» » Как раскрыть возможности своего мозга? Как раскрыть возможности своего мозга Личные отношения являются источником эмоциональной энергии

Как раскрыть возможности своего мозга? Как раскрыть возможности своего мозга Личные отношения являются источником эмоциональной энергии

Самая большая загадка для ученых - не безграничность космоса или образование Земли, а человеческий мозг. Его возможности превышают способности любого современного компьютера. Мышление, прогнозирование и планирование, эмоции и чувства, наконец, сознание — все эти присущие человеку процессы, так или иначе, протекают в пределах небольшого пространства черепной коробки. Работа человеческого мозга и ее изучение связаны гораздо сильнее, чем любые другие объекты и способы исследования. В данном случае они практически совпадают. Мозг человека изучается при помощи мозга человека. Возможность понять протекающие в голове процессы фактически зависит от способностей «мыслительной машины» познавать саму себя.

Структура

Сегодня довольно много известно о строении головного мозга. Он состоит из двух полушарий, напоминающих половинки грецкого ореха, покрытых тонкой серой оболочкой. Это кора больших полушарий. Каждая из половинок условно поделена на несколько долей. Самые древние в эволюционном плане отделы мозга, лимбическая система и ствол, находятся под мозолистым телом, соединяющим два полушария.

Человеческий мозг состоит из клеток нескольких разновидностей. Большая часть из них — это глиальные клетки. Они выполняют функцию соединения остальных элементов в единое целое, а также принимают участие в усилении и синхронизации электрической активности. Примерно десятая часть клеток мозга — это нейроны различных форм. Они передают и принимают электрические импульсы при помощи отростков: длинных аксонов, транслирующих информацию от тела нейрона дальше, и коротких дендритов, принимающих сигнал от других клеток. Соприкасающиеся аксоны и дендриты образуют синапсы, места передачи информации. Длинный отросток выделяет в полость синапса нейромедиатор, химическое вещество, влияющее на работу клетки, оно попадает на дендрит и приводит к торможению или возбуждению нейрона. Сигнал передается по всем связанным клеткам. В результате очень быстро возбуждается или тормозится работа большого числа нейронов.

Некоторые особенности развития

Человеческий мозг, как и любой другой орган тела, проходит определенные стадии своего формирования. Ребенок появляется на свет, так сказать, не в полной боевой готовности: процесс развития мозга на этом не завершается. Наиболее активные его отделы в этот период находятся в древних структурах, отвечающих за рефлексы и инстинкты. Кора функционирует хуже, поскольку состоит из большого числа незрелых нейронов. С возрастом человеческий головной мозг утрачивает часть из этих клеток, зато приобретает множество прочных и упорядоченных связей между оставшимися. Погибают «лишние» нейроны, не нашедшие себе места в образовавшихся структурах. На сколько работает человеческий мозг, по-видимому, зависит от качества связей, а не от количества клеток.

Распространенный миф

Понимание особенностей развития головного мозга помогает определить несоответствие реальности некоторых привычных представлений о работе этого органа. Бытует мнение, что человеческий мозг работает на процентов 90-95 меньше, чем может, то есть используется примерно его десятая часть, а остальная таинственно дремлет. Если перечитать вышеизложенное, становится понятно, что не использующиеся нейроны не могут долго существовать — они погибают. Скорее всего, подобная ошибка — результат бытовавших некоторое время назад представлений, что работают только те нейроны, которые передают импульс. Однако в единицу времени в подобном состоянии находится лишь некоторые клетки, связанные с необходимыми сейчас человеку действиями: движением, речью, мышлением. Спустя несколько минут или часов им на смену приходят другие, ранее «молчавшие».

Таким образом, в течение определенного времени в работе тела участвует весь мозг, сначала одними своими частями, затем другими. Одновременная активация всех нейронов, которая подразумевает столь желанную многими 100% работу мозга, может привести к своеобразному короткому замыканию: человек будет галлюцинировать, испытывать боль и все возможные ощущения, содрогаться всем телом.

Связи

Получается, нельзя говорить, что какая-то часть мозга не работает. Однако способности человеческого мозга используются, действительно, не полностью. Дело, правда, не в «спящих» нейронах, а в количестве и качестве связей между клетками. Любое повторяющееся действие, ощущение или мысль закрепляются на уровне нейронов. Чем больше повторений, тем прочнее связь. Соответственно, более полноценное использование мозга предполагает построение новых связей. На этом построено обучение. Детский мозг еще не имеет стойких связей, они формируются и закрепляются в процессе знакомства ребенка с миром. С возрастом внести изменения в сложившуюся структуру становится все сложнее, поэтому дети легче обучаются. Тем не менее, при желании развить способности человеческого мозга можно в любом возрасте.

Невероятно, но факт

Способность образовывать новые связи и переобучаться дает поразительные результаты. Известны случаи, когда она преодолевала все грани возможного. Человеческий мозг — структура нелинейная. Со всей определенностью в нем нельзя выделить зоны, которые выполняют одну конкретную функцию и никакую больше. Более того, при необходимости части головного мозга могут брать на себя «обязанности» травмированных зон.

Так произошло с Говардом Рокетом, в результате инсульта обреченным на инвалидное кресло. Он не пожелал сдаваться и с помощью ряда упражнений пытался разрабатывать парализованные руку и ногу. В результате каждодневного упорного труда через 12 лет он смог не только нормально ходить, но и танцевать. Его головной мозг очень медленно и постепенно перенастроился таким образом, чтобы непострадавшие его части смогли выполнять функции, необходимые для нормального движения.

Паранормальные способности

Пластичность головного мозга - не единственная его особенность, поражающая ученых. Нейробиологи не обходят своим вниманием и такие явления, как телепатия или ясновидение. В лабораториях ставятся эксперименты, призванные доказать или опровергнуть возможность таких способностей. Исследования американских и английских ученых дают интересные результаты, позволяющие предположить, что их существование - не миф. Однако окончательного решения нейробиологи пока не вынесли: для официальной науки по-прежнему есть определенные грани возможного, человеческий мозг через них переступить, как считается, не может.

Работа над собой

В детстве по мере отмирания не нашедших себе «места» нейронов исчезает способность помнить все и сразу. Так называемая эйдетическая память встречается у малышей достаточно часто, у взрослых — это крайне редкий феномен. Однако человеческий мозг представляет собой орган и, как любая другая часть тела, он поддается тренировке. А значит, можно и память улучшить, и интеллект подтянуть, и творческое мышление развить. Важно только помнить, что развитие человеческого мозга — дело не одного дня. Тренировки должны быть регулярными независимо от поставленных целей.

Непривычно

Новые связи образуются в тот момент, когда человек делает что-то не как обычно. Простейший пример: на работу можно добраться несколькими путями, но по привычке мы всегда выбираем один и тот же. Задача — выбирать каждый день новую дорогу. Это элементарное действие принесет плоды: мозг будет вынужден не только определять путь, но и регистрировать новые визуальные сигналы, идущие от неизвестных ранее улиц и домов.

В число подобных тренировок можно отнести и использование левой руки там, где привычна правая (и наоборот, для левшей). Писать, печатать, держать мышку так неудобно, зато, как показывают эксперименты, уже спустя месяц таких тренировок значительно усилится творческое мышление и фантазия.

Чтение

О пользе книг нам говорят с самого детства. И это не пустые слова: чтение способствует повышению активности мозга в противоположность просмотру телевизора. Книги помогают развиваться фантазии. Под стать им действуют кроссворды, ребусы, игры на логику, шахматы. Они стимулируют мышление, заставляют нас пользоваться теми возможностями головного мозга, которые обычно не востребованы.

