» » Телесно-ориентированная терапия — применение в наркологической практике. Телесно-ориентированная психотерапия: работа с телом для душевного комфорта Телесная терапия упражнения

Телесно-ориентированная терапия — применение в наркологической практике. Телесно-ориентированная психотерапия: работа с телом для душевного комфорта Телесная терапия упражнения
Разминка

Цель: Дыхательные упражнения являются замечательной разминкой для занятий биоэнергетической группы. Они полезны на ранней стадии развития группы для увеличения энергии участников и расширения сферы осознания тела.

Необходимое время: 15 минут.

Материалы: Нет.

Подготовка: Специальной подготовки не требуется.

Процедура: Групповые дыхательные упражнения выполняются членами группы в унисон, энергично и с энтузиазмом.

Встаньте и образуйте круг. Поставьте ноги на расстоянии около 90 см, перенесите вес на пальцы ног. Колени держите слегка согнутыми, дайте телу расслабиться, а тазу - свободно провиснуть. Положите руку себе на живот и смотрите в глаза участнику, стоящему напротив вас. Сделайте глубокий вдох через рот, пропуская воздух по всему пути до живота. Сделайте глубокий выдох, давая вырваться звуку. Поддерживайте звучание столько, сколько сможете без напряжения. Повторите 16 циклов глубокого дыхания, вдыхая и выдыхая медленно и глубоко. Не торопитесь, иначе почувствуете головокружение. Не сдерживайте никакие звуки, которые вам захочется произнести, все время смотрите друг другу в глаза. Осознавайте любые помехи в процессе дыхания. Отмечайте все возникающие чувства во время полного дыхания и сохраняйте тело мягким и расслабленным.

Закончив упражнение на совместное дыхание, встряхните все тело, свесив руки по сторонам, сгибая и выпрямляя колени. Затем несколько раз подпрыгните для энерге-тизации частей тела. Прыгайте медленно, едва отрывая ноги от пола. Продолжайте ходить, пока не устанете. Затем отдохните, слегка согнув колени, сместив вес вперед и выпрямив спину.

Напряженные позы

Цель: Напряженные позы составляют фундамент биоэнергетической терапии. Они могут помочь расширить сферу осознания тела и высвободить напряжение через дрожь и непроизвольные движения. Необходимое время: 30 минут. Материалы: Удобное место для работы. Подготовка: Руководитель должен иметь опыт в биоэнергетике.

Процедура: Умелый биоэнергетический терапевт может рекомендовать членам группы данные позы, основываясь на конкретных паттернах напряжения, демонстрируемых человеком. Ниже представлены некоторые напряженные позы Лоуэна для выполнения в группе.

Арка Лоуэна. Встаньте, расставьте ноги на расстояние примерно 45 см, носки слегка поверните вовнутрь, колени согните, насколько это возможно сделать, не отрывая пятки от пола, кулаки поставьте на поясницу и прогнитесь назад. Дышите животом, удерживайте позу в течение примерно минуты. Отметьте области напряжения в своем теле. Напряжение может быть в пояснице или в передней части бедер. Руководитель группы или кто-нибудь еще может помочь вам определить, какие сложности возникают при выполнении прогиба (возможно, это чрезмерная ригидность или излишняя рыхлость). Если вы удерживаете правильный прогиб, продолжаете дышать и стоите расслабленно, ваши ноги должны начать дрожать.

Кольцо Лоуэна. Расставьте ноги примерно на 25 см, слегка поверните носки внутрь и согнитесь в талии вперед. Держите колени согнутыми и коснитесь пальцами пола. Перенесите вес на пальцы ног. Не забывайте глубоко дышать через рот. Медленно выпрямите колени. Удерживайте позу примерно минуту. Ваши ноги начнут дрожать. Дрожь - естественная реакция тела на напряжение - показатель энергетизации мышц, сжимаемых "броней". Поза кольца превосходна для усиления ощущения "почвы под ногами", то есть контакта между ногами и землей. Заканчивая упражнение, выпрямляйтесь очень медленно.
Прогиб таза. Лягте на спину на мат или мягкий коврик. Согните колени и расставьте ноги примерно на 30 см. Прогните спину, захватив руками лодыжки и потянувшись вперед. Ваша голова должна откинуться назад так, чтобы только макушка, плечи и ступни касались пола. Теперь положите кулаки под пятки, выдвините колени вперед, глубоко дышите. Вы почувствуете растяжение в мышцах бедер. Постарайтесь держать ягодицы расслабленными. Удерживая таз расслабленным, вы можете почувствовать, что он дрожит. Для усиления ощущения попытайтесь несколько раз покачать таз вверх-вниз.

Эти и другие биоэнергетические напряженные позы не должны выполняться механически. Используйте их для диагностики областей напряжения и генерирования ощущений в теле через непроизвольные движения и дрожь. Вам надо сосредоточиться на испытываемых ощущениях, а не на том, как долго вы можете удерживать позу. Боль наступает от напряжения; удовольствие наступает от высвобождения напряжения. Когда поза становится слишком неудобной или болезненной, прекращайте удерживать ее.

Активные упражнения

Цель: Активные биоэнергетические упражнения применяются для того, чтобы стимулировать или выражать чувства, а также открыто исследовать чувства в контролируемых условиях. Они превосходны для эмоциональной разрядки, усиления циркуляции крови и кислорода.

Необходимое время: 45 минут.

Материалы: Пластиковая выбивалка, матрас или пенопластовый мат.

Подготовка: Выполнению различных видов активных упражнений должна предшествовать групповая зрелость, то есть участники должны научиться доверять друг другу. Также необходимо, чтобы руководитель обладал опытом в биоэнергетике и клиническими умениями. Никого нельзя принуждать к участию в активных биоэнергетических упражнениях.

Процедура: Следующие упражнения могут выполняться одновременно

Группой или каждым членом группы по очереди.

Высвобождение гнева. Встаньте лицом к объекту (кровати, мягкому стулу или куче подушек), расставьте ноги примерно на 45 см, слегка согните колени и наносите удары (пластиковой выбивалкой, теннисной ракеткой или собственными кулаками) по объекту сильно, но расслабленно. "Включите" в действие все тело. Рот держите открытым, дышите глубоко, не сдерживайте крика. Используйте любые слова, выражающие чувство гнева, например "нет!" или "пошел к черту!". Можете представить человека, с которым у вас связаны незавершенные эмоции, и направить на него свой гнев.

Иногда члены группы сопротивляются этому упражнению, утверждая, что они в данный момент не испытывают чувства злости. Причиной сопротивления часто является нежелание раскрывать свои чувства, страх перед эыражением сильных отрицательных эмоции. Боль-линство участников может временно идентифицировать-:я с "врагом", а потом возобновить контроль над собой.

Брыкание. Лягте на спину на кровать, матрас или пенопластовый мат. Свободно раскиньте ноги и медленно начинайте брыкаться, касаясь кровати всей ногой. Чередуйте ноги и высоко поднимайте их. Постепенно увеличивайте силу и скорость брыкания. Громко говорите "нет!" на каждый удар ногой, увеличивая интенсивность удара.

