» » Возникновение наций в западной европе. Формирование современного национального состава населения зарубежной европы В основе нашей национальной идентификации лежит вера в творческий потенциал российской цивилизации, слишком молодой, чтобы думать о своем ко

Возникновение наций в западной европе. Формирование современного национального состава населения зарубежной европы В основе нашей национальной идентификации лежит вера в творческий потенциал российской цивилизации, слишком молодой, чтобы думать о своем ко

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Социально-гуманитарный факультет
Кафедра истории Отечества

Реферат по дисциплине:
«История»
на тему:
Формирование европейских наций

Выполнил студент
1 курса группы «Зарубежное регионоведение»
Баранов Евгений

Проверил:
Старостенков Н.В

________(Дата сдачи работы)_________(Оценка)

Москва-2016
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 История и определение термина «нация»..........................................................4
2 Формирование европейских наций ………………..…………….………...…..5
2.1 Формирование русской нации и некоторых соседних с ней наций………………………………………………………………………...……..5
2.2 Общее представление о формировании европейских нации по ХосеОртега-и Гассету…………………………………………………………………….………9
Заключение……………………………………………………………………….11
Список литературы………………………………………………………………1

Введение.
Такая проблема как формирование европейских наций является основополагающей в истории Европы, а ее значимость в истории всей планеты имеет немалый вес. Все националистические движения в Европе рано или поздно становились предметом дляизучения у историков и аналитиков, работая над такими вопросами, неизбежно возвращаться к истокам этих проблем, а формирование нации - один из первичных вопросов, который способен заложить прекрасный фундамент для исследования и обогатить исследователя незаменимыми для него фактами и информацией. Данная проблема позволяет узнать нам мотивы к движениям наций, историю их развития, характер нации,развившийся в результате формирования и т.д.

Целью исследования данной работы является изучение процесса формирования европейских наций.

Задачи исследования:

1. Представить четкий обзор версий по проблеме исследования.
2. Сформировать общее представление по данной теме на фоне приведенных научных версий.

1. История и определение термина «нация».

Термин «нация» имелобыкновение пользоваться еще в Древнем Риме, чтобы обозначить народы небольшой численности. Синонимом этого термина был - «этнос», значение которого обозначало общность людей, имеющих общий язык, территорию и объединение родством. Впоследствии значение слова «нация» варьировалось. Этим словом назывались несколько этносов, которые слились в одно целое в результате миграции, присвоения территорииили объединения земель. Иногда нацией могут называть население государства, а англичане используют его как синоним понятия государства. Из-за подобных тонкостей во многих трудах понятия «этнос» и «нация» используются как взаимозаменяемые.
Нация - явление довольно сложное и многообразное. Поэтому невозможно обусловить этот термин простым формальным определением, не искажая его сущности.В ходе истории несколько раз менялось значение термина «нация». В настоящее время определение этого термина неоднозначно и имеет несколько трактовок.
Первыми, кто использовал термин «нация» были римляне и обозначали им различные племена того времени. Позже широкое распространение этого термина приходится на время Средневековья и расцвета феодализма. Но значение этого термина еще недостигало его современного значения (более поздней нации). Тогда нацией обуславливались группы знатного сообщества или купеческого, церковные соборы и т.п. Впоследствии нацией уже называли народ, народность определенной территории или даже определенного государства.
Современное же представление термин «нация» получает в период Французской революции, в которой политические идеи увязали понятие«нация». Со временем термин «нация» приобретал новое содержание, в этом содержании уже отображался язык и этнические особенности народа, а несколько позднее и государственно-политический смысл.

Энтони Смит - теоретик нации и национализма, чьи идеи и положения были приняты западными авторами, пишет в своей историко-этноцентрической теории нации о том, что национальная идея...

ИСТОРИЯ В ТЕРМИНАХ

Формирование европейских наций

В XIX в. в различных регионах мира происходил процесс формирования наций в современном понимании этого термина.

Нация (от лат. пайо - племя, народ) - социально-экономическая, культурно-по- литическая и духовная общность людей индустриальной эпохи. Нация складывается в процессе становления государства, представляет собой фазу развития этноса (по ступеням: род - племя - народность - народ - нация). Консолидация в нацию обычно связана с тем, что конкретный этнос обретает суверенитет и создает соб­ственную полноценную государственность. В международном праве термин «на­ция» используется как синоним термина «государство». Нацию можно определить и как историческую общность людей, складывающуюся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры и характера, которые составляют ее признаки.

Первыми современными нациями считаются латиноамериканские, сформи­ровавшиеся в ходе борьбы против испанской короны. Бурно формировалась аме­риканская нация. Впервые понятие нации в политическом значении этого слова появилось в ходе Великой французской революции, когда возникла необходимость сформировать некую общность взамен утраченного «подданства французской ко­роны». Можно утверждать, что национализм возник в Новое время.

В первое десятилетие XIX в. возник немецкий национализм, затем последовали национализмы Греции и скандинавских стран (10-20-е гг. XIX в.), итальянский национализм (30-е гг. XIX в.). В 1850-1900 гг. национализм распространился на страны Восточной Европы и в Индию, а в начале XX в. - в страны Азии и Африки. Идеология национализма обосновывает необходимость обособления и вычленения отдельной нации из общего числа народностей, проживавших до возникновения нации на определенной территории. При этом нации стремятся создать националь­ное государство, без чего дальнейшее развитие нации становится проблематичным.

После европейской революции 1848-1849 гг. в Пруссии в 1850 г. король ут­вердил Конституционную хартию, и страна стала конституционной монархией с выборным народным представительством. Возник Прусский союз, в который по­степенно входили германские государства. Экономическое развитие настоятельно требовало объединения. Пруссия создала Таможенный союз, направленный против Австрии. Была проведена военная реформа. Объединение Германии было про­ведено «сверху» и стало главным делом жизни Отто фон Бисмарка (1815-1898). «Германия считается не с либерализмом Пруссии, а с ее силой... Не речами и по­становлениями большинства будут решены великие вопросы современности - это было огромной ошибкой 1848 и 1849 гг. - а железом и кровью», - формулировал свое кредо «железный канцлер».



В 1864 г. в союзе с Австрией Пруссия отторгла у Дании две южные провинции, а в 1866 г. разгромила бывшего союзника, претендовавшего на руководящую роль среди германских государств. Австрия же в 1867 г. была преобразована в дуалисти­ческую (двойственную) монархию под названием Австро-Венгрия. В этом же году 22 немецких государства объединились в Северогерманский союз под гегемонией Пруссии.

Усиление Германии беспокоило соседнюю Францию. Наполеону III мешали спать лавры великого дяди - Наполеона Бонапарта. Вместо мира, обещанного Наполеоном III после прихода к власти, Франция непрерывно воевала: с Россией, Австрией, в Алжире, Сахаре. Были захвачены Вьетнам, Камбоджа и Кохинхина (Лаос). Из Мексики французская экспедиционная армия бежала. Надвигающий­ся кризис император предполагал разрешить успешной войной против опасного соседа. Но через шесть недель после объявления войны стотысячная армия вме­сте с императором сдалась в плен немцам под Седаном, название которого стало символом закономерного и позорного финала заведомо авантюристического пред­приятия.