Физические упражнения

На сколько работает человеческий мозг, на всю мощность или нет, зависит и от нагрузки на все тело. Доказано, что физические тренировки за счет обогащения крови кислородом положительно сказываются на активности мозга. Кроме того, удовольствие, которое получает тело в процессе регулярных упражнений, улучшает общее состояние и настроение.

Существует большое число способов повысить активность головного мозга. Среди них есть и специально разработанные, и крайне простые, к которым мы, сами того не зная, прибегаем каждый день. Главное — это последовательность и регулярность. Если сделать каждое упражнение по разу, существенного эффекта не последует. Ощущение дискомфорта, возникающее вначале - не повод бросать, а сигнал, что это упражнение заставляет мозг работать.

В динамичную эпоху жесточайшей конкуренции и обильной информации успех личности во всех сферах жизни напрямую зависит от размеров интеллектуального капитала. Однако постоянные перегрузки и хронические стрессы не способствуют ясности мышления и высокой производительности головного мозга.
Неспособность сконцентрировать внимание, мышечная слабость, безучастность к происходящим событиям, утрата интереса к увлекательным мероприятиям – отчетливые симптомы ухудшения функционирования мозга. На такие сигналы можно не обращать пристального внимания, если эти признаки возникают в вечерние часы после напряженного рабочего дня или они появляются в период вирусного заболевания.

Однако если такие симптомы начинают одолевать после полноценного ночного отдыха и постоянно мешают привычной деятельности, необходимо принять меры для активизации работы мозга.

Мозг человека – удивительный орган, тайны которого до сей поры изучены не полностью. Несмотря на то, что на работу «главного компьютера» человека оказывает влияние некоторая доля генетических факторов, функции мозга необходимо ежедневно совершенствовать: развивать память, улучшать способности к концентрации, шлифовать логику и анализ.
В случае пренебрежительного отношения индивидуума к своему организму первые признаки снижения производительности мозга появятся, не дожидаясь преклонного возраста. Подтверждено многочисленными исследованиями, что у людей старше 40 лет постепенно ухудшаются когнитивные и мнестические функции.
Некоторым зрелым особам становится все труднее сосредоточиться на одном задание. Им все сложнее удержать в голове важные детали задачи. Более трудоемким занятием становится четкое изложение своих мыслей, проведение необходимого анализа, составление логического вывода.

Ухудшение производительности «главного компьютера – нельзя считать нормой. Установлено, что сохранить ясность ума и прекрасную память можно до глубокой старости, если не пускать процесс биологического увядания на самотек, вести правильный образ жизни и ежедневно тренировать свой мозг.

Причины снижения работоспособности мозга
Не всегда причина падения производительности мозга – естественные возрастные изменения организма. Существует огромный ряд факторов, влияющих на мозговую активность, которые актуальны и для людей трудоспособного возраста, и для детской аудитории. Опишем основные причины падения производительности мозга.

Фактор 1. Хроническое стрессовое состояние или однократное психическое напряжение
Длительное действие негативных внешних факторов или одноразовая сильная нервная встряска, ощущение иррациональной тревоги или внезапный испуг вызывает разрушение клеток нервной системы и препятствует формирования новых нейронных связей. Следствием этого является ухудшение качества всех познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия и ощущений.

Фактор 2. Недостаток сна
Депривация сна уменьшает способности личности к концентрации внимания, вызывает провалы в памяти, является причиной неясной речи, инициирует замедление всех реакций. Можно утверждать, что лишение человека сна – страшная пытка, коварная серьезными последствиями в соматическом здоровье и психической сфере.

Фактор 3. Депрессивные состояния
При депрессии наблюдается значительное снижение синтеза нейромедиатора серотонина, что вызывает не только подавленное состояние, но и «награждает» особу когнитивными нарушениями, препятствуют качественной интеллектуальной деятельности. Падение уровня другого нейромедиатора – дофамина инициирует значительный дефицит внимания, снижение объема рабочей памяти, угнетение исполнительных функций.

Фактор 4. Нарушение функционирования щитовидной железы
Недостаточное производство гормонов щитовидной железы приводит к задержке психического и физического развития у детей, вызывает существенное ухудшение интеллектуальных способностей у взрослых. От дефицита таких гормонов страдает весь головной мозг, включая отделы, отвечающие за внимание и память.

Фактор 5. Недостаток или переизбыток эстрогена
Усиленная или недостаточная выработка женского гормона эстрогена может вызвать колоссальные сбои в функционировании головного мозга. Несоответствующий уровень содержания этого гормона является причиной резкого ухудшения памяти, снижения способности к сосредоточению.

Фактор 6. Злоупотребление спиртными напитками
Чрезмерное употребление алкоголя имеет далеко идущие негативные последствия для состояния мозга. Алкоголизм – это провалы памяти, помутнение сознания, органические изменения мозговых клеток, сжатие мозга и, как следствие, – психоз Корсакова и полный распад личности.

Фактор 7. Черепно-мозговые травмы
Плачевные следствия травм головы могут проявиться как мгновенно, так и спустя продолжительный срок. Распространенные осложнения черепно-мозговых травм: нечеткость речи, выраженное снижение интеллекта.

Фактор 8. Сосудистые патологии
Хронические сосудистые нарушения или острое нарушение кровоснабжения головного мозга крайне негативно отражаются на функционировании «главного компьютера». Проблемы с сосудами являются причиной ухудшения интегративной деятельности мозга, препятствует консолидации памяти, затрудняет процессы обучения.

Как повысить производительность мозга: тренировка ума
Чтобы иметь подтянутую атлетическую фигуру необходимо регулярно тренироваться, обеспечивая мышцам разумную долю нагрузки. Это утверждение справедливо и для высокого уровня высшей нервной деятельности, для отличных показателей интеллектуальных способностей, для отсутствия проблем с когнитивными функциями и памятью: следует регулярно тренировать головной мозг.

Правило 1. Ежедневно выполняем зарядку для ума

  • Стараемся запомнить максимум новой информации, для этого заучиваем наизусть стихи, анекдоты, отрывки из художественной литературы.
  • Приступаем к изучению нового иностранного языка.
  • Разгадываем ребусы, кроссворды.
  • Решаем логические и математические задачи.
  • Играем в настольные игры, условия которых требуют логики и анализа.
  • Вместо калькулятора выполняем арифметические подсчеты в уме.
  • Мысленно прокладываем маршрут к месту назначения, не используем навигатор.
  • Пытаемся вспомнить требуемый телефонный номер, не заглядывая в список контактов в телефоне.
  • Вспоминаем и записываем на листе бумаге дни рождения родственников и друзей.
  • После просмотра кинофильма пересказываем сюжет, называем имена актеров.
  • Записываем и заучиваем необычные высказывания и остроумные цитаты.
  • В вечернее время восстанавливаем последовательность событий дня и анализируем произошедшие события.
  • Перечисляем фамилии известных писателей, поэтов, художников.
  • Делаем попытки назвать как можно больше понятий из одной сферы, например: перечисляем все известные виды животных.
  • Играем в компьютерные игры, требующие внимания, например: поиск спрятанных вещей.

