» » Краткое содержание рассказа каштанка для читательского дневника. Чехов «Каштанка

Краткое содержание рассказа каштанка для читательского дневника. Чехов «Каштанка

«Каштанка» рассказ об одной маленькой умной собачке написанный в 1887 году.

«Каштанка» краткое содержание для читательского дневника

Маленькая рыжая собачка, помесь таксы с дворняжкой жила у столяра Луки и его сына Федюши. Пойдя как-то раз с хозяином к заказчикам, Каштанка потерялась. Очень голодная и замерзшая, она легла на землю и заплакала. Вдруг какой-то человек, выйдя из подъезда дома, толкнул её дверью. Каштанка заскулила. Незнакомец оказался добрым и пожалел собаку, взяв ее жить к себе.
Из воспоминаний Каштанки мы узнаём, что прежний хозяин плохо с ней обращался. Мало кормил, ругал и мог ударить. Новый хозяин, наоборот, хорошо накормив собачку, положил её спать на мягкий матрасик. На следующее утро, обследуя квартиру, Каштанка нашла в соседней комнате интересных жильцов. Это гусь Иван Иванович и кот Федор Тимофеич. Новый хозяин оказался дрессировщиком животных и работал в цирке клоуном. Звали его мистером Жоржем. Каштанка понравилась ему, он дал ей новое имя Тётка.
Каштанку переселили жить в комнату к зверям, из которой выходить разрешалось только днём. Несмотря на сытую и спокойную жизнь, новых друзей и ласковое обращение мистера Жоржа, Каштанка грустила. По ночам ей снился Федюша и прежний хозяин Лука. Каждый день мистер Жорж учил зверей выделывать интересные трюки.
Через месяц, когда Каштанка стала сытой и ухоженной, мистер Жорж занялся её дрессировкой. Каштанка оказалась талантливой артисткой. Она с удовольствием танцевала на задних лапах, «пела» под музыку и училась ездить на Федоре Тимофеиче.
Однажды вечером мистер Жорж повез Каштанку с собой в цирк. На представлении случайно оказался столяр Лука с сыном Федюшей. Они узнали Каштанку и позвали её по имени. Маленькая преданная собачка бросилась на голос прежних хозяев. Зрители передавали её по рукам, пока она не попала к Луке. Каштанка вернулась домой, где приятно пахло опилками и деревом, и «выступала» она только перед одним зрителем - Федюшкой.
Может быть, её опять ждали голод и плохое обращение, но любящее и преданное собачье сердечко всё простило и надеялось только на хорошее будущее.

Молодая рыжая собака беспокойно бегала по тротуару. Она не могла понять как она заблудилась. Её хозяин Лука Александрыч взял её с собой к заказчикам, и когда они возвращались, она испугалась оркестра и перебежала на другую сторону дороги. Когда она опомнилась, хозяина уже не было. Когда стемнело, она прижалась к подъезду и заплакала. Дверь открылась и ударила Каштанку по боку. Она очутилась под ногами у незнакомого человека. Он пожалел её и взял к себе.

За ужином он бросал Каштанке кусочки еды. Спала она на матрасике и вспоминала Федюшку и Луку Александрыча. Когда Каштанка проснулась, было уже светло. Она заглянула в соседнюю комнату и увидела там спящего незнакомца (заказчика). В следующей комнате она увидела гуся (Иван Иваныч) и белого кота (Федор Тимофеич). Началась небольшая драка, но пришел незнакомец и разнял их. Каштанке он дал имя Тетка. После того, как незнакомец ушел, кот сидел неподвижно, а Каштанка с гусем помирились.

05.11.2017

В рассказе Чехова «Каштанка» события разворачиваются вокруг милой рыжей собачки, в жилах которой смешались кровь таксы и дворняжки. В этой статье вы сможете прочесть его краткое содержание. Текст подходит для использования в читательском дневнике.

