» » Внешний государственный займ. Определение и классификация государственных займов Внешние займы

Внешний государственный займ. Определение и классификация государственных займов Внешние займы

– это форма получения ссуды государством от внешних кредиторов.

В зависимости от цели использования внешний займ классифицируется на следующие виды:

  • экспортный займ (для приобретения определенной продукции);
  • финансовый займ (для покупки товаров в стране-кредиторе);
  • валютный займ (с целью урегулирования платежного баланса).

По срокам внешний займ классифицируется на:

  • краткосрочный (примерно выдается до 2-х лет);
  • среднего срока действия (предоставляется государству на 5-7 лет);
  • долгосрочный (выдается стране на 20 лет и более).

Внешний займ предусматривает возврат денег с процентами. В некоторых случаях страна-кредитор не требует выплату процентов. От следующих факторов зависит уровень процентной ставки:

  • темпов инфляции;
  • срока, на который выдается данная ссуда.

Одной из форм внешнего займа выступает эмиссия облигаций, особенно государственными банковскими учреждениями, которые размещаются на мировом рынке капиталов. Кроме термина «облигация» также применяются и другие обозначения такие, как «сертификат», «казначейский » или «заем». Каждое государство использует свою терминологию для своих ценных бумаг. Перед другими акциями и активами государства обладают несколькими преимуществами:

  • характеризуются самым высоким относительным уровнем надежности для вложенных средств;
  • отличаются минимальным риском потери основного капитала и прибыли по нему;
  • имеют по сравнению с иными видами ценных бумаг льготное .

Особенности выдачи внешних займов

Внешний займ развивающимся странам предоставляется по «официальной линии помощи развитию». Они предусматривают специальные льготные условия:

  • срок, на который предоставляется данная ссуда, составляет до 50 лет;
  • низкую процентную ставку – обычно 0,5 – 2 % годовых.

Внешний займ на 1-2 года выдается обычно частными компаниями (фирменная ссуда) и депозитными банковскими учреждениями (), а также иными банками краткосрочного кредитования. Займ на более чем 5 лет предоставляется финансовыми учреждениями, что специализируются на долгосрочном кредитовании (например, страховыми компаниями, банкирскими домами, инвестиционными трестами и фирмами, международными организациями).

В Соединенных Штатах и Японии крупные внешние долгосрочные ссуды предоставляются экспортно-импортными банковскими учреждениями.

Основные международные финансово-кредитные организации, предоставляющие займы государствам, что развиваются, на финансирование определенных проектов (в большинстве случаев в области инфраструктуры и сельского хозяйства):

  • Международный банк реконструкции и развития (выдает валютные ссуды);
  • Международная ассоциация развития.

Существенное значение в международном кредитовании имеют и региональные финансовые учреждения. Например, в ЕС действуют:

  • Европейский валютного сотрудничества (выдает ссуды государствам-членам на урегулирование платежного баланса);
  • Европейский (кредитует мероприятия с целью содействия развитию отсталых регионов, модернизации их отдельных отраслей промышленности);
  • Европейский фонд развития.


Минусы внешнего займа для европейских стран

Предоставление значительных суммы кредитов европейским государствам, что развиваются, в виде помощи развитию, конечно же, сыграло свою роль в решении их важных экономических проблем. Но, как отмечают специалисты, займы в конечном счете привели к образованию гигантской внешней задолженности. Последняя выступает сегодня одним из основных факторов, которые сдерживают экономический рост развивающихся европейских стран.

Внешнее

Определенную роль во внешнем кредитовании играют и сами государства, что развиваются. В условиях стремительного роста стоимости «черного золота» и доходов от него, активное участие во внешнеэкономическом кредитовании наблюдалось со стороны членов ОПЕК, особенно это касается арабских стран.

В экономических группировках развивающихся государств были созданы финансовые организации для взаимного кредитования. Также функционируют для выдачи внешних займов и такие финансовые учреждения, как:

  • Азиатский ;
  • Межамериканский банк развития;
  • Африканский банк развития.

В РФ для предоставления внешних займов создан Российский экспортно-импортный банк.

Страхование и внешний займ

Чрезвычайно важное значение во внешнем кредитовании играет именно его страхование. Страхование экспортных кредитов в основном проводится в большинстве странах государственными организациями. Например, в Великой Британии эта операция проводится Департаментом гарантий экспортного кредита, в Соединенных Штатах и Японии – экспортно-импортными банковскими учреждениями.