  • Правило 2. Включаем в рацион пищу для мозгов
    Повысить качество мозговой деятельности сможет корректировка своего рациона. Ученые установили, какие продукты способствуют максимальной активности мозга и увеличивают интеллектуальный потенциал человека. В числе незаменимых для мозга компонентов следующие продукты.
  • Мускатный виноград содержит антоцианы – вещества, обеспечивающие протекание метаболических процессов в организме.
  • Яблоки способны устранить дефекты нервной системы. Они являются мощным очистителем крови и препятствуют деформации сосудистых стенок, что благоприятно сказывается на продуктивности мозговой деятельности.
  • Холин, именуемый также витамин В4, обладает выраженным антиатеросклеротическим и ноотропным действием, улучшает метаболические процессы в нервной ткани. Самый щедрый на холин продукт – яичный желток.
  • Улучшить производительность головного мозга способны омега-3 полиненасыщенные жирные кислоты, которые содержатся в морепродуктах и морской рыбе, например: в лососи.
  • Ценный продукт для качественного функционирования «главного компьютера» – фолиевая кислота, на которую богата листовая зелень, например: шпинат.
  • Предотвратить естественные возрастные изменения вполне под силу мощному антиоксиданту – токоферолу. Ценные продукты, содержащие витамин Е, – оливковое, подсолнечное, кукурузное масло.
  • Источник энергии для мозговой ткани – таурин. Максимальное содержание этой аминокислоты определяется в мясе индейки, цыпленка, тунца, в сырой красной рыбе и устрицах.
  • Защитить нейроны от разрушения способно регулярное употребление зеленого чая.
  • Грецкий орех предотвратит развитие гипертонии, атеросклероза, ишемической болезни сердца.

  • Правило 3. Избавляемся от вредных привычек
    Об ущербе, который приносит здоровью табакокурение и злоупотребление спиртными напитками, написано немало трактатов. Однако существуют персоны, которые искренне убеждены, что алкоголь и сигарета помогают им думать лучше и быстрее. Ошибочность такой точки зрения доказана в результате многочисленных научных исследований.
    Табак и этанол – ложные активаторы мозговой деятельности, которые на кратковременный срок создают иллюзию того, что мозг начал функционировать продуктивнее. На самом деле эти вредные привычки приводят к разрушению существующих нейронных связей, из-за чего ухудшаются когнитивные и мнестические функции психики. Вывод прост: чтобы повысить производительность мозга необходимо раз и навсегда распрощаться с пагубными пристрастиями.

    Правило 4. Энергично двигаемся
    Энергичные физические упражнения, пешая прогулка быстрым шагом, плавание, езда на велосипеде активизируют работу всех систем организма. Благодаря ежедневной получасовой зарядке удается добиться улучшения эластичности кровеносных сосудов, усилить кровообращение и циркуляцию лимфы, естественным путем очистить организм от шлаков и токсинов. Физические упражнения стимулируют восстановление нервной ткани, способствуют появлению новых нейронных связей, что, в конечном итоге, благоприятно отразиться на работоспособности мозга.

    Правило 5. Проводим массаж головы
    Ежедневный массаж головы и воротниковой зоны усиливает кровообращение в сосудах головного мозга и способствует венозному оттоку. Идеальный вариант – один раз в сезон посещать салон профессионального массажиста, а в остальное время выполнять массаж самостоятельно. Выполнять процедуру можно и классическим способом – руками, и, используя специальное устройство – массажер. Улучшить циркуляцию крови способно элементарное расчесывание волос щеткой в течение 10 минут.

    Правило 6. Используем цветотерапию, применяем эфирные масла
    Установлено, что каждый конкретный цвет оказывает определенное действие на функционирование организма. Некоторые оттенки возбуждают нервную систему и активизируют работу мозга, другие успокаивают и умиротворяют. Улучшить производительность головного мозга способна картинка, выполненная в ярких желтых тонах – этот цвет существенно улучшает интеллектуальные способности личности. Насыщенный оранжевый цвет станет эффективным стимулятором для достижения новых высот и самоутверждения.

    Достигнуть прогресса в работоспособности мозга можно с помощью ароматерапии. Натуральные эфирные масла с цитрусовым ароматом и запахом древесины оказывают тонизирующее действие на организм, способствуя развитию когнитивных функций.

    Правило 7. Развиваем свои способности
    Чтобы открыть свои скрытые таланты используем проверенный прием: на непродолжительное время блокируем один из каналов восприятия. Мы можем принимать пищу с закрытыми глазами, чистить зубы или расчесываться левой рукой. Стараемся, закрыв глаза, определить предмет на ощупь и распознать продукт по запаху. Также развиваем способность к амбидекстрии – тренируем функции обеих рук, например: рисуем геометрические фигуры двумя руками одновременно.

    121 совет как быстрее думать, улучшить память, лучше усваивать информацию и использовать весь потенциал своего мозга.

    1. Решайте загадки и головоломки.
    2. Развивайте амбидекстрию (двуправорукость, способность одинаково хорошо владеть правой и левой рукой). Старайтесь чистить зубы, расчесывать волосы, манипулировать компьютерной мышью своей неосновной рукой. Пишите обеими руками одновременно. Меняйте руки во время еды при пользовании ножом и вилкой.
    3. Работайте с двусмысленностью, неопределенностью. Научитесь наслаждаться такими вещами, как парадоксы и .
    4. Изучайте интеллект-карты (mind mapping) (прим.: диаграмма связей, способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем).
    5. Блокируйте одно или несколько ощущений. Ешьте с завязанными глазами, затыкайте на время уши тампонами, принимайте душ с закрытыми глазами.
    6. Развивайте сравнительные вкусовые ощущения. Учитесь полноценно чувствовать, смаковать вино, шоколад, пиво, сыр и что-нибудь еще.
    7. Ищите области пересечения между на первый взгляд не связанными между собой вещами.
    8. Учитесь пользоваться клавиатурами с разным расположением клавиш (научитесь печатать вслепую).
    9. Придумывайте новые способы применения для обычных предметов. Сколько разных способов вы можете придумать, например, для гвоздя? Десять? Сто?
    10. Изменяйте свои привычные представления на противоположные.

    11. Изучайте техники развития творчества.
    12. Не останавливайтесь на очевидном, устремляйтесь мысленно дальше первого, «верного» ответа на вопрос.
    13. Изменяйте установленный порядок вещей. Задавайте себе вопрос «А что если?..»
    14. Бегайте, резвитесь!
    15. Переверните картины, фотографии вверх ногами.
    16. Развивайте критическое мышление. Опровергайте распространенные заблуждения .
    17. Изучайте логику. Решайте логические задачи.
    18. Изучите научный способ мышления.
    19. Рисуйте, чертите автоматически. Вам не нужно быть для этого художником.
    20. Мыслите позитивно.

    21. Займитесь каким-нибудь видом искусства – скульптурой, живописью, музыкой – или испытайте себя в каком-либо другом творчестве.
    22. Изучайте искусство показывать фокусы, развивайте ловкость рук.
    23. Ешьте продукты, полезные для мозга.
    24. Стремитесь к тому, чтобы постоянно испытывать легкое чувство голода.
    25. Занимайтесь физическими упражнениями!
    26. Сидите прямо.
    27. Пейте много воды.
    28. Глубоко дышите.
    29. Смейтесь!
    30. Разнообразьте виды деятельности. Выберите для себя увлечение, хобби.

    31. Заботьтесь о хорошем сне.
    32. Практикуйте короткий сон.
    33. Слушайте музыку.
    34. Объявите войну своей склонности к отсрочкам, промедлению.
    35. Ограничивайте себя в применении техники.
    36. Изучайте материалы по изучению мозга.
    37. Смените одежду. Ходите босиком.
    38. Совершенствуйтесь в беседах с самим собой.
    39. Станьте проще!
    40. Играйте в шахматы или другие настольные игры.