Хозяином собачки с лисьей мордочкой был столяр Лука Александрович, и он всегда брал ее с собой, когда относил готовые изделия заказчикам. Но в этот день столяр в результате заходов в трактиры, к куму, сестре и знакомому переплетчику так напился и наугощался, что потерял Каштанку.

Поздним вечером замерзшую, голодную и всю покрытую снегом собаку подобрал маленький и толстенький незнакомец в цилиндре и шубе нараспашку.Он принес ее к себе домой, накормил до отвала и уложил спать на маленьком матрасике. У старого хозяина спальное место Каштанки состояло из стружек и находилось под верстаком. Сын Луки Александровича Федюшка вытаскивал ее оттуда за задние лапы и учил всяким фокусам. Особенно ему нравилось давать Каштанке привязанный на ниточке кусочек мяса и после проглатывания вытягивать его из желудка обратно.

Утром Каштанка при обследовании своих новых владений наткнулась в одной из комнат на старого кота и гогочущего гуся. Они с шипением двинулись на него, кот ударил лапой по голове, а гусь клюнул в спину.

На заливистый лай Каштанки пришел новый хозяин и призвал всех жить дружно. Так произошло знакомство Каштанки с котом Фёдором Тимофеевичем и говорливым гусем Иваном Ивановичем.

Новый хозяин каждый день учил своих подопечных различным фокусам. Для «египетской пирамиды» приводили со двора свинью, на ее спину взбирался гусь, а на гуся впрыгивал кот и становился на задние лапы. Периодически вся эта конструкция рушилась, и все начиналось сначала.

Постепенно к занятиям подключили и Каштанку, которой новый хозяин дал кличку «Тетка», и она оказалась очень талантливой в дрессировке. К тому же из истощенной собаки она превратилась в гладкую и упитанную.

Вскоре произошло несчастье. Внезапно умер Иван Иванович, ночью он сильно кричал, а когда проснувшийся хозяин хотел напоить его водой, поник головой прямо в блюдце. Ничего другого не оставалось, как заменить выбывшего из цирковых рядов Иван Ивановича на Каштанку, то есть на Тётку.

В цирке новоявленная актриса была поражена морем света и человеческих лиц, а также огромным чудищем, у которого вместо носа висел хвост и с двух сторон торчали белые обглоданные кости.

Хозяин облачился в широкие разноцветные шаровары, обул зеленые ботинки, надел парик, разукрасил лицо и стал совершенно неузнаваемым. Он поместил своих воспитанников в чемодан и вынес на арену цирка.

Там он сообщил публике, что в чемоданчике наследство от умершей бабушки, и он предполагает, что это золото. Но вместо золота из чемодана выскочили кот с собакой, которые стали демонстрировать под команды клоуна свое мастерство.

В этот миг из глубины цирка раздались крики: «Каштанка! Каштанка!». Это кричали пришедшие на представление Федюшка и как всегда пьяный Лука Александрович.

Каштанка вмиг забыла про свою новую сытую жизнь, рванулась к прежним хозяевам и с помощью зрителей добралась до галерки. Домой все возвращались уже втроем, а свое приключение собачка вспоминала как тяжелый сон.

Статья предоставлена Коровиной Мариной.

«Каштанку», написанную в 1887 году, по праву можно считать одним из самых известных рассказов А. П. Чехова. По одной из версий, произведение было создано на основе реальной истории, произошедшей со знаменитым дрессировщиком В. Дуровым. Благодаря этой истории автор написал свою собственную, дополнив её множеством вымышленных деталей.

Концовка Чехова была совсем не такой, как в жизни. Дуров, в отличие от Мистера Жоржа, не хотел возвращать собаку прежним хозяевам. Дрессировщик считал, что имеет полное право оставить её у себя, так как потратил время на обучение собаки различным трюкам. За разрешением спора хозяева – прежний и новый – были вынуждены обратиться в суд. Дрессировщику удалось отстоять свои права и оставить животное у себя.

