» » Влияние освещения на работоспособность человека. Как освещение комнаты влияет на здоровье

Влияние освещения на работоспособность человека. Как освещение комнаты влияет на здоровье

Лечебное действие света

Лечебное действие света

Свет - это поток электромагнитного излучения в видимом для человеческого глаза диапазоне длин волн, составные части которого (в зависимости от длины волны) воспринимаются человеком в виде цветовой октавы. Каждый цвет оказывает свое специфическое воздействие на организм человека, в том числе на его психоэмоциональное и физиологическое состояние (5,9).

Длинноволновая часть видимого света (красный, оранжевый, желтый) оказывает симпатико-тоническое влияние, коротковолновая часть (голубой, синий, фиолетовый) - парасимпатическое влияние. Зеленая часть света - согласует оба влияния.

Хромотерапия осуществляется, главным образом, через глаза, при этом "...энергетический поток света воспринимается колоссальной сетью сосудов, концентрированной пигмент-реагентной системой радужки и сетчатки и далее беспрепятственно и мгновенно передается регуляторные центры мозга" (2) .

Далее свет вызывает в организме целый каскад превращений, воздействуя на органы и системы, активирует физиологические процессы, восстанавливает баланс внутренней среды, поддерживает устойчивость клеточного метаболизма, регулирует обмены веществ, повышает жизнестойкость клеток и тканей, иммунитет и поддерживает природный механизм гомеостаза (10,15).

Офтальмохромотерапия - качественно новое направление современной медицины . Это естественный метод профилактики и лечения глазных и психосоматических заболеваний узкополосными (монохроматическими) излучениями света. Высокоэффективный метод лечения, основан на биорезонансном воздействии света различной длины волны на человека через орган зрения.

По глазам можно судить о состоянии всего организма в целом, его психосоматическом "здоровье" ("глаза - зеркало души" ...), а также его отдельных органов и систем. И наоборот, при заболеваниях органов и систем, при нарушении гемо- и ликвородинамики в мозге, офтальмологи диагностируют заболевания глаз.

Резонансное воздействие монохроматическими излучениями оптического спектра на глаза способствует восстановлению нарушенных функций мозга, глаз и других органов и систем.

Хромотерапия стрессов и психофизиологических расстройств

Каждый цвет оптического спектра казывает определенное воздействие на психоэмоциональное и физиологическое состояние человека. Красный, оранжевый и желтый оказывают возбуждающее действие; зеленый, голубой, синий и фиолетовый - седативное действие (5,6).

Красный цвет

Оказывает на нервную систему симпатикотонический, антидепрессивный, тимоэректический эффекты: повышает активность тропных гормонов, усиливает активность метаболизма, учащает частоту сердечных сокращений и дыхания, нормализует сердечную деятельность, устраняет застойные явления, повышает артериальное давление. Энергия красного цвета улучшает аппетит, усиливает половое влечение, волю, ускоряет темп мышления, повышает работоспособность, выносливость, силу, остроту зрения, стимулирует иммунитет.

Использование красного цвета эффективно при лечении гриппа и вирусных заболеваниях верхних дыхательных путей, гипотонии, ипохондрии, вялых параличей, а также кожных проявлений некоторых заболеваний: кори, волчанке, роже, ветряной оспе, скарлатине. В офтальмологии - при близорукости, косоглазии, дистрофиях сетчатки.

Вместе с тем, красный цвет может вызвать чувство эмоционального напряжения, волнения, тревоги, артериальную гипертензию и тахикардию. Поэтому не следует злоупотреблять красным цветом людям тучным, страдающим гипертонией. Таким пациентам рекомендуется применение розового цвета, который успокаивает нервную систему, снижает возбудимость, улучшает настроение. Как часто мы говорим, что кто-то "смотрит на мир через розовые очки" , не задумываясь о первопричиной основе этого утверждения.

Оранжевый цвет

Улучшает кровообращение, пищеварение, трофику кожи, способствует регенерации нервной и мышечной ткани, стимулирует деятельность половых желез, усиливает сексуальность, повышает уровень нейроэндокринной регуляции, аппетит, мышечную силу. Оранжевый цвет эффективен при лечении заболеваний бронхов, легких, особенно бронхиальной астмы, кроме того, используется при гипотонии, анемии, диабете, колитах. В офтальмологии - для лечения амблиопии, миопии, атрофии зрительного нерва, дистрофических процессов в сетчатке. Избыток цвета вызывает возбуждение.

Психотропный эффект оранжевого цвета соответствует комбинации антидепрессивного и легкого психостимулирующего действия. Повышается умственная деятельность, аппетит, физическая работоспособность, уменьшается истощаемость, усталость, сонливость. Улучшается память. Усиливается половое влечение.