    41. Играйте в игры «для ума». Судоки, кроссворды и бесчисленное множество других игр к вашим услугам.
    42. Будьте непосредственны, как дети!
    43. Играйте в видео игры.
    44. Развивайте чувство юмора! Пишите или сочиняйте шутки.
    45. Составьте Список 100 (прим.: техника для генерации идей, обнаружения скрытых проблем или принятия решений).
    46. Используйте метод Квота Идей (Idea Quota) (прим.: метод составления в течение дня предварительного списка идей).
    47. Рассматривайте каждую идею, приходящую к вам. Составьте банк идей.
    48. Позвольте своим идеям развиваться. Возвращайтесь к каждой из них через определенные промежутки времени.
    49. Проводите «тематическое наблюдение». Постарайтесь, например, отмечать предметы красного цвета как можно чаще в течение дня. Отмечайте автомобили конкретной марки. Выберите тему и концентрируйтесь на ней.
    50. Ведите дневник.

    51. Изучайте иностранные языки.
    52. Ешьте в разных ресторанах – предпочтение национальным ресторанам.
    53. Изучайте компьютерное программирование.
    54. Читайте длинные слова наоборот. !еинеджуборП
    55. Измените свое окружение – измените место расположения предметов, мебели, переезжайте куда-нибудь.
    56. Пишите! Пишите рассказы, поэзию, заведите блог.
    57. Изучайте язык символов.
    58. Изучайте искусство игры на музыкальных инструментах.
    59. Посещайте музеи.
    60. Изучайте функционирование мозга.

    61. Изучайте технику быстрого чтения.
    62. Определите свой стиль обучения.
    63. Учитесь методу определения дней недели для любой даты!
    64. Старайтесь по ощущениям оценивать промежутки времени.
    65. «Приблизительный расчёт». Чего больше – листьев в лесах Амазонки или нейронных связей в мозгу?
    66. Подружитесь с математикой. Боритесь с «неумением считать».
    67. Стройте Дворцы Памяти.
    68. Изучайте систему образного мышления для развития памяти.
    69. Занимайтесь сексом (Извините, здесь без комментариев!
    70. Запоминайте имена людей.

    71. Медитируйте. Тренируйте концентрацию внимания и полное отсутствие мыслей.
    72. Смотрите фильмы разных жанров.
    73. Откажитесь от телевизора.
    74. Учитесь концентрироваться.
    75. Будьте в контакте с природой.
    76. Мысленно решайте математические задачи.
    77. Откажитесь от спешки.
    78. Измените привычную скорость различных видов деятельности.
    79. Делайте только одно дело за раз.
    80. Развивайте любознательность.

    81. Примерьте на себя чужое сознание. Как бы, по-вашему, другие люди думали на вашем месте, решали ваши проблемы? Как бы глупец повел себя на вашем месте?
    82. Культивируйте созерцательное отношение к миру.
    83. Находите время для уединения и релаксации.
    84. Настраивайтесь на непрерывное обучение в течение всей своей жизни.
    85. Путешествуйте за рубежом. Знакомьтесь с образом жизни людей других стран.
    86. Изучайте гениев (Леонардо – отличная компания для вас!)
    87. Создайте круг надежных друзей.
    88. Ищите соперничества.
    89. Не стоит общаться лишь с единомышленниками. Окружайте себя людьми, чье мировоззрение отличается от вашего.
    90. Участвуйте в мозговых штурмах!

    91. Ищите корни всех проблем.
    92. Изменяйте способы планирования будущего: кратковременное/долговременное, коллективное/индивидуальное.
    93. Коллекционируйте цитаты известных людей.
    94. Измените средство общения: используйте бумагу вместо компьютера, голосовую запись вместо письма.
    95. Читайте классиков.
    96. Совершенствуйте искусство чтения. Эффективное чтение – это искусство, развивайте его.
    97. Составляйте краткое содержание книг.
    98. Развивайте самосознание.
    99. Высказывайте свои проблемы вслух.
    100. Описывайте свои ощущения в мельчайших деталях.

    101. Используйте метод Брайля. Начните со счета этажей, когда будете подниматься на лифте.
    102. Приобретите произведение искусства, которое встряхнет вас. Стимулируйте, провоцируйте ощущения и мысли.
    103. Используйте различные парфюмерные ароматы.
    104. Смешивайте ощущения. Сколько весит розовый цвет? Как звучит запах лаванды?
    105. Спорьте! Защищайте свои доводы. Попытайтесь также принять точку зрения оппонента.
    106. Используйте метод тайм-боксинга (прим.: метод фиксирования определенного промежутка времени для выполнения задания или группы заданий).
    107. Уделяйте время развитию мозга.
    108. Создайте мысленное святилище (прим.: место, которое существует только в вашем воображении).
    109. Будьте любопытными!
    110. Бросайте вызов самому себе.

    111. Развивайте искусство визуализации. Уделяйте этому минимум 5 минут в день.
    112. Записывайте свои сны. Заведите блокнот и первым делом утром, или когда проснетесь, записывайте сны.
    113. Обучайтесь осознанным сновидениям.
    114. Заведите словарь интересных слов. Создавайте собственные слова.
    115. Ищите метафоры. Связывайте абстрактные и конкретные концепции.
    116. Управляйте стрессом.
    117. Осваивайте метод случайного ввода информации. Выписывайте случайные слова из журнала. Читай наугад выбранные сайты.
    118. Идите каждый день разным маршрутом. Меняйте улицы, по которым вы идете на работу, бегаете трусцой или возвращаетесь домой.
    119. Устанавливайте различные операционные системы на ваш ПК.
    120. Развивайте словарный запас.
    121. Добивайтесь большего, чем предполагали.

    Цель йоги – самадхи, непрерывное погружение, слияние ума с внутренней оболочкой тела души. Эта оболочка – бессмертное духовное тело, которое, постоянно воплощаясь, меняет смертные физические тела. Оно хранит в себе полное знание о мироздании и его истоках, оно – свободно и самодостаточно, наполнено нескончаемой радостью своего собственного бытия.

    Проблема в том, что у человека отсутствует осознанный контакт с телом души. Мы не рождаемся духовно пробужденными, а процесс такого пробуждения требует времени и практики.

    Чтобы осознать внутреннее тело, человек с помощью йоги должен научиться контролировать все внешние оболочки (ментальное, физическое и витальное тела), которые скрывают то, что находится за ними и незримо их поддерживает.

    Существуют многочисленные методы, их цель – связать внешнее сознание (ум и чувства) с внутренним телом. Высвободить потенциал сознания, сформированный внешними действиями.

    Для этого применяются методы, использующие концентрацию на разных объектах. Наиболее распространённым способом такой концентрации является тратака или дришти.

    Эта техника применяется для удержания сознания на отражённом от объекта свете. Суть в том, чтобы непрерывно созерцать отражённый свет, удерживая ум в постоянной концентрации. Через оптические нервы сигнал от глаз передаётся в таламус и затем в гипофиз. При продолжительном и регулярном процессе такой садханы происходит включение функций гипофиза, таламуса и желудочков мозга. Этот процесс активизирует также пробуждение функции третьего глаза – шишковидной железы. Параллельно происходит «отключение» сознания от внешних форм деятельности органов чувств и прекращение стимуляции мозга через внешние объекты. Это состояние известно как пратьяхара (пратья – восприятие хара – смешать, удалять, прекращать). В дальнейшем процесс приводит сознание к полному раскрытию и возможности видеть и воспринимать феномены, независимые от физиологической и предметной реальности внешних объектов.

    Ключевыми механизмами переключения восприятия, задействованными в йоге, являются следующие разделы мозга и нервной системы: таламус, гипоталамус, гипофиз, мозжечок, четыре желудочка мозга.