Основной сюжет произведения

У столяра Луки Александрыча была собака по кличке Каштанка, которая однажды потерялась. Дорогу домой Каштанка так и не нашла. Выбившись из сил, собака заснула у дверей подъезда какого-то дома, где её и нашёл новый хозяин – клоун, выступавший под псевдонимом Мистер Жорж. Каштанка попадает в цирк и получает новую кличку – Тётка.

У Мистера Жоржа были и другие животные: гусь Иван Иваныч, свинья Хавронья Ивановна и кот Фёдор Тимофеевич. Все эти животные были обучены различным трюкам, которым должна была научиться и Каштанка. Клоун подготовил новый номер с участием «Тётка». Но дебют Каштанки был сорван. Во время выступления собака узнала среди публики Луку Александрыча и его сына и бросилась к ним с радостным лаем. Каштанка вернулась к прежним хозяевам.

Проблематика произведения

Вопрос о том, почему Каштанка вернулась к прежним хозяевам, возникает у многих читателей. В начале рассказа автор даёт понять, что столяр и его сын Федюшка обращались с собакой достаточно жестоко. Лука Александрыч бьёт животное и обращается к нему не иначе, как «треклятая» и «холера». Федюшка, «играя» с Каштанкой, также причиняет ей много боли. Жизнь главной героини рассказа кардинально изменилась после того, как она попала в цирк. Новый хозяин Каштанки ласково обращается со всеми своими животными. «Тётку» хорошо кормят и не бьют. Тем не менее, собака скучает по прежней жизни у жестоких хозяев.

Основная идея
Основная цель рассказа состоит в том, чтобы показать какую важную роль в жизни живого существа, не имеет значения, человека или собаки, играет привычка и привязанность.

Привычный мир Каштанки рухнул в тот момент, когда она потерялась. Поведение её нового хозяина значительно отличается от поведения грубого Луки Александрыча. Собаке дали другую кличку. У «Тётки» раскрывается артистический талант, а впереди её ждёт блестящее сытое будущее. Однако новая жизнь оказывается настолько непривычной для Каштанки, что она, не задумываясь, вернулась к прежнему жалкому существованию при первой же возможности.

Автор прощает Каштанке её нелогичный выбор. Будучи животным, собака руководствуется инстинктами, а одним из характерных для собак инстинктов является преданность и верность своему первому хозяину. Животное может терпеть грубое обращение и оставаться преданной жестокому хозяину даже после его смерти. Подобное поведение, с точки зрения автора, категорически недопустимо для человека. Тем не менее, большинство людей сопротивляются переменам в своей жизни. Их вполне устраивает устоявшийся, хотя и не всегда счастливый быт. Даже попав в новую жизнь, человек, уподобляясь животному, стремится вернуться к привычному, оставив лучшее.

На выбор Каштанки можно посмотреть и с другой стороны. В цирке собаку окружают дрессированные животные. За ними ухаживают, их кормят, но они не свободны. Их поведение неестественно и является не более, чем результатом дрессировки. За хорошее обращение и вкусную еду нужно платить. Каштанка сделала свой выбор в пользу свободы, согласившись вернуться к побоям и голоду.

Художественные образы

В качестве главной героини своего рассказа А. П. Чехов выбрал собаку. Критики считают, что автор использовал аллегорию. В образе собаки нетрудно узнать «маленького человека», мелкого чиновника, мещанина, существа зависимого и не имеющего права голоса. Такому человеку обязательно нужен «хозяин», то есть, тот, кто будет управлять его действиями, его жизнью. Боль, причиняемая «хозяином», воспринимается не как наказание, а как внимание со стороны «господина», его участие в судьбе «раба».

Сама Каштанка, по словам автора, делит всех людей на хозяев и заказчиков. Первая, немногочисленная категория имела право её мучить. Вторую категорию людей собака могла кусать за икры. Таким образом автор намекает на то, что «маленький человек» также имеет возможность «отвести душу» и кого-нибудь «укусить».