Бисмарк и объединение германских земель. Во Франции народ восстал и была провозглашена третья республика. В то же время 18 января 1871 г. в оккупированном немцами Версале прусский король Вильгельм I Гогенцоллерн был провозглашен германским императором. В состав Германской империи вошли южно-германские государства (Бавария, Саксония и др.), а у Франции были отторгнуты богатые области Эльзас и Лотарингия. Было бы антиисторично в прежнем духе говорить об исключительно «антина­родном», «реакционном» характере политики Бисмарка. Он пользовался огромным авторитетом, был признанным лидером - «железным канцлером», а германские земли быстро сплачивались, формировалось прочное национальное единство. Страна была на подъеме.

Этому способствовали достаточно решительные реформы, германская «рево­люция сверху». В первой половине 70-х гг. XIX в. единая золотая валюта замени­ла собой многочисленные валюты отдельных королевств и княжеств. Возникли единая почтовая система, имперский банк. Вошел в силу единый для всей страны свод уголовных законов. Административная реформа ограничила местную власть юнкерства, но прусско-германский дух милитаризма получил распространение по всей стране. Армия мирного времени выросла до 400 тыс. человек. По закону о септеннате военные расходы утверждались рейхстагом на семь лет вперед.

Сельское хозяйство развивалось по так называемому прусскому пути. Сохраня­лось крупное юнкерское (помещичье) землевладение, усиливались позиции немец­ких кулаков (гроссбауэров), но 2/3 всех хозяйств были к концу века карликовыми (менее 2 га). Безземельные и малоземельные крестьяне оставались в зависимости от крупных владельцев.

В течение последующих двадцати лет в экономической и политической жизни страны произошли фундаментальные изменения. Завершилась промышленная революция, а индустриализация разворачивалась с использованием самой пере­довой техники. Большую роль сыграла контрибуция в 5 млрд франков, которую пришлось выплатить побежденной Франции, а также разработка запасов желез­ных руд Эльзаса и Лотарингии. Производство стали в Германии за 20 лет выросло в 11 раз, калийной соли - в 4 раза, каменного угля - в 2,5. К началу 90-х гг. XIX в. в промышленности, транспорте и торговле было занято свыше 50% населения.

В Германии, как и в США, на базе концентрации производства и финансового капитала происходила монополизация производства в металлургии, каменно­угольной, химической и электротехнической промышленности. В финансовой сфере к концу века господствовало шесть крупнейших банков. Такие дельцы, как Кирдорф, Крупп, Штупп, Ганземанн и др., приобретали все большее влияние на внутреннюю и внешнюю политику правительства. Были введены высокие пошлины на импортные товары, которые избавляли монополистов от конкурен­ции. Сами же германские производители товаров широко применяли демпинг, то есть сбывали товары за рубежом по бросовым ценам и завоевывали новые рынки сбыта.

Интересы промышленной буржуазии и юнкерства защищало германское го­сударство. По Конституции 1871 г. германским императором мог быть только прусский король. Он утверждал и отклонял законопроекты, созывал и распускал рейхстаг - имперский парламент, руководил вооруженными силами. Перед им­ператором нес ответственность имперский канцлер (министр-президент Пруссии), который был единственным общегерманским министром.

Рейхстаг избирался на основе всеобщего избирательного права для мужчин в возрасте от 25 лет. Избирательного права не имели женщины, военнослужащие и мужчины до 25 лет. Рейхстаг занимался законодательством и утверждением бюджета. Его права были ограничены действиями верхней палаты - Союзного со­вета, огромными полномочиями императора, которому подчинялось правительство. Сильная государственная власть проявила себя даже в борьбе против клери­кальных, католических кругов, которые отражали недовольство южных и западных районов страны прусской гегемонией. В ходе «Культуркампфа» (борьбы за культуру) католическое духовенство лишилось привилегии исключительного надзора за школами. Была запрещена деятельность иезуитских орденов и конгрегаций. Государство стало контролировать подготовку духовенства, отменило автономию церкви, ввело обязательный гражданский брак (регистрируемый государственными органами, а не церковью), преследовало непокорных епископов. Государство взяло под свой контроль подготовку и назначение духовных лиц, включая епископов. Раньше этими вопросами занималась римская курия. Переход в другое вероиспо­ведание был упрощен: стало достаточно отказа перед местным судьей. Следует сказать, что впоследствии давление на церковь заметно ослабло. Один из полити­ческих деятелей говорил: «Если вы отнимете у рабочего рай в потустороннем мире, тогда он захочет его на земле. Поэтому иезуиты всегда будут самыми деятельными противниками Интернационала».

В соответствии со специальным законом о политических партиях (1869) была провозглашена свобода объединений, право собраний в закрытых помещениях для предвыборной агитации, так как главным делом для партий считалось участие в выборах в рейхстаг. Первой возникла Немецкая консервативная партия (1866), которая выступала за сохранение королевской власти, привилегий армии, сохра­нение административных вотчинных прав землевладельцев. Противодействием «Культуркампфу» занималось объединение Центр. Действовали группы нацио­нал-либералов, прогрессистов и демократическая партия. В 1875 г. оформилась Социалистическая рабочая партия Германии, которая ставила своей задачей совер­шение социалистической революции через завоевание большинства в парламенте. Правительство воспользовалось террористическими актами против императора и в 1878 г. запретило «все союзы, которые преследуют социалистические и комму­нистические цели и подрывают существующий государственный и общественный порядок».

Социал-демократия была запрещена до 1890 г. За это время Бисмарк, пытаясь выбить почву из-под ног радикальной оппозиции, впервые и достаточно последова­тельно проводил курс так называемой «социальной монархии», или «государствен­ного социализма».

Еще в 1862 г. советник Бисмарка Вагенер предложил политическую программу, которая предусматривала следующие пункты: 4- установление минимума зарплаты;

Создание корпоративных организаций по отраслям производства; + замену индивидуальных контрактов коллективными договорами между пред­принимателем и рабочими; + признание принципа, что определенный стаж работы на предприятии дает ра­бочим право на совладение им.

Эти предложения тогда не были приняты. Но под лозунгом - «Государство - учреждение не только необходимое, но и творящее добро!» - были введены законы об обязательном страховании по болезни промышленных рабочих (1883), о стра­ховании при несчастных случаях (1884), о пенсиях по старости и инвалидности (1889). Программа социального страхования, введенная «железным канцлером», послужила примером для многих других стран и рассматривается как явление международного масштаба.

Объединение Италии Почти одновременно с Германией единым государством стала Италия. По­сле поражения революции 1848-1849 гг. страна была расколота на восемь госу­дарств. В Риме находились французские войска, в Ломбардии и Венеции - ав­стрийские.

