» » Почему Бог не отвечает на наши молитвы? Почему Бог не отвечает на молитвы о работе

Почему Бог не отвечает на наши молитвы? Почему Бог не отвечает на молитвы о работе

Как Бог отвечает на наши молитвы?

Мэрлин Адамсон

Вы когда-нибудь встречали человека, который по-настоящему доверял Богу? Когда я была атеисткой, у меня была подруга, которая часто молилась. Каждую неделю она рассказывала мне о нуждах, о которых молилась, и каждый раз я видела, как Бог отвечал на её молитву самым удивительным образом. Знаете ли вы как тяжело для неверующего человека наблюдать за такими вещами? Спустя некоторое время единственным моим аргументом в защиту своей позиции было «простое совпадение», но и он уже не выдерживал никакой критики.

Так почему же Бог отвечал на молитвы моей подруги? Главной причиной было то, что у нее были близкие взаимоотношения с Ним. Она хотела следовать за Богом. Она действительно слушала, что Он ей говорил. По её мнению, у Бога было право направлять её и руководить её жизнью, и она не только не имела ничего против, но и была благодарна Ему за это! Для неё молитва была естественной составляющей её отношений с Богом. Она нуждалась в том, чтобы приходить к Богу со своими заботами, страхами и надеждами, просто рассказывать Ему обо всем, что происходит в её жизни. И более того, она была уверена, основываясь на том, что прочитала в Библии, что Бог хочет, чтобы она доверяла Ему таким образом

Для подтверждения своей правоты она часто цитировала из Библии: «И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что когда просим чего по воле Его, Он слушает нас» 1 , «Потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их...» 2

Если это так, то почему Бог отвечает не всем?

Возможно, это происходит потому, что у этих людей нет близких взаимоотношений с Ним. Они могут признавать существование Бога, и даже обращаться к Нему за помощью время от времени. Но те, которые никогда не получали ответы на свои молитвы, возможно не имеют общения с Ним. Более того, они никогда не получали прощения за свои грехи. Какое это имеет отношение к делу, спросите вы. Вот и объяснение: «Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать. Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лицо Его от вас, чтобы не слышать». 3

Вполне естественно, что люди, чувствуют себя далекими от Бога. Что они обычно говорят, когда молятся? Выглядит это примерно так: «Бог, мне правда очень нужна твоя помощь..., -после небольшой паузы, — я знаю, я совсем не идеальный, и у меня нет права просить тебя об этом...». Человек осознает свою нечистоту, и чувствует, что Бог тоже знает, насколько он недостоин просить Его о чем-либо. И тогда человек думает: «Кого я обманываю? Это не сработает...». Этот человек наверняка не знает как получить Божье прощение за свои грехи. И он наверняка не знает, что может обрести общение с Богом, в любое время, когда пожелает, и что тогда Бог услышит его молитвы.

Как молиться: основы

Прежде всего, вам нужно начать со своих взаимоотношений с Богом. Представьте себе такую ситуацию, парень, по имени Майк, хочет, чтобы ректор одного очень престижного университета (с которым он даже не знаком) подписал очень важные документы, которые подтверждали бы его Майка, платежеспособность. Очевидно, что у парня абсолютно нет шансов на успех (исходя из предположения, что ректор такого престижного университета далеко не дурак). Но рискнем предположить, что если о такой же услуге, попросила бы дочь ректора, то никаких проблем у неё не возникло бы. Связи решают все.

То же самое с Богом, когда человек становится дитем Божьим и следует за Ним, Бог слышит его и отвечает на его молитвы. Иисус сказал: «Я есмь пастырь добрый, и знаю Моих, и Мои знают Меня...Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей». 4

Что касается вас лично, вы действительно знаете Бога? И знает ли Он вас? Имеете ли вы близкие отношения с Ним, которые гарантируют вам ответы на молитвы? Или, может быть Бог далек от вас, и вы имеете о Нем лишь общее представление? Если эти вопросы имеют для вас значение, и вы хотите стать ближе к Богу, эта статья поможет вам разобраться во многих вопросах и расскажет, как начать близкие отношения с Богом прямо сейчас:

Всегда ли Бог будет отвечать на ваши молитвы?

Тем, кто знает Его и следует за Ним, Иисус говорит: «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам» 5 «Пребывать» в Нем и в Слове значит поступать согласно Его воле, полагаться на Него. Тогда мы можем просить у Него все, что пожелаем. Вот и другой пример: «И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, что бы не попросили, - знаем и то, что получаем просимое от Него». 6 Бог отвечает на наши молитвы согласно своей воле (и согласно своей мудрости, святости и любви к нам)

Камнем преткновения для нас часто становится убеждение в том, что мы знаем Божью волю. При этом наше убеждение чаще всего основывается на наших чувствах. Мы предполагаем, что на нашу молитву, о конкретной нужде, Бог может ответить одним единственным, правильным для нас, образом. Вот когда могут возникнуть проблемы. Мы, люди, ограничены во времени и пространстве, наши знания тоже имеют пределы. Когда что-то происходит мы не можем оценить ситуацию целиком, тем более не имеем представления какие последствия она будет иметь в будущем. Мудрость же Бога безгранична. Как то или иное событие повлияет на вашу жизнь и вообще на историю в целом, знает только Он один. И Его замыслы идут дальше нашего понимания и даже воображения. Поэтому Бог не будет делать что-то только потому, что мы думаем это то, что нам нужно.

В чем заключается Божья воля?