    Аспекты физиологической эволюции разделов мозга в духовной практике – тема весьма сложная для обсуждения по двум причинам: 1) наука не располагает объективными и достоверными сведениями о скрытом потенциале мозга; 2) наука рассматривает функционирование мозга лишь в контексте общепринятых научных теорий.

    В то же время йога как знание уже обладает информацией по раскрытию способностей мозга, которой нет в общепризнанных научных исследованиях.

    Внутренние и внешние процессы развития мозга и нервной системы в йоге происходят совершенно иначе и с другой интенсивностью, чем при обычном образе жизни, и сами практики, при которых происходит пробуждение сознания, требуют немалого времени и усилий. Недостаток времени и мотивации – наибольшая проблема для освоения этого рода методов.

    Христос сказал: «Когда око будет едино, тело будет полно света». Йоги воспринимают контекст данной фразы как указание на метод созерцания – дришти.

    Айтарея упанишада говорит о том, что душа входит в тела через брахма рандхру – отверстие в макушке головы и пребывает там до момента смерти.

    В обычном состоянии душа проявляет себя через зрительные ощущения - оптические нервы таламуса соединяют глаза с мозгом. Возможность видеть – работа не глаз, а мозга.

    Единое око – это потенциал сознания, способный видеть все объекты в свете тела души.

    Адепты йоги уверены в том, что мозг человека подобен эмбриону, возможности которого задействованы на 2-3 процента. И полноценные способности мозга можно раскрыть йогой, пробуждая один за другим определённые его отделы, а также также блокируя деятельность других отделов, которые выбрасывают сознание вовне. Ключевыми являются продолговатый мозг, гипофиз, таламус, гипоталамус и шишковидная железа.

    Священные тексты упоминают о древе жизни, это древо жизни – мозг и нервная система. Это дерево растет ветвями вниз, а корни его уходят вверх в головной мозг. Отделы мозга, отвечающие за динамичную деятельность сознания, подобны ступам колеса – от лобных до затылочных долей. Здесь все центры: слуха, зрения, осязания, обоняния, инстинктивной и интеллектуальной активности.

    В процессе йоги одни функции блокируются, другие развиваются. Шишковидная железа воздействует на гипоталамус. Он, в свою очередь, замедляет и переключает сознание с внешних объектов на внутренние процессы. Шишковидная железа располагается в центре головы, немного выше и за гипофизом. Шишковидная железа – это рудиментарный орган, который в состоянии медленно эволюционировать. По мнению учёных, «третий глаз» – это архаизм, и все заявления о его функционировании лишены научного обоснования. Этот орган (шишковидная железа) величиной меньше горошины вообще невозможно идентифицировать как самостоятельный отдел мозга.

    Третий желудочек мозга является местом её пребывания. Возможность чувствовать феномен «третьего глаза» происходит через пробуждение области шишковидной железы.

    Импульсы, получаемые в процессе концентрации, передаются в шишковидную железу и третий желудочек мозга, где все органические функции и психические силы ментального тела соединяются. Концентрация может выполняться на свече или на ее отраженном свете. Но сама по себе техника требует пояснения.

    С одной стороны, внешняя система органов чувств и питаемый ей ум блокируются гипоталамусом, с другой – вся психическая сила человека начинает генерироваться внутри.

    Что подразумевают йоги под развитием сознания? – Возможность ума подниматься над ощущениями.

    Внутри мозга существуют как женские, так и мужские элементы. Ими являются гипофиз и шишковидная железа. Их соединение и есть ардха наришвара (форма Бога, где половина – мужское, половина – женское тело) – самодостаточная форма сознания, у которой нет необходимости в половой идентификации. Практикой йоги достигается единство, гармония этих двух начал внутри мозга. Йогину это даёт состояние естественной брахмачарьи – внутренней самодостаточности и состояния любви, не обусловленной инстинктом продолжения рода и притяжением объектами противоположного пола.

    Сожжение Камы (Бога любви) Шивой – символ трансформации сексуального желания в сверхспособности. Чувственная информация передаётся через взгляд и поэтому развитие центра желания тесно связано с развитием зрительного восприятия.

    Внутренняя свобода – это плод интуиции, в случае, когда гипофиз и шишковидная железа будут полностью развиты, их совместные вибрации откроют способность пробуждения «глаза души».

    Тайтирия упанишада провозглашает: «Эта древняя йога известна нам от тех риши, которые передали её нам. Ты должен медитировать на том, кто присутствует в Агни как Bhuh, в воздухе как Бхувах, в Солнце как Svah, в Брахмане как Махат». В ведах – это три мира: 1) грубых форм материи, 2) промежуточная сфера, 3) духовные и сверхсознательные сферы (Маха, Джана и Тапа локи). В физическом теле существуют определённые соответствия этим сферам.

    Агни (Огонь) – это таламус, который находится в первом желудочке мозга. Сурья (Солнце) – это полосатое тело (corpus striatum), второй желудочек. Махат (Разум), находящийся в брахмарандхре, – шишковидная железа, третий желудочек. Вайю (воздух) – продолговатый мозг, четвёртый желудочек. Один из наиболее ценных манускриптов Шива йоги считает главными эти четыре отдела.

    В процессе роста мозг раскрывается из небольшой нервной трубки в три грушевидные полости: передний мозг, средний мозг и задний мозг. Он продолжает рост, пока все слои до конца не сформируются. Изначальная нейронная трубка обладает структурой углубления, поэтому позвоночник (спинной мозг) имеет форму трубки. Углубления прежней трубки существуют в мозговых полушариях как два углубления – боковые ответвления. Далее третий желудочек развивается между двух больших по объёму масс нервных клеток, которые лежат в основании переднего мозга и называются талами. Средний мозг – маленький, он соединяет два полушария с задним мозгом; проход, идущий через средний мозг, называется варолиевым мостом. Он соединяет третий желудочек с четвёртым, затем он развивается в четвёртый желудочек, соединённый с задним мозгом. С заднего мозга количество важных структур множится. Нервная ткань, соединяющая два полушария, соединяет мозжечок и два полушария мозга. Если сравнивать мозг с деревом, то его стволом будет спинной мозг, который продолжается, переходя в продолговатый мозг внутри головы. Продолговатый мозг – это область пребывания главной праны (сушумна и её окончание). Это сила, содержащая в себе и поддерживающая все области и жизненные силы.

    Сенсорные впечатления зрения мозг трансформирует в видение.

    Мозг напоминает ствол дерева, из которого по бокам вырастают две кроны – правое и левое полушария. Если мы пойдём по дереву дальше, внутрь головы, мы обнаружим желудочки мозга – важные центры, управляющие деятельностью полушарий, которые представляют собой железы, формы серого и белого вещества, примыкающие к правому и левому полушариям.

    Активность внешних чувств: зрения, слуха, обоняния и осязания, регулируется областями, распространяющимися от затылка к лобным долям полушарий, это семь спиц «колеса жизни». На тонком уровне есть также связь отделов мозга с функциями чакр.

    Гипофиз

    Задачей гипофиза является развитие тела в соответствии с развитием в нём сознания. Это и процессы роста тела по мере его взросления и процессы реакций. Активность гипофиза управляется через третий желудочек мозга и область шишковидной железы.

    У гипофиза существуют передние и задние доли. Шишковидная железа связана с задней долей гипофиза. Гипофиз управляет системой всех желёз тела. Третий желудочек мозга – узкий проход, находящийся в основании полушарий и затем разветвляющийся на две области. Шишковидная железа располагается за узким проходом до разветвления и представляет собой узелок нервной ткани и серого вещества. Область шишковидной железы располагается за четверохолмием (corpora quadrigemina), относящимся к области среднего мозга.