Объединение осуществлялось как сверху, так и снизу. Роль Пруссии в Италии играло Сардинское королевство, участвовавшее в Крымской войне против России. Итальянским Бисмарком выступал министр, богатый помещик, граф Камилло Кавур. К. Кавур и другие составляли либеральное крыло Рисорджименто - на­ционально-освободительного движения итальянского народа против иноземного господства, за объединение раздробленной Италии. Ему удалось заметно укрепить позиции Сардинии, но решающую роль сыграла «партия действия», возглавляемая итальянскими патриотами и революционерами Джузеппе Мадзини (1805-1872) и Джузеппе Гарибальди (1807-1882). Они составляли революционно-демократи­ческое крыло в Рисорджименто. В результате народных восстаний с Сардинским королевством в 1859 г. объединились Парма, Модена, Тоскана и папская Романья. В 1860 г. армия «гарибальдийцев», первоначально состоявшая из одной тысячи человек, вошла в Неаполь и свергла Бурбонов. Сардинский король Виктор-Эмма- нуил II торжественно въехал в Неаполь. В марте 1861 г. в Турине было провозгла­шено образование единого Итальянского королевства. Гарибальди сложил с себя полномочия диктатора и вернулся на свой маленький рыбацкий остров Капрера. В условиях общего ослабления Австрии с Италией воссоединилась Венецианская область, а в сентябре 1870 г., после падения Второй империи во Франции, Италия вновь обрела свою древнюю столицу - Рим.

Последующее развитие Италии во многом повторяло путь Германии, что пред­определило союзнические отношения двух стран в Первой и Второй мировых войнах.

B XIX в. в различных регионах мира происходил процесс формирования наций в современном понимании этого термина.

ИСТОРИЯ B ТЕРМИНАХ

Нация (от лат. natio - племя, народ) - соииально-экономическая, культурно-политическая и духовная обшность людей индустриальной эпохи. Наиия складывается в npouecce становления государства, представляет собой фазу развития этноса (по ступеням: род - племя - народность - народ - наиия). Консолидаиия в наиию обычно связана с тем, что конкретный этнос обретает суверенитет и создает собственную полноиенную государственность. B международном праве термин «наиия» используется как синоним термина «государство». Наиию можно определить и как историческую обшность людей, складываюшуюся в npouecce формирования обшности их территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры и характера, которые составляют ее признаки.

Первыми современными нациями считаются латиноамериканские, сформировавшиеся в ходе борьбы против испанской короны. Бурно формировалась американская нация. Впервые понятие нации в политическом значении этого слова появилось в ходе Великой французской революции, когда возникла необходимость сформировать некую общность взамен утраченного «подданства французской короны». Можно утверждать, что национализм возник в Новое время.

B первое десятилетие XIX в. возник немецкий национализм, затем последовали национализмы Греции и скандинавских стран (10-20-е гг. XIX в.), итальянский национализм (30-e гг. XIX в.). B 1850-1900 гг. национализм распространился на страны Восточной Европы и в Индию, а в начале XX в. - в страны Азии и Африки. Идеология национализма обосновывает необходимость обособления и вычленения отдельной нации из общего числа народностей, проживавших до возникновения нации на определенной территории. При этом нации стремятся создать национальное государство, без чего дальнейшее развитие нации становится проблематичным.

Рис. 5.14. Э. Аелакруа. Свобода на баррикадах

Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в

Воспользуйтесь формой поиска

Формирование европейских наций

релевантные научные источники:

  • Ответы на экзамен по предмету Всеобщая история

    | Ответы к госэкзамену | 2014 | docx | 0.64 Мб

    1. ИНДИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА 2.Особенности развития азиатского феодализма («азиатский способ производства»). 3.Франция эпохи Наполеона Бонапарта. „Кодексы" Наполеона. Кодекс Наполеона 1804г.

  • Международное право

    Щербинина О. Е. и др. | Конспект лекций. Красноярск: ИПК СФУ, - 301 с. | Учебно-методические комплекс | 2008 | Россия | pdf | 2.4 Мб

    Настоящее издание является частью электронного учебно-методического комплекса по дисциплине «Международное право», включающего учебную программу, пособие по семинарским занятиям, методические