О Божьей воле могут быть написаны тысячи и тысячи книг. Библия это ничто иное, как описание Божьего плана для нас и тех отношений, которые Бог задумал между Ним и человеком. Он хочет, чтобы каждый из нас пребывал в общении с Ним. Вот всего несколько примеров: «И потому Господь медлит, чтобы помиловать вас, и потому еще удерживается, чтобы сжалиться над вами; ибо Господь есть Бог правды: блаженны все уповающие на Него!» 7 . Видите? Бог жаждет помиловать каждого, кто обратится к Нему. «Бог — Непорочен путь Его, чисто слово Господа; щит Он для всех, уповающих на Него» 8 «Благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его» 9

Но любовь Божья и Его верность лучше всего отражается в следующих словах: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» 10 , - это именно то, что сделал Иисус. И в заключение: «... Если Бог за нас, кто против нас?» 11

Молитвы, которые остаются без ответа

Бог хочет, чтобы мы доверяли Ему все наши страхи и заботы. Даже если ситуация остается безысходной: «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» 12 . Иногда нам кажется, что обстоятельства сильнее нас, что жизнь превратилась в хаос, но это не так. Когда нам кажется, что все вокруг нас рушится, Бог наводит в нашей жизни порядок. Именно в таких сложных обстоятельствах, человек может осознать ту радость, которую дают близкие отношения с Богом. «...Господь близко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом. И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» 13

Бог может найти такие решения вашей проблемы, о которых вы даже мечтать не смеете. Поверьте, любой христианин может потвердеть эти слова примерами из своей собственной жизни. Но даже если обстоятельства не изменятся, Бог все равно дает мир в сердце и дарует утешение. Иисус сказал: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается». 14

Именно в таких сложных обстоятельствах, мы должны доверять Богу. В Библии написано: «...мы ходим верою, а не видением» 15 , но это не слепая вера. Она основана на знании Бога, Его характера, на знании того, кто Он. Когда машина движется по мосту, безопасность водителя и пассажиров зависит от того, насколько прочен этот мост. Не важно, что об этом думает сам водитель и его попутчики, но им всем приходится довериться надежности этого моста.

Также и Бог хочет, чтобы мы верили Ему, полагаясь полностью на Его надежность, милость, любовь, святость и мудрость. Это в наших интересах. Он говорит: «Любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение» 16 , «Народ! Надейтеь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище» 17

В заключение....Как молиться.

Бог обещает отвечать на молитвы своих детей (тех, кто принял Его как Господа и Спасителя). Приносите Ему все наши нужды в молитве, и Он позаботиться о них самым лучшим образом.

Когда мы встречаемся с трудностями, нам нужно переложить на Него наши заботы и Он дарует нам мир, который превыше любых обстоятельств. Основа нашей надежды и веры заключается в знании Бога, в том какой Он. Чем лучше мы знаем Его, тем больше доверяем Ему.

Для того чтобы больше узнать о характере Бога, см статью «Бог - кто это?» или другие статьи на этом сайте. И помните, первая молитва, на которую Бог ответит, будет ваша молитва покаяния, в которой вы попросите о личных взаимоотношениях с Ним.

У меня есть вопрос…
Как начать взаимоотношения с Богом…

1] 1 Иоанна 5:14 1 Петра 3:12 Исайя 59:1-2 Иоанна 10:14, 27-28 Иоанна 15:7 1 Иоанна 5:14-15 Исайя 30:18 Псалтирь 17:31 Псалтирь 146:11 Иоанна 15:13 Римлянам 8:31 1 Петра 5:7 Филиппийцам 4:5-7 Иоанна 14:27 2 Коринфянам 5:7 Иеремия 31:3 Псалтирь 61:9

есть такая притча

В животе беременной женщины разговаривают двое младенцев. Один из них — верующий, другой — неверующий.

Неверующий младенец: Ты веришь в жизнь после родов?

Верующий младенец: Да, конечно. Всем понятно, что жизнь после родов существует. Мы здесь для того, чтобы стать достаточно сильными и готовыми к тому, что нас ждет потом.

Неверующий младенец: Это глупость! Никакой жизни после родов быть не может! Ты можешь себе представить, как такая жизнь могла бы выглядеть?

Верующий младенец: Я не знаю все детали, но я верю, что там будет больше света, и что мы, может быть, будем сами ходить и есть своим ртом.

Неверующий младенец: Какая ерунда! Невозможно же самим ходить и есть ртом! Это вообще смешно! У нас есть пуповина, которая нас питает. Знаешь, я хочу сказать тебе: невозможно, чтобы существовала жизнь после родов, потому что наша жизнь — пуповина — и так уже слишком коротка.

Верующий младенец: Я уверен, что это возможно….

Священник Дмитрий Шишкин

Как узнать,что молитва не напрасна,что она услышана Богом?если покаяния истинного, глубокого, со слезами нет?

Передо мной растерянный и напуганный человек:

— Батюшка, я молюсь, а они параллельно тоже – голоса, бесы, я же понимаю. Думаю, как же так, разве бесы могут молиться? А они смеются и продолжают молитвы повторять в голове… за меня, понимаете, батюшка? Я чуть с ума не сошёл от ужаса. Как же такое возможно?!

А вот возможно, оказывается, потому, что буквы, слова сами по себе не имеют силы. А силу действительную, живую имеет только благодать, Дух Святой, и молитва, пост, добрые дела – это только средства по приобретению, стяжанию этого Духа. Об этом единодушно говорят Святые отцы. Больше того, если человек сосредоточен только на внешнем исполнении тех или иных обрядов и ритуалов, бесы могут его оставить в покое, потому, что главная их задача достигнута – человек не ищет Духа Святого, душа его лишена жизни духовной,…

Почему Бог не всегда отвечает на молитвы?

21.07.2011 Я нашел семь объяснений этому. Первая причина - грех. Грех - это «универсальный разделитель» человека и Бога. Если внешнее давление, болезни, страх и другие подобные испытания могут отдалить человека от Бога, а могут и приблизить, то грех производит полное разделение и будет преследовать нас в течение всей жизни. Пророк Исаия по этому поводу говорит: «Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать. Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать» (Ис.59:1-2).

Почему бывает, что Бог молчит? Почему Он не всегда отвечает на молитвы? Именно об этом я и хочу говорить: о причинах молитв без Божьего ответа.

Недавно я пересматривал свой дневник…

Почему бывает, что Бог молчит? Почему Он не всегда отвечает на молитвы? Именно об этом я и хочу говорить: о причинах молитв без Божьего ответа.