Частные и государственные внешние займы являются формами вывоза кредитного капитала, служат источником прибыли стран-кредиторов, хорошо стимулируют их экспорт.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

  • 6.Общая характеристика типов рыночных структур (совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия).
  • 7. Показатели национального производства. Валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, национальный доход. Особенности расчета ввп. Номинальный и реальный ввп.
  • Соотношение показателей в Системе национальных счетов
  • 8.Показатели общего уровня цен (индексы цен).
  • Кейнсианская макроэкономическая модель Дж.М. Кейнс начал с опровержения основных положений классической модели и показал следующее.
  • 10.Инфляция, ее определение, виды. Механизмы, причины, последствия. Антиинфляционная политика государства.
  • 11.Характеристика рынка труда. Понятия и виды безработицы. Кривая Филипса и ее экономический смысл.
  • 12. Экономический рост. Основные типы и факторы экономического роста.
  • 14. Понятие «Финансы». Социально-экономическая сущность и функции финансов.
  • 15. Содержание и принципы финансовой политики государства.
  • 16. Финансовая система государства.
  • 17. Государственный бюджет рф и его функции.
  • 10 Принципов:
  • 18. Состав и структура доходов федерального бюджета
  • Налоговые доходы бюджета, и их характеристика.
  • 19. Бюджетный дефицит и методы его покрытия.
  • 20. Федеральные налоги.
  • 23. Сущность и функции государственного кредита. Классификация государственных займов.
  • 24. Государственный долг. Внутренние и внешние займы.
  • 25. Классификация бюджетных расходов рф.
  • 27. Бюджетный процесс в рф.
  • Казначейская система исполнения бюджета.
  • 28. Внебюджетные социальные фонды государства
  • 29. Финансовый контроль
  • 30.Затраты предприятия на производство продукции и выручка от ее реализации.
  • 31. Прибыль предприятия. Планирование и направления ее использования.
  • 37. Методологический инструментарий (ми) оценки стоимости денег во времени
  • 39. Анализ ликвидности и кредитоспособности.
  • Коэффициент текущей ликвидности (Кт.Л.)
  • Коэффициент критической ликвидности (Ккр.Л.).
  • Коэффициент абсолютной ликвидности.
  • 40. Анализ финансовой устойчивости предприятия.
  • 42.Финансовые отчеты (балансовый отчет, отчет о прибылях и убытках, кассовый план, другие стандартизированные отчеты).
  • 43. Эффект фин.Левериджа (эфр)
  • 45. Эффект операционного рычага и деловой риск предприятия
  • 46. Управление денежными оборотными средствами.
  • 3. Движение денежных средств в связи с фи­нансовой деятельностью.
  • 47. Управление товарно-материальными запасами
  • 6. Реальное отражение в финансовом учете стоимос­ти запасов тмц в условиях инфляции.
  • 4. Форм-е с-мы кред.-х усл-й. В со­став входят элементы:
  • 49. Краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование.
  • 54. Диагн-ка банкр-ва.
  • 55. Дивид-я плтк компании: выкуп и дробление акций
  • 56. Анализ эффект-ти ип
  • 57. Виды и особ-ти прямых иностранных инвестиций (ии) в России
  • 58. Портфельные иностранные инвестиции в России
  • Портфельные ин. Инвестиции в России
  • 59. Риск и доходность: теория портфеля и модели оценки активов.
  • Риск и компромиссное соотношение между риском и доходом
  • 60. Методы управления фин. Риском:
  • 61. Хеджирование фин.Риска. Инструменты хеджирования
  • 63. Место и роль рцб в фин. Системе государства.
  • 64.Облигации как инструмент заемного финансирования.
  • 65. Функционирование фондовых бирж. Профессиональные участники
  • 66.Обыкновенные акции как инструмент собственного финансирования.
  • 67. Производные ц/б (деривативы)
  • 69. Рынок корпоративных ц/б в России.
  • 70. Понятие денежной массы и денежной базы, «денежный оборот», его содержание и структура.
  • 71. Сущность кредита, его функции.
  • 72. Понятие валютной системы и ее особенности на современном этапе. Конвертируемая валюта, ее виды.
  • Европейская валютная система
  • 73. Характеристика элементов кредитной системы, ее структура.
  • 74. Задачи и функции цб. Денежно-кредитная политика цб.
  • 75. Понятие ссудного и банковского процента
  • 76. Активные операции кб
  • 77. Пассивные операции
  • 78. Информационная безопасность в финансовых органах
  • 79.Автоматизированные информационные системы
  • 80.Автоматизированные информационные системы
  • 81.Инфомацинные технологии в биржевом деле.
  • 82. Автоматизированные информационные системы на предприятиях и организациях различных организационных форм.
  • 84. Аис в казначействе.
  • 24. Государственный долг. Внутренние и внешние займы.

