» » Существуют ли сейчас архаические религии. В зависимости от нахождения абсолюта. Проблема происхождения религии

Существуют ли сейчас архаические религии. В зависимости от нахождения абсолюта. Проблема происхождения религии

Монотеистические религии определяются как вера в существование только одного Бога, создавшего мир, всемогущего и вмешивающегося во все происходящее в мире. Более широкое определение монотеизма - это вера в единого Творца. Можно различать исключительный монотеизм, как всеобъемлющий, так и множественный (политеистический), который, признавая различных божеств, постулирует некоторое базовое единство. Монотеизм отличается от генотеизма религиозной системой, в которой верующий поклоняется одному Господу, не отрицая, что другие могут поклоняться различным богам с равной степенью веры и монотеизмом, признанием существования многих богов, но с постоянным поклонением только одному божеству.

Более широкое определение монотеизма характеризуют традиции бабизма, Цао Дай (цаодаизма), хандоизма (чхондогё), христианства, деизма, экканкара, индуистских сект (шейвизма и вайшнавизма), ислама, иудаизма, мандейизма, растафари, сикхизма, тенгризма, тенрикё (тенриизма), езидизма, зороастризма. Также элементы домонотеистической мысли находятся в ранних религиозных формах, таких как атенизм, древнекитайская религия и яхвизм.

Определения

Монотеизм включает в себя различные Божественные концепции:

  1. Даизм принимает существование Божественного и создание мира, но Бог является лишь первопричиной. Даизм отрицает его существование как человека (теизм), а также его вмешательство и контроль над событиями в природе и обществе.
  2. Монизм. Это философское учение - начало всего. Оно характерно для индуистских философских школ северного буддизма и адвайта-веданты, а также китайского даосизма. В этих школах единая реальность является основой существующего, а дух и материя - всего лишь два из его эквивалентных аспектов.
  3. Пантеизм отождествляет Бога с природой как выражение Божества. Архаичная форма этого учения гласит: Бог во всем, что существует. Все вокруг - Бог.
  4. Панентеизм. Представляет собой убеждение, что Вселенная содержится в Боге и является его частью, но не все от Бога. Разница между пантеизмом и панентеизмом заключается в том, что, согласно первому, все есть Бог, тогда как второе понятие - это все в Боге.
  5. Существенный монотеизм характерен для местных африканских верований и по самой своей природе является формой многобожия. Африканские убеждения гласят, что существует много богов, но каждый из них является реинкарнацией определенного типа материи.
  6. Святая Троица. Христианская доктрина, которая поддерживается большинством его конфессий. Это мнение, что Бог является Святой Троицей. Бог есть существо, которое одновременно имеет три личности: Бога Отца, Иисуса Христа и Святого Духа.

Исходя из вышеперечисленного, видим, что монотеизм неоднороден.

Происхождение

Квазимонотеистические утверждения о существовании «универсального» Божества относятся к позднему бронзовому веку с «Великим гимном» египетского фараона Эхнатона к Атену. Возможная склонность к монотеизму возникла в ведический период железного века в Южной Азии. В «Ригведе» демонстрируются понятия монизма Брахмана, особенно в сравнительно поздней десятой книге, которая датируется ранним железным веком, - в «Гимне творения». Тибетская религия Бон с двадцатого века до нашей эры была первой зарегистрированной религией, которая заявила, что есть один Бог, который зовется Сангпо Бумтри. Но религия не поощряет монотеистическое поклонение Сангпо Бумтри или любому богу для спасения души, а только фокусируется на карме.

С шестого века до нашей эры зороастрийцы верили в верховенство одного Божества - Ахура Мазда как «Создателя всех» и первого существа перед всеми остальными. Но зороастризм не был строго монотеистическим, потому что он почитал других наряду с Ахура Мазда. Древняя индуистская теология, тем временем, была монистической, но не строгой в поклонении; она сохраняла существование многих богов, которые рассматривались как аспекты одного верховного Бога - Брахмана.

Многочисленные древнегреческие философы, в том числе Ксенофан из Колофона и Антисфен, верили в подобный политеистический монизм, который был близок к монотеизму, но не дотягивал до него. Иудаизм был первой религией, которая задумала понятие личного единобожия в монистическом смысле. В понятии этического монотеизма заложена мысль, что мораль исходит только от Бога и его законы неизменны. Впервые эти постулаты зародились и были внедрены в иудаизме, но в настоящее время становятся основным принципом большинства актуальных монотеистических верований, включая:

  • зороастризм;
  • христианство;
  • ислам;
  • сикхизм.

Согласно еврейской, христианской и исламской традициям монотеизм был первичным вероисповеданием человечества. Эта оригинальная религия иногда упоминается как «адамическая».