Недавно я пересматривал свой дневник тихого времени, проведенного наедине с Богом. Начал я его еще в 1996 году. И там был специальный раздел для молитв о друзьях, родственниках, верующих и неверующих и, конечно, за личные нужды.

Я увидел, что молился о восстановлении одного верующего, который тогда отошел от церкви. Но, насколько я знаю, этот человек так и не вернулся ни в церковь, ни к Богу. Я молился о духовном возрастании одной женщины, семью которой посещал, рассказывая им о Христе. Но они так и не захотели полностью доверить свои жизни Богу. Я молился о своих родственниках, но результата так и не увидел. Я молился об определенных обстоятельствах и теперь вижу, что те молитвы остались без ответа. И подумалось, что это лишь те молитвы, которые я записал. А сколько их, незаписанных, так и остались безответными?

В прошлом году было очень много молитв, на которые Бог мне не ответил – по крайней мере, я так это восприняла. Наиболее яркий (и грустный) пример такой неотвеченной молитвы – мой племянник …

Я так много вознесла молитв: “Господи, не дай, чтобы мой племянник родился с синдромом Дауна”. И что же, в прошлом месяце у моего брата родился сын, которому вскоре установили диагноз: синдром Дауна. Этот младенец – замечательный подарок от Бога, но это не означает, что я не грущу иногда о том, чтобы подарок этот был “несколько другим”.

Я уверена, что Богу ничего не стоило ответить на мою просьбу – просто проверить гены моего племянника, исправить все патологичное.

Не думаю, что моя молитва была эгоистична. Я не просила у Бога особняка с шестью спальнями или чека с шестизначным числом. Я просто просила Бога, чтобы Он исправил несовершенное, исцелил больное.

Но я поняла, что Бог редко отвечает на молитвы согласно нашим…

Как правильно молиться

Молитвенное общение человека с Богом является очень личным, при этом важно понимать, что от Всевышнего нельзя ничего скрыть. Более того, сама попытка что-то скрыть, завуалировать будет работать против человека, так как наглядно продемонстрирует его неискренность. Бог знает человека лучше, чем человек знает сам себя, поэтому главное правило молитвы – быть предельно искренним.

Можно и нужно использовать хорошо известные молитвы, однако ни в коем случае нельзя забывать и о простом разговоре с Богом – когда вы говорите с Ним своими словами, искренне высказывая свою просьбу. Вы даже можете разговаривать с Богом, когда легли спать. Ваше лежачее положение не будет неуважением к Богу – важнее всего ваше желание с Ним говорить. Когда вы лежите в полной тишине, ваша молитва может быть особенно искренней.

Важно понять один очень тонкий момент: молитва к Богу не должна быть наполнена отчаянием и стенаниями. Человек, искренне верящий в Бога, не…

Roman_m вы были здесь 4 И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее; 5 ибо грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее. 6 Воздайте ей так, как и она воздала вам, и вдвое воздайте ей по делам ее; в чаше, в которой она приготовляла вам вино, приготовьте ей вдвое. 7 Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей. Ибо она говорит в сердце своем: «сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!» 8 За то в один день придут на нее казни, смерть и плач и голод, и будет сожжена огнем, потому что силен Господь Бог, судящий ее. 9 И восплачут и возрыдают о ней цари земные, блудодействовавшие и роскошествовавшие с нею, когда увидят дым от пожара ее, 10 стоя издали от страха мучений ее и говоря: горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришел суд твой. А ХРИСТА там…

» Бог меня не слышит!»,

«Ему нет дела до меня!»,

«Боже, почему Ты молчишь?»

А Бог молчит…

Неужели Он — бездушное существо, который запустил жизнь на земле и удалился?

Жанр: Молодежное служение

В кадре:…

Любовь К. Родилась я в Белоруссии. Семья состояла из 7 человек: мама, папа, бабушка, 3 брата и я, одна девочка. В семье, кроме бабушки, никто не верил в Бога. Бабушка меня с детства научила молиться молитвой «Отче наш», водила меня на собрания. Она ходила в пятидесятническую церковь, собирались тогда все по домам.
Я помню такой случай. Когда я ходила ещё в 1-й класс, пошла на собрание с бабушкой. Вдруг во время собрания зашли директор школы, директор колхоза и 2 милиционера. Они приказали всем детям идти домой (это были те годы, когда верующим запрещали приводить детей на служения). Конечно, все дети тут же ушли домой, а я стояла на улице и плакала под окошком, пока окончилось собрание. Я хотела дождаться бабушку, потому что идти домой было далеко.
Когда я пошла в 6-й класс, в наш дом пришла большая беда – сильно заболела моя мама, обнаружили опухоль. Срочная операция. Маму положили в больницу в 60 км от дома. Жизнь мамы стояла на грани смерти. Отец с горя начал пить…

» Бог меня не слышит!», «Ему нет дела до меня!», «Боже, почему Ты молчишь?»
Хотя бы раз в жизни каждый из нас бросал в небо такие возгласы.

Жизнь, как нам кажется висит на волоске, ситуация накалена и нам срочно необходимо знать, что делать…

А Бог молчит…

Неужели Он - бездушное существо, который запустил жизнь на земле и удалился?
Или Ему доставляет удовольствие смотреть на наши метания и поиски ответов на жизненные вопросы?
Порой человек оказывается в безвыходном положении, когда только Бог может разрешить проблему. А Он не отвечает…

Действительно ли Бог не отвечает на наши молитвы?
Или Это такой изощренный способ заставить нас анализировать свою жизнь?
Или же это уже ответ или его часть?
Как понять Бога? Он же далеко от нас.
Как найти в себе силы верить Ему, несмотря на молчание и научиться различать Божье молчание и Его ответы…

Жанр: Молодежное служение
В кадре: Александр Сахаров

Время Господу действовать: закон Твой разорили (Пс. 118: 126)

«Время Господу действовать» может означать, что пришло время сделать нам что-нибудь для Господа. Правильным толкованием, однако, является такое: «Время действовать и Тебе, Господи». Человеческий опыт подтверждает это: как псалмы Давидовы, так и наша повседневная жизнь говорят о том, что всякий человек в своей жизни на опыте постигает великую тайну - тайну молчания Божия.