    Бюджетный кодекс РФ (ст. 89) определяет государственные заимствования РФ какзаймы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникаютдолговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками.

    Государственный долг. В результате заемной деятельности образуется государственный долг - долговые обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права (Бюджетный кодекс, ст.97). Соответственно различают государственный и общегосударственный долг.

    Общегосударственный долг - более широкое понятие и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства.

    Обеспечением государственного долга России служит все имущество, составляющее государственную казну.

    Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в следующих формах (Бюджетный кодекс, ст.98):

    1) кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;

    2) государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени РФ;

    3) договоров о предоставлении государственных гарантий РФ, договоров поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

    4) переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;

    5) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

    В Бюджетном кодексе РФ (ст.98) особо оговаривается, что изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

    Государственный долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам национально-территориальных образований РФ, если они не были гарантированы Правительством РФ. Форма долговых обязательств национально-государственных и административно-территориальных образований РФ и условия их выпуска определяются самостоятельно на местах.

    Внутренние и внешние займы. Как уже отмечалось, в зависимости от места размещения займы делятся на внутренние и внешние, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займа.

    Кредиторами по внутренним займам преимущественно выступают физические и юридические лица, являющиеся резидентами данного государства, хотя определенная их часть может приобретаться и иностранными инвесторами. Внутренние займы обычно выпускаются в национальной валюте. Для привлечения средств эмитируются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы.

    Бюджетный кодекс РФ (ст. 89) определяет государственные внутренние заимствования как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в валюте РФ, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в валюте РФ.

    Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения.

    Бюджетный кодекс РФ (ст. 89) определяет государственные внешние заимствования РФ как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в иностранной валюте, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.

    Заемные средства РФ мобилизуют в основном двумя путями:

    1) размещением долговых ценных бумаг;

    2) получением кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов.

    1. Государственный долг Российской Федерации представляет собой долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и другими субъектами международного права. Этот долг обеспечен всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

    В состав государственного долга Российской Федерации входят долгов обязательства в следующих формах:

    1) кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;

    2) государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Российской Федерации;

    3) договоров о предоставлении государственных гарантий Российской Федерацией, договоров поручительства Российской Федерации по обеспечению обязательств третьими лицами;

    4) переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг Российской Федераций на основании принятых федеральных законов;

    5) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет.

    Долговые обязательства Российской Федерации подразделяются на краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до пяти лет) и долгосрочные (от пяти до 30 лет). Они погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, и не могут превышать 30 лет.

    Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа том числе сроков выплаты, размера процентных платежей и срока обращения, не допускается.

    2. Государственный долг субъекта РФ - это совокупность долговых обязательств субъекта РФ. Он обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим его казну. Долговые обязательства субъекта РФ существуют в следующих формах: см. выше, только от имени субъекта.

    Долговые обязательства субъекта РФ погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 30 лет. Формы и виды государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени субъектов РФ, условия их выпуска и обращения определяются соответствующими органами государственной власти субъектов РФ.

    3.Муниципальный дол г состоит из совокупности долговых обязательств муниципального образования. Он обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну. Долговые обязательства муниципального образования существуют в формах:

      кредитных соглашений и договоров, заключенных муниципальным образованием;

      займов муниципального образования, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования;

      договоров о предоставлении муниципальных гарантий, договоров поручительства муниципального образования по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

      долговых обязательств юридических лиц, переоформленных в муниципальный долг на основании правовых актов органов местного самоуправления.

    Управление долгом . Для проведения эффективной финансовой политики в области государственного и муниципального заимствований особое значение имеет процесс управления государственным и муниципальным долгом, государственным долгом Российской Федерации управляет Правительство. Государственным долгом субъекта РФ управляет орган исполнительной субъекта РФ. Муниципальным долгом управляет уполномоченный местного самоуправления. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательства субъектов РФ и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией. Субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам РФ, а также по долговым обязательствам друг друга, если эти обязательства не были гарантированы ими. При финансовом кризисе появляется необходимостьреструктуризации, т.е. погашения долговых обязательств с одновременным осуществлении заимствований или принятием других долговых обязательств в объемах других долговых обязательств с установлением других условий обслуживания и сроков погашения. Реструктуризация долга может осуществляться с частичным списанием или сокращением суммы основного долга.

    В целях регулирования размера государственного долга устанавливаются его предельные объемы. Предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долга на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств. Законом субъекта РФ о бюджете, правовым актом органа мест­ного самоуправления о местном бюджете устанавливается верхний предел долга субъекта РФ, муниципального долга. Предельный объем государственного долга субъекта РФ, муниципального долга не может превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

    Эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг проводится на основании федерального закона, закона субъекта РФ или решения органа местного самоуправления об утверждении следующих показателей:

    1) предельного размера соответствующего государственного или муници­пального долга;

    2) предельного объема заемных средств, направляемых Российской Федера­цией, субъектом РФ или муниципальным образованием в текущем финан­совом году на финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня; этот показатель не должен превышать: для субъекта РФ - 30% объема доходов бюджета субъекта РФ на текущий финансовый год без учета финансовой помощи из федерального бюджета и привлеченных и текущем финансовом году заемных средств; для муниципального образо­вания - 15% объема доходов местного бюджета без учета финансовой по мощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ, а также без учета привлеченных в текущем финансовом году заемных средств. При расчете предельного объема заемных средств не учитываются средства, привлекаемые и полностью используемые в текущем году на погашение или реструктуризацию долга;

    3) расходов на обслуживание государственного и муниципального долга в текущем году. Предельный объем этих расходов не должен превышать 15% расходов соответствующего бюджета.

    Все расходы на погашение обязательств государственного долга субъектов РФ, муниципального долга учитываются в расходной части бюджетов субъек­тов РФ, местных бюджетов как расходы на погашение государственного или муниципального долга.

    Порядок обслуживания государственного и муниципального долга. Затраты по размещению и погашению долговых обязательств Российской Федерации производятся за счет средств федерального бюджета. Государственный внут­ренний долг Российской Федерации обслуживается, как правило, Банком России и его учреждениями посредством операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашения и выплаты доходов в ви­де процентов по ним или в другой форме.

    Выполнение Банком России, другим специализированным финансовым институтом функций генерального агента Правительства РФ по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате до­ходов в виде процентов по ним осуществляется на основании специальных соглашений, заключаемых с эмитентом государственных ценных бумаг. Государственный внутренний долг субъекта РФ, муниципальный долг об­служиваются в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.

    Размер государственного долга РФ:

    Государственный внешний долг России, включая обязательства бывшего СССР, на 1 января 2005 года сократился до $110,5 млрд. по сравнению с $119,7 млрд. на 1 января 2004 года, говорится в сообщении Минфина РФ.

    При этом при пересчете в евро объем внешнего долга РФ за 2004 год также уменьшился - до 81,1 млрд. евро на 1 января 2005 года с 95,7 млрд. евро на 1 января 2004 года.

    В том числе задолженность РФ перед странами - участницами Парижского клуба кредиторов снизилась на 1 января 2005 года до $43,1 млрд. (31,7 млрд. евро) по сравнению с $47,7 млрд. (38,2 млрд. евро) на 1 января 2004 года. Между тем долг перед странами, не вошедшими в Парижский клуб, сократился на 1 января 2005 года до $6,6 млрд. (4,9 млрд. евро) по сравнению с $7 млрд. (5,6 млрд. евро) на начало 2004 года.

    Бюджетный кодекс РФ (ст. 89) определяет государственные заимствования РФ как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками.

    Государственный долг. В результате заемной деятельности образуется государственный долг - долговые обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права (Бюджетный кодекс, ст.97). Соответственно различают государственный и общегосударственный долг.

    Общегосударственный долг - более широкое понятие и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства.

    Обеспечением государственного долга России служит все имущество, составляющее государственную казну.

    Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в следующих формах (Бюджетный кодекс, ст.98):

    1) кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;

    2) государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени РФ;

    3) договоров о предоставлении государственных гарантий РФ, договоров поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

    4) переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;

    5) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

    В Бюджетном кодексе РФ (ст.98) особо оговаривается, что изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

    Государственный долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам национально-территориальных образований РФ, если они не были гарантированы Правительством РФ. Форма долговых обязательств национально-государственных и административно-территориальных образований РФ и условия их выпуска определяются самостоятельно на местах.

    Внутренние и внешние займы. Как уже отмечалось, в зависимости от места размещения займы делятся на внутренние и внешние, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займа.

    Кредиторами по внутренним займам преимущественно выступают физические и юридические лица, являющиеся резидентами данного государства, хотя определенная их часть может приобретаться и иностранными инвесторами. Внутренние займы обычно выпускаются в национальной валюте. Для привлечения средств эмитируются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы.

    Бюджетный кодекс РФ (ст. 89) определяет государственные внутренние заимствования как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в валюте РФ, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в валюте РФ.

    Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения.

    Бюджетный кодекс РФ (ст. 89) определяет государственные внешние заимствования РФ как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в иностранной валюте, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.

    Заемные средства РФ мобилизуют в основном двумя путями:

    1) размещением долговых ценных бумаг;

    2) получением кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов.

    Порядок выпуска и размещения первых регулируется Федеральным законом «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 г. (№136-ФЗ), в соответствии с которым федеральными государственными ценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от имени РФ.

    Обязательства РФ, субъекта РФ, возникшие в результате эмиссии ценных бумаг и составляющие внутренний долг, должны быть выражены в валюте РФ и подлежат оплате в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут быть указаны в Генеральных условиях эмиссии и обращения государственных ценных бумаг, а также в реквизитах сертификатов в качестве соответствующей оговорки, на основании которой определяется величина платежа по данным государственным ценным бумагам.

    Обязательства РФ и субъекта РФ, возникшие в результате эмиссии государственных ценных бумаг и составляющие внешний долг РФ и субъекта Федерации должны быть выражены в иностранной валюте и подлежат оплате в иностранной валюте.

    С середины 90-х годов заемная деятельность центрального Правительства РФ на рынке ценных бумаг стремительно активизировалась, что объясняется отказом от использования кредитов Центрального банка РФ для покрытия бюджетного дефицита. При этом для привлечения средств выпускаются высокодоходные ценные бумаги. В результате все более значительные средства федерального бюджета направляются на покрытие расходов по обслуживанию долга. За 1997 г. эти расходы значительно выросли, составив 28% всех расходов федерального бюджета против 16% в 1996 г. Стремительное увеличение расходов, связанных с обслуживанием государственного долга, свидетельствует, что нарастание государственного долга РФ стало самопорождающимся процессом.

    В РФ действует единая система учета и регистрации государственных заимствований РФ. Для этого Министерство финансов должно вести государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ. Информация о заимствованиях субъекта РФ или муниципалитета вносится соответственно в долговую книгу субъекта или муниципальную долговую книгу.

    8.4. государственный долг. внутренние и внешние займы

    Бюджетный кодекс РФ (ст. 89) определяет государственные заимствования РФ как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками.

    Государственный долг. В результате заемной деятельности образуется государственный долг - долговые обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права (Бюджетный кодекс, ст.97). Соответственно различают государственный и общегосударственный долг.

    Общегосударственный долг - более широкое понятие и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства.

    Обеспечением государственного долга России служит все имущество, составляющее государственную казну.

    Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в следующих формах (Бюджетный кодекс, ст.98):

    1) кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;

    2) государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени РФ;

    3) договоров о предоставлении государственных гарантий РФ, договоров поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

    4) переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;

    5) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

    В Бюджетном кодексе РФ (ст.98) особо оговаривается, что изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

    Государственный долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам национально-территориальных образований РФ, если они не были гарантированы Правительством РФ. Форма долговых обязательств национально-государственных и административно-территориальных образований РФ и условия их выпуска определяются самостоятельно на местах.

    Внутренние и внешние займы. Как уже отмечалось, в зависимости от места размещения займы делятся на внутренние и внешние, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займа.

    Кредиторами по внутренним займам преимущественно выступают физические и юридические лица, являющиеся резидентами данного государства, хотя определенная их часть может приобретаться и иностранными инвесторами. Внутренние займы обычно выпускаются в национальной валюте. Для привлечения средств эмитируются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы.

    Бюджетный кодекс РФ (ст. 89) определяет государственные внутренние заимствования как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в валюте РФ, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в валюте РФ.

    Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения.

    Бюджетный кодекс РФ (ст. 89) определяет государственные внешние заимствования РФ как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в иностранной валюте, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.

    Заемные средства РФ мобилизуют в основном двумя путями:

    1) размещением долговых ценных бумаг;

    2) получением кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов.

    Порядок выпуска и размещения первых регулируется Федеральным законом «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 г. (№136-ФЗ), в соответствии с которым федеральными государственными ценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от имени РФ.

    Обязательства РФ, субъекта РФ, возникшие в результате эмиссии ценных бумаг и составляющие внутренний долг, должны быть выражены в валюте РФ и подлежат оплате в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут быть указаны в Генеральных условиях эмиссии и обращения государственных ценных бумаг, а также в реквизитах сертификатов в качестве соответствующей оговорки, на основании которой определяется величина платежа по данным государственным ценным бумагам.

    Обязательства РФ и субъекта РФ, возникшие в результате эмиссии государственных ценных бумаг и составляющие внешний долг РФ и субъекта Федерации должны быть выражены в иностранной валюте и подлежат оплате в иностранной валюте.

    С середины 90-х годов заемная деятельность центрального Правительства РФ на рынке ценных бумаг стремительно активизировалась, что объясняется отказом от использования кредитов Центрального банка РФ для покрытия бюджетного дефицита. При этом для привлечения средств выпускаются высокодоходные ценные бумаги. В результате все более значительные средства федерального бюджета направляются на покрытие расходов по обслуживанию долга. За 1997 г. эти расходы значительно выросли, составив 28\% всех расходов федерального бюджета против 16\% в 1996 г. Стремительное увеличение расходов, связанных с обслуживанием государственного долга, свидетельствует, что нарастание государственного долга РФ стало самопорождающимся процессом.

    В РФ действует единая система учета и регистрации государственных заимствований РФ. Для этого Министерство финансов должно вести государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ. Информация о заимствованиях субъекта РФ или муниципалитета вносится соответственно в долговую книгу субъекта или муниципальную долговую книгу.

    Чтобы бесперебойно финансировать нужды в условиях дефицита бюджета, государство должно привлекать ресурсы от субъектов хозяйственной деятельности. В таких случаях используется кредит. Но в данной сделке заемщиком выступает не физическое лицо, а государство.

    Суть

    Государственный заем – это способ привлечения на фиксированный срок средств в бюджет. Кредиторами в таких сделках выступают юридические и физические лица, инвесторы из других стран. Сложно найти в мире государство, которое не нуждалось бы в дополнительных средствах. Если внутренних поступлений от налогов и иных доходов недостаточно, для покрытия дефицита привлекаются денежные средства из внешних источников на условиях возврата.

    Данный способ финансирования так же популярен, как и эмиссия. По окончании срока кредитования заемщик должен вернуть долг с учетом процентов. Сумма всех невозвращенных обязательств формирует долг страны в целом.

    Характеристика

    Государственный заем может привлекаться на различные цели и сроки. Ему также свойственны такие признаки, как срочность, платность и возвратная основа. Также не стоит путать внешний государственный займ с внутренним. В первом случае кредиторами выступают финансовые организации, предприятия и граждане самого государства, а во втором – из других стран.

    Данный вид кредитования имеет свои особенности:

    • он обычно привлекается для покрытия дефицита;
    • обеспечением по сделке выступает все госимущество;
    • целевой характер не такой четкий, как в обычном коммерческом кредите;
    • источником погашения займа являются налоги, а не доход от результатов хозяйственной деятельности;
    • следствием сделки является сокращение обращения денежной массы.

    Функции

    • Распределительная – размещение средств по централизованным фондам по принципу приоритетности (деньги выделяются по тем направлениям, где они больше всего нужны).
    • Регулирующая – с помощью таких займов можно воздействовать на денежное обращение, уровни ставок рефинансирования и т. д.
    • Контрольная – средства должны использоваться в тех целях, для которых они привлекались.

    Государственный VS банковский кредит

    Эти два вида займа отличаются. При оформлении банковского кредита обеспечением являются конкретные ценности: акции, товары, оборудование. Во втором случае залогом выступает государственная собственность. Поэтому в случае объявления дефолта может быть наложен арест на все имущество, находящееся за границей. Под санкции могут попасть здания торговых представительств, счета компаний с государственной собственностью, открытые в банках. Исключению подлежат только имущества консульств. Если предоставленные средства используются эффективно, то это положительно влияет на уровень занятости и производства в стране. Во многих странах используются госгарантии кредитов, полученные от экспортеров, для расширения рынка сбыта продукции.

    Виды государственных займов

    По месту эмиссии:

    • внешние (в иностранной валюте) кредиты - предоставляют международные фонды, другие страны и их субъекты;
    • внутренние займы - предоставляются в национальной валюте;
    • муниципальные кредиты - могут выдаваться в любой валюте.

    По сроку:

    • краткосрочные (до 12 месяцев);
    • среднесрочные (1-5 лет);
    • долгосрочные (20–30 лет).

    По обеспеченности:

    • закладные, по которым предоставляется залог в виде определенного имущества;
    • в беззакладных сделках объект залога в договоре четко не описан.

    По субъектам-держателям:

    • займы только для населения;
    • кредиты для юридических лиц;
    • займы для организаций и населения.

    По методам размещения:

    • добровольные;
    • по подписке;
    • принудительные.

    В зависимости от формы предоставления средств, госзаймы делятся на облигационные, процентные, гарантийные, межправительственные и «стриженые».

    Облигационные займы

    Самый популярный способ покрытия дефицита бюджетных средств – это эмиссия ЦБ. Этот способ также используется для решения проблемы кассовых разрывов, привлечения дополнительных источников финансирования масштабных проектов и погашения иных обязательств.

    Займы государственных ценных бумаг предоставляются в виде:

    • облигаций: в 1995 году с их помощью финансировался дефицит госбюджета;
    • краткосрочных обязательств Минфина, направленных на финансирование расходов государства и покрытие бюджетного недостатка средств;
    • бескупонные облигации Центробанка;
    • долговые обязательства внутреннего валютного займа;
    • еврооблигации.

    Держатели облигаций могут перепродать долговые обязательства. Номинальная стоимость ЦБ соответствует сумме займа, а по рыночной стоимости указывается возможная цена продажи.

    Векселя

    Выпуск государственных займов может осуществляться в казначейских обязательствах. Векселя используются для покрытия дефицита муниципального бюджета. Чаще всего они выпускаются на срок от 1 до 5 лет.

    Государственные займы РФ классифицируются по выпуску. В зависимости от того, кто проводит эмиссию ЦБ, все привлеченные средства могут поступать в государственный или местный бюджет. При этом условиями выпуска может быть предусмотрен досрочный выкуп.

    Обращение

    В странах с развитой промышленностью доля ЦБ, которые после выпуска попадают на рынок, составляет примерно 70 % от суммы госдолга. Такие облигации составляют достойную конкуренцию банковским депозитам и применяются для привлечения свободных денежных средств. Инвестор, которые приобрел нерыночные ЦБ, может продать их только государству. Такие облигации не оборачиваются на фондовом рынке и выпускаются исключительно с целью привлечения мелких кредиторов.

    Выплаты

    Погашения государственных займов могут осуществляться в форме процента, дисконта. Условием контракта может быть предусмотрен смешанный характер выплат. Доход, выплачиваемый по процентной ставке, изменяется в зависимости от ситуации на рынке и существующих предложений по кредитам. Фиксированная ставка сдерживает инвесторов, желающих получить больший доход, и увеличивает расходы на выплату процентов. Суть дисконтной суды заключается в том, что держатели ЦБ сначала приобретают облигации со скидкой, а затем государство выкупает их по полной стоимости.

    Договор федерального займа

    Этим документом оформляется факт предоставления средств государству. Договор предусматривает добровольное сотрудничество заемщика и кредитора. Если юридическое или физическое лицо хочет стать инвестором, ему необходимо приобрести выпущенные в оборот государственные ЦБ. Облигации дают право держателям взыскать сумму долга с учетом процентов. Так предоставлялся государственный займ СССР. Изменять условия ЦБ, которые находятся в обращении, ни одна из сторон сделки не может.

    Обязательными условиями кредитного договора являются:

    • погашение задолженности в согласованный срок;
    • обеспеченность сделки;
    • размер ставки, на которую предоставляется государственный кредит.

    Займы, полученные внутри страны, образуют внутренний долг, а от международных организаций – внешний. Эти два показателя играют важную роль.

    Макроэкономика

    Государственный внутренний заем, который получен от Центральных банков, фиксируется в пассивах в виде роста денежной массы за счет купленных облигаций. Так осуществляется монетизация внутреннего долга. То есть выданный кредит является обеспечением эмитируемых денег.

    Проценты, на которые предоставляется государственный внутренний заем, также являются макроэкономическим регулятором. Если будут привлечены очень большие объемы ресурсов под высокий процент, то общая учетная ставка вырастет. Это сразу негативно скажется на предпринимательской деятельности.

    Государственный заем должен эффективно использоваться. Например, направляться на строительство железной дороги, покупки производственных мощностей. В ином случае бремя выплаты долга ложится на налогоплательщиков на несколько десятилетий вперед. То есть можно сказать, что увеличение госдолга – это моральная проблема.

    Управление госдолгом

    Государство и Центробанк используют целый комплекс мер, направленных на погашение обязательств. В частности:

    • погашают государственные займы;
    • государственный долг обеспечивают залогом;
    • осуществляют отчисления займодателям;
    • выпускают новые кредиты и т. п.

    Данные методы управления применяются с целью:

    • снижению расходов по обслуживанию кредитов;
    • обеспечения финансирования социально-значимых программ;
    • поддержания стабильной политической системы.

    Государственный выигрышный займ

    Сегодня практически каждый кредит является целевым. Более того, банки разрабатывают программы под конкретные цели и клиентов. Поэтому и существует деление на потребительский, автокредит и ипотеку.

    Государственный заем также является целевым. Учитывая проблемы в большинстве секторов экономики, как можно занять деньги, не указывая конкретное направление их использования? На практике такие кредиты не предоставляются. Поэтому займы и считаются целевыми. Направления использования средств четко прописываются в договоре. Если в документе перечислены финансируемые сферы развития образования, а по факту средства потрачены на приобретение производственных заводов, то кредитор может потребовать досрочного возврат всей суммы долга.

    Госзаймы в СССР

    Во времена СССР привлеченные правительством средства направлялись на финансирование основных производственных затрат. Происходило перераспределение капитала. Временно свободные средства физических и юридических лиц трансформировались в те, которые пригодны для длительного финансирования. Предприятия инвестировали в платежные обязательства Центрокассы НКФ СССР. Ценная бумага выпускалась 6 месяцев. Но с помощью этого инструмента государство получало доступ к долгосрочному кредиту на несколько миллионов рублей.

    Второе преимущества госкредита заключалось в том, что он стимулировал накопление капитала. Темпы роста народного хозяйства страны при заданном уровне национального дохода зависят от объема средств, направляемых на потребление и накапливание. Госзаймы стимулируют к сбережению капитала.

    Периоды войн, социальных потрясений и революций уничтожают саму идею накопления средств. Процесс восстановления хозяйства требует капиталовложений. Приходится снова воспитывать навыки к сбережению. Эту проблему можно решить с помощью госзаймов. Из рынка изымаются избыточные денежные знаки, снижается спрос на товары, уменьшаются цены.

    В таблице ниже расписан госдолг СССР.

    Наименование займа Выпуск Номинальная сумма займа, млн руб.
    Государственный 8 % внутренний заем 1924 г. 100
    Первый крестьянский выигрышный заем 50
    100
    Государственный краткосрочный 5 % внутренний кредит 1925 г. 10
    Повторный выпуск крестьянского займа 100
    Повторный выпуск государственного кредита 300
    Второй крестьянский выигрышный заем 100
    Второй государственный 8 % внутренний кредит 1926 г. 100
    Выиграшный заем 30

    Условно 1924-1926 года можно разделить на два периода. Первые два года характеризуются большим количеством краткосрочных займов с принудительным характером реализации. В этот период правительство пыталось покрыть дефолт без денежной эмиссии. Поэтому в 1924-1925 годах было оформлено несколько очень крупных займов. Их целью было ускорить поступление средств в казну. Первые принудительные займы были рассчитаны на денежные накопления населения. Эти кредиты фактически не увеличивали сумму денежных ресурсов, а только передвигали сроки их поступления во времени.

    Второй этап кредитования

    С февраля 1925 г. начался оздоровительный период. Выпущенные займы размещались на добровольной основе и по требованиям рынка. Доходы от сделок направлялись на хозяйственное строительство.

    Попытка разместить первый добровольный выигрышный заем оказалась провальной. В стране не были созданы предпосылки к развитию долгосрочных кредитных операций. Этому мешали высокая учетная ставка, ограниченные свободные средства, недоверие к новому инструменту финансирования с низким уровнем доходности. Поэтому следующий займ был размещен среди рабочих и плательщиков доходного налога в принудительном порядке. Второй кредит уже распределялся между не трудовыми слоями населения. Последующие займы только назывались добровольными. На тех или иных стадиях реализации все равно имело место принуждение. Такие меры имели ряд негативных последствий.

    Население стремилось побыстрее избавиться от ЦБ, выбрасывая их на рынок. Налог, уплаченный в обязательном порядке при реализации облигации, полностью исключал ее ценность. Из-за избыточного предложения рыночная цена снизилась до 20 % от номинала. Несмотря на высокую доходность облигации (130 %), желающих прибрести ее не было.

    В результате резкого снижения курса гособлигации сначала котировались на фондовой бирже по реальной стоимости, а затем и вовсе переместились на черную биржу и превратились в неликвидные ЦБ. Только после отказа от принудительных методов размещения займа начался процесс оздоровления рынка.

    Вывод

    Займы государственных ценных бумаг могут потребоваться как экономически слабым государствам, так и странам с развитой экономикой. Независимо от первопричины, перед принятием решения нужно всесторонне изучить вопрос и обосновать получение кредита.