» » Афазия после инсульта: виды, лечение, упражнения. Что такое афазия, виды нарушения речи и способы лечения Профилактика афазии

Афазия после инсульта: виды, лечение, упражнения. Что такое афазия, виды нарушения речи и способы лечения Профилактика афазии

Если у человека возникают проблемы с полным или частичным использованием речи, которая была полностью сформированной, то у него развивается расстройство, называемое афазией. Афазия – это патология цикла речи. При этом само речевое нарушение происходит не на артикуляционном уровне, а при формировании речи непосредственно в головном мозге человека.

Форма заболевания играет важную роль, ведь именно от нее зависит, то, как себя проявит данное отклонение. Люди, которые страдают данным заболеванием, нуждаются в проведении диагностики с неврологической стороны, психологической и речевой.

Возникают данные отклонения из-за того, что происходит образование патологии зон мозга головы, в которых располагаются речевые центры. Если сравнивать с алалией, при которой не происходит формирование речи, расстройство характеризуется потерей вербальной речи после ее полного формирования. У людей, которые болеют данным заболеванием (взрослые и дети) наблюдается нарушение экспрессивной речи, то есть нарушается:

  • звукопроизношение;
  • словарный запас и грамматика;
  • понимание и восприятие письменной речи.

Также происходит нарушение сенсорного восприятия, процессов на психическом уровне, двигательной активности. Все это делает нарушение одним из самых сложных расстройств.

Нарушения, которые протекают в речевых центрах коры головного мозга, возникают уже в период полностью сформировавшейся речи. Причина появления данного нарушения играет решающую роль, поэтому самым важным считается установить этиологию расстройства.

В большинстве случаев отклонение происходит из-за сосудистых патологий головного мозга, к которым относятся геморрагический или ишемический инсульт. После перенесенного геморрагического инсульта у человека наблюдается совмещенный или даже полный афазический синдром; после перенесенного ишемического срыва развивается моторная и сенсорная афазия.

Другой причиной развития данного расстройства являются черепно-мозговые травмы или воспаление, протекающее в головном мозге (например, энцефалит или абсцесс), опухоли, патологии в ЦНС, носящие хронический характер (заболевание Пика), ранее перенесенные хирургические манипуляции головного мозга.

Также можно выделить факторы, которые повышают вероятность развития отклонения. К ним относятся:

  • преклонный возраст;
  • наличие заболевания в анамнезе семьи;
  • атеросклероз сосудов головного мозга;
  • гипертония;
  • ревматические пороки миокарда;
  • ранее перенесенная транзиторная ишемическая атака;
  • повреждения мягких тканей головы, костей черепа.

То, насколько тяжело будет протекать отклонение, зависит от места нахождения и величины очагов патологии, возраста, этиологии и предшествующего заболеванию состояния.

Например, развитие расстройства при развитии опухолей головного мозга происходит постепенно, а при острой недостаточности в мозговом кровообращении, расстройство развивается стремительно.

Процесс восстановления после возникновения заболевания у молодых людей происходит гораздо быстрее, чем у пожилых людей.

Классификация

Классификация афазии – один из самых распространенных вопросов, который поднимался множеством исследователей. Выделяли различные виды нарушений, основываясь на анатомических, психологических или лингвистических критериях.

Но больше всего на данный момент ссылаются к распределению афазии по А.Р. Лурия, которое основывается на расположении очагов нарушения, протекающих в главном полушарии. Исходя из этой классификации, выделяют следующие типы афазий:

  • моторная афазия:
    эфферентная;
    афферентная.
  • акустико-гностическая афазия;
  • акустико-мнестическая афазия;
  • амнестико-семантическая афазия;
  • акустико-мнемическая афазия
  • динамическая афазия.

Если происходит нарушение в нижнем отделе прематорного участка, который также называется зона Брока, то развивается эфферентная моторная афазия (афазия Брока). При формировании афазии Брока проявляется кинетическая артикуляционная апраксия, которая не позволяет человеку осуществить переключение между разными артикуляциями.

Если наблюдается патология нижнего отдела постцентральной коры, что присоединяется к роландовой борозде, наблюдается затруднительный поиск артикулярного положения, которая нужна, чтобы произнести определенный звук. При данных изменениях формируется афферентная моторная афазия.

Сенсорная афазия возникает при поражении района задней трети верхней височной извилины, которая называется зона Вернике. Данная патология наблюдается нарушением фонематического слуха, происходит сбой в анализирующей и синтезирующей способности, что формирует патологию восприятия речи. Другое название — акустико-мнестическая афазия.

Если происходит поражение переднетеменных или задневисочных отделов коры мозга, формируется амнестико-семантическая афазия. При этом начинается сбой в работе памяти, что вызывает за собой сбой воспоминаний элементарных предметов или действий, а также рушится осознание грамматической конструкции.

Поражение заднелобного отдела головного мозга, подводит к развитию динамической афазии. В результате чего происходит патология построения правильного высказывания, а также страдает реализация речи.

Могут наблюдаться смешанные виды афазии. Их характеристика напрямую зависит от пересекающихся форм афазии.

Симптомы

Не важно, какой образуется тип афазии, в результате любого появляется общее речевое нарушение. Происходит это из-за выпадения любой речевой стороны, которая впоследствии вызывает вторичный распад всей речевой системы.

Люди, которые страдают афазией, обладают «телеграфным стилем» речи, то есть в произношении слышатся долговременные паузы, гипофония. Также начинается развитие алексии, аграфии.

Афферентная моторная афазия может проявляться в двух вариантах.

  1. При первом виде наблюдается формирование артикуляционной апраксии, абсолютное исчезновение спонтанной речи, а также появление речевого повторения.
  2. При втором типе происходит развитие проводниковой афазии, присутствие ситуативной речи, нарушения в повторениях и произвольных названиях.

Акустико-гностическая (сенсорная) афазия сопровождается поражением восприятия слуховой информации, когда слуховой аппарат находится в полностью здоровом состоянии. Пациент не способен воспринимать речь других людей, а также наблюдается отсутствие контроля над словесным потоком.