Симпатико-тонический эффект выражен минимально. Это позволяет назначать оранжевый цвет пожилым людям и лицам с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

Желтый цвет

Стимулирует работу всего желудочно-кишечного тракта, поджелудочной железы, печени, активизирует вегетативную нервную систему, оказывает очищающее действие на весь организм. Применяется при лечении экземы, аллергических дерматитов, хронических гастритов, атонических колитов, запоров, диабете, хронических заболеваний печени и желчевыводящих путей. В офтальмологии - при амблиопии, косоглазии, атрофии зрительного нерва, дистрофии сетчатки.

Повышает настроение и умственные способности. Создает гармоничное отношение к жизни. Усиливает антидепрессивный эффект красного цвета, но препятствует усилению тревоги. Последовательное применение красного и желтого цвета дает хороший результат при лечении депрессий. Усиливая процессы возбуждения, или ослабляя тормозные процессы, желтый цвет повышает физическую работоспособность, снимает чувство усталости и сонливость.

Избыток усиливает выработку желчи, вызывает возбуждение.

Зеленый цвет

Влияет на сердечно-сосудистую и нервную систему, снимает спазмы гладких мышц сосудов и бронхов, оказывает седативное влияние на центральную нервную систему, урежает сердцебиение, снижает артериальное давление.

В лечебном плане зеленый цвет эффективен при гипертонии, головных болях, неврозах, стрессах, неврастенических синдромах, бессоннице, утомлении, бронхиальной астме.В офтальмологии применяется при глаукоме, миопии, дистрофиях сетчатки, для снятия астенопических явлений.

При отсутствии зеленого цвета повышается возбудимость, нервозность, раздражительность, нецелесообразная активность.

Является гармонизирующим цветом. Устраняет возбуждение, беспокойство, снимает эмоциональное напряжение. Оказывает снотворный эффект. Стабилизирует эмоции, снимает спазм сосудов, улучшает микроциркуляцию.

Для профилактики и устранения зрительного утомления рекомендуется назначение зеленого цвета. При длительной зрительной нагрузке (работа с компьютером) рекомендуется проведение сеансов через каждые 30-40 минут.

Голубой

Успокаивает, обладает бактерицидным действием, благоприятно действует на щитовидную железу, голосовые связки, бронхи, легкие, пищеварительный тракт. Он нормализует артериальное давление, регулирует работу сердца, снимает мышечное напряжение, способствует снижению аппетита, похудению, а при определенной дозировке (в сочетании с красным цветом) оказывает тонизирующий эффект.

Лечебное значение голубых тонов велико: они используются при разнообразных воспалительных заболеваниях горла и голосовых связок, гепатитах, ожогах, ревматизме, при лечении экзем, витилиго, гнойничковых поражении кожных покровов, при детских инфекциях, зуде, бессоннице. Отмечен положительный результат применения голубого цвета при остеохондрозах, у тучных и склонных к полноте людей.

В офтальмологии используют при близорукости, увеитах, глаукоме.

Передозировка цвета вызывает чувство страха, усиливает охлаждающее действие факторов ветра и холода.

Синий цвет

Оказывает воздействие на гипофиз, парасимпатическую нервную систему, обладает антибактериальными свойствами, способствует борьбе с инфекциями, лихорадками, эффективен при болезнях горла, спазмах, головных болях, сердцебиении, расстройстве кишечника, ревматизме. Большой терапевтический эффект отмечен у больных с заболеваниями щитовидной железы. Темно-синий цвет (индиго) эффективен при астме, воспалительных заболеваниях легких (очищает от слизи), коклюше, желтухе, колитах, спазмах. Его воздействие целебно при истерии, эпилепсии, неврозах, утомлении, бессоннице. В офтальмологии он с успехом применяется при лечении воспалительных заболеваний глаз, а также бельмах, катарактах, глаукоме.

Психолептический эффект синего цвета включает в себя седативный, миорелаксирующий и снотворный эффект. Появляется спокойствие, мышечное расслабление, снижается темп мышления, речедвигательная активность, экспрессия речи, уменьшается тревожность. Сочетанное применение синего и желтого цветов не вызывает торможения волевых процессов и мышления.

Избыток цвета вызывает сухость, утомление, навязчивость, чувство страха.

Фиолетовый цвет

В фиолетовом как бы соединяется действие двух цветов - синий и красный. Он оказывает тонизирующее действие на головной мозг, глаза, повышает мышечную силу, нормализует работу селезенки, паращитовидных желез, нервной системы.

Применяется при психических и нервных нарушениях, сотрясениях головного мозга, повышает работоспособность и нормализует сон, облегчает лечение простудных заболеваний. Эффективен при воспалительных заболеваниях печени, почек, мочевого и желчного пузыря, ревматизме.

В офтальмологии используется для лечения амблиопии, миопии, катаракты, глаукомы.Оказывает выраженное психолептическое действие, модулирует межполушарные отношения. Длительное применение может вызвать состояние тоски и депрессии.