Были предположения, что авраамические религии возникли в противовес политеизму, равно греческому философскому монотеизму. Карен Армстронг и другие религиоведы и философы писали, что концепция монотеизма постепенно развивается через ряд периодически возникающих переходов - сначала появился анимизм, который превратился в политеизм, тот преобразовался в генотеизм и в итоге трансформировался в настоящий монотеизм.

Мировые монотеистические религии

Хотя все приверженцы авраамических вероучений относят себя к монотеистам, иудаизм не считает христианство монотеистическим, относя к этому понятию только ислам. Мусульманство также не признает современное христианство монотеистическим из-за христианского учения о Троице, которое, как считает ислам, не является частью первоначального монотеистического христианства, проповедуемого Иисусом. Христиане же утверждают, что учение о Троице является истинным выражением монотеизма, сославшись на то, что Троица состоит не из трех отдельных божеств, а трех лиц, существующих единосущно (как одна форма) в виде одного. Рассмотрим мировые конфессии.

Иудаизм

Иудаизм был первой монотеистической религией. Главной особенностью еврейской веры является вера в единого абсолютного, справедливого, всезнающего, всемогущего, любящего и предусмотрительного суверенного Бога. Он создал Вселенную и выбрал еврейский народ, чтобы выявить заветы, содержащиеся в десяти заповедях, и ритуальные предписания - третьи и четвертые книги Торы. Правила, полученные из таких текстов и устной традиции, составляют руководство еврейской жизни, хотя их выполнения варьируются между различными группами практикующих. Иудей Моисей был величайшим, главным и непреодолимым пророком всех времен.

Одна из характеристик иудаизма, которая отличает его от других монотеистических религий, заключается в том, что она рассматривается не только как конфессия, но и как традиция и культура. Другие религии превосходят различные нации и культуры, в то время как иудаизм становится верованием и культурой, задуманной для конкретных людей. Иудаизм не требует, чтобы неевреи присоединились к еврейскому народу или приняли свою религию, хотя новообращенные признаются евреями во всех смыслах этого слова.

Христианство

Среди ранних христиан были значительные споры о природе Бога, некоторые отрицали воплощение, но не божество Иисуса (докетизм), другие позже призывали к арианской концепции Бога. Этот христианский вопрос должен был стать одним из пунктов, рассмотренных на первом Никейском соборе.

Первый Никейский собор, состоявшийся в Никее (современная Турция), созванный римским императором Константином I в 325 году, был первым экуменическим советом епископов Римской империи, и в наибольшей степени это привело к появлению первой формы христианской доктрины, называемой Никейским Символом веры. С определением вероисповедания был создан прецедент для последующих экуменических советов епископов (синодов) для создания утверждений веры и канонов доктринальной ортодоксии, целью которых является определение общего вероучения для церкви. Одна из целей совета заключалась в разрешении разногласий над природой Иисуса по отношению к Отцу, в частности, являлся ли Иисус той же субстанцией как Бог Отец¸ или просто схожие формы. Все, кроме двух епископов, склонились к первому варианту.

Христианские ортодоксальные традиции (восточные православные, католики и большинство протестантов) следуют этому решению, которое было подтверждено в 381 году на Первом Совете Константинополя и достигло полного развития благодаря работе каппадокийских отцов. Они считают Бога триединой сущностью, называемой Троицей, состоящей из трех «лиц»:

  • Бога Отца;
  • Бога Сына;
  • Бога Святого Духа.

Христиане в подавляющем большинстве утверждают, что монотеизм занимает центральное место в христианской вере, поскольку Никейский Символ веры, который дает православное христианское определение Троицы, начинается: «Я верю в одного Бога».

Другие христианские религии, такие как унитарный универсализм, свидетели Иеговы, мормонизм, не разделяют эти взгляды на Троицу.

Ислам

В исламе Аллах - всемогущий и всезнающий создатель и судья Вселенной. Аллах в исламе является строго сингулярным (Таухид), уникальным (Вахид) и по своей сути одним (Ахад), всемилостивым и всемогущим. Аллах существует без места, и Коран утверждает, что «никакое видение не охватит его, но он охватывает все видения. Бог - это понимание». Аллах - единственный Бог, и ему поклоняются в христианстве и иудаизме.

Ислам возник в VII веке нашей эры в контексте как христианства, так и иудаизма с некоторыми тематическими элементами, похожими на гностицизм. Исламские убеждения утверждают, что Мухаммад не приносил новую религию от Бога, но она та же самая, которую практиковали Авраам, Моисей, Давид, Иисус и все другие пророки. Утверждение ислама состоит в том, что послание Бога было повреждено, искажено или потеряно с течением времени и Коран был отправлен Мухаммаду, чтобы исправить потерянное послание Торы, Нового Завета и предыдущих Священных Писаний от Всевышнего.

Индуизм

В качестве старой религии индуизм наследует религиозные понятия, охватывающие:

  • монотеизм;
  • политеизм;
  • панентеизм;
  • пантеизм;
  • монизм;
  • атеизм.