Христос на корабле

Часто нам кажется, что Бог молчит. А еще точнее - что Бог отсутствует. Часто мы ищем Бога и хотим, чтобы Он сделал что-нибудь, но Он не делает ничего и позволяет событиям развиваться так, как они развиваются, а это развитие может быть для нас драматичным, трагичным, нас может душить несправедливость, скорбь, но, несмотря на это, Бог молчит. Он не вмешивается и ничего не делает.

Естественно, в человеке закипает протест, он как бы хочет сказать Богу: «Почему Ты не делаешь ничего?! Почему …

Нередко в нашей жизни бывает такое, что молитвы остаются без ответа. Все мы знаем, что Бог чаще отвечает «Да», чем «Нет» или «Подожди», но бывает и так, что мы не слышим даже таких ответов. Почему так бывает? Давайте рассмотрим, что об это говорит Слово Божие в Новом Завете и возможно найдём ответы для себя.

Этот небольшой список из Священного писания, позволяет невооружённым взглядом увидеть, какие бывают препятствия в молитвах. Есть немало мест и в Ветхом завете, которые говорят о том, кому Господь благоволит и преклоняет своё ухо. Стоит задуматься над многим в своей молитвенной жизни, так чтобы она стала более близкой ко Господу нашему.

Молитвы желательно читать перед иконой. Обязательно зажгите свечу, перекреститесь со словами: «Господи благослови». Читая молитву, сосредоточьтесь на образе, к которому обращаетесь и полностью предайтесь словам молитвы. В голове не должно быть негативных мыслей. Чем чище помыслы и откровенние обращение, тем больше…

Спрашивает Sammy
Отвечает Василий Юнак, 10.02.2014


Самми пишет:

Здравствуйте! Подскажите, почему я постоянно пытаюсь общаться с Богом а Он мне не отвечает. Я прошу его дать хоть какой то знак, что он рядом а он не дает никакой знак! Сколько бы я не просил его поговорить со мной, он не разу не говорил.
Приветствую, Брат Самми!

Библия говорит, что это происходит по неверию. Вы не верите тому, что Бог Вам говорит через Библию. А Он говорит, что Он ВСЕГДА рядом и всегда слышит Вас и Ваши молитвы. Это подобно тому, как если бы Вас соединили с кем-то по телефону и сказали Вам: "Говорите, Вас слышат", а Вы всё еще молчали бы, ожидая чего-то еще, какого-то сигнала еще, потому что перед Вами не человек, а просто телефонная трубка. Так часто поступают дети, которым дают телефонную трубку, они слышат в ней голос, им рядом стоящие взрослые говорят: "Говорит, тебя слышат", а ребенок только вертит глазами и не может понять, что происходит...

Бог слышит каждого человека. Он всегда рядом, чтобы поддержать и ответить. Но наша проблема в том, что (1) мы не верим, что Он рядом и всё видит и всё знает, и в том, что (2) мы ожидаем, что Бог будет говорить так как НАМ ХОЧЕТСЯ, а не так, как Ему хочется. Вы хотите, чтобы Бог говорил с Вами, как с пророками? Вслух и в видениях? Я встречал людей, которые слышали голос Бога, обращающийся именно к ним лично. Я встречал людей, которые получали видения от Бога. Но это не каждый человек. И Сам Бог решает, с кем и как Он общается.

Мы можем говорить Богу в молитве, а Господь отвечает нам через Библию или через другие средства, какие Он изберет. Встаньте на колени и смиренно попросите Бога, чтобы Он помог Вам понять Его голос, даже если Бог будет говорить не так, как Вы того хотите и ожидаете. Твердо верьте, что Бог слышит Вас и отвечает Вам. Имейте твердое желание принять ответ Бога в той форме, в какой Бог желает общаться с Вами, а не в той, в какой Вы себе представили или в какой Вы хотите получить ответ.

В конце молитвы благодарите Бога за полученный ответ, твёрдо веря, что Бог отвечает. И помните: Бог не всегда утвердительно отвечает на наши молитвы и просьбы - Он знает лучше. Так, любящие родители не всегда исполняют желания детей, а иногда что-то дают прямо противоположное, а иногда долго не отвечают, потому что не подошло нужное время. Господь также знает, что для нас лучше, и когда наступит точное время. Будьте готовы принять от Бога любой ответ - будь то отрицательный или отсроченный.

Благословений!

Василий Юнак

Читайте еще по теме "Бог есть любовь!":

14 ноя

Частенько среди людей возникет вопрос: «Почему Бог не отвечает на мои молитвы?» Точный ответ: «Господь, обязательно ответит каждому».

В писании об этом упоинается: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф. 7:7-8).

«Просите, и не получаете, потому что просите не на добро» (Иак. 4:3).

Но все же, бывает так, что просишь что-то у Бога много-много раз в страстной молитве, а

ответ никак не приходит. В чем причина? В таком случае для начала нужно спросить себя: может в отдалении с Богом есть моя вина? Возможно, обьяснением всему есть не достаточная близость с Ним?

Как известно, наиболее главной и веской причиной отдаленности от Бога есть ГРЕХ. Возможно, именно непрощенный грех, в котором мы не покаялись, и стал причиной молчания? В Писании очень часто упоминается, что именно непокорность и грех является главной помехой в том, что Господь не отвечает на наши молитвы. Значит причину необходимо искать только в себе! Бог любит нас всех одинаково, все мы дети Его, но есть послушные, а есть нет. Господь, как самый добрый и любящий Отец, простит каждого, кто к нему обратится.

Бывает даже, что и за отсутствия причин, Бог долго не отвечает на наши просьбы и мольбы. А все потому, что он учит нас быть терпеливыми и послушными. И когда ответ, наконец, наступает, начинаешь понимать, что все это Он делал для того, чтобы мы испытали еще большую радость и блаженство, были Ему более благодарны. Господь заставляет нас ждать с ответом лишь потому, что хочет дать нам гораздо больше чем мы просим.

