» » Анализ произведения «451 градус по Фаренгейту» (Брэдбери). Угрожает ли научный прогресс человечеству? (по роману Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»)

Анализ произведения «451 градус по Фаренгейту» (Брэдбери). Угрожает ли научный прогресс человечеству? (по роману Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»)

Проблематика романа «451 по Фаренгейту»

Роман Рэя Брэдбери «451 по Фаренгейту» представляет собой тематически расширенную версию рассказа «Пожарник», опубликованного в журнале «Гэлэкси Сайенс Фикшн» в феврале 1951 г., и являет нам целый комплекс проблем, с которыми, по мнению автора, со временем, возможно, придётся столкнуться человечеству. Название романа происходит от химического свойства бумаги самовоспламеняться при температуре 451 градуса по Фаренгейту (233 градуса по Цельсию).

Изображая Америку ХХI века, Брэдбери моделирует картину будущего на основе существующих сегодня тенденций. Писатель в своём романе создаёт антимодель с помощью символики своих фантазий. Он размышляет о судьбах земной цивилизации, о будущем Америки, с её нестандартно сформировавшимся менталитетом, с её национальным колоритом. США, выведенные в книге, -- это, по сути дела, всё те же Соединённые Штаты ХХ столетия, с их культурой потребления, с навязчивой рекламой в подземке, с «мыльными операми» и искусственно уютным мирком коттеджей. Только всё доведено до крайности, до того самого пресловутого «абсурда»: пожарники не тушат пожары, а сжигают запрещённые книги; людей, предпочитающих ходить пешком, а не ездить на машинах, принимают за сумасшедших; возбраняется даже любоваться природой. Малейшие отступления от общепринятого образа жизни вызывают репрессии [Любимова 2001].

Развитие науки, стремительный рост технологий изменил мышление людей. Технический прогресс значительно облегчил жизнь человека, вместе с тем сильно подавив у него инстинкт самосохранения. Выжить в новом обществе, становящемся не только технократическим, но и тоталитарным, людям помогают стадные чувства, и прежде всего это сказывается на духовных сторонах жизни человека. Нормой поведения становится потребительское существование, при котором единственную пищу для ума дают развлечения, реальность заменена примитивными телеиллюзиями [Зверев 1989].

Мир, описанный Брэдбери, стал таким не в одночасье. В ХХ веке к таким средствам массовой информации и связи, как газеты, почта, телеграф, телефон, добавились радио, телевидение, видео -- и аудиосистемы, компьютерная сеть и т.д. Значительно возросли объёмы информации, поглощаемой человеком, что привело к информационным перегрузкам. Зачастую несущая в себе разрушительное, агрессивное начало, а порой обладающая противоречивым, конфликтным характером, информация начала оказывать негативное воздействие на психику и здоровье людей. Возникла необходимость создания методов защиты от такого воздействия. Рэй Брэдбери в своём романе представляет один из вариантов решения данной проблемы: репрессии по отношению к литературе начались не сами собой -- они вынужденная мера. Когда в какой-то момент стало ясно, что информационную сферу нужно сокращать, возник вопрос: какую её область? Без средств связи уже не обойтись, а телевидение и реклама уже давно стали неотъемлемой частью жизни людей, и слишком многие в них заинтересованы с практической точки зрения. Решение было найдено в избавлении от книг [Чаликова 1991].

Попытку аргументировать это решение делает сослуживец и оппонент главного героя Гая Монтэга, брандмейстер Битти. Причиной, по которой книги отходят на задний план, он видит экстенсивное развитие культуры, её расширение с неизбежной девальвацией: «Раз всё стало массовым, то и упростилось... Когда-то книгу читали лишь немногие -- тут, там, в разных местах. Поэтому и книги могли быть разными. Мир был просторен. Но, когда в мире стало тесно от глаз, локтей, ртов, когда население удвоилось, утроилось, учетверилось, содержание фильмов, радиопередач, журналов, книг снизилось до известного стандарта. Этакая универсальная жвачка... Книги уменьшаются в объёме. Сокращённое издание. Пересказ. Экстракт... Из детской прямо в колледж, а потом обратно в детскую... Срок обучения в школах сокращается, дисциплина падает, философия, история, языки упразднены. Английскому языку и орфографии уделяется всё меньше и меньше времени, и наконец эти предметы заброшены совсем...» [Брэдбери 2008, 114].