Таблица 1
Лечебное действие цветов

ДЕЙСТВИЕ НА ОРГАНИЗМ

ОКАЗЫВАЕТ ЦЕЛЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ

Красный цвет 620 - 760 нм

Повышает иммунитет, активность почек и надпочечников сенсорных центров, симпатической нервной системы, ускоряет кровообращение, учащает сердцебиение, дыхание, повышает обмен веществ, мышечную силу, половое влечение, выносливость, устраняет застойные явления.

Гипотония, ипохондрия, вялые параличи, аменорея, ревматизм, запоры, язвенная болезнь вне обострения , пневмония в стадии рассасывания, корь скарлатина, ветряная оспа, рожа, красная волчанка. Грипп и все вирусные заболевания, болезни почек, селезенки. Импотенция, близорукость, косоглазие, дистрофия сетчатки.

Гипертония, нервное -возбуждение, острые -воспалительные заболевания.

Оранжевый цвет 585 - 620 нм

Повышает уровень нейроэндокринной регуляции, стимулирует деятельность половых желез, омолаживает, способствует регенерации нервной и мышечной ткани, повышает аппетит, мышечную силу

Заболевания бронхов, легких, особенно бронхиальная астма. Гипотония, анемия, диабет, колит, импотенция, фригидность. Миопия, амблиопия, астигматизм, атрофия зрительного нерва, дистрофия сетчатки, косоглазие.

Острые воспалительные заболевания, нерв ное возбуждение.

Желтый цвет 575 - 585 нм

Стимулирует работу, желудочно-кишечного тракта, поджелудочной железы.

Диабет. хронический холецистит, атонический гастрит и колит, аллергический дерматит, экзема, амблиопия. косоглазие, атрофия зрительного нерва. дистрофия сетчатки.

Острые воспалительные заболевания. возбуждение

Зеленый цвет 510 - 550 нм

Успокаивает нервную систему. Снимает спазм гладких мышц сосудов и бронхов. Понижает АД.!

Гипертония, болезни сердца, неврозы, стресс, неврастенический синдром, остеохондроз, бронхиальная астма, бессонница, геморрой, глаукома, спазм аккомодации, близорукость, дистрофия сетчатки.

Голубой цвет 480 - 510 нм

Успокаивает. Обладает бактерицидным действием. Благоприятно действует на щитовидную железу, ухо, горло, голосовые связки, бронхи, легкие.

Эффективен при различных воспалительных процессах: ларингиты, воспаление голосовых связок, бронхит, аллергический кашель, колиты, ожог, абсцесс, флюс, флегмона; При заболевании кожи: экзема, витилиго, зуд, остеохондроз, полнота, близорукость, спазм, аккомодации, увеиты.

Передозировка вызывает чувство тревоги.

Синий цвет 450 - 480 нм

Действует на гипофиз, парасимпатическую нервную систему. Обладает антиканцерогенным, бактерицидным действием.

Зоб, воспаление уха, горла, носа, зубов, мигрень, спастический колит, ревматизм, истерия, невроз, стресс, эпилепсия, перевозбуждение, коклюш, аллергический кашель, ларингит, пневмония, остеохондроз, желтуха, начальная катаракта, бельмо, близорукость, спазм аккомодации, увеиты.

Избыток вызывает утомление, навязчивость, чувство тревоги.

Таблица 2
Лечебное действие сочетания цветов

Сочетание цветов

Действие на организм

Белый и красный

Повышает энергетический потенциал.

Синий и зеленый

Резкий успокаивающий эффект. Лечит истерию, реактивное состояние. Предотвращает эпилептический приступ.

Зеленый и голубой

Успокаивающий эффект. Снимает напряже ние. Успокаивает нервную систему.

Синий и белый

Успокаивает. Придает чувство свежести.

Черный и синий

Нормализует дыхание. Устраняет частое сердцебиение. Снижает артериальное давление.

Сине-зеленный и черный

Нормализует артериальное давление, устраняет тахикардию, одышку

Желтый и зеленый

Успокаивает нервную систему. Применяется для лечения органов дыхания, бронхиальной астмы.