В качестве варианта можно выполнить это упражнение следующим образом. Лягте на матрас, согните колени, имитируя протестующие действия маленького ребенка, сучите ногами, колотите матрас кулаками, вертите головой из стороны в сторону. Увеличивая интенсивность припадка гнева, физические движения сопровождайте громкими выкриками "нет!" или "я не буду!".

Брыкание помогает улучшить циркуляцию крови, ослабить "мышечную броню" на уровне таза. Согласно Лоуэну, это помогает нам стать менее заторможенными и более спонтанными в сексуальных отношениях.
Интенсификация

Цель: Упражнение является примером интенсивной телесной работы, которая может происходить в биоэнергетической группе. Оно используется после установления в группе атмосферы сплоченности и доверия.

Необходимое время: 1-2 часа.

Материалы: Полотенца, матрасы, маты или мягкий ковер на полу.

Подготовка: Руководителю необходимо обладать опытом и квалификацией, так как упражнение может вызывать у участников сильные чувства.

Процедура: Выберите партнера. Один член группы будет работать, другой - помогать. Если вы собираетесь работать, лягте на спину на матрас, мат или мягкий ковер. Расслабьтесь, согните колени, расставьте ноги на расстояние около 45 см. Глаза закройте и сосредоточьтесь на глубоком дыхании. Дышите мягко и глубоко около минуты. Помещение должно быть тускло освещено.

Лежа с закрытыми глазами, представьте один из следующих случаев из вашего детства: 1) случай, когда вы плакали и хотели, чтобы вас успокоили; 2) случай, когда вы хотели исследовать что-нибудь, а вас удерживали и мешали вам; 3) случай, когда вы пришли в ярость, потому что родители хотели, чтобы вы что-то сделали, а вы отказывались; 4) случай, когда вы взяли игрушку другого ребенка, а ваши родители были вынуждены на это отреагировать. Зрительно вообразите сцену как можно детальнее и представьте реакцию отца или матери. Выразите свои чувства к родителям в этой ситуации. Говорите, плачьте, кричите, выполняйте любые действия, которые кажутся вас подходящими. Не сдерживайте никаких звуков. Даже если вздыхаете, делайте это так, чтобы было слышно. Если вы начинаете движение, например деретесь, брыкаетесь или тянетесь, продолжайте его. Постарайтесь выражать свои эмоции вербально и не-вербально. Когда почувствуете, что закончили, полежите какое-то время спокойно, с закрытыми глазами.

Сделайте пять или шесть вдохов и выдохов, широко, как в испуге, раскройте глаза и как можно шире раздвиньте пальцы рук и ног. Продолжайте так 2-3 минуты. Затем возьмите полотенце и засуньте его как можно глубже в рот. Зажмите полотенце зубами и тащите его изо всех сил, издавая звуки, когда пытаетесь вытащить полотенце изо рта. Это действие может помочь снизить напряжение в челюстях. Через 4-5 минут выньте полотенце изо рта, возьмите его двумя руками и агрессивно, как можно сильнее выкручивайте. Наконец, расслабьтесь и снова сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов.

Теперь закройте глаза и вновь вообразите сцену со своими родителями. На этот раз придумайте другой ответ им. Поделитесь с ними этим ответом вслух. Через несколько минут откройте глаза, подышите мягко и глубоко, посмотрите на своего помощника. Когда закончите, поменяйтесь с ним местами.

Роль помощника состоит в том, чтобы облегчать работу партнера и успокаивать его своим присутствием. В качестве помощника чаще напоминайте своему партнеру, чтобы он продолжал глубоко дышать и издавать звуки. Помощники, имеющие опыт в биоэнергетике, могут знать более активные вербальные способы для облегчения выражения чувств. Будьте мягким, вдумчивым и не провоцируйте партнера. Если заметите, что мышцы партнера напряжены или что ему тяжело дышать, можете с его разрешения помассировать напряженные участки, чтобы ослабить напряжение. Когда партнер закончит упражнение, поощряйте его к расслаблению и глубокому дыха-шю. Затем спросите, как он себя чувствует и не можете 1и вы сделать для него что-нибудь еще.

Лишь в 1960-е годы психологи cтали уделять серьезное внимание телу человека. И хотя некоторые из последователей Фрейда - Георг Гроддек, Вильгельм Райх, Отто Ранк - всегда отдавали ему должное, все же более популярным было мнение, что тело и душа не зависят друг от друга. Все изменили сексуальная революция и появление хиппи - субкультуры, призывающей к раскрепощению и природному естеству.

В США стали возникать группы ученых, которым хотелось выйти за рамки слишком узкого фрейдистского подхода, но и не впасть в другую крайность - бихевиоризм, чьи последователи были буквально помешаны на физиологии. Исследователям хотелось создать техники, приближенные к самой сути человека.

Особенное воодушевление царило на западном побережье Америки, в частности, в Институте Эсален, где и были заложены принципы телесноориентированной терапии. Александр Лоуэн разработал метод биоэнергетического анализа, Фриц Перлз предложил гештальт-терапию, Ида Рольф создала технику рольфинг.

Эти и другие ученые обращали внимание в первую очередь на телесную сторону жизни. Они говорили об удовольствии быть в собственном теле, подчеркивали важность физического контакта и занимались расшифровкой посланий тела в ответ на психические переживания, что впоследствии было названо психосоматикой. Из множества современных техник выберем чуть больше двадцати - предназначенных для работы с телом и помогающих высвободить скрытые переживания и облегчить душевные страдания.

Чувствовать и расслабляться

В эту категорию попали самые старые техники: к примеру, метод самовнушения появился в конце ХIХ века, не говоря уже о медитации, которую практиковали еще древние индусы, и релаксации - ее «официальная» версия была предъявлена миру еще в 1920-е годы.

Все три методики направлены на восстановление внутреннего равновесия, позволяют почувствовать себя лучше в собственном теле, научиться контролировать душевные порывы и, самое главное, - справляться со стрессом. Их нельзя назвать методами терапии, скорее, они способствуют развитию и личностному росту.

Самовнушение (аутотренинг)

Его создатель, французский фармацевт Эмиль Куэ, в течение долгого времени наблюдая за клиентами своей аптеки, пришел к выводу, что больной, который остается безучастным к тому, что с ним происходит, поправляется гораздо медленнее. Тогда он предложил клиентам, принимая лекарства, произносить простую фразу: «С каждым днем мне становится все легче».

Эффект от лечения был поразителен - больные переставали чувствовать боль, хотя на самом деле принимали таблетки глюкозы. Так фармацевт смог доказать реальную силу самовнушения: человека исцеляет уверенность в том, что он обязательно поправится. Что не отменяет, конечно, самого лечения. Повторять позитивную установку нужно в сновидном состоянии сознания (между явью и сном - вечером, засыпая, или утром, пробуждаясь) - в это время бессознательное наиболее восприимчиво к информации.

Релаксация

Метод, ставший основой всех последующих техник релаксации, был разработан в 20-е годы ХХ века американским физиологом Эдмундом Якобсоном и получил название «прогрессирующая релаксация». Основной принцип методики - снижение мышечного напряжения.

Тренируемая мышца утомляется и после ослабления напряжения становится еще более расслабленной

Для этого необходимо поочередно напрягать и расслаблять различные группы мышц. К примеру, пациент плотно сжимает кулаки и некоторое время удерживает их в напряжении. Тренируемая мышца утомляется и после ослабления напряжения становится еще более расслабленной, чем до начала упражнения. Так же прорабатываются остальные группы мышц.