Развитие акустико-мнестической афазии характеризуется неспособностью удерживать в памяти информацию, которая была услышана. При занятиях с логопедом пациент не может повторить следом за специалистом связку, которая состоит из трех-четырех слов.

Амнестико-семантическая афазия проявляется в виде потери памяти на название элементарных предметов. Данная афазия у детей встречается редко, чаще всего наблюдается среди людей пожилого возраста. Нарушается восприятие сложного оборота речи, в том числе отсутствует понимание пословиц или метафор, а также крылатых выражений. Возникает неспособность в понимании текста, который был прочитан.

При развитии динамического типа пациент способен верно произносить только отдельные звуки, короткие фразы и слова.

Методы диагностики заболевания

Для того, чтобы произвести полное обследование, коррекционную работу и терапию нужна помощь команды, которая состоит из невролога, нейропсихолога и логопеда.

Чтобы установить причину формирования отклонения назначают проведение КТ, магниторезонансная томография головного мозга, УЗДГ сосудов шеи и головы, а также дуплексное сканирование сосудов. Может потребоваться применение люмбальной пункции.

Обследует на наличие речевых отклонений логопед. В данном случае происходит анализ устной, письменной речи. Для того, чтобы диагностировать слухоречевую память, праксис, зрительный гнозис интеллектуальные процессы, необходимо подключить нейропсихолога.

Полная диагностика не только позволяет только установить наличие афазии, но и отличить ее от других расстройств речи: алалии(у детей), дизартрии или тугоухости.

Методы коррекции

Основным коррекционным воздействием, с помощью которого можно вылечить расстройство, считается медицинское и логопедическое направления.

Первым делом происходит лечение заболевания, которое вызвало развитие болезни. Это происходит под тщательным контролем невролога или нейрохирурга. В данном случае может применяться медикаментозное лечение, в некоторых случаях хирургическая операция, после чего наступает активная реабилитация (то есть использование механотерапии, физиотерапии и массажа).

Восстановление речи происходит на занятиях у логопеда, метод, который использует специалист, выбирается исходя из типа отклонения и этиологии.

Лучший эффект будет заметен, если коррекционная работа начнется сразу же после перенесенного инсульта или травмы. Но начало занятий, прежде всего, должно быть согласовано с врачом. Таким образом, произойдет препятствие фиксации речевых патологий. Период проведения такой работы может занять от двух до четырех лет.

Прогноз на восстановление функционирования речи зависит от того, насколько быстро началась коррекция, от очага поражения, возраста пациента и от состояния здоровья в целом.

Лучше всего лечению поддаются молодые люди или дети. Но не стоит забывать, что развитие данного заболевания у детей от пяти до семи лет, может стать причиной наступления тотальной афазии (полной утери речи). Тотальная афазия наиболее сложно поддается коррекции.

Если произошел спонтанный выход из моторной афазии, у человека развивается заикание.

Для того, чтобы предотвратить образование афазии, необходимо следить за здоровьем сосудов головного мозга, избегать черепно-мозговых травм и развитие воспалительных процессов. Самое главное помнить, что только совместными усилиями специалистов и членов семьи удастся восстановить пациента после столь серьезного речевого отклонения.

Вконтакте

Одноклассники

Это системное неврологическое нарушение уже сформировавшейся речи, то есть потеря способности говорить вследствие органических поражениях речевых отделов коры головного мозга, в результате перенесенных травм, опухолей, инсультов , воспалительных процессов и при некоторых психических заболеваниях. Афазия затрагивает различные формы речевой деятельности.

Больные частично или полностью теряют способность понимать речь или выражать свои мысли в словах. Но сохраняется способность воспринимать звуки, а речь звучит как неизвестный сигнал, чужой язык. Больной слышит речь, но не понимает ее. Иногда встречается одновременное нарушение произношения и восприятия смысла слов.

Существуют различные классификации афазий, в рамках упрощённой классификации можно выделить «моторную афазию» - когда пациент не может говорить, хотя понимает устную речь, и «сенсорную афазию», когда он не понимает речь, хотя может произносить слова и фразы.

Симптомы афазии

Нарушения речи могут принимать разные формы. Их разнообразие отражает сложную природу речи. Один человек может терять только способность понимать написанные слова (алексия), в то время как другой не может вспомнить названия знакомых предметов (аномия). При аномии одни люди вообще не могут вспомнить нужное слово, а у других оно остается в памяти, но они не способны сказать его.

В тяжелых случаях речь совершенно невозможна; в более легких она затруднена: речь бедна, носит телеграфный стиль. Нарушается грамматическая структура речи (не соблюдаются склонения и спряжения), отмечаются перестановки и замена букв в слове, логорея (речевое недержание), вербальные парафазии (слово заменяется сходным по звучанию, но другим по смыслу), персеверации – это когда человек застревает на отдельных словах.

При афазии Вернике (состоянии, возникающем вследствие повреждения височной доли) больные говорят быстро, но их речь – это бессмысленный набор слов. При афазии Брока (экспрессивная афазия) люди в значительной степени понимают значение слов и знают, что они хотят сказать, но им трудно произносить слова: больные говорят медленно и с большим усилием, часто прерывая речь междометиями.

Афазию необходимо отличать от дизартрии – неспособности четко произносить слова. Несмотря на внешнее сходство с нарушениями речи, дизартрия вызвана повреждением части головного мозга, который управляет мышцами, используемыми в произнесении звуков и координации движений голосового аппарата. А также от алалии – это отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте; причиной алалии, чаще всего является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни; тяжелые
степени алалии выражаются у детей полным отсутствием речи; в более легких случаях наблюдаются зачатки речи, характеризующиеся ограниченностью запаса слов, аграмматизмом, затруднениями в усвоении чтения и письма.

Причины афазии

С функцией речи в основном связаны левая височная доля и близлежащая область лобной доли. Повреждение любой части этой маленькой зоны в результате инсульта, роста опухоли, травмы головы или инфекционного поражения, по крайней мере частично, но нарушает функцию речи.