Пурпурный

ЛИТЕРАТУРА

• Беббит Э.Д. "Принципы света и цвета. Исцеляющая сила цвета". "София". Киев. 1996 г.
• Вельховер Е.С. "Клиническая иридология". М. "Орбита", 1992 г.
• Гербер Р. "Вибрационная медицина", М. 1997 г.
• Гойденко B . C ., Лугова A . M ., Зверев В.А. "Цветоимпульсная терапия заболеваний внутренних органов, неврозов и глазных болезней", М., учебное пособие, 1996 г.
• Гойденко B . C ., Лугова A . M ., Зверев В.А. и др. "Визуальная цветостимуляция в рефлексологии, неврологии, терапии и офтальмологии", М. РМА 2000 г.
• Зверев В.А. "Целебная радуга. Биорезонансная офтальмоцветотерапия", М. "Социнновация", 1995 г.
• Зверев В.А., Тимофеев Е.Г. "Квантовая терапия в офтальмологии: лечение прогрессирующей миопии аппаратами "АСО", журнал "Вестник офтальмологии" № 2, 1997 г.
• Зверев В.А. "Применение биорезонансной фототерапии в офтальмологии", Сборник статей под ред. Гойденко B.C., M. РМА, 1998 г.
• Готовский Ю.В., Вышеславцев А.П., Косарева Л.Б. и др. "Цветовая светотерапия", М. "Имедис", 2001 г.
• Карандашов В.И., Петухов Е.Б., Зродников B . C . "Фототерапия", М. "Медицина", 2001 г.
• Вейс Ж.М., Шавелли М. "Лечение цветом", "Феникс", 1997 г.
• Зайков С.Ф. "Магия цвета", АО "Сфера", "Сварог", 1996 г.
• Чуприков А.П., Линев А.Н. и др. "Латеральная терапия", Киев,
• "Здоровье", 1994 г.
• Шереметьева Г.Б. "Семь цветов здоровья", М. Фаир-ПРЕСС, 2002г.
• Либерман Д. "Свет-лекарство будущего", "Санта-Фе", 1991 г.

Свет обеспечивает нормальную жизнедеятельность человека, определяет его жизненный тонус и биоритмы. Сила его воздействия зависит от длины волны, интенсивности и количества излучения. В интегральном потоке лучистой солнечной энергии различают ультрафиолетовую (УФ), видимую и инфракрасную (ИК) области спектра. ИК-излучение является носителем тепловой энергии. УФ-излучение модулирует минеральный обмен, синтез витамина D активирует кортико-адреналовую систему, обладает бактерицидным действием. Видимая часть спектра обеспечивает нормальную работу зрительного анализатора, является регулятором биоритмов человека. Показано, что длительное световое голодание приводит к ослаблению иммунобиологической реактивности организма и к функциональным нарушениям нервной системы. Свет воздействует на психику и эмоциональное состояние человека. Неблагоприятные условия освещения ведут к снижению работоспособности; эти же причины обусловливают развитие заболеваний органов зрения.

Освещение помещения может быть естественным (за счет солнечного света) и искусственным (при применении ламп накаливания и люминесцентных ламп). Лампы накаливания генерируют свет при нагреве нити накала до температуры свечения. В люминесцентных лампах электрическая и химическая энергия превращается в световое излучение, минуя стадию перехода в тепловую энергию (лампы холодного свечения). В тех случаях, когда в помещении одновременно и естественное, и искусственное освещение, говорят о смешанном освещении.

Каким бы ни было освещение в учебном помещении - естественным, искусственным или смешанным, - к нему предъявляется ряд общих требований.

1. Достаточность освещения, которая зависит от размера окон и межоконных проемов, ориентации окон относительно сторон света (в средней полосе России предпочтительнее на юг и юго-восток), расположения затеняющих объектов, чистоты и качества стекол, количества и мощности источников искусственного освещения.

2. Равномерность освещения зависит от расположения окон, конфигурации классного помещения, контрастности между окраской стен, оборудования и учебных материалов, типа арматуры светильников (характер абажуров) и их расположения.

3. Отсутствие теней на рабочем месте зависит от стороны падения света (свет, падающий слева, исключает тени от пишущей правой руки, верхний свет практически бестеневой).

4. Отсутствие слепимости (блесткости) зависит от наличия поверхностей с высоким коэффициентом отражения (полированная мебель, застекленные шкафы и пр.) и арматуры светильников.

5. Отсутствие перегрева помещения зависит от наличия и силы прямых солнечных лучей и типа ламп.

Выполнение на практике указанных требований относительно естественного освещения во многом запрограммировано строительными нормами и правилами, т.е. уже заложенными в проекте школьного здания.

Существует ряд показателей, количественно характеризующих уровень естественного освещения. Основными из этих показателей являются:

Световой коэффициент – отношение остекленной площади окон (площадь окон за вычетом оконных переплетов) к площади пола. Чем больше площадь окон, тем выше уровень естественного освещения. Однако значительное увеличение размеров окон, например "ленточное остекление", ведет к снижению теплоустойчивости здания в зимнее время и к чрезмерной инсоляции весной и осенью. Поэтому норма светового коэффициента школ средней полосы России равна 1/4 -1/5 (в сельских школах и в физкультурных залах - 1/6);

Угол падения света – тот угол, под которым свет падает на рабочее место. Он образован двумя прямыми: одна - из рабочего места к верхнему краю окна, другая - из рабочего места по горизонтали к окну. Понятно, что таких углов будет ровно столько, сколько рабочих мест в классе, и чем дальше от окна расположено рабочее место, тем этот угол меньше и тем хуже условия освещения. Поэтому угол падения света определяется в наиболее удаленном от окна рабочем месте и норма его - не менее 27°;