Медитативные психотехники

Суть медитации в том, чтобы временно приостановить интеллектуальную деятельность и сконцентрироваться на восприятии органов чувств. Зрение, слух, осязание, обоняние и вкус - ключи для медитативной практики. Многие уверены, что это какое-то невероятно сложное занятие, требующее знаний, особой подготовки, специального места и времени. На самом деле медитация вовсе не занятие для избранных.

Любые простые действия - к примеру, смаковать шоколад, вслушиваться в пение птиц, поглаживать гладкий камень, - если осуществлять их не спеша и осознанно, могут превратиться в настоящую медитацию, стать одним из способов релаксации, восстановления сил, гармонизации души и тела. Главное, делать это регулярно, утром или вечером, примерно в одно и то же время.

Дышать, петь и слушать

Дыхание, пение и музыка всегда использовались в терапевтических целях. Гармонизация души и тела рассматривалась как способ постижения духовной истины. Всем известны дыхательные упражнения в йоге, особый тембр в исполнении индуистских и буддистских мантр, дурманящая музыка шаманов… Не так давно специалисты стали заново открывать эти методики.

Ребефинг

Название происходит от английского rebirthing - «рождение заново». Американский психотерапевт Леонард Орр разработал эту методику в начале 1970-х годов, заложив в основу технику «связного» дыхания - когда между вдохом и выдохом нет паузы.

Задача: полностью расслабить тело, чтобы сначала восстановить негативные переживания (в частности те, которые испытало тело во время рождения), а затем освободиться от них. Метод позволяет вскрыть и устранить очаги подавленных переживаний, освободить энергию, получить заряд активности, радости и наслаждения.

Холотропное дыхание

Один из создателей трансперсональной психологии, американский психиатр Станислав Гроф разработал методику, сочетающую интенсивное дыхание, приводящее к гипервентиляции легких, специально подобранные упражнения и музыку. Метод помогает снять биоэнергетические и эмоциональные блоки.

В ходе сеансов музыкотерапии уделяется внимание не только слуху, но и физическим ощущениям, дыханию, движениям

Как правило, его практикуют на групповых занятиях, где участники объединяются в пары и по очереди выступают в роли дышащего и «наблюдателя». Во время сессии они рисуют мандалы, в которых выражают свои переживания. А затем в небольших группах рассказывают о своем опыте погружения в бессознательное. В мире к методике относятся с настороженностью. В России ее практикуют лишь несколько сертифицированных специалистов.

Хакоми-метод

Создатель хакоми-терапии - телесноориентированный терапевт Рон Курц, специалист по распознаванию психологического состояния по строению, позам и движениям тела. Его методику называют откликом Запада на духовную мудрость Востока: хакоми-метод во многом созвучен буддизму и даосизму с их мягкостью, состраданием и следованием природе вещей. Для проработки проблем терапевты работают с тремя состояниями: осознанностью, сильными эмоциями и детской непосредственностью.

Музыкотерапия

В западной культуре лечебная сила музыки была признана в середине ХХ века. Сегодня музыка - часть лечения детского аутизма, депрессии и многих психических заболеваний. В ходе сеансов музыкотерапии уделяется внимание не только слуху, но и физическим ощущениям, дыханию, движениям.

Наш организм и сам подобен оркестру: если ритмы внешней жизни агрессивны, его работа нарушается, если же соответствуют нашим биоритмам, мы ощущаем гармонию. С этим связан успокаивающий эффект мелодий для релаксации: интенсивность работы мозга замедляется настолько, что мы можем погрузиться в глубокий сон.

Голос

Популярны тренинги ораторского мастерства, искусство управления голосом, пение. Работа с голосом помогает расслабиться или, наоборот, взбодриться. Она позволяет постичь глубины собственного «Я», вступить в диалог с окружающими.

Метод Томатиса

В 1960-е годы отоларинголог Альфред Томатис выяснил: прослушивание высокочастотных звуков - 5000–8000 Гц - активизирует мозговую деятельность и улучшает память. Вибрации словно питают мозг, а вместе с ним и тело, возникает ощущение защищенности, цельности и благополучия. Метод Томатиса эффективен при нарушениях концентрации внимания, расстройствах речи, а также при депрессиях у взрослых.

Понимать тело

Наше тело помнит: в нем «записывается» все, что с нами происходит. Работая с телом, мы можем справиться с последствиями душевных травм из далекого или недавнего прошлого.

Вегетотерапия Вильгельма Райха

Психоаналитик Вильгельм Райх первым обратил внимание на то, что вытесненная эмоция влечет за собой мышечный зажим. Хронические напряжения Райх называл «мышечным панцирем» или «панцирем характера», поскольку они также отображают психику человека. После этого открытия он отошел от психоанализа и создал вегетотерапию, основанную на свободной циркуляции жизненной (вегетативной) энергии.

Интегративная кинесиология

Как и другие методы телесноориентированной психотерапии, кинесиология работает с запечатленными в теле переживаниями. Метод направлен в первую очередь на работу с последствиями психологической травмы. Специальные упражнения «убирают» автоматическую реакцию, которая мешает осознавать ситуацию и действовать адекватно. Пациент учится прислушиваться к телесным ощущениям, осознавать импульсивные реакции и отличать их от подлинных чувств.

Танатотерапия

В 1980-е годы этот метод был создан психотерапевтом Владимиром Баскаковым. Танатотерапия рассматривает смерть (танатос) как состояние полного расслабления и покоя. Во время занятий создаются особые условия для глубокого расслабления. Работа с телом помогает справиться с четырьмя видами проблем: избытком контроля (в телесной проекции это голова), нарушением контактов (область груди и рук), сексуальными трудностями (область паха), проблемой устойчивости (ноги и ступни).

Бодинамический анализ

Датский психотерапевт Лизбет Марчер разработала этот метод в 70-е годы ХХ века. Пациентам рекомендуются специальные упражнения для расслабления, а тем, кто слишком расслаблен, - наоборот, способы привести мышцы в тонус.

Двигаться

Многие методы оздоровления души, известные с древности, можно назвать «глобальной гимнастикой». Современные техники работы над осанкой и движениями, помогая снять телесное напряжение, способны устранять и эмоциональные блоки.

Метод Фельденкрайза

Двигательная практика физика и врача Моше Фельденкрайза, созданная им в 1930-е годы, позволяет достичь приятного самоощущения через овладение собственным телом. Пациенту не показывают конкретные движения, а лишь убирают те, которые ему не подходят. Главная цель методики - двигаться с комфортом.

Танцевально-двигательная терапия

Танец - это коммуникация, которая осуществляется на трех уровнях: танец с самим собой, с другими людьми и миром. Задача терапевта - создать безопасное пространство, в котором, анализируя отношения на примере движений с танцетерапевтом или партнерами, человек учится взаимодействовать с другими и с самим собой. Также у него появляется возможность понять причину симптомов, болей, телесного дискомфорта или ограничений в движениях.

Кроме того, в процессе танца в организме согласовываются все внутренние ритмы и снимается напряжение.