Итак, зачем книги, если есть телевизор, рассуждает Битти. Да и от чтения больше вреда, чем от просмотра телепередач -- книги тревожат, заставляют думать. Они опасны! Люди, читающие книги, становятся «интеллектуалами», выделяются из остальной публики, на что-то претендуют. «...Книга -- это заряженное ружьё в доме соседа, -- заявляет Битти. -- Почём знать, кто завтра станет очередной мишенью для начитанного человека? Может быть, я?».

Как быть? Очень просто: взять и запретить, сжечь. Пожарных, объясняет Битти, «сделали хранителями нашего спокойствия. В них, как в фокусе, сосредоточился весь наш вполне понятный и законный страх оказаться ниже других. Они стали нашими официальными цензорами, судьями и исполнителями приговоров... ... Цветным не нравится книга «Маленький чёрный Самбо». Сжечь её. Кто-то написал книгу о том, что курение предрасполагает к раку лёгких. Табачные фабриканты в панике. Сжечь эту книгу. Нужна безмятежность, Монтэг, спокойствие» [Брэдбери 2008, 124].

Роман «451 градус по Фаренгейту» -- тонкая и искусная критика общества потребления, страх перед его деградацией, предостережение обывателю. Описанное Брэдбери общество потребления сжигает на кострах не книги, оно сжигает самого себя - свою историю, свою культуру. Ценность романа -- в той страшной картине будущего, которая вполне может стать правдой. Американский идеал беззаботной жизни, мечты о всеобщем равенстве, отсутствие лишних тревожных мыслей - этот предел мечтаний общества может обернуться и кошмаром, если не внять предостережениям автора [Новиков 1989].

Оба рассматриваемых в исследовании романа написаны примерно в одно время, что сводит к нулю вероятность использования одного романа при написании другого, но, тем не менее, произведения имеют множество общих черт, позволяющих отнести эти произведения к антиутопическому жанру.

1) В обоих произведениях действие разворачивается в странах, где происходит более или менее ярко выраженное насилие над личностью, ограничение её свобод. Степень личностной несвободы в произведениях различна. Оруэлл описывает типично тоталитарное общество со всеми его атрибутами, как то строгие регламентированные нормы поведения, слабое экономическое развитие, фигура вождя в образе «старшего брата», тотальное наблюдение за каждым человеком. Брэдбери предлагает нашему вниманию совершенно другое, с виду, общество. На первый взгляд, в мире Брэдбери царит полное благополучие: нет голода, явного насилия, более того, отсутствует видимая власть, нет ни картин лидеров, ни трансляции пламенных речей, ни каких либо других атрибутов тоталитаризма, однако благополучие этого мира является лишь внешним [Шишкин 1990].

2) Следуя канонам жанра, протагонисты романов противопоставлены обществу, их отличное от общей массы мышление вынужденно вовлекает их в борьбу против этой массы. Борьба Уинстона Смита заканчивается поражением, так как описанный Оруэллом мир в своей тоталитарности устойчив и совершенен настолько, что у героев оппозиции не остаётся никаких шансов. Рэй Бредбери отнёсся к своему герою чуть лояльнее. Мир романа «451 градус по Фаренгейту» менее жесток по сравнению с миром, представленным Оруэллом. Бредбери оптимистично допускает возможность сопротивления, потребительскому обществу противопоставлены загнанные в леса хранители культурного наследия, люди-книги, к которым впоследствии и отправляется главный герой романа Гай Монтег [Шишкин 1993].

3) Сходной является роль женщин в обоих романах. Образ мысли главного героя сравнивается с образом мысли абсолютно лояльных социуму людей, и как ни странно, у обоих авторов в роли такой противоположности выступают жёны героев (в случае с Оруэллом - бывшая жена). И Уинстон Смит, и Гай Монтег страдали от абсолютного конформизма столь близких (или теоретически должных быть близкими) людей. Сходно у обоих авторов и то, что катализатором, взбунтовавшим обоих героев против режима, стала девушка: Кларисса у Брэдбери и Джулия у Оруэлла.

4) Обращает на себя внимание и социальный статус главных героев обоих романов, оба они имеют некоторое положение в обществе и имеют доступ к определённому набору благ. Следовательно, нельзя сказать, что им было совершенно нечего терять. Однако внутренняя свобода на другой чаше весов перевешивает в обоих произведениях.