Его концепция Бога сложна и зависит от каждого человека, а также традиции и философии.

Индуистские взгляды широки и варьируются от монизма через пантеизм и панентеизм к монотеизму и даже атеизму. Индуизм нельзя назвать чисто политеистическим. Индуистские религиозные лидеры и основатели неоднократно подчеркивали, что, хотя Божьих форм много, и путей общения с ним много, Бог один. Пуджа мурти - способ общения с абстрактным Богом (Брахмой), который создает, поддерживает и растворяет создание.

Зороастризм

Зороастризм сочетает в себе космогонический дуализм и эсхаталогический монотеизм, который делает его уникальным среди религий мира. Зороастризм провозглашает эволюцию во времени от дуализма к монотеизму. Зороастризм является монотеистической религией, хотя часто рассматривается как дуалистическая, за его веру в ипостаси хорошего Ахура Мазды (творческий дух) и злого Ангру Майнью (деструктивный дух).

Зороастризм когда-то был одной из крупнейших религий на Земле как официальная религия Персидской империи.

Рассмотрев монотеистические верования, мы видим, что в некоторых системах схожие божества, выполнявшие одинаковые функции, отождествлялись в одно целое.

Вопросы для изучения Исторические формы религий. Политеизм и монотеизм в религиях. Ранние религии (архаичные верования): Магия; Тотемизм; Фетишизм; Анимизм. Поздние религии: Национальные религии (индуизм, иудаизм, конфуцианство, синтоизм); Мировые религии (христианство, ислам, буддизм). Мировое распространение религий.














ПОЗДНИЕ РЕЛИГИИ Поздние религии – это религиозные учения, возникшие в период зарождения империй и государственности. Национальные (этнические) религии – исповедуются преимущественно людьми одной национальности и распространены, как правило, в одной стране. Мировые религии – исповедуются людьми многих национальностей и распространены в разных странах.




Христианство Христианство (от греч. «помазанник», «мессия») - мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Христиане верят, что Иисус из Назарета это Мессия, Сын Божий и Спаситель человечества. Христианство возникло в I веке в Палестине. В качестве государственной религии христианство впервые было принято в Великой Армении в 301 году, на Руси христианство стало государственной религией в 911 г. Христианство возникло в I веке в Палестине. В качестве государственной религии христианство впервые было принято в Великой Армении в 301 году, на Руси христианство стало государственной религией в 911 г. Христианство крупнейшая мировая религия как по численности приверженцев, которых около 2,1 млрд. человек, так и по географической распространенности - почти в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община.


Ислам Ислам - монотеистическая мировая религия. Слово «ислам» переводится как «покорность», «подчинение» (законам Аллаха). Приверженцев ислама называют мусульманами. В окончательном виде ислам был сформулирован в проповедях пророка Мухаммеда в VII веке. С точки зрения большинства мусульман, ко всем народам отправлялись пророки, которые вели их по пути к Аллаху, но со временем люди отходили в сторону заблуждений, а некоторые стали искажать веру, внося в Священные Писания свои собственные взгляды. В череде всех пророков, посланных на Землю пророк Мухаммед, считается последним, после которого не будет других пророков. С точки зрения большинства мусульман, ко всем народам отправлялись пророки, которые вели их по пути к Аллаху, но со временем люди отходили в сторону заблуждений, а некоторые стали искажать веру, внося в Священные Писания свои собственные взгляды. В череде всех пророков, посланных на Землю пророк Мухаммед, считается последним, после которого не будет других пророков. Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют, по различным данным от 1,2 до 1,5 миллиарда человек. Только 18 % мусульман живут в арабских странах.


Буддизм Буддизм («Учение Просветлённого») - религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни. Считается, что это одна из древнейших мировых религий, признанная самыми различными народами с совершенно разными традициями. Количество последователей буддизма во всём мире млн. человек.


Национальные (этнические) религии Иудаизм - религиозное, национальное и этическое мировоззрение еврейского народа, одна из древнейших монотеистических религий человечества. Индуизм - религия, возникшая на индийском субконтиненте. Историческое название индуизма на санскрите - сана́тана-дха́рма что в переводе означает «вечная религия», «вечный путь» или «вечный закон».


Национальные (этнические) религии Синтоизм - традиционная религия Японии. Основана на анимистических верованиях древних японцев, объектами поклонения являются многочисленные божества и духи умерших. Испытала в своём развитии значительное влияние буддизма. Конфуцианство - китайское этико- политическое учение, связываемое с именем Конфуция (до н. э.). В Китае это учение известно под названием «Школа ученых».

Магия -- понятие, используемое для описания системы мышления, при которой человек обращается к тайным силам с целью влияния на события, а также реального или кажущегося воздействия на состояние материи; символическое действие или бездействие, направленное на достижение определённой цели сверхъестественным путём.