Биосинтез Боаделлы

В 1970-х годах телесноориентированный психотерапевт Дэвид Боаделла начал разрабатывать технику, которая снимает напряжение в теле с помощью специальных упражнений и массажа, позволяет по-новому почувствовать собственное тело, иначе оценить себя и окружающий мир. В терминах биоэнергетики чувствовать себя хорошо - значит быть свободным, без мышечных зажимов.

Танец Мандала

Женская практика, с помощью которой достигается гармония между телом и эмоциями. Во время танца идет работа с энергиями, перестройка и трансформация тела в соответствии с природными силами женщины.

Прикасаться, массировать

Христианская культура никогда не одобряла физические контакты. Более того, были времена, когда она накладывала строжайший запрет на любые прикосновения, трактуя их как акт агрессии. Отрицание тела усугубила теория Фрейда, которая в любой мысли и любом поступке видела сексуальный подтекст.

Прошло немало времени, прежде чем человечество признало лечебный эффект прикосновений и массажа. Сегодня они, в разных формах, стали частью терапевтического лечения.

Рольфинг

Этот метод разработан Идой Рольф, доктором биохимии, в 50-х годах ХХ века. Рольфинг снимает мышечное напряжение путем глубокой проработки мышц, а именно - сильными и зачастую болезненными растяжками соединительной ткани и фасций тела, которые связывают скелет человека и его мышечную систему.

Cбалансированное тело лучше приспосабливается к стрессу, который часто становится причиной болезней души и тела

По мнению автора методики, для сохранения здоровья человек должен обращать внимание на свою походку, осанку, манеру садиться… Цель - достижение телесного баланса, поскольку сбалансированное тело лучше приспосабливается к стрессу, который часто становится причиной болезней души и тела. На основе рольфинга были разработаны и другие методики: фасциотерапия Дэни Бойса и краниальная остеопатия Пьера Хэммонда.

Психоорганический анализ

Вдохновившись работами Вильгельма Райха, норвежский психолог Герда Бойсен сформулировала принципы нового метода. В его основе заложена констатация, что массаж усиливает эффект от проводимой терапии. Впоследствии ее сын Поль Бойсен внес в технику матери элементы психоанализа. Сегодня этот метод сочетает консультацию терапевта и клиента «лицом к лицу» с массажем.

Калифорнийский массаж

Техника создана для полного расслабления мышц. Плавность и непрерывность (с обволакивающим эффектом) прекрасно воздействуют на напряженные мышцы. Массаж проводят под специально подобранную музыку, а все приемы - растирание, поглаживания и надавливания - выполняются в такт с мелодией.

Гаптономия

Иными словами - «наука об эмоциональной привязанности». Этот метод был разработан голландским ученым Франсом Вельдманом. Помогает будущим родителям установить контакт с ребенком, пока он находится в утробе.

Общение устанавливается посредством голоса и наложением рук на живот. Ребенок чувствует эти прикосновения и отвечает на них. Этот же метод применяется для налаживания отношений между детьми и родителями и также для сопровождения человека на терминальной стадии болезни.

Метод Александера

Свой метод Матиас Александер разработал в 1920-е. Его принцип - скорректировать осанку и выработанную годами манеру двигаться. Метод прост: обращать внимание на то, как мы управляем своим телом в обычной жизни, как мы стоим, садимся, ложимся… И учиться делать это правильно.

- Лучший подарок, который мы можем сделать ребенку,
это не столько любить его, сколько научить его
любить самого себя".
Жак Саломе

Кинезитерапия - танцетерапия, хореотерапия, телесно –ориентированная арт- терапия, коррекционная ритмика - лечебное воздействие движениями.Кинезитерапия - вид терапии, основанный на единстве движения. Различные и формы и средства движений изменяют общую реактивность организма, повышают его устойчивость, разрушают патологические стереотипы, возникающие во время болезни, и создают новые, обеспечивающие необходимую адаптацию.

Тело – зеркало души

"В здоровом теле - здоровый дух" ("Spiritus sano in corpore sano") - это выражение известно многим. Тело является продолжением нашей психики. Обычно проблемы, связанные с психическим здоровьем, начинаются с физического или эмоционального стресса. Все наши мысли и действия запечатлеваются в теле. Постепенно накапливается усталость и стрессы, из-за чего происходит блокировка энергии, возникают телесные зажимы, что неизбежно приводит к болезни.

Поведение, связанное с физическими прикосновениями во время контакта, называют термином - хептика. Обычно исследователи различают слова -прикосновение (активный намеренный сознательный, чаще руками) и соприкосновение (случайный нечаянный контакт между любыми участками тела.). Кроме того, организм человека имеет особенность: мимолетное легкое случайное прикосновение может вызвать несоизмеримо более сильный эффект.

Так, американский психолог М. Кнапп проводил эксперимент. При выдаче студентам новых читательских билетов библиотекарь касался своими пальцами руки некоторых из них. В остальном к читателям отношение было одинаковым. На выходе студентов просили дать по рейтинговой шкале общую оценку, как библиотекарю, так и библиотеке в целом.

Те, кому досталось прикосновение (особенно девушки), дали высокую оценку и библиотекарю, и библиотеке, чем те, кого не касались. Причем не важно, ощутил ли он прикосновение (т.е. подпороговые сигналы тоже читаются всем организмом).

В западном обществе прикосновения во время контактов незнакомых людей не поощряются. Если взрослые случайно касаются друг друга, например, в транспорте, то принято извиняться. Это, по-видимому, связано с тем, что в названном обществе физическим прикосновениям приписывается сексуальный контекст (после «революции», которую вызвали работы 3. Фрейда). Однако во время общения знакомых людей допускаются прикосновения, когда надо подбодрить, высказать симпатию, поддержку.

Исследования в аэропорту показали, что 60% встречающихся и расстающихся соприкасаются. При расставании прикосновения дольше. Чаще инициаторы прикосновения мужчины, реже - женщины.

Взаимосвязь тела и душевного состояния человека установлена давно, поэтому активные исследования в этой области помогают значительно расширять возможности психотерапевтического лечения. Телесно-ориентированная терапия выступает как самостоятельное направление в психологии, обладая при этом четкой концепцией и разнообразными практическими наработками.

Тело помнит все” – так звучит один из законов телесно-ориентированной психотерапии. Телом сохраняются все воспоминания и пережитые нами эмоции. Чувства и страхи, которые человек игнорирует, выливается в проблемы со здоровьем и если продолжать не обращать на них внимания – таких проблем будет прибавляться все больше. Каждая часть тела отвечает за определенные страхи человека и в зависимости от того, в каком месте возникают неприятные ощущения, можно определить, чего боится человек.

Наше Сознание не хочет признавать некоторые чувства, поэтому они разбредаются по телу и оседают в определенных местах. Этот механизм в психологии окрестили “вытеснение”. В Бессознательном происходит вытеснение болезненных переживаний, мыслей и воспоминаний, в том числе и страхов человека. Чтобы напомнить о себе, они трансформируются в болезни, таким образом, скрытые чувства пытаются обратить на себя внимание.

Как нарисовать индивидуальную телесную карту страхов?

Вам понадобится чистый лист бумаги и инструменты для рисования (но не фломастеры и ручки).

1. Нарисуйте Ваше тело.

2. Закрыв глаза, попытайтесь ощутить свое тело. Чувствуете ли Вы напряжение? Комфортно ли Вам? Ощущаете ли Вы тепло?