Повреждение левых как височной, так и лобной долей первоначально может привести к почти полной потере речи. В процессе выздоровления после такой полной (глобальной) афазии у человека отмечаются расстройства речи (дисфазия), письма (аграфия или дисграфия) и понимания устной речи.

Факторы, которые повышают вероятность возникновения афазии:

  • Возраст (ближе к пожилому);
  • Семейный анамнез;
  • Наличие в прошлом транзиторной ишемической атаки (ТИА).

Диагностика афазии

Для выявления афазии используется изучение устной речи (разговорная речь, рассказ, повторения, автоматическая речь – числа, месяцы, стихи), учитывается желание говорить, бедность или богатство речи, грамматический строй, наличие парафазий и персевераций. А также анализ письменной речи (списывание, диктант, пересказ), понимание устной речи, то есть слов, фраз, заведомо нелепых инструкций.

Мероприятия диагностики также включают обычное чтение, чтобы понять возможности чтения и понимания прочитанного у пациента.

Оценивается спонтанная речь пациента, по следующим показателям: беглость, количество произносимых слов, способность инициировать речь, наличие спонтанных ошибок, пауз для подбора слов, сомнений, многословие и просодия.

Афазии изучаются в рамках логопедии, нейропсихологии и психолингвистики (нейролингвистики). В распоряжении специалистов широкий выбор различных формальных тестов для диагностики афазии (например, «Бостонское диагностическое исследование на афазию», «Западный блок тестов по выявлению афазии», «Бостонский тест названий», «Номинативный тест», «Тест названий действий» и др.).

КТ или МРТ (с ангиографией или без) проводятся для уточнения характера поражения (инфаркта , геморрагии, объемного образования). Дальнейшие исследования
проводятся для уточнения этиологии заболевания в соответствии с описанным ранее алгоритмом.

Лечение и прогноз при афазии

Лечение афазии заключается в терапии основного заболевания, приведшего к нарушению речи. Эффективность лечения достоверно не установлена, но полагают, что привлечение профессионального логопеда в самых ранних стадиях заболевания дает наилучшие результаты: чем раньше начато лечение, тем больше шансов на успех.

При развитии афазии после инсульта, травмы головы или некоторых других состояний, явившихся причиной ухудшения речи, врачи-логопеды могут помочь больному.
Обычно они начинают лечение, как только позволит физическое состояние человека.

Иногда даже без лечения наблюдается полное восстановление речи и исчезновение признаков афазии – обычно после кратковременного нарушения притока крови к мозгу.
Поэтому степень восстановления также зависит от размера и локализации поражения, степени речевых расстройств и, в меньшей мере, от возраста, уровня образования и общего состояния здоровья пациента.

Практически у всех детей в возрасте до 8 лет речевая функция восстанавливается полностью после сильного повреждения любого из полушарий. В более позднем возрасте самое активное восстановление происходит в течение первых трех месяцев, но завершающий этап может длиться до 1 года. В большинстве случаев, однако, восстановление речевых функций далеко не такое быстрое или полное. Хотя у многих людей с афазией наблюдается спонтанное частичное восстановление речевых функций в течение нескольких недель или месяцев после травмы мозга, некоторые признаки афазии обычно сохраняются.

Участие членов семьи в лечении афазии у пациента считается очень важным компонентом терапии, поэтому родственникам пациента рекомендуется придерживаться следующих правил:

  1. Упрощать речь, строя простые, короткие предложения.
  2. При необходимости повторять ключевые слова предложения.
  3. Сохранять нормальный стиль общения (то есть не пытаться разговаривать с больным, как с маленьким ребенком или слабоумным).
  4. Привлекать больного к участию в беседе.
  5. Поддерживать все виды коммуникации, будь то речь или язык жестов.
  6. Как можно реже поправлять человека с афазией
  7. Предоставлять человеку необходимое время на построение и выговаривание предложений.

Профилактика афазии

Наиболее частой причиной афазии является инсульт. Чтобы уменьшить его вероятность необходимо:

  • Регулярно делать физические упражнения;
  • Есть много фруктов и овощей;
  • Ограничить потребление соли и жира;
  • Бросить курить;
  • Умеренно потреблять спиртное;
  • Поддерживать здоровый вес;
  • Следить за артериальным давлением;
  • Рассмотреть возможность принятия низких доз аспирина, если врач рекомендует это сделать;

Немедленно обратиться за медицинской помощью при наличии симптомов инсульта!

Важно! Лечение проводится только под контролем врача. Самодиагностика и самолечение недопустимы!

Речь является способностью человека, которая отличает его от животного. Однако случается так, что эта функция нарушается по ряду причин. Афазия (что это такое, будет рассмотрено в статье) является нарушением функции речи вследствие различного рода органических поражений тех участков коры головного мозга, которые непосредственно отвечают за способность разговаривать.

Нарушения затрагивают только уже сформированную речь.

Причины проблемы

Основная причина этого заболевания - органическое поражение определенных участков коры головного мозга. Факторы, которые могут спровоцировать развитие недуга, способны влиять на функцию речи лишь в тот период, когда последняя уже полностью сформирована. Помимо этого, затрагиваются различные формы речи.

Наиболее частыми причинами афазии являются:

  • ишемический инсульт;
  • геморрагический инсульт.

Афазический синдром чаще наблюдается у тех пациентов, которые перенесли именно геморрагический инсульт. Особенно это касается смешанной и тотальной форм. Если перенесен ишемический инсульт, афазия развивается совершенного иного типа.

Другие причины

К другим причинам можно отнести:

  • новообразования в головном мозгу, в частности как злокачественные, так и доброкачественные опухоли;
  • оперативное вмешательство в черепную коробку;
  • воспалительные процессы в головном мозгу, например, энцефалит, абсцесс или лейкоэнцефалит;
  • заболевания центральной нервной системы, которые прогрессируют, например болезни Пика и Альцгеймера;
  • черепно-мозговые травмы.

Особенности течения недуга

Причины заболевания также влияют и на течение афазии. Помимо этого, влияние оказывают обширность и локализация поражения мозга, премобидный фон (состояние организма до момента заболевания) и компенсаторные возможности пациента. Например, если причиной афазии является кровоизлияние в мозг, то тяжесть заболевания будет более высокой, чем при атеросклерозе или тромбозе.