    Гипофиз является наиболее важной частью, так как он создаёт настрой и согласует деятельность разных желёз тела, контролирует биоритмы и процессы развития тела. Он же приводит в действие генетическую программу полового созревания тела и сам момент включения в определённом возрасте половых гормонов. Шишковидная железа, воздействуя на гипофиз, замедляет процессы включения этой функции и позволяет сознанию создать барьер между реакцией гормонов и решением.

    Шишковидная железа

    У значительной части людей этот орган находится в рудиментарном состоянии, хотя в ряде случаев он может эволюционировать. В своём полном развитии он помогает адептам йоги воспринимать феномен времени как постоянную величину, а не фрагменты из прошлого настоящего и будущего. Время существует на материальном уровне как математическая величина. В индивидуальном опыте его восприятие может ускоряться или замедляться и даже останавливаться. Тексты йоги описывают шишковидную железу как «третий глаз», который символически изображается на лбу. Известны изображения Шивы с «третьим глазом» в форме пламени. В обычных людях функция «третьего глаза» полностью утрачена из-за сексуальных пристрастий, так как развитие этого центра возможно, только если ум свободен от влияния страсти, и тонкая энергия, которая уходит на секс, будет генерироваться внутри мозга. Если человек пресечёт склонность к похоти, возможна дальнейшая эволюция этого центра. Эту область можно развить до определённого уровня активности, и в этом случае уму открывается его вселенское измерение. Полный процесс Дришти йоги – это открытие такого измерения.

    Открытие «третьего глаза» – это раскрытие функции шишковидной железы так же, как и функций гипофиза, таламуса и гипоталамуса и других желудочков мозга, которые управляют режимом мышления и функциями всей высшей нервной деятельности. Создаются новые нейронные связи, и все эти отделы мозга в совокупности формируют совершенно иной способ восприятия реальности.

    Тем не менее, область вселенской мысли не ограничена лишь человеческим восприятием. Человеческая мысль могла появиться лишь в результате сдерживания действия и управления реакциями между побуждением и реализацией действия. У животных такой функции нет, так как они управляются инстинктивным разумом.

    Эволюционируя, ум смещается с ориентации на внешние объекты, достигая полной интроверсии. Внешний мир как бы исчезает, мозг вбирает в себя силы и органические функции, концентрируя их энергию в области шишковидной железы.

    Существуют некоторые сходства и различия между дришти йогой и кундалини йогой.

    Кундалини спит – и «третий глаз» спит. Область кундалини – это тазовое сплетение, область «третьего глаза» – область мозга. Процесс пробуждения кундалини связан с усилиями и тяжёлой работой по раскрытию центров всего тела. Для такого пробуждения необходима вся жизненная энергия, которая накапливается благодаря практике пранаям.

    Дришти (созерцание) связана лишь с пробуждением нескольких областей мозга.

    Пробуждённая кундалини достигает причинного тела, которое имеет форму буквы «О» и соединяется с ним. Дришти йога практически отключает ментальное тело от физического носителя, воздействуя исключительно на те центры, которые связаны с высшей нервной деятельностью. «Вытягивание» астрального и ментального тела происходит без активных действий телом или активного контроля дыхания.

    Существует несколько обоснований, когда отдельные методы йоги являются препятствиями для других. Например: хатха йога, практика асан и методы дыхания «сажают» сознание обратно в тело, заставляя тело отождествляться с ментальными и эмоциональными импульсами. Прорабатывая и встречая импульсы на пути в теле, сознание создает поток, включающий витальные энергии и праны. Ум при этом встречается с разными видами опыта и проходит полностью через все подсознательные и сознательные сферы.

    Формы дришти йоги – это способ входа в тело света без погружения в физическое и психическое подсознантельное. Термин Шива йога предполагает проработку психо-эмоциональной кармы в контексте традиции вира шиваизма, интенсивного поклонения – как внутреннего, так внешнего.

    При созерцании (дришти) пробуждается канал связи с телом души внутри мозга и связывает его физиологические функции тела с телом души, пребывающим в области третьего желудочка мозга. Постоянный процесс дришти (концентрации) на «третьем глазе» через оптические нервы таламуса постепенно приводит обыденное сознание к открытию этой области.

    По сути, дришти йога используется один центр и связку центров аджна – сахасрара, который вытягивает все астральное тело.

    Формы кундалини йоги также задействуют дришти – непрерывное удержание сознания в определённой точке, сопровождая данный процесс контролем дыхания. Удержание объекта происходит на фоне изменения физиологии процесса дыхания. Этот процесс включает интенсивные пранаямы мудры и бандхи.

    В йоге методы концентрации и медитации часто содержат «стхана кальпану» – визуализацию процесса движения энергии и представление тонких центров, которые человек начинает чувствовать по мере продвижения в технике. Стхана – установка, удержание. Кальпана – воображение, представление объекта - когда в физическом теле представляются каналы и объекты, раскрытие которых только предстоит. Если практика регулярна, то воображение – кальпана – превращается в дхарану и дхьяну. В случае пранаямы и концентрации это не ментальный, а физиологический процесс.

    Другая проблема в том, что для того, чтобы предаться медитации и созерцанию, нужно уже обладать устойчивым умом и пробужденным тонким телом. Условия для успешной медитации, когда техники созерцания по настоящему начинают работать – это ретриты и многочасовые погружения. В обычной жизни мы можем «поддерживать форму» более или менее продолжительными занятиями, но основной опыт предусматривает «погружение в йогу». Не важно при этом, о какой конкретно традиции, линии или практике идет речь.

    Хатха йога и работа с физическим телом в известной степени пробуждают тонкие центры и каналы. Но, явно не до такой степени, чтобы полностью выкинуть сознание за пределы «карм ментального тела».

    Иногда в процессе практики люди могут неосознанно открывать каналы, которые выбрасывают в мозг образы. В центральном канале существует канал читрини (читра - картина), который отвечает за «мультфильмы сознания» и способность человека их видеть. Сознание может переводить содержание ума в образы и, напротив, облекать образы в ощущения в теле. Обычно это процесс не управляемый никак осознанно. Образы спонтанно формируются умом и передаются в ощущения тела и наоборот.

    Таламус и гипоталамус

    Четвёртый желудочек мозга управляет подсознательными функциями, такими, как температура тела, ритмы дыхания и сердцебиения. Его структура представляет собой массу серого вещества. Эта нервная ткань передаёт сигналы от органов и выходит из продолговатого мозга как блуждающий нерв.

    Блуждающий нерв управляет несколькими парами нервов - 12, это структура разветвляющихся нервов с основанием в области мозга, 8 из них являются его продолжением.

    Дыхательный процесс управляется блуждающим нервом, в котором существуют афферентные (чувствительные) и эфферентные (двигательные) волокна. Эти волокна управляют функциями произвольных и непроизвольных вдохов-выдохов и идут к лёгким (там заканчиваются окончания блуждающего нерва). Остановка выдоха и остановка вдоха также регулируются этими нервными тканями.

    Разрастание и сжатие, центробежные и центростремительные процессы, связанные с дыханием, управляются оттуда. Нервные волокна имеют основание в таламусе и полосатом теле, которые представляют собой массу серого вещества, оформленные в 4-й желудочек мозга. Центростремительные нервы таламуса описываются как языки пламени (Агни), так как они несут энергию от внешних впечатлений (в основном, зрительных) к главному сенсомоторному органу – таламусу.

    Нижняя часть заднего мозга

    В области четвёртого желудочка существует область четверохолмия, которая также побуждается к активности таламусом.