Тотемизм многие атеистически настроенные исследователи рассматривают как одну из древнейших и универсальных религий первобытного человечества. Следы тотемизма можно найти во всех религиях и даже в обрядах, сказках и мифах. Тотемизм -- представление о связи человека с окружающим миром, предполагающее воображаемый родственный союз с тем или иным природным объектом -- тотемом: животным, растением, неодушевлённым предметом, природным явлением.

Анимизм - в основе находится вера в духов и потусторонние существа и одушевленность всей природы.

Фетишизм - вера в предметы, обладающие различными сверхъестественными силами.

Аниматизм - вера в безличную одушевлённость природы или отдельных её частей и явлений.

Шаманизм - взаимодействие с миром духов (связь), которое осуществляет шаман.

Религии Древней Греции и Рима

Одной из самых сложных и тщательно разработанных систем политеистического мировоззрения была религия древней Греции и древнего Рима.

Авраамические религии. Праотец Авраам из Пятикнижия считается основателем традиции, получившей отражение и развитие в иудаизме, христианстве и исламе.

Иудаизм формировался, по меньшей мере, с ХIХ в. до н. э. на территории Египта и Палестины (Земли Израильской). Иудаизм провозгласил монотеизм, углублённый учением о сотворении человека Богом по Своему образу и подобию. Эта религия включает в религиозную сферу все стороны жизни человека. Иудей -- это одновременно и религиозная, и национальная принадлежность, и обязательство следовать своду предписаний, которые определяют всю повседневную жизнь человека (Галаха). Иудаизм лишён некоторых необходимых для мировой религии черт: подавляющее большинство верующих принадлежит к нему от рождения, но в иудаизм можно перейти, для этого достаточно пройти гиюр.

Христианство возникло в I веке н. э. в Палестине, находившейся на тот момент под властью Римской империи, первоначально в среде евреев. Уже в первые десятилетия своего существования христианство получило распространение и в других провинциях и среди других этнических групп. Христианином может быть любой, вне зависимости от его национальной принадлежности. Потому, в отличие от иудаизма, являющегося национальной религией, христианство стало мировой религией.

Одним из самых важных нововведений христианства следует считать веру в действительное -- а не кажущееся или мнимое -- вочеловечение Бога и в спасительность Его жертвенной смерти и воскресения.

В христианстве присутствует ряд религиозных предписаний, характерных и для иудаизма («Десять заповедей», «Заповеди любви», «Золотое правило нравственности»). Однако благодаря представлению о благодати христианство сняло со своих последователей множество других, менее значимых религиозных ограничений. Диалектика «закона» и «благодати», «страха Божьего» и «любви» продолжает оставаться актуальной для христианства на протяжении всей его истории, принимая разные формы.

Ислам возник в VII веке н. э. на Аравийском полуострове, где в ту пору царствовало язычество. Многие религиоведы склонны утверждать, что Мухаммед многое позаимствовал из иудаизма и христианства. Ислам признаёт в качестве пророков основателей всех предыдущих монотеистических религий.

Индийские религии . Религии, возникшие на Индийском субконтиненте. Основной концепцией индийских религий является вера в дхарму -- универсальный закон бытия. Практически все индийские религии (за исключением сикхизма) принимают за базовую концепцию кармическую череду перерождений. К индийским религиям относятся индуизм, джайнизм, буддизм,сикхизм и другие.

Под мировыми религиями принято понимать буддизм, христианство и ислам (указаны в порядке возникновения). Чтобы религия считалась мировой, она должна иметь весомое число последователей по всему миру и при этом не должна ассоциироваться с какой-либо национальной или государственной общностью. Кроме того, при рассмотрении религии в качестве мировой учитывается её влияние на ход истории и масштабы распространения.

В процессе эволюции человечество прошло несколько этапов развития массового сознания, каждый из которых характеризуется определенным отношением человека к миру, социуму, к себе; формами поведения и мифологической системой. Пройденные этапы не исчезают бесследно, а остаются в коллективном бессознательном. Эта информация передается в ходе воспитания и обучения каждому ребенку в форме произведений, построенных на классических мифологемах, корни которых уходят к более глубоким пластам культуры. Таким образом, мифы составляют основной материал, из которого строится массовое сознание.

Сохранение информации о пройденных этапах (пластах) часто приводит к тому, что при определенных условиях возможна регрессия человека до уровня одного из этих этапов, с характерными изменениями мышления, поведения, видения мира. Данный эффект проявляется в целом ряде явлений:

Криминальная субкультура. «В зоне ряд экзотических явлений характеризует первобытное общество. Обряды инициаций в «паханы; жестокая кара за нарушения «табу»; наколки как символ принадлежности. Несколько бранных слов могут выражать сотни понятий, состояний и надобностей», Л. Самойлов, «Путешествие в перевернутый мир».