Уже вскоре после окончания Второй мировой войны началось возрождение европеистского движения. Под руководством Кудерхове-Калерги был воссоздан Европейский парламентский союз, ставший политическим клубом парламентариев из стран Западной Европы. В декабре 1946 г. в Париже состоялось образование Европейского союза федералистов, развивавшего традиции довоенного Панъевропейского союза. С ним тесно сотрудничали Социалистическое движение за создание Соединенных Штатов Европы и христианско-демократичес-кая организация «Новые интернациональные группы». Представители деловых кругов, разделявшие европеистские идеи, объединились в 1947 г. в Европейскую лигу экономического сотрудничества. Программные установки всех этих организаций базировались на идеях пан-европейского федерализма. На конгрессе, состоявшемся в Монтре в августе 1947 г., сторонники федерализации Европы сформулировали важнейшие принципы и цели этого процесса. Было уточнено, что федерализация не предполагает преодоление национального суверенитета и достижение «системного», «организационного» единства Европы. Федерализация рассматривалась в качестве гармонизации «реальностей разного уровня» - наций, народов, регионов, языков, политических традиций, экономических интересов. Подобная федерация могла быть создана, по мнению участников, лишь усилиями «групп и лиц», а не правительств. Инициатором альтернативного европеистского движения, основанного на принципах межгосударственного сотрудничества, выступил Уинстон Черчилль. Характерно, что сам Черчилль никогда не разделял идеи европеизма и был решительным противником федерализации континента. Но он очень прозорливо оценил значимость интеграции западноевропейских стран в условиях начала «холодной войны». В сентябре 1946 г., накануне открытия решающей конференции СМИД по «германскому вопросу», Черчилль выступил с речью «Трагедия Европы» в Цюрихском университете. «Первым нашим шагом должно быть учреждение Совета Европы, - заявил он. -Даже если не все европейские государства проявят готовность сразу же вступить в новое сообщество, мы будем создавать его в составе тех стран, которые выразят такую готовность. Задача полного избавления простых людей от угрозы порабощения и войны, в какой бы стране они ни проживали, должна решаться на самой весомой основе, каковой должна быть готовность граждан этих стран, и мужчин и женщин, скорее умереть, чем подчиниться чьей-либо тирании». Призывая к сплочению европейских стран, Черчилль первым из послевоенных политиков не только заявил о необходимости участия в интеграционном процессе Германии, но и указал на нее как на «сердцевину континента». Он подчеркивал, что ведущую роль в создании «Единой Европы» должно сыграть партнерство между Францией и Германией. «Великобритания, Британское Содружество наций, Америка и Советская Россия должны стать партнерами и поручителями в строительстве новой Европы и должны в дальнейшем защищать ее право на мирное существование и процветание», - заявлял Черчилль. Нетрудно понять, что подлинный смысл предлагаемого проекта заключался в образовании европейского военно-политического блока с участием Германии, способного стать противовесом советскому влиянию. Великобритания, как стратегический союзник Соединенных Штатов, приобретала бы в такой ситуации роль патрона по отношению к западноевропейским странам, а также оказывалась бы избавлена от необходимости жертвовать «особыми отношениями» с Британским содружеством наций во имя панъевропейского проекта. Кульминационный момент в «крестовом походе» Черчилля «во имя спасения Европы» наступил в мае 1948 г. На конгрессе в Гааге, собравшем восемьсот делегатов со всей Западной Европы - политиков, промышленников, профсоюзных работников, ученых, - Черчилль был избран почетным председателем. Он обратился к присутствующим со страстным призывом объединить политические усилия по защите демократических завоеваний, а также расширить экономическое и военное сотрудничество между странами Европы. Однако среди делегатов конгресса преобладали сторонники федералистской идеи, которые не хотели видеть в Единой Европе очередную политическую коалицию. В соответствии с решениями конгресса началась работа по созданию общеевропейской организации, ориентированной на гуманитарное сотрудничество. 5 мая 1949 г. на конгрессе в Страсбурге было провозглашено образование Совета Европы (СЕ). Цели и принципы деятельности этой организации отразили компромисс между сторонниками самых разных и подчас противоположных концепций европейского строительства. Совет Европы заявил о своем намерении добиваться единства европейских стран в защите идеалов демократии, верховенства закона, прав человека. Организационная структура Совета Европы включала Комитет министров иностранных дел и Консультативную Ассамблею, члены которой назначались национальными парламентами. Однако широких прерогатив эти органы не получили. В дальнейшем, Совет Европы превратился в авторитетный общеевропейский форум, активно влияющий на общественное мнение европейских стран. Но в условиях «холодной войны» его политическая деятельность оказалась чрезвычайно затруднена. Лидеры французской дипломатии Ж. Бидо, Р. Шуман, Р. Плевен, Ж. Моне поддержали создание Совета Европы, но одновременно выступили за более тесную интеграцию западноевропейских стран. В 1949 г. Мишель Дебре, один из будущих «отцов-основателей» Пятой республики, опубликовал «Проект Пакта о Союзе европейских государств». Дебре утверждал, что «нации не захотят расстаться со своим суверенитетом, который они путают со свободой граждан», и что «эту иллюзию необходимо сохранять во избежание негативных последствий». Но для придания Союзу подлинной эффективности Дебре призывал не только углублять сотрудничество «заинтересованных наций» во всех сферах, но и создать мощные наднациональные институты. Согласно его проекту Ассамблея европейских наций и Арбитр Союза (фактически, президент) должны были бы избираться прямым всеобщим голосованием, что обеспечило бы Союзу наднациональную легитимность. «Покинем нашу провинцию, я хотел сказать, нашу нацию», -заключал Дебре. Федералистские убеждения Дебре и других голлистов вскоре сменились скептическим отношением к идее Единой Европы. Но среди французских политиков, представлявших правящие партии Четвертой республики, планы западноевропейской интеграции оставались очень популярными. В 1949 г. Жан Монне, Этьен Гирш и Поль Рейтер разработали концепцию создания экономической интеграционной организации - Европейского объединения угля и стали. Проект казался достаточно умеренным - компетенция наднациональных органов управления ЕОУС рассматривалась как вторичная, производная от полномочий национальных правительств и парламентов, а сфера их деятельности жестко ограничивалась отраслевыми рамками. Однако, как недвусмысленно подчеркивали авторы договора об ЕОУС в одной из его первых редакций, «важнейшее политическое значение этого предложения состоит в том, чтобы открыть в бастионах национального суверенитета проход достаточно локализованный, чтобы он не вызывал возражений, и достаточно глубокий, чтобы увлечь государства к единству». Стратегия интеграции, разработанная Монне и его коллегами, получила название «коммунитарного метода». Она предполагала федерализацию Европы как конечную цель, но основывалась на очень умеренных, локальных и прагматичных шагах в формировании интеграционного механизма. 9 мая 1950 г. министр иностранных дел Франции Робер Шуман выступил с заявлением о принципах создания ЕОУС. «Объединенную Европу, - отмечал он, - нельзя создать ни в один прием, ни путем простого слияния. Она будет образовываться путем конкретных достижений, в результате которых прежде всего будет создана фактическая солидарность». Эффективность коммунитарного подхода продемонстрировал провал другой инициативы французской дипломатии. 24 октября 1950 г. Рене Плевен обнародовал план создания объединенных европейских вооруженных сил, которые могли бы стать ядром Европейского оборонительного сообщества (ЕОС). В мае 1952 г. договор о ЕОС был подписан представителями Франции, ФРГ. Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Но он так и не вступил в силу, поскольку новый состав французского парламента отказался ратифицировать договор. Дискуссии о ЕОС длились во французских политических кругах до августа 1954 г. и наглядно показали, что глубокая политическая интеграция воспринималась даже многими сторонниками Единой Европы как угроза национальному суверенитету. Иной оказалась судьба прагматичного «плана Шумана». В 1951 г. в Париже представители Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга подписали Учредительный договор ЕОУС. Целями Сообщества были провозглашены создание общего отраслевого рынка добывающей и металлургической промышленности, обеспечение роста производства и занятости, а также повышение уровня жизни в странах-участницах посредством согласования национальной экономической политики. В рамках отраслевого рынка предстояло ликвидировать таможенные пошлины, налоги с равноценным действием, количественные ограничения при передвижении товаров, а также запретить дискриминационные меры в отношениях потребителей, покупателей и производителей. Несправедливой практикой объявлялось предоставление производителям государственных субсидий, меняющих условия честной конкуренции. ЕОУС гарантировал равный доступ к ресурсным источникам для всех групп производителей, создание условий для рационального использования природных ресурсов, расширения и увеличения производственного потенциала. Все эти принципы вводились в практику постепенно. С 10 февраля 1953 г. начал функционировать общий рынок угля, железной руды и металлолома, с 10 мая 1953 г. - общий рынок стали, с 1 августа 1954 г. -общий рынок специальных видов стали. К 1955 г. был введен и общий для всех стран ЕОУС внешний тариф на экспортно-импортные операции с предусмотренными видами продукции. Важнейшее значение имело создание в рамках ЕОУС целостной наднациональной системы управления. В ее состав вошли Специальный совет министров (высший орган по координации, состоящий из отраслевых министров национальных правительств с правом вето любого участника, будущий Европейский Совет), Высший руководящий орган (основной исполнительный орган, будущая Комиссия Сообщества), Европейская Ассамблея (консультативный орган, формируемый на представительной основе из депутатов парламентов стран-участниц, будущий Европарламент) и Европейский Суд (высший арбитражный орган). Совет министров и Европейская Ассамблея отражали в своей деятельности баланс национальных интересов и договорной характер интеграционного процесса. Высший руководящий орган и Европейский Суд, напротив, были ориентированы на представительство интересов всего Сообщества в целом. При этом юридически все институты ЕОУС имели наднациональный характер. Решения этих органов, принятые в рамках компетенции, закрепленной учредительным договором, получали преимущество по сравнению с национальными источниками права. Тем самым, подписание и ратификация учредительного договора превращалась в делегирование части национального суверенитета Сообществу. Показательно с этой точки зрения, что ЕОУС приобрел и собственную международную правосубъектность, что в корне отличалось от правовой природы обычных межгосударственных объединений. Успешный опыт институционализации ЕОУС позволил перейти к разработке проекта новых Сообществ. В 1956 г. комитет под председательством премьер-министра Бельгии П.