быть конца, как не было его в старых немых фильмах. В них бродяга Чарли, заставив всех вдоволь посмеяться и погрустить, уходил по дороге куда-то в глубь кадра, он всегда уходил не прощаясь, и его история продолжается, пока продолжается кино.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Размышления автора Дитрих Марлен

Чаплин Гигант нашей профессии - Чарли Чаплин.Мы стали друзьями между его очередными разводами и проводили друг с другом многие «ранние вечера». Я говорю «ранние», потому что оба мы на следующее утро должны были работать: он - по своим планам, я - по сценарному плану

Из книги Кинозвезды. Плата за успех автора Безелянский Юрий Николаевич

Из книги Чарли Чаплин автора Кукаркин Александр Викторович

А.В. КУКАРКИН "ЧАРЛИ ЧАПЛИН" Издание второе, доработанное и дополненное Хотя моя работа сильно стилизована, но она всегда была пронизана человечностью. Началась она как чистейший фарс, а затем вылилась в создание почти нормального человеческого характера. Чарльз

Из книги Аркадий Райкин автора Уварова Елизавета Дмитриевна

Глава VIII. ЧАРЛИ И ЧАПЛИН

Из книги 50 знаменитых любовников автора Васильева Елена Константиновна

Чаплин и чаплинское Чарлз Спенсер Чаплин был кумиром не одного поколения. Советские зрители впервые познакомились с ним в 1924- 1925 годах, когда в прокате появилось сразу около тридцати короткометражных фильмов, созданных в течение 1914 года фирмой «Кистоун». Это были первые

Из книги Черчилль-Мальборо. Гнездо шпионов автора Грейгъ Ольга Ивановна

Чаплин Чарли Полное имя Чарльз Спенсер Чаплин (род. в 1889 г. - ум. в 1977 г.)Выдающийся американский киноактер, сценарист, режиссер, продюсер, автор музыки к своим фильмам, интимная жизнь которого была бурной и насыщенной, но не всегда счастливой.Нет человека, над которым бы

Из книги Мэрилин Монро. Жизнь в мире мужчин автора Бенуа Софья

Глава 20 «ГОЛЛИВУДСКИЙ БОЛЬШЕВИК» ЧАРЛИ ЧАПЛИН О ЧЕРЧИЛЛЕ И О СЕБЕ Думается, роль британской подданной Шеридан в истории семейного клана Черчиллей вполне ясна. Как и роль Британии в становлении советской власти на территории, поименованной Союзом ССР. Однако историки,

Из книги Великие истории любви. 100 рассказов о большом чувстве автора Мудрова Ирина Анатольевна

Глава 9 Билл Бернсайд, Чарли Чаплин, Джон Каррол. Короткий роман на троих Еще в тот момент, когда юная статистка была в буквальном смысле выброшена на улицу и не имела никаких источников дохода, на ее жизненном пути появился сорокатрехлетний Билл Бернсайд. Он помог ей

Из книги Великие американцы. 100 выдающихся историй и судеб автора Гусаров Андрей Юрьевич

Чаплин и Уна Под венец Чаплин шел 4 раза. Женщин у него было больше, чем ролей. Но настоящая любовь пришла лишь однажды, любовь безмятежная, счастливая и искренняя. Этой любовью стала Уна ОНил, дочь известного драматурга Юджина О’Нила.К тому времени, когда Чаплин встретил

Из книги 50 гениев, которые изменили мир автора Очкурова Оксана Юрьевна

Маленький бродяга Чарльз Спенсер (Чарли) Чаплин (Charles Spencer «Charlie» Chaplin) (16 апреля 1889, Лондон, Великобритания - 25 декабря 1977, Веве, Швейцария) Без Чарли Чаплина не было бы кино. Без кино не было бы Голливуда. Без Голливуда не было бы Америки. Самый американский режиссер Чарльз

Из книги 100 знаменитых американцев автора Таболкин Дмитрий Владимирович

Чаплин Чарли Настоящее имя – Чарлз Спенсер Чаплин (род. в 1889 г. – ум. в 1977 г.) Выдающийся американский киноактер, режиссер, сценарист, продюсер, автор музыки к своим фильмам, живая легенда и символ кинематографа. Исполнитель 80 ролей в фильмах. Владелец «Киностудии

Из книги 100 знаменитых евреев автора Рудычева Ирина Анатольевна

ЧАПЛИН ЧАРЛИ Полное имя – Чарльз Спенсер Чаплин(род. в 1889 г. – ум. в 1977 г.) Выдающийся киноактер, режиссер, сценарист, продюсер. Исполнитель 80 ролей в фильмах. Обладатель почетных наград: рыцарского звания ордена Британской империи (1975), ордена Почетного легиона,

Из книги «В институте, под сводами лестниц…» Судьбы и творчество выпускников МПГУ – шестидесятников автора Богатырёва Наталья Юрьевна

ЧАПЛИН ЧАРЛИ Полное имя – Чарльз Спенсер Чаплин(род. в 1889 г. – ум. в 1977 г.) Выдающийся американский киноактер, режиссер, сценарист, продюсер. Исполнитель 80 ролей в фильмах. Обладатель почетных наград: рыцарского звания ордена Британской империи (1975 г.), ордена Почетного

Из книги Черчилль и древняя тайна «Заговора рептилий» автора Грейгъ Ольга Ивановна

Чарли Чаплин, или несостоявшееся интервью В 1961 году Владимир Дворцов освещал чемпионат мира по хоккею, который проходил в Швейцарии. В свободное от матчей время бродил по берегу Женевского озера и оказался около виллы Чарли Чаплина.«Он прогуливался по своему большому

Из книги автора

Из книги автора

Глава 20. «Голливудский большевик» Чарли Чаплин о Черчилле и о себе Думается, роль британской подданной Шеридан в истории семейного клана Черчиллей вполне ясна. Как и роль Британии в становлении советской власти на территории, поименованной Союзом ССР. Однако историки,