Факторы риска

Не всегда то или иное событие провоцирует развитие афазии, поскольку существуют определенные факторы риска, при наличии которых вероятность заболевания значительно повышается. К таковым относят:

  • пожилой возраст (восстановление речи у молодых людей проходит значительно быстрее, чем у пожилых);
  • развитие гипертонической болезни;
  • церебральный атеросклероз;
  • разного рода травмы головы (причем даже давние);
  • пороки сердца ревматического характера.

Классификация: виды афазии

Правильное определение вида недуга позволит лечащему врачу составить оптимальную тактику лечения этого заболевания, сформировать прогноз. Существует несколько квалификаций, однако наиболее распространенной является та, автор которой - А. Р. Лурия. Он выделяет такие виды афазии:

  1. Сенсорная афазия, или афазия Вернике. Поражаются сенсорные зоны, которые расположены в верхних участках височной извилины головного мозга. Для этого вида заболевания характерны нарушения фонетического слуха. Выражается это тем, что больной путает некоторые звуки. Это приводит к тому, что слова, которые пациент слышит, для него абсолютно непонятны. Если поражение тяжелое, то помимо нарушения фонетического слуха страдают и другие стороны речи: экспрессивная и импрессивная, а также человек не может читать и правильно записывать слова.
  2. Акустико-мнестическая афазия. Основная причина - поражение средней трети височной извилины. При этом виде заболевания в первую очередь страдает слухоречевая память, то есть человек понимает то, что ему говорят, но запомнить это не может. Читать и списывать информацию он может без проблем. В связи с такими расстройствами речь становится более скудной, часто можно наблюдать пропуски существительных или их замену на другие похожие слова.
  3. Афферентная моторная афазия развивается вследствие поражения нижних участков постцентральной коры головного мозга. Как видно по названию, проблемы могут быть связаны не только с речью, но и с движениями. В частности, больной имеет сложности с артикуляционными движениями. При тяжелых нарушениях пациент может выговаривать лишь некоторые звуки. Эта форма характеризуется также тем, что больной говорит лишь некоторые слова, которые до болезни были часто в использовании. При внешнем осмотре артикуляционного аппарата можно заметить, что человек не владеет своим языком, например, не может дотронуться им до губ или надуть щеки.
  4. Эфферентная моторная афазия связана с нарушениями в области Брока. Расположена она в нижних участках премоторной зоны головного мозга. Нарушения заключаются в следующем: проблемы с переключением с одной артикуляционной формы в другую. Если поражение легкое, то больной выбирает те слова, которые имеют одинаковые слоги. Также часто встречаются стереотипные выражения, так называемые эмболы. Именно из них и может состоять весь разговор. У такого человека речь может напоминать телеграмму, то есть между словами делаются паузы, отсутствуют глаголы. Если нарушение этой части мозга серьезное, речь состоит из отдельных звуков. Страдает и письменная речь человека.
  5. Оптико-мнестическая , или амнестическая афазия является следствием поражения височно-затылочных участков левого полушария. Основное проявление: нарушена связь между словами и их значениями. Например, для названия определенного предмета может уйти некоторое время, это становится причиной пауз в разговоре.
  6. Динамическая афазия (что это такое, описано выше). При этой форме заболевания поражены премоторные участки головного мозга, которые расположены около зоны Брока. У такого больного нарушена целостность высказывания, самостоятельная речь при этом отсутствует. Ответы такого пациента односложные, последние слова часто повторяются при разговоре.

Симптомы

Несмотря на то что есть разные формы афазий, заподозрить заболевание можно по общим признакам для всех форм. Стоит обратить внимание на:

  • произношение звуков;
  • стиль речи (при афазии он напоминает телеграф);
  • есть ли в речи длинные паузы, которые при этом немотивированны;
  • гипофонию, а именно переход во время разговора на тихий голос, практически шепот;
  • нарушения темпов и ритма разговора;
  • произношение несвязных звуков;
  • нарушения письма;
  • невозможность вспомнить названия предметов;
  • нарушения счета и других операций с цифрами;
  • повторение слов, которые были в чужом высказывании, причем повторение бездумное, машинальное.

Особенности диагностики

При обнаружении любых нарушений речи необходимо сразу обратиться к врачу для консультации и постановки диагноза. Занимаются этим невропатолог, нейрохирург, психиатр, дефектолог, логопед. Только специалист может поставить диагноз "афазия" (что это такое, описано в начале статьи).

Процесс диагностики включает в себя следующие процедуры и методики:

  • томография головы (магнитно-резонансная или компьютерная);
  • УЗИ сосудов шеи и головного мозга;
  • доплеровское сканирование сосудов;
  • магнитно-резонансная ангиография;
  • люмбальная пункция;
  • проверка устной и письменной речи больного с использованием специально разработанных методик.

Помимо этого, оценивается слуховая память.

Также требуется дифференциальная диагностика с целью исключения наличия дизартрии, алалии, тугоухости. Для этого проводится комплексная диагностика. И только затем происходит окончательная постановка диагноза.

Как проходит лечение?

Несмотря на органическую природу поражения, лечение афазии возможно. В первую очередь такому человеку нужно постоянное внимание как медицинских сотрудников, так и близкого окружения. Особенность пациентов заключается в нарушении речи, поэтому очень часто для оглашения результатов диагностики при назначении лечения врач использует сразу несколько методов оповещения, например используя картинки, жесты или воспроизведение похожих действий. Как правило, лечением занимается врач-логопед, который специализируется именно на афазии. Стоит учитывать, что процесс восстановления речи может затянуться на длительный срок.

Выбор методик полностью зависит от поставленного диагноза, формы заболевания. Основная цель первых занятий - выработка желания к выздоровлению. Работа проводится во всех направлениях речи: устной, письменной, даже если нет явных нарушений.

Во время лечения проводится профилактика таких состояний, которые могут сопровождать основное заболевание:

  • депрессия;
  • агрессивность;
  • отсутствие желания к идти на поправку.