В образе Каштанки Чехов представляет не какого-то конкретного человека, а большинство жителей Российской империи. Автор рассказа видит перед собой мёртвую, инертную массу. «Маленькие люди» постоянно жалуются на свою тяжёлую участь, ругают обижающих их «хозяев», но никак не пытаются изменить свою жизнь. «Рабы» выбрали путь бесконечных страданий и унижений только потому, что он привычнее и не требует никаких особенных усилий с их стороны. Унижения не так страшны, как отсутствие руководителя. Ведь в таком случае ответственность за свою жизнь придётся взять на себя, а это слишком трудно для того, кто привык жить чужим умом.

Лука Александрыч

Первый хозяин Каштанки, Лука Александрыч, является типичным представителем разорившегося дворянства, переехавшим жить в город и ставшим столяром. Имя хозяина собаки – Лука – ассоциируется с глаголом «лукавить», то есть, «обманывать», «не говорить всей правды». Выбрав такое имя, автор решил показать недоброжелательное отношение к своему персонажу. Лука Александрыч олицетворяет собой того самого «хозяина», без которого не представляют своей жизни «маленькие люди». Он груб, жесток, нередко бывает пьян. Не имея особых радостей в жизни, столяр самоутверждается, унижая более слабого.

Под стать столяру и его сын Федюшка. Несмотря на то, что мальчику ещё не много лет, все его действия говорят о том, что в будущем он станет таким же жестоким и грубым человеком, как и его отец. В самом конце рассказа на Федюшке можно видеть картуз Луки Александрыча, что можно расценивать как намёк автора на то, что на смену старым «хозяевам» подрастает не менее деспотичное молодое поколение, уже успевшее «надеть отцовский картуз».

Мистер Жорж

В образе клоуна нетрудно рассмотреть представителей прогрессивной интеллигенции второй половины XIX века. Примечательно, что настоящее имя этого человека читатель так и не узнаёт. Имя не имеет для автора никакого значения. Таких людей в стране тысячи, и все они похожи друг на друга. Несмотря на то, что автор симпатизирует этому персонажу, указывая на его мягкий и добрый характер, он не может сдержать иронии по отношению к Мистеру Жоржу. Новый хозяин Каштанки работает клоуном. Почему же для положительного персонажа Чехов выбрал такую несерьёзную, не вызывающую особого уважения профессию?

Предлагаем вам прочесть . Это рассказ, в котором автор выразил свое негативное отношение к политической системе России того времени на примере одного самовлюбленного чиновника.

Наша , посвященная рассказу Чехова “Унтер Пришибеев”, повествующем об отставном унтер-офицере, старорежимном самочинном блюстителе порядка, считающем себя вправе во все вмешиваться, всем делать замечания.

Прогрессивная интеллигенция предлагала низшим слоям населения более достойную жизнь. Однако в глазах малограмотных мещан их деятельность выглядит как нелепая клоунада. «Клоунов» никто не ценит. Они нужны только для того, чтобы развлекать толпу, служа для неё весёлым незамысловатым зрелищем. Как только у Каштанки появляется возможность вернуться к прежнему хозяину, она немедленно оставляет клоуна и всю ту непонятную жизнь, которую он ей предлагает.

Второстепенные персонажи

К второстепенным персонажам относятся дрессированные животные, с которыми выступает Мистер Жорж. За этим образами автор «спрятал» подражателей интеллигенции. Эти люди не согласны с существующим режимом. При этом найти истину самостоятельно подражатели не способны. Им нужен лидер, «хозяин» нового типа, обладающий свойствами, противоположными свойствам лидеров старого типа. Следовательно, такие люди мало чем отличаются от каштанок, подчиняющихся старым «хозяевам».