3. Продолжая ощущать свое тело, спросите себя: “Где в моем теле живет страх?”.

4. Отметьте на рисунке места, в которых живет страх. Таких участков может быть несколько, где-то страх человека выражен больше, где-то меньше – можно выразить это при помощи цветов.

Телесная карта страхов человека: где спрятались переживания

1. Ноги. Боль в ногах может говорить о страхе потери стабильности и опоры. Человек не чувствует уверенности в завтрашнем дне.

2. Таз. Проблемы в области таза говорят о страхах человека в сексуальной сфере. Этим страхом провоцируется развитие различных заболеваний, а также он препятствует получению оргазма у женщин.

3. Живот. Дискомфорт в этой области обусловлен страхом человека за жизнь. Может быть ситуация угрозы для жизни была и не реальной, но даже когда опасность проходит для Бессознательного она остается актуальной. В связи с этим не удается достичь полноценного расслабления и ощутить себя в безопасности.

4. Район диафрагмы, включая желудок и солнечное сплетение. В этой зоне обосновались социальные страхи. Страх человека – быть отвергнутым обществом.

5. Грудная клетка. В этой зоне на карте страхов отражается страх человека перед одиночеством, человек боится быть отверженным как личность.

6. Руки. Через эту часть тела выражается страх человека перед контактом с миром. Зачастую люди, которые скрывают этот страх, выбирают профессию, где не нужно общаться с окружающими.

Проблемы с кистями указывают на проблемах с коммуникацией. Правая кисть свидетельствует о страхе мужчин, а левая – женщин.

7. Спина. Дискомфорт в этой области свидетельствует о том, что человек боится предстать несовершенным, не оправдав ожидания окружающих. Зачастую с такой проблемой сталкиваются перфекционисты.

Что касается плеч, то они символизируют ответственность и силу. Боль в этой области связана со страхом человека оказаться слабым или не справиться с ответственностью.

8. Шея. Частые ангины, ощущение сжатия и першение преследует людей, которым трудно выражать свои чувства. Постоянное напряжение в шее возникает из-за того, каждый раз, когда чувства хотят выйти наружу, шея сжимается и удерживает их внутри.

9. Лицо. На телесной карте страхов лицо символизирует боязнь “потерять лицо”. Такие люди нуждаются в любви и одобрении, поэтому чтобы всем угодить им приходится постоянно носить маски.

10. Глаза. Страх реальности поражает один из основных каналов восприятия. Человек отказывается видеть правду, что выливается в проблемы со зрением.

Эмоции нельзя держать в себе, именно тайные страхи и являются причиной большинства заболеваний. Справившись со своими внутренними переживаниями Вы сможете избавиться от проблем со здоровьем.

Теоретические и практические системы телесно-ориентированной психотерапии основываются на убеждении о крепкой взаимосвязи между физическим и психическим здоровьем человека. Так, психологически закрепощенный, замкнутый человек, будет закрепощен и в физическом плане. Именно поэтому, воздействуя на телесную оболочку человека можно устранить или минимизировать его психологические расстройства.

Походка, мимика, жесты, манера ходить, любимые позы – это язык нашего тела, который знающему человеку расскажет очень многое: о его проблемах в семье, чертах характера, комплексах и страхах. Физическое состояние человека способно рассказать о его внутренних проблемах, о его психическом и эмоциональном состоянии. Тело человека отображает все его чувства, эмоции, переживания и страхи. Именно поэтому психотерапевты и психологи всего мира уделяют такое особое внимание обучению телесно-ориентированной психотерапии.

Она хорошо подходит для работы с эмоциональными расстройствами детей, подростков и взрослых в больницах, клиниках и спец. школах. ТО терапия также может помочь людям с физическими недостатками улучшить свою самооценку, научиться балансу и координации.

Большое влияние на развитие телесно-ориентированной терапии оказала аналитическая психология К. Юнга. "Тело без души нам ни о чем не говорит, так же как - позволим себе встать на точку зрения души - душа ничего не может значить без тела..." " …могут лгать мысли, могут лгать чувства. Единственное, что никогда не лжет – это тело и сны»...

В течение всей жизни желания, чувства, запреты «кодируются» телом человека, создавая блоки и броню. Телесный контакт играет в жизни человека огромную роль с самого рождения, когда прикосновения матери открывают ребёнку мир ещё до того, как он начнёт осознавать себя.

Для детей до года тактильный контакт жизненно важен, также как и питание или сон. Ребенка надо гладить не менее 8 раз в день. А еще лучше 20. Дело не в количестве, а в качестве. Лучше один раз обнять так, чтобы ребенок почувствовал: он вам нужен, он любим, чем 8 раз но формально. Исследования психологами знаков физического контакта между людьми показали, что, если ребенок обделен прикосновениями человеческих рук и тела, его развитие протекает замедленно и в социальном, и в эмоциональном и в физическом планах.

Но и для старших деток он, разумеется, тоже важен. То, что детки меньше любят обниматься с возрастом - это наша «медвежья услуга». Многие родители говорят: «Ты уже вырос, что ты как маленький». Вот так ставится запрет на проявление потребности в телесном контакте. Однако эта потребность все равно есть. Даже самые «ежатые», то есть «колючие» детки нуждаются в нем. Для деток самые любимые и важные – это родители. И им важно телом чувствовать, что они нужны родителям.

Исследования Сидни Джоурарда показали, что прикосновения от других лиц больше всего случаются со стороны близкого человека противоположного пола. Такими же частыми бывают прикосновения матери (правда, лишь на определенных участках и лишь до определенного возраста).

Напомним, что прикосновение (в отличие от соприкосновения) является действием намеренным, осознанным и чаще всего производится руками, оно передает более активный характер действий со стороны конкретного лица.

Схема прикосновений по С. Джоурарду.

М Ж М Ж Прикосновение матери Прикосновения отца М Ж М Ж

Прикосновения однополого друга Прикосновения друга

противоположного пола

- 76 – 100% - 51 – 75 % - 26 – 50% -0 – 25%

В процессе формирования личности появляются сложности взросления, издержки воспитания, многочисленные стрессы подавляют чувства и ощущения тела, способствуют оскудению эмоций. Более глубокие переживания закрепляются в памяти тела. Так образуется «мышечный панцирь», зоны и узлы хронических напряжений и зажимов, что понижает подвижность жизненных ресурсов организма. Теряется способность получать удовольствие от жизни, так как броня блокирует возможные негативные и положительные ощущения внутри тела и извне.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что эта терапия - это вид терапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека. Использовать ее можно в работе с детьми с разнообразными эмоциональными проблемами, снижением интеллектуальных возможностей и тяжелыми заболеваниями.

Использование движений в коррекции психоэмоциональных состояний ребенка основывается на принципе тесной взаимосвязи эмоциональных переживаний и телесного напряжения по теории телесной терапии В. Райха и А. Лоуэна. Суть этой теории заключается в том, что психические травмы, получаемые человеком в течение своей жизни, заключаются в так называемом мышечном панцире, тормозящем импульс и свободное выражение эмоций.