Также, непременно, нужно помнить, что в молитве самое главное ВЕРА! Каждая молитва должна произноситься с верой и уверенностью в то, что ответ обязательно придет. Если он не поступает, нужно непоколебимо сохранять веру в себе, ведь в длительном ожидании кроется огромное благословение! Укрепляя свою веру, и, со временем сталкиваясь с другими более серьезными проблемами, мы начинаем верить Господу еще больше, и готовы «сдвинуть горы» своей верой.

Время ожидания исполнения наших просьб дарит нам еще один важный подарок – избавление от гордыни. Когда мы ждем ответа от Господа, мы утрачиваем ее и стаем более смиренны и послушны. И, в конце концов, мы убедимся, что наша молитва будет услышана! В сердечном смирении и послушном ожидании мы получим долгожданный ответ, если он, конечно же, будет совпадать с волей Божьей.

Ясно становится одно: Господь всегда отвечает на наши просьбы и молитвы! Иногда, мы не в состоянии понять это, забывая о том, что Его планы и цели намного мудрее и добрее наших собственных. Ведь, Бог любит нас, любит сильнее, чем мы можем себе представить, и, хочет дать нам намного больше, чем мы можем вообразить и ожидать. И только от нас самых зависит, что мы возьмем полезного от такого ожидания, позволив Господу реализовать Его Великий План – изменить нас по Своему образу и подобию, чтобы в один прекрасный день мы могли соединится с Ним в вечности.

В издательстве «Никея» вышла книга игумена Нектария (Морозова) «Что нам мешает быть с Богом». Она сложилась из приходских бесед, которые священник, будучи настоятелем саратовского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», вел на протяжении нескольких лет. Представляем вашему вниманию главу из книги.

Мы все так или иначе чего-то просим у Бога. Просим по-разному и в разных случаях. Просим, когда оказываемся в каких-то сложных жизненных ситуациях и обстоятельствах, когда нам помощь Божия особенно нужна; иногда просим у Бога что-то, оказавшись в таком положении, когда, кроме Него, нам и помочь-то никто не может; порой просим Его о чем-то, когда должны были бы что-то сделать сами, но делать этого не хочется.

И конечно, каждый день, если мы читаем утренние и вечерние молитвы, если мы ходим в храм, мы просим о самом важном – просим о том, чтобы Господь нас помиловал, спас, просим о том, чтобы дал нам все потребное для нашей земной жизни и для нашего вечного благобытия.

Когда человек чего-то ждет от Бога, то, во-первых, исполнение этого прошения бывает очень важным само по себе, а во-вторых, это очень значимо для нас, как отклик на наши молитвы, как свидетельство о том, что Бог действительно есть, что Он слышит нас, что Он милосерд и по Своему милосердию и любви наши прошения исполняет. И вместе с тем практически постоянно приходится слышать вопрос: почему я молюсь, но Господь не исполняет моих просьб? Почему я молюсь, и Господь как бы не слышит меня? Вот об этом я и хотел бы немного поговорить.

Во-первых, наверное, прежде чем судить о том, слышит ли нас Господь или же не слышит и милосерд Он или же немилосерд из-за того, что не исполняет наших просьб, нужно бывает разобраться: а действительно ли мы просим то, что нам полезно, что нам необходимо, что послужит ко благу и не причинит вреда? Часто бывает так, что мы «вымаливаем» у Бога что-либо по страсти, по неразумию – и при этом хотим, чтобы Господь исполнил нашу молитву во что бы то ни стало.

Конечно, человек церковный, имеющий определенный опыт христианской жизни, скорее всего, не будет просить о том, что напрямую греховно и вредно. Не будет требовать, чтобы Господь кому-то за него отомстил, не будет искать того, чтобы Господь помог ему удовлетворить какую-то постыдную страсть; не будет молиться о том, что является проявлением корыстолюбия, сребролюбия, тщеславия. И тем не менее даже если порой мы просим у Бога о вещах каких-то, на первый взгляд, богоугодных, то нужно всегда поразмыслить: а точно ли это в настоящий момент полезно нам?

Порой мы просим о том, чтобы Господь дал нам возможность жить спокойно, бесскорбно и предаваться подвигам христианского благочестия без помех – чтобы нам не мешали в этом ни наши близкие, ни наши ближние, ни какие-то обстоятельства нашей жизни, ни работа. И Господь нам этого не дает, а если мы попытаемся уразуметь почему, то поймем, что как раз все то, что является помехой, и выявляет некое намерение, стремление нашего сердца: действительно ли мы так хотим того, чему оно «мешает»? И если хотим, то все эти помехи удастся преодолеть.

А кроме того свойство помех таково, что посредством преодоления мы стяжеваем опыт, приобретаем христианское мужество и становимся искусными в духовной жизни.

Если бы Господь Сам устранял те помехи, которые есть на нашем пути, то что бы тогда оставалось делать нам? Получать «готовое спасение»? Но оно таковым не бывает, потому что надо всей своей жизнью доказать, что мы его действительно ищем, жаждем. Это спасение должно стать для нас как бы «родным», «нашим». И для кого-то оно действительно становится родным, а для кого-то так и остается чем-то чужим.

Ну и конечно, то, что мы порой воспринимаем как помехи, нередко является тем, мимо чего Господь не хотел бы, чтобы мы проходили. Так например, «помехами» мы очень часто считаем людей ― людей, которые о чем-то просят, людей, которые о чем-то говорят, людей, которые требуют внимания к себе, но на самом деле наше спасение через этих людей и совершается. Вот лишь один из распространенных примеров того, из-за чего Господь может не откликаться на наши молитвы.

И таких вещей на самом деле очень много, вещей, которых мы ждем от Бога и которые нам в данный момент на самом деле не нужны или даже противопоказаны. И поэтому просить-то, может быть, и надо, но вместе с тем надо Богу доверять и надеяться на то, что Его мудрость и любовь помогут избрать то, что нам действительно полезно, и не дать нам того, что вредно.