К подражателям автор относится без симпатии. Они не имеют никакой ценности ни для невежественной толпы, ни для всего государства. Иван Иваныч умирает нелепой смертью, будучи убитым лошадью. Его место немедленно занимает Каштанка.

Работая над своим рассказом, Чехов, безусловно, предвидел будущие революционные потрясения. Однако Антон Павлович не ожидает от революции ничего хорошего. Когда старые «хозяева» уйдут, страна останется в руках трусливых каштанок и интеллигентов-клоунов.

4.6 (92.73%) 11 votes


Идея создания произведения пришла к А. П. Чехову, когда знакомый артист рассказал ему случай с собакой, попавшей в цирк. Рассказ, имевший первоначальное название «В ученом обществе», публикуется в 1887 году. Через пять лет, в 1892-м, выходит в свет с иным названием произведение «Каштанка» Чехова. Краткое содержание рассказа рассмотрим в этой статье.

Дурное поведение

Молодая идет со своим хозяином по улице. От радости, что ее взяли с собой, она прыгает, кидается с лаем на вагоны, гоняется за псами. Лука Александрович недоволен. Неожиданно звучит громкая музыка, и Каштанка бросается бежать. Когда она опомнилась, хозяин уже исчез из виду. Переживания собаки очень глубоко описывает А. П. Чехов. Каштанка, содержание внутреннего монолога которой можно прочитать в рассказе, очень расстроена.

Таинственный незнакомец

Собачка от усталости задремала около какого-то подъезда. Вдруг оттуда вышел незнакомый человек. Он пожалел псину и взял ее с собой. Вскоре Каштанка уже сидела в теплой комнате и подбирала кусочки еды, которые бросал ей Незнакомец. В размышлениях, где же лучше, у нового или у прежнего хозяина, собачка засыпает. Ей снится старый дом и сын Луки Александровича Федюшка. Очень неоднозначно показывает краткое содержание («Каштанка») Чехов у этого странного сна. Тоска о прошлом переплетается с реальностью.

Новое, очень приятное знакомство

Проснувшись, Каштанка идет обследовать новый дом. Здесь она встречает старого гуся и Первый шипит, второй выгибает спину, увидев нового обитателя. Каштанка заливается громким лаем. Появляется Незнакомец и всех разводит по местам. Собаке дают новое имя - Тетка.

Чудеса в решете

Незнакомец приносит странную вещицу и начинает проделывать с гусем непонятные фокусы. Тетка приходит в восторг и громко лает. Появляется свинья и начинает вместе с котом и гусем выполнять «акробатические» упражнения. Гусь ездит то верхом на свинье, то на коте. День проходит для Тетки незаметно, а вечером она засыпает в комнате с другими животными.

Талант! Талант!

Так проходит целый месяц. Новый хозяин решает трюкам научить и Тетку. Ее учат ходить на задних лапах, выть под музыку и ездить верхом на свинье. Все фокусы, которым научилась собака, и не включить в краткое содержание. Каштанка Чехова готовится стать артисткой.

Беспокойная ночь

Тетке снятся тревожные сны. Вдруг она слышит громкий крик гуся и чувствует страх. Приходит хозяин. Он встревожен состоянием гуся. Вдруг вспоминает, что на Ивана Ивановича наступила лошадь. Гусь умирает. На Тетку нападает непонятная тоска. Переживания маленького существа не может уместить краткое содержание. Каштанка Чехова пугается внезапной смерти Ивана Ивановича.

Неудачный дебют

Хозяин решается взять Тетку с собой в цирк. Хозяин надевает на себя парик и странный балахон. Собаку пугает такое перевоплощение Незнакомца. Тетку в чемодане выносят на сцену. Она начинает выполнять знакомые трюки. Но вдруг она слышит знакомый голос Федюшки, сына своего бывшего хозяина. Она бросается через перегородку к Луке Александровичу, и он забирает ее с собой. Таково краткое содержание ("Каштанка", Чехов А. П.) знаменитого рассказа.