» » Деление клетки митоз 9 кл. Деление клетки. Митоз план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему. Урок: Деление клетки. Митоз

Деление клетки митоз 9 кл. Деление клетки. Митоз план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему. Урок: Деление клетки. Митоз

Биология 9 класс

Тема урока: «Деление клетки. Митоз»

Тип урок а : комплексное применение знаний и способов деятельности.

Цели :
- сформировать знания о значении деления клетки для роста, развития и размножения клетки и организма в целом;
- рассмотреть механизм митоза;
- охарактеризовать основные этапы жизненного и митотического цикла;
- выявить биологическое значение митоза.

Развивать умение находить общее, закономерности, отличное (формирует основы теоретического мышления), умение находить достоверную информацию в учебнике, анализировать, определять понятия, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, умение представлять информацию в виде схемы при изучении темы;

Осуществлять самооценку собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели.

Обеспечение урока: учебник, компьютер, интерактивная доска, тестовые задания.

Ход урока:

1.Организационный момент (1 мин.).

2. Актуализация знаний. Слайд 1 с темой урока не открывать, открыть слайд 2.

Для выяснения степени усвоения учащимися пройденного учебного материала и определения пробелов в знаниях проводит тест с последующей проверкой (вопросы выводятся на экран – слайд 3 ):

    Какие органоиды обозначены цифрами?

Ответ: 1- ЭПС, 2 – комплекс Гольджи, 3 – рибосомы, 4 – ядро, 5 – митохондрии.

2. Какой органоид вырабатывает энергию, используемую клетками? (5)

3 . Какой органоид обеспечивает сборку белка в клетках? (3)

4. Какой органоид контролирует жизнедеятельность клетки? (4)

5. Чем отличается клетка, показанная на рисунке, от клеток грибов, растений и

животных? (слайд 4)

1) наличием клеточной стенки 2) отсутствием рибосом

3) наличием цитоплазмы 4) отсутствием оформленного ядра

3. Актуализация субъектного опыта учащихся (слайд 5)

Постановка цели урока, определение проблемы и темы урока. Беседа с учащимися.

В момент рождения ребенок весит в среднем 3 – 3,5 кг и имеет рост около50 см, детеныш бурого медведя, чьи родители достигают веса 200 кг и более, весит не более 500 г, а крошечный кенгуренок – менее 1 грамма. Из серого невзрачного птенца вырастает прекрасный лебедь, юркий головастик превращается в степенную жабу, а из посаженного возле дома желудя вырастает громадный дуб, который спустя сотню лет радует своей красотой новые поколения людей.

Проанализируйте эти факты и ответьте на вопросы:


1. Благодаря каким процессам возможны все эти изменения?

Все эти изменения возможны благодаря способности организмов к росту и развитию. Эти два свойства живой материи неразрывно связаны друг с другом, и в их основе лежит способность клетки к делению и специализации.

2. Какое свойство, присущее всему живому, обеспечивает сохранение видов в ряду поколений? (размножение – воспроизведение себе подобных) (слайд 6)

Какие типы размножения вы знаете? (половое и бесполое)

Ребята, сформулируйте тему сегодняшнего урока?

Деление клетки. Митоз (слайд 7)

Деление соматических, т.е. неполовых, клеток называется митозом.

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание «деление клетки»?

Жизнь клетки, как и жизнь любого организма, можно разделить на периоды: (слайд 7)

Жизненный цикл клетки, интерфаза, митотический цикл. Запишите эти определения в тетрадь, используя материал учебника. Вам нужно их выучить.

Работа с текстом учебника . Найти определение жизненного цикла клетки и

митотического цикла

Жизненный цикл любой клетки представляет собой совокупность событий, протекающих в клетке с момента её возникновения в результате деления и до гибели или последующего митоза. Жизненный цикл клетки включает в себя стадию подготовки к митозу – интерфазу , во время которой клетка выполняет свои специфические функции.

Процессы, происходящие в клетке в стадию интерфазы (слайд 8) – подготовка клетки к построению второй хроматиды каждой хромосомы; повышается активность ферментов, клетка приступает к синтезу ДНК (новая молекула ДНК идентична старой, т.к. нарушение структуры ДНК приводит к искажению генетического кода, что делает невозможным сохранение и передачу наследственной информации). Кроме того:

Синтез белков ферментов,

Синтез рРНК, иРНК и тРНК,

Образование рибосом,

Синтез АТФ,

Рост клетки и другие немаловажные процессы.

Продолжительность интерфазы всегда больше, чем само деление (у бактерий – несколько минут, у млекопитающих – 6 – 12 часов).