5) Чрезвычайно схожи и способы воздействия властей на умы населения; в обоих романах наиболее важным способом влияния на человека является телевидение, транслирующее огромное количество патриотических программ у Оруэлла или совершенно бессмысленные мыльные оперы у Брэдбери.

6) Главной движущей силой, заставившей героев поставить на кон всё, что они имели, и даже свою жизнь, стали две вещи: любовь и литература. Движение к знаниям двигало этими людьми. Нельзя не обратить внимание на то, что профессией обоих было уничтожение информации: как сжигание книг у Брэдбери, так и работа над корректированием истории у Оруэлла.

Таким образом, обнаружив столько общих черт в произведениях этих достаточно разных писателей, можно сделать вывод, что взгляды антиутопистов на угнетение нравственных свобод весьма схожи, также схожи и их взгляды на те силы, которые должны противостоять злу: любовь, верность, тяга к знанию и независимости мышления. В современном авторам буржуазном обществе они уже видели элементы «программирования личности» [Лазаренко 1991]. Нравственную позицию обоих писателей можно проиллюстрировать высказыванием Р.Эмерсона: «Истинный показатель цивилизации - не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожаев, а облик человека, воспитываемого страной».



Ну, вы поняли…

— Люди ни о чем не говорят.
— Ну да! Так уж ни о чем?

Речь пойдет об одной из самых известных в мире антиутопий – “451 градус по Фаренгейту” Рэя Брэдбери.

«…Сожжем всех, сожжем все. Огонь ярок и огонь чист.»

Рэй Брэдбери рисует перед нами картину недалекого будущего, где на пути ко всеобщему счастью под запретом оказались книги. Жизнь людей насыщена самыми разнообразными развлечениями: говорящими телестенами, мобильными радио, аттракционами… Из литературы выжили только комиксы. А вот книги читать нельзя! «А книга – это заряженное ружье в доме соседа. Сожги ее! Разряди ружье!» (451 градус по Фаренгейту – это температура возгорания бумаги).

В этом удивительном будущем дома стали огнеупорными. И пожарная служба, перестав тушить пожары, начала их разжигать… Она выезжает по вызовам в дома, где хранятся книги, и ликвидирует их (и книги, и дома, и иногда даже жильцов). Работа осуществляется, разумеется, строго по доносам! В этой-то службе и работает главный герой книги Гай Монтаг.

По ряду причин главный герой начинает задумываться о происходящем вокруг, анализировать мироустройство и приходит к выводу, что существующее положение вещей его не устраивает. Он становится изгоем в этой системе.

Роман “451 градус по Фаренгейту” – одна из самых знаменитых и выдающихся антиутопий. И это совершенно не удивительно! Здесь есть все: колоритные персонажи, с пугающей точностью описанный мир, интересные детали вроде механической гончей для отлова преступников… Сюжет увлекает и заставляет сопереживать главному персонажу, болеть за него. Описания такие живые, что невольно начинаешь чувствовать и запах прелых листьев, и порывы ветра.

Однако же, антиутопия Брэдбери является своего рода белой вороной в жанре антиутопий, и этим она интересна вдвойне.

Слыша “антиутопия”, мы сразу представляем себе некое тоталитарное государство, кровавых диктаторов или жестко идеологизированное общество, в котором «специальные люди» борются с любым проявлением инакомыслия. Общество, люди в котором глубоко несчастливы из-за своей абсолютной несвободы. Они лишь безмолвные винтики системы, неспособные ничего изменить, это, можно сказать, классический образ антиутопии.

Хаксли рисует нам кастовую систему, в которой каждый человек с самого своего рождения играет заранее отведённую ему роль. Оруэлл рассказывает о единственно правильной точке зрения, идеологии, которой должны придерживаться все члены общества, иначе к тебе приедет черный воронок. Ну а все эти новомодние Голодные Игры и Дивергенты показывают нам утрированный, полудурошный тоталитаризм, построенный на бессмысленном истреблении подростков.

Произведение Брэдбери качественно отличается от этого подхода, показывая нам общество счастливых людей, общество, в котором нет тиранов, гестапо, деспотичной идеологии.