Массовые психозы, приводящие к беспорядкам, войнам и революциям.

Возможность реагирования на определенные символы в соответствии с архаичными сценариями поведения: подсознательное отождествление себя или значимых людей с животными-тотемами, вовлеченность в стандартные мифологические сетки, использование архаических образов при описании мира.

Предпосылками для возникновения такого эффекта могут являться фрустрация основных потребностей личности, эмоциональное вовлечение в уже сформированную субкультуру, а также непосредственная рестимуляция архаичных пластов психики образами и символами, связанными с данными культурными уровнями.

Рестимуляция соответствующих пластов может проявляться в виде неосознаваемой религиозности, под которой понимается выполнение человеком каких-либо архаических религиозных ритуалов без осознания их религиозной сути и смысла совершаемых действий. Строительство своего мировоззрения на системе религиозных мифов без осознания мифологической природы своих представлений.

Иерархию мифов можно выстроить как в массовом сознании, так и в бессознательном отдельного человека. В общем виде можно выделить следующие пласты коллективного бессознательного: тотемический, фетишистский, анимический, первобытно-магический и мифологический.

С ними соотносятся несколько устойчивых религиозных форм. Наиболее архаичной из известных на сегодняшний день религиозных систем, является тотемизм.

Тотемизм представляет собой отождествление себя или группы людей с каким-либо животным (реже - растением), именуемым тотемом. Характерные черты тотемических культов:

  • 1. Табу (запрет) на убийство животного-тотема, за исключением особых ритуальных случаев (совместного поедания тотема)
  • 2. Ритуальное подражание тотему
  • 3. Использование частей животного-тотема (когтей, зубов, шкуры), убитого в культовых целях, появление тотемических фетишей
  • 4. Существование тотемического мифа, описывающего возникновение данной тотемической общности
  • 5. Экзогамность тотемической группы
  • 6. Наличие ритуала тотемической инициации

Ритуал тотемической инициации считается самым древним и архаичным, именно он является прообразом всех сегодняшних ритуалов инициаций как в религиозной, так и в светской жизни.

По достижении половой зрелости мальчиков (реже - девочек) выделяли в отдельную группу и налагали на них ряд ритуальных ограничений. Параллельно юношу обучали охотничьим навыкам, посвящали в мифы и предания племени, где важную роль играл миф о чудовище, поедающем мальчиков, а затем оживляющем их в качестве взрослых членов племени. По завершении подготовки кандидатам предлагался свободный и сознательный выбор - пойти на инициацию, то есть на съедение. Если юноша отказывался, он оставался в племени, но не пользовался правами взрослого члена. Согласившихся отводили в место обитания злого чудовища, где их подвергали на выносливость к боли и терпению. Символическое поедание - прохождение через обруч с воткнутыми в него зубами - кульминационный момент. В знак умирания и воскрешения бедолаге наносились раны. Распространенной была процедура обрезания. В племенах с фантазией кандидату могли выбить зуб, выщипать волосы. После этого горемыке объясняли эзотерический миф инициации, повествовавший о добром духе-покровителе. Сообщали, что никакого чудовища, поедающего мальчиков нет, брали подписку о неразглашении, и он становился равноправным субъектом деятельности.

С психологической точки зрения тотемизм интересен как первый шаг к осознанию человеком себя, своей сущности, своего вида и роли в окружающем мире. Фактически тотем был первым самоназванием человека как вида. Показательно, что развитие тотемизма шло от группового к индивидуальному (нагуализм), что наглядно демонстрировало индивидуализацию сознания на этом этапе. С социальной точки зрения тотемизм интересен как первый шаг к социальной структурированности человеческого сообщества.

Современная культура ничуть не меньше изобилует проявлениями этой религиозной формы. Следы тотемизма прослеживаются на государственных символах, гербах городов. Животная символика присутствует и в спортивной субкультуре, причем не просто в названии команд, но и в ритуалах тотемического характера, использующихся для повышения уровня агрессивности и ощущения группового единства. В ход идет даже «боевая раскраска» под оного животного. В религиозных системах тотем вовсю замещает многие религиозные образы: Святой дух предстает в виде голубя, Сатана в виде змея, чтеырех Евангелистов часто сопровождают их животные-символы: орел, бык, лев.

Наряду с тотемизмом у первобытных народов существовала и другая религиозная форма - фетишизм. Хотя его трудно назвать самостоятельной религиозной системой, он крайне интересен для рассмотрения.