Митоз, фазы митоза – слайд 9

Работа с текстом учебника. Заполнить таблицу (слайд 10): (проверка по слайдам 11 -15 презентации)

Процесс, происходящий в клетке

Профаза

Метафаза

Анафаза

Телофаза

По окончании проверки заполнения таблицы, если позволяет время, можно просмотреть видеоролик «Митоз. Анимация».

Беседа с учащимися: Биологическое значение митоза (слайд 16 )

4. Этап контроля и самоконтроля.

Выберите один верный ответ (слайды 17, 18)

1. Сколько хромосом будет содержаться в клетках печени у сына, если у его папы в этих клетках содержится 46 хромосом?

1) 0 2) 23 3) 46 4) 92

2. Что такое клеточный, или жизненный, цикл клетки?

а) жизнь клетки в период ее деления;
б) жизнь клетки от деления до следующего деления или до смерти;
в) жизнь клетки в период интерфазы.

3.Митоз – это основной способ деления:

а) половых клеток; б) соматических клеток; в) а + б.

4.Единицей размножения организмов является:

1) ядро 3) клетка 2) цитоплазма 4) ткань

5. Сущность митоза состоит в образовании двух дочерних клеток:

а) одинаковым набором хромосом, равным материнской клетке

б) увеличенным вдвое набором хромосом

в) различающимся между собой набором хромосом

г) уменьшенным вдвое набором хромосом

5. Этап информации о д/з

6. Этап рефлексии

Самоанализ обучающихся:

1. Что полезного вы узнали сегодня на уроке?

2. Что для вас было наиболее интересным?

3. Что бы вы изменили в сегодняшнем уроке?

4. В чем испытывали трудности?

Самооценка обучающихся:

Игра «Что я за птица?» Учитель при помощи проектора выносит на экран (слайд 19)

критерий

3 балла

2 балла

1 балл

Активность на уроке

высокая

средняя

низкая

Материал урока усвоил

хорошо

частично

слабо

Тему могу объяснить

Могу сам

Могу, но с подсказкой

Затрудняюсь

3 - 5 баллов воробей (собирает знания по крупицам)

6 - 7 баллов соловей (поведай свои знания другим)

8 - 9 баллов орел (открывает тайны бытия).

Онлайн тесты.


Актуализация знаний. 1. Большинство многоклеточных животных и растений начинают свой жизненный цикл с одной клетки – зиготы. 2. Большинство клеток организма имеет набор хромосом, идентичный набору хромосом в зиготе. Проанализируйте эти факты и ответьте на вопрос: 1. Какой процесс лежит в основе этого свойства живых организмов. 2.Какое свойство, присущее всему живому, обеспечивает сохранение видов в ряду поколений?


Тема урока: «Деление клетки. Митоз». Все клетки многоклеточного организма можно разделить по набору хромосом на 2 группы: Соматические – имеют двойной набор хромосом (диплоидный 2п) Половые – имеют одинарный набор хромосом (гаплоидный 1п)


Цель: - сформировать знания о значении деления клетки для роста, развития и размножения клетки и организма в целом; - рассмотреть механизм митоза; - охарактеризовать основные этапы жизненного и митотического цикла; - выявить биологическое значение митоза.


Митотический цикл состоит из трех главных стадий: Интерфаза – период интенсивного синтеза и роста клетки между двумя ее делениями; Митоз (кариокинез) – процесс деления ядра; Цитокинез – процесс разделения цитоплазмы между двумя дочерними клетками. Какие процессы должны предшествовать делению клетки, чтобы дочерние клетки были точной копией родительской клетки (по наследственной информации)


Биологическое значение митоза Биологическое значение митоза огромно. Постоянство строения, а также правильность функционирования органов и тканей многоклеточного организма невозможно без сохранения идентичного набора генетического материала в бесчисленных клеточных поколениях. Митоз обеспечивает такие важные процессы жизнедеятельности как: эмбриональное развитие; рост; восстановление органов и тканей. В случае нарушения нормального хода митоза, а также при неравномерном распределении хромосом, происходит гибель клетки или возникают мутации.