Если ты не хочешь, чтобы политика оборачивалась для человека бедой, сделай так, чтобы он не ломал голову, разглядывая дело с плохой и хорошей стороны. Покажи ему только одну сторону. А еще лучше – не показывай ни одной.

Это мир, где люди не задумываются о политике, экономике, каких-либо проблемах. Это общество победившего потребительства, мир вещей. Люди замкнуты в круговороте из работы, домашних забот и непрекращающихся развлечений. Люди разобщены, равнодушны и даже жестоки друг к другу… Ничего не напоминает?

На протяжении чтения книги, тебя не покидает ощущение, что Брэдбери вовсе не придумывал никакого нового мира, он просто взял тенденции общественного развития современного ему мира, прибавил к ним сотню-другую лет и — вуаля! Вот оно, наше с вами ближайшее будущее. И такой мир с распростёртыми объятиями ждёт нас не по воле злых гениев, человеконенавистнических идей, нет, что вы! Мы сами делаем его таким, сами выбираем себе такое будущее.

Брэдбери пишет: книги под запретом, но так сложилось исторически – они сами вымерли ещё до возникновения этого запрета.

Я читаю: Серьёзные произведения в лучшем случае выпускаются десятитысячными тиражами. А бульварные книжонки сотнями тысяч. Штампующаяся литература, где одна-единственная захудалая мысль размазана на 200 страниц… Книжонки про то, как Она встретила Его. И все! С вас достаточно!


Брэдбери пишет: Люди целыми сутками вовлечены в громкий и яркий мир поверхностной информации. Они слушают радио и смотрят телестены. Герои телесериалов для них как члены их собственной семьи, или даже ещё ближе.

Не видите ли вы сквозь эти строки толпы сериальщиков всех мастей, любителей ток- и реалити-шоу? Прилежных смотрителей “Дома-2” и потребителей очередных «Ментовских войн»? А ведь сейчас активно вводится в эксплуатацию технология виртуальной реальности, перестающая быть фантазией писателей и становящаяся бытовым развлечением.

Почему по телевизору не показывают научно-просветительские передачи? Почему он нас ничему не учит, а лишь развлекает? Ответ прост — невыгодно, их никто не смотрит, у них маленький рейтинг.

Вместо полезной информации и поводов для размышления, в мире Брэдбери людей набивают бесполезными фактами, увлекают глупыми викторинами и спортивными и не очень соревнованиями…
Ну, вы поняли…

Брэдбери пишет о разобщении людей. Они стали эгоистичны, замкнуты только на себе до такой степени, что совершенно не интересуются друг другом. Супруги не помнят, где познакомились. Люди не желают заводить детей, чтобы не тратить на них силы и время, а если и заводят, то всеми силами стараются на них не отвлекаться. Они сажают их перед телестенами и забывают об их существовании.
Видимо, описывая это в далеком 1953 году мистер Брэдбери пытался предостеречь нас от чего-то важного, не так ли? Едва ли он ожидал, что чем быстрее будут развиваться технологии, тем раньше в их использование будут вовлекать детей. И к 2017 году дети, еще не научившиеся говорить, будут способны включить себе на планшете любимый мультфильм, не прибегая к помощи взрослых! Зато он молчит. Он занят. Он никому не мешает…

Равнодушное отношение друг к другу, к войне, к тому, что весь мир катится в пекло. Ограниченность мышления и, главное, совершенное нежелание задавать какие-либо вопросы. Довольствование яркими и громкими глупостями – лишь бы картинка плясала!

— Люди ни о чем не говорят.
— Ну да! Так уж ни о чем?
— Нет, не в буквальном смысле. Большей частью они перечисляют марки автомобилей, сыплют фирменными названиями одежды, хвастаются плавательными бассейнами, и через слово – «это потрясно!». Но ведь все говорят одно и то же, никто не скажет что-нибудь отличное от других.

Я даже сама не могу точно сказать, про какой из миров я пишу – мир книги «451 градус по Фаренгейту» или современный социум?

Это произведение даёт богатую пищу для размышлений и заставляет задуматься о том, куда мы движемся, или попросту катимся. А разве не в этом смысл настоящей литературы?

Да, эта книга была высоко оценена несколькими поколениями читателей, но смогли ли они извлечь из неё какой-то урок? И не получится ли так, что наши ближайшие потомки будут сжигать в том числе и её?