Фетишизм - система представлений, основанная на признании за некоторыми предметами (фетишами) - способности влиять на жизнь человека. Первыми фетишами были части животного-тотема. В дальнейшем перечень предметов, которые обладают дивными свойствами, стал расширяться. Если первобытный человек маршировал на охоту, да споткнулся о камень, да охота при этом оказывалась удачной, то чудо-камень становился фетишем. И к нему норовили прикоснуться всякий раз, когда нужно было идти на охоту. Этот же принцип явился зачаточной формой гомеопатического закона магии. В более развитых формах фетишизма к фетшиу могли обратиться с просьбой, могли сделать жертвоприношение («кормление фетиша»), а могли и просто выпороть. Логика проста - испытав боль, фетиш лучше запомнит, о чем его просили (как человека).

Психологическая сущность фетишизма крылась (да и сейчас кроется) в свойстве человеческой психики - опредмечивать переживания, то есть переносить на внешний объект комплекс эмоциональных состояний. Такое опредмечивание является разновидностью интроекции, то есть выведения наружу психологических напряжений.

Фетишизм несмотря на свои древние корни является одной из наиболее устойчивых религиозных форм и присущ не только всем позднейшим религиям, но и современной культуре. Государственные фетиши: флаги, гербы, символы, значки. Изобилует ими студенческая субкультура. Человек окружает себя индивидуальными фетишами: амулетами, талисманами, камнями, «счастливыми» предметами, предметами «на память».

Под анимизмом понимают первобытное мировоззрение, основанное на приписывании предметам окружающего мира индивидуальной жизненной силы, а в клинически-критических ситуациях и личных черт. Предположительно, что человечество, пришло к такому открытию, распространив способности фетишей влиять на жизнь людей, на все окружающие предметы. В «развитом» анимизме возникает представление о возможности отделения нематериальной субстанции от материальной составляющей, то есть о духах. На этом этапе сознания возникает культура сновидений, погребальных культов и система ритуалов, регламентирующих отношения с природой.

Основные представления анимизма были незатейливы и сводились к следующему. Болезнь вызывалась одним из двух факторов: вторжением в человека и в его жизнь постороннего духа. Такой казус мог произойти вследствие нарушения человеком правил и запретов, связанных с миром духов (нанесение обиды этому духу, разрушение его физического жилья, например, срубание дерева, убийство животного или врага). Чтобы предотвратить заболевание (в качестве профилактики) - исполнялись ритуалы по задабриванию такого пострадавшего духа. Соблюдался траур по убиенному, менялась внешность (чтобы дух не узнал). Отсюда небезызвестный обычай боевой раскраски у индейцев. Лечили заболевания особые люди и до гениального просто - с помощью угроз или уговоров заставляли духа покинуть тело больного.

Второй фактор болезни - это утеря человеком своего собственного духа или нанесение ему вреда. Это связывалось с восприятием сна как результата отделения духа человека от его оболочки и блуждание в мире духов. В результате таких блужданий дух мог заблудиться, мог быть насильственно задержан другими духами и даже (какое коварство!) - быть уничтоженным! Для предотвращения такой вопиющей ситуации были известны «надежные методы»: укрывание во сне, завязывание перед сном рта, обматывание себя веревками. Лечили «похищение духа» весьма способные люди, которые могли находясь в измененном состоянии сознания (трансе), найти утраченный дух и вернуть его законному владельцу. Наиболее широко и полно эта методика разработалась и применялась в шаманизме.

Анимистическая теория происхождения религий (Э.Тайлор) рассматривает анимизм как исходную точку возникновения всех более поздних религий.

Переход анимизма в политеизм произошел вследствие развития представления о духах, и их трансформацию в образы богов. Подобные тенденции Э.Тайлор связывает с развитием абстрактного мышления у первобытного человека, которое двигалось в двух направлениях:

  • 1. Более абстрактное понимание мира
  • 2. Абстрагирование в понимании духа с точки зрения его взаимосвязи с материей

Психологическая теория сущности анимизма:

Вопрос о том, существуют ли духи, занимает мыслящее человечество с давних времен. В ходе его решений «мнения депутатов разделились». Причем диаметрально противоположно.

Попыткой объединить две известные концепции, две непримиримые точки зрения на этот вопрос, является психологическая трактовка религиозных представлений, предложенная выдающимся психологом и философом К.Г. Юнгом.

Эта трактовка базируется на психоаналитической концепции бессознательной составляющей человеческой психики, а также в введенном самим Юнгом понятии «автономный бессознательный комплекс» (АБК). Согласно вице-апостолу - это взаимосвязанная группа переживаний человека, вытесненная в бессознательное и продолжающая жить там как целостное автономное образование, косвенно влияющая на психологическое состояние человека, а также через психосоматику на его здоровье. Поскольку сознание пытается защититься от его беспардонного влияния, в психике возникает мощный интерпсихический конфликт, приводящий к высокой напряженности, избавиться от которой помогают включающиеся в действие защитные механизмы психики. Одним из них является механизм проекции. Суть этого механизма в проецировании внутренних тревожащих факторов во вне.