Бывает и по-другому. Бывает так, что мы просим о том, что нам действительно необходимо – о том насущном, без чего не обойтись. И опять-таки Господь почему-то нас «не слышит» и почему-то нам этого не дает. В таком случае всегда бывает необходимо проверить расположение сердца, с которым мы молитву Богу возносим.

Вот, например, говорит преподобный Исаак Сирин о том, что молитва злопамятного подобна сеянию на камне. И действительно, если человек злопамятен, если держит на кого-то обиду, не говоря уж о том, что желает кому-то зла, то сколько бы он ни молился – даже если он молиться будет часами, днями, ночами, сутками напролет,– никакой пользы эта молитва приносить не будет, и человек только лишь, как говорят, преуспеет на горшее: пребывая в такой молитве и не понимая, что между ним и Богом стоит его желание зла другому человеку, он будет ожесточаться и приходить в еще худшее состояние.

Но не только злопамятность, а и всякая другая страсть, с которой христианин не хочет бороться, которую он любит, которую он принимает, которую он не отвергает и не отторгает от сердца, тоже встает между ним и Богом, как стена, когда он приступает к молитве. Одно дело, когда мы молимся с осознанием своего страстного состояния, когда кто-то из нас говорит: «Господи, я понимаю, что грешен и в этом, и в том, и прошу Тебя, чтобы Ты мне помог с этими грехами справиться, но, помимо этого, прошу еще и о том, чего требует в этот момент мое сердце».

Другое дело, когда мы оставляем все, что Сам Бог считает первостепенным, то есть борьбу со страстями, и просим о чем-то, что беспокоит нас, забывая о том, что в нашей жизни, скажем так, беспокоит Бога. В таком случае молитва наша тоже очень часто остается без ответа.

Есть и еще одна причина, почему Господь не исполняет наших прошений. Но здесь, наверное, нужно говорить именно о тех случаях, когда мы молимся о чем-то, хотя и нужном, но тем не менее житейском. Просим о том, чтобы Господь исцелил болезнь, помог нам в каких-то семейных или рабочих обстоятельствах.

Порой бывает так, что одни верующие люди об этом просят как о чем-то само собой разумеющемся, а другие люди, также церковной жизнью живущие, говорят: а надо ли у Бога об этом просить? Ведь это же не что-то необходимое для нашего спасения и, наверное, нужно просто стараться приобрести то, в чем мы нуждаемся, справиться с тем, с чем нужно справиться, избавиться от того, от чего нужно избавиться, если речь идет о каких-то житейских вопросах. И не беспокоить по этому поводу Бога. Как правильно здесь рассудить?

Преподобный Исаак Сирин говорит, что наша молитва должна быть сообразна с нашей жизнью. Если нас что-то беспокоит, то это что-то, нас беспокоящее, обязательно должно обращаться в повод для молитвы. Если мы можем о чем-то не беспокоиться – например, если мы болеем и совершенно по этому поводу не переживаем,– наверное, можно об этом не молиться, а просто поблагодарить Бога за то, что Он нам эту болезнь послал. Если мы живем в нищете и тоже совершенно по этому поводу не переживаем,– наверное, можно не молиться о том, чтобы Господь послал нам работу или кого-то, кто бы нам помог. Но чаще бывает иначе. Мы сталкиваемся с каким-то житейским испытанием и приходим и в смятение, и в состояние скорби, печали. А раз так, то, значит, обязательно Богу помолиться надо.

И вот бывает так, что человек усердно молится, а помощь не приходит и ничего в жизни не меняется. И опять-таки задает он вопрос: «Господи, где Ты и почему Ты не отвечаешь на мою молитву? Или хуже я всех людей?». От такой мысли христианин приходит порой в состояние не смирения, а уныния. А порой и еще какие-то, худшие мысли закрадываются в сердце человека.

А причина неисполнения прошения здесь часто бывает одна и та же: Господь не дает просимого, чтобы не уподобились мы тем самым прокаженным, которые, будучи очищенными, тотчас же радостно удалились по своим делам и не возвратились, чтобы поблагодарить. Господь заранее знает нашу неблагодарность, нашу легкомысленность и ведает, что мы, получив просимое, тотчас же от Него отойдем в сторону или, по крайней мере, уже не будем молиться столь же усердно.

И вот за эту нашу потенциальную неблагодарность Господь оставляет нас пребывать в состоянии прошения, потому что сама эта молитва – молитва прошения – уже нашей душе определенную пользу приносит. И вместе с тем страшный вред нам могло бы причинить неблагодарное оставление молитвы после исполнения просимого.

Тот же преподобный Исаак Сирин говорит о том, что нет такого дара, который Господь бы дал человеку и который остался бы потом не умноженным, кроме того дара, за который человек бывает неблагодарен. Господь готов не только давать, но и давать гораздо больше, чем дал однажды, но если мы Его не благодарим за то, что Он дал, то рука Божия как бы закрывается и мы уже ничего не получаем, чтобы это полученное нам не обратилось в осуждение.

И поэтому, когда мы о чем-то просим, в чем испытываем потребность по-житейски, надо обязательно испытать свое сердце и спросить себя: а буду ли я Богу благодарен, когда Он мне даст то, в чем я сейчас так нуждаюсь? И если мы не можем себе дать однозначный ответ, то, наверное, можно проверить себя еще так: а бываю ли я благодарен в таких случаях людям?

Ведь человек, который умеет быть благодарным людям, скорее всего будет благодарен и Богу. И наоборот, человек, который бывает неблагодарным по отношению к тем людям, которые для него делают что-то благое, и Богу будет точно так же неблагодарен.

Если говорить о тех утренних и вечерних молитвах, которые мы читаем каждый день, и о тех прошениях, с которыми мы в них обращаемся к Богу, то на самом деле, наверное, нужно удивиться вот чему. Мы просим, читая ежедневное правило, о вещах самых важных, самых великих – о том, о чем просили Бога святитель Иоанн Златоуст, святитель Василий Великий, преподобный Макарий Египетский и другие великие святые, потому что молимся их словами. Понятно, что о чем-то пустом, суетном они просить не могли и молились о спасении и о тех добродетелях, которые для спасения человеку потребны.