Перед глазами читателей предстают Соединенные Штаты в эпоху сравнительно недалекого будущего, как представляет его себе сам автор в 50-е годы 20 века. Гай Монтэг, молодой мужчина в возрасте около 30 лет, служит в команде пожарников. Однако перед ним и его коллегами стоит задача не защищать здания и людей от огня, а разыскивать книги и немедленно сжигать их, точно так же сжигаются и дома людей, которые держат у себя печатные произведения.

Монтэг усердно выполняет свой служебный долг уже на протяжении ряда лет, не задавая себе вопросов, почему от книг необходимо немедленно избавляться. Однако случайно встретившаяся на его жизненном пути юная девушка по имени Кларисса заставляет мужчину задать себе те вопросы, которые никогда ранее не приходили ему в голову. Новая знакомая Гая любит мир природы и уединение, в отличие от большинства своих ровесников, обожающих скоростную езду, аттракционы и непрекращающиеся весьма примитивные сериалы. Именно эта девушка вынуждает Монтэга задуматься о том, является ли он счастливым человеком в той высокотехнологичной Вселенной, в которой обитают он и многие миллионы его соотечественников. Пожарный начинает размышлять о том, насколько уныла, бесчеловечна и лишена всякого душевного тепла окружающая его обстановка.

В это же время с супругой Гая Милдред происходит несчастный случай, едва не закончившийся трагически. Женщина по ошибке принимает слишком много снотворного, однако муж успевает вызвать «Скорую помощь», и медики спасают Милдред, используя для переливания крови новейшие приспособления. Супруги Монтэг состоят в браке уже довольно давно, однако у них так и не появилось ребенка, молодая женщина никогда не стремилась стать матерью. Каждый из двоих существует в собственном мире, муж и жена фактически не разговаривают между собой. Милдред всецело поглощена просмотром многочисленных сериалов, стены их квартиры представляют собой огромные телеэкраны, и жена Гая желает, чтобы и четвертая стена помогала ей поддерживать ощущение общения с героями телевизионных новелл.

Несколько встреч с Клариссой во многом меняют Монтэга, он пытается разговаривать с товарищами о смысле их работы, однако они категорически не желают его понимать, намекая на полнейшую неуместность подобных бесед. Во время очередного вызова хозяйка жилища, в доме которой обнаруживаются книги, отказывается уходить прочь и сгорает в огне вместе с дорогими для нее литературными произведениями.

Гай до глубины души потрясен случившимся. На следующее утро мужчина просто не в силах, как обычно, выйти на службу, он жалуется жене на неважное самочувствие, но Милдред испытывает лишь раздражение от того, что ее супруг отступает от привычных, стереотипных действий и установок. К тому же Монтэг узнает от жены о том, что его новая подруга Кларисса совсем недавно погибла под колесами автомобиля, и семья девушки уже уехала с прежнего места жительства.

К Гаю прибывает его руководитель мистер Битти, он старается вернуть подчиненного к его прежнему душевному состоянию, рассказывая о том, что в нынешнем веке скоростей и высоких технологий произведения классиков уже совершенно не нужны, на их чтение нельзя затрачивать более 15 минут, и даже это время необходимо сократить до минимума. В этом обществе любого человека стремятся превратить в марионетку, не имеющую никаких собственных взглядов и желаний, манипулировать которой не составляет никакого труда. Начальник говорит Монтэгу о том, что люди должны быть абсолютно одинаковыми, тогда в обществе наступит полный порядок, и все граждане станут безоблачно счастливыми, в глазах Битти книга является неким заряженным ружьем, которое жизненно необходимо разрядить, то есть сжечь. Однако Гай уже прячет у себя те книги, которые ему удалось изъять из сожженного его командой жилища. Мужчина предлагает жене прочесть их совместно, но Милдред не разделяет его желания.

Пожарник стремится найти каких-либо единомышленников, он начинает общаться с профессором по фамилии Фабер, давно уже находящимся на подозрении у коллег Монтэга. Сначала ученый относится к Гаю с подозрением, но затем убеждается в том, что этот молодой человек заслуживает доверия. Фабер мечтает о возобновлении книгопечатания, полагая, что после третьей атомной войны американцы наконец потянутся и к чтению, хотя бы немного забыв о тотальном засилье телевидения.