    Таламус активирует передний гипофиз, а полосатое тело (corpus striatum) – задний. Гипофиз связан с межбровьем – фокусная точка центра межбровья, которая отвечает за процессы сдерживания эмоциональной активности. Полосатое тело (corpus striatum) и таламус осуществляют связь между физическим и эфирным телами, контролируя гипофиз.

    Мозжечок – центр баланса физического тела и ориентации его в пространстве – располагается в области затылка. Мы не всегда можем управлять балансом тела с помощью сознательных усилий. Располагаясь в заднем мозге, мозжечок отвечает за навыки равновесия и ощущения тела в пространстве. Так, получая сигналы через мозг, нервная система автоматически отсылает их к спинномозговому отделу, мгновенно формируя реакцию.

    Высшая и индивидуальная воля и интуиция

    Инволюция сознания. Все процессы, проходящие в теле, направляются волей и интуицией – двумя аспектами сверхсознательной энергии. Когда в поле неразделённого сознания привносится индивидуализированное восприятие или Эго, высшая воля становится обычным витальным импульсом. Интуитивное и сверхсознательное знание становится частным процессом. Интегральное восприятие становится фрагментарным, делится в своём множестве, так как уже не направляется волей Высшего сознания, включающего в себя все элементы. Целостная картина разбивается на фрагменты, каждый из которых, взятый в ограниченном контексте, может быть противопоставлен другому фрагменту той же реальности.

    Из такого разделённого восприятия строятся частные знания. Инструмент Эго раскрывает знание в попытках присвоить себе то, чем не в состоянии управлять. Это интеллектуальный и инстинктивный ум, направляемый разделением. В состоянии такого разделения сознания мы не принадлежим сами себе, нашему истинному Я, а принадлежим ложной идентификации самих себя в форме Эго. Кто мы – мы не знаем, а то, что мы знаем – мы не в состоянии контролировать.

    Статья написана по материалам книги Шри Кумара Свами «Техника открытия третьего глаза». Дхарвар, Карнатака, Индия « Technique of opening the third eye» . Tapowan, Dharwar, 1985, Karnataka. INDIA

    Денис Заенчковский - ведущий преподаватель йоги в России, автор многочисленных обучающих фильмов по йоге, основатель московского Аштанга Йога Центра. Сайт:

    Когда мы начинаем заниматься самосовершенствованием, то всегда приходим к важной задаче – развитие интеллекта. Под это понятие можно подвести множество различных значений – память, скорость мышления или же внимание. Однако все это частности, а для эффективной тренировки ума крайне важен именно комплексный подход. Давайте в этой статье попробуем ответить на вопрос – как развить мозг.

    И прежде нам придется подумать о нашем мозге, как о наборе мышц, которые нужно натренировать. Так же, как мы тренируем наше тело, приходя в спортзал. Чтобы понять, как развить мозг на 100 процентов, потребуется небольшая научная справка. Ученые издавна пытаются понять, на сколько развит мозг человека – 4%, 5%, 10%. Все эти теории до сих пор не подтверждены, но факт остается фактом – мы используем мозг далеко не в полном объеме. И все равно люди вышли в космос, познают тайны генетики и квантовой физики. А что будет при освоении остальных возможностей, которые скрывает наш разум? Интригует, правда?

    Наш мозг состоит из огромного количества нейронов. Основная их функция – это работа с информацией: получение, проведение и передача другим клеткам. Чем больше в мозгу таких нейронов, тем больше информации он может хранить и обрабатывать. А если еще проще – чем больше мозг, тем существо умнее (размер имеет значение).

    Но человек не может похвастаться самым большим мозгом. Ведь есть на планете киты и слоны, чей мозг гораздо больше человеческого. Но все же, именно человек является самым разумным на планете. Почему так?

    В данном случае мы можем говорить, что киты и слоны потенциально обладают большими возможностями, нежели человек, но не могут ими воспользоваться из-за недостаточного количества энергии. Это как если бы у вас был гоночный автомобиль, но дорога, по которой вы едете не позволяла разогнаться свыше 30 км в час. Вы спросите – а почему обладатели большого мозга не способны воспользоваться его благами? Это важно знать, если мы хотим понять, как развить мозг.

    Согласно одной из научных теорий, все дело в еде и ее термической обработке, которая позволяет в несколько раз увеличить количество калорий от одного приема пищи. С учетом того, что мозг потребляет 1/3 всей энергии организма, становится понятно насколько важно правильное питание. Это первая важная деталь, которую стоит знать, прежде чем ответить на вопрос – как тренировать мозг. Идем дальше.

    В процессе обучения чему-либо между нейронами образуются так называемые синоптические связи. Они внешне напоминают мост из электричества. Чем чаще вы повторяете какое-то действие, тем сильнее эта связь. Более того, даже сами нейроны меняют свое направление, подобно конструктору, чтобы создать наиболее короткий путь для нервного импульса в мозгу. Это можно сравнить с построением новой удобной дороги.

    Из этого следует, что даже если вы гуманитарий, не сомневайтесь – при желании у вас есть возможность освоить физику и математику, ничем не хуже величайших ученых нашего времени, ведь нейроны у всех работают одинаково. От вас нужна лишь .

    С учетом вышесказанного мы можем сделать вывод о том, что для развития мозга нужно обеспечение достаточного количества энергии и регулярные упражнения. Здесь опять напрашивается аналогия с тренажерным залом. Давайте разберем, как развить способности мозга, и начнем с упражнений.

    Упражнения для развития мозга

    Как известно, наш мозг имеет левое – логическое полушарие, и правое – творческое. Для развития мозга важно гармонично нагружать оба полушария. Также есть и отдельные, «изолирующие упражнения», которые нацелены на создание новых синоптических связей между нейронами.

    Сначала давайте определим, какое из полушарий мозга у вас более развито. Как это сделать? Очень просто – посмотрите на картинку внизу. В какую сторону вращается девушка? Если по часовой стрелке, то правое полушарие мозга у вас превалирует. Если против часовой стрелки – то левое.

    На самом деле, при желании можно изменить направление вращения девушки. Если сразу это не получается, попробуйте воспользоваться изображениями ниже. Если взглянуть на левую или правую картинку, вы с легкостью сможете поменять направления движения танцовщицы в центре.

    Как развивать полушария мозга – синхронизация

    Очень важно синхронизировать работу полушарий, восстановить баланс, который обеспечивает максимальную отдачу и результативность. Для этого могу порекомендовать ряд интересных упражнений.

    Упражнение «Радуга»

    Начнем с того, что ломает мозг, но очень быстро синхронизирует оба полушария. Попробуйте назвать цвет каждого слова на картинке снизу.

    Упражнение «Великий дирижер»

    Можете представить, что вы дирижер в оркестре. Включите музыку, затем поднимите руки примерно на высоту плеч. Одна рука пусть будет несколько выше другой. И начинайте рисовать в воздухе восьмерку – оба кольца одновременно. От середины восьмерки левая рука должна продолжать круги влево и вверх, а правая – вправо и вверх. Потом повторите все обратном порядке.

    Упражнение «Путаница»

    Это упражнение многие делали еще в детстве, ради забавы. Положите правою ладонь себе на голову, а левую на живот, чуть выше пупка. А после начните похлопывать по голове правой рукой, а левой поглаживать живот круговыми движениями.

    Как развить левое полушарие мозга

    Как известно, левое полушарие отвечает за логическое мышление. А потому все, что задействует функции этой части мозга уже является тренировкой. Например, пробуйте играть в логические, интеллектуальные игры – шахматы, го, преферанс. Список можно продолжить, главное, что это не только интересно, но и полезно.