И возникает вопрос: почему мы каждый день об этом просим, но у нас никак то, о чем мы просим, не появляется? Ведь совершенно очевидно, что святые, которым эти молитвы принадлежат, просимое от Бога в конце концов получили – стяжали эти добродетели не только своими трудами, но и по благодати и по милости Божией.

Очень хорошо говорил об этом в своих поучениях святой праведный Иоанн Кронштадтский. Он спрашивал: если ты молишься Богу, но при этом самого себя не слышишь, то имеешь ли ты право надеяться на то, что тебя услышит Господь? По-другому можно было бы сказать, что наша «неуслышанность» в молитве имеет свои причины в том, что мы сами не понимаем и не берем на себя труд понять, насколько действительно нуждаемся в тех духовных дарах, которые у Бога в утренних и вечерних молитвах испрашиваем.

Ну и, наверное, очень важно сказать о том главном правиле, которое нужно иметь в виду, когда мы вообще к молитве Богу приступаем. Преподобный Миос Киликийский говорил, что послушание дается за послушание: Бог слушает тех, кто слушается Его. Вот, в сущности, самый главный ответ. Наша жизнь, далекая не только от духа евангельского, но даже от стремления следовать на деле евангельским заповедям, бывает самым великим препятствием к тому, чтобы Бог наши молитвы исполнил.

И наоборот, если жизнь человека всецело посвящена тому, чтобы заповеди Божии здесь, на земле, исполнить, то Господь всю жизнь такого человека просто превращает в чудо, потому что осуществляет все, что только он ни попросит. Вот знаете, родители, которые видят, что их ребенок все делает, чтобы им угодить,– и учится замечательно, и убирается дома, и следит за собой,– как правило, на своего ребенка не нарадуются и готовы бывают ему сделать любой подарок, о котором он попросит, а может быть, даже и не попросит, а они сами догадаются, что ему это нужно. Почему? Потому что они не боятся его испортить и хотят хоть чем-то вознаградить его усердие. Так бывает и с нами: Господь не вознаграждает либо потому, что нечего вознаграждать, либо потому, что это послужит к нашему вреду, а не к нашей пользе.

Ну и еще, наверное, нужно раз за разом самим себе и другим напоминать такую простую истину. Когда мы что-то у Бога просим, никогда не надо усиливаться что-то выпросить. Кроме, пожалуй, одной ситуации: когда мы просим о прощении и спасении нас и наших ближних. В этой молитве можно и колени стереть, и сердце сокрушить, и ничего не будет лишним.

Во всех остальных случаях, когда мы просим о чем-либо, обязательно нужно добавлять те слова, которые добавлял в своей молитве Сам Господь: впрочем не как Я хочу, но как Ты. Это настолько должно соединиться с духом нашей молитвы, чтобы мы могли порой эти слова и не произносить, но они как бы сами собой подразумевались. И, как ни странно, именно это оставление исполнения нашей молитвы на усмотрение Божие – наш отказ от того, чтобы настаивать на том, что мы хотели бы для себя попросить, является зачастую залогом того, что Господь нашу молитву исполнит. Впрочем, исполнит, возможно, совсем не так, как мы того ожидали.

Мы просим, если перефразировать евангельские слова, не рыбу, а змею – Господь же дает нам рыбу, просим мы камень – Он дает нам хлеб. А на самом деле мы постоянно просим и змею, и камней, и еще что-то более вредное для себя, но если говорим при этом: «Господи, не как я хочу, но как Ты хочешь», то Господь дает нам то, в чем мы на самом деле нуждаемся.

Вопросы после беседы

– Уже в двух духовных книгах я встретила такой совет: когда молишься сам, нужно дать возможность Богу сказать что-то тебе, то есть, как я понимаю, не только говорить в одну сторону, а как-то слышать и ответ от Него. Как практически этого достичь? Медленнее молиться или что делать?

– Я думаю, что здесь, скорее всего, идет речь о том совете, который дал митрополит Антоний Сурожский одной старой монахине и который затем цитировался многими авторами. Но дело в том, что этот совет, неправильно понимаемый, многим людям приносит существенный духовный вред, потому что человек, следуя ему, подчас не просто старается дать в своей душе действовать и говорить Богу, а начинает нетерпеливо ждать некоего ответа. А когда человек что-то подобное сильно ждет, то, как правило, приходит враг и дает ему то, что он ждет, а вернее, то, что человек принимает за ожидаемое. И таким образом нетрудно обмануться.

Этого ответа ждать не надо, просто в молитве должно быть как можно меньше человеческого «я». Господь наполняет Собою все, кроме того места, которое занимает человек: ничто в мире – ни растения, ни животные, ни неживая природа – не может «выталкивать» из себя Бога, а человек может. Только в человеке Господь постоянно встречает сопротивление. За каждым всенощным бдением мы слышим возглас: «Яко свят еси, Боже наш, и во святых почиваеши». Что значат эти слова: «во святых почиваеши»? То, что Господь может как бы отдохнуть в сердцах святых, потому что святые с Ним не борются. А мы постоянно с Богом боремся. И когда гордый и страстный человек встает на молитву и о чем-то просит Бога, то он во всем этом имеет настолько много самого себя, что эта масса требований и условий не оставляет Богу места в его жизни и в его молитве. Если же мы оставляем Богу место в нас действовать, если действительно хотим поступить так, как желает того Господь, то ответ последует – не в этот момент что-то будет сказано или открыто, а вся последующая жизнь будет ответом на эту молитву.