Угроза войны становится все более реальной и зримой, по радио уже объявляется всеобщая мобилизация. Монтэг ссорится с женой, совершенно не желающей интересоваться книгами. Отправившись на работу, он получает очередной вызов. К своему удивлению, Гай вместе с командой прибывает к собственному дому. Выясняется, что подруги Милдред поторопились донести о нахождении в его жилье литературной продукции.

Выполняя распоряжение начальника, Монтэг сжигает свой дом. Но затем мистер Бинти видит приемник, данный Гаю для связи профессором Фабером, и молодой мужчина уничтожает его и двух других товарищей с помощью огнемета, не видя для себя иного выхода.

С этого момента пожарник превращается в опасного преступника, разыскиваемого и преследуемого повсеместно. Однако тут же начинается и настоящая война, поэтому Монтэгу все же удается скрыться. По указанию профессора Гай ускользает из города и далее встречает весьма необычных людей. Ему становится известно о том, что в действительности в Соединенных Штатах уже давно имеется оппозиция действующей политике, и интеллектуалы, желая противостоять варварскому уничтожению книг, буквально заучивают достаточно объемные литературные творения наизусть. Каждый из них запоминает какую-либо ценную книгу, и все с нетерпением ожидают, когда накопленные ими сведения потребуются обществу.

Существует надежда, что эти люди действительно стараются не напрасно. На город, покинутый Гаем Монтэгом, сбрасывается множество вражеских бомб, и от технологического совершенства, полностью лишенного всяких проявлений человечности, остаются только руины.

Персонажи Р. Брэдбери - одиночки, бросающиеся в безнадежную схватку, стремясь не столько победить, сколько утвердить свое человеческое достоинство.
А. Мейер
Любовь к человеку, ненависть ко всему ему враждебному - к тому, что мешает человеку быть достойным этого гордого звания, - такова движущая сила творчества Р. Брэдбери. Эта неразделимая "любовь-ненависть" помогла ему создать, может быть, самый сильный из бесконечного множества написанных в нашем веке романов-предупреждений - "451° по Фаренгейту", книгу, принесшую автору всемирную известность.
С ужасом взглянул мир на отблески пламени от горящих книг, порожденные зловещими пожарниками Брэдбери, который перенес действие своего романа в те времена, когда книги стали сжигать за то, что они заставляют людей думать. Профессия главного героя романа Гая Монтэга - пожарный, но пожарный, вооруженный не брандспойтом с водой, а огнеметом с керосином. Он не тушит, а разжигает пожары. Действительно, так случалось не раз: то, что призвано спасать людей, помогать им, делать жизнь счастливее, внезапно оборачивается против них, начинает давить, угнетать, угрожать, наконец, убивать. Нечто подобное происходит сейчас и с западной культурой, которая переходит - порой неуловимо - в контркультуру, в масскульт, в кич, в нечто такое, что с подлинной культурой ничего общего не имеет, хотя зачастую продолжает наряжаться в прежние одежды. Но ведь и пожарные из романа уверены, что смысл их профессии всегда заключается в том, чтобы по сигналу пожарной тревоги мчаться и сжигать крамольные томики вместе с домами, а то и владельцами.
Изображенное Брэдбери общество не только убивает книги и людей, так сказать, физически. Оно прежде всего убивает души... Сколько их таких, как Милдред, существ с человекообразной оболочкой, из которой, однако, вытряхнуто все человеческое. Когда остатки души, проблески совести просьШаются, Милдред, даже четко не сознавая, что она делает, пытается покончить с собой, а ее подруги, такие же несчастные жертвы масскульта, плачут, услышав несколько стихотворных строк. Но это порыв на миг - у них процесс духовного распада зашел слишком далеко. Они, по существу, мертвы.
А разве осталось что-нибудь человеческое в банде гогочущих подростков на автомашинах, которые, завидев одинокого прохожего, тут же решают: "Сшибем его!" Они развлекаются. Так, как учили их "педагоги", сжигающие книги...
Но Брэдбери не был бы прогрессивным писателем, если бы ограничился только предупреждениями и пугающими сценами. Во всех его сочинениях всегда присутствуют герои, которые выступают против. Замечательные антиконформистские слова Хуана Рамоса Хименеса: "Если тебе дадут линованную бумагу, пиши поперек", ставшие эпиграфом к роману, можно поставить эпиграфом и ко всему творчеству американского фантаста. Не только в сердце главного героя романа "451° по Фаренгейту", но и читателя острой болью отзовется эпизод с женщиной, которая сама подожгла себя вместе с библиотекой. Недаром в романе цитируются слова заживо сожженного инквизицией еретика шестнадцатого века: "Мы зажжем сегодня в Англии такую свечу, которую, я верю, им не погасить никогда".
Поперек пишет и юная Кларисса, разбередившая душу Монтэга, девушка, которую интересует не то, как делается что-нибудь, а для чего и почему. Вот уже и потомственный пожарный Монтэг прячет за пазуху полуобгоревшие томики, как верующий - погибающие святыни. А когда Монтэг бежит из города, его встречают бродяги у костров - интеллигенты, писатели, учителя. Каждый из них выучил наизусть какое-нибудь великое творение прошлого. Они верят, что настанет время, когда все сокровища человеческой мысли, которые злые силы так тщательно старались испепелить, снова возродятся, сохраненные этой живой библиотекой. Общество, сжигающее книги, не может, не имеет морального права на существование, и автор приговаривает его к высшей мере наказания. С ревом проносятся атомные бомбардировщики, и всепожирающее пламя, еще более жестокое, чем-то, которое уничтожало книги, слизывает с лица Земли сумрачный город. Огненной смертью казнит Монтэг брандмейстера Битти, циничного идеолога общества сожженных книг. Чтобы оправдать свой взгляд на будущее, писатель говорит о потенциальных угрозах, подстерегающих нас.
В романе "451° по Фаренгейту" я нашла множество мрачных, потрясающих душу картин, но удивительно: закрыла его без тяжелого осадка, наоборот, в нем есть что-то светлое, даже солнечное, напоминающее улыбку рыжего, вихрастого, веснушчатого мальчишки. Это произошло потому, что сквозь строки пробивается оптимизм автора, его вера в конечное торжество разума, в то, что все созданные человеком чудеса и диковинки будут переданы дальше - от поколения к поколению, и так без конца. В своем романе Брэдбери убеждает нас в том, что человечество сможет справиться с любыми трудностями, что оно не только выживет, но и сможет стать счастливым. И так хочется в это верить!