Регулярные упражнения в процессе лечения играют важную роль, поскольку способны ускорять процесс выздоровления, а при диагнозе "афазия" восстановление речи может занять много времени. Поэтому совместно с логопедом с пациентом работает психолог.

Также в некоторых случаях может понадобиться прием медикаментов, реже - хирургическое оперативное вмешательство.

Прогноз лечения

На процесс выздоровления могут повлиять многие факторы, в частности, причины возникновения заболевания, возраст пациента, тяжесть органического поражения того или иного участка головного мозга. Например, больные афазией в молодом возрасте имеют больший шанс на успешное выздоровление, чем пенсионеры.

Помимо этого, успех лечения такого заболевания, как афазия (что это такое, описано выше), зависит и от квалификации специалиста, и от той помощи, которую оказывают родственники больного.

Как могут помочь близкие?

Помощь родственников во время работы пациента с логопедом и психологом может быть действительно неоценимой. Однако им нужно соблюдать определенные правила:

  1. Не обсуждать при пациенте его заболевание с третьими лицами.
  2. Родственникам нужно стимулировать у пациента желание начать диалог.
  3. Ни в коем случае нельзя вместо больного говорить трудные слова.
  4. При затруднениях в выполнении предписаний врача человеку нужно помочь. Все нужно тщательно пояснять и контролировать.
  5. С больным нужно постоянно общаться. Это поможет предотвратить появление других нарушений речи. Ни телевизор, ни газеты не смогут заменить живой разговор с человеком.
  6. Во всем должно проявляться терпение, даже если приходится одни и те же вещи объяснять по несколько раз.

Основы профилактики

Полностью предотвратить афазию вряд ли получится, а вот значительно снизить риск ее развития вполне реально. Меры профилактики в большинстве случаев направлены не на предупреждение самого заболевания, а на предотвращение появления причин, которые его провоцируют. То есть проводится профилактика инсультов и других возможных органических поражений мозга. Вот почему стоит регулярно проходить церебральное диагностическое обследование, что позволит выявить опухоли на ранних стадиях развития или другие заболевания мозга.

Речь - это специфическая человеческая функция, с помощью которой становится возможным процесс общения посредством языка. Она представляет собой очень сложную психическую деятельность, подразделяемую на различные виды и формы. Выделяют экспрессивную и импрессивную речь, которые характеризуются различным психологическим строением.

Экспрессивная речь , или процесс высказывания с помощью языка, начинается с замысла (программы высказывания), затем проходит стадию внутренней речи и затем переходит в стадию развернутого внешнего высказывания.

Импрессивная речь , или процесс понимания речевого высказывания, начинается с восприятии речевого высказывания и завершается формированием общей сигнальной схемы сообщения.

Как сложная функциональная система речь включает разные афферентные и эфферентные системы. В речевой функциональной системе принимают участие все анализаторы: слуховой, зрительный, кожно-кинестетический. Нарушения речи многообразны в зависимости от того, какое звено функциональной системы пострадало.

Афазия (от греч. а - отрицание, phasis - речь) - это нарушение речи, возникающее у людей с сохранным артикуляторным аппаратом и достаточным слухом и представляющее собой системное расстройство различных форм речевой деятельности при поражении коры и подкорковых зон левого полушария (у правшей). Афазии следует отличать от других расстройств речи, возникающих при мозговых поражениях - дизартрии (нарушении произношения без расстройств восприятии речи на слух, чтения и письма), алалий (врожденных расстройств речи в детском возрасте, в виде недоразвития всех форм речевой деятельности).

В настоящее время различают семь форм афазии :
1 . моторную афферентную;
2 . моторную эфферентную;
3 . моторную динамическую;
4 . сенсорную;
5 . акустико-мнестическую;
6 . семантическую;
7 . амнестическую.

Афферентная моторная афазия


Афферентная моторная афазия связана с выпадением кинестетического афферентного звена речевой системы. Эта форма афазии возникает при поражении нижних отделов левой теменной области мозга (у правшей), а именно: 40-го поля, примыкающего к 22-му и 42-му полям, или задней оперкулярной области коры. В этих случаях нарушается кинестетическая речевая афферентация (речевые кинестезии), т.е. возможность появления четких ощущений, поступающих от проприорецепторов артикуляционного аппарата в кору больших полушарий во время речевого акта. У здорового человека ощущения, поступающие в мозг в тот момент, когда он произносит то или другое слово, конечно, не осознаются. Однако кинестетическая речевая афферентация играеточень важную роль как при формировании речи у ребенка, так и при нормальном осуществлении речевой деятельности, произношении слов. Нарушается вся речевая система в целом. Возникают нарушения произношения слов, замена одних звуков реи другими (по типу литеральных парафазий) вследствие трудностей дифференциации близких артикулем (т.е. артикуляционных движений), необходимых для произношения звука и слова в целом. первичный дефект состоит в трудностях различения близких по артикуляции звуков речи. В русском языке, например, ряд звуков образуется преимущественно при участии передней части языка («д», «л», «н»). Эти согласные называются переднеязычными. Другая группа звуков - заднеязычная - при преимущественном участии задней части языка («г», «х», «к»). Каждая из этих групп звуков, различных по звуковым характеристикам, произносится с помощью близких артикулем.

Больные с поражением нижних отделов теменной области коры левого полушария смешивают близкие артикулемы и произносят, например, слово «халат» как «хадат», слово «слон» как «снол» или «слод». Важно отметить, что данная категория больных не только неправильно произносит близкие артикулемы, но и неправильно воспринимает их. Это объясняется тем, что артикуляторные теменные зоны коры тесно взаимодействуют с воспринимающими височными зонами. При афферентной моторной афазии нарушены все виды речевой продукции - речь спонтанная, автоматизированная, повторная, называния. У больных с афферентной моторной афазией нередко нарушен и оральный (неречевой) праксис, например, больной не может надуть одну щеку или обе щеки, высунуть язык, облизать губы. Эти оральные движения более примитивны, просты, тем не менее, часто и они распадаются вследствие трудностей произвольного управления оральным аппаратом вообще.