Если же говорить о совете митрополита Антония, то он давал этот совет пожилой монахине, которая старалась не молиться постоянно Иисусовой молитвой, а именно твердить ее. И он понял, что она настолько надеялась на частоту повторения этой молитвы, на свое усердие в ней и прилагала столько сил, чтобы твердить ее безостановочно, что, судя по всему, молитва как таковая совершенно от этого ушла. Она уже не была тем покаянным деланием, которым по существу должна являться. И он сказал что-то вроде: остановись и дай Богу как-то действовать, а не только сама все время что-то делай. И когда она из этого круга, в котором, как белка в колесе, крутилась, на мгновение вышла, то ее усердие и ревность, которые, безусловно, имели место, и стали основанием того, чтобы Господь действительно ее сердце успокоил. А если взять сейчас «человека с улицы», который о Боге даже не думает, и дать ему совет, который дал митрополит Антоний этой женщине – вот ты сядь в кресло, ни о чем не думай, и ты услышишь ответ от Бога в своем сердце,– я не знаю, что услышит человек. Она потому и услышала, что она все время Его искала, но не знала, что для этого нужно упраздниться от самой себя хотя бы на мгновение.

– Если молишься и вдруг зазвонил телефон, то что делать?

– Лучше всего, как показывает опыт, в большинстве случаев выключать телефон, начиная молиться, то есть сделать так, чтобы этот выбор просто перед нами не стоял. Бывают исключения: допустим, если мы знаем, что у нас есть кто-то из наших родных и близких, кто тяжело болен и в любой момент может нам позвонить и попросить о помощи. Да, наверное, тогда можно телефон не отключать.

Если мы заняты каким-то делом – по церковному послушанию, на работе, по долгу – и у нас выдалось время помолиться, но мы знаем, что нас в любой момент могут потребовать вернуться к делу, то да, тоже надо быть готовым прервать молитву и подойти к телефону, потому что мы молимся, воспользовавшись этим свободным временем. Если же мы дома и ничто нас не связывает, то надо отключать телефон и молиться без оглядки на него.

– А если не телефон звонит, а кто-то из близких зовет в этот момент?

– Что касается близких… Если что-то с близким человеком случилось в этой квартире, то, конечно, надо оставить молитву и идти ему помогать. Но надо своих близких научить, что в это время просто не нужно вас беспокоить без действительной нужды, что нужно отнестись с уважением к тому, что вашей душе необходимо, тем более что время молитвы не такое уж продолжительное: не три, не четыре и не пять часов она, к сожалению, у нас занимает, а гораздо меньше.

– А если во время молитвы начинаешь вспоминать свои грехи, то как быть?

– Продолжать молитву, молясь, в том числе, и о прощении этих грехов. Бросаться и тотчас записывать их, чтобы затем исповедовать, не надо. Ничего страшного: если нам напоминает об этих грехах Господь, то Он напомнит и после молитвы, то есть не даст о них забыть.

– Можно ли слушать молитвы в аудиозаписи? Сейчас есть разнообразные диски с утренним и вечерним правилом, последованием ко Причащению…

– Для кого, в первую очередь, предназначены эти аудиозаписи? В первую очередь, для людей слепых и слабовидящих; еще для людей неграмотных (таких, правда, мало, но им тоже подходит такой вариант); для человека, который лежит в состоянии тяжелой болезни и не в силах подняться и помолиться; ну и, наверное, для тех людей, которые настолько расслаблены, что для них молитва – это что-то невозможное, и слушание молитв в потенциале может постепенно привести их к молитве на практике, в реальности.

Мне приходилось неоднократно видеть людей, которые первый раз приходили в храм на службу после того, как посмотрели пасхальное богослужение по телевизору – и такое, конечно, бывает. Но в принципе, если мы не слепые, не больные и не совсем расслабленные, то, конечно, надо молиться самим. И слушание молитв в этом случае не заменяет собственной молитвы. Наверное, человек, желающий лучше узнать псалмы, может слушать запись псалмов – это вполне будет уместно. Но именно с целью ознакомительной, а не вместо чтения Псалтири. Поэтому лучше для себя традиционный способ молитвы избирать.

– Скажите, пожалуйста, если человека не знаешь, а просят за него молиться, как это правильно делать? Трудно, когда почти не имеешь представления, о ком молишься…

– Преподобный Варсонофий Великий, когда ему подобные вопросы задавали, говорил, что не надо брать на себя именно некий подвиг молитвы о незнакомом, неизвестном нам человеке, а достаточно хотя бы однажды обратиться к Богу с прошением о том, чтобы Господь этого человека помиловал. Если же наша жизнь такова, что мы часто молимся о разных людях – и о знакомых, и о незнакомых, и это уже какое-то сроднившееся с нашей жизнью занятие, то, наверное, можно молиться и более постоянно, но тогда и вопрос такой не возникнет. По существу же Вы исполните просьбу о молитве, если помолитесь хотя бы однажды.

– Вот у меня тоже возникает этот вопрос: как молиться? Просит кто-то помолиться об общем знакомом, а знаешь, что знакомый этот, допустим, алкоголик, наркоман, экстрасенс. Нужно ли брать благословение для того, чтобы молиться о таком человеке или же можно не спрашивать?

– Я прошу прощения, это совершенно разные вещи – алкоголик, наркоман и экстрасенс. Что касается наркомана или алкоголика, то если есть возможность задать вопрос об этом священнику, которому исповедуешься, и взять благословение на такой молитвенный подвиг, ради этого человека подъемлемый, лучше это сделать.

Единственное, что нужно всегда иметь в виду, – это когда мы о человеке, в такой бездне пребывающем, молимся, Господь может каким-то образом потребовать, чтобы мы за эту молитву в своей жизни ответили, потому что когда мы просто молимся, это имеет одну силу, а когда мы готовы молиться за этого человека, невзирая на те или иные скорби, на нас обрушивающиеся, тогда, конечно, совершенно другую силу наша молитва имеет.

А что касается молитвы за экстрасенсов, я думаю, не стоит на себя такое брать, и в том числе даже не стоит на это спрашивать благословения священника, потому что, как правило, ничего хорошего из этого не получается. Можно просто сказать: «Господи, спаси этого человека и отведи его от этого заблуждения, а меня, грешного, помилуй». Но брать на себя регулярную молитву о нем не стоит.