Угол отверстия – тот угол, под которым видно небо над крышей противоположного здания. Он характеризует влияние затеняющих объектов на уровень естественного освещения и образуется следующими прямыми: одна - из рабочего места к верхнему краю окна, другая - из рабочего места к проекции в окне крыши противостоящего здания. Как и угол падения света, угол отверстия определяется в наиболее удаленном от окна рабочем месте и его норма - не менее 5°;

Коэффициент заслонения – отношение высоты противолежащего здания к расстоянию от него до школы. Этот показатель также характеризует влияние затеняющих объектов на величину естественного освещения класса. Его норма - не более 1/2; показано, что если коэффициент заслонения равен 1/5, затеняющего эффекта практически нет.

Некоторые качественные стороны естественного освещения во многом зависят от правильных действий учителя в классе.

1. Следует следить за чистотой стекол в помещении. В больших промышленных центрах к концу учебного года стекла загрязнены настолько, что задерживают от 30 до 50 % солнечных лучей. Поэтому весьма целесообразно осуществлять мытье окон не только перед началом учебного года и весной, как это чаще всего практикуется, но и во время зимних каникул. При этом нужно помнить, что "к мытью окон, безотносительно к этажности здания, воспрещается привлекать учащихся даже старших классов" ("Санитарные правила содержания общеобразовательных школ и учебных помещений школ-интернатов", № 397-62 от 22.05.1962). Кроме того, неровные, волнистые стекла также задерживают свет, поэтому стекла в школьных окнах должны быть высокого качества.

Для остекления окон в начальных классах, особенно в северных районах, рекомендуется использовать увиолевые стекла, пропускающие ультрафиолетовые лучи.

2. Светопроемы должны быть свободными. Снижение напряжения механизма аккомодации возможно в том случае, если школьник может время от времени посмотреть в окно, сфокусировать взгляд в бесконечности. Рекомендуется иметь на окнах класса два типа штор: полупрозрачные и непрозрачные. Первые используются в тех случаях, когда нужно снизить уровень инсоляции и избежать слепящего действия прямых солнечных лучей, вторые - когда используются технические средства обучения (кино, телевидение); в обычном же состоянии шторы должны быть раздвинуты. Не рекомендуется располагать на окнах высокие цветы - в той или иной степени они загораживают свет, высота цветка вместе с горшком не должна превышать 30 см.

Искусственное освещение осуществляется, в основном, двумя типами ламп: накаливания и люминесцентными, которые имеют ряд преимуществ перед лампами накаливания:

Спектр их близок к естественному, что создает оптимальные условия для зрительной работы;

Обладают меньшей яркостью и не дают резких теней;

Не повышают температуры воздуха в помещении;

При равном уровне освещенности они более экономичны.

В то же время люминесцентные лампы имеют два недостатка: высокую, до 35-65% глубину пульсации (для сравнения: глубина пульсации ламп накаливания - 5-15%), создающую эффект стробоскопа, и шумовой эффект.

Эффект стробоскопа, связанный с незаметными для глаза пульсациями (мельканиями), проявляется в том, что при рассматривании движущегося предмета возникают различные искажения зрительного восприятия в виде множественности контуров воспринимаемого объекта, кажущегося изменения направления и скорости движения. Вот почему люминесцентные лампы не всегда рекомендуется устанавливать там, где нужно следить за быстро перемещающимся предметом (например, игровые и спортивные залы, теннисные корты, площадки для спортивных игр и пр.). Кроме того, установлено, что пульсации вызывают заметное зрительное утомление и ухудшение функционального состояния центральной нервной системы. Для устранения стробоскопического эффекта люминесцентные лампы включают в разные фазы или применяют схему с искусственным сдвигом фаз.

Присущий люминесцентным лампам шумовой эффект также оказывает негативное воздействие на деятельность центральной нервной системы, вызывая сначала повышенное возбуждение нервных клеток, а затем разлитое торможение. Устраняется этот недостаток использованием специальных бесшумных пускорегулирующих агрегатов (ПРА).

Таким образом, отмеченные недостатки люминесцентных ламп вполне могут быть устранены правильным монтажом. Описание такого монтажа приводится в специальных руководствах по светотехнике; администрация школы должна осуществлять контроль в этом направлении.