Трудности артикулирования звуков речи у больных с афферентной моторной афазией возникают в случае повторения согласных звуков, произносимых с помощью близких артикулем, а также при повторении слов со стечением согласных, сложных в артикуляционном отношении (типа «пропеллер», «тротуар»). Характерно, что такие больные обычно понимают, что они произносят слова неверно, они чувствуют свою ошибку, но их рот как бы ни подчиняется их волевым усилиям. Вторично нарушаются и другие формы речи. У подобных больных нарушено письмо (как самостоятельное, так и под диктовку), причем затруднение артикуляции (с помощью инструкции «открыть рот» или «зажать язык за зубами») обычно ухудшает написание слов. Чтение вслух привычных слов более сохранно, но сложные слова произносятся неверно, с литерными заменами.

Эфферентная моторная афазия


Эфферентная моторная афазия возникает при поражении нижних отделов коры премоторной области (передней оперкулярной зоны), в задней части нижней лобной извилины полей 44-го и частично 45-го. Это зоны Брока, ученого, впервые описавшего в 1981 году моторное нарушение речи у больного с поражением данной области мозга. При полном разрушении зоны Брока больные нее могут произнести почти ни одного слова. При попытке что-либо сказать они произносят нечленораздельные звуки. В то же время они в определенной степени понимают обращенную к ним речь. Часто в устной речи таких больных остается одно слово (или сочетание слов). Это словесный стереотип - «эмбол» - застревает и становится заменой всех других слов.

При менее грубых поражениях этой зоны возможность артикулировать различные звуки речи сохранена, отсутствует и оральная апраксия. Однако страдает четкая временная последовательность речевых движений¸ нарушается и кинетическая мелодия речевого акта. При попытке произнести слово больные не могут переключиться от одного слова к другому, возникают речевые персеверации. Они проявляются и в активной спонтанной речи, и в повторной речи, и в письме. Даже при тонких стертых формах эфферентной афазии больные не могут правильно произнести «трудные» в моторном отношении слова и сочетания слов типа скороговорок. Трудности в плавном протекании активной речи, в нарушении ее автоматизации приводят к вторичному нарушению других форм речевой деятельности - письма, чтения. Понимание устной и письменной речи не страдает.

Эфферентная моторная афазия, как правило, развивается остро в сочетании с гемипарезом по брахиофациальному типу - более значительно выраженному в руке и на лице - в результате инсульта в бассейне левой средней мозговой артерии.

Динамическая моторная афазия



Динамическая моторная афазия связана с поражением областей, расположенных впереди от зоны Брока. Это 9-ое, 10-е, 11-е, 46-е поля премоторной области. Другое название этой формы афазии - «дефект речевой инициативы». Речь таких больных очень бедна. Самостоятельно они почти не высказываются. При ответе на вопросы отвечают односложно, часто повторяя в ответе слова вопроса. В то же время у таких больных нет нарушений речевой моторики, понимание устной речи также сохранено. Больной в состоянии произносить все звуки, слова, но у него резко снижена мотивация к речи. Это особенно отчетливо проявляется в спонтанной повествовательной речи, в то же время повторная и автоматизированная речь не страдают или страдают незначительно.

В основе этой формы афазии лежит нарушение последовательной организации речевого высказывания. Это не просто затруднение в построении своей речи, а более глубокие нарушения, когда больные не могут составить элементарную фразу, не могут развернуто ответить на простые вопросы (даже рассказать о своем здоровье). Как правило, они дают односложные ответы на любые вопросы. Один из методов, выявляющий этот дефект - это метод заданных ассоциаций, когда больного просят назвать несколько (5 - 7) однотипных предметов (например, красного цвета, кислых, горячих) или перечислить животных, обитающих на севере и т.п. В этих случаях больные не могут назвать более 1 - 2 предметов и замолкают. Подбадривание, подсказка им не помогают. Особенно плохо такие больные актуализируют слова, обозначающие действия. Если им предложить вспомнить несколько существительных, а затем глаголов, то оказывается, что они могут перечислить лишь несколько существительных, но ни одного глагола.

Наиболее частой причиной динамической моторной афазии является острое нарушение мозгового кровообращения в бассейне левой передней мозговой артерии.

Сенсорная афазия


Сенсорная афазия связана с поражением задней трети верхней височной извилины левого полушария (у правшей). В ее основе лежит нарушение фонематического слуха, т.е. способности различать звуковой состав слов. Фонемами обозначаются различительные единицы звукового строя. В каждом языке (русский, английский, немецкий) одни звуковые признаки выступают как смыслоразличительные, а другие как несущественные для данного языка. В русском языке фонемами уваляются все гласные и их ударность, согласные звуки. Умение различать эти звуковые признаки и называется речевым, или фонематическим, слухом.

При поражении ядерной зоны звукового анализатора (41-е, 42-е и 22-е поля) левого полушария - в классической неврологии эта область коры носит название зоны Вернике - возникает грубое речевое расстройство, проявляющееся не только в невозможности различать звуки устной речи, но и в нарушении всех других форм речевой деятельности. При полном разрушении этой зоны больные не понимают обращенную к ним речь. В менее грубых случаях они перестают понимать быструю речь. особенно затруднено для них восприятие слов с оппозиционными фонемами. так слово «голос» больные слышат как «колос», «холост», «колхоз», слова «забор - собор - запор» звучат для них как одинаковые.

В грубых случаях у таких больных отсутствует активная спонтанная речь. Речевое высказывание заменяется «словесным салатом», когда больные произносят какие-то непонятные по своему звуковому составу слова или набор звуков. Как правило, они заменяют одни звуки другими. Эти замены носят название «литеральных парафазий». Реже встречаются «вербальные парафазии» (замена одного слова другим). У таких больных резко нарушено письмо под диктовку, резко затруднено повторение услышанных слов, нарушено также и чтение, поскольку нет контроля над правильностью своей речи. В то же время у больных сенсорной афазией нет нарушений музыкального слуха, у них сохранена артикуляция, им доступны любые оральные позы по образцу.