Имеется семь основных сегментов мышц: на уровне глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза, в которых «закупорены» различные отрицательные эмоции - страх, гнев, обида. Снятие такого физического напряжения в движениях, в танце или в специальных ритмических упражнениях создает условие для выражения чувств, мыслей и эмоций человека. Гибкое расторможенное тело оказывается более способным к широкому спектру эмоциональных переживаний и выходу отрицательных эмоций.

Техники ТОТ применяются при таких проявлениях, как:

    Тревожность, возбудимость, плаксивость

    Агрессивность

    Страхи и фобии

    Навязчивости и стереотипии

    Трудности с общением, стеснительность, зажатость

    Замкнутость, закрытость

    Психосоматические проблемы:

    Тики, энурез, заикание, рвота не нервной почве, нарушения работы ЖКТ, остеохондроз и пр.

Осознание возможностей своего тела в выполнении тех или иных поз, движений, жестов означает вместе с тем и осознание своих чувств.

Все теоретические концепции телесной психотерапии имеют практические формы применения, которые состоят из ряда упражнений направленных на достижение определенных целей:

Снятие стресса;

Снятие хронической усталости;

Лечение неврозов, депрессий;

Избавление от страхов;

Избавление от чувства неудовлетворенности

    Повышение самооценки

Благодаря упражнениям телесной терапии пациент сможет научиться расслабляться, слушать свое тело, понимать его и обрести гармонию с окружающим миром.

Использование элементов анималотерапевтических техник позволяет регулировать

отношения в семье. Это позволяет родителям в игровой форме находить контакт со

своим ребенком, снимать напряжения мышц тела, получать положительные эмоции,

доверять друг другу.

Телесно-ориентированные упражнения:

«Марионетки»

Психолог просит детей представить, что они - мягкие тряпичные игрушки, которые

висят на ниточках.

Дети встают в круг и поднимают руки. По команде психолога последовательно

выполняют следующие движения: опускают вниз кисти рук; сгибают руки в локтях;

расслабляют руки и те падают вниз; сгибают туловище и опускают голову; сгибают

колени и приседают на корточки.

(снятие напряжения мышц тела, получать положительные эмоции)

«Лежачая восьмерка»

Дети соединяют ладони и вытягивают руки вперед.

Психолог встает напротив детей, выполняет те же движения и говорит:

Представьте, что кончики ваших пальцев соединены с моими невидимыми нитями.

Куда будут двигаться мои руки, туда и ваши.

Психолог начинает медленно «рисовать» соединенными ладонями знак

бесконечности:

В ходе выполнения упражнения рекомендуется «нарисовать» пять таких восьмерок.

По окончании дети встряхивают кистями рук.

"Поза Аиста "

Ребенок стоит прямо, ноги месте. Поднимая руки вверх ладонями вперед, надо

прогнуться и вдыхая медленно наклониться. При этом руками необходимо захватить

голени ног. Надо постараться не сгибать ноги в коленях, хорошо бы достать лбом

колени. Дышать можно произвольно. Держать позу 10-15 секунд, а затем медленно

выпрямиться.

"Возьми себя в руки"

Как только вы почувствовали, что ребенок беспокойный. хочет кого-то стукнуть,

что-то кинуть, есть очень хороший способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями

локти и сильно прижми руки к груди - это поза выдержанного человека.

"Снеговик"

Взрослый предлагает детям превратиться в снеговика. Дети разводят напряженные

руки в стороны, надувают щеки, делают грустное лицо и неподвижно стоят на месте.

Педагог говорит: "Так простоял наш снеговик всю зиму, но вот пришла весна,

пригрело солнышко, и снег начал таять". Дети постепенно расслабляются, опускают

руки, "обмякают", подставляют лицо солнцу и приседают на корточки.

"Карандаши"

Взрослый. Пальчики - это карандаши и их надо убрать в коробку- сжать кулачок.

Сжимать надо сильно. а то карандаши упадут.

Через несколько секунд педагог предлагает достать карандаши - разжать кулачок.

Дети шевелят пальчиками: "Вот какие карандаши!"

Ребенок встает на колени, руки и бедра надо поставить перпендикулярно полу и

перпендикулярно друг другу. Плавно поднять голову, максимально прогнуться в

пояснице. Необходимо удерживать позу 10-15 секунд. Дыхание ровное, спокойное.

Попросите ребенка подумать о чем-то добром и радостном.

"Поза сердитой кошки"

Полезно чередовать с позой доброй кошки. Исходное положение тоже. Далее

ребенок опускает голову, а спину плавно выгибает вверх. Дыхание произвольное.

Ребенка просят подумать о том, что его сердит и злит. Удерживать позу 10-15 секунд.

«Вжиться в образ»: раскрепощенного человека с распрямленными плечами, высоко поднятой головой и свободной походкой; побыть играющим ребенком, кошкой и т.п. Пройдитесь «по зыбучим пескам», по болоту, по натертому скользкому паркету, по грязной дороге в туфлях на высоких каблуках. Представьте себя вырастающим из саженца кустом, раскрывающимся цветком. Пройдитесь в костюме полярника, в рабочем комбинезоне, в норковом манто, в вечернем платье со шлейфом, в купальнике.

«Мотивированный бег или ходьба »: против ветра, по росе, по болоту, над пропастью, по ущелью; спешка на работу, с работы, на свидание, в бассейн. Движение против толпы, если не хотим кого-то возбудить, разбудить, если мы злы и сердиты, если идем делать что-то для себя неприятное.

«Диалог телодвижений». По две минуты общайтесь с партнером с помощью пантомимы в ролях: учитель и ученик, родитель и ребенок, колдун и зомби, вор и полицейский, мужчина и женщина, сила и слабость, активность и пассивность, грубость и мягкость, любовь и ненависть, принятие и отклонение, огорчение и удовлетворение, скука и интерес и т.д.

«Змейка». Группа выстраивается за водящим в затылок и двигается за ним, повторяя все его движения; затем водящий переходит в конец шеренги, и водящим становится следующий за ним участник.

«Стеклянная кобра». Участники становятся в затылок, закрывают глаза и ощупывают спину впереди стоящего, стараясь запомнить его. Ведущий произносит «Дзинь!", «кобра» разбивается и в течение минуты «осколки» бродят по комнате, защищая себя выставленными ладонями. По сигналу ведущего «кобра» начинает срастаться.

«Путаница ». Участники берутся за руки, образуя цепочку, водящий ведет ее, переступая через руки других и запутывая. Участник, ожидавший все это время за дверью, входит и пытается распутать цепочку. Когда это ему удается, он меняется с водящим ролями.

«Хаотическое движение». Участники свободно располагаются в пространстве, по команде начинают быстро беспорядочно перемещаться, сталкиваясь друг с другом.

«Ноев ковчег» отправляется в плавание через пять минут. Каждый получает карточку, на которой написано название животного, которого надо будет молча изображать. У кого-то есть карточка с таким же названием. Надо найти свою пару.

«Зоопарк». Каждый член группы изображает какое-нибудь выбранное им животное в тесном вольере.

«Пингвины». Во время мороза пингвины, чтобы согреться, сбиваются в кучу; те, кто оказывается с краю, пытаются протиснуться вглубь стаи.

«Против движения ». Участники становятся в круг, закрывают глаза, выставляют руки перед грудью ладонями наружу. По сигналу ведущего каждый переходит на другую сторону круга.