-А. Спаака подготовил концепцию интеграции в двух сферах - общей экономической политике и контроле над использованием ядерной энергетики. В соответствии с нею в 1957 г. странами «шестерки» в Риме были заключены учредительные договоры Европейского экономического Сообщества (ЕЭС) и Европейского агентства по атомной энергии (Евроатом). Так сложилась тройственная система Сообществ - ЕОУС, ЕЭС и Евроатома. Компетенция каждого из них определялась собственным учредительным договором, но институциональная структура постепенно становилась единой (окончательно этот процесс «слияния» завершился в 1967 г. с образованием единого Совета министров. Комиссии европейских Сообществ, Европарламента и Суда). Образование тройственной структуры Сообществ диктовалось определенными расхождениями стратегических целей стран-участниц. Для ФРЕ основной задачей оставалось развитие общего рынка тяжелой промышленности. Бельгия и Нидерланды рассматривали в качестве наиболее перспективных сфер интеграции область новейших технологических разработок и исследования в области энергетики. Франция выступала за более сбалансированное развитие общего рынка, распространение интеграционных принципов на все отрасли экономики, включая сельское хозяйство. Расширенная и децентрализованная система Сообществ позволяла гибко варьировать темпы и методы взаимодействия в развитии всех этих направлений интеграции. Со временем же эпицентр интеграционных процессов сосредоточился в ЕЭС. Учредительный договор о ЕЭС предполагал ввод единого таможенного тарифа по отношению к третьим странам, обеспечение условий для свободного перемещения лиц, услуг и капитала (так называемые «основные свободы общего рынка»), проведение согласованной сельскохозяйственной и транспортной политики, координацию антимонопольной политики, развитие единых инвестиционных органов, сближение экономического и социального законодательства стран-участниц. Таким образом, компетенция ЕЭС позволяла перейти от «негативной интеграции» (направленной на разрушение межгосударственных экономических барьеров) к «позитивной» (проведение через институты Сообществ «общих политик» в различных сферах). Каждое из трех Сообществ обладало собственным правопорядком, но на их основе постепенно сложилась общая унифицированная система европейского права. Действующие в ее рамках источники права получили статус «первичных» и «вторичных». К «первичным» были отнесены учредительные договоры о Сообществах. Эти источники права приобретали юридическую силу лишь после процедуры «трансформации», т.е. придания им юридического статуса норм национального права. Изначально такой процедурой была ратификация учредительного договора в парламентах (в некоторых случаях - на референдумах). Группу «вторичных» источников европейского права составили нормативные акты органов Сообществ - регламенты, директивы, рекомендации, а также решения Суда Сообществ (судебные прецеденты). Поскольку, ратифицировав учредительный договор, каждое государство передавало Сообществам исключительные полномочия в установленной сфере, то «вторичные» источники европейского права приобретали бтльшую юридическую силу по сравнению с нормами национального права. С момента их принятия любые противоречащие им национальные законы утрачивали силу, а для правоприменения «вторичных источников» процедура трансформации уже не требовалась (т. е. действовал принцип «прямого действия»). В 1960-х гг. правовая база Европейских Сообществ не претерпела существенных изменений. Однако вопрос о политической направленности интеграционного процесса стал предметом самой ожесточенной полемики. Первоначально французская дипломатия вновь выступила инициатором углубления интеграционного процесса вплоть до создания политического объединения. 5 сентября 1960 г. президент де Голль заявил на пресс-конференции о необходимости обеспечения «постоянного сотрудничества в политической, экономической, культурной области и области обороны». В развитие этой инициативы французское правительство выдвинуло в 1960 г. проект углубления интеграционных связей в дипломатической и военно-политической сферах («план Фуше»). В качестве стратегической перспективы рассматривалось образование Союза европейских государств, сохраняющего национальный суверенитет каждого из участников, но выступающего как единая сила на мировой арене. Заинтересованность де Голля в углублении интеграционного процесса объяснялась отказом от идеи атлантической солидарности и стремлением противопоставить мощную Единую Европу двум «сверхдержавам». Но, одновременно, де Голль не желал утрачивать политическую самостоятельность Франции. Будучи убежденным националистом, он не верил в возможность последовательной федерализации Европы. Впоследствии в своих мемуарах де Голль язвительно описывал всю «нелепость» мечты о «растворении европейских стран в едином образовании, имеющем свой парламент, свои законы и свое правительство, которое управляло бы подданными французского, немецкого, итальянского, бельгийского, нидерландского и люксембургского происхождения, ставшими согражданами внутри искусственной родины, изобретенной умами технократов». Двухлетние дискуссии вокруг «плана Фуше» не привели к снятию разногласий между странами европейской «шестерки», и сам де Голль на пресс-конференции 15 мая 1962 г. положил конец обсуждению этой темы. Он недвусмысленно заявил о желательности для Франции политической интеграции стран Западной Европы, но недопустимости проведения ее в ущерб национальному суверенитету. В дальнейшем де Голль выступал уже последовательным противником любых проектов расширения компетенции наднациональных органов Сообществ. Его противостояние с федералистами достигло пика в 1965 г. Де Голль жестко выступил против предложений председателя Европейской комиссии Вальтера Хальштейна о закреплении процедуры голосования в Совете простым большинством, предоставлении Европейской Ассамблее права формировать свой бюджет и расширении полномочий Еврокомиссии. В течение семи месяцев Франция бойкотировала работу Совета, из-за чего эти события получили название кризиса «пустого кресла». Урегулирование кризиса состоялось на основе протокола, подписанного в Люксембурге в январе 1967 г. («Люксембургский компромисс»). Было подтверждено сохранение статуса Ассамблеи, приоритет полномочий Европейского Совета, право стран-участниц на вето при голосовании в Совете «жизненно важных» с их точки зрения вопросов. Де Голль жестко пресек и попытки Великобритании присоединиться к системе Европейских Сообществ. Изначально в Лондоне достаточно скептически относились к деятельности ЕОУС, предпочитая сохранять «особые отношения» с собственными колониями и уповая на «атлантическую солидарность» с США. Но подписание в 1957 г. Римских договоров о создании ЕЭС и Евроатома вызвало озабоченность британских политиков. Опасаясь изоляции от европейских рынков, Великобритания предприняла контрмеры -в 1960 г. по инициативе Лондона была образована Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). В состав этой организации вошли помимо Великобритании Австрия, Дания, Исландия, Норвегия, Португалия, Швеция и Швейцария. В качестве целей ЕАСТ были определены содействие росту экономической активности, обеспечению полной занятости, повышению производительности, рациональному использованию ресурсов, финансовой стабильности и повышению уровня жизни на территории государств-членов, обеспечение добросовестных условий конкуренции в торговле, ликвидация неравенства в условиях снабжения сырьем, производимым на территории зоны свободной торговли, а также содействие гармоничному развитию и росту мировой торговли. Ликвидировать таможенные тарифы в зоне свободной торговли не предполагалось. Речь шла лишь об отказе от дискриминационных ограничений товарообмена и от демпинговых цен. Не создавалась и какая-либо наднациональная организационная структура ЕАСТ. Опираясь на поддержку стран ЕАСТ, Великобритания поставила вопрос и о своем вхождении в систему Сообществ. Одновременно Лондон настаивал на сохранении собственного особого статуса, основанного на признании интеграционных связей Великобритании с третьими странами (прежде всего речь шла о странах Содружества наций). В политическом плане Великобритания не собиралась отказываться от стратегического союза с США во имя укрепления европейской солидарности. Де Голль отверг все эти предложения и решительно выступил против включения британского «троянского коня» в Европейские Сообщества. В ходе переговоров с премьер-министром Макмилланом в 1962 г. де Голль дал понять, что лишь начало тесного англо-французского сотрудничества по созданию европейского ядерного оружия может стать основой для вступления Великобритании в «Общий рынок». Не встретив понимания у своего британского коллеги, де Голль впоследствии неизменно отказывался от обсуждения самой возможности вступления Великобритании в Европейские Сообщества. Несмотря на обострившуюся политическую борьбу между ведущими европейскими державами интеграционный процесс в 1960-х гг. развивался чрезвычайно динамично и успешно. Таможенные барьеры в зоне Сообществ поэтапно снижались и в 1968 г. были окончательно отменены. В отношении третьих стран был введен единый таможенный тариф, что фактически означало переход стран Сообществ к единой внешнеторговой политике. Благодаря этим мерам торговый оборот внутри зоны Сообществ увеличился в 1958-1970 гг. в 6 раз. С 1968 г. начал действовать Общий аграрный рынок ЕЭС. Помимо отмены внутренних пошлин на сельскохозяйственные продукты и унификации цен была введена практика субсидирования фермерского труда (оплата из централизованных фондов ЕЭС разницы в уровне отпускных и рыночных цен). Важное значение имело образование под эгидой ЕЭС Европейского инвестиционного банка и Европейского Социального фонда, призванных скоординировать движения финансовых потоков в соответствии со стратегическими целями интеграционного процесса. Примечательно, что активную роль в развитии интеграционного процесса в 1960-х гг. сыграли «малые страны» Западной Европы. Возникший в 1958 г. Экономический союз Бенилюкс стал своеобразным полигоном для апробации высоких форм интеграционных связей. В его рамках уже в 1960 г. было утверждено единое таможенное пространство и система свободного передвижения лиц по территориям трех государств, осуществлен перенос пограничного контроля на их внешние границы. В 1969 г. был подписан протокол о полной отмене пограничного контроля между Бельгией, Нидерландами и Люксембургом. Целью Бенилюкса было провозглашено и проведение единой торговой и экономической политики по отношению к третьим странам.