Акустико-мнестическая афазия


Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении коры средних отделов левой височной области, расположенной вне ядерной зоны звукового анализатора. Это 21-е и частично 37-е поля. При акустико-мнестической афазии фонематический слух остается сохранным, больной правильно понимает обращенную устную речь. В отличие от сенсорной афазии понимание отдельных фонем сохранено. Однако больной не способен запомнить даже сравнительно небольшой речевой материал вследствие грубого нарушения слухоречевой памяти. Главным образом страдает запоминание существительных.

Здоровый человек, как правило, запоминает при первом предъявлении на слух из десяти слов, не связанных между собой по смыслу, 6 - 7 слов. У больных с акустико-мнестической афазией объем слухо-речевой памяти снижается до 3, а иногда и до 2 элементов. Это ведет к тому, что в специальных условиях, когда требуется запомнить большую фразу возникает вторичное (из-за слабости слухо-речевых следов) непонимание устной речи, поскольку понимание речи в значительной степени зависти и от запоминания речевого сообщения.

У таких больных имеются отчетливые трудности в активной устной речи в виде поиска нужных слов, вербальных парфазий и др. Для этих больных характерна «скудная»» речь с частым пропусканием слов, обычно существительных. Повторная речь не нарушена, больной без затруднений повторяет слова за врачом. Иногда акустико-амнестическая афазия сменяет сенсорную в процессе регресса речевых нарушений.

Семантическая афазия


Семантическая афазия возникает при поражении в месте стыка височных, теменных и затылочных областей мозга (37-го и частично 33-го полей слева). Зона височно-теменно-затылочной области относится к третичным областям коры или «к заднему ассоциативному комплексу». У таких больных страдает понимание грамматических конструкций, которые в той или иной степени отражают одновременный (симультанный) анализ и синтез явлений, т.е. когда для понимания какого-либо выражения требуется одновременное представление о нескольких явлениях.

Больные с семантической афазией не понимают целый ряд грамматических конструкций; к ним относятся следующие :

1 . предлоги (над, под), сверху, снизу; такие больные не видят разницы в выражениях «круг над крестом», «круг под крестом» или «крест под кругом», т.е. больные не понимают пространственные отношения, выраженные с помощью предлогов; не могут нарисовать треугольник в круге, крестик над квадратом;

2 . сравнительные отношения; больные не понимают предложений типа «Оля темнее Кати, но светлее Сони. Кто из них темный?»; понимание такого рода конструкций требует мысленного сравнения двух или трех объектов, т.е. симультанного (одновременного) анализа. В данном случае слова связаны «квазипространственными» отношениями, поскольку в подобных конструкциях отсутствует собственно пространственное содержание;

3 . конструкции родительного падежа типа «брат отца», «отец брата»; больным понятно, то такое брат и отец отдельно, но они не понимают отношения между ними;

4 . временные конструкции, которые отражают временные отношения между событиями, например, «перед ужином я пошел гулять» или «прежде чем пойти в кино, он зашел в магазин» и т.п.

Амнестическая афазия


Амнестическая (оптическая) афазия возникает при поражении задненижних отделов височной области. К ним относятся отделы 2-го и 37-го полей конвекситальной поверхности полушарий и задненижние отделы 20-го поля на конвекситальной и базальной поверхности мозга. В основе этой формы афазии лежит слабость зрительных представлений, зрительных образов слов. Состроит она в том, что больные не способны правильно называть предметы, но пытаются дать им словесное описание и обычно стремятся показать, как это делается. Например, когда врач показывает карандаш и просит пациента его назвать, то пациент обычно отвечает: «Ну, это то, чем пишут». Подсказка помогает пациенту вспомнить нужное слово. Но проходит небольшое время, и он вновь забывает название предмета. В речи больных с амнестической афазией мало существительных и много глаголов. У больных с амнестической афазией нет каких бы то ни было явных зрительных гностических расстройств, они прекрасно ориентируются и в зрительном пространстве и в зрительных объектах. Амнестическая афазия весьма характерна для пациентов с болезнью Альцгеймера.

Обратите внимание : в практике невролога встречается тотальная афазия - сочетание моторной и сенсорной афазий. Пациент не понимает обращенной к нему речи и сам не способен к активному произношению слов. Тотальная афазия развивается при обширных инфарктах мозга в бассейне левой (у правшей) средней мозговой артерии и обычно сочетается с гемипарезом на противоположной стороне.

Источник : учебное пособие «Синдромы нарушений высших психических функций в неврологической практике» А.В. Густов, Т.В. Мельникова, Е.В. Гузанова, издательство «НГМА», Нижний Новгород, 2005.


Читайте также:

статью «Постинсультные афазии: клиническая картина, дифференциальный диагноз, лечение» О.В. Косивцова, В.В. Захаров; ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (журнал «Эффективная фармакотерапия» №1, 2017) [читать ];

учебно-методическое пособие «Методика скрининг обследования больных с афазией» М.М. Щербакова, С.В. Котов; ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского; Москва, 2017 [читать ]


© Laesus De Liro


Уважаемые авторы научных материалов, которые я использую в своих сообщениях! Если Вы усматривайте в этом нарушение «Закона РФ об авторском праве» или желаете видеть изложение Вашего материала в ином виде (или в ином контексте), то в этом случае напишите мне (на почтовый адрес: [email protected] ) и я немедленно устраню все нарушения и неточности. Но поскольку мой блог не имеет никакой коммерческой цели (и основы) [лично для меня], а несет сугубо образовательную цель (и, как правило, всегда имеет активную ссылку на автора и его научный труд), поэтому я был бы благодарен Вам за шанс сделать некоторые исключения для моих сообщений (вопреки имеющимся правовым нормам). С уважением, Laesus De Liro.

Posts from This Journal by “афазия” Tag


  • Лобно-височная деменция (дегенерация)

    Лобно-височная деменция (ЛВД) - нейродегенеративное заболевание, проявляющееся, как правило, в пресенильном возрасте, прогрессирующими…

Афазия относится к неврологическим патологиям, при которых нарушается речь, но отсутствуют расстройства артикуляционного аппарата и слуха. Причины афазии кроются в нарушении мозгового кровообращения при инсультах, травмах, наличии опухолей и органических поражениях головного мозга. Отличительной чертой патологии является полное сохранение интеллекта и отсутствие нарушений речи в прошлом.