Лабораторная работа 1. вспомните правила техники безопасности и работы с микроскопом 2. подготовьте микроскоп к работе 3. рассмотрите предложенный препарат (определите увеличение микроскопа) 4. с помощью учебника определите стадию митоза в клетках


Тестовое задание А 1. Какие структуры клетки распределяются строго равномерно между дочерними клетками в процессе митоза? 1) рибосомы 2) митохондрии 3) хлоропласты 4) хромосомы А 2. В процессе митоза каждая дочерняя клетка получает такой же набор хромосом, как и материнская, потому что 1)В профазе происходит спирализация хромосом 2) происходит деспирализация хромосом 3) в интерфазе ДНК удваивается, в каждой хромосоме образуется по две хроматиды 4) каждая клетка содержит по две гомологичные хромосомы. А 3. Митоз в многоклеточном организме составляет основу: 1) гаметогенеза, 2) роста и развития, 3) обмена веществ, 4) процессов саморегуляции. А 4. По каким признакам можно узнать анафазу митоза? 1) беспорядочному расположению спирализованных хромосом в цитоплазме 2) выстраиванию хромосом в экваториальной плоскости клетки 3) рахождению дочерних хроматид к противоположным полюсам клетки 4) деспирализации хромосом и образованию ядерных оболочек вокруг двух ядер.


Выводы: В основе роста и размножения организма лежит процесс деления клетки. Жизненный цикл клетки включает интерфазу, митоз и цитокинез. Интерфаза – период, в течение которого синтезируются вещества, удваиваются хромосомы. Митоз – процесс деления ядра соматических клеток. Митоз включает 4 фазы: профаза, метафаза, анафаза, телофаза. В процессе митоза хроматиды равномерно распределяются между дочерними клетками, благодаря чему дочерние клетки получают такой же набор хромосом какой был в материнской клетке.

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Философия"

В данном разделе сайта Вы можете скачать готовые презентации по философии и философским наукам. Готовая презентация по философии содержит иллюстрации, фотографии, схемы, таблицы и основные тезисы изучаемой темы. Презентация по философии - хороший метод подачи сложного материала наглядным способом. Наша коллекция готовых презентации по философии охватывает все философские темы учебного процесса как в школе,так и в ВУЗе.

Урок на тему: «Деление клетки. Митоз»

Цели:

Обучающая: сформировать представления о значении деления клетки для размножения, роста и развития организмов, о процессах, протекающих в клетке в интерфазу и в период митоза; о механизме, обеспечивающем постоянство числа и формы хромосом в клетках, равномерное распределение генетической информации между дочерними клетками.

Развивающая: способствовать формированию умений выполнять логические мыслительные операции; анализировать, сравнивать, обобщать, работать с карточками, тестами и схемами.

Воспитательная: способствовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости мира, единства происхождения всего живого и развития многообразия живых существ на земле.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные и частично-поисковые.

Оборудование:

1. А.В. Теремов, Р.А.Петросова, А.И.Никишов. Биология. Общие закономерности жизни. «Владос», Москва, 2012

2. Таблица «Фазы митоза».

3. Динамическое пособие «Митоз».

4. Бланки с заданиями и тестами.

Ход урока

1. Организационный момент (1 минута)

2. Актуализация ранее изученного материала (12-15 минут)

А) Учащиеся, сидящие на первом ряду выполняют самостоятельную работу по индивидуальным карточкам

Карточка № 1

  1. Назовите двумембранные органоиды клетки
  2. Дайте определение «гетеротрофы», приведите примеры
  3. Что происходит в световую фазу фотосинтеза?

Карточка № 2

  1. Назовите одномембранные органоиды клетки
  2. Дайте определение «анаэробы», приведите примеры
  3. Напишите уравнение реакции фотосинтеза

Карточка № 3

  1. Назовите немембранные органоиды в клетке
  2. Дайте определение «автотрофы», приведите примеры
  3. Напишите конечную реакцию окисления глюкозы, сколько образуется энергии?

Карточка № 4

  1. Какой вклад в биологию внесли Роберт Гук и Антонии ван Левенгук.
  2. Дайте определение «ассимиляция». Как по другому можно назвать этот процесс. Приведите процессы, относящиеся к ассимиляции
  3. До каких мономеров происходит расщепление органических веществ в процессе пищеварения

Б) Работа учащихся у доски по карточкам

Карточка № 1.

Выберите один верный ответ

  1. Клетки прокариот в отличие от клеток эукариот не имеют:

А) плазматической мембраны; Б) оформленного ядра;

В) рибосом; Г) цитоплазмы;

2. Фотосинтез в отличие от биосинтеза белка происходит в клетках:

А) любого организма; Б) содержащих хлоропласты;

3. В бескислородной стадии энергетического обмена расщепляются молекулы:

А) глюкозы до пировиноградной кислоты;

Б) белка до аминокислот; В) крахмала до глюкозы;

Г) пировиноградной кислоты до углекислого газа;

4. Трансляция - это:

А) синтез полипептидной цепи на рибосомах;

Б) синтез т-РНК; В) синтез и-РНК по матрице ДНК;

Г) синтез р-РНК;

5. Синтез белка завершается в момент:

А) истощения запасов ферментов; Б) узнавания кодона антикодоном;

В) появления на рибосоме «стоп кода» или «знака препинания»;

Г) присоединения аминокислоты к т-РНК;

6. Где происходит процесс биосинтеза белка

А) в митохондриях; Б) в ядре; В) в цитоплазме;

Г) в цитоплазматической мембране;

7. Живые клетки могут возникнуть:

А) из межклеточного вещества;

Б) путем деления предшествующей клетки;

В) из разлагающихся органических остатков;

Г) из неорганических веществ

Карточка № 2

Установите соответствие между процессами и условиями их протекания:

Условия протекания:

Виды обмена веществ:

1. Происходит в хлоропластах

2. Окисление пировиноградной кислоты

3. В любых живых клетках

А) Фотосинтез

4. Только на свету

5. В зеленых клетках растений

6. Выделение СО и Н О

Б) Энергетический обмен

7. Синтез молекулы АТФ за счет энергии света

8. И на свету и в темноте

Карточка № 3

Молекула ДНК имеет следующую последовательность:

А-Г-А-Ц-Г-Т-Т-А-Г. Определите последовательность аминокислот в полипептидной цепи

Ответ: и-РНК: -У-Ц-У-Г-Ц-А-А-У-Ц-

Аминокислоты: Серин-Аланин-Изолейцин

В) Устные ответы учащихся у доски

1. Что такое интерфаза? Какое событие является главным в интерфазе?

2. Рассказать о строении хромосом

Г) Решение задачи с комментарием

Какую длину имеет ген, кодирующий инсулин, если известно, что молекула инсулина имеет 51 аминокислоту, а расстояние между нуклеотидами в ДНК составляет 0, 34нм?

Решение:

Ген – участок ДНК, несущий информацию об инсулине. Одну аминокислоту кодирует 1 кодон, состоящий из 3 нуклеотидов ДНК.

А) определим количество нуклеотидов ДНК, кодирующих инсулин:

51 х 3 = 153 (нуклеотида).

Б) рассчитаем длину этого гена:

0,34 х 153 = 52,02 (нм).

Ответ 52,02 нм.

3. Изучение нового материала (20 минут)

Вспомните с прошлого урока, что такое интерфаза?

Какие процессы происходили в этот период?

Сегодня мы разберем, что происходит с соматическими клетками после интерфазы. Сегодня будем говорить о митозе. (Тема урока записывается на доске)

Как только клетка подготовится, начинается процесс деления, состоящий из 4 фаз. Продолжительность митотического цикла для большинства клеток составляет от 10 до 50 часов. У млекопитающих время митоза составляет 1 – 1,5часа.

Фазы митоза:

  1. Профаза. Двухроматидные хромосомы спирализуются, ядерная мембрана и ядрышко разрушаются. Центриоль удваивается, образуются нити веретена деления.
  2. Метафаза. Хромосомы, состоящие из двух хроматид, располагаются по экватору клетки, нити веретена деления присоединяются к центромерам хромосом.
  3. Анафаза. Микротрубочки сокращаются, центромеры разъединяются и удаляются друг от друга. Хромосомы разделяются, и хроматиды расходятся к противоположным полюсам клетки.
  4. Телофаза. Вокруг разошедшихся хромосом образуется новая ядерная оболочка, формируется ядрышко, исчезает веретено деления. На экваторе клетки начинает закладываться перегородка, и в результате образуются две дочерние клетки

(Рассказ учителя сопровождается демонстрацией каждой фазы на таблице)

Актуализация изученного материала

Вопрос: почему дочерние клетки в точности копируют материнскую?

(Происходит равномерное распределение между дочерними клетками сформировавшихся в интерфазе хроматид, в которых сосредоточена наследственная информация)

4. Закрепление изученного материала (10 минут)

1. Ученик с помощью динамического пособия «Митоз – непрямое деление клетки» на магнитной доске составляют схему митоза.

2. Беседа с остальными учениками класса.

А) Перед митозом клетка содержит 8 хромосом. Сколько хромосом содержит потомок этой клетки после митоза? (8)

Б) Перед митозом клетка содержит 16 хромосом. Сколько у нее в этот момент хроматид? (32)

В) Проверить правильность выполнения задания на доске, используя динамическое пособие.

Г) Индивидуальное задание для учащихся.

Составить схему митоза в тетради, используя готовые заготовки «Фазы митоза», клей

5. Домашнее задание

§ 18, стр. 81 - 84

Открытый урок в 9 Б классе на тему:

«Деление клетки. Митоз»

Провела: учитель биологии

Рудь Наталья Леонидовна

Москва 2009 – 2010 учебный год