Несмотря на то, что Европа не относится к регионам, где происходило зарождение человечества, человек тем не менее появился здесь очень давно: еще в нижнем палеолите (древнем каменном веке), - по-видимому, не позже 1 млн. лет назад. Первоначально были заселены южная и центральная части Европы. Особенно много находок каменных орудий древнейшего периода сделано в пещерах на юго-западе Франции. В период верхнего палеолита (40-13 тыс. лет до п. з.) на территории Европы уже жили люди, принадлежавшие к современному виду человека - Homo sapiens. В эту эпоху люди заселили почти всю Европу,

кроме ее самой северной части. Наконец, в период мезолита (13 - 5 тыс. лет до н. э.) была освоена и Северная Европа. Тогда же появились различия в хозяйственных занятиях людей, населявших разные районы Европы: жители берегов Балтийского и Средиземного морей, стали заниматься рыболовством, на побережье Северного моря - морским собирательством, во внутренних районах - охотой и собирательством. Довольно рано население отдельных областей Европы стало переходить к производящему хозяйству, тогда некоторым группам рыболовов удалось одомашнить собак и свиней. На территории Северной Греции земледельческо-скотоводческие поселения возникли раньше, чем в других областях - уже около 9 тыс. лет тому назад. В VI или V тыс. до н. э. население Европы уже умело выплавлять металлы, а в I тыс. до н. э. на территории Европы начался так называемый железный век.

Языковая характеристика древнего населения Европы. На каких языках говорили древнейшие жители Европы, неизвестно. Их племена впоследствии растворились в массе народов-носителей индоевропейских языков, пришедших в эти области в III - II тыс. до н. э. От древних неиндоевропейских языков в Западной Европе сохранился лишь язык басков. Из индоевропейцев в Европу раньше всего проникли племена пелас-гов, эллинов (иначе греков), затем италийские и кельтские племена. В III - II тыс. до н. э. под влиянием древневосточных культурных центров на юге Европы сложилась выдающаяся Крито-Микенская цивилизация. Культуру крито-микенских времен унаследовала цивилизация эллинов (греков), возникшая в I тыс. до н. э., а ее преемником, в свою очередь, стал Древний Рим.

В Римской империи (конец I в. до н. э. - 2-я половина V в. н. э.), в ее западной части, происходила массовая романизация (от названия Roma - Рим) европейского населения. Завоеванные римлянами народы перенимали культуру и язык завоевателей - латынь, однако, латынь смешивалась у них с местными языками (в основном кельтскими), отчасти искажаясь, отчасти приобретая новые формы. Так возникла вульгарная

(народная) латынь, которая дала начало современным романским языкам.

Великое переселение народов. В III-IX вв. В III – IXвв. уже нашей эры в Европе происходили массовые миграции германских, славянских, тюркских, иранских и других племен и племенных объединений, позднее получившие название Великого переселения народов. Мощный импульс этому переселенческому потоку придали тюркоязычные племена гуннов. Они пришли в Европу в IV в. из далеких азиатских степей. В то время произошло первое столкновение жителей Европы с монголоидами. Гунны разгромили германоязычные племена остготов (восточных готов) и стали теснить родственных им вестготов (западных готов), живших на землях к северу от нижнего течения Дуная. Вестготы с согласия римского императора переселились на Балканский полуостров, входивший в ту пору в состав Римской империи. В 378г. они восстали и в союзе с гуннами и пришедшими с востока ираноязычными аланами разгромили римские войска. В 410г. вестготы захватили Рим. После этого поражения император Западной Римской империи (раздел Римской империи на Западную и Восточную произошел в 395 г.) уступил вестготам Аквитанию (юго-западная часть территории современной Франции), где в 419 г. возникло первое германское государство на территории Западной Европы - Тулузское королевство. Позже к вестготам отошел и северо-восток Пиренейского полуострова. А в северо-западной его части закрепилось другое германское племя- свевы. В середине V в. другие германские племена- бургунды и франки - создали свои королевства (Бургундское и Франкское) в Галлии. Примерно в это же время германские племена англов, саксов и ютов начали завоевывать покинутые римлянами Британские острова, населенные в то время кельтами.