Ярким примером действия такого механизма является тест Роршаха или его бытовой аналог: при долгом разглядывании хаотического рисунка на обоях или чернильного пятна начинают проступать конкретные узнаваемые образы. Они могут быть эмоционально окрашенными - например, тревожащими, предостерегающими. Эти образы не случайны. Анализируя их, можно определить состояние психики человека, раскрыть ее эмоциональную наполненость до таких глубин, которые человек даже не может осознать. Современный человек отторгает эти образы, не обращает на них внимание, считает их детской забавой, однако правильно их используя, он мог бы не только исследовать состояние своего бессознательного, но и влиять на него.

Именно так и поступал первобытный человек, взаимодействуя с духами, которые являлись (согласно этой теории) ничем иным как проекцией его бессознательных комплексов.

Исходя из вышесказанного - ритуалы анимизма, как и ритуалы более поздних религиозных систем, можно интерпретировать как рычаги управления собственными бессознательными напряжениями.

Проиллюстрируем это на примере одного из ритуалов анимизма.

«Ритуал задабривания убитого на охоте врага»

Дух убитого в данном примере символизирует чувство вины, которое испытывает человек, лишивший жизни другое существо, а ритуал - это символическая компенсация вины. По убитому врагу носили траур, который вместе с большим количеством запретов представлялся символическим наказанием, избавляющим от чувства вины.

Аналогично интерпретируется и жертвоприношение, которое, по сути, является отказом от части какого-либо имущества, то есть является самонаказанием.

Первобытная магия

В основе магии лежит представление о существовании тонкой взаимосвязи между всеми явлениями окружающего мира. Повлияв на одно явление, мы чудесным образом можем изменить другое.

Выделяют два закона причинно-следственной взаимосвязи феноменов окружающего мира, используемых в культуре первобытной магии: гомеопатический и симпатический.

Гомеопатический закон гласит, что подобное порождает подобное. То есть следствие похоже на свою причину. Яркой иллюстрацией этого закона является представление о том, что если нанести вред изображению человека, то человек может заболеть и даже умереть.

Согласно симпатическому закону (или закону заражения): предмет, находившиеся какое-то время в контакте, соприкосновении, остаются связанными друг с другом. Повлияв на один из таких предметов, можно повлиять и на другой. Этот удивительно тонкий закон лежит в основе представления о том, что человеку можно нанести вред, воздействуя на остатки его пищи, кусочки волос, ногтей, и т.п.

Как видим, магические представления о мире коренным образом отличались от анимистических.

Природа в системе магических представлений не является мыслящим, наделенным свободой выбора объектом. Наоборот, все происходящее жестко регламентировано причинно-следственными законами. Любое событие вызвано правильно совершенными ритуалами. Тогда как в анимистическом мире всем управляют духи, причем по своему усмотрению. И могут как удовлетворять просьбы людей, так и «иметь их в виду».

Шаманизм

Шаман - посредник во взаимоотношениях мира людей и мира духов.

Космогония шаманизма предполагает наличие трех миров: верхнего - неба, среднего - мира людей и нижнего - подземного.

Шаман по выбору духов. Когда человек заболевал так называемой шаманской болезнью и его начинали посещать видения, галюны, поведение становилось странным и неупорядоченным, случались припадки, похожие на эпилептические. В видениях являлись духи и предлагали ему стать шаманом. Если претендент пытался отказаться от почетной миссии, духи угрожали убить его, и болезнь обострялась. Если выбранный духами человек соглашался на сотрудничество, он излечивался, однако у него оставалась способность по своему желанию вызывать шаманский транс. Новопосвященный шаман начинал осваивать свое ремесло.

Шаман по обучению. Характерная профессиональная прослойка для более развитых культур. Чтобы стать таким шаманом, человек проходил подготовительный курс у уже признанного шамана, часто у старшего родственника. Затем запрашивалась санкция у духов, и после получения таковой человек становился шаманом.

Шаман по передаче получал духов-помощников и статус шамана от другого шамана, чаще всего по наследству. Известны случаи продажи духов-помощников.

Следует отметить, что профессия шамана была достаточно трудной, и даже опасной (известны случаи, когда могли и порешить болезного, если тот не смог вызвать дождя или еще чего).

Вершиной шаманского культа являлось шаманское путешествие, во время которого шаман в состоянии транса мог отделять свой дух от тела и перемещаться в мир духов. Там улаживались всяческие дела, передавались просьбы, отыскивались заблудшие души и возвращались законному владельцу.

В зависимости от направления путешествия шаманы делились на белых (путешествующих в верхний мир) и черных (в нижний мир). Подобное разделение не связано с добрыми и злыми деяниями, так как с помощью духов верхнего и нижнего мира можно было как делать добро, так и пакостить. Шаманы высокого уровня могли путешествовать без виз и авиабилетов во всех трех мирах.