Сегодня у каждого человека есть неограниченный доступ ко всем литературным произведениям. Несмотря на это, в последнее время интерес к чтению начал постепенно угасать, и сейчас очень мало людей интересуется новинками литературного мира. Чтобы вернуть интерес к книгам, был создан вначале электронный их формат, а затем аудиокниги, которые являются наиболее популярными среди молодежи.

В школах информация еще преподносится на бумаге, но с каждым днем все больше современных образовательных учреждений переходит на обучение на электронных носителях, все учебники, внеклассная литература и другие, нужные для учебы книги, хранятся на планшетах или ноутбуках. Не кажется ли вам, что история развития современного общества все больше и больше напоминает сюжет книги "451 градус по Фаренгейту"? Если не знаете о чем речь, то прочитайте статью и все поймете.

Антиутопия в современности

В современном мире набирает популярность среди писателей и читателей жанр антиутопия. Этот жанр отражает события неблагоприятного и убогого будущего. В большинстве случаев писателями преподносится история, происходящая в постапокалиптическом мире. Среди антиутопистов лидирует американский писатель Рэй Брэдбери ("451 градус по Фаренгейту"), по отзывам критиков и читателей, и этому мнению сложно противоречить.

Антиутопист

Самым признанным и любимым писателем-антиутопистом признан Рэй Брэдбери. Практически все его творчество построено на представлениях самого ужасного и отвратительного будущего. Он написал порядка 700 рассказов в этом жанре. Произведения его небольшие по объему, однако все они достойны внимания.

Еще в детстве мечта стать писателем не покидала его. В 12 лет он решился создать свое творение. Через некоторое время Рэй сжег все свои произведения, так как они ему не понравились. Именно в этот момент ему и пришла в голову мысль о новом романе, названном впоследствии «451 градус по Фаренгейту». Откуда возникло это название? Именно при температуре в 451 градус бумага начинает воспламеняться.

Местом действия являются Соединенные Штаты Америки, где царит тоталитаризм. Жизнь людей, их действия и поступки находятся под полным контролем правительства. Главный герой,Монтэг - пожарный. Но в этом мире огонь не тушат, им сжигают все книги, которые только можно найти. Литературные произведения находятся под строгим запретом.