«Встреча на узком мостике». Протиснуться навстречу друг другу через узкий проход, образованный участниками, и при этом разминуться с партнером: в узкую дверь, между двумя лужами, на узком мостике.

«Пеньки и бульдозеры». Пеньки, укоренившись, стоят намертво. Бульдозеры пытаются столкнуть их с места или стащить с него, хватая за руки.

«Передача по кругу» ритма, движения или воображаемого предмета: чаши с вином, трубки мира, котенка, ежика.

«Оригинал». Каждый проходит перед группой в манере, непохожей на других.

«Этюды с воображаемыми предметами» . Играйте с воображаемым мячом, ощупывайте невидимую стену, откройте форточку, найдите нужную книгу в книжном шкафу, уроните любимую чашку, пожарьте яичницу.

«Разожми кулак». Один сжимает кулак, другой без слов должен добиться того, чтобы кулак разжался.

"Тихое озеро"

Взрослый. Встаньте удобно, закройте глаза и слушайте мой голос.

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого,

прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, его

лучи согревают вас, вы чувствуете себя все лучше и лучше. Вы слышите пение птиц и

стрекотание кузнечиков. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух прозрачен и

чист. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это

тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться.

Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы

отдыхаете...

А теперь откройте глаза. Мы в школе, мы хорошо отдохнули, у вас бодрое

настроение, и приятные ощущения будут с вами в течении всего дня.

Методы телесной психотерапии особенно эффективны для лечения психосоматических заболеваний, неврозов, последствий психических травм (травмы развития, шоковые травмы) и посттравматических стрессовых расстройств, депрессивных состояний. Телесно-ориентированную терапию можно так же назвать инструментом личностного роста, позволяющим добиться более полного раскрытия личностного потенциала, увеличения числа доступных человеку способов самовыражения, расширения самоосознания, коммуникации между людьми и улучшения физического самочувствия.
3.

4.

Ещё Сократ говорил, что нельзя лечить глаза без головы, голову без тела, а тело без души. У любого человека есть не только физическое тело, но и интенсивная психическая жизнь, поэтому и болезни у него бывают телесные и душевные. Ещё в начале 50-х годов прошлого века основатель психосоматической медицины Ф. Александер выделил третий класс болезней – психосоматические, то есть такие телесные болезни, которые вызываются психологическими причинами. А немного позже известный австрийский психотерапевт, ученик Фрейда Вильгельм Райх заложил основы нового направления психотерапии, которая позже получила название телесно-ориентированная терапия (или ТОТ).

Позднее упражнения и техники, направленные на работу с телом, продолжали разрабатывать и совершенствовать такие психотерапевты, как Ида Ролф (основательница рольфинга), Герда Бойесен (основательница биодинамики), Мэрион Розен (создательница розен-метода) и Александр Лоуэн (основатель биоэнергетического анализа). В России телесно-ориентированная психотерапия сегодня представлена множеством превосходных психотерапевтов. Одним из них является Владимир Баскаков, предложивший свои собственные техники и упражнения в рамках инновационного метода «Танатотерапия».

Характеристика

Основной идеей, которую проповедует телесно-ориентированная психотерапия, является то, что все наши переживания на протяжении всей жизни сказываются на особенностях мышечной динамики и формируют хронические мышечные зажимы, воздействуя на которые, можно лечить неврозы и разнообразные психосоматические расстройства. Иногда помимо названия «телесно-ориентированная психотерапия» вы можете услышать название «соматическая психология», что тоже будет верным. Помимо сугубо психотерапевтических целей, телесно-ориентированная терапия используется для решения дородовых и перинатальных проблем человека.

«Сома» в переводе с греческого означает «тело». Соматическая психология всегда направлена на изучение взаимодействия тела и ума, взаимоотношения нашей физической материи и нашей энергии, взаимодействие наших психофизических структур с нашими мыслями и действиями. Телесные упражнения и техники этого направления психотерапии опираются на философию, медицину, физику, другие направления психологии, бесчисленные тысячи часов наблюдений за людьми и клинический опыт. Телесно-ориентированная психотерапия рассматривает тело и душу человека как неразрывное целое, создавая возможности для исцеления, роста и трансформации человеческого организма. Она стремится перенести акцент с когнитивных/аналитических процессов на проблемы, которые относятся к физическому состоянию человека, а также к дородовой и перинатальной сфере.

Ориентация на тело

Телесно-ориентированная психотерапия, прежде всего, обращает внимание на физические состояния и симптомы, считая их способом проявления человеческого существования. До появления этого направления психотерапии расщепление тела и ума, при котором тело считалось областью воздействия врачей, а ум и эмоции – прерогативой
психотерапевтов, было настолько сильным, что такая идея единства тела/ума сначала воспринималась общественностью как нечто странное и подозрительное. Лишь в последние двадцать пять лет эта концепция взаимодействия физиологических, психологических и духовных процессов стала очень популярной. На сегодняшний день существует множество различных форм телесной психотерапии, которые предлагают самые разные техники и упражнения. Все эти методы стремятся обратить наше внимание на то, что каждый человек имеет неотъемлемое право на здоровое и оптимальное функционирование, используя непосредственный физический опыт нашего тела в качестве лечебного средства. Телесно-ориентированная психотерапия также способствует постоянному росту и трансформации человека посредством осознания нашей интегративной сущности такой, какой она была задумана.

Давайте рассмотрим основные понятия, которыми оперирует телесно-ориентированная терапия.

Влияние на духовное развитие

Что мы знаем о человеческой природе? Каковы наши взгляды на здоровье и болезни? Как влияет на наше состояние ранний опыт детства и непосредственный жизненный опыт? Посредством чего меняются люди? Можем ли мы измениться, используя техники и упражнения, направленные на повышение нашей осведомленности и понимания? Что случается с нами, когда мы отпускаем старые энергетические паттерны? Меняемся ли мы, изменив своё поведение и привычные движения?

Телесно-ориентированная психотерапия утверждает, что наше здоровье напрямую зависит от того, как мы управляем этой реальностью. Болезни тела и души возникают тогда, когда мы вынуждены идти против своей истинной природы. Такого рода убеждения формируют основу телесного лечебного воздействия. Все телесно-ориентированные психотерапевты работают по-разному. Одни из них работают с группами, другие сосредоточены на терапии семейных пар, а третьи заинтересованы в индивидуальной психотерапии. Помимо этого, телесно-ориентированная терапия может быть направлена на разрешение конфликтов, повышение эффективности труда и другие общественные проекты. Некоторые упражнения и техники этого направления психологии делают основной акцент на творческом самовыражении. Иногда телесные техники сосредотачиваются на узком исцелении, в то время как в других случаях такие упражнения позволяют человеку работать над своим духовным ростом и трансформацией.

Развитие духовности

Пожалуй, одним из самых важных вкладов соматической психологии является как раз её влияние на развитие духа и духовности. Обычно мы думаем о духовности как о бесплотной части себя, свободной от оков плоти. Телесно-ориентированная психотерапия утверждает, что такое понимание духовности очень далеко от истины.
Слово «дух» у славян было тождественно понятию «дыхание». Именно посредством правильного дыхания мы можем найти себя и выйти за привычные границы сознания, многие из которых зафиксированы в опыте внутриутробного и младенческого развития.