В особо сложных случаях группа шаманов могла предпринять совместное путешествие - камлание. Подобные камлания могли продолжаться по несколько суток подряд.

Достаточно долгое время (даже в серьезных трудах по религиоведению) бытовало мнение, что шаманизм - примитивное суеверие первобытных народов, а шаманы - обманщики и шарлатаны. Однако исследования последних трех десятилетий в области трансперсональной психологии коренным образом изменили взгляд на феномен шаманизма. Это исследования, посвященные измененным состояниям сознания (ИСС), которые впервые были обнаружены как результат воздействия на человека психоделических препаратов. В дальнейшем были выявлены и другие, немедикаментозные методы вхождения в ИСС (холотропное дыхание, ребефинг, медитативные техники).

Исследования С. Гроффа людей, находящихся в разных формах ИСС, выявили поразительное сходство между собой, а также с известными в этнографии описаниями шаманских путешествий.

Использование шаманского опыта, обогащенного различными интерпретациями западной психологии, позволило разработать ряд эффективных психотехник, направленных на лечение психологических и психосоматических расстройств. Успехи последних десятилетий в психосоматической медицине также дали возможность по-новому взглянуть на терапевтические процедуры, используемые шаманами.

Что же представляет собой шаманское путешествие с точки зрения психологии? Принимая положение о человеческой психике как результате взаимодействия трех составляющих: подсознания, сверхсознания и сознания (а сознание обычного человека надежно отделено от подсознания и сверхсознания), констатируем, что шаман (он же человек, пребывающий в ИСС) приоткрывает свое сознание бессознательным образом, и беспрепятственно путешествует в нижний мир - подсознание, или в верхний - сверхсознание. Кому что больше нравится…

Архаическая религия

Проявляется организация религиозной деятельности в виде культа , с комплексом богов, жрецов, богослужений и жертвоприношений, часто - с обожествляемой или первосвященнической царской властью. Комплекс мифов и ритуалов, присущих примитивной религии, сохраняется в структуре религии архаической, но по-новому разрабатывается и систематизируется.

Одно из проявлений социальной дифференциации заключалось в образовании жречества как особой, специализированной социальной группы. Усложнений верований и ритуалов, жертвоприношения и другие сакраментальные действия потребовали людей, которые не заняты ничем другим и которые существуют за счёт именно этой деятельности. Однако ещё нет религиозной организации как таковой.

Новый тип религии должен обеспечить выражение нового социального опыта и новых аспектов морального порядка в условиях социально уже неоднородного общества.

Историческая религия

Уже ясно выражено представление о «трансцендентном» - совершенно отличной сфере деятельности, которая имеет для религиозного человека наивысшую ценность. Это эпоха расцвета «религий спасения», которые ищут пути спасения души.

Глубокие изменения претерпевает не только взгляд на мир и понимание смысла человеческой жизни, происходит коренное изменение организации религиозной жизни. Именно на этой стадии возникают религиозные организации людей, отдельные от других социальных форм их организации, возникает церковь.

Историческая религия - это совокупность всех тех религий, которые Вебер называл «мировыми религиями», т.е. сюда относятся иудаизм, буддизм, индуизм, конфуцианство, христианство, ислам.

Р. Белла выделяет следующие важнейшие черты исторических религий, которые являются для них общими:

1. Идея единого бога.

2. Все исторические религии универсалистичны , т.е. они не «привязаны» к какой то одной группе или «народу».

3. Религиозное действие в исторических религиях, прежде всего - действие, необходимое для спасения . Идеалом религиозной жизни в исторических религиях является уход от мирской суеты, религиозное удаление от мира.

4. Дифференциация религиозной организации от других форм социальной организации, большая и меньшая независимость от прочих структур, прежде всего - политической, которая перестала, таким образом, быть носительницей принципа узаконения самой себя, теперь узаконение государства в какой-то мере становится зависимым от религиозной иерархии.

Раннесовременная религия

Знаменовала собой сдвиг в сторону посюстороннего мира в качестве главной религиозного действия: спасения надо искать не в бегстве от мира, но в гуще мирской деятельности . Деятельность в миру стала главным средством прославления бога, тогда как прежде требовалось либо соблюдение закона, либо участие в сакраментальной системе, либо совершение мистических действий. Между человеком и богом не должно быть посредников, вера - прямая связь человека с богом, его индивидуальное отношение со «священным космосом».

Добровольное членство в религиозной общине выражает также сдвиг религиозных верований в сторону большей связи с индивидуальным жизненным опытом.

Современная религия

Характеризуется ещё более возрастающей субъективностью: не религиозная организация является носителем веры, но личность , берущая на себя функцию контроля символических систем, интерпретации догм, личность - ответственная за себя и нахождения смысла своей жизни, который не задаётся и не решается больше просто принадлежностью к религиозной организации.