Афазия относится к приобретенным заболеваниям. В медицинской практике принято выделять несколько разновидностей отклонения, которые группируются в три основные категории:

  • частичное нарушение, при котором теряется возможность произносить названия определенных вещей (например, человек видит предмет, понимает его предназначение, но потеряна способность его назвать);
  • экспрессивное нарушение при котором теряется возможность воспроизводить речь (человек все понимает, но сказать не может);
  • импрессивное нарушение, при котором идет потеря способности понимать обращенную речь.

Разновидность афазии определяется тем участком головного мозга, в котором произошли изменения. Например, эфферентная моторная афазия - это патология экспрессивной речи (воспроизведения в целом), а амнестическая - нарушение воспроизведения отдельных названий.


Сенсорная афазия включает два типа:

  • Чистый - наблюдается в случае поражения центра Вернике. Это задняя часть височной извилины доминирующего полушария. Пациент слышит обращенную к нему речь, но воспринимает ее нечленораздельно. Происходит искаженное восприятие звуков. В тяжелых случаях человек при сохраненном слухе полностью утрачивает способность понимать речь и выполнять простейшие просьбы. При легкой степени нарушается восприятие похожих по звучанию слов (например, «пенёк-денёк»).

Человек не способен правильно написать слова, поскольку он будет заменять буквы; не может воспринимать смысл текста. Особенностью больных сенсорной афазией является то, что они сами не дают себе отчета в наличии проблемы. Им кажется, что они правильно произносят слова и строят речевые конструкции, а это окружающие их не понимают.

  • Семантический - при этом типе заболевания нарушения происходят в нижней части теменной зоны доминирующего полушария. Речь понимается правильно, слова произносятся без искажения, но нарушается логическая связь. Такому больному сложно понимать словосочетания, которые употребляются в переносном значении, невозможно отличить пространственные понятия. Человек способен прочитать текст, но не в силах его пересказать.

Моторная афазия


Афазия Брока относится к тяжелым нарушениям, при котором поражается левая лобная доля мозга. Это чревато последствиями, при которых изменения происходят не только в речевом аппарате. Чаще всего встречается у взрослого человека после перенесенных черепно-мозговых травм или инсульта. Но может наблюдаться и у детей, причем протекать у них может как в легкой, так и тяжелой форме.

Существуют такие виды афазий Брока:

  • кинестетическая - затрагивает теменную зону полушария, которая отвечает за речевой аппарат. Относится к легким формам. Человек понимает чужую и собственную речь, но его произношение носит беглый характер без пауз. Если возникают затруднения в произношении определенных слов, он может их заменять другими;
  • эфферентная - для нее характерны наличие в разговоре неправильных грамматических оборотов и бессвязных фраз. Человек с такой патологией старается больше молчать. Его речь практически не содержит глаголов и характеризуется длительными паузами. Эфферентная моторная афазия затрудняет чтение и письмо, но обучение возможно при помощи подсказок. Пациент может нормально анализировать свою и чужую речь;
  • сенсорно-моторная - ее причиной является поражение крупных сосудов (например, мозговой артерии при инфаркте). Это тяжелая форма заболевания, при которой нарушается фонематический слух, речь, инициация;
  • динамическая - характеризуется отсутствием эмоциональной окраски речи. Больной разговаривает медленно, монотонно и невнятно;
  • грубая - является осложнением тотальной формы афазии. При ней присутствуют тяжелые отклонения, вплоть до полной потери речи и замены слов мычанием.


Данное отклонение характерно в случае поражения нижней доли височной области доминирующего полушария. Название говорит само за себя: человеку трудно вспомнить название предмета, хотя хорошо при этом понимает его предназначение. Пример: он видит тарелку, знает, что из нее едят, но произнести название не может. Если помощник даст ему подсказку, то больной способен повторить слово, но в дальнейшем - снова забывает. Для речевых конструкций характерно отсутствие числительных и обилие глаголов. Читать и писать человек способен, как и раньше. Чаще всего причинами амнестической афазии становятся инсульты, органические поражения мозга и злокачественные опухоли.

Условно амнестическую афазию можно разделить на два типа:

  • акустико-мнестическую, при которой повреждается связь между памятью и слухом. В разговорной речи больной пропускает существительные, заменяет слова, разговор ведет медленно, без интонаций;
  • оптико-мнестическую, для которой характерно нарушение связи между зрением и центром памяти. Речь такого человека беглая, но в ней много замен понятий.

В чистом виде эти два типа афазий встречаются редко, чаще всего идет сочетание разных.


В практике неврологов чаще всего встречаются пациенты со смешанными видами афазий. Симптомы моторной могут накладываться на признаки сенсорной, делая диагностику затруднительной.

К смешанным формам афазий относят:

  • эфферентно-моторную с сенсорной;
  • афферентно-моторную с сенсорной;
  • тотальную.

Последняя форма заболевания является самой тяжелой, поскольку у больного полностью разрушается речевой аппарат. Ее можно наблюдать при обширных инсультах. Человек плохо понимает чужую речь, не может воспроизводить слова сам, наблюдаются сложности в чтении и на письме.


Невролог или афазиолог может предложить человеку пройти несколько несложных тестов, чтобы определить наличие и степень нарушений. К методам диагностики относятся:

  • просьба к пациенту рассказать о себе;
  • просьба повторить за специалистом ряд похожих по звучанию слов;
  • просьба перечислить дни недели, месяцы в году;
  • ответы на простые вопросы (назвать предметы, дать определение явлениям);
  • анализ возможности выполнить несложные просьбы;
  • чтение текста;
  • диктант;
  • анализ понимания грамматических конструкций, смысла пословиц.

Как дополнительные методы диагностики применяются энцефалография, магнитно-резонансная томография, ангиография.

По результатам таких простых тестов специалисту несложно поставить правильный диагноз и подобрать способы восстановления.