В середине V в. гунны вместе с остготами вторглись в Галлию, но были разбиты объединенными силами римлян и обосновавшихся там германцев и ушли па Дунайскую равнину. С VI по VIII в. на этой равнине господствующие позиции заняли авары. Впоследствии

гунны и авары полностью растворились в местном населении.

В 476г. под ударами германцев прекратила свое существование Западная Римская империя, а в 493г. принявшие участие в ее разгроме остготы создали свое государство, охватившее обширную территорию от Центральной Италии до Дуная. На севере Италии в VI в. обосновалось германоязычное племя лангобардов.

Таким образом, германские племена широко расселились в Западной Европе и создали здесь свои государства. При этом в сильно романизированных частях Европы (на территории Галлии, Иберии, Италии) сохранились разные диалекты вульгарной латыни, а германцы со временем подверглись ассимиляции местным населением. В тех же районах, где культурное влияние римлян было слабым (например, в Британии), возобладали германские языки.

На территории Восточной Римской империи (Византии) главной движущей силой массовых переселений были славяне. В V-VII вв. они расселились на обширной территории от Черного и Эгейского морей до Адриатики.

В VIII в. на юго-запад Европы вторглись арабы. Они завоевали некоторые территории в северном Средиземноморье (например, Пиренейский полуостров). Арабская культура, начиная с материальной - элементов одежды и домашнего быта - и заканчивая высокими образцами арабской поэзии, науки, архитектуры, наложила сильнейший отпечаток на культуру народов Пиренейского полуострова.

В IX в. в Центральную Европу, в бассейн Дуная, проникли мадьяры (венгры). Бывшие прежде скотоводческими, кочевыми племенами, на новом месте они перешли к земледелию, восприняли многое из местной культуры, но сохранили и передали потомству свой язык (финно-угорский), на котором и сейчас говорят венгры.

IX и X в. были отмечены перемещением с севера на юг скандинавских племен (норманнов). Они покорили одну из северных областей Франции (позднее" получившую название Нормандии) и постепенно ро-

манизировались, то есть перешли на французский язык (сложившийся ранее на базе местного варианта вульгарной латыни), а также испытали культурное воздействие со стороны французов. В XI в. уже романизированные норманны завоевали Англию. Благодаря норманнам Англия испытала сильное французское влияние, именно норманнское завоевание привело к тому, что в английском языке появился большой пласт романской лексики. Кроме Северной Франции и Англии, норманнам на некоторое время удалось закрепиться на юге Апеннинского полуострова и на острове Сицилия.

В XIV-XV вв. в Европу проникали турки-османы. Им удалось разгромить Византию и на несколько веков подчинить себе Балканы. В период феодализма (VIII-XVI вв.) в разных городах Европы сформировались еврейские общины. В XV-XVI вв. в Европе появились цыгане и постепенно" небольшими группами расселились во многих странах.

ЖИТЕЛИ С8ВРЕМЕЙВ0Й ЕВРОПЫ

Этнический и языковой состав . В современной Европе насчитывается несколько десятков разных народов, однако этнический состав ее населения менее сложен, чем в других крупных регионах мира, поскольку почти все европейские народы относятся к одной - индоевропейской - языковой семье. Самые крупные ветви этой семьи в Европе - романская, германская и славянская (о славянах см. в главе 14). Этносы, чьи языки относятся к романской группе, живут в основном на юго-западе Европы и в бассейне нижнего Дуная.

К романской группе относятся испанцы, португальцы, галисийцы (расселены на северо-западе Испании), каталонцы (обитают на северо-востоке Испании), андоррцы (эти народы образуют иберо-романскую подгруппу); французы, валлоны (живут на юге Бельгии), франкошвейцарцы (сосредоточены на западе Швейцарии), монегаски (коренные жители Монако) (эти этносы составляют галло-романскую подгруппу); итальян-

цы включая сардинцев, италошвейцарцы (обитают на юге Швейцарии), корсиканцы (жители принадлежащего Франции острова Корсика), санмаринцы (коренные обитатели Сан-Марино, эти народы образуют итало-романскую подгруппу); романши (живут на востоке Швейцарии), ладины (расселены на востоке Швейцарии и севере Италии), фриулы (ареал их распространения - северо-восток Италии) (эти три народа принято объединять в рето-романскую подгруппу); румыны и аромуны (последние расселены на севере Греции, а также в Сербии) (эти два народа относятся к балкано-романской подгруппе).

Некоторые из языков романской группы являются родными для нескольких народов: например, французский для французов, валлонов и франкошвейцарцев, итальянский - для итальянцев и италошвейцарцев. Для самого крупного по числу носителей языка романской группы - итальянского - характерно множество диалектов, причем некоторые диалекты настолько отличаются друг от друга, что часть лингвистов считают их отдельными языками. Диалектологическую дробность итальянского языка иллюстрирует такой факт: в 1875 г. по случаю пятисотлетия со дня смерти Джован-ни Боккаччо (выдающегося итальянского поэта и писателя эпохи Возрождения) был издан том его произведений, в котором одна новелла воспроизводилась на 623 итальянских диалектах. Современный итальянский литературный язык сформировался на базе тосканского диалекта.

Народы германской языковой группы живут на севере, северо-западе и в центре Европы. В настоящее время германская группа подразделяется над две подгруппы - западную и северную. В прошлом была еще и восточная подгруппа, но ни один из языков этой подгруппы не сохранился. К восточногерманской подгруппе, в частности, относился язык остготов. На языках западногерманской подгруппы говорят немцы, австрийцы, лихтенштейнцы, германо-швейцарцы (живут на севере и в центре Швейцарии), эльзасцы (обитатели Эльзаса - области на востоке Франции), люк-

сембуржцы, голландцы (основной народ Нидерландов), фламандцы (расселены на севере Бельгии и юге Нидерландов), фризы (рассредоточены на севере Нидерландов и Германии, в прибрежных районах), англичане, шотландцы, шотландо- и англоирландцы (живут в Северной Ирландии). К этой же подгруппе обычно условно относят живущих в Европе евреев, поскольку раньше большая их часть говорила на языке идиш, близком к немецкому. Сейчас они говорят в основном на государственных языках тех стран, в которых они проживают. В северо-германскую, или скандинавскую, подгруппу входят шведы (кроме Швеции они живут в прибрежных районах Финляндии и на принадлежащих Финляндии Аландских островах), норвежцы, исландцы, фарерцы (обитают на принадлежащих Дании Фарерских Островах)и датчане.