Когда мы ощущаем наши тела посредством дыхательных техник и других телесных упражнений, мы получаем возможность сбалансировать свои мысли, развить фантазию и избавиться от физических или эмоциональных страданий. Соматическая психология рассматривает человеческое тело как храм, священное место. К сожалению, многие из нас слышали, что мы должны отказаться от удовольствий плоти, ибо они приведут нас к греху. Такая извращённое представление о своём теле до сих пор вызывает у многих людей огромные страдания, поэтому соматические практики стремятся избавлять людей от таких предубеждений, восстанавливая тело как неотъемлемую часть личности, которая заботится о наполнении нашего организма энергией. Если мы заботимся о своём теле, живём в соответствии с его законами, мы способны излечить и себя, и весь мир.

Влияние на тело внешних событий

Любое событие, которое происходит во внешней жизни, воздействует на всё наше существо: физическое, эмоциональное, когнитивное и духовное. Каждое событие проникает в наше тело через сенсорные системы, отражаясь на состоянии всего нашего организма, в том числе и ума. Таким образом, любое событие меняет физическую структуру тела, а также эмоции и мысли. Если мы мыслим позитивно, наши мышцы и органы также чувствуют себя превосходно. Получение любого физического, эмоционального, когнитивного и поведенческого опыта влияет на весь организм человека. Поэтому задача телесно-ориентированной терапии стоит в том, чтобы выявить эти воздействия и проработать их посредством специальных упражнений.

Энергия

Человек является уникальной энергетической системой. Наша энергия определяет наполнение и проявление нашей жизни. Энергия – это движущая сила нашего организма, которую можно повысить или уравновесить, используя телесные техники и упражнения. Энергия – это своеобразное топливо, с помощью которого мы прогрессируем по жизни. Энергия – это божественная искра, с помощью которого мы познаем себя как личность. Мы можем ощущать свою энергию пульсирующей, подобно синусоиде, или полностью захлёстывающей нас, подобно океанской волне. Наша энергия приходит и уходит, благодаря чему наши эмоции усиливаются и уменьшаются. Энергия, материя и пространство являются тремя составляющими Вселенной.

Соматическая психология уделяет пристальное внимание человеческой энергии. Формы и способы нашего энергетического взаимодействия с внешним миром определяют наше представление о том, кто мы такие и как мы должны действовать. Будет ли человек сжиматься при стрессе или, скорее, взорвётся? Какие события способны полностью выжать вашу энергию, а какие – вызвать её прилив? Именно через энергетические паттерны мы начинаем осознавать, что представляет собой окружающий мир и мы сами. Все жизненные события рассматриваются в рамках телесно-ориентированной терапии как способ стимуляции нашего энергетического потока.

Движение

Движение занимает центральное место в соматической психологии. Именно движение является проявлением жизни – это и биение сердца, и дыхание лёгких, и пульсирование нейронов мозга. Отсутствие движения называется смертью или переходом в неодушевлённое состояние. Любое движение рассматривается как определённый тип вибрации. Любой пульсирующий процесс (расширение или сжатие, вдох или выдох) рассматривается как первичное проявление жизни. Одной из важнейших задач телесно-ориентированной терапии является восстановление системной моторики и пульсации в организме.

Некоторые упражнения телесно-ориентированной терапии являются классическими и практически неизменными – это выражение себя через дыхание, вокал и движения. Эти способы эффективно восстанавливают здоровую вибрацию энергии, и позволяют человеку осознать в себе её наличие. Большинство телесно-ориентированных психотерапевтов считает, что тело можно условно разделить на несколько энергетических сегментов или зон. Они утверждают, что разные сегменты обладают разной формой и функциями, а также хранят в себе разные воспоминания, эмоции, проблемы и травмы. Так, анализ сегментов тела, предложенный В. Райхом, можно соотнести с восточным учением о чакрах (или энергетических центрах в теле человека). Энергетические блоки в разных сегментах характерным образом проявляются через психические аффекты, позы и движения, вызывая конкретные физические и душевные недуги.

Вот эти области, сверху вниз:

  1. Глазной сегмент (зажимы вокруг глаз) – отражает проблемы, связанные с тем, что мы видим.
  2. Оральный сегмент (рот, челюсти, горло) – отражает проблемы человека, связанные с невозможностью быть услышанным, а также проблемы питания и принятия.
  3. Грудной сегмент (грудь и диафрагма) – гнев и печаль, неприятие и тоска.
  4. Сегмент живота – страх, проблемы пищеварения.
  5. Тазовый сегмент (репродуктивные и выделительные органы) – сексуальность, витальность, выживание и поддержка.

Некоторые телесно-ориентированные психотерапевты также обращают внимание на ноги, поскольку они связаны с заземлением человека.

Тело как метафора

Соматическая психология рассматривает тело как шаблон, план, или метафору всего жизненного опыта. Это представление находит отражение в нашей речи. Когда мы говорим, что какой-то человек сидит у нас на шее, это означает, что мы несём за него ответственность. «Устал так, что не чувствую ног» – говорит человек, нуждающийся в заземлении.
Телесно-ориентированные терапевты всегда обращают внимание на слова и представления человека о своём теле, чтобы оценить, и организовать его опыт.

Когда мы находимся под влиянием другого человека, все наше существо перестраивается. Наша позиция, позиция и жесты видоизменяются, чтобы соответствовать представлению значимого человека. Ребёнок учится проявлять свои эмоции такими способами, которые соответствуют эмоциональному климату его семьи. Поэтому в нашем теле фиксируются все символы, истории и архетипы нашего детства, и мы продолжаем использовать их, даже будучи взрослыми. Упражнения телесно-ориентированной терапии позволяют снять эти навязанные паттерны, позволяя человеку получать непосредственный опыт собственной энергии и движения.

Поток энергии и социум

Поток энергии определяет все наши активные действия. Когда кто-то хвалит нас, кровь приливает к щекам и делает их горячими. Когда мы боимся, то чувствуем пустоту в желудке. Если нас критикуют, то это отражается спазмами в районе груди. Вся эта энергия затем проявляется в виде поведения, например, выражаясь в виде эмоций. Одним из важных понятий телесно-ориентированной терапии является то, что наша энергия не может быть плохой. Большинство патологий организма возникает как наказание за неспособность или невозможность выражения энергии. Сколько проблем возникает вследствие того, что нам говорят, что мы ведём себя слишком возбужденно, слишком громко, слишком сексуально, слишком активно?

Вильгельм Райх называл современное общество основной подавляющей силой, которая лежит в основе всех болезней. Современные телесно-ориентированные психологи считают, что неумение контролировать свою энергию потенциально опасно для общества. Поэтому телесные упражнения и практики направлены не только на то, чтобы вернуть человеку ощущение пульсации энергии, но и её отслеживание, а также проверку сенсорной осведомленности. Хотя ранние практики, как правило, использовали взрывные и интенсивные упражнения (например, удары ногами и руками, крики и стоны), сейчас рассматриваются другие, более социальные, варианты для освобождения старых зажимов и запретов, например ограничение или уменьшение движений, речи и других проявлений. Многие психотерапевты теперь предпочитают использовать такие упражнения, которые позволяют человеку более точно осознавать свой внутренний опыт.