Вначале главный герой исправно исполняет свою работу - ездит на вызовы, сжигает книги (а иногда и целые здания вместе с ними), а затем возвращается домой. Так длится до встречи с девушкой Клариссой, которая полностью переворачивает мир пожарного и заставляет его посмотреть на жизнь под другим углом.

Клариссе уделено мало внимания в книге, но она, встретив его лишь несколько раз и обмолвившись парой слов, смогла стать ключевым персонажем. Эта девушка очень отличалась от остального населения: она не смотрела телевизионные передачи, не распускала сплетни и вообще не тратила свое время на бессмысленные занятия. Она была одной из тех, кто осмеливался читать книги и наслаждаться окружающим миром.

После встречи с ней Монтэг начинает задумываться о своей жизни, о будущем и о том, почему сжигают книги. Через некоторое время он связывается с профессором Фабером, мечтавшим о возрождении книгопечатания, который снабжает его литературой. Позже жена Монтэга находит в его вещах книгу и сообщает властям. Дом сжигают, а пожарный обращается в бегство.

Стоит сказать несколько слов о жене главного героя. Целыми днями она проводит, смотря на стены, представляющие собой огромные телевизоры. Ими заняты три стены из четырех, но она планирует занять в скором времени новым телевизором последнюю, четвертую стену. Смотрит она в основном мелодрамы, и длится это порой днями напролет. Нужно сказать, что Монтэг первое время пытался склонить жену на свою сторону, пытался рассказывать ей о листьях или природе, но его попытки не принесли результата.

Он сбегает из города, примыкает к группе изгоев, любящих книги, они передают содержание известных произведений друг другу, не позволяя забыть их. Дальнейшая судьба Монтэга неизвестна, так как на этом месте сюжет произведения обрывается. Однако мы можем видеть, что случилось с городом, в котором он жил. Кроме развалин, ничего не осталось.

Так выглядит краткое содержание книги "451 градус по Фаренгейту".

Общее отношение к книге

Произведение нельзя отнести к развлекательной литературе, оно скорее заставит задуматься о жизни, чем развеселит. Роман "451 градус по Фаренгейту" был воспринят с энтузиазмом как критиками, так и читателями. Последним книга пришлась по душе, практически все отзывы читателей о книге "451 градус по Фаренгейту" положительны, средняя оценка, выставленная теми же читателями, варьируется от 9 и до 10 по 10-балльной шкале. Для многих книга стала самой любимой. Это можно понять из отзывов о "451 градус по Фаренгейту". Но в любой ситуации мнение критиков все равно является ключевым.

Однако роман смог поразить даже самых придирчивых и искушенных из них, и их отзывы о книге "451 градус по Фаренгейту" тоже в большинстве своем положительны. В мире литературы не так много произведений, заставляющих почувствовать настолько сильные эмоции и пробудить такие глубокие и важные мысли в головах людей, как это сделала книга Рэя Брэдбери. Несмотря на то что автор написал и опубликовал другие книги, отзывы о "451 градус по Фаренгейту" являются наиболее восторженными, чем о других его работах. Однако другие произведения антиутописта тоже были по достоинству оценены читателями и критиками.

Отзывы читателей о книге "451 градус по Фаренгейту"

Во многих отзывах можно увидеть, что читатели считают книгу одним из возможных вариантов развития будущего. Что будет, если вместо чтения люди будут заняты бесконечным просмотром глупых телепередач или видео? Но еще можно стерпеть то, что жители не будут читать книги из-за нежелания, а что случится, если литературные произведения запретят? В конечном итоге люди превратятся из высшего существа на этой планете в деградирующую и отупевающую толпу, которая не будет замечать ни красоты природы, ни радостей жизни, ни даже друг друга.

Также во многих рецензиях читатели сожалеет не только о потерянном обществе, но и о книгах. Им в большинстве случаев не жаль пострадавших и погибших людей, сгоревшие книги вызывают больше эмоций и сочувствия. Ведь они являются символами знаний, мудрости поколений. Сегодня люди сами отказываются от чтения книг и отдают предпочтение просмотру бессмысленных видеороликов или телевизионных программ. Не с этого ли все началось в мире Монтэга? Именно о таких людях, с навязанными стереотипами и захламленным разумом, и идет речь в романе "451 градус по Фаренгейту".