Целый ряд народов германской группы говорит на немецком или на английском языках. Так, на немецком языке, помимо немцев, говорят австрийцы, германо-швейцарцы, эльзасцы (последние - двуязычны и обычно знают французский язык), лихтенштейнцы, люксембуржцы (они трехязычны и говорят на собственно немецком языке, своем лецебургском варианте немецкого, а также на французском). Интересна языковая ситуация и в самой Германии. Хотя литературный язык у немцев один, разговорных языков в стране два. Они родственны, но не взаимопонимаемы. Это верхненемецкий (на основе которого был создан немецкий литературный язык) и нижненемецкий, распространенный на севере Германии и очень близкий к голландскому языку. На английском языке, кроме англичан, говорят шотландцы, большинство ирландцев и некоторые другие народы. Языковая ситуация в Норвегии прямо противоположна германской. Здесь при одном разговорном языке сложились два литературных. Попытки «объединить» их не увенчались успехом, а привели к созданию третьего литературного языка, который, правда, не получил сколько-нибудь широкого распространения.

Потомки древнего коренного населения Европы - кельты - на протяжении многих веков ассимилирова-

лись романоязычными и германоязычными народами, а численность кельтоязычного населения неуклонно сокращалась. И все же кельтская языковая группа по-прежнему представлена в Европе. Она подразделяется на две подгруппы: гойдельскую (или гаэльскую) и брит-тскую. К гойдельской подгруппе относятся ирландцы и гэлы. На ирландском языке (называемом также ирс-ким или гаэльским) говорят на крайнем западе Ирландии в районе Гаэлтахт. Остальные ирландцы также знают свой язык (его обязательно преподают в школе), но в быту используют в основном английский. Многие ирландцы двуязычны. Гэлы (или хайлэндеры) говорят на своем гэльском языке. Живут они в горных районах на севере Шотландии. В бриттскую подгруппу входят бретонцы (жители французской провинции Бретань, они двуязычны и говорят как по-французски, так и по-бретонски) и уэльсцы, или валлийцы - обитатели Уэльса (они довольно хорошо сохраняют свой язык, хотя некоторые перешли на английский). В последнее время в эту же подгруппу стали включать еще и корнийцев. Это жители Корнуолла (Корнуэлла) на юго-западе Англии. Корнийский язык еще уже долгое время считался мертвым языком, но сейчас он активно возрождается. На нем уже говорят 150 человек и несколько тысяч его изучают.

В Европе представлены также две самостоятельные ветви индоевропейской языковой семьи, к которым относятся языки греков и албанцев. Представители индоиранской ветви - цыгане.

Три этноса Европы - венгры (13 млн.), финны (5 млн.) и небольшой народ саамы (лопари) - принадлежат к финно-угорской ветви уральской языковой семьи. Саамы расселены на крайнем севере Европы: в арктических районах Норвегии, Швеции и Финляндии.

Мальтийцы (население островного государства Мальта) относятся к афразийской (семито-хамитской) языковой семье. Мальтийский язык фактически является одним из диалектов арабского, хотя в нем принята латинская письменность. Правда, в настоящее время большинство мальтийцев наряду с мальтийским знает английский и итальянский языки.

Один коренной народ Европы - баски - в языковом отношении занимает изолированное положение. Язык басков не удалось отнести ни к одной языковой семье. Баски живут на севере Испании и в Западных Пиренеях - по обе стороны испано-французской границы.

Кроме того, в Европе в настоящее время представлены довольно многочисленные группы иммигрантов (арабы, берберы, турки, курды, индийцы, пакистанцы и др.). Арабы и берберы чаще расселяются в крупных городах Франции, подавляющее большинство турок и курдов оседает в Германии, выходцы из Индии и Пакистана направляются прежде всего в Великобританию. В больших городах Великобритании появились также переселенцы из бывших английских колоний в Вест-Индии и Черной Африке.

Кроме переселений из других частей света для Европы очень характерны внутрирегиональные межгосударственные миграции, что также делает этнический состав населения стран более пестрым. Основные потоки мигрантов идут во Францию, Великобританию, Германию, Швейцарию, Бельгию, Швецию. Во Францию направляются итальянцы, португальцы, выходцы из Испании, поляки, в Великобританию - прежде всего жители соседней Ирландии, в Германию - итальянцы, греки, португальцы, сербы, хорваты и другие.

Антропологическая характеристика населения. В расовом отношении современное население Европы (не считая постепенно возрастающей группы иммигрантов из неевропейских стран) более или менее однородно: за исключением саамов, которые по своему физическому облику занимают промежуточное положение между европеоидами и монголоидами, основное население Европы относится к европеоидной расе. Тем не менее среди европеоидов можно выделить три группы антропологических типов: северную, южную и переходную. Для северной группы характерны светлые полосы, светлая кожа и голубые, серые или синие глаз.a К ней относятся шведы, норвежцы, датчане, финны, часть англичан (преимущественно жители восточ-

ных районов Англии), голландцы, северные немцы и ряд других народов севера Европы. У представителей южной группы антропологических типов темные волосы, сравнительно смуглая кожа и черные глаза. Так выглядят представители народов, населяющих юг Европы: большинство испанцев, португальцев, итальянцы (кроме северных), румыны, албанцы, греки и др. Большая же часть народов Европы принадлежит к переходным расовым типам, представители которых по своим расовым признакам занимают промежуточное положение между северной и южной группами. Они шатены, кожа у них несколько темнее, чем у представителей северной группы, но не такая смуглая, как у народов, живущих на юге. Цвет глаз у представителей переходной группы сильно варьирует: у них встречаются голубые, серые, синие, зеленые, карие глаза. К переходной группе относится большинство французов и немцев, северные итальянцы, население Бельгии и Швейцарии, австрийцы, венгры.

Религии. Преобладающей религией народов Европы является христианство, представленное здесь всеми тремя своими основными направлениями: католицизмом, протестантизмом разных течений и православием. Католицизма придерживается большинство населения во многих странах Южной и Западной Европы: Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии, Венгрии, Ирландии и некоторых других. Католики образуют самые многочисленные группы, хотя и не составляют абсолютного большинства, также в Швейцарии и Нидерландах. Значительные их группы расселены в Великобритании и Северной Ирландии. Немало последователей Римско-католической церкви живет и в Албании.

Крупнейшие течения протестантизма в Европе - это лютеранство, англиканство и кальвинизм. Лютеранство исповедует большинство жителей Германии и подавляющее большинство населения Скандинавских стран и Финляндии. Англикане составляют свыше половины населения Великобритании (в Англии англикане составляют подавляющее большинство, и Анг-

ликанская церковь имеет там статус государственной религии, на остальные же части Соединенного Королевства этот статус не распространяется). Кальвинизм исповедует значительная часть населения Швейцарии, Нидерландов и Шотландии. Распространение в государствах Центральной и Северной Европы протестантизма, для которого характерно проведение богослужений на национальных языках, немало способствовало развитию литературных языков и этнического самосознания в этих странах.

Православия (из числа рассматриваемых в данной главе народов Европы) придерживаются греки, румыны и часть албанцев.

В Европе имеется также одна страна - Албания, где самой крупной религиозной группой являются мусульмане. В связи с неевропейской иммиграцией значительные группы мусульман появились во многих европейских странах.

В крупных европейских городах имеются также иудейские общины.