    В сети есть множество сайтов с увлекательными интерактивными упражнениями и задачами. Выбирайте любой на свое усмотрение. Вы с интересном обнаружите, что увлеклись и просто обязаны решить очередной квест, а в этот самый момент в вашей голове творится волшебство. И можно считать, что ответ на вопрос «как развить мозг» –у вас в кармане.

    Просто потрясающий эффект дадут точные науки, такие как математика или физика (теперь понимаете, для чего в школьной программе алгебра?). Пробуйте решать задачи или уравнения, изучайте формулы, хоть по полчаса каждый день. Через месяц вы удивитесь сами себе.

    Ну и наконец, почувствуйте себя темным властелином мира и постарайтесь разработать детальный план захвата власти на планете. Я не шучу. Главное здесь – построение логических цепочек. Можете выбрать и другой сценарий или же попробовать разобрать на логические составляющие фильм, книгу, историю.

    Как развить правое полушарие мозга

    Правое полушарие мозга отвечает за творческое, образное мышление. А потому, для его тренировки нам потребуется особая атмосфера и вдохновение. Методов развития может быть множество. Самый простой – лягте поудобнее и начните мечтать, ярко представляя каждую мысль.

    Пробуйте мысленно рисовать картины, стараясь как можно дольше удерживать в голове весь рисунок целиком, не давая ему истаивать. К слову, рисовать можно и не только мысленно, возьмите лист бумаги и творите. Не важно, художник вы или нет, главное – пробовать, это уже вызовет должное напряжение.

    Так же можно писать стихи или прозу, вести дневник. Прекрасно воздействует на правое полушарие игра на музыкальных инструментах или же прослушивание классической музыки (Вивальди, Бетховен, Чайковский).

    Нейробика

    Если упражнения для разных полушарий мозга комплексно напрягали нейроны, то сейчас мы будем действовать точечно и нацелимся на создание новых синоптических связей. Отличным помощником в этом станет нейробика – уникальная система тренировки мозга, которая задействует все пять физических чувств таким образом, чтобы встряхнуть ежедневную рутину. Этот оригинальный и в чем-то забавный метод развития мозга, позволяет активировать плохо развитые нервные связи, помогая улучшить гибкость ума. Эта техника важна на пути познания того, как развить мозг.

    • Включайте несколько органов чувств в ваши ежедневные дела – слушайте музыку и смотрите телевизор, чувствуйте прикосновение или капли дождя, при этом нюхайте запах цветов. В данном случае важно только комбинация органов чувств, а какие из них включать, решайте сами.
    • Попробуйте одеваться и раздеваться с закрытыми глазами. Ругаться будете только вначале, а дальше все начнет получаться. Вечером можете не включать свет в квартире, ориентируясь по памяти. Такие действия значительно повысят уровень внимания и концентрации.
    • Открывайте новые маршруты с работы или учебы, ведь привычная дорогая притупляет восприятие. Пользуйтесь каждой возможностью прогуляться по незнакомой улице. Так вы развиваете пространственную память.
    • Периодически меняйте рабочую руку. Переложите компьютерную мышь в левую руку (если вы правша), или проделайте тоже самое с расческой, когда причесываетесь. Пробуйте писать левой рукой хотя бы несколько строк в день. Это будет стимулировать проводящие пути и укрепит связь между полушариями мозга.
    • В создании синоптических связей вам помогут новые запахи. Кофе, булочка, парфюм, специи – все отлично работает, если запах новый для вас, пусть даже только слегка.
    • Всячески развивайте тактильные ощущения. Например, пробуйте различать номинал монеток или просто водите ладонью по любой поверхности, стараясь максимально ощущать ее.
    • Изучайте иностранные языки, это прекрасный способ тренировки головного мозга.

    Разумеется, вовсе не обязательно делать все упражнения. Уделяйте пол полчаса в день тренировке, это не так сложно, а потому будет просто себя заставить. Выбирайте те упражнения, которые вам нравятся, главное – подходить к занятиям комплексно.

    Питание

    То, что вы едите или пьете влияет не только на фигуру. Давайте пройдемся по списку продуктов, которые наиболее благотворно воздействуют на мозг.

    • Рыба. Насыщенна йодом и жирными кислотами омега-3. Употребление рыбы раз в день (100 грамм) повышает ясность ума и качество работы сосудов головного мозга. Значительно улучшается и скорость реакции.
    • Грецкие орехи. В них содержится лецитин, который улучшает работу мозга и активизирует память. Дневная норма – пять орехов, именно столько нужно для ускорения мыслительных процессов.
    • Какао. В своем составе бобы какао содержат антиоксидант флаванол, который улучшает кровообращение мозга и защищает его от окислительных процессов.
    • Черника. Это источник сильных антиоксидантов антоцианинов, которые защищают от возрастных заболеваний мозга. Существенно улучшают память и координацию.
    • Тыквенные семечки. Содержат большое количество цинка. Он улучшает память и заставляет мозг быстрее работать. В день стоит употреблять примерно 100-150 грамм семечек.
    • Помидоры. Очень полезные, так как содержат ликопен, который помогает устранить из организма свободные радикалы, вредящие мозгу.
    • Брокколи. Источник витамина К, который существенно улучшает работу мозга.
    • Яблоки. Имеют высокое содержание антиоксидантов, что помогает сохранить ясный ум.
    • Шпинат. Заряжает память и предупреждает сбои в работе нервной системы, вызванные старением.
    • Мед. Сладкое очень полезно для мозга, по сути представляет из себя топливо для нейронов.
    • Красное вино . Чрезвычайно богато антиокислителями, которые защищают мозг от свободных радикалов, инфарктов и возрастной потери памяти.

    Как развить мозг? Занимайтесь спортом!

    Здоровое питание – это только часть дела. Чтобы тренировать свой мозг и держать его в форме, вам потребуются физические упражнения. Ведь умеренная нагрузка тела способствует правильному формированию ткани мозга. Только не переусердствуйте, во всем нужна мера, чтобы не вызвать обратный эффект.

    Свет

    Очень важно помнить, что для хорошей умственной деятельности нужно поддерживать яркое освещение в помещении в течение всего дня. Конечно, лучше всего, чтобы это был именно солнечный свет.

    Книги, развивающие мозг

    Чтение очень помогает в деле развития мозга. Читайте почаще, это позволит развивать оба полушария и просто приятно провести время. Существуют и целые книги, направленные на изучение тематики развития мозга. Вот некоторые из них:

    • Интеллект-тренинг (А. Родионов).
    • Развивайте интеллект: Упражнения для развития творческого мышления, памяти, сообразительности и интеллекта (Ф. Картер).
    • Научите себя думать (Эдвардаде Боно).
    • Самоанализ (Л. Рон Хаббард).

    Свежий воздух

    Мозгу необходим кислород, а потому почаще бывайте на свежем воздухе. Старайтесь уделять прогулке хотя бы один час в день. Вы можете идти на работу или с работы, прогуливаться на перерыве или просто побродить вечерком. Главное – дышать свежим воздухом. По возможности проветривайте помещение, в котором находитесь, каждый глоток кислорода для мозга на вес золота.

    Вот мы и разобрались, как развить мозг. Все указанные упражнения и рекомендации весьма просты и доступны каждому, выберете то, что вам нравится больше всего и тренируйтесь. Упражнения можно и даже нужно чередовать, будет какое-то разнообразие. И главное, не забывайте, что ваш мозг – это источник безграничных возможностей, уделите им хотя бы полчаса в день, а потом наслаждайтесь результатом.