При нормировании искусственного освещения в первую очередь обращают внимание на его достаточность и равномерность. Достаточность обеспечивается количеством применяемых ламп и их мощностью. Нормируется искусственное освещение либо по уровню освещенности на рабочем месте, определяемому люксметром, либо по удельной мощности светового потока, которая определяется отношением суммарной мощности ламп к площади пола. Норма освещенности на рабочем месте в классе для ламп накаливания равна 150 лк, в физкультурном зале - 100 лк, для люминесцентных ламп эти цифры равны соответственно 300 лк и 200 лк. Норма удельной мощности светового потока для ламп накаливания в классе равна 40-48 Вт/м2, в спортивном зале - 32-36 Вт/м2. Удельная мощность светового потока для люминесцентных ламп должна быть в классе 20-24 Вт/м2, в физкультурном зале - 16-18 Вт/м2.

Что касается равномерности искусственного освещения, то оно зависит от расположения светильников и типа арматуры. Светильники в классах желательно располагать равномерно по площади, высота подвеса примерно 3 м над уровнем пола, в физкультурных залах - по периметру под потолком; наилучшими являются светильники равномерно рассеянного света, создающие достаточно равномерное освещение при почти полном отсутствии теней и слепящей яркости.

Особое внимание следует уделять искусственному освещению в кабинетах информатики и вычислительной техники (компьютерных классах). При люминесцентном освещении освещенность на рабочих столах должна быть порядка 500 лк; светильники необходимо располагать таким образом, чтобы при периметральном или двурядном размещении рабочих мест свет на них падал сзади работающих учащихся, местное освещение при работе на компьютерах не применяется.

На уровень освещенности помещений большое влияние оказывают цвет и тональность окраски поверхностей стен, пола и потолка. Большие поверхности окрашенные в темные цвета способствуют интенсивному поглощению квантов света и снижению уровня освещенности, очень светлые, белые и зеркальные поверхности отражают почти весь световой поток (до 80-90 %), но могут создать условия повышенной слепимости в помещении.

Стены детских групповых, классных комнат, спален рекомендуется окрашивать клеевыми красками с отражением примерно 40 – 60 %, что соответствует светло-зеленым и светло-желтым тонам. Потолки белят. Окраску стен и потолков следует проводить не реже 1 раза в 2 года.

Коэффициенты отражения ограждающих поверхностей и мебели в учебных помещениях и помещениях для трудового обучения должны быть не менее следующих значений: для потолков, оконных проемов и дверей – 0,7; верхней части стен – 0,6; панелей стен – 0,5; мебели – 0,35; полов – 0,25.

Следует помнить, что беспорядочное развешивание на стенах учебных помещений витрин, плакатов, стенных газет и т.д. резко снижает светоотражение ограждающих поверхностей. Исходя из этого, все перечисленное следует развешивать на стене, противоположной классной доске, так, чтобы верхний край предметов не располагался выше 1,75 м от пола. Шкафы и другое оборудование следует устанавливать у задней стены помещения.

Свет необходим человеку для нормального существования. Он влияет практически на все стороны его жизни, состояние психики и физиологию. Если нормы освещенности соблюдены, в помещении приятно находиться, усталость в процессе работы наступает медленнее. В противном случае настроение быстро ухудшается, появляются и другие признаки негативного влияния «неправильного» света на глаза и нервную систему.

Что такое освещенность

Многие путают освещенность с яркостью ламп, но это неправильно. Один и тот же осветительный прибор может создавать разные уровни освещенности , в зависимости от площади помещения, высоты расположения лампы, угла ее наклона.

Яркость, или световой поток, измеряют в люменах. Этот показатель есть на упаковке осветительного прибора, но, к сожалению, он не всегда достоверен. Поэтому для выбора энергосберегающей лампы имеет смысл взять с собой в магазин компактный люксметр RADEX LUPIN. Этот же прибор поможет измерить освещенность вашего рабочего места и комнат дома. Параметр отражает количество люменов светового потока, которое приходится на 1 кв. м поверхности. Очень важно не допускать несоответствия его установленным нормам.

В чем опасность недостатка или избытка освещения

Известно, что сотрудники некоторых торговых центров часто жалуются на слезоточивость, усталость и красноту глаз. Причина - слишком яркое освещение. С одной стороны, оно помогает покупателям лучше рассмотреть товар. С другой - вредит здоровью зрительного аппарата работников, которые находятся под таким освещением целый рабочий день.

При проверке уровня освещенности инспекторы делают предписания только в том случае, если показатели не дотягивают до нижних границ нормы. Это объясняется тем, что при слишком слабом свете условия труда ухудшаются. Человек испытывает трудности при выполнении работы, глаза быстро устают, появляются близорукость или дальнозоркость.

Однако для зрительного аппарата вреден не только тусклый, но и чрезмерно яркий свет. Последствия длительного пребывания в помещении со слишком интенсивным освещением:

  • Раздражение и покраснение слизистой оболочки (конъюнктивы).
  • Ощущение сухости и «запорошенности» глаза.
  • Появление раздражительности.
  • Ощущение общего дискомфорта.
  • Нервное перевозбуждение.

Из этого следует: следить надо не только за соблюдением норм освещенности , но и за отсутствием значительного превышения установленных значений.

Как измерить освещенность самостоятельно

Каждый из нас может обеспечить себе комфортные условия труда и отдыха. В частности, создав адекватное освещение. Для этого надо установить приборы, которые производят свет нормальной яркости.

Проверить, соответствует ли норме уровень освещенности вашей комнаты или рабочего места, поможет люксметр RADEX LUPIN. С помощью этого устройства вы всегда сможете определить яркость света в любом помещении. Измерение проводится просто. Положите люксметр на контрольную поверхность, направив фотодатчик вверх. Значение параметра отобразится на мониторе прибора в люксах (лк).

Люксметр RADEX LUPIN дает корректную информацию, в отличие от многих других моделей. Погрешность его измерений не превышает 10 %. Точность работы прибора обеспечивают корригирующие светофильтры, которые задерживают не воспринимаемые глазом человека ультрафиолетовые и инфракрасные лучи. Поскольку в спектре некоторых источников света присутствует то и другое, измерение освещенности без фильтров получается неточным. Люксметр RADEX LUPIN соответствует требованиям ГОСТа. Его спектральная чувствительность такая же, как у глаза человека, поэтому он дает полную достоверную информацию о световой среде.

Коротко о нормах освещенности

Нормальным считается освещение, при котором человек длительно сохраняет работоспособность и не замечает беспричинного ухудшения самочувствия, настроения. Для контроля норм освещенности Главный государственный врач РФ утвердил специальные санитарные правила и нормы. Документ устанавливает четкие требования к освещенности помещений различного назначения.

Нормы для некоторых из них (в люксах):

  • Ванные, санузлы - 50.
  • Спальные помещения - 100.
  • Жилые комнаты и кухни - 150.
  • Спортивные залы - 200.
  • Игровые комнаты детских садов - 200.
  • Офисные помещения - 300.
  • Учебные классы - 300.
  • Помещения библиотек - 400
  • Кабинеты врачей и процедурные - 500.
  • Торговые залы - 500.

Самые высокие требования установлены к помещениям, в которых производятся работы наивысшей точности. Например, для ювелирных, граверных и часовых мастерских уровень освещенности должен составлять 3000 лк. Относительно тусклым может быть освещение кладовых, подвалов, чердаков, проходных коридоров и других помещений с недолгим пребыванием людей (20-30 лк).

Особенности зрения

Мы воспринимаем мир несколькими органами чувств, одно из самых важных – зрение, ведь через него в мозг поступает 90% информации. Человеческий мозг различает цвета и интенсивность света через глаза. Учеными доказана предрасположенность настроения от ярких или тяжелых цветов, уровня и типа освещения в помещении или на улице. В составе глаза есть особые клетки, которые обеспечивают различное восприятие днем и ночью. Под влиянием света в глазных клетках возникают особые фотохимические реакции, вызывающие возникновение импульсов, которые идут по зрительному нерву в центр коры головного мозга и передают информацию.

Из чего состоит человеческий глаз?

Это уникальный орган с особенным и сложным строением, который способен принимать электромагнитные волны определенного диапазона. Состоит из более 30 отдельных частей, не считая век и мышц, основные:

  • Склера (защита глаза и обеспечение качества зрения)
  • Роговица (фокусирует разнонаправленные потоки света)
  • Цилиарное тело (обеспечивает изменение формы хрусталика)
  • Хрусталик (автофокусировка)
  • Сетчатка (преобразование электромагнитного излучения)
  • Зрачок (регуляция потока световой энергии)
  • Радужка (зависит острота зрения)

Каким образом происходит механизм транслирования изображения в мозг? Сначала зрачок регулирует прохождение световых лучей, не учитывая боковые искажения. Затем он попадает на хрусталик (действующий по типу линзы) для точной фокусировки света, затем на сетчатке отображается в перевернутом виде. Заключительный этап в обработке изображения принадлежит клеткам сетчатки, которые преобразуют их в электромагнитные импульсы, поступающие в мозг.

Естественные и искусственные источники света

Существует несколько разновидностей источников света – естественный свет (солнце), искусственный (лампы, , люстры и прочее), смешанный (свет, проникающий через оконные проемы, диффузный небесный свет и искусственный). Человеческое зрение лучше всего приспособлено к естественному освещению, но световой день ограничен по времени.

Основные характеристики:

  • Сила света - определенная величина энергии, которая переносится в единицу времени в одном направлении.
  • Яркость - уровень светового потока, исходящий от освещаемой территории к глазу.
  • Освещенность - плотность светового потока на определенном участке.

Искусственное освещение бывает общее и комбинированное и регулируется нормами СНИПов. От качества и уровня света зависит работоспособность человека. Порядка 20% аварий на производстве происходит из-за недостатка освещения, из-за него же снижаются обменные процессы в организме, уменьшается острота зрения и быстрота различения предметов. По составу спектра искусственный свет должен приближаться к естественному, чему, например, не соответствуют лампы накаливания или люминесцентные светильники.

Гигиенические показатели освещенности в производственном помещении:

  • Блесткость – не допускается в условиях производства, вызывает временное ослепление
  • Ограничение теней, одинаковое распределение яркости света
  • Уменьшение колебаний электромагнитных импульсов

Для общего освещения используются светильники (источник световой энергии, находящийся в арматуре), которые при правильном распределении создают равномерный поток света в помещении. Благодаря особому расположению деталей светильника глаза человека защищены от блесткости.

Безопасное светодиодное оборудование

Влияние света на организм человека велико, поскольку от правильного освещения зависит большинство биологических процессов. По статистике человек находится на работе (зачастую в офисе) около 40 часов в неделю. Таким образом, большую часть светового дня мы проводим под искусственным освещением.

Негативное влияние света на человека выражается в всплесках активности и энтузиазма, внезапно появляющейся полной апатии, частой сонливости и невероятная усталость. Иными словами, свет оказывает колоссальное влияние на здоровье нашего организма. Этот факт объясняется тесной связью наших внутренних биологических часов и освещения.

Современные световые технологии шагнули далеко вперед, разработав уникальное освещение, которое положительно воздействует на организм человека.

В чем заключается влияние света на человека?

Плохое освещение негативно воздействует на наше зрение, приводит к быстрому утомлению, снижает работоспособность, вызывает дискомфорт, является причиной головной боли и бессонницы. Воздействие света на человека, а также на протекание биологических ритмов внутри его организма доказано научным путем. Например, известно, что при естественном солнечном освещении свете человек более активный, жизнерадостный и бодрый.

Таким образом, влияние освещения на здоровье человека неоспоримо. Заключается оно в запуске реакцию чувствительного фотопигмента в глазах человека, что влияет на циркадные циклы в организме.

Воздействие света на человека. Циркадные циклы

Циркадный цикл – это изменение процессов в человеческом организме, происходящее в течение суток. В данный цикл входит время сна и время бодрствования, состояние активности и состояние расслабления, пики продуктивности и пики усталости. Все происходящие изменения ритмов происходят из-за воздействия гормонов, таких как мелатонин (ответственный за сон), кортизол (отвечает за активность), допамин (структурирует настроение) и др. Уровень содержания данных гормонов в течение 24 часов изменяется, что и являет собой главную причину изменения биологических ритмов. Оптимальный циркадный цикл обеспечивает человеку бодрое и активное состояние, хорошее настроение, здоровый сон.



Какое влияние оказывает дневной свет на циркадный цикл?

Как говорилось ранее, влияние света на циркадный цикл заложено природой человеческого организма. В вечернее время, когда свет становится менее интенсивным, уровень мелатонина в нашем организме начинает повышаться, следовательно, мы переходим в расслабленное состояние, отчетливее чувствуем усталость и испытываем сонливость. С наступлением утра и появления солнца уровень гормона сна идет на спад, организм выходит из фазы сна и переходит в фазу активности.

Именно поэтому осенью и зимой человек испытывает постоянную вялость, апатию, сонливость, упадок сил. Иными словами, в осенне-зимний период рассветы становятся поздними, что является причиной недостатка солнечного света и, соответственно, уровень мелатонина постоянно повышенный, а кортизола – пониженный.

То есть, дневной солнечный свет и биологические ритмы внутри организма зависимы друг от друга – именно этим и объясняется влияние света на человека.

Управление влиянием освещения на здоровье человека



Как при помощи света управлять циркадными циклами?

В современном мире мы вынуждены большую часть времени находиться при искусственном освещении. Таким образом, воздействие света на человека заключается в том, мелатонин и кортизол находятся не на должном оптимальном уровне. Искусственный свет подавляет гормон сна, из-за чего человек не испытывает сильной сонливости, но при этом его настроение ухудшается. Иными словами, влияние искусственного света на организм человека разрушительное и негативно сказывается на активности и работоспособности человека.

К счастью, современные исследования и разработки позволили осуществлять безопасное регулирование работы гормонов при помощи качественного и правильно подобранного освещения. Если быть точнее, для решения данной проблемы используется специальный биологически эффективный свет. Высокотехнологичные осветительные устройства способны значительно улучшить состояние человека как с физической точки зрения, так и с психологической.

Известная российская светотехническая компания «Световые Технологии» постоянно занимается разработкой и выпуском все новых инновационных осветительных приборов для различных областей применения. Так, в их ассортименте присутствуют специальные устройства для освещения рабочих пространств, начиная с офисов и заканчивая производственными цехами. Данные источники света уникальны тем, что имеют функцию регулировки цветовой температуры, исходя из особенностей ситуации. Использование таких устройств позволяет минимизировать негативное воздействие